Огонь наш друг но он и враг. Классный час « Огонь – наш друг, Огонь-наш враг! Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров

занятия на тему: «Огонь наш друг, огонь наш враг»

Цели: Представить детям свойства огня; Познакомить с разнообразным применением огня человеком; Оборудование : емкости с водой, свеча, спички, иллюстрации по ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, воздушный шар.

Ход занятия :

Воспитатель: У нас на столе лежит коробочка. Что в ней находится. Давайте ее откроем. (В коробочке лежит спичечный коробок). Воспитатель читает стихотворение: Перед нами коробок, Он похож на теремок, Злой волшебник в нем живет, Недовольный пряча взгляд, Непослушных ждет ребят. Как начнет он их просить: «Можно с вами мне дружить? Я веселый огонек, Стал мне тесен коробок! Разве трудно спичку взять, - Отпустить меня гулять? Буду бегать и шалить, Всех могу развеселить!» Очень хитрый огонек! А ребятам невдомек, Что дружить с таким нельзя, Спички прячутся не зря! Воспитатель: Какой огонь. Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Ответы детей: огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Воспитатель: Огонь без дыма не живет. Попробуйте угадать загадку. Красный бык на земле лежит, Голубой бык к небу тянется. Дети: Красный бык-это огонь, а голубой это дым.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на этот плакат. (Изображение пожара в доме.) Что здесь изображено? Ответы детей. Воспитатель: Дети, скажите, от чего возник пожар? Дети дают различные варианты ответов: (от неосторожного обращения со спичками, от неправильного использования электроприборов и отопительных печей, невнимательности, небрежности в обращении с горящими предметами и легковоспламеняющимися материалами).

Воспитатель: Как же происходит огонь? Для чего он нам, приносит ли он нам пользу? Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Верно, огонь наш друг: он нужен заводам для выплавки металла, фабрикам для работы станков, школам, детским садам для освещения и приготовления пищи.

А какой вред приносит огонь? Дети: могут сгореть вещи, квартира, дом, лес; пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит. Воспитатель организует игру Если возник пожар. Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро отгадать загадку и передать шар другому. Шипит и злится, Воды боится С языком а не лает, Без зубов а кусает? (Огонь) Красный кот Дерево грызет, Дерево грызет,

Весело живет. А воды попьет, Зашипит, умрет. Ты его рукой не тронь Этот красный кот... (огонь) Алый петух В воде потух. (Огонь) Весёлый шалунишка, Оранжевый мальчишка, Лишь вечер настаёт, Концерт в печи даёт. Разбегался мальчонка, Трещат дровишки звонко. Оранжевые пряди Так хочется погладить... Проказника не тронь Зовётся он...(огонь) Серое сукно Тянется в окно, Вьется, взвивается, В небо устремляется. (Дым) Отец горяч и красен, Бывает он опасен. А сын взовьется птицей, К отцу не возвратится. (Огонь и дым) Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Свеча) В деревянном домике Проживают гномики. Уж такие добряки Раздают всем огоньки. (Спички) Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер! Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет)

Объясните, почему? Можно обжечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Да, действительно, огонь стихия яркая, привлекательная, но в тоже время и очень опасная. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить) Чего же боится огонь? (Воды, снега, песка, земли).

А давайте проверим правильность ваших утверждений. У нас в контейнере хранится материал, который используется для тушения огня. Вы узнаете его? (Да).

Проведем опыт: на горящую свечу прольѐм немного воды. (Ребенок выполняет указание воспитателя).

Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды). Воспитатель: Скажите, ребята: а когда мы самостоятельно не можем потушить огонь, что мы должны сделать?

Ответы детей. Воспитатель: Правильно, мы вызываем пожарную команду.

Воспитатель: Давайте повторим все, что мы узнали о огне.

(Для детей старшего дошкольного возраста)

Интеграция образовательных областей : «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Цели:

♦ Расширять знания о последствиях неосторожного обращения с огнем, с электробытовыми приборами, с огнем в природе.

♦ Формировать у детей навыки действия в случае пожара.

♦ Продолжать учить детей совершенствовать диалогическую речь, активно принимая участие в беседе, отвечать на поставленные вопросы.

♦ Воспитывать уважение к профессии пожарного.

Материал:

Дидактическая игра: «Разложи по порядку» (или иллюстрации с действиями при возникновении пожара и уничтожения огня).

♦ Мультимедийная презентация Предварительная работа:

♦ Чтение произведений С. Михалкова «Дядя Степа», С. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», Д. Воронина «Пожар», З. Шефнер «Лесной-пожар».

♦ Загадывание загадок.

♦ Беседы: «Что я знаю про огонь", «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой», «Чем опасен дым», «Детские шалости с огнём».

♦ Заучивание стихотворений об огне и пожаре.

♦ Раскрашивание детьми книжек-раскрасок о пожарной безопасности.

♦ Организация выставки «Правила пожарной безопасности»

Ход занятия .

Воспитатель : Здравствуйте уважаемые ребята! Отгадайте, пожалуйста, мои загадки:

Он друг ребят, Шипит и злится

Но когда с ним шалят, Воды боится.

Он становится врагом С языком, а не лает,

И сжигает всё кругом Без зубов, а кусает.

Воспитатель: Ну, как, догадались кто это? Правильно ребята - это огонь!

В жизни человека огонь играет очень важную роль. Наши древние предки знали немало хитростей и секретов добывания огня. Люди с давних времен берегли его в своём очаге потому, что огонь - это жизнь. Он всюду в домах и на заводах, на полях и фермах.

Воспитатель: Ребята, где можно использовать огонь?

Ответы детей : (Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. На огне человек научился готовить пищу. Без огня немыслима наша жизнь, он согревает нас в холод и т.д.)

Воспитатель: Огонь наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно. Однако огонь всегда таил в себе и опасность. Поэтому когда мы ведём себя плохо, ни слушаемся родителей, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага.

Кто с огнём не осторожен

У того пожар возможен

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём!

Воспитатель: Тысячи больших городов и сел исчезли в языках пламени. Огонь губил миллионы жизней, не щадя никого и ничего. По своим трагическим последствиям пожары не уступали страшным стихийным бедствиям. Недаром в народе говорят: «Огонь хороший слуга, но плохой хозяин».

Послушайте внимательно стихотворение про огонь, которое вам приготовили ребята:

Знают все: человек без огня не живет ни единого дня

При огне, как при солнце, светло, при огне и зимою тепло,

Посмотрите, ребята вокруг: нам огонь повседневный друг

Но когда мы небрежны с огнем, он становится нашим врагом

Человеку друг огонь, только зря его не тронь

Если будешь баловаться, то беды не миновать - от огня не сдобровать.

Знайте, в гневе он сердит - ничего не пощадит.

Уничтожить может садик, поле хлебное, ваш дом, и у дома всё кругом!

А взметнувшись до небес перекинется на лес

Гибнут в пламени пожара даже люди иногда

Это помните всегда!!!

Воспитатель : Ребята, а как может возникнуть пожар?

Ответы детей: (Это и оставленный без присмотра электрический утюг или плита, спички в руках ребенка, не затушенный уголек костра и т.д.)

Воспитатель : Ребята! Надо знать, что огонь не игрушка и не забава. Он очень опасен в руках неумелого и беспечного человека. Поэтому дети, не шалите и не играйте с огнём. Это может привести к большому пожару.

Друзья! Вы спросите меня,

Как уберечься от огня? -

А так: сказали родители «НЕТ»

Не нарушайте их запрет

Иначе скачет словно конь

Разбушевавшийся огонь

Остерегайтесь же друзья,

С огнём шутить никак нельзя!!!

С огнём не шутите - сгореть можно!

С огнём обращайтесь осторожно!

Воспитатель: Итак, ребята, чтобы ни с кем из вас никогда не случилась огненная беда, давайте запомним правила пожарной безопасности. Правила эти очень важные. Правила эти касаются каждого!

Чтобы в Ваш, дом не пришла беда,

Будьте с огнём осторожны всегда.

Спички не тронь, в спичках - огонь!

Чтоб не стал твоим врагом,

Будь осторожен с утюгом!

Не суши бельё над газом

Всё сгорит единым разом.

Когда без присмотра оставлена печь -

Один уголёк целый дом может сжечь.

Возле дома и сарая

Разжигать костёр не смей

Может быть беда большая

Для построек и людей.

В розетку пальцами не лезь,

Может током пальцы обжечь.

Дым увидел, не зевай!

Скорей пожарных вызывай!

У огня свои повадки

Он играть не любит в прядки

Дома, на улице, ночью и днём

Будьте всегда осторожны с огнём!!!

А теперь ребята все дружно вместе:

Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер "01"

Воспитатель : А сейчас мы поиграем: Я начиняю стихотворную строку, а вы должны закончить её.

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небе шар,

Там всегда грозить нам будет злой... пожар.

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в... квартире.

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил... утюг.

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками... играл.

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те.. .отнять

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над... газом?

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А туши его...водой

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые...предметы?

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег... траву?

Кто с огнем не осторожен

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с...огнем!

Помни каждый гражданин

Этот номер...01!

Дым увидел - не зевай,

И пожарных...вызывай

Воспитатель: А теперь вы должны подумать и ответить правильно, что необходимо предпринять в данной ситуации и подобрать нужную картинку.

Ситуации: Ответы:

Возник пожар. /Звони по телефону « Ноль один»/

В комнате много дыма. /Пробирайся ползком к выходу/

На тебе горит одежда. /Падай на пол и катайся/

Задымился телевизор. /Отключи, накрой одеялом/

Горит старая трава. /Забросай землёй, залей водой /

Почувствовал запах газа. /Открой окно, позвони «ноль четыре» /

Трудно дышать от едкого дыма. /Дыши через мокрую Тряпку/

Воспитатель: Эта игра называется «Слушай внимательно» и на мои вопросы вы должны ответить хором: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, услышав задах гари,

Сообщает о пожаре?

Кто из Вас, заметив дым,

Закричит: «Пожар! Горим!»

Кто из Вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём?

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по « ноль четыре»?

Кто от маленькой сестрички

Незаметно спрячет спички?

Кто из Вас шалит с огнём?

Признавайтесь честно в том!

Кто костров не разжигает

И другим не доверяет?

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Разложи по порядку» :

(Дети должны разложить карточки по порядку действий при возникновении пожара и рассказать об изображённых на них действиях.)

Картинки с изображением:

Сообщение по телефону «01» о пожаре;

Эвакуация людей;

Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно;

Встреча пожарных;

Работа пожарных.

Воспитатель: Пожар всегда возникает неожиданно, ребята, а кто приходит к нам на помощь? (Пожарные)

Воспитатель: А какими качествами должны обладать пожарные? Ответы детей: (Сильными, смелыми, мужественными, любить свою работу и т.д.)

Воспитатель : Действительно ребята, на борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни. Помните ребята,

«Огонь – наш друг.

Но, осторожно!

Шутишь с огнём –

Беда возможна».

Чтобы не случилось беды, чтобы на нашей земле было как можно меньше пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности о которых сейчас нам ребята расскажут.

Дети читают наизусть и выразительно стихотворения:

Всем детям это нужно знать:

Опасно спичками играть.

Еще ребята знать должны:

Опасно разжигать костры.

Петарды тоже злая штука,

Легко они поранят руку.

Нельзя играться утюгом -

Утюг бывает тоже злом.

Все игры детские с огнем

Бедой кончаются потом,

Малыш, со спичкой не шути,

И эти правила учи:

Без старших печь не зажигай,

Огонь и газ опасны! Знай!

Не приключиться чтоб беде,

Утюг нельзя включать тебе.

И свечи не игрушка, дети,

Все малыши должны знать это.

И зажигалка - не игрушка,

Сгорит и скатерть, и подушка.

Не жгите листья!

Дым и жар

Ведь превращаются в пожар.

Пожар - беда.

Пожар - не шутка.

Причина - шалости минутка.

Пожар невинных обижает

И много боли причиняет.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности,
  • привить навыки осторожного обращения с огнём,
  • научить учащихся правильным действиям в случае возникновения пожара.

Оборудование:

  • Плакаты и рисунки учащихся на тему противопожарной безопасности, книги, памятки: "Огонь - наш друг и враг", "Оказание первой помощи пострадавшему от огня"
  • Заранее порекомендовать школьника прочитать книги:
  • С.Маршак "Кошкин дом", "Пожар", Рассказ о неизвестном герое".
  • Л.Толстой "Пожар", "Пожарные собаки"
  • Б.Житков "Пожар в море"

Ребята! Отгадайте загадку.

Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит,
Он от злости ест дрова
Целый час, а может, два,
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь. (огонь)

Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об огне. Прочитайте на плакате в центре доски тему нашего с вами разговора.

Как вы думаете, огонь - друг или враг человека?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Потому что огонь приносит как много пользы людям, так много и вреда.

Послушайте стихотворение в исполнении..., которое называется "Каким бывает огонь"

(Ученики читают стихотворение "Каким бывает огонь".)

Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь,
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.

Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок!..
Да, огонь бывает разный-
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый,
Очень злой.

А без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.

Ну, а раз в четыре года
Делом занят он другим
В синем море небосвода
Плещет парусом тугим.
И летит над стадионом,
Как манящая рука,
Чтобы многим миллионам
Знак подать издалека.

Чтоб позвать на праздник смелых,
Сильных, доблестных людей-
Красных, жёлтых, чёрных, белых
Сыновей планеты всей,
Всей планеты дочерей.

  • О каком огне вы узнали в последних строчках стихотворения? (огонь - символ олимпийских игр)
  • В чём же заключается польза от огня?
  • А в чём заключается вред огня?

Сейчас я дополню ваши ответы, потому что огонь приносит ещё очень много пользы.

Огонь издавна был другом человека. Огонь считали живым существом, "приручали" огонь, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. На огне человек научился готовить пищу. Огонь спасал от холода, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивал их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Свойства огня считали волшебными, происхождение его - божественным. У всех народов Земли - были боги огня. Богов огня все старались задобрить, приносили им жертвы, устраивали в их честь праздники.

Проходили годы и века. Постепенно люди узнавали огонь лучше и лучше. Многие его загадки перестали быть загадками. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Но другом, помощником быть не перестал.

Как и в древности, он согревает нас, помогает людям готовить пищу.

Иногда -на костре в туристическом походе или на рыбалке у реки. А чаще всего - на комфортабельной и компактной газовой или электрической плите, в небольшой и уютной деревенской печке.

А есть и огромные заводские печи. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе в печах обжигают кирпич, из которого строят дом. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты...

Между прочим, автомобили и самолёты движутся тоже с помощью огня. Ведь в моторах, в реактивных двигателях сгорает топливо. А горение - это жизнь огня.

Топливо сгорает и в топках электростанций. Здесь рождается электрический ток. Выходит, что огонь и электрический ток- ближайшие родственники. Ток освещает ваши дома и улицы, по его линиям движутся троллейбусы и трамваи, им "питаются" и гигантские заводы, и работающие в наших квартирах телевизоры, радиоприёмники, пылесосы, холодильники, утюги, многие другие промышленные и бытовые приборы.

Взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет её? Сила огня!

Заглядывает утром в твоё окошко ласковый солнечный лучик. Что такое солнце? Это тоже огонь. Солнце - огромный раскалённый шар, в котором сгорают газы, в основном водород, неся нам тепло и свет. Без этого огня не было бы жизни на нашей планете.

Ребята, посмотрите на рисунки, которые вы выполняли. Покажите, на каких рисунках огонь добрый, является другом человека? В чём заключается помощь от огня на данном рисунке?

Сила у друга-огня - большая-пребольшая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.

Послушайте стихотворение о злом огне, которое расскажет....

Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,
Поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь
Гасить должны!

Самый ужасный, самый опасный огонь - это конечно, огонь войны. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица земли и большие города, и маленькие деревни.

Но и в мирное время огонь, выйдя из повиновения, может уничтожить целый город или деревню. Когда это происходит? (когда начинается пожар).

Большие бедствия приносили пожары Москве, Владимиру, Суздалю, Киеву, Минску, Новгороду, Пскову, Костроме, Вятке, Воронежу и другим городам.

Сейчас на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд - новый пожар. Горят предприятия и больницы, гостиницы и магазины, поезда, корабли, самолёты. Огонь не щадит музеи и библиотеки, театры и дворцы, памятники культуры, школы, леса, хлебные поля... А в результате - колоссальные убытки. А самое главное - десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Чтобы этого не было, дети всегда должны осторожно обращаться с огнём, газом, электричеством, внимательно присматривать за младшими братишками и сестрёнками, за всеми малышами. Ведь очень большое количество пожаров связано с детской шалостью.

А что уж говорить о спичке? Чиркнул ею без нужды, бросил беспечно на пол - и уже пожар.

Расскажет нам стихотворение о шалостях со спичками.

На даче в Трехгорке
Жил маленький Жора,
Лишь чиркнул он спичкой -
И вспыхнула штора.
Хотел он в пожар поиграть понарошку -
Осталась от дома
Одна головёшка.
У многих привычка -
Зажжённые спички,
Шагая, бросать тут и там,
Кто делает это,
Тому два - три шага
До самой страшнейшей из драм.

А сейчас, ребята, мы не много отдохнём и поиграем. Я буду зачитывать вам отрывки из произведений, где говорится об огне, а вы будете называть мне автора и название этого произведения.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!
(Корней Иванович Чуковский "Путаница".)

Может ли море гореть? (нет.)

Сейчас горе - хозяева в море сливают и нефть, и бензин. Видели, наверное, по телевидению, как горело море. Вернее, не само море, а плёнка из этих веществ, расплывшаяся по поверхности воды.

А почему море загорелось в стихотворении " Путаница"?

(Игра со спичками лисичек привела к пожару.)

Тили-бом, тили-бом
Загорелся Кошкин дом
Кошка выскочила
Глаза выпучила
Бежит курочка с ведром
Заливать Кошкин дом.
(Самуил Яковлевич Маршак " Кошкин дом".)

Почему возник пожар? (была оставлена без присмотра печь.)

Что за дым над головой?
Что за гром по мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда
От огня спасает дом.
Весь чердак уже в огне,
Бьются голуби в окне.
(Сергей Владимирович Михалков"Дядя Стёпа")

Кому помог дядя Стёпа во время пожара? (он выпустил голубей)

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С подножки трамвая -
Автомобилю наперерез-
И по трубе
Водосточной полез.
Кто был спасителем девочки?
("Неизвестный герой" С.Я.Маршак)

А теперь следующая игра: "Доскажи словечко"

Выпал на пол уголёк
Деревянный пол зажёг;
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его... (водой)

Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те... (отнять)

Если где хранится мусор
Или просто разный хлам,
Надо будет потрудиться,
Навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро всё ... (убрали)

Что бывает, если птички
Зажигают дома спички? (пожар)

А теперь отгадайте загадки:

Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)

Летела мошка - осиновая ножка,
На стог села - всё сено съела. (спичка)

То назад, то вперёд
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе
Продырявит море. (утюг)

Без рук, без ног,
К небу ползёт. (дым)

Это тёмно-тёмный дом,
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестёр
Может вспыхнуть как костёр. (спичка)

Сидит на крыше всех выше
И дымом дышит. (труба)

Попало наше тесто
В горячее место,
Попало - не пропало,
Румяной булкой стало.
Какое это место?
Куда попало тесто? (печь)

Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают спички, разводят костры. Увлекшись игрой, они забывают потушить костёр, и тогда раздуваемые ветром искры костра разлетаются на большие расстояния.

Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.

Но разжигать костёр нельзя не только возле дома, но и в других

местах, особенно в лесу. Почему? (непогашенный костёр может нанести огромные ущербы лесным насаждениям)

Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

Бензин - может, кто-то со мной не согласен?

Не только опасен, он взрывоопасен.

Очень часто пожары возникают на новогодних праздниках. Нельзя украшать ёлку легкосгораемыми игрушками (бумажными, ватой), зажигать на ней свечи, устраивать в помещении различные фейерверки.

Многие из вас, ребята, наверное, помогают своим родителям дома. Поднимите руки, кто из вас помогает мамам гладить бельё? А кто из вас помогает готовить?

И здесь важно помнить о пожарной безопасности. Грозит пожаром оставленный без присмотра включённый утюг или плитка.

Об этом прочитают нам стихотворения..... и......

Ленту гладила Анюта
И увидела подруг,
Отвлеклась на три минутки
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит - три минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.

Уходя из дома, никогда не забывайте выключать электроприборы.

В квартире оставлять нельзя
Прибор, включенный в сеть.
В противном случае, друзья,
Вам синим пламенем гореть.
Бывает, семья уезжает на юг,
Забыв, что не выключен в доме утюг.
А вслед - телеграмма, подобная грому:
"Пожар - ничего не осталось от дома"

Конечно, пожар может возникнуть не только по вашей вине. Летом, в лесах и на хлебных полях, пожар вызывает иногда небольшая искорка от трактора, автомобиля, невзначай брошенный окурок или не залитый водой костёр. Летняя гроза бывает иногда очень нужна, она освежает воздух, но и бед может наделать тоже: от грозы бывают пожары.

Послушайте стихотворение в исполнении....

Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе - вспышки молний.
Ветер треплет цветники
На зелёном сквере,
В дом ворвались сквозняки,
Распахнулись двери.
Вспыхнул на небе пожар.
Мчится красная машина,
Всё быстрей, быстрей, вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
- Поднажми ещё немножко, -
Он шофёру говорит.
- Видишь в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас...
- Ясно всё, - шофёр ответил,
Дав машине полный газ.

Ребята, по какой бы причине не возник пожар, вы должны немедленно позвонить в пожарную службу по те6лефону 01 или сообщить о пожаре взрослым, А по мере сил - и принять участие в тушении пожара.

При пожаре, при пожаре, -
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают "ноль - один!"
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся!

Как называют людей, которые, рискуя своей жизнью, борются с огнём? Какими качествами должен обладать пожарный? (способностью к самопожертвованию, мужеством, обладать физической силой, ловкостью, профессионализмом)

О всех сложностях, которые возникают в работе пожарных прочитает стихотворение...

В нашей трудной службе важно
Быть умелым и отважным.
Поверьте! Не хочу себя хвалить,
Но струсишь - и огонь не победить.
Знает весь честной народ,
Что пожар - такой же фронт...
Против огненной лавины
Вместе с нами в свой черёд
В бой - пожарные машины,
Катера и вертолёт...

Вы не верьте анекдотам:
Мол, легко пожарным жить,
Дескать, вся-то их работа
На пожаре воду лить.
Шутка есть и будет шуткой,
Спор решится сам собой -
Посмотреть бы вам минутку,
Как ведёт с огнём он бой.
Как горит, но не сгорает,
Задыхается в дыму.
И как пламя умирает,
Покоряется ему.
И тогда вам ясно станет,
Как опасен этот труд!

В нашей стране много героев - пожарных. Рискуя своей жизнью, они бросаются в огонь, спасая жизни других людей. Героев награждают медалями "За отвагу на пожаре"

А сейчас, ребята, разберём самый сложный вопрос "Как вести себя при возникновении пожара". Я перечислю правила, а вы постарайтесь их запомнить.

Если пожар в зачатке, надо попытаться затушить его, закрыв тряпкой, прекратить доступ кислорода.

Позвоните по телефону "01", сообщите точный адрес и характер возгорания.

Если рядом есть взрослые (соседи), надо позвать на помощь.

На что вы можете рассчитывать при пожаре? Есть 4 основных фактора, которые необходимо знать, если вы хотите спастись при пожаре.

  1. Пожар ослепляет, вы не сможете видеть в огне.
  2. Чаще убивают дым и газ, а не пламя.
  3. Жар от огня настолько силён, что сам по себе может вызвать гибель.
  4. Недостаток времени. Пожар не оставляет времени, нужно успеть выбраться из огня.

О чём следует помнить, принимая меры по спасению? Если густой дым заполнил все выходы (огонь движется всегда вверх), плотно закройте входную дверь в комнату, законопатив все щели мокрыми тряпками, чтобы предохранить от проникновения дыма. Если дым проник в комнату, держитесь около пола, там всегда есть воздух. Закройте рот и нос мокрым полотенцем. Встаньте у окна, чтобы пожарным было известно о вашем пребывании в квартире. Эти действия необходимы для вашего спасения, когда вы дома.

А теперь настало время поговорить о правилах оказания первой помощи пострадавшему, который побывал в условиях пожара.

Известно, что чем дольше не принимаются меры при ожоге, тем серьёзнее будет травма пострадавшего.

Выйди к доске и прочитай правила оказания первой помощи пострадавшему на пожаре.

Необходимо:

Подставить обожженные места под струю холодной воды

Снять с поражённых мест кольца, часы, ремни, обувь...так как эти места начнут отекать;

Обработать место ожога лечебными аэрозолями

Защитить ожоги, прикрыв их чистым материалом;

Вызвать " скорую помощь" по телефону "03";

В чём будет заключаться первая помощь человеку, у которого загорелась одежда? Надо остановить его, повалить на землю или на пол, катать по земле, чтобы потушить пламя.

И в завершенье нашей беседы

Давайте ребята сделаем вывод, из всего услышанного и запомним следующие правила:

С точки зрения пожарной
Он опасен чересчур
Если сделан из бумаги
Самодельный абажур.

Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом -
Всё сгорит единым разом!

Когда без присмотра оставлена печь -
Один уголёк целый дом может сжечь.
Возле дома и сарая
Разжигать костёр не смей!

Может быть беда большая
Для построек и людей.
Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.

Ты о пожаре услыхал -
Скорей об этом дай сигнал!
Пусть помнит каждый гражданин -
Пожарный номер: "01"

Спички не тронь, в спичках - огонь!
Чтобы в ваш дом не пришла беда,
Будьте с огнём осторожны всегда!

Я желаю вам, ребята, чтобы огонь всегда был бы только вашим другом.

Огонь… На него можно смотреть часами, заряжаясь философским настроением. Он заставляет задуматься о многих проблемах. Наши древние предки его хранили и оберегали, а он в ответ их согревал и помогал питаться. Видимо, поэтому в древности огонь боготворили.

В современном же мире огонь для человечества не настолько важен. Пищу люди готовят на электрической плите, то же электричество позволяет видеть в темноте и жить в теплых и уютных квартирах.

Тем не менее, и сегодня многие опасаются этой стихии. Боязнь огня заложена практически у всех людей на подсознательном уровне. Но что собой представляет огонь?

Химики говорят, что это окислительная реакция с выделением света и тепла. Историки считают, что это – одна из основополагающих стихий, ведь благодаря огню на Земле существует цивилизация, а мистики его боятся и обожествляют.

Понятие «огонь» овеяно множеством легенд и тайн. И многие об этом знают не понаслышке. Например, историю семьи Ломшаковых в Липецкой области знают многие. Они переехали сюда из Архангельска и некоторое время ютились во времянке: строили новый дом. Но долгожданное новоселье омрачил пожар…

Когда накрывали на стол, спохватились: не хватало стульев. Поэтому пододвинули диван. Но то, что произошло потом, не поддается объяснению: диван ни с того, ни с сего загорелся. Тогда пламя удалось погасить, пострадала только обшивка. Все кто присутствовал на новоселье, уверяют: загорание произошло само собой: никто не курил, поблизости не было источника огня или электропроводки.

С этого дня для Ломшаковых пожары стали обычным делом. Предметы домашнего обихода, мебель, вещи, даже соль – все это загоралось само по себе. Семья обращалась ко многим специалистам, но ученые мужи только разводят руками.

При этом удивительным было другое. Загадочный огонь, который появлялся в доме Ломшаковых, внешне отличался от обычного: в первые секунды он горел с ярко-синими всполохами, напоминающими пламя в турбозажигалке. Ломшаковы понимали, что имеют дело с необъяснимым и загадочным явлением. И чтобы попытаться выяснить причину возгорания, им пришлось обратиться к специалистам по аномальным явлениям.
Когда последние замерили электрическую напряженность нового дома Ломшаковых, то были поражены. Она составляла почти сто пятьдесят вольт. Выясняется, что такой вольтаж связан в основном с тектоникой местности. Более того, вокруг на участках вокруг уже горело несколько домов ранее. И еще: местные жители не раз замечали в этом районе таинственные огненные явления - атмосферные свечения и парящие в воздухе голубоватые светящиеся шары…

Древние считали: небесный огонь – это кара богов. В 1935-м году огненные шары уничтожили тысячи квадратных метров зеленых насаждений в Южной Америке, срезав деревья под корень. Ущерб, который был ими нанесен, сравнивали со стихийным бедствием.

В 2004-м году в иранском городе Баболь упавший на дом пылающий шар полностью его разрушил. Жителям чудом удалось спастись. Взрыв был таким громким, что разбудил всех соседей. Они бросились на улицу и застыли в изумлении. Во дворе дома огненный шар, имевший диаметр около полутора метров, бешено вращался, разбрызгивая вокруг себя искры.

Через минуту все исчезло, а шар растворился в воздухе. Иранские специалисты, осматривавшие место падения огненного шара, не обнаружили никаких остатков космического вещества. Они выдвинули версию, что это – шаровая молния, возникшая в результате землетрясения. Но это противоречит устоявшейся теории о том, что огни землетрясения выходят до или во время стихийной катастрофы прямо из земли. А огненный шар в Баболе, по словам очевидцев, прилетел с неба.

Но есть и другая версия: дом подвергся атаке геофизического метеорита. Его природа пока непонятна. Одни специалисты считают его шаровой молнией, другие – сгоревшим в атмосфере метеоритом.

А московские ученые сделали и вовсе сенсационное заявление: возможно, что огненные шары и феномен пирокинеза – родственные явления. Ведь пирокинез – движущийся огонь – одно из самых загадочных явлений. Он до сих пор не получил научного объяснения.

Тем не менее, на территории Росси до сих пор зарегистрировано более двух тысяч случаев самовозгорания людей. Неизвестно, все ли они связаны с пирокинезом или в некоторых случаях причиной был криминал, однако факты были, и они зафиксированы.

В последние годы СМИ стали утверждать, что самовоспламенения происходят намного чаще, чем раньше. Неизвестно, правда это или нет, поскольку официальная наука не изучает проблему самовозгорания. Зато этим вплотную занимаются исследователи аномальных явлений, пытающиеся понять, почему люди вспыхивают как спички.

Медведицкая гряда – цепь невысоких холмов на границе Саратовской и Волгоградской областей – считается одной из наиболее известных аномальных зон в нашей стране. Дурную славу Медведицкие холмы получили вследствие невероятного количества происходящих здесь аномальных явлений. И прежде всего, повышенной активностью НЛО. По заверениям местных жителей, летающие объекты самых различных форм появляются в этих местах чуть ли не каждую неделю.

За последние три десятилетия лет Медведицкую гряду посещало несколько десятков исследовательских групп. Ведь места эти славятся не только посещением НЛО: здесь несколько раз были зафиксированы случаи самовозгорания, причем последнее из них произошло так молниеносно, что пострадавший, а это был местный пастух, видимо даже не понял, что с ним произошло. Об этом свидетельствовало положение трупа, когда его нашли односельчане.

Явление пирокинеза до сих пор вызывает жаркие дебаты в научном мире. Человек на три четверти состоит из воды, в состав которой входят сверхтекучие электроны. Именно они и способны собираться в мощный электромагнитный вихрь, создающий внутри организма своеобразную шаровую молнию. Она-то и обращает человека в пепел.

Опытным путем было установлено: для самовозгорания необходимы соответствующие внешние условия – повышенный геомагнитный фон и температурный режим.

В Древней Греции человек, убитый молнией, лишался торжественного погребения. Традиция предписывала похоронить его там, где боги «поразили» несчастного. В средневековой Европе таких погорельцев хоронили за церковной оградой. Поверье, что бог карает так грешников, живо до сих пор.

Станет ли небесный огонь мощным источником энергии или останется неуправляемой разрушительной силой, сегодня гадают исследователи.

Нострадамус говорил, что солнце запылает огнем и наступит конец света. Средневековый предсказатель считал: мир сгорит в адском пламени. И за это он сам чуть не отправился на костер.

По прогнозам экологов, планете Земля грозит глобальное потепление. В течение ближайших ста лет средняя температура может подняться на пять-шесть градусов. И тогда на Земле наступит настоящий ад…

Разбалансировка атмосферы приведет к резкому изменению климата, к пожарам… Огонь станет орудием «божественного возмездия», приведя к гибели мира. Подобный сценарий развития предсказан еще в древности…

В тоже время, человек отличается от животного существа в том числе и тем, что умеет обращаться с огнем. Для этого он преодолевает свой страх перед опасной стихией. Ведь не случайна пословица об огне, воде и медных трубах.

Некоторые обряды язычников, основанные на воздействии огня, дошли и до современников: славяне празднуют Масленицу, сжигая ее чучело, прыгают через костер в Купальскую ночь, люди молятся перед горящими свечами… Ведь считается, что огонь очищает душу и ауру, помогает соприкасаться к высшим духовным сферам, поговорить с богами и быть услышанным Вселенной…

Сегодня наука изучает атом, разглядывает далекие звезды и исследует тайну генома, но она пока не в силах контролировать огонь. И еще неизвестно, приведет ли техногенный путь развития цивилизации к покорению огня. А может, эта стихия подчиняется только силе мысли или энергетической силе человека? Время покажет…

Прометей, который подарил человеку огонь, был страшно наказан: боги обрекли его на страшные мучения. Но его жертва была не напрасна: люди получили не только вареную пищу, тепло и свет, но и отличный «тренажер», помогающий преодолеть собственное несовершенство.

И кто знает, может, на новом этапе покорения огня человек сможет сравняться с богами

Огнем в быту называют пламя, сопровождающее процесс горения вещества с одновременным выделением тепла. Почему считается, что огонь – друг и враг человека . Огонь - друг или враг человека?.

Огонь - друг человека

В период первобытного существования человечества было время, когда люди совсем не знали огня. Впервые человек встречался с огонем при пожаре, возникшем от молнии или раскаленной лавы, изверженной из вулканов. Такой огонь воспринимался первобытным человеком как сверхъестественная сила , вызывая у него чувство страха.
Огонь как последствие раскаленной лавы. С развитием человечества наши предки научились добывать огонь простейшими способами - путем одного деревянного предмета о другой или высекая искры при ударе камня о камень. Добытый огонь постоянно поддерживали в непрерывно горящих кострах, лучинах, коптилках. Применяя огонь, люди научились готовить пищу, обогреваться, использовать его для защиты от нападения хищных зверей. Так огонь стал другом человека .

Огонь - большая сила

Постепенно человек научился управлять огнем - строить кухонные очаги, печи, делать осветительные лампы, фонари. Прошли тысячелетия. Теперь огонь используют как в быту, так и в промышленности. Современный человек разумно пользуется огнем. В умелых руках огонь - большая сила . Но, к сожалению, в нашей жизни нередко бывают случаи, когда из-за неумения или небрежности в обращении с огнем возникают пожары и за короткое время сгорают огромные материальные ценности - , промышленные предприятия, больницы, школы, жилые дома, животноводческие помещения, хлеб и другие богатства, созданные трудом людей.

Огонь - враг человека

Пожары в большинстве случаев возникают из-за несоблюдения элементарных правил пожарной безопасности в быту и по месту работы вследствие халатности или по незнанию этих правил. Тогда огонь становится врагом человека .
Пожар как последствие несоблюдения правил пожарной безопасности.

Причины пожаров

Наиболее распространенными причинами пожаров являются неосторожное обращение с огнем, курение, игра детей с огнем.
  • От брошенной не потушенной спички могут загореться легковоспламеняющиеся предметы (скатерть, занавеска, бумага, древесные отходы, сено, сухая трава и т. д.).
  • При неосторожном зажигании спички отлетевшая головка может поджечь одежду, постель и другие сгораемые материалы и вызвать пожар.
  • К тяжелым последствиям может привести небрежное обращение с горящей свечой.
В новгородских летописях за 1509 г. имеется такая запись:
«В первом часу дня на заутрене в неделю был большой пожар. Загорелось на Славкиной улице у Логиновой жены Екатерины в клети от свечи и погорела торговая сторона вся, многие палаты посыпались, и жизней без числа сгорело. Никогда же в Великом Новгороде такой пожар не бывал».
В летописи далее рассказывается о том, что многие новгородцы, спасаясь от огня, вместе с имуществом хотели укрыться в Арбузовском саду на Никитинской улице. Сильный ветер перебросил огонь в сад, и сад запылал. В огне погибло 3315 человек, и, кроме того, многие утонули в Волхове. Копеечная свеча Екатерины Логиновой обошлась новгородцам не только в несколько миллионов рублей, но и в тысячи человеческих жизней.
Свеча - распространенная причина возникновения пожара. Сейчас таких крупных пожаров от неправильной эксплуатации свечей нет. Однако пожаров по этой причине еще много. Поэтому необходимо соблюдать особую осторожность при пользовании свечами. Нельзя укреплять свечу расплавленным воском на столе, доске, на подоконнике или стуле, так как, догорая, она может упасть и вызвать пожар. Используя свечи, надо применять невысокие металлические подсвечники или укреплять свечи на несгораемом основании. Очень опасно ходить с горящей свечой на чердак, в кладовые, сараи, так как свеча может случайно выпасть из рук и поджечь паутину, бумагу, солому или сено и вызвать пожар.
  • Нельзя курить в помещениях, где производят работы с легковоспламеняющимися жидкостями, в столярных мастерских, в складах, гаражах, в хлебных массивах, а в условиях жилищ - на чердаках, в сараях и т. д.
  • Нередки случаи, когда дети младшего возраста становятся виновниками пожаров и сами при этом гибнут.
  • Надо запрещать детям самостоятельно пользоваться огнем, а спички хранить в недоступном месте, чтобы они не могли их найти.
Детям старшего возраста нужно разъяснить, что же надо делать для того, чтобы не допустить такого бедствия. Это:
  • не играть со спичками, не зажигать их самим и не давать заниматься этим другим детям;
  • не играть с электрическими приборами, не включать их в сеть, оставленный без присмотра включенный в сеть прибор может привести к пожару;
  • не растапливать печь, не зажигать газ в плите;
  • не разводить костров в отсутствие старших.

При разведении костров нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Если у них есть младшие братья и сестры:
  • не оставлять их без присмотра,
  • не подпускать их к горящей печке,
  • не разрешать им играть со спичками, электронагревательными и осветительными приборами.
Так старшие дети помогут взрослым организовать разумный отдых и досуг детей младшего возраста. При соблюдении разумного и грамотного обращения с огнем, он может стать только другом человека.