Формирование безопасного. Формирование безопасного поведения подростков в интернет-сети как психолого-педагогическая проблема. Формирование личности безопасного типа

«Человек есть высшая ценность, сохранение жизни которого является целью его существования» .
Проект « Формирование личности безопасного типа »

Проект «Формирование личности безопасного типа» ориентирован на создание условий для комплексного решения проблем сохранения и укрепления здоровья школьников через формирование культуры личной безопасности. Концепция создания личности безопасного типа предусматривает формирование ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности, повышения творческого потенциала личности, выработки навыков самостоятельного выбора правильного решения в той или иной нестандартной, в том числе чрезвычайной ситуации. А в будущем позволит формировать профессиональную компетентность как личную способность специалистов решать профессиональные задачи.

Проект предполагает осуществление учебно-методической, воспитательной, творческой работы по обеспечению безопасности поведения, жизни и деятельности. А так же совершенствование материально-технической базы образовательного учреждения.
Пояснительная записка
С каждым годом в нашей стране растёт количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера, которые происходят по вине человека из-за несоблюдения правил безопасного поведения. Проблема безопасности личности и общества становится ключевой и приобретает глобальный характер.

Анализ «Национальной доктрины образования в Российской Федерации», где в качестве одной из основополагающих целей образования значится «формирование культуры мира и межличностных отношений» позволяет понять, что вопросам обеспечения качественных (комфортных) и безопасных условий жизнедеятельности личности, общества, государства и всей мировой цивилизации необходимо уделять особое внимание.

Мониторинг состояния уровня безопасности образовательного процесса и информированности всех его участников о культуре безопасного поведения в Средней общеобразовательной школе №41 ОАО «РЖД» выявил отсутствие стройной системы необходимых знаний, умений и навыков. В связи с этим актуальными становятся вопросы, связанные с обретением и применением учащимися знаний, направленных на сохранение жизни и здоровья, формирование опыта подрастающего поколения в экстремальных ситуациях.

Для достижения этих целей вся система образования в школе должна быть направлена на формирование нового мировоззрения, создание системы идеалов и ценностей, позволяющих превратить безопасность жизнедеятельности во внутреннюю потребность человека и общества, т.е. формировать соответствующую культуру и как следствие – соответствующую ей личность безопасного типа.

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается система исторически сложившихся социально значимых ценностей, а также определенных качеств личности, которые регулируют, направляют и контролируют его образ жизни и деятельности, обеспечивая оптимальный уровень защищенности .

В своей деятельности школа руководствуется следующими аспектами формирования личности безопасного типа:

1. Мировоззренческий аспект.

Человеческая практика показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, т.е. любая деятельность потенциально опасна (материальный мир потенциально опасен) . Это утверждение носит название аксиомы потенциальной опасности.

В силу невозможности достижения абсолютной безопасности мир пришел к утверждению концепции приемлемого риска, суть которой заключается в обеспечении такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени и с которой можно согласиться. Так, комитет по здравоохранению и промышленной безопасности Великобритании в качестве нижней границы индивидуального приемлемого риска использует величину, равную 6×10 – 6 (возможность неестественной смерти 6 человек из миллиона). Именно эти значения риска, характерные для большинства развитых стран, должны использоваться в качестве ориентира.

Величина индивидуального приемлемого риска в нашей стране на порядки превосходит показатель, рекомендуемый в западных странах.

В обществе необходимо кардинально менять систему взглядов на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Основой формирования личности безопасного типа должны стать гуманистические общечеловеческие ценности, доброта и чуткость, милосердие, чувство долга и ответственности.

2. Образовательный аспект.

Д.И. Менделеев в своем труде «К познанию России» подчеркивал, что решение любой проблемы необходимо начинать с образования, т.е. с обучения тех людей, которые призваны решать ту или иную проблему.

На законодательном уровне разработана система подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также в повседневной жизни в экстремальных ситуациях различного характера. Подготовка пролонгирована через систему дошкольного, начального, неполного среднего, среднего, высшего и дополнительного образования и по существу должна охватывать все категории населения нашей страны.

