Рабочая программа жкх для социолога. Рабочая программа дисциплины социология. Очной формы обучения

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РФ
МГИМО - УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии
ПРОГРАММА КУРСА
СОЦИОЛОГИЯ

(36 часов)

доктор философских наук, профессор Кравченко С.А.

МГИМО – 2004 г.
Программа дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.

Программа ориентирована на студентов и слушателей факультетов МЖ, МП, МО, ФП МГИМО (У) МИД России. Её особенностями являются:

– изложение материала в полипарадигмальной интерпретации, что позволяет слушателям видеть сильные и слабые стороны основных социологических теорий, возможности их применения лишь в конкретных пространственных и временных координатах;

– учитывается культурное многообразие через осуществление сравнительного анализа российских реалий с их западными и восточными аналогами, что способствует формированию толерантного отношения к иным культурам;

– акцент сделан на развитие социологического воображения , что помогает видеть латентные аспекты социальных явлений, учит диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов и отношений вырабатывать методы «лечения» и превентивного предупреждения социальных «болезней» через развитие связей с общественностью.


Цель курса : ознакомить студентов с общепризнанным достоянием современного мирового социологического знания в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта.

Главный акцент сделан на том, чтобы в концентрированной форме изложить основные характеристики общества как социокультурной системы, показать взаимодействие и взаимовлияние его различных составных частей и процессов.

В 90-е годы социологическая наука сделала качественный шаг в своем развитии - появились принципиально новые социальные теории, которые составили так называемую постклассическую социологию . Автор курса стремится сделать их достоянием студентов, видя в этом предпосылки действительно деидеологизированного, научного анализа современного мирового сообщества .

Вместе с тем студенты получат и достаточно полное представление о классических общепризнанных теориях, каждая из которых, используя свой инструментарий, вносит свой вклад в общее представление об обществе и социальных действиях людей. Из многообразия социологических парадигм отобраны те, которые общепризнанны и широко представлены в лучших современных российских и зарубежных учебниках по социологии. При этом предполагается “гибкая” манера изложения социологических теорий: во всех случаях отмечаются как их сильные, так и слабые стороны.

Теоретический материал излагается прежде всего в контексте современного российского общества. При этом широко используются сравнения социокультурных реалий нашей страны с другими обществами и культурами.
Задачи курса:
– изучение основных этапов развития мировой социологической мысли, включая классические, современные социологические теории и ныне создаваемые социологические теории постмодерна;

– изучение общества как особой социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

– рассмотрение основных социальных институтов, осуществляющих производство и воспроизводство общественных отношений;

– в контексте разных социологических парадигм изучение социо-культурных тенденций развития обществ, механизмов социальных изменений; объективная и субъективная социальная реальность;

– понимание сложной природы личности, процесса её социализации, роли основных агентов социализации; способов адаптации индивидов к социо-культурным реалиям, процессов десоциализации и ресоциализации;

– изучение личности и массы; коллективного сознательного и бессознательного;

– понимание межличностного взаимодействия, ролевых конфликтов, способов их урегулирования;

– исследование социо-культурной динамики на глобальном и локальном уровнях, вызовов мировому сообществу;

– изучение изменений в постсоциалистических обществах с акцентом на их особенности в России.

Место курса в системе общей профессиональной подготовки специалиста.

Социология является междисциплинарной наукой, содержащей основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием таких наук как математика, демография, экономика и социальная статистика, информатика, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. Особо отметим связь социологии с социальными науками.

Социология и история. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, исследует отечественную историографию, всемирную историю, которая является фундаментальной базой истории социологии.

Социология и социальная философия. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество.

Социология и социальная психология. Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.

Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения , социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации и т.д.

Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры.

Социология и социальная антропология. Социальная антропология – родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества.

Требования, методика, контроль за изучением курса: основная форма в преподавании курса - лекции . Каждой теме соответствует определенный “тезаурус” - набор базисных понятий, которые обогатят научный язык студентов и помогут развить у них основы социологического мышления. Для повышения эффективности лекций предполагается читать их в форме диалога с аудиторией. Студент должен научиться использовать теоретические знания для понимания и активного воздействия на поведение людей в различных сложных ситуациях . Форма контроля знаний : МЖ – письменный тест на знание теорий и социологической терминологии, информационная аналитическая справка, экзамен; МО – зачет; МП – зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

ТЕМЫ

Лекции

Семинары

1

Многообразие социального мира. Социология как наука: её парадигмальная сущность, предмет.

2

2

2

Культура, её типы. Влияние культуры на социокультурные отношения.

2

-

3

Социальная структура и социальная стратификация.

2

-

4

Социальное взаимодействие. Самораскрытие личности. Социализация.

2

-

5

Социальные группы. Этнические группы.

2

-

6

Политика, экономика, труд.

2

-

7

Образование. Религия и церковь.

2

-

8

Организация и управление. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

2

-

9

Глобализация и социокультурная динамика. Изменения в мире и в России

2

-

10

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ Структурный функционализм

-

2

11

Конфликтные парадигмы

-

2

12

ИНТЕРПРЕТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Понимающая” социология М.Вебера



-

2

13

Символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули и Г.Блумера

-

2

14

Феноменология и этнометодология.

-

2

15

Социальный психоанализ З.Фрейда, гуманистический психоанализ Э.Фромма

-

2

16

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ И ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Интегральная социология П.Сорокина


-

2

17

Объединительные парадигмы А.Гидденса и П.Бурдье

-

2

ИТОГО:

18

18

Тема 1. Многообразие социального мира. Социология как наука: зарождение и развитие, её парадигмальная сущность, предмет.
Многообразие и 6единство социального мира, его сложность. Социологическое вооброжение.

Здравый смысл и научное знание о человеке и обществе.

Научные методы (концепция, операционализация, переменные, корреляция, зависимые и независимые переменные, проверка и контроль. Проблема профессиональной этики. Права человека в процессе проведения социального исследования.

Возникновение в социологии ряда социологических школ и направлений. Уровни анализа социальных феноменов. Образование самостоятельных структурных, интерпретивных и интегральных парадигм.

Кризис объектно-предметных оснований социологии конца ХХ века. Современные синтетические трактовки предмета социологии. Переосмысление взглядов на общественные законы, методы познания общества . Синергетический подход в социологии. Современные подходы к определению предмета социологической науки. Функции социологии в современном российском обществе.
План семинара к теме 1.
1. Соотношении социологии и идеологии, социологии и здравого смысла. Вклад О.Конта в отделении социологии от идеологических пристрастий.

2. Социокультурные основания общества и их влияние на социальное познание: проблема ангажированности исследований общества, концепция партийности социального знания. Принцип “свободы от ценностных суждений”.

3. Специфика законов об обществе: взгляды первых и современных социологов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кравченко С.А., Социология. Учебное пособие для вузов./ С.А. Кравченко – М.: Издательство «Экзамен», 2003 г.

Мнацаканян М.О. Десять лекций по общей социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003

Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995, разделы 1-4

Учебный социологический словарь. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А. Кравченко. М., 2001

Фролов С.С. Социология. М., 1999. Главы 1 и 2

Мнацаканян М.О. Десять леций по общей социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. Введение и гл.12

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996. Главы 1,2,8

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., Гардарика, 1998. Рекомендуются темы 1 и 2.

Гидденс Э. Социология. – М., Эдиториал УРСС, 1999, глава 1.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Учебник для высших учебных заведений. В главе I показывается становление социологии как самостоятельной науки, её отличие от истории, философии, психологии, политологии.

Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в России. Москва – Воронеж, 2000

Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.– М.: ИНФРА-М, 2000, глава 1

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Глава 1. Весьма неординарно излагаются социологические подходы к изучению общества.

Социология. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.Осипова и др. М., 1996. Рекомендуются главы 1 и 2, в которых раскрывается вопросы становления социологии, её парадигм, объекта и предмета.

Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Осипова. М., Аспект-Пресс, 1998. – Рекомендуются главы 1 и 2
Тема 2. Культура и её типы. Влияние культуры на социокультурные отношения.
Смысл культуры. Изучение культуры и соотнесенность с культурным контекстом. Символическая структура культуры. Соотношение биологического и социокультурного. Социобиология. Главные компоненты культуры (ценности, верования, нормы, материальные носители, язык). Типыв культуры (культурная гомогенность, культурные различия, культурный релятивизм, культурный универсализм, культурная интеграцияЮ субкультуры, контр-культуры).

Общество как социокультурная система. Влияние культуры на социокультурные отношения.

1. Пояснительная записка.
Программа дисциплины «Социология управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080504.65 – «Государственное и муниципальное управление».

Выдержка из государственного образовательного стандарта:

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами; три модели социального управления: субординация, реординация, координация; управление и манипулирование, интересы общие, частные и корыстные, манипулирование как реализация корыстных интересов, виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое; объективный характер государственного интереса, естественный и искусственный государственный интерес, механизм разработки государственного интереса, столкновение интересов внутри государства, государственный интерес во времени и пространстве, вектор времени и пространства для государственного интереса, взаимосвязь государственного интереса с типом государства; управление в условиях агрессивной среды, среда управления, управленческий менталитет, взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия, инертная, оптимальная и агрессивная среда управления, способы управления в агрессивной социальной среде.


Требования к студентам. «Социология управления» - дисциплина федерального вузовского компонента. Предмет читается на 4 курсе и предназначен для студентов, прослушавших курсы «Основы менеджмента», «Экономическая теория», «Статистика», «Социология», «Политология», «Исследование систем управления».
Место и роль дисциплины как составной части ступени высшего профессионального обучения определяется необходимостью развития у студентов навыков, необходимых для их будущей профессиональной деятельности в сфере управления. Социология управления призвана помочь студентам понять сущность происходящих в стране социальных явлений, познать объективные зависимости между экономическими, социальными и духовными процессами в обществе, ознакомить студентов актуальными проблемами управления социальным развитием.
Цель курса : формирование у студентов представления об основных категориях социологии управления, а также развитие навыков применения социологического инструментария для анализа социально-управленческих процессов, связанных с управленческой деятельностью, и социальных проблем, возникающих в процессе функционирования и развития общества.

Задачи курса:

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • знать основные понятия и категории социологии управления ;

  • иметь представление о специфике социально-управленческих отношений в обществе, о социальных механизмах формирования и управленческого регулирования социальных проблем;

  • уметь применять полученные знания в практической деятельности по принятию управленческих решений;

  • обладать навыками социально-управленческого анализа конкретных социальных ситуаций и проведения самостоятельного социологического исследования процессов управления.

Формы работы студентов: посещение лекций, работа на практических занятиях (подготовка социологического исследования и публичная защита результатов, подготовка докладов, участие в дискуссиях), выполнение контрольной работы. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала, подготовка к семинарским занятиям, выполнение практических заданий, подготовка к контрольной работе, зачету.
Виды контроля:

Текущий - участие в дискуссиях на семинаре, подготовка докладов, выполнение контрольной работы (проводится на 6-7 неделе освоения дисциплины в тестовой форме).

Итоговый - зачет (проводится в форме письменного развернутого ответа на два вопроса из списка, составленного преподавателем (примерные вопросы приведены в программе)).

Все формы текущего и итогового контролей оцениваются по 10-ти балльной шкале.


Расчет итоговой оценки по дисциплине:

  • Оценкам по всем формам текущего контроля присваиваются коэффициенты, определяющие их вес в итоговой оценке:
- участие в дискуссиях на семинаре составит 20% итоговой оценки,

Выступление с докладами на семинарах – 20%,

Выполнение контрольной работы - 20%,

Выполнение практического задания (подготовка, проведение социологического исследования , анализ и представление полученных результатов) - 30%.


Посещаемость учитывается при выставлении оценки по дисциплине. Штрафные баллы вычисляются по формуле:

ШБ = N пропущенных занятий - 1
Таким образом, оценка за текущий контроль выставляется по формуле:
О тек. = 0,2*О дискусс. + 0,2*О доклад + 0,2*О контрольная + 0,3*О практич. 0,5*ШБ


  • Итоговая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки, которая составит 60% итоговой оценки, и оценки за зачет - 40% итоговой оценки.

Оценка за текущий контроль выставляется по формуле:


О итог. = 0,6* О тек. + 0,4* О зачет
2. Содержание программы
2.1. Тематика лекций
Тема 1. Социология управления в системе социологического знания (4 часа)

Цель, задачи и структура курса. Общая характеристика объекта, предмета и метода социологии. Представление о фундаментальных социологических теориях, социологических теориях среднего уровня, эмпирических и прикладных социологических исследованиях. Социология управления как отрасль социологической науки. Социологические законы, и их применение в управлении.

Специфика предмета и объекта социологии управления. Структура, функции, методология и методы социологии управления. Роль социологии управления в управленческой практике.

Тема 2. Социальная сущность управленческой деятельности (2 часа)

Управление как социальное отношение. Объекты и субъекты социального управления. Управление и власть. Управление и лидерство. Субъект-субъектный характер социального управления в современном обществе.

Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами. Модели социального управления: субординация, реординация, координация. Основные формы, методы и принципы управленческой деятельности.

Основные принципы управленческой деятельности. Социально-культурные и социально-психологические факторы управления. Учет национально-этнических особенностей управленческой деятельности. Понятие управленческого менталитета и управленческой культуры.

Статусы и роли в управленческом процессе. Управление как коммуникативная система. Понятие социальных коммуникаций. Структура управленческих коммуникаций.

Инертная, оптимальная и агрессивная среда управления. Взаимосвязь состояния среды управления с целью управленческого действия и ценностями управленца. Управление в условиях агрессивной среды. Координация, создание социальных сетей, поддержание социокультурной интеграции, институциональный и неформальный контроль как формы управленческого регулирования.


Тема 3. Управление как социальный процесс (4 часа)

Взаимосвязь потребностей, интересов, ценностей и целей в социальной деятельности человека и в управленческом процессе.

Общие, частные и корыстные интересы. Управление и манипулирование. Манипулирование как реализация корыстных интересов. Виды манипулирования: экономическое, политическое, бюрократическое, идеологическое, психологическое. Теоретическое осмысление феномена манипулирования в работах Г. Лебона и Г. Тарда.

Интересы общества и интересы государства в социальном управлении. Объективный характер государственного интереса. Естественный и искусственный государственный интерес. Механизмы разработки государственного интереса. Столкновение интересов внутри государства. «Надгосударственные» интересы в системе социального управления глобальным обществом.

Тема 4. Институциональные предпосылки управления (4 часа)

Экономические и социологические концепции институционализма. «Традиционный» и «новый» институционализм. Специфика институционального понимания управления в социологических теориях Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. К. Гэлбрейта, Н. Смелзера. Экономическое понимание институтов (Т. Веблен, К. Поланьи, Д. Норт). Понимание управления через категории «социальный институт», «институциональная среда», «институциональное соглашение». Естественные и искусственные, простые и сложные институты. Функции управления как социального института. Проблема институциональной дисфункции.

Тема 5. Управление как социальное действие (4 часа)

Понятие социального действия в социологии. Трактовка социального действия в работах М. Вебера. Теория социального действия Т. Парсонса. Категории «социальное действие», «социальная система», «роль», «мотив», «девиация». Понятие функции в теории социального действия. Схема AGIL. Типы социальных действий. Деятельностная характеристика управления. Девиантные ориентации в управлении.

Тема 6. Управление как способ социального обмена (2 часа)

Общая характеристика бихевиоризма, теории рационального выбора и теории социального обмена. Концептуальные основания теории социального обмена в работах Дж. Хоманса, П. Блау, Г. Беккера, Р. Эмерсона. Понятие элементарного социального поведения. Мера обмена. Управление как «социальная сделка». Легитимность управления. Сеть обмена (Р. Эмерсон, К. Кук). Нарушение правил обмена в процессе управления и его последствия.

Тема 7. Конструктивистские основания управленческой деятельности (2 часа)

Основные положения конструктивизма в социологии. Книга П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности». Идентичность как ключевой элемент социальной реальности. Первичная и вторичная социализация. Знание. Рутинизация. Повседневность. Понимание управленческих отношений с точки зрения конструктивизма.

Тема 8. Драматургическое понимание управления (2 часа)

Основные положения символического интеракционизма (Мид, Блумер). Роли и «маски». Интерпретация. Драматургический подход И. Гофмана. Социальное взаимодействие как управление впечатлениями. Понятие «тотального института». Управление как «драматургия».

Тема 9. Прикладные социологические исследования как фактор развития управленческой практики (4 часа)

Актуальные проблемы социологии управления в отечественной и зарубежной науке. Анализ современного состояния фундаментальных и прикладных исследований проблем управления. Принципы и методы социологического исследования управления. Макро- и микросоциологические исследования. Прикладное социологическое исследование как инструмент познания социальных процессов и основа принятия управленческого решения. Традиции прикладных исследований в американской социологической школе. Идеи Р. Парка, Ч. Кули, Э. Росса, Л. Уорда, У. Самнера и их применение в социальном управлении. Социальные технологии как практический результат социологического исследования. Социологическое исследование социально-экономических проблем как основа управленческой практики.

2.2. План семинарских занятий

Тема 1. Социология управления в системе социологического знания

Необходимость социологических исследований для развития управленческого знания.

Соотношение социологии управления, менеджмента и науки о государственном управлении.

Актуальные проблемы управления и социологические законы.

Литература:


  1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли. / Р. Арон; Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс. Универс, 1993. – 606 с.


  2. Волчкова Л. Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л. Т. Волчковой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2004. – С. 7 – 23.

  3. Меньшикова, Г.А. Социология управления в структуре социологического знания / Г.А. Меньшикова, В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1999. – Сер. 6. – № 3. – С. 56-61.

  4. Ритцер Дж. Современные социологические теории: учебное пособие / Дж. Ритцер. - 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.- 686 c.

  5. Шилин К. И. Социология управленческого творчества / К.И. Шилин. – М.: Вера плюс, 2003. – 381 с.
Тема 2. Социальная сущность управленческой деятельности

Дискуссия (2 часа). Вопросы для обсуждения:

Управление и власть. Примеры соотношения управления и власти в исторической и современной перспективах.

Модели социального управления: субординация, реординация, координация. Практические примеры.

Социально-культурные и социально-психологические факторы управления. Практические примеры.

Литература:



  1. Вилинов А. М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности. – М.: РИИС, 2001. – 260 с.


  2. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2001. – 324 с.


Тема 3. Управление как социальный процесс

Дискуссия (2 часа). Обсуждение темы «управление и манипулирование» (По работам Г. Лебона «Психология народов и масс» и Г. Тарда «Социальная логика», актуальным ситуациям, получившим отражение в средствах массовой информации).

Литература:



Тема 4. Институциональные предпосылки управления



  1. Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологии . / Э. Дюркгейм; Изд. подгот. А.Б. Гофман. – М.: Наука, 1991. – 575 с.



  2. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – № 2. – С. 62–73; http://www.ecsoc.msses.ru


Тема 5. Управление как социальное действие

Обсуждение первоисточников (2 часа):


  1. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.

  2. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – 2-е изд. – М. : Акад. проект, 2002. – 877 с.
Тема 6. Управление как способ социального обмена

Обсуждение первоисточников (2 часа):



  1. Блау, П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / П. Блау // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 3 – 16.

  2. Скиннер Б. Технология поведения / Б. Скиннер // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 16 – 24.

Тема 7. Конструктивистские основания управленческой деятельности

Обсуждение первоисточников (2 часа):

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.-324 с.

Тема 8. Драматургическое понимание управления

Обсуждение первоисточников (2 часа):


  1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; Ин-т социологии РАН. – М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. – 302 с.
Тема 9. Прикладные социологические исследования как фактор развития управленческой практики

Дискуссия (2 часа) «Методы социологического исследования управления»

Литература


  1. Белановский С. А. Глубокое интервью: Учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Белановский. – М.: Никколо М, 2001. – 320 с.




  2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности / В.А. Ядов в сотрудничестве с В.В. Семеновой. – 7-е изд. – М.: Институт социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596с.
Дискуссия (2 часа) Современные прикладные исследования в области управления в США и Западной Европе (по материалам социологических журналов (рубрика «Социология управления») и Интернет-изданий).

Практическое занятие (4 часа). « Case - study как метод социологического изучения управленческих отношений». Составление программы пилотажного социологического исследования. Форма проведения: работа в группах (7-10 чел).
Практическое занятие (2 часа). Обсуждение результатов социологического исследования.

3. Тематика заданий по различным формам текущего контроля
3.1. Контрольная работа в форме теста (примеры заданий)
1. Кто из социальных философов впервые применил научный социологический метод для изучения общества?

а) О. Конт б) Э. Дюркгейм в) П. Сорокин г) Г. Спенсер

2. Какое из утверждений является верным?

а) Социология управления представляет собой специальную социологическую теорию.

б) Социология управления - это российский аналог Sociology of management в европейской и американской научных традициях.

в) Специальность «Социология управления» в России появилась в 1980-х гг.

г) Предметную область социологии управления необходимо определять с комбинаторной позиции, то есть рассматривать ее как дисциплину, возникающую «на стыке» социологии и теории управления.

3. Что представляет собой координация как одна из моделей социального управления?

а) Отношение между субъектами управленческой деятельности, выражающее непосредственное подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

б) Форму социального взаимодействия в организации, участники которого занимают равное положение.

в) Выражение вертикальных связей в организации.

г) Социальное подчинение.

4. Что из перечисленного характеризует органическую солидарность (Э. Дюркгейм)?

а) Современное состояние общества, в котором преобладает морально-культурное взаимопонимание.

б) Тип социального взаимодействия, при котором целостность обеспечивается посредством доминирования коллективного сознания над индивидуальным.

в) Тип социального взаимодействия, при котором основой социальных связей между индивидами выступает их различие, обусловленное разделением труда.

г) Социальные нормы, ценности и традиции в обществе.

5. Что характеризует первоначальную форму кооперации труда (по работе К. Маркса «Капитал»)?

а) Общая собственность на условия производства.

б) Договорное распределение обязанностей между членами общины.

в) Сильная привязанность индивида к роду или общине.

г) Имущественное неравенство.

6. Что из перечисленного не является принципом легального типа господства (по работе М. Вебера «Типы господства»)?

а) Наличие государственной иерархии.

б) Выполнение управленческих функций как единственный, или, по крайней мере, основной вид занятий чиновника.

в) Документооборот как основа принятия управленческих решений.

г) Самообучение на рабочем месте.

7. «П редписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания “правильного” поведения» – это определение:

а) интересов б) потребностей в) ценностей г) норм

8. Управление как социальное действие характеризует:

а) эквивалентность б) ориентация на значимого другого в) схема «стимул-реакция» г) учет интересов и потребностей подчиненных

3.2. Перечень проблем для разработки программы исследования:

Социально-управленческий анализ социальных проблем современного российского общества (по выбору студента).

Социально-управленческий анализ образовательного процесса.

Социологические исследование проблем функционирования и развития организации или фирмы.


3.3. Вопросы для подготовки к зачету:

  1. Социология управления как наука. Объект и предмет социологии управления

  2. Методология и методы социологии управления

  3. Социологические законы, и их применение в управленческом процессе

  4. Социологические аспекты исследования управления в социально-управленческих теориях

  5. Модели социального управления: субординация, реординация, координация

  6. Основные формы, методы и принципы управленческой деятельности.

  7. Социологические концепции О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и их влияние на становление науки об управлении

  8. Управление как социальный институт

  9. Концепция М. Вебера и ее роль в социологии управления

  10. Структурный функционализм Т. Парсонса и его влияние на социологический анализ управления

  11. Управление как социальное действие

  12. Социально-драматургическая концепция И. Гофмана и ее использование для анализа управленческой практики

  13. Драматургический подход к управлению

  14. Значение идей Дж. Хоманса и П. Блау для понимания отношений управления

  15. Управление как способ социального обмена

  16. Прикладные социологические исследования (американская школа)

  17. Социология управления в отечественной науке

  18. Понятие социального управления. Объекты, субъекты, методы социального управления

  19. Управления как коммуникативная система

  20. Управленческие отношения как специфический вид социальных отношений

  21. Управление и манипулирование

  22. Интересы в управлении. Механизмы разработки государственного интереса

  23. Среда управления как фактор управленческого процесса

  24. Социальные технологии в системе управления

  25. Управленческая культура: сущность, структура

  26. Прикладное социологическое исследование как инструмент познания социальных процессов и основа принятия управленческого решения

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Базовые учебники

1. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. - М.: Изд-во «Кнорус», 2009. – 512 с.

2. Ильин Г.Л. Социология и психология управления. – М.: Академия, 2008. – 190 с.

3. Кашина М.А. Социология для государственных служащих: Учебное пособие для студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление». - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2006. - 392с.

4.2. Основная литература


  1. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / П. Блау // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 3 – 16.

  2. Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л.Г. Ионина. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.

  3. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990. – 808 с.

  4. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.

  5. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; Ин-т социологии РАН. – М.: Канон-Пресс-Ц: Кучково поле, 2000. – 302 с.

  6. Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологии. / Э. Дюркгейм; Изд. подгот. А. Б. Гофман. – М.: Наука, 1991. – 575 с.

  1. Лебон Г. Психология народов и масс. - М.: Академический проект, 2011. - 238 с.

  1. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д. Норт // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. – 1993. – № 2. – С. 69-91.

  2. Норт Д. Институты, институциональ­ные изменения и функционирование экономики. / Д. Норт. Пер. с англ. А.Н. Нестеренко, предисл. и на­уч. ред. Б.З. Мильнера. – М.: Фонд эконо­мической книги «НАЧАЛА», 1997. – 180 с.

  3. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа / Д. Норт // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 6-17.

  4. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – М.: Акад. проект, 2002. – 831 с.

  5. Парсонс Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. – 2-е изд. – М.: Акад. проект, 2002. – 877 с.

  6. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; науч. ред. пер. М.С. Ковалева. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270 с

  7. Радаев В.В. Новый институциональный подход и деформализация правил российской экономики / В.В. Радаев; Гос. ун-т Высш. шк. экономики. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 77 с.

  8. Радаев В.В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – № 3. – С. 109 – 130.

  9. Скиннер Б. Технология поведения / Б. Скиннер // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В.И. Добренькова.-М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 16 – 24.

  10. Тард Г. Социальная логика. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 500 с.

  11. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 156 – 163.

4.3. Дополнительная литература


  1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Х. Абельс; Пер. с нем. яз. под ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского. – СПб.: Издательство «Алетейя», 2000. – 272 с.

  2. Абельс Х. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса / Х. Абельс // http://www.vusnet.ru./biblio/archive/abels_social_order_problem/

  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. / Р. Арон; Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс. Универс, 1993. – 606 с.

  4. Белановский С.А. Глубокое интервью: Учеб. пособие для студентов вузов / С.А. Белановский. – М.: Никколо М, 2001. – 320 с.

  5. Белановский С.А. Метод интервью в исследованиях экономических процессов. Научный доклад на соискание ученой степени доктора социологических наук / С.А. Белановский. – М., 1994; http://socioline.ru/_seminar/library/metod/bel_interv.rar.

  6. Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью: (Учеб.-метод. пособие) / С.А. Белановский; Рос. АН. Ин-т народнохоз. прогнозирования. – М.: Наука, 1993. – 349 с.

  7. Валантеюс А. Актуальные проблемы плюрализма в современной теории / А. Валантеюс // Социс. – 2004. – № 5. – С. 19-29.

  8. Веселов Ю.В. Классики экономической социологии: Карл Поланьи / Ю. В. Веселов // Социс. – 1999. – № 1. – С. 111-115.

  9. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: Обобщение и рекомендации / Н.Г. Веселова; Под ред. В.А. Трайнева; Междунар. акад. наук информ., информ. процессов и технологий. – М.: Дашков и Кё, 2002. – 337 с.

  10. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. собственности. – М.: РИИС, 2001. – 260 с.

  11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2004. – С. 7 – 23.

  12. Герт Г.П. Сущность и содержание социального управления. Наука управления: Лекция / Г.П. Герт; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Моск. акад. – М.: Моск. акад. МВД, 2001. – 31 с.

  13. Гоптарева И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения / И.Б. Гоптарева // Credo New. 1998. № 2 // http://www.credonew.ru./

  14. Громов И.А. Западная социология. Учебное пособие для вузов / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семенов. – СПб.: ООО «Изд-во ДНК», 2003. – 560 с.

  15. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности / И.Ф. Девятко. – М.: «Аванта плюс», 2003. – 336 с.

  16. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.

  17. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

  18. Иванов Д.В. Социология: теория и история / Д. В. Иванов. – СПб.: Питер, 2006. – 160 с.

  19. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономика, 2001. – 324 с.

  20. Иванов В.Н. Управленческая парадигма XXI века: Учеб. пособие для вузов / В.Н. Иванов, А.В. Иванов, А.О. Доронин. – М.: МГИУ, 2002. – 178 с.

  21. Иванов В.Н. Устойчивое развитие в XXI веке: социально- технологическое обеспечение / В.Н. Иванов; Акад. наук социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2006. – 762 с.

  22. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. – 1997. – № 1. – С. 3 – 6.

  23. Иванов О.И. Социология социальных проблем как новое направление российской социологии / О.И. Иванов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. – 2002. – Вып. 2. – С. 54-62.

  24. Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2001. – № 1. – С. 101 – 115.

  25. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 511 с.

  26. Культыгин В. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние / В. Култыгин // Социс. – 2004. – № 1. – С. 27-37.

  27. Кух Н.А. Сравнительная экономика К. Поланьи / Н. А. Кух // Вестник Московского университета. – Серия 6 «Экономика». -1997 – № 3. – С. 21-40.

  28. Меньшикова Г.А. Социология управления в структуре социологического знания / Г.А. Меньшикова, В.Н. Минина // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 1999. – Сер. 6. – № 3. – С. 56-61.

  29. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон; пер. с англ. Е.Н. Егоровой и др. – Москва: АСТ: Хранитель, 2006. – 873 с.

  30. Мертон Р. Фокусированное интервью: Пер. с англ. /Р. Мертон, М. Фиске, П. Кендалл; Под ред. С.А. Белановского. – М.: Институт Молодежи, 1991. – 345 с.

  31. Неретина Е.А. Управление социальными процессами на федеральном, региональном и организационном уровнях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.э.н.: Спец. 08.00.05 / Е.А. Неретина; Мордов. гос. ун-т им. Н.П. Огарева. – Саранск, 2000. – 34 с.

  32. Питерс Т. В поисках эффективного управления / Т. Питерс, Р. Уотермен. – М.: Прогресс, 1986. – 423 с.

  33. Поланьи К. Экономика как институционально оформленный процесс // Экономическая социология. – 2002. – Т. 3. – № 2. – С. 62–73; http://www.ecsoc.msses.ru

  34. Потемкин В.К. Экономическая психология. Теоретический и эмпирический анализ / В.К.Потемкин; Рос. акад. наук. Ин-т соц.-экон. проблем. – СПб.: Ривьера, 1998. – 124с.

  35. Ракитский Б.В. Социальная рыночная экономика и социальная политика / Б.В. Ракитский // Государственное регулирование экономики. – М., 2000. – 157 с.

  36. Ритцер Дж. Современные социологические теории: учебное пособие / Дж. Ритцер. -5-е изд. – СПб.: Питер, 2002.- 686 c.

  37. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию / В.В. Семенова. – М.: Добросвет, 1998. – 292 с.

  38. Слепенков И.М. Основы теории социального управления: Учеб. пособие для вузов / И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин. – М.: Высш. школа, 1990. – 302 с.

  39. Социальное управление: Теория и методология: Учеб. пособие: В 2 ч. / А.Г. Гладышев, А.В. Иванов, В.Н. Иванов и др.; Акад. наук социал. технологий и мест. самоупр. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Муницип. мир, 2004.

  40. Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии: материалы Всерос. конф., приуроченной к 75-летию со дня рождения проф. Тамары Моисеевны Дридзе, Москва, 5-6 октября 2005 г. / Под ред. А.В. Тихонова. – М.: Изд-во Ин-та социологии, 2006. – 379 с.

  41. Социальное управление: реалии и проблемы российского общества: сборник научных статей и сообщений: в 2 ч. / редкол.: проф. Р.С. Цейтлин, проф. Л.А. Бурганова и др. – Казань: Новое знание, 2004.

  42. Социальное управление: теория и практика: Сборник статей. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 186 с.

  43. Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ: учеб. пособие / Богаевская А.Н. и др. ; под ред. В.А.Ядова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. – 583 с.

  44. Спенсер Г. Личность и государство / Г. Спенсер; пер. с англ. под ред. В.В. Битнера. – СПб.: «Вестник Знания», 1908; Библиотека института Катона http://www.cato.ru

  45. Тамбовцев В.Л. Стандарты государственных услуг / В.Л. Тамбовцев // Общественные науки и современность. - 2006 – № 4. - С. 5-20.

  46. Тамбовцев В. Теоретические вопросы институционального проектирования / В. Тамбовцев // Вопросы экономики. – 1997. – № 3. – С. 82-94.

  47. Тернер Дж. Аналитическое теоретизирование / Дж. Тернер // THESIS. 1994. Т. 2. №4. С. 119-157.

  48. Удальцова М.В. Социология управления / М.В. Удальцова – М.: ИНФРА-М., 2000. – 142 с.

  49. Управление и власть: Материалы междисциплинарного научного семинара / Под ред. О.Я. Гелиха, В.Н. Мининой. – СПб.: ЗАО «Полиграфическое предприятие № 3», 2004. – 304 с.

  50. Хоманс Дж. Возвращение к человеку / Дж. Хоманс // Американская социологическая мысль: Тексты / Под В. И. Добренькова.-М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 24 – 32.

  51. Шилин К.И. Социология управленческого творчества / К.И. Шилин. – М.: Вера плюс, 2003. – 381 с.

  52. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание соц. реальности / В.А.Ядов в сотрудничестве с В.В.Семеновой. – 7-е изд. – М.: Институт социологии РАН: Добросвет, 2003. – 596 с.

  53. Яковлев А. О причинах бартера, неплатежей и уклонения от уплаты налогов в российской экономике / А. Яковлев // Вопросы экономики. -1999. – № 4. – C. 102-115.

  54. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации ситуаций / И. Г. Ясавеев // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – Т. 9, № 1. – С. 91-102.

  55. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И. Г. Ясавеев. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2004. – 200 с.

  56. Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе / И. Ясавеев // Публикации Фонда «Общественное мнение». – 2006. – № 6 // http://www.fom.ru.

  57. Albrow M. Globalization, knowledge, and society: readings from International sociology / M. Albrow, E. King. – London, Sage Pabl, 1990. – 280 р.

  58. Becker G. S Essays in the economics of crime and punishment / G. S. Becker, W. M. Landes. – New York: National Bureau of Economic Research, 1974. – 268 р.

  59. Becker G. S The economic approach to human behavior / G. S. Becker. – Chicago: University of Chicago Press, 1976. – 314 р.

  60. Blau P.M. Exchange and power in social life. / P. Blau. – N.Y., J. Wiley, 1964. – 463 p.

  61. Camic C. Contemporary development in sociological theory: Current projects and conditions of possibility / C. Camic, N. Gross // Annual Review of Sociology. – 1998. – Vol. 24. – Р. 453-476

  62. Diermeier D. Institutionalism as a Methodology / D. Diermeier, K. Krehbiel // Journal of Theoretical Politics. – 2003. – Vol. 15. – №2. – P.120 – 127.

  63. Fuller, R. C. The Stages of a Social Problem / R. C. Fuller, R. R. Myers // The Study of Social Problems; E. Rubington and M. Weinberg (eds.) – 6 th Edition. – New York: Oxford University Press, 2002. – 384 p.

  64. Gurvitch, G. The social frameworks of knowledge / G. Gurvitch; Translated from the French by Margaret A. Thompson and Kenneth A. Thompson. – New York: Harper & Row, 1971. – 292 p.

  65. Homans, G. C. Social Behavior: It’s Elementary Forms / G.C. Homans. – London: Routledge & Kegan, 1961. – 404 p.

  66. Homans G.C. The Human group. / G.C. Homans. – London: Routledge & Kegan, 1951. – 484 р.

  67. Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism and Democracy / J. A. Schumpeter. – New York etc.: Harper Torchbooks, 1976. – 431p.

  68. Spector M. Constructing social problems / M. Spector, J. I. Kitsuse. – New York: Aldine de Gruyter, 1987. – 184 p.

  69. Spencer H. First principles / H. Spencer. – New York: De Witt Revolving Fund, 1958. – 599 p.

  70. Spencer H. Principles of sociology / H. Spencer. – Hamden: Archon Books, 1969. – 821 p.

  71. Spencer H. The principles of ethics / H. Spencer. – Indianapolis: Liberty Classics, 1978. - 170 р.

  72. Turk H. Institutions and social exchange; the sociologies of Talcott Parsons & George C. Homans / H. Turk, R. Simpson. – Indianapolis, Bobbs-Merrill. – 1971. – 417 р.
4. Тематический расчет часов






























МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки

39. 03. 02 Социальная работа (бакалавр)

Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Москва 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39. 03. 02, утвержденным ректором МГМСУ. О.О.Янушевичем.

Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
Рецензенты: И.Е. ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
О.Н. КРАСНОВА, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидат политических наук Российского государственного университета туризма и сервиса.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« 24 » 01 2014 года Протокол № _6_

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

« 30 » ______01_______ 2014 года Протокол № _1_

Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор

А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« » __ ____2014 года Протокол № __

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор

Э.В. Луцевич


  1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Социология» являются:

– формирование у студентов системы знаний об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и группах, видах и результатах социальных процессов, фактах формирования личности в процессе ее социализации;

– развитие способности теоретического анализа наиболее значимых социальных проблем, определяющих характер развития современного общества;

– формирование способности выявлять социальные проблемы современного общества, анализировать их, обсуждать, а также, сопоставлять пути разрешения основных проблем, определяющих стратегическую перспективу социального развития.
Задачами учебной дисциплины «Социология» являются:

– овладение знаниями теоретических положений, обеспечивающих понимание основных социально-технологических методов социальной работы, социальной защиты и социального развития различных групп населения;

– овладение методами проведения социальных исследований, социальной диагностики, прогнозирования и моделирования процессов в социальной сфере;

– овладение практическими навыками по разработке программы и других документов социологических исследований, использованию наиболее важных методов сбора социальной информации, ее обобщению и анализу, формулированию на этой основе выводов и практических рекомендаций;

– ознакомление с технологиями прикладного социологического исследования, его видами, этапами, методологией, методикой и техникой.


  1. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, изучаемых по направлению подготовки «Социальная работа». Изучение социологии требует понимания основной социально-философской терминологии, знания философских течений и школ, понимания места и роли своей профессии в социально-профессиональной структуре общества. Изучение курса социологии дает возможность студентам компетентно и целенаправленно подходить к изучению дисциплин профессионального цикла.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

основные этапы развития социальной культуры России, специфику социокультурного развития страны;

Основные понятия социологии, структуру социологического знания, этапы развития социологии;

Основные социологические школы стран запада и России;

Основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, социализации личности;

Основы теории аномии, девиантного поведения и социального контроля;

Основные положения теории социальных институтов;

Основные методы проведения социологических исследований, правила составления программы исследования, разработки инструментария, представления результатов исследования;

Основы теории социальных изменений, развития культуры и цивилизации, типы обществ;

Основы теории и практические аспекты процессов глобализации.


УМЕТЬ

давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

Понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;

Выделять различные социальные проблемы, возникающие у клиентов;

Принимать участие в проведении эмпирических социальных исследований, представлять их результаты;

Анализировать, структурировать, оценивать социальную информацию, выделять в ней главное;

Выявлять разные способы решения исследовательских задач;

Систематически использовать результаты научных исследований для повышения эффективности деятельности социальных служб.


ВЛАДЕТЬ

методами анализа социальных явлений и процессов;

Понятийным аппаратом современной социологии, способами самостоятельного анализа социологической литературы;

Навыками проведения эмпирических социальных исследований, представления их результатов.


БЫТЬ

КОМПЕТЕНТНЫМ


в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы, составлении практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

В определении особенностей различных социальных групп в вопросах социального обслуживания населения;

В оценке эффективности работы социальных институтов и организаций, от которых зависит социальное благополучие населения России;

В осуществлении прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

При анализе специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.


  1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - 144 часа.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)
Всего – 144 часа.

Аудиторные занятия – 38 часов, в том числе лекционных занятий – 19 часов, групповых занятий – 19 часов. Интерактивных занятий 10 часов.

Самостоятельная работа 79 часа.



Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ доклад

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг

1

Раздел 1. Предмет и история социологии

Социология как наука об обществе


9

6

3

1

2

+

2

Тема 1.2. Основные этапы становления и развития социологии

9

6

3

2

1

+

3

Тема 1.3. История отечественной социологии

8

6

2

1

1

+

+

4

Раздел 2. Прикладное социологическое исследование

Тема 2.1. Организация и методы социологического исследования


9

6

3

1

2

+

Тема 2.2. Программа социологического исследования

9

6

3

1

2

+



6

Тема 2.3. Обработка, обобщение и анализ социологической информации

9

6

3

1

2

+

7

Раздел 3.Общество как система

Тема 3.1. Социальные группы и общности


+

8

Тема 3.2. Социальная структура, социальная стратификация общества

8

6

2

1

1

+

9

Тема 3.3. Личность и общество

10

Тема 3.4. Социальные институты и организации

11

Тема 3.5. Социальные конфликты и социальная напряженность

9

6

3

2

1

+

12

Тема 3.6. Девиантное поведение и социальный контроль

7

4

3

2

1

+

13

Раздел 4. Развитие общества и мировая система

Тема 4.1. Социальные изменения. Глобализация и современные концепции общественного развития


14

Тема 4.2. Концепция социальной устойчивости и перспективы развития теоретической

социологии


6

3

3

2

1

+

ИТОГО

117

79

38

19

19

27

Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

Байкальского государственного университета экономики и права

Кафедра Экономики и психологии труда

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

С О Ц И О Л О Г И Я

Для студентов 1 курса бакалавров

Очной формы обучения.

Чита 2012

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

Читинского института БГУЭП

Протокол №________ от _________2012г.

Составитель: к.ф.н., доцент Янков А.Г.

Рецензенты: к. соц. наук, доц. Г.И. Зимирев

кафедры «Экономика и психология труда»

Протокол № ______ от_____________2012 г.


Программа по курсу «Социология»

Программа по учебному курсу «Социология» составлена для экономических, управленческих и юридических специальностей в соответствии с государственным стандартом образования.

Цель программы - ознакомить и ввести будущих специалистов в проблематику социологии как науки, изучающей закономерности развития и функционирования общественных систем, социальных институтов, социальных процