Модернизация как важная научная и производственная проблема. Третий этап модернизации Теории политической модернизации

Коваленко С.В. Ермолаева Л.К. (лекция) Этапы и проблемы модернизации России

13. Политическое развитие общества

§ 13.3. Этапы и проблемы модернизации России

Россия является страной неорганической модернизации. Страна складывалась в зоне рискованного земледелия, столкновения двух мировых религий, двух типов цивилизации, в зоне, не освоенной предшествующими цивилизациями, в стороне от мировых торгово-информационных коммуникаций. Необходимость выживания и развития православной державы в этих условиях требовала максимальной концентрации и централизации ресурсов в руках жесткой, авторитарной власти. Для создания условий развития России, реализации конкретного минимума естественных прав граждан субъекты государственной власти использовали различные заимствованные социально-политические технологии. В этом процессе необходимо выделять следующие этапы.

Восточно-православный (от крещения Руси до конца XVII в.). Модернизация осуществлялась на основе заимствования социально-политических технологий Византии, Востока и приоритетного использования торгово-экономических связей между странами Востока и Юга.

Западный. Переориентация торгово-экономических и культурных связей с Востока на Запад. Заимствование политических технологий и принципов социальной организации с Запада. Частные интересы элиты становятся доминирующими (начало XVIII в. и до 1917 г.).

Советский. Попытка модернизации страны на основе восточной модели цивилизационного развития и воспроизводства, традиционных общинно-патриархальных моделей жизнедеятельности в рамках всего государства. Безусловное доминирование общего интереса над частным.

Постсоветский. Предпринята попытка создать условия ускоренного развития на основе активного внедрения западных принципов социальной организации общества и технологий управления.

Особенностью модернизации России являются последовательные попытки использовать заимствованные технологии производства и управления на всех этапах исторического развития. Государственная власть для реализации заимствованных технологий должна создавать мощные бюрократические структуры контроля над процессом внедрения этих технологий (например, реформы Петра I, Александра II, В.В. Путина). Основная проблема модернизации заключается в том, что любая бюрократия в условиях сильной авторитарной власти, политически неграмотного населения начинает перерождаться, работать сама на себя, тем самым препятствуя развитию общества. Янош Корнаи – авторитетный специалист в области экономики и страстный защитник свободной экономики – считает, что общий подход, используемый во всех странах, вовлеченных в процесс преобразований, включает в себя неразрывно связанные между собой следующие моменты: 1) сдвиг в отношениях собственности (приватизация); 2) комплекс мер, необходимых для стабилизации, либерализации и макрорегулирования (макроэкономическая стабилизация); 3) политическую поддержку этих изменений.

Концепция среднесрочной программы возрождения России делает ставку на самоуправление и самоорганизацию экономики, ускоренную либерализацию и финансовую стабилизацию при целенаправленной государственной поддержке стратегически важных секторов экономики (энергетика, авиастроение, судостроение, железнодорожный транспорт, космос, оборона, информационные технологи). Сторонники программы либерализованной и открытой экономики 2020 считают, что соблюдение этих условий автоматически приведет к изменениям структуры производства, созданию конкурентной среды, появлению инновационной экономики.

Основными задачами современного этапа модернизации являются поиски механизмов рационализации деятельности бюрократии и создания систем общественного контроля над деятельностью органов власти; развития систем представительной власти на основе принципов разделения полномочий и ответственности; поощрения созидательной активности граждан при сохранении ценностей социальной стабильности общества.

1. Аузан, А.А. "Колея" российской модернизации / А.А. Аузан // Общественные науки и современность. - 2007. - № 6. - С. 54-60.
2. Баталов, Э. Без мандата: (политический кризис в России) / Э. Баталов // Свободная мысль. - 1999. - № 10. - С. 21-30.
3. Грачев, Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях / // Полис. - 2000. - № 3. - С. 151-156.
4. Грачев, Г.В. Психология манипуляции в условиях политического кризиса / Г.В. Грачев // Общественные науки и современность. - 1997. - № 4. - С. 106-115.
5. Громыко, А. Образы империи в российской истории / А. Громыко // Свободная мысль. - 2007. - № 11. - С. 163-177.
6. Евстигнеева, Л.П. Теория экономической трансформации как исследовательская программа / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность. - 2007. - № 5. - С. 5-17.
7. Крючкова, П.В. Оценка регулирующего воздействия и модернизации системы государственного регулирования / П.В. Крючкова, А.Е. Шаститко // Общественные науки и современность. - 2006. -№ 4. - С. 21.
8. Поцелуев, С.П. Ритуализация конфликта (По материалам "рельсовой войны" 1998 г.) / С.П. Поцелуев // Полис. - 2004. - № 3. - С. 83-94.
9. Российский милитаризм - препятствие модернизации ("круглый стол") // Общественные науки и современность. - 2006. - № 3. - С. 55-66.
10. Тихонова, Н.Е. Россияне на современном этапе социокультурной модернизации / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2006. - № 1. - С. 33-45.
11. Туронок, С.Г. Информационно-коммуникативная революция и новый спектр военно-политических конфликтов / С.Г. Туронок // Полис. - 2003. - № 1. - С. 24-38.
12. Яхнин, Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) / Е.Д. Яхнин // Вопросы философии. - 2006. - № 5. - С. 165-175.

ВКО №5, 2009 г.

В.Буренок доктор технических наук, профессор

Единственным общим правилом модернизации вооружения и военной техники должно быть обеспечение приемлемых значений критерия «эффективность-стоимость»

Когда облик перспективного образца нового поколения не очевиден, то в этом случае поэтапная модернизация с одновременной оценкой возможных «технических прорывов» является наименее рисковым путем формирования этого облика.

Одним из способов поддержания требуемой оснащенности организационно-штатных формирований вооружением, военной и специальной техникой (ВВСТ), сохранения или достижения высокой эффективности как отдельных образцов ВВСТ, так и системы вооружения в целом, является модернизация. Особенно актуально это направление совершенствования ВВСТ в современных условиях, когда недостаток ассигнований сдерживает разработку нового поколения вооружений, а предыдущее поколение морально устарело.

Cуществующие энциклопедические издания при рассмотрении понятия «модернизация» делают акцент на собственно конструктивной доработке ВВСТ.

Например, в «Военной энциклопедии» под модернизацией понимается обновление устаревшей военной техники путем усовершенствования конструкции отдельных ее частей, изменения состава оборудования в целях улучшения тактико-технических характеристик (ТТХ) и (или) повышения эксплуатационных и технологических качеств) без изменения целевого назначения этой техники (Военная энциклопедия. М.: Воениздат, 2001. том 5. с. 190).

Необходимо отметить, что придание образцу ВВСТ «современного вида» (последнее и является значением термина «модернизация») не сводится к тривиальному совершенствованию его конструкции по принципу «там, где накоплен научно-технический задел», например, замене двигателя на более мощный, установке радиоэлектронного оборудования, созданного на новой элементной базе, установке более эффективных приборов разведки и наблюдения и т.п.

Любой образец ВВСТ имеет свое целевое предназначение, «встроен» в систему вооружения, количественно и качественно ориентирован на противодействие противостоящей системе вооружения вероятного противника и т.д., поэтому совершенствование его конструкции и изменение значений ТТХ должно осуществляться с учетом этих факторов.

То есть, если рассматривать модернизацию в более широком смысле - то это сложная научная проблема, требующая системного решения с учетом результатов анализа боевых задач, для решения которых образец предназначен, достигаемой эффективности их решения существующими и модернизированными образцами, места и роли модернизированного образца в системе вооружения, его взаимосвязей и взаимовлияния с другими элементами системы вооружения, затрат на проведение мероприятий по модернизации, возможных вариантов конструктивного совершенствования образца, возможностей предприятий оборонной промышленности по проведению собственно конструктивных доработок (производству модернизированного) образца ВВСТ и т.п.

Следовательно, если методически правильно выстроить последовательность действий по модернизации ВВСТ (в широком понимании), то она будет выглядеть следующим образом:

1. Формирование требований к системе вооружения и отдельным образцам ВВСТ на долгосрочный период.

2. Определение соответствия уровня ТТХ существующих образцов требованиям на этот период.

3. Формирование возможных вариантов модернизации образцов ВВСТ для выполнения указанных требований.

4. Определение типа модернизации с учетом состояния ВВСТ, находящегося в войсках: модернизация техники строя, производство модернизированных образцов на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

5. Военно-экономический анализ вариантов модернизации (по критерию «эффективность - стоимость») и выбор предпочтительных (рациональных).

6. Разработка конструкторской документации на проведение модернизации ВВСТ по рациональному варианту.

7. Осуществление доработки существующих образцов (техники строя) на предприятиях промышленности, либо производство модернизированных образцов.

НЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА МОДЕРНИЗИРОВАТЬ ОБРАЗЕЦ, ЕСЛИ ТАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРИВЕДЕТ К УВЕЛИЧЕНИЮ (ИЛИ СОХРАНЕНИЮ НЕДОПУСТИМО БОЛЬШОЙ) НОМЕНКЛАТУРЫ ВВСТ, ЕГО ЗИПА, ВЫЗОВЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СОХРАНЕНИЯ УСТАРЕВШИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И РЕМОНТНЫХ МОЩНОСТЕЙ, УСЛОЖНИТ БОЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ЭКСПЛУАТАЦИЮ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТ И ХРАНЕНИЕ, УВЕЛИЧИТ КОЛИЧЕСТВО ВОЕННО-УЧЕТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ТЕМ САМЫМ УСЛОЖНИТ ПОДГОТОВКУ ЭКИПАЖЕЙ (РАСЧЕТОВ) И Т.Д.

Формирование требований к системе вооружения ВС РФ в целом и образцам ВВСТ осуществляется в рамках разработки единой системы исходных данных (ЕСИД) для программно-целевого обеспечения военно-технической политики России. ЕСИД в качестве одного из важнейших блоков включает военно-стратегические и оперативные исходные данные (ВСОИД).

ВСОИД с системных позиций определяют требования к системе вооружения ВС РФ в целом, к системам вооружения видов ВС (родов войск), отдельным важнейшим комплексам вооружения. Такой подход к разработке требований является очень важным, поскольку позволяет избежать ошибок ведомственного подхода к определению уровня характеристик, достичь сбалансированности в развитии всех элементов системы вооружения.

Вторым важнейшим блоком ЕСИД являются макроэкономические исходные данные, на базе которых формируются ресурсные ограничения на развитие как системы вооружения ВС РФ в целом, так и систем вооружения видов ВС и родов войск.

Эти ограничения фактически опосредованно определяют масштабы мероприятий и виды модернизации, поскольку ограниченное финансирование как раз и заставляет уделять большее внимание модернизации как сравнительно менее дорогостоящему способу (по сравнению с разработкой и серийным производством новых типов ВВСТ) укомплектования организационно-штатных формирований ВС РФ современным вооружением.

Непрерывно модернизируемый ветеран холодной войны стратегический бомбардировщик В-52 и сегодня весьма эффективенв ходе ведения военных действи й

Следующий этап - определение соответствия уровня ТТХ существующих образцов предъявляемым к ним требованиям. Поскольку ресурсные ограничения в настоящее время являются весьма существенными, важно при выполнении данного этапа определить ключевые направления совершенствования образцов ВВСТ.

Другими словами, нет необходимости принимать решение о модернизации всех существующих образцов ВВСТ (на что, безусловно, не хватит средств), а определить приоритетные (исходя их степени несоответствия значений их ТТХ требованиям или из важности решаемых ими задач).

На этом же этапе необходимо определение перечня ТТХ, которые должны быть улучшены. Решение данной задачи должно начинаться с формирования тактико-технических требований (ТТТ) к модернизируемому образцу исходя из содержания ВСОИД, места и роли образца в современных и перспективных боевых действиях, оценки соответствия существующего уровня ТТХ сформулированным ТТТ и определения путей обеспечения соответствия ТТХ модернизируемого образца тактико-техническим требованиям.

Эта задача является весьма непростой, многокритериальной, поскольку улучшение значений характеристик, как правило, может обеспечиваться многими путями. Например, увеличение дальности стрельбы может достигаться заменой ствола с улучшенной внутренней баллистикой, применением новых порохов с улучшенными энергетическими характеристиками, применением новых типов снарядов и т.п., или комбинированием всех перечисленных способов.

Понятно, что в каждом из случаев модернизации образца ВВСТ должен быть сформирован исчерпывающий перечень вариантов модернизации, каждый из вариантов должен быть оценен с применением методов военно-экономического анализа по критерию «эффективность-стоимость», должна быть проведена оценка реализуемости варианта предприятиями промышленности и на этой основе из всей совокупности выбран оптимальный (рациональный) вариант.

Из приведенного в начале статьи определения следует, что под собственно модернизацией (как совокупностью действий по конструктивной доработке образца ВВСТ) следует понимать следующие виды действий, направленных на предотвращение морального и физического старения образца:

1. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение уровня основных ТТХ, характеризующих его функциональное предназначение, в целях сохранения (достижения) высоких (требуемых) значений критерия «эффективность-стоимость».

2. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение эксплуатационных и технологических качеств образца ВВСТ при том условии, что существующий уровень ТТХ обеспечивает сохранение на длительную перспективу высоких (требуемых) значений критерия «эффективность-стоимость».

3. Конструктивное совершенствование образца ВВСТ, направленное на повышение уровня основных ТТХ, при одновременном повышении его эксплуатационных и технологических качеств.

Срок службы В-52 может составить 77 лет.

Ключевым направлением (целью) модернизации является достижение таких значений тактико-технических характеристик, которые обеспечивают выполнение возлагаемых на образец ВВСТ задач с требуемыми (приемлемыми) значениями критерия «эффективность-стоимость».

Другие действия по обновлению устаревшей военной техники (например, повышение эксплуатационных характеристик) имеют смысл только тогда, когда основные ТТХ (характеризующие предназначение образца) соответствуют современным и перспективным требованиям.

Действительно, не имеет никакого смысла улучшать эксплуатационные качества, технологичность производства, ремонта или технического обслуживания образца ВВСТ, если по уровню основных характеристик он не будет способен эффективно выполнять задачи по своему функциональному назначению.

ЛЮБОЙ ОБРАЗЕЦ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ ИМЕЕТ СВОЕ ЦЕЛЕВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ, «ВСТРОЕН» В СИСТЕМУ ВООРУЖЕНИЯ, КОЛИЧЕСТВЕННО И КАЧЕСТВЕННО ОРИЕНТИРОВАН НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОТИВОСТОЯЩЕЙ СИСТЕМЕ ВООРУЖЕНИЯ ВЕРОЯТНОГО ПРОТИВНИКА И Т.Д., ПОЭТОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЕГО КОНСТРУКЦИИ И ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ТТХ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С УЧЕТОМ ЭТИХ ФАКТОРОВ.

Нельзя считать модернизацией образца действия по восстановлению его технической готовности, предполагающие замену элементов (составных частей, материалов) ранее произведенного образца ВВСТ конструктивно или технологически новыми элементами, когда требования по степени повышения эффективности (уровня ТТХ) не задаются. В данном случае замена может быть обусловлена невозможностью или нецелесообразностью производства таких элементов в их существующем виде.

К сожалению, для Вооруженных Сил России такая «модернизация» осуществляется во многих случаях, что обусловлено распадом существовавших ранее производственных связей и необходимостью воспроизводства составных частей ВВСТ на новых предприятиях, длительным сроком сохранения на вооружении (снабжении) образцов ВВСТ и, соответственно, необратимым моральным старением конструктивных элементов, делающим экономически или технологически неэффективным их производство в неизменном виде.

По некоторым сложным образцам ВВСТ такая вынужденная «модернизация» обходится в 70-80% первоначальной цены образца. Но идти на нее приходится в силу незавершенности разработки новых образцов и необходимости поддержания требуемой оснащенности организационно-штатных формирований.

Уже из самого описания данной проблемы следует, что при завершении разработки новых образцов, переходе к массовому их производству и переоснащению Вооруженных Сил России она исчезнет сама собой.

Модернизация может быть важным направлением формирования облика образца нового поколения, если в результате ряда модернизаций и на основе опыта эксплуатации модернизированных образцов решается следующая совокупность задач:

Формируется научно-технический задел по технике нового поколения;

Создается соответствующая производственная база;

На основе взаимодействия разработчика (производителя) модернизированной техники и ее эксплуатанта определяется конструктивно-технический облик образца нового поколения.

Следует сказать, что решение такой совокупности задач возможно только в том случае, если образец ВВСТ не достиг «потолка» в своем развитии и не требуется переход к принципиально новому его облику, использованию при его создании новых физических принципов.

Данный вариант модернизации является наиболее предпочтительным для сложных образцов (комплексов) ВВСТ, когда облик перспективного образца нового поколения не очевиден и поэтапная модернизация с одновременной оценкой возможных «технических прорывов» является наименее рисковым путем формирования этого облика.

По такому пути пошли разработчики при модернизации танков Т-80. Были созданы модификации Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У, Т-80УК, Т-80АТ. Последняя модификация является по существу новой машиной, которая отличается от танка Т-80 защитой, башней, корпусом, ходовой частью, приборным комплексом, системой управления огнем, управляемым вооружением, трансмиссией с двигателем и др. (Некоторые другие примеры формирования перспективного облика образца ВВСТ в процессе модернизации приведены ниже).

Немаловажным фактором в модернизации образцов ВВСТ является характер ее проведения. Модернизации могут подвергаться образцы, находящиеся в войсках, а может осуществляться производство модернизированных образцов ВВСТ на предприятиях оборонно-промышленного комплекса по новой конструкторско-технологической документации.

Безусловно, только в последнем случае в полном объеме могут проявиться преимущества модернизированного образца, поскольку ресурс всех его конструктивных элементов (составных частей) будет полным и наиболее сбалансированным.

Модернизация же так называемой техники строя - это не всегда эффективное вложение средств в повышение эффективности физически изношенного образца. В результате эксплуатации износ конструктивных элементов может быть неодинаковым, и срок службы модернизированного образца будет определяться сроком службы именно этого конструктивного элемента.

Но даже если образец находился на хранении и формально его ресурс очень высок, все равно после модернизации его жизненный цикл будет гораздо меньше, чем у вновь произведенного аналога, поскольку его конструктивные элементы (составные части) подверглись физическому старению в результате воздействия многочисленных факторов (климатических и биологических воздействий, температуры, влаги, коррозии и т.п.).

Подтверждение тому - известные события с самолетами МиГ-29, один из которых разбился по причине коррозии хвостового оперения. При обследовании самолетов, находившихся на хранении и формально являющихся неизношенными (с большим остаточным ресурсом), у них была обнаружена такая же коррозия.

В этом случае возникает вопрос - что же делать с ВВСТ, находящейся в массовом количестве в войсках и имеющих перспективу эксплуатации на длительный период в случае модернизации?

Безусловно, необходима тщательная военно-экономическая оценка целесообразности модернизации каждого из образцов техники строя. У некоторых из них остаточный ресурс может оказаться довольно значительным.

Например, в США за счет проведения мероприятий по модернизации стратегических бомбардировщиков В-52 рассчитывают продлить срок их службы до 2040 г. (минимум до 77 лет), самолетов В-2 - до 2058 г. и т.д.

Командование ВВС США полагает, что самолеты В-2 за счет поэтапных модернизаций будут находиться в строю до 2058 г.

При проведении военно-экономического анализа вариантов модернизации крайне важным является определение сценариев боевого применения организационно-штатных формирований, на вооружении которых будут находиться эти образцы, моделирование боевых действий, формирование на основе их результатов тактико-технических требований к ВВСТ.

Одновременно с этим необходимо учитывать стоимость всего комплекса мероприятий по модернизации образцов ВВСТ, включая проведение опытно-конструкторской работы (ОКР), испытаний и собственно модернизации (производства модернизированного образца, либо доработки существующего).

В свою очередь, смысл модернизации будет иметь место тогда, когда модернизации подвергается значительное количество образцов ВВСТ, а именно такое, когда стоимость ОКР и испытаний не будет превышать 10% стоимости всей программы модернизации (такие показатели диктуются экономической целесообразностью).

Исходя из той же экономической целесообразности считается, что стоимость модернизации одного образца не должна превышать 30-40% его начальной стоимости. Однако в мировой практике имеются многочисленные примеры отступления от этих правил, что, впрочем, диктовалось конкретными целями, преследуемыми в процессе модернизации.

Например, модернизация танка «Абрамс» М1 стоимостью 2,5 млн долл. (в ценах 1990 г.) в вариант M1A1 обходилась в 3,5 млн долл. Повышение характеристик достигалось путем установки 120-мм пушки XM256, доработки приборного комплекса с переделкой баллистического вычислителя на баллистику 120-мм пушки, усовершенствования СУО с лазерным дальномером и тепловизором, применения новых броневых сталей с обедненным ураном, ввода новой системы коллективной защиты с созданием избыточного давления, повышения надежности трансмиссии и ходовой части и некоторых других мероприятий, связанных с изменением бортовых редукторов и частичной внутренней перекомпоновкой танка с уменьшением боекомплекта и др.

НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ О МОДЕРНИЗАЦИИ ВСЕХ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ (НА ЧТО, БЕЗУСЛОВНО, НЕ ХВАТИТ СРЕДСТВ), А СЛЕДУЕТ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРИОРИТЕТНЫЕ (ИСХОДЯ ИХ СТЕПЕНИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗНАЧЕНИЙ ИХ ТТХ ТРЕБОВАНИЯМ ИЛИ ИЗ ВАЖНОСТИ РЕШАЕМЫХ ИМИ ЗАДАЧ)

Фактически в процессе модернизации формировался облик нового танка (сравните с описанными выше мероприятиями по модернизации танка Т-80). Следует отметить, что стоимость танка «Абрамс» М1А2 составляет 4,2 млн. долл. Если вернуться к модернизации стратегических бомбардировщиков В-52, то в результате неоднократной модернизации их первоначальная стоимость также увеличилась многократно, но при этом решались две задачи:

эффективность модернизированного образца увеличивалась до требуемых значений (создавался образец, отвечающий современным требованиям);

осуществлялся (при минимизации технических и технологических рисков) поиск направлений формирования облика перспективного стратегического бомбардировщика на основе опыта боевого применения модернизированных образцов.

Кроме обеспечения требуемых значений критерия «эффективность-стоимость» важным условием модернизации является соблюдение системности решения о модернизации того или иного образца ВВСТ.

Например, нет никакого смысла модернизировать образец, если такое решение приведет к увеличению (или сохранению недопустимо большой) номенклатуры ВВСТ, его ЗИПа, вызовет необходимость сохранения устаревших производственных и ремонтных мощностей, усложнит боевое управление, эксплуатацию, техническое обслуживание, ремонт и хранение, увеличит количество военно-учетных специальностей и тем самым усложнит подготовку экипажей (расчетов) и т.д.

Например, нецелесообразно модернизировать образцы ВВСТ, смонтированные на шасси тягача АТТ или танка Т-54, так как при этом проявятся многие из перечисленных выше недостатков; образцы, имеющие в качестве базового шасси автомобили типа КрАЗ, производимые на Украине, по причине сложности технического обслуживания, ремонта (в этом случае смысл имеет модернизация образца ВВСТ путем замены шасси на отечественное) и т.д.

Таким образом, модернизация является важной научной и производственной проблемой, требующей комплексного подхода к ее решению. Это весьма многогранный процесс и рассматривать его в следует с использованием методической базы, адаптированной для каждого конкретного случая. Единственным общим правилом должно быть обеспечение приемлемых значений критерия «эффективность-стоимость».

Мероприятия по модернизации вооружения, военной и специальной техники должны проводиться системно - с учетом влияния отдельных образцов на развитие как системы вооружения в целом, так и важнейших ее подсистем, а также с учетом результатов детального военно-экономического анализа всей совокупности мероприятий по техническому оснащению Вооруженных Сил РФ на длительный период.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

Пулатова Г.Э.

стажер-исследователь-соискатель Университета мировой экономики и дипломатии

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ

После мирового финансово - экономического кризиса 2008 года мир вступил в активную фазу нового этап поиска перспективных путей реформирования и модернизации экономик стран. Модернизация считается условием успешного развития страны, и это подтверждается как историей, так и современной практикой.

Во многих языках понятия «модерный» и «современный» часто используются как синонимы, хотя между ними есть определенные различия. Так, «Новый толковый словарь русского языка» понятие «современный» объясняет, как относящийся к одной эпохе; происходящий сейчас, сегодняшний, нынешний; отвечающий требованиям своего времени, вызванный его требованиями, понятие «модерный» как новомодный, современный, новейший. В современном понятии «модернизация» употребляется для обозначения комплекса развития общества или отдельной его сферы, преобразования традиционных ценностей, структур и отношений в «модернизированные».

В экономической области модернизация, по мнению специалистов Ш. Айзен-штадта и А.Десаи, сопровождается: 1) заменой силы человека или животного неодушевленными источниками энергии, такими как пар, электричество или атомная энергия, которые используются в производстве, распределении, транспорте и коммуникации; 2) отделение экономической деятельности от традиционалистского окружения; 3) расширяющаяся замена орудий труда машинами и сложными технологиями; 4) рост в количественном и качественном отношении вторичного (промышленность и торговля) и третичного (обслуживание) секторов эконо-

мики при одновременном сокращении первичного (добыча); 5) растущая специализация экономических ролей и кластеров экономической деятельности - производства, потребления и распределения; 6) обеспечение самоподдерживающегося роста в экономике; по меньшей мере, обеспечение роста, достаточного для одновременного регулярного расширения производства и потребления; 7) растущая индустриализация1.

Примечателен опыт Тайваня, успешно осуществившего модернизацию экономики будучи аграрной страной бедной минеральными ресурсами и топливом. Рассмотрение основных направлений создания ею современного производства и трансформации общества от традиционного к современному, должно помочь определению приемлемой для нашей республики стратегии дальнейшего развития.

Тайвань входит в первую волну новых индустриальных стран. Его развитие началось на рубеже пятидесятых и шестидесятых годов прошлого столетия, а уже к середине 1960-х он лидировал в мире

1 Ермаханова С. А. Теория модернизации:история и современность // Актуальные проблемы социально-экономического развития: взгляд молодых ученых: Сб. науч. тр. / Под ред. В.Е. Селиверстова, В.М. Марковой, Е.С. Гвоздевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. Разд. 2. С. 233-247

по темпам экономического роста. К концу 1980-х Тайвань достигает уровня среднеразвитых стран, благодаря политическим реформам, эта страна превращается в политическую демократию.

Как показывает мировая и Тайванская практика, процесс экономической модернизации страны зависит от нескольких международных и внутренних факторов, который можно условно разделить на 3 периода:

Первый период - 1952-1980гг., когда первоначально государство активно стимулировала сельское хозяйство, наименее пострадавшее во время Второй мировой войны. Были проведены земельные реформы, восстановлена инфраструктура и правительство добилось среднего ежегодного экономического роста 9.21 %, который в те времена был самым высоким в мире. С 1962 г. сельское хозяйство потеряло свою ключевую позицию как движущую силу экономики - начал быстро развиваться промышленный сектор. За исключением двух энергетических кризисов, в 1973-1974гг. и 1979-1980гг., промышленная отрасль Тайваня поддерживала средний ежегодный темп роста приблизительно 14 %.

С 1950 г. правительство приняло ряд планов экономического развития, способствовавшие экономическому росту и индустриализации. Первый четырехлетний план экономического развития (195356гг.) определил реконструкцию, которая позволила увеличить производство риса, удобрений, и гидроэлектроэнергии. Это привело к увеличению ВНП до 37 %. Во втором четырехлетнем плане (1957-60гг.) были поощрены отрасли промышленности импортозамещения, при этом ВНП увеличился на 31 %, а национальный доход на душу населения на 13 %. Третий четырехлетний план (1961-64гг.) стимулировал развитие трудоемких экспортных отраслей промышленности, основные услуги, энергетическое развитие, отрасли промышленности, способствовавшие сельскохозяйственному росту, научным исследованиям и разработке ограниченных природных ресурсов острова. Результатами было 42%-ое увеличе-

ние ВНП и 31%-ое увеличение дохода на душу населения. Эти ранние стадии развития были финансированы иностранными инвестициями всего на 2,2 миллиарда долларов США.

После сокращения иностранной помощи в 1965 г., был принят четвертый четырехлетний план (1965-68гг.) и сопровождался пятым четырехлетним планом (1969-72гг.). Увеличение ВНП в течение этих периодов составили 46% и 55%, соответственно. К 1971 г. экспорт товаров промышленного назначения увеличился, правительство начало переадресовывать свои приоритеты от трудоемких отраслей промышленности на развития таких капиталоемких секторов как кораблестроение, химическую и нефтехимическую промышленность. Шестой четырехлетний план (1973-76гг.), на который оказал негативное влияние международный кризис, был закончен только с 19%ым увеличением ВНП. Он был заменен шестилетним планом (1976-81гг.), который сосредоточился на расширении основных отраслей промышленности и завершении 10 главных инфраструктурных проектов, включая строительство сталелитейного завода в г. Гаосюне и нового порта Т"а^ипд.

Второй период - 1981-1999гг. - экономические условия во всем мире и в пределах самого Тайваня претерпевали большие изменения. Темпы экономического роста упали до уровня 7,15%, акцент экономики страны медленно переносился от промышленного сектора в сектор услуг.

Четырехлетний план (1986-89гг.), позволил добиться среднего ежегодного увеличения ВНП в размере 6,5%. Среди основных приоритетов этого периода его целей была стабильность цен, рост в секторе услуг (7,5%), либерализация торговли, поддержка регионального развития, рост в таких отраслях промышленности высокие технологии, как производство компьютеров, робототехники, и биоинженерии. В ответ на ослабевающий экспортный рост и замедление частных инвестиций на фондовом рынке в 1990г., правительство разработало шестилетний план (1991-97гг.) нацеленный на экономическое оживление. Этот план предназна-

чался для инвестиций, главным образом транспорте, телекоммуникациях, производстве электроэнергии, контроле за загрязнением окружающей среды. Стимулировались частные инвестиции в сектор научных исследований и высокие технологии. В 1990-е годы продолжалась приватизация правительственных предприятий, был открыт Тайваньский рынок для иностранцев по привлечению инвестиций в технологический сектор.

Несмотря на то, что средний уровень экономического роста уменьшился между двумя стадиями экономического развития, средний уровень экономического роста с 1952 до 2001 г. составил 8,13%.

С 1997 года высокие технологии стали обеспечивать почти половину всего объема тайваньского экспорта, по этому показателю остров занял 18 е место в мире. Технологические парки Синьчжу, Тайч-жун и Тайнань - превратились в основные базы деятельности не только для крупных, но и для многочисленных малых и средних предприятий, составляющих основу островной экономики.

Третий период - начиная с 2000 г. - экономика Тайваня возобновила путь устойчивого роста.

Шестилетний национальный план развития Тайваня (2002-08гг.) был назван "Вызовы 2008" который оценивался на $75 миллиардов долларов США, и имел семь целей: 1) расширить количество продуктов и технологий самых высоких мировых стандартов; 2) удвоить количество иностранных туристов; 3) увеличить расходы на научные исследования до 3% ВВП; 4) уменьшить безработицу до 4%; 5) увеличить средний темп роста до более чем 5%; 6) увеличить число широкополосных пользователей Интернет до 6 миллионов; 7) создать приблизительно 700 000 рабочих мест1.

Тогда же была принята программа создания «Зелёного силиконового острова», которая рассматривалась как комплекс правительственных мер, ориентированных на поиск оптимальных методов управления экономики основанной

1 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

на экономике на знаний - пришедшей на смену информационных технологий.

Программа предусматривала пять приоритетных направлений:

"Зеленый Тайвань" - поддержка всех видов деятельности, направленных на восстановление, сохранение и поддержание экологии;

"Динамичный Тайвань" - формирование базовой и научно-технической инфраструктур, необходимых для ускорения темпов экономического роста;

"Эффективный Тайвань" - реализация программы создания на острове комплексной транспортной сети;

"Качественный Тайвань" - создание условий для развития личностных качеств граждан;

"Привлекательный Тайвань" - превращение острова в место, приятное для проживания.

С 2002 до 2007г., экономический рост Тайваня колебался от 3,5% до 6,2% ежегодно. В 2008г. ВВП вырос на 0,7%, однако, в 2009г. темп роста ВВП уменьшился до -1,91% из-за глобального экономического кризиса. Благодаря осуществлению правительственных мер и увеличения экспорта до уровня предыдущих лет, в 2010г. темп роста ВВП составил 10,5%. В 2010 г. Тайвань оценивался как 20-ая крупнейшая экономика в мире с ВВП 427,0 миллиардов долларов США2

Промышленный сектор является ключевой движущей силой экономического развития Тайваня. За прошлые годы правительство стимулировало частный сектор, который позволил увеличить индустриальную конкурентоспособность и достигнуть устойчивого экономического роста. Вклад промышленного сектора в ВВП достиг пика в 1986 г. на уровне 44.8 % и с тех пор устойчиво уменьшился. В 2010 г. вклад промышленного сектора в ВВП уменьшился до 31.1 %, в то время как сфера услуг увеличилась до 67.5 %. С появлением экономики основанной на знаниях вклад сферы услуг в ВВП, продолжает повышаться; тогда как, вклад аграрного сек-

2 http://www.gio.gov.tw/info/taiwan-story/ economy/edown/3-5.htm

Таблица 1

Макроэкономические показатели Тайваня в 2010

ВВП (миллиардов долларов США) 427,0

ВВП, на душу населения (долларов США) 35,800

Уровень экономического роста (%) 10,5

Уровень безработицы (%) 5,2

Экспорт (млрд. долл. США) 274,6

Импорт (млрд. долл. США) 251,4

Торговый баланс (млрд. долл. США) 23,2

Золотовалютные резервы (млрд. долл. США) 387,2

Обменный курс (TWD:USD) 31,642

Источник: Отдел Статистики, Министерства Экономических Дел Тайваня1

тора в ВВП падал в течение многих десятилетий и упал до 1.4 % в 2010г.2

В 2009 г. продукция обрабатывающей промышленности с общей суммой 320202 миллионов долларов США составляла 91,48% общего объема производства промышленного сектора в Тайване. В пределах обрабатывающей промышленности продукция информационно-коммуникационных технологий составляла 34,2%, химическая промышленность 30,5%, металлообработка и машиностроение 24,2%, отрасли промышленности товаров народного потребления 11,1%3.

Модернизация и экономическое развитие страны было проведено благодаря сочетанию трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и поддержки государства, которое позволило тому, что:

Около 8 миллионов населения страны трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятиях, которые создали очень гибкую структуру экономики;

За последние десятилетия в стране сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке;

Государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стимулирует

1 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

2 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

3 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/

экспорт, создавая специальные экономические зоны и научно-производственные зоны, которых в стране более 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

Наряду с успехами, Тайвань сталкивается со многими экономическими проблемами, как и другие развитые экономики. Зависимость от экспорта делает экономику страны уязвимой от подъемов и спадов в мировой экономике. Если в 2009г. ВВП Тайваня упал до 1,9% из-за 20 % уменьшения экспорта, то в 2010г. ВВП вырос на 10,5%, поскольку экспорт возвратился на уровень предыдущих лет. Дипломатическая изоляция Тайваня, низкий уровень рождаемости, и быстро стареющее население - главные долгосрочные экономические проблемы Тайваня. Соглашения о свободной торговле распространились в Восточной Азии в течение последних нескольких лет, но до сих пор Тайвань был исключен из большой экономической интеграции в значительной степени из-за его дипломатического статуса. Уровень рождаемости Тайваня (1,0 ребенок на 1 женщину) один из самых низких показателей в мире, поднимает перспективу будущей нехватки трудовых ресурсов, падающего внутреннего спроса, и уменьшения налоговых поступлений. Население страны быстро стареет, количество людей в возрасте старше 65 лет составляет 10,7% общей численности населения острова в 2010г4.

4 http://www.moeaidb.gov.tw/2010/view/en/ index.html

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 3, 2012

Диаграмма 1:

Динамика состава ВВП Тайваня по секторам экономики

Динамика структуры ВВП

80 70 60 50 ^ 40 30 20 10 0

1980 1985 1990 1995 2000 2005 2010

□ сельское хозяйство ■ промышленность □ услуги

Политическая модернизация общества является необходимым осознанным процессом систематизации, классификации и формализации идей гражданского порядка с целью проектирования на этой основе оптимальной стратегии социального развития. Ключевыми понятиями модернизации являются «согласованность ветвей власти», «устойчивый процесс социального развития», «опорные социальные ориентиры». Сегодня нельзя строить власть «на авось». Жизнь требует нового подхода, объединяющего частные теории и концепции. Философия нашей концепции опирается на идеи Востока и Запада. На Востоке основной задачей власти является обеспечение общественного порядка. В обществах Запада обсуждается дилемма «демократия либо авторитаризм». В целом главной проблемой философии политики стал вопрос измерения властных функций всех сфер общественной жизни. Мы предлагаем властные измерения проводить методом объединения отдельных свойств демократической и авторитарной стратегий. В этом состоит наша идея синтеза оптимальной динамической стратегии социального развития.

Разберем основы европейской стратегии, которая выросла из морали протестантских общин: «будь нетерпим к ошибкам окружающих, будь прилежен, будь бережлив». Принципиально, эта мораль способна сплотить общину под руководством сильного лидера, но не выдерживает проверки по критерию «то же самое» в разных ситуациях. Единый подход к оценке «то же самое» предложил Лука Пачоли в форме бухгалтерского учета. Это был первый в истории этап модернизации общества, построенный на контроле на недоверии, давший инерционную устойчивость бюрократизму, демократии, индивидуализму, достигший своего апогея в XIX веке и пришедший в упадок к ХХI веку.

Первая успешная система отношений «на недоверии» реализована в Конституции США в форме противодействия ветвей власти. На протяжении 150 лет Конституция была главным продуктом экспорта США и стимулятором внешних инвестиций. В итоге смысл демократической модернизации свелся к тотальному применению принципа взаимного недоверия и проявился в социальных ориентирах: контроль ошибок, воспитание прилежности, сохранение собственности. В.И. Ленин назвал эти отношения «войной всех против всех». Макс Вебер в кн. "Протестантская этика и дух капитализма" именует эти отношения западным капитализмом, основанным на признании субъектов хозяйствования, повсеместном применении бухгалтерского учета и отчетности, развитии методов анализа, рациональном управлении, протестантской этике.

Второй исторический этап модернизации реализован в СССР в форме централизованного планирования, ядро которого составляет контроль исполнения ГОСТов. Этот этап был оформлен системой социальных ориентиров: контроль исполнения ГОСТов, воспитание исполнительной дисциплины, выполнение плановых заданий. Принцип этой системы, - приумножение общественной собственности (ст.131. Конституции СССР 1937), а ориентир для подражания, - структура отраслей развитых стран.

Третий исторический этап объединительной модернизации общества осуществляется сегодня через контроль доверием на отношениях согласия, он имеет цель приумножения собственности на основе развития креативных инициатив населения, опираясь на конституционное право трудиться по способностям (ст.41, Конституции СССР 1977 г.; ст.34, Конституции РФ 1993г.) и содержит социальные ориентиры: контроль инициативы субъекта, воспитание ответственности, компетентная деятельность.

Первый из упомянутых исторических этапов модернизации общества представляет социальный коридор, в котором порядок возникает в результате непрерывного поиска равновесия между противоборствующими ветвями власти. Здесь формальный порядок можно выразить системой однородных алгебраических уравнений, где интенсивность контроля ошибок такая, какая необходима для обеспечения прилежности и сохранения собственности; соответственно, подобные уравнения можно выразить для прилежности и сохранения собственности. Полезность такого режима контролируется и направляется общественными организациями и СМИ. Идеология первого этапа модернизации успешно освоена в США, чем привлекла инвесторов всего мира. Безграничный доступ к дешевым кредитам позволил США развиваться 150 лет.

Советская модернизация шла под лозунгом «догнать» структуру отраслей развитых стран. Успех здесь возникал за счет ножниц между статичным тарифным нормированием и динамичным техническим нормированием. Идеология не имела глубоких моральных и нравственных традиций, поэтому советская модернизация была обречена. Вторая мировая война затормозила гибель режима до конца 20-го века. Сегодня советский режим канул в Лету, хотя идея подражания новациям является полезной и нуждается в локальном исполнении.

Третья историческая волна объединительной модернизации возникла из необходимости сгладить издержки прежних этапов, где мораль и нравственность отдалились от реальности, где люди в массовом порядке утратили эстетическое начало и инициативное принятие самостоятельных решений, ушли от социальной активности, стали «лишними» в обществе. По данным интернета число «лишних» россиян приблизилась к 100 млн. Важно, что не общество их забраковало, но они сами сделали протестный выбор. Мы исследовали этот современный негативный социальный феномен на примере Чернобыльской АС, где в результате аварии исчезли социальные ориентиры и работники потеряли потребность и способность принимать решения. В таких экстремальных ситуациях люди страдают навязчивыми страхами и бессонницей. Организационно мы укрепили в коллективе ЧАЭС социальные ориентиры. Работники стали более адекватными, у них появилась потребность принимать решения, нормализовался сон, исчезли страхи. Наш вывод: сущностью человека является эстетика опережающего ориентирования в форме согласованного единства социальных ориентиров; при большом рассогласовании ориентиров человек теряет связь с социумом, отказывается принимать решения. Согласование ориентиров возвращает человеку адекватность.

Представляется, педагогическая личностно ориентированная парадигма вызвана необходимостью устранить разногласия между эстетическим началом человека и устаревшими элементами этической практики, что проявилось системным кризисом идеологии, разрушением советской государственности, кризисом педагогической науки и требует обретение человеком образа человеческого во времени истории и пространстве культуры. На этом пути возникла потребность создать и запустить механизмы, направленные на скорейшую координацию факторов образовательного процесса.

Предлагаемый курс подготовки организаторов модернизации образовательного процесса посвящен механизмам систематизации, классификации и координации факторов образовательного процесса путем объединения трех исторических этапов модернизации. Содержание модернизации, - это систематизация социальных ориентиров граждан и приведение их в соответствие информационному уровню, общественному характеру, потребностям развития общества. Образование, как авангардная отрасль экономики, находится на переднем рубеже модернизации. Локомотивом здесь является новая личностная парадигма - ведущая тенденция педагогического сознания 21-го века. Согласно личностно ориентированной парадигме нуждаются в уточнении такие категории: базовые цели политики, собственность, свобода, равенство, социальные ориентиры человека, критерии согласования социальных ориентиров, - что входит в круг инструментов модернизации общества.

Делай добро и говори об этом

Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу, которая сопровождается следующими процессами:

Этапы российской модернизации

    Доиндустриальная модернизация. Происходит в России во времена правления Петра 1 и ознаменована созданием и постепенным переходом на мануфактурное производство.

    Раннеиндустриальная модернизация. Происходит во времена правления Александра 2 и ознаменована переходом от мануфактурного к фабрично-заводскому типу производства. Переходу способствовали реформы С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

    Позднеиндустриальная модернизация. Происходит при И. В. Сталине, ознаменована созданием и постепенным переходом к поточно-конвейерному производству.

    Постиндустриальная модернизация. (1960-70е гг.). Эпоха НТР (переход к наукоёмкому производству)

Особенности российской модернизации:

    «Догоняющий характер развития», т.е. модернизация в России лишь догоняет высокоразвитые страны Запада.

    Гипертрофированная роль государства. Почти на всех этапах российской истории государство носит роль определяющую, контролирует все сферы жизни общества, следствием чего становится зависимость промышленности и экономики в целом от государства, что в свою очередь мешает модернизационным процессам.

    Импульсивный характер развития российских реформ. Реформы, направленные на глубокое реформирование общества, нередко проводились без предварительной подготовки чёткой разработки плана этих реформ. В итоге они приводили к кризисам экономики, росту социального недовольства, стагнации и др. Это в свою очередь так же тормозило процесс модернизации.

    Насильственная «европеизация». Реформы в России зачастую проводились подобные Западным. При этом, правящая элита не учитывала особенностей России, таких как территория (довольно сложно провести реформу, приводящую к успеху, в таком большом государстве, так как у всех свои интересы, крайне разными являются интересы жителей юга России и, например, Сибири), особенности менталитета, состояние экономики и политическая ситуация. Реформы не были ориентированы на Россию и её потребности и специфику.

    Идейно-политические и культурные расколы российского общества. На протяжении всей истории, начиная с 18 века, чётко просматривается правящая элита и оппозиция (декабристы, большевики и меньшевики, либералы и консерваторы). В России нет единого мнения о пути её развития.

    Разнородность интересов общества и государства. Это было чётко видно особенно во времена царского правления и СССР. При проведении реформ приходилось находить некий консенсус между государством и обществом, что в итоге приводило к недовольству одних и неэффективному управлению других.

    Самобытный характер развития российской модернизации (возможно речь идёт о реформах и контрреформах).