В современном обществе первичные потребности человека социализированы. Старт в науке. Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество вл

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами могут служить потребности в пище, воде, потребности дышать, спать и сексуальные потребности. ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.  


Потребности - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.  

Национальная продовольственная безопасность является важным составным элементом национально-государственной безопасности и в этом качестве характеризует экономическую устойчивость и политическую независимость существующей системы, ее способность обеспечивать элементарные, первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам. Следовательно, понятие продовольственной безопасности имеет два аспекта.  

На рис. 18 представлены гипотетические кривые потребности и спроса в определенном товаре. В первой части графика до точки (к потребность превышает спрос - срабатывает принцип первичности потребности. Это также объясняется и следующими факторами  

Первичные потребности часто удовлетворяются с помощью денег. Но деньги побуждают к действиям (по оценкам западных специалистов) лишь 30-50 % работ-  

Большое значение для работников, занятых научной деятельностью, имеет мотивация. В этой связи важную роль играет классификация и анализ факторов-мотиваторов, а также изучение поведения личности как функции его восприятий и ожиданий, связанных с данной ситуацией. При этом следует иметь в виду, что наряду с первичными потребностями, которые удовлетворяются с помощью денег, есть более возвышенные потребности - в знаниях, авторитете, творчестве. Нравственные идеалы, великие цели, моральные убеждения, привычки, традиции и т. д. часто имеют определяющее значение для ученых.  

Изучив рынок и остановившись на каких-либо конкретных поставщиках, отдел закупок обязан определить потребности предприятия или фирмы в конкретных поставках. Определение потребностей основывается на стратегии управления запасами, чему в учебнике посвящен специальный раздел. В настоящей главе обозначим лишь основные принципы определения потребностей . Прежде всего определение потребностей означает выявление товаров и услуг по их качеству, количеству в основном двумя методами путем определения потребностей на основе заказов и планомерного определения потребностей на основе расходов. Определение потребностей на основе заказов, например в машиностроении, происходит путем разложения спецификаций на отдельные комплектующие с учетом уже имеющихся складских запасов . Первичными потребностями здесь являются потребности в готовых изделиях , вторичными - в узлах, из которых комплектуются изделия , третичными - в деталях, из которых состоят узлы. Сроки удовлетворения последующих потребностей определяются на основе сроков закупки предыдущих.  

Потребности классифицируются в соответствии с определенными критериями. Так, различают первичные и вторичные потребности . Первичные потребности - это такие потребности, которые человек испытывает в любой ситуации, поскольку их удовлетворение жизненно важно (например, еда, вода, одежда и т.д.). Вторичные потребности - это те, которые возникают с развитием цивилизации (например, холодильники, телевизоры, автомобили). Кроме того, различают индивидуальные и социальные потребности . Индивидуальные - это такие потребности, которые человек испытывает как отдельная личность. Социальные потребности люди ощущают как члены общества. Например, еда и вода являются индивидуальными потребностями, а потребности в общественном порядке, справедливости и т.д. -- социальными. Обычно человек сам обеспечивает удовлетворение своих индивидуальных потребностей, покупая, например, еду и одежду у других людей. В то же время правительство или другие общественные организации (парламент, городской совет и т.д.) обеспечивают удовлетворение со-  

Американский исследователь А. Маслоу всю совокупность потребностей разделил на две группы первичные и вторичные потребности . В свою очередь, первичные потребности Маслоу подразделил на физиологические, потребность в безопасности и защищенности.  

Бывают также естественные (объективные) и искусственные (субъективные) конфликты. Естественные конфликты возникают в результате стихийного стечения обстоятельств, обострения отношений между группами людей по поводу удовлетворения их первичных потребностей искусственные конфликты создаются людьми для реализации определенных целей.  

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Они включают потребности дышать, спать, есть, сексуальные потребности.  

В силу этого первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Потребности невозможно непосредственно наблюдать и измерить. Потребности служат лишь мотивом к действию. О них можно судить по поведению людей. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает в нем состояние устремленности.  

Все эти потребности Маслоу расположил в виде строгой иерархической структуры (пирамиды). При этом потребности первого и второго уровней отнесены к первичным потребностям, а последующие (третий - пятый уровень) - ко вторичным потребностям . Иерархия потребностей по Маслоу приведена на рис. 4.9.  

Существуют также потребности первичные и производные. В классической школе первичные потребности именуются нуждами, а производные - потребностями.  

Первичные потребности являются по своей природе врожденными, они заложены генетически. Это потребности в пище, воде, потребности дышать, спать, потребности в общении.  

Ощущения - это форма представления потребителями своих стимулов поведения на рынке, форма осознания ими своих первичных потребностей. При этом важно отметить, что истинные ощущения людей (и многих организаций) от них самих не зависят и им не подконтрольны. Ощущения - во всех случаях нечто производное, вторичное от стимулов и определяются только ими. Например, человек в универсаме не может контролировать свою зрительную реакцию на выкладку товаров, их упаковку и т.п., поскольку общее зрительное восприятие предметов от человека (если он, конечно, не слепой) не зависит (он видит столько продуктов, сколько расположено поблизости).  

Запросы и предпочтения - это набор вариантов удовлетворения первичных потребностей, возникающих у потребителя под воздействием ощущений. Потребитель еще может сделать выбор, принять решение о  

В какой-то мере подобные структуры несут налет субъективности, хотя и помогают фирмам осознанно регулировать процесс продвижения товара . Так, считается, что реклама, опирающаяся на первичные потребности людей, оказывается более эффективной при продвижении товара к потребителю.  

Разделение потребностей на две группы достаточно условно. Дело в том, что первичные потребности не являются у человека исключительно физиологическими. Например, пища нужна человеку для того, чтобы поддерживать свое существование однако для значительной части людей не безразлично, что именно они едят покупка деликатесов или посещение дорогого ресторана не являются физиологическими потребностями , они социальны по своей природе.  

Потребности делят на первичные и вторичные. Первичные потребности, как правило, врожденные. К ним относятся физиологические потребности организма в пище, воде, сне, дыхании и т. д.  

Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности . Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью . Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, когда обеспечивается максимально возможная совокупная полезность в обществе. Кроме того, политика государства по выравниванию доходов является социально привлекательной.  

Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут. Деление на первичные и вторичные потребности исторически условно, соотношение между ними с развитием общества изменяется.  

Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу.  

Первичные потребности по своей природе физиологические и, как правило, врожденные. Это потребности в пище, воде, дышать, сдать, и т.д. Вторичные потребности по своей природе имеют психологический характер. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, потребность в принадлежности кому или чему-либо. Первичные потребности заложены генетически, вторичные осознаются с жизненным опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей мере, чем первичные.  

Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врожденными. Например, потребность в пище, воде, воздухе. Они заложены в организме генетически. А вторичные, например, потребность в успехе, в признании своей значимости, в общении - появляются с развитием высшей нервной деятельности человека и его сознания, с приобретением опыта и знаний. Таким образом, обобщая полярные точки зрения ученых и учитывая общепринятое деление потребностей на первичные и вторичные, а также, отдавая должное объективному закону возвышения потребностей , выделим основные группы потребностей по мере их формирования и закрепления в сознании человека  

Дуглас МакГрегор предложил два противоположных стиля взаимоотношений руководителя с подчиненными, получивших названия теория X и теория У. Согласно теории X большинство людей ленивы, избегают ответственности, крепко привязаны к своим первичным потребностям, и потому управлять ими - удел избранных, которые строят свои взаимоотношения с подчиненными на основе угроз, контроля и принуждения.  

Как правило, первичные потребности удовлетворяются за счет экономических методов , поощрения (зарплата всех видов, льготы, субсидии и т.д.). Эффективность экономических методов зависит от того, соблюдаются ли следующие условия  

Так, достаточно полно исследованные и широко представленные в научной литературе модели обеспечения первичных потребностей индивидуума основываются на генетически наследуемых инстинктах, приобретаемых и закрепляемых каждым, функциях становления и осуществления жизнедеятельности. Их последовательное совершенствование и ассоциативное применение в иных целях и сферах приводит к формированию единой комплексной системы навыков самоорганизации индивидуума, реализуемых, прежде всего, в процессе изучения окружающего мира. Этим, в свою очередь, обеспечивается и начало стадии овладения необходимыми знаниями, содержание которой последовательно расширяется и специализируется на протяжении всего жизненного цикла индивидуума .  

БАЗИСНЫЕ (ОСНОВНЫЕ, ПЕРВИЧНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - обычно врожденные потребности , такие как потребность выжить.  

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) - психологические, обычно врожденные потребности , такие, например, как потребность самосохранения.  

Многих заказчиков не устраивает патерналистское сознание рабочих, по которому рабочие все блага - от премий до квартиры - привыкли не зарабатывать, а получать от руководства, которое, в свою очередь, получало это от государства. Заработную плату заказчики предопределяют далеко не в тех размерах, в которых можно эти блага заработать. После длительной неудовлетворенности сложившимся состоянием дел становятся понятными обращения М.С. Горбачева, что необходимо учитывать "менталитет нашего народа, не жившего в рыночных условиях, знавшего только одну форму собственности , находящегося в стране, где государство решало все, где оно было своеобразным собесом, где вопросы личной, материальной заинтересованности были не ясны" . Не предприняв соответствующих мер, государство бросило на произвол тех, кого многие годы приучали не думать, а делать только то, что предписано свыше. Ни руководство, ни тем более рабочие, не имеют экономического сознания. В сложившейся ситуации отсутствие экономического сознания и определило рыночную стоимость труда рабочих строительных специальностей. Стоимость труда рабочих была взята из сложившейся дореформенной заработной платы в строительстве с учетом индексации и без учета дополнительной мотивации . Заработная плата рабочих строителей обусловливается рыночной ситуацией и не может восполнить им их мотивационные потери. Многие рабочие осознают безысходность и продолжают свое дореформенное поведение. Неожиданностью для многих рабочих оказалась нестабильность в работе, отсутствие финансов для воспроизводства своей семьи и угасающая возможность что-либо самостоятельно сделать для улучшения своего положения и теперь уже многие из них осознают, что в сложившейся ситуации оказались попросту инструментом, который необходим на момент их использования. Многие рабочие снижают уровень своих потребностей, отказываются от выполнения работы , "люмпинизируют" и деградируют. Финансов для выживания рабочему при отсутствии работы необходимо значительно меньше. Время, при отсутствии работы либо при отказе от нее, рабочие направляют на возделывание садовых участков, на лесные собирательства. Выход на работу с их стороны возможен при отсутствии средств на первичные потребности, например, такие, как питание. Рабочий испытывает свою ущербность перед людьми, располагающими финансовыми ресурсами , те же, в свою очередь, относятся к такому индивиду как к "рабу", которого не надо покупать. "Раб" готов к выполнению  

В качестве первой следует отметить ориентацию производства на непосредственное потребление. Производство ориентировано в первую очередь на выживание и удовлетворение первичных потребностей - производить или зарабатывать сверх необходимого представляется бессмысленным и нерациональным. Как пищет известный немецкий социолог М. Вебер (1864-1920), человек просто хочет жить так, как он привык, и зарабатывать столько, сколько необходимо для такой жизни. Производство сверх этого вызывает отрицательную реакцию , поскольку размеры и формы потребления зависят от места человека в сложившейся иерархии и традиций.  

Введение

  1. Понятие потребностей

Классификация потребностей

Анализ основных потребностей человека

  1. Удовлетворение и неудовлетворение личных потребностей

Структура потребностей

  1. Мотивация

Теория мотивации по Маслоу

  1. Формирование общественных потребностей как социально-экономический процесс

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Все живущее на земле, будь то растение или животное, полноценно живет или существует только при соблюдении им или окружающей миром определенных условий.

Уже много веков назад, во время существования человека умелого, граница потребления начала расширяться. Она также носила физиологический характер. В ходе эволюции эта граница зашла за предел чисто физиологической потребности. И в настоящее время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие, как крупного, так и малого бизнеса.

Цель любой деятельности человека – это удовлетворение потребностей. Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек, не имеющий потребностей – мертвый человек.

С давних пор эволюции можно свести к нескольким годам развития человека, и тем самым упростить понимание отличия высших и низших потребностей (вторичных и первичных). В научных источниках это отличие определено как понятие для автоматического понимания, т. е. даны две категории, различие в которых человеческий мозг улавливает довольно быстро. В чем же все-таки их отличие? Отличает эти понятия то, что отличает человека от животного, то есть разум. Только первичные потребности испытывает при рождении человек. Со времени эволюции или считанные годы социализации человека и существо с низким уровнем развития превращается в высокоорганизованное. Основным признаком этого превращения является появление на определенном этапе высших потребностей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что существует в подсознании, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно. Интересны этим потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая, конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Чтобы удовлетворить потребности необходимо иметь блага. Можно определить потребности человека как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1. Понятие потребностей

В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значений.

«Потребность - в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы» . В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности).

Более развернутое значение связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т.е. носителе потребностей (биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или слой (класс, нация, сословие, поколение).

Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды. Потребности организма динамичны, взаимозаменяемы, цикличны.

Понятие «потребность» обобщает нужды людей, их стремления, притязания, требующие постоянного удовлетворения. Потребности личности и другие стимулы ее повеления формируются не только под влиянием ее социального положения, но и под воздействием всего образа жизни, духовной культуры общества, социальной психологии различных общественных групп.

      Классификация потребностей

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил потребности на предметные и функциональные.

Потребности делят на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные) потребности. А. Пьерон предложил различать 20 видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, создающих базу для любого мотивированного поведения животных и человека: гедонические, исследовательского внимания, новизны, поиска коммуникации и взаимопомощи, конкурентные побуждения и др.

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т. п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т. д.).

Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека. Эти потребности сформировались в процессе филогенетического общественно-исторического развития человека и составляют его родовые свойства. Вся история борьбы людей с природой была, прежде всего, борьбой за удовлетворение материальных потребностей.

Духовные и социальные потребности отражают общественную природу челове­ка, его социализацию. Надо, однако, заметить, что и материальные потребности тоже являются продуктом социализации человека. Даже потребность в пище у человека имеет социализированный вид: ведь человек употребляет пищу не сырой, как животные, а в результате сложного процесса ее приготовления.

П. В. Симонов (1987) считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальное и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных - еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П. В. Симоновым с волей.

А. В. Петровский (1986) делит потребности: по происхождению - на естественные и культурные, по предмету (объекту) - на материальные и духовные; естественные потребности могут быть материальными, а культурные - материальными и духовными.

П.А. Рудик (1967) выделяет общественные и личные потребности, что вряд ли корректно: каждая потребность является личной. Другое дело, - каким целям (об­щественным или личным) соответствует удовлетворение потребности человека. Но это уже будет характеризовать мотив, а не потребность.

У В. А. Крутецкого (1980) потребности разделены на естественные и духовные, социальные потребности.

Зарубежные психологи не столько классифицируют потребности, сколько дают их перечисление.

Г. Мюррей (Н. Murrey, 1938) выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

Э. Фромм (1998) считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство «мы», избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных - иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

Психологи говорят также о потребности сохранения и развития, дефицита (роста); о потребности быть отличным от других, единственным, незаменимым (т. е о потребности, связанной с формированием и сохранением собственного «Я»); о потребности в избегании; о потребности в новых впечатлениях; о первичных и базальных потребностях - с одной стороны, и о вторичных потребностях - с другой.

Выделяют также группу невротичных потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: в сочувствии и одобрении, во власти и престиже, в обладании и зависимости, в информации, во славе и в справедливости.

Б.Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации, Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1998) - «потребности нужды» и «потребности роста», Э. Фромм (1998) - потребность в связях с людьми, познания, потребность отождествления себя с классом, нацией, религией, модой и т. д. Выделяются также потребности, считающиеся принципиально не выводимыми из биологических потребностей в пище, сексе и т. п.: потребность в общении, потребность в самоцельных действиях, например игры, и потребность в абсолютной истине. Пожалуй, только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их группы: физиологические потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации.

Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на группы не отражают их разнообразие.

Неудовлетворенная потребность вызывает сбой в функционировании субъекта, а то и угрожает его существованию. В качестве такового может выступать как индивид, так и социальная общность, организация.

Неудовлетворенная потребность проявляется в той или иной форме. Например, неудовлетворенная потребность в пище - в форме чувства голода, в воде - в чувстве жажды, в витаминах - в авитаминозе, в общении - в чувстве скуки, тоски и т.д. Люди замечают индикаторы потребностей, когда последние не удовлетворяются. Так, мы можем не подозревать о потребности в воздухе до тех пор, пока нам не перекроют поступление кислорода в дыхательные пути. Неудовлетворенная потребность ведет к ее осознанию.

Осознанная потребность - это представление субъекта о том, что ему необходимо для существования и развития. Представление может приближаться к объективной потребности (захотел, есть - понял: надо поесть), а может быть весьма далеко от нее. Неудовлетворенная физиологическая потребность проявляется в ощущениях, которые выступают стимулом к действиям лишь после из декодирования. Например, заболел живот. Что случилось? Человек декодирует свои ощущения, исходя из своих представлений о медицине, личного опыта, что тесно связано с уровнем медицинской культуры данной страны. Поэтому осознанные потребности часто очень далеки от объективных или прямо противоположны им. Многие потребности проявляются в таких формах, которые требуют квалификации для их декодировании (например, потребность в витаминах осознается лишь при наличии определенной медицинской эрудиции).

Человек является частью общества. Существуя в обществе, он постоянно испытывает определенные социальные нужды.

Социальные потребности человека являются неотъемлемой частью его личности .

Виды

Какие бывают социальные потребности? Существует большое количество социальных нужд человека, которые условно можно разделить на три основные группы:


Базовые социогенные потребности

Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:


Примеры удовлетворения

Рассмотрим на примерах удовлетворение человеком возникающих социальных потребностей:

Значимость

Удовлетворение социальных потребностей из группы "для себя" является необходимым условием формирования полноценной личности .

Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.

Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и является полезным членом общества.

Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.

Удовлетворение потребностей "для других" и "вместе с другими" — залог положительного функционирования общества.

Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество .

Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.

При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию .

В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.

То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.

Результат

Деятельность человека вызывается социальными потребностями? Потребности — источник активности личности, мотивация ее деятельности .

Человек выполняет какие-либо действия исключительно из стремления достигнуть определенного результата. Этот результат — удовлетворение потребности.

Действия человека могут способствовать исполнению желания напрямую. Например: при потребности в общении подросток выходит из дома на улицу к сидящим во дворе друзьям и вступает с ними в диалог.

В ином случае активность проявляется в выполнении определенных действий, которые впоследствии приведут к удовлетворению социальной потребности. Например, стремление к власти может быть достигнуто путем целенаправленной деятельности в профессиональной сфере.

При этом люди не всегда совершают действия для удовлетворения нужд, которые у них присутствуют .

В отличие от биологических нужд, которые игнорировать невозможно (жажда, голод и др.), социальные нужды человек может оставить нереализованными.

Причины : лень, отсутствие инициативы, недостаточная мотивация, отсутствие целеустремленности, и т.д.

Например, человек может испытывать сильную потребность в общении и при этом постоянно сидеть дома в одиночестве, не иметь друзей. Причиной такого поведения может стать сильная , .

В итоге человек не будет предпринимать действий, которые он мог бы совершить для достижения желаемого результата .

Отсутствие необходимой активности приведет к нереализованности существующих желаний, к низкому качеству жизни, но при этом угрозы для жизни не будет.

Есть ли у животных?

С одной стороны, социальные потребности могут быть свойственны только людям ввиду того, что их могут испытывать только члены общества. С другой стороны, у животных в их группах существует определенная иерархия поведения, правила и ритуалы .

С этой точки зрения принято выделять зоосоциальные потребности животных : родительское поведение, игровое поведение, миграции, стремление к самосохранению, адаптация к условиям жизни, иерархия в стае и т.д.

Данные потребности нельзя назвать социальными в полной мере, но они являются первоисточником развития дальнейших социальных потребностей у людей.

Таким образом, социальные потребности существуют у каждого человека в большом количестве. Удовлетворяя их, человек должен действовать не только в личных интересах, но и в интересах окружающих людей.

Потребность быть нужным и общение - социальные потребности человека:

Тест «Природа человека»

Фамилия, имя _______________________________

Материал к подготовке:

Учебник базовый - §3 раздел «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции», §5 раздел «Деятельность человека: основные характеристики»

Дополнительно: учебник профильного уровня, § 17, раздел «Потребности и интересы» (электронная версия: )

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

Потребности человека

ВИД

ОБЪЕКТ ПОТРЕБНОСТИ

Физиологические

Пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.

Общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.

Ответ: _______________

2 . Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру , под которой оно указано.

1) человеческие потребности, 2) социальные потребности. 3) физиологические потребности, 4) духовные потребности, 5) биологические потребности.

Ответ:

3 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.

1) биологические, 2) физиологические, 3) социальные, 4) органические, 5) идеальные, 6) естественные

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

Ответ:

4 . Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Ответ: ____

5 . Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

А)

способность к продолжению рода

Б)

приспособление к климатическим условиям

В)

способность накапливать знания и трудовые навыки

Г)

способность определять цель своих действий

Д)

способность оценивать себя и других

1)

социальная

2)

биологическая

Запишите в таблицу выбранные цифры

Ответ:

А

6 . Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека.

1) интересы

2) мировоззрение

3) задатки

4) умения

5) наследственность

6) идеалы

Ответ:

7. Найдите в приведенном ниже списке биологические (природные) качества человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к продолжению рода

2) умение защищаться от врагов

3) умение находить пропитание и обустраивать жилье

4) способность преобразовывать природную среду

5) забота о потомстве

6) способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов

Ответ:

8 . Установите соответствие между примерами и видами потребностей:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
отдых и сон

Б)

Общение

В)

принадлежность к определённой группе

Г)

познание мира

Д)

осознание смысла своего существования

социальные

2)

духовные

3)

биологические

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

9 . Найдите в приведенном ниже списке проявления биологической природы человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) интересы

2) мировоззрение

3) задатки

4) умения

5) наследственность

6) идеалы

Ответ:

10 . Задание отсутствует, если очень хотите выполнить – обратитесь к Николаю Александровичу

11 . Выберите верные суждения о биосоциальном в человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху

2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называется потребностью

3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении

4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе. Питании, поддержании теплообмена

5) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями

Ответ:

12. – в данном тесте пока отсутствует

13 . Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

Ответ:

14 . Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. в самовыражении

Б)

в смысле жизни

В)

в двигательной активности

Г)

в общении

биогенные (биологические)

2)

социальные

3)

идеальные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

15 . Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к целеполаганию

2) стремление понять окружающий мир

3) использование предметов, данных природой

4) приспособление к условиям окружающей среды

5) общение с помощью членораздельной речи

6) забота о потомстве

Ответ:

16. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств

Ответ: ______________

17 . Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

А)

Групповые

Б)

Индивидуальные

В)

Материальные

Г)

Духовные

Д)

Эстетические

1)

выделенные по субъекту потребностей

2)

выделенные по объекту потребностей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

18 . Найдите в приведенном ниже списке проявления социальной природы человека и запишите цифры , под которыми они указаны

1) человеку свойственны инстинкты

2) человек способен регулировать инстинкты

3) человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo Sapiens

4) человек обладает кровеносной, мышечной, нервной системами

5) человек развивается, вступая в общественные отношения, в общение с другими

6) человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности

Ответ:

19 . Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой. Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

20 . Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек представляет собой __________ (А) единство. Механизм __________ (Б), определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность. Новорождённый оказывается обладателем __________ (В) к подражанию и обучению. Таким образом, ребёнок появляется на свет именно как человеческое существо. Хотя ему ещё нужно научиться стать человеком. Его вводит в мир людей __________ (Г), благодаря которому формируется психика человека, его социальное __________ (Д). Например, человек обладает послушными его воле пальцами; он может взять кисть, краски и начать рисовать. Но это не сделает его настоящим живописцем. Точно так же и с сознанием. Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения __________ (Е), миром культуры».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) способность

2) биосоциальное

3) поведение

4) индивид

5) потребность

6) язык

7) наследственность

8) общение

9) эмоциональное

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями.

(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

21 . Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

22 . Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

23 . Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

24 . Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

============================================

25 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о способностях человека.

26 . В современном обществе первичные потребности человека социализированы. Проиллюстрируйте этот факт тремя примерами.

27.

28.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29 . Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Социология

«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете).

«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

Современный мир настолько непредсказуем и многогранен, что невозможно предугадать, что же будет ожидать человечество завтра. Человек живет, развивается, у него возникают потребности, которые со временем могут изменяться, но все же, существуют такие вещи, которые нужны человеку всегда.
Известный ученый Маслоу сообщил о том, что все человеческие потребности смело можно назвать врожденными. Плюс ко всему им была представлена концепция потребностей в мотивации иерархического порядка, вот в такой очередности:
1. Потребности физиологического характера. Они занимают важное место в жизни каждого человека. Так как если не будут удовлетворены биологические потребности, то никого не будут интересовать потребности расположенные на более высоком уровне.
2. Потребности относящие к защите и безопасности. В наши дни сюда можно отнести системы безопасности, стабильность в законе и порядке, свободу от угроз. То есть эти потребности интересны всем, кто заинтересован в выживании. Каждый человек стремиться к стабильности, уверенности в завтрашнем дне, хорошей зарплате и финансовым потокам обеспечивающим всю семью.
3. Сюда следует отнести потребности любви. Здесь каждый человек стремиться построить крепкие, гармоничные отношения. Так же именно здесь устанавливается привязанность к окружающим людям в любом возрасте.
4. На этом этапе формируется необходимость в самоуважении. После того, как мы удовлетворили свою потребность любить и быть любимыми, у нас возникает необходимость в уважении. Сюда относиться: уважение к другим людям и к самому себе.
5. Потребность в самореализации. Каждый человек стремиться достичь каких-то высот, хорошо зарабатывать, использовать все свои таланты и быть от этого полностью удовлетворенным.
Конечно, эти потребности очень важны для каждого человека. Но современный мир настолько многогранен, что нам уже просто не обойтись без тех технологий, которые нас окружают. Особенно без систем безопасности. Ведь охранное видеонаблюдение делают нашу жизнь намного спокойнее, беспечнее и увереннее. Человек хоть и боится много, но с данным оборудованием он чувствует себя намного спокойнее. Проходит волнение за свою жизнь семьи и целостность имущества. Получается, что в наши дни потребность в защищенности можно отнести к одной из самых необходимых, что пожалуй, совершенно не удивительно.

Метафизическая антропология русских мыслителей.

Фундаментальные характеристики человека.

Философы все время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать и т.д. и т.п.

Человека нельзя определить однозначно и окончательно, слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания. Определить его можно только отрицательно, через такие качества, которые несут в себе отрицание:

1. Несводимость

2. Непредопределенность

3. Незаменимость

4. Неповторимость

5. Невыразимость.

Эти пять "не" свидетельствуют не об ограниченности или ущербности человеческой природы, а об ее исключительном характере, особом месте человека среди других предметов или явлений окружающего мира.

Несводимость

Человек несводим к своему биологическому виду: вырастет среди волков - станет волком, среди обезьян - обезьяной. Но, в отличие от животного, он не привязан ни к климату, ни к пище - может жить почти в любом климате, любых географических условиях, приспосабливается к любой пище.

В случае с человеком можно говорить об абсолютной несводимости. Он никогда не совпадает ни с одной своей телесной или психологической особенностью, ни с профессией, ни с работой, ни с делом. Ни в одной вещи, которую он создает, он не выражает себя полностью, он всегда выше, значительнее любого своего дела и свершения. Если он отождествил себя со своей профессией - он уже не человек в полном смысле слова. Его уже можно называть через дефис: человек-токарь, человек-банкир, человек-депутат.

Сущностью человека является ничто. Он ничто в сравнении со всеми другими видами жизни, окостеневшими в строгих и неизменных формах. Ни крокодил, ни обезьяна не могут быть другими - они уже миллионы лет не меняются, застыли в данной им природой форме и всегда делают одно и то же. Человек всегда меняется, всегда преодолевает свое сегодняшнее состояние. Он ничто, которое не есть что-то (законченное и ограниченное), а есть условие всякого что-то, которое позволяет ему быть кем угодно, не совпадая ни с одной воплотившейся формой. Его ничто - это признак его универсальности, возможность свободы. Для обозначения сути человека нет другого слова, кроме ничто, так как все положительные определения ограничивают его.

Непредопределенность

Человек никогда не бывает абсолютно свободным. Он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, отношение к окружающим: от наследственности, климата, культуры, государственного строя, зарплаты, семьи и т.д. и т.п. Пересечение этих зависимостей создает такой водоворот случайностей, предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним будет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить многие события своей жизни.

Мы зависим от многих вещей внешне, но мы не должны ни от чего зависеть внутренне. Мало ли причин влияет на меня, но если я живу, потому что решил так жить, то я - главная причина моей жизни, а не внешние обстоятельства.