Однако эффективность образовательных программ и способность умело действовать в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, как показывает практика, остается на низком уровне. Причинами являются психологическая неготовность к действиям, разрыв в теоретическом понимании вопросов защиты населения и практической реализации знаний в тех или иных условиях.

Знание основ безопасности жизнедеятельности по своей значимости для человека должно стать не менее важным, чем математика или литература, а образовательный аспект отвечать современным методикам обучения с конкретной практической направленностью для региона проживания.

3. Прикладной аспект.

Культуру безопасности можно представить как сумму умений, навыков, индивидуальных психофизических и личностных качеств человека, необходимых для успешных действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Практика показывает, что из всех лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, только 10–20 % способны действовать решительно и умело, 40–60 % – первые полчаса действуют неадекватно и только после этого времени начинают поступать в соответствии со сложившейся обстановкой. 10–20 % впадают в апатию и не способны к принятию самостоятельных решений. Сегодня существует потребность в специальных дополнительных условиях, чтобы знания превратились в умения, а умения – в навыки.

В данных условиях формирование личности безопасного типа предполагает конкретную психологическую и физическую подготовку детей, начиная с раннего возраста.

4. Экологический аспект.

Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем. Экологическое образование и воспитание детей - требование времени.

Только воспитав и сформировав личность безопасного типа, можно решить и стоящие перед страной экономические, политические, социальные и другие важные государственные задачи.

Цель проекта: создание условий для комплексного решения проблемы сохранения жизни и здоровья школьников.

Она будет достигнута при решении следующих задач:


  1. Формирование безопасной здоровьесберегающей среды в школе.

  2. Разработка комплекса мер по воспитанию безопасного образа жизни, охране и укреплению здоровья.

  3. Объединение усилий и координация работы школы, учреждения здравоохранения, правоохранительных органов, учреждений МЧС в решении проблем создания безопасной образовательной среды для школьников.

Приоритетные направления проекта:


  1. Мониторинг состояния здоровья.

  2. Создание безопасной среды в образовательном учреждении.

  3. Повышение уровня знаний школьников в вопросах безопасного поведения во время образовательного процесса и в быту.

  4. Повышение уровня правовых знаний школьников.

  5. Повышение уровня знаний родителей в вопросах безопасного поведения, укрепления здоровья, воспитания здорового и безопасного образа жизни.

  6. Помощь детям, имеющим особенности развития и трудности в обучении.

  7. Создание методических пособий по вопросам безопасного поведения, укрепления здоровья, воспитания здорового и безопасного образа жизни.

Ожидаемые результаты:
Родители обучающихся хотят, чтобы школа предоставляла:


  • возможность получения ребёнком качественного образования в максимально безопасных условиях;

  • подробную информацию о правилах поведения и сохранении здоровья в различных чрезвычайных ситуациях;
а также создавала условия для:

  • удовлетворения интересов и развития творческих способностей школьников;
Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

  • было интересно учиться и общаться;

  • имелись безопасные и комфортные психолого-педагогические условия для успешной самореализации;

  • была возможность получить качественное образование.
Педагоги ожидают:

  • создания в школе безопасных и комфортных психолого-педагогических условий для творческой самореализации и успешной профессиональной деятельности;

  • улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

Срок реализации проекта 2011-2015 гг.
Результаты первого года реализации проекта:
1. Здоровый образ жизни


  • мониторинг здоровья учащихся за 2011- 2012 учебный год показал снижение заболеваемости детей простудными заболеваниями на 8%; сколиозов на 11,1%.

  • количество учащихся вовлечённых в спортивные секции и кружки по сравнению с предыдущим периодом увеличилось на 20 %;

2. Правовая грамотность и самодисциплина:


  • за анализируемый период не случилось дорожно-транспортных происшествий с участием учеников школы;

  • не случилось ни одного происшествия предусмотренного КоАП РФ;

  • в школе создана лекторская группа, которая под руководством социального педагога провела серию классных часов и кинолекториев с последующим обсуждением: «Право на жизнь», «Чижик – пыжик», «Знать, чтобы жить» (фильмы рекомендованы министерством образования России)

  • во 2-4 классах практикуется игра-путешествие «Сказка ложь, да в ней намек». Вместе с героями известных мультфильмов дети изучают права ребенка и их возможные нарушения.

  • В среднем звене практикуются тренинги по правам ребенка в международной и российской практике, в которых данные права закреплены. (Правовая игра «Суд над хулиганством», дискуссионный клуб «Моя жизнь. Мои права»).

  • В старшем звене правовое воспитание направлено на формирование гражданских позиций молодого гражданина (ролевая игра «Мы – будущие избиратели», классный час «Мы – граждане великой России»)
4. Творческая самореализация:

  • выпуск тематических буклетов: «Дети о безопасности» (3 буклета) 2012 год; «Пожарная безопасность» (1 буклет) 2012 год; «Безопасные каникулы» (3 буклета) 2013 год;

  • первое место в городском туре конкурса детского творчества «Пожарный-доброволец – вчера, сегодня, завтра», проводимого ВДПО в 2011 году

  • первое место в региональном туре конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности в номинации «Декоративно-прикладное творчество» в 2012 году,

  • третье место в IX Всероссийском конкурсе детского творчества по противопожарной тематике, проводимого ВДПО в 2012 году;

  • первое место в городском и региональном туре творческого конкурса по пожарной безопасности в 2013 году. Итоги Х Всероссийского тура конкурса детского творчества по противопожарной тематике будут подведены в июне 2013 года.

  • Дипломы участников II Всероссийского конкурса рисунков «Страна БезОпасности» в 2012 году. Конкурс проводится в рамках Всероссийского образовательного проекта «Культура безопасности». ООО «Премьер-Учфильм» совместно с МЧС России.

5. Реализация практических навыков учащихся:


  • все учащиеся владеют навыками эвакуации в случае возникновения чрезвычайных ситуаций различного происхождения;

  • учащиеся старших классов владеют навыками оказания первой доврачебной помощи;

  • участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта в 2012 и 2103 гг.;

  • первое место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди старших школьников в 2012 году;

  • третье место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди младших школьников в 2012 году;

  • первое место в районном смотре-конкурсе юнармейских отрядов среди младших школьников в 2013 году;

6. Методическая работа творческой группы учащихся:


  • создание тематических учебных фильмов по безопасности жизнедеятельности «Порядок неполной разборки-сборки АК», «Изготовление ватно-марлевой повязки»;

  • создание социальных фильмов «Нет алкоголю», «Наркомания – зло»;

  • создание иллюстрированного методического пособия в стихах по правилам эвакуации для младших школьников.
7. Улучшение материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  • Заключение договоров:
«О медицинском обслуживании обучающихся»;

«Об оказании услуг по предотвращению воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду»;

«На производство работ по ликвидации аварийных ситуаций систем электроснабжения и освещения».


  • Обучены работники для получения I-IV групп по электробезопасности. Регулярно проводятся инструктажи с работниками.

  • Создан единый пультовый центр охраны образовательного учреждения.

  • Приобретены необходимые медицинские препараты для оказания первой доврачебной помощи, средства защиты органов дыхания.

  • Кабинет ОБЖ оснащён новой мебелью, учебными пособиями для проведения уроков, макетами, средствами индивидуальной защиты, тренажером для оказания первой доврачебной помощи, оргтехникой. Построена лаборантская для хранения оборудования и наглядных пособий.
План действий педагогического коллектива

негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

по реализации проекта «Формирование личности безопасного типа»

на 2011 – 2015 гг.


Мероприятия

Срок

Ответственный

Ожидаемый результат

Обеспечение безопасности ОУ

Заключение договоров:

«О медицинском обслуживании обучающихся»;

«О выводе на ПЦО средств тревожной сигнализации объекта»;

« Об оказании услуг по вывозу и размещению твёрдых бытовых отходов производства и потребления»;

«О дератизации и дезинфекции»;

«На производство работ по ликвидации аварийных ситуаций систем электроснабжения и освещения»

«Об оказании услуг по предотвращению воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и природную среду»;


сентябрь





Обучение работников для получения I-IV групп по электробезопасности. Проведение инструктажей с работниками

Сентябрь-ноябрь

Зам. директора по ОТ и ТБ

Реализация требований нормативно-правовых актов в области обеспечения безопасности ОУ

Проведение технических осмотров здания школы

Май, октябрь

Зам. директора по АХР

Повышение уровня безопасности школы

Своевременное проведение ремонтных работ

ежегодно

Директор школы, зам. директора по АХР

Повышение уровня безопасности школы

Создание единого пультового центра охраны образовательного учреждения

Июль 2012 г.

Директор школы, зам. директора по АХР

Повышение уровня безопасности школы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оснащение кабинета ОБЖ мебелью, необходимыми наглядными пособиями, компьютерным и учебным оборудованием

2012-2013 гг.





Создание медиатеки по ОБЖ

В течение срока действия проекта

Преподаватель-организатор ОБЖ.

Повышение уровня преподавания предмета

Приобретение необходимых медицинских препаратов для оказания первой доврачебной помощи, средств защиты органов дыхания

ежегодно

Директор школы, зам. директора по АХР, преподаватель-организатор ОБЖ.

Приведение оснащения кабинета в соответствие с современными требованиями к образовательному процессу

Капитальный ремонт тира и оружейной комнаты

2014-2015 гг.

Директор школы, зам. директора по АХР



Учебно-методическая работа

Оптимальная организация учебного дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей

Август-сентябрь

зам. директора по УР, зам. директора по ВР

Предупреждение перегрузки обучающихся.

Своевременное проведение на уроках инструктажей по охране труда

В течение года





Оформление необходимой документации по охране труда в учебных кабинетах

Август-сентябрь

зам. директора по УР, зам. директора по ОТ и ТБ, зав. Кабинетами

Предупреждение травматизма среди обучающихся и работников

Проведение предметно-тематического контроля:

«Формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности на уроках ОБЖ»



Январь

зам. директора по УР

Получение информации о формировании у школьников культуры безопасности на уроках ОБЖ

Анализ введения в курс ОБЖ раздела «Оказание первой доврачебной помощи»

Январь-февраль

зам. директора по УР

Качественное обучение школьников оказанию первой доврачебно помощи

Проведение учебных сборов

Июнь



Подготовка юношей к службе в Вооружённых Силах РФ

Организация творческой группы из числа учащихся для создания тематических учебных фильмов по безопасности жизнедеятельности

В течение 2012 года

Преподаватель-организатор ОБЖ

Формирование собственной учебно-методической базы школы

Организация тематических школьных проектов:

«Безопасное поведение в общественных местах»;

«Поведение в чрезвычайных ситуациях криминального характера»;

«Азбука потребителя»;


В течение года

Преподаватель-организатор ОБЖ



Участие в президентской программе восстановления леса после пожаров «Больше кислорода»

2011-2013 гг.

зам. директора по УР, зам. директора по ОТ и ТБ

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Воспитательная работа

Проведение творческих конкурсов:

Конкурс плакатов «Безопасность-основа жизни»

Конкурс буклетов:

«Дети о безопасности»



Октябрь-ноябрь

Ноябрь-январь



Преподаватель-организатор ОБЖ

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Участие в Всероссийском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности в номинациях:

  • художественно-изобразительное творчество;

  • декоративно-прикладное творчество.

Декабрь



Формирование ценностей безопасного образа жизни

Участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка «Страна БезОпасности».

Октябрь

Преподаватель-организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования

Формирование ценностей безопасного образа жизни

Организация дежурства учащихся по школе

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, классные руководители

Предупреждение травматизма среди обучающихся

Профилактика вредных привычек среди несовершеннолетних

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальный педагог, психолог

Нравственное развитие школьников

Проведение «Месячника безопасности»

Сентябрь, декабрь, март, май



Обучение школьников безопасному поведению

Проведение тренировочных занятий с обучающимися по эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

1 раз в четверть

Преподаватель-организатор ОБЖ

Привитие навыков безопасного поведения в ЧС

Проведение Дня защиты детей

июнь

Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ, учителя физической культуры

Формирование мотивации школьников на здоровьесберегающую деятельность

Ведение просветительской работы по вопросам безопасного поведения с обучающимися, их родителями с привлечением специалистов ГО ЧС, ВДПО, право-охранительных органов, медицинских учреждений

В течение учебного года

Зам. директора по ВР, преподаватель-организатор ОБЖ

Привлечение дополнительных ресурсов к участию в деятельности школы по вопросам обеспечения безопасности

Спортивная и оздоровительная работа

Привлечение максимального количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях

В течение учебного года

Учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ

Увеличение количества обучающихся, занятых в спортивных секциях

Участие в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта

сентябрь

Преподаватель-организатор ОБЖ

Привитие навыков поведения в ЧС

Развитие материальной базы медицинского кабинета школы

В течение учебного года

Директор школы, медицинский работник

Реализация требований СанПин

Проведение мониторинга здоровья обучающихся

2 раза в год

Зам. директора по ВР, медицинский работник

Получение сведений о состоянии здоровья обучающихся.

Реализация программы «Здоровье» в начальной школе

В течение учебного года

Руководитель МО начальной школы, медицинский работник

Укрепление здоровья школьников

Проведение общешкольного конкурса «Самый здоровый класс»

В течение учебного года

Зам. директора по ВР

Пропаганда здорового образа жизни

Критерии эффективности реализации проекта


Критерии

Показатели

Способы получения информации

Критерий «Безопасная здровьесберегающая среда»

-отсутствие травматизма, пищевых отравлений, эпидемий, чрезвычайных ситуаций;

Количество заключённых договоров о совместной деятельности с правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, обслуживающими организациями



Объективные данные

Критерий «Владение основами безопасного поведения»

-знание учащимися основ безопасного поведения;

Навыки эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

Призовые места в соревнованиях по пожарно-прикладным видам спорта;

Призовые места в военно-спортивных смотрах и соревнованиях;



Критерий «Нравственное развитие учащихся»

- отношение к вредным привычкам;

Знание и владение методами безопасного поведения в различных ситуациях



Наблюдение, аттестация, диагностика

Критерий «Профессиональный рост педагогов

-использование здоровьесберегающих технологий;

Проведение мониторинга здоровья обучающихся;

Методические разработки;

Учебные фильмы по правилам безопасного поведения;





Критерий «Удовлетворённость субъектов образовательного процесса

- стремление к поиску новых знаний;

Отношения между различными участниками образовательного процесса;

Потребность педагогов в постоянном обновлении методического инструментария


Экспертный анализ, объективные данные

Критерий «Физическое здоровье обучающихся»

- физическая подготовленность школьников;

Оснащение спортивным инвентарём;

Охват занятиями спортом;

Победы в спортивных соревнованиях;

Уровень заболеваемости;

Охват прививками


Объективные данные, экспертный анализ;

Результаты медицинских осмотров, диспансеризации


Для проведения тщательного анализа реализации проекта «Формирование личности безопасного типа» руководителю проекта необходимо ежегодно представлять следующую информацию.


Информация о выполнении плана мероприятий по реализации проекта «Формирование личности безопасного типа»

Мероприятия

Время предоставления

Ответственный

Мониторинг безопасности образовательного процесса

сентябрь

Директор школы, зам. директора по АХР, преподаватель-организатор ОБЖ

Мониторинг травматизма учащихся в период летних каникул

сентябрь

Зам. директора по ОТ и ТБ

Предоставление информации ГИБДД о школьниках-правонарушителях на дорогах в период летних каникул

сентябрь

Социальный педагог

Предоставление информации ИДН о школьниках, поставленных на учёт за различные правонарушения в период летних каникул

сентябрь

Социальный педагог

Мониторинг оснащённости спортинвентарём и оборудованием

Август-сентябрь

Учитель физического воспитания

Мониторинг теплового режима в школе

Ноябрь-апрель

Зам. директора по АХР

Оценка эффективности тренировочных занятий с обучающимися по эвакуации из школы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

1 раз в четверть

Преподаватель-организатор ОБЖ

Оформление листка здоровья в классных журналах

сентябрь

Медсестра

Мониторинг здоровья школьников

Декабрь, май

Участковый терапевт, зам. директора по ВР

Предоставление медицинских справок для освобождения юношей от учебных сборов

май

Преподаватель-организатор ОБЖ

Обобщение опыта проведения классными руководителями бесед по охране жизни и здоровья обучающихся

май

Зам. директора по ОТ и ТБ

Итоговое анкетирование обучающихся с целью выявления отношения детей разного возраста и их родителей к безопасному поведению

Преподаватель-организатор ОБЖ, социальный педагог

Актуальность проблемы безопасного поведения человека с каждым годом становится все более явной. На протяжении нескольких столетий человечество формировало и улучшало технические ресурсы с целью обеспечить безопасность и комфортность собственной жизни. В результате человек оказался перед лицом опасностей, связанных с созданием и применением техники. В трудной ситуации, при появлении опасности взрослому человеку помогает «инстинкт самосохранения, проворность, скорость действий . К сожалению, дети данными свойствами владеют не в полной мере и, очутившись в опасной ситуации, не могут принять правильное решение. В силу возрастания объема опасностей нужна кропотливая подготовка не только взрослых, но и детей к обеспечению своей безопасности .

Согласно требованиям Федерального государственного стандарта (ФГОС), основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) должна включать Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Это документ, представляющий собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения ООП НОО .

Современные психологические исследования раскрыли разнообразные аспекты безопасности. Под безопасностью понимается особая характеристика, отражающая защищенность и сохранение способности к развитию отдельного субъекта и различных групп. Признавая психологический пласт безопасности основным при построении безопасного поведения, ученые на сегодняшний день выявили психологические закономерности, принципы и ресурсные основания ее обеспечения, вскрыли различные механизмы построения: дана характеристика разных видов безопасности и различных условий ее обеспечения . Значительное внимание уделено вопросам самообеспечения безопасности человека в экстремальных ситуациях. Исследования показывают необходимость проектирования обучения безопасному поведению с учетом особенностей каждого субъекта. В полной мере это относится к детям младшего школьного возраста.

Особенно важно обучение детей основам безопасного поведения с момента поступления в школу.

Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников - предоставить любому ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение. Безопасное поведение в этой связи может пониматься как готовность и способность субъекта при наступлении трудных и экстремальных ситуаций сохранить свою защищенность и способность к дальнейшему развитию. В процессе формирования безопасного поведения должны учитываться и психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей приблизительно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам их обучения в начальных классах. Это возраст сравнительного спокойного и равномерного физического формирования, и в тоже время, данный этап характеризуется бурным эмоциональным развитием, новизной восприятия. Хорошо известно, что у младших школьников доминирует наглядно-образное понимание и зрительный контроль, которые позволяют запомнить события и предметы, их описание и определения. Школа вносит важные перемены в жизнь ребенка. Стремительно меняется весь уклад жизни его существования, его общественный статус в коллективе, в семье. Главной и основной деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьёзный труд, требующий развития таких качеств у ребёнка, как организованность, дисциплинированность, саморегуляция.

На этапе адаптации у первоклассника возникают трудности, которые связаны с особенностями школьного режима и требованиям учителя. Учитель еще не знает индивидуальных особенностей детей и поэтому еще не может обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. На этом этапе педагог обязан формировать у обучающихся ощущение того, что и класс, и школа - это не чуждая ему среда, а дружеский коллектив ровесников, старших товарищей и наставников. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться двенадцать лет.

Безопасное поведение на этом этапе недостаточно освоено ребенком, поэтому опасность может расцениваться как смелость. Ярким примером такого поведения служит поведение первоклассников из фильма «Внимание, черепаха», когда дети не чувствуют опасность.

Итак, актуализируется задача учителя начальной школы по подготовке детей к безопасной жизнедеятельности. С поступлением в школу ребенок в первый раз встречается с рядом строгих правил и школьных прямых обязанностей, обусловливающих всегда его действия в школе, дома. Первоклассник только приступает к овладению умениями производить оценку своих действий. В силу этого на начальном этапе его обучения безопасному поведению следует спрашивать у ученика детальное пояснение абсолютно всех совершаемых им действий с целью осознания им их значения. Именно учитель должен обучать детей, как вести себя в разных ситуациях, опасных для его нормального существования, труда и отдыха. Такая работа должна проводиться регулярно, а не от случая к случаю. Лишь подобным способом можно выработать умения и знания, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья.

В современной педагогической науке появилось новое направление - педагогика безопасности, изучающая закономерности развития жизненного опыта безопасного существования (жизнедеятельности) человека . Данный опыт формируется в детском возрасте в условиях образовательных организаций, в частности, в начальной школе, когда происходит активное освоение мира, расширяется круг общения и взаимодействия, сфер деятельности, географии передвижения ребенка .

Ученые выделяют этапы формирования навыков безопасного поведения младших школьников: 1 этап - информационный, когда младшие школьники получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении; 2 этап - мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения; 3 этап - тренировочный, предполагающий упражнения в применении навыков безопасного поведения .

Важным условием формирования навыков безопасного поведения у первоклассников считаем создание безопасной и здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения. Все школьные помещения должны соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся (в классах, в столовой, в спортивном зале, на стадионе и пр.). Обязательно функционирование медико-психологической службы.

Организация физкультурно-оздоровительной работы на уроках и во внеурочной деятельности позволяет сформировать у обучающихся силовые качества, ловкость, быстроту реакции и в целом, повысить адаптивные функции организма, важные для сохранения и укрепления психологического, физического и социального здоровья.

Использование учителем стиля, методов и приемов общения, технологии учебного сотрудничества, групповой работы способствуют формированию у детей чувства уверенности в своих силах, созданию ситуации успеха, снятию чувства тревожности, агрессивности. Благоприятная эмоционально-психологическая атмосфера способствует развитию чувства защищенности, комфорта, что определяет адекватное поведение детей в различных, в т. ч., опасных ситуациях.

Целенаправленная систематическая работа по формированию дисциплины в детском коллективе, следование четкому распорядку учебного дня позволяют сформировать в детях ответственность, дисциплинированность, пунктуальность и др. качества, необходимые для формирования безопасного поведения.

Развитие компонентов учебной деятельности: обучение планированию, прогнозированию и контролю этапов деятельности дает возможность научить детей четко распределять учебное время, а затем и свободное, заранее продумывать маршруты движения, быстро выполнять различные действия, что является хорошей основой для безопасного поведения.

Существует ряд дополнительных образовательных программ, направленных на формирование практических навыков безопасности жизнедеятельности: «Первая помощь», «Я и безопасность». Учителя разрабатывают самостоятельно практико-ориентированные курсы и формы внеурочной деятельности, позволяющие развивать волю, выдержку, смелость, умения преодолевать трудности: «Веревочные курсы», туристские походы, курс «молодого бойца», соревнования «Помоги другу», «Военные сборы» и др.

Важна просветительская работа с родителями (законными представителями) по формированию единого подхода к формированию навыков безопасного поведения младших школьников и т.п.; привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по разработке безопасных маршрутов для детей из школы домой, проведению оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований, ролевых игр, тренировочных занятий по оказанию первой помощи и т. п.

Итак, младший школьный возраст - это период быстрого усвоения накопленных знаний и опыта. В силу этого важно не только беречь первоклассника от опасности, но и целенаправленно и осознанно готовить его к встрече с вероятными проблемами в сфере личной безопасности, приучать его к построению безопасного поведения в быту.

Таким образом, формирование навыков безопасного поведения младших школьников на этапе поступления в школу представляет целостную систему работы и организации жизнедеятельности детей в условиях образовательного учреждения, включающую несколько направлений работы: организация просвещения обучающихся по правилам безопасного поведения, формирование умений и навыков безопасного поведения в процессе изучения практико-ориентированных курсов, организации внеурочной работы, создание безопасной образовательной среды, организация физкультурно-оздоровительной работы, сотрудничество с педагогом-психологом и с родителями, использование учителем методов и приемов работы, обеспечивающих деятельностный характер обучения безопасному поведению, психоэмоциональное благополучие каждого ребенка.

«Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников»

Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.

Цель воспитания и формирования навыков безопасного поведения у дошкольников состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Главное чтобы у ребенка сложилось общее понимание целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям. Важную роль играет положительный пример со стороны взрослых и необходимости постоянных контактов между педагогами и родителями. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Если запретов будет слишком много – ребенок не сможет выполнять их в полной мере и неизбежно будет нарушать, поэтому лучше стимулировать выполнение правил, выяснив вначале понял ли ребенок то или иное правило, было у него время чтобы его усвоить, придерживается ли сам взрослый данных правил, не слишком ли много запретов требуется от ребенка.

Данную цель можно осуществить через решение следующих задач:

  1. Формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе.
  2. Стимуляция развития у дошкольников самостоятельности, ответственности за свое поведение.
  3. Создание условий для различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта.

обучение школьник безопасный поведение

Формирование безопасного поведения в повседневной деятельности

В педагогической науке изучаются и в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения.

В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор, т.е. резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий, т.е. возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.

В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе и к следующим результатам: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирования опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.

Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.

Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций.

Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты: общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.), формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска), психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.), развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).

Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.

В широком аспекте формирование безопасного поведения - процесс формирования готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). Поскольку все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях), постольку формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.

В узком аспекте формирование безопасного поведения - присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых - обеспечение безопасности человека и общества. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения - это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности. Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения, процесса обучения курсу ОБЖ и т.д. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс».

Рассмотрим соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.

Формирование безопасного поведения - компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей. В качестве такого компонента в учебном процессе обычно выступает тот или иной учебный курс, например ОБЖ, валеология или экология. Такого рода учебная дисциплина, основным содержанием которой является культура безопасности, интегрирует, объединяет усилия всех учителей по подготовке школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.

Формирование безопасного поведения - этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели.

Например, в наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются походы в горы, сплав по горным рекам, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.) и, конечно же, участие детей и юношей в Школе безопасности, проводимой летом в рамках всероссийского движения.

Формирование безопасного поведения - функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Названная функция реализуется на уроках всех школьных учебных дисциплин. Ее осуществление прежде всего связано с содержанием обучения и воспитания. При знакомстве школьников с информацией об опасности метилового спирта (на уроке химии), электромагнитного излучения (на уроках физики), о возможных действиях мошенников и преступников (на уроках литературы, истории, права) так или иначе развивается готовность учащихся к профилактике рисков. Однако культура безопасного поведения воплощена не только в знаниях, но и в мировоззренческих идеях, нравственных и эстетических ценностях, в опыте общения с другими людьми и т.д.. Именно эти элементы культуры осваиваются школьниками независимо от конкретного содержания изучаемых тем на уроках различных учебных дисциплин. Реализация названной функции в данном случае обусловлена возможностями методов обучения и воспитания, морально-психологическим климатом на занятиях, характером общения участников педагогического процесса, личностным воплощением формирования безопасного поведения, т.е. уровнем сформированности культуры безопасности у педагога и учащихся.

Формирование безопасного поведения является закономерностью педагогического процесса, которая заключается в том, что если в педагогическом процессе осуществляется систематическая превентивная работа по подготовке школьников к предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности, то это способствует повышению уровня их безопасности, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов и от их собственной жизнедеятельности. Данная закономерность является объективной, повторяющейся, существенной, необходимой связью компонентов процесса воспитания. Прежде всего, это связи между целями, содержанием, средствами воспитания и результатами педагогического процесса.

Принцип формирования безопасного поведения ориентирует субъектов воспитания на систематическое присвоение и использование безопасного поведения в процессе вхождения в жизнь. Вытекая из закономерности, сформулированной выше, данный принцип пока не называется в учебниках педагогики, однако в практике педагогического процесса он на вооружении у многих учителей, прежде всего преподавателей ОБЖ, усматривающих в своей работе важную миссию - сохранение жизни воспитанников и создание предпосылок к устранению угрозы гибели человечества. Данный принцип следует отличать от педагогического принципа безопасности, который ориентирует учителя на создание безопасных условий в педагогическом процессе. При формальном анализе данные принципы могут выглядеть как противоречащие друг другу.

Принцип безопасности предполагает безопасные условия воспитания, а принцип формирования безопасного поведения предполагает использование опасных ситуаций для формирования у воспитанников опыта деятельности в таких ситуациях.

Формирование безопасного поведения является педагогическим условием включения детей в жизнь, формирования личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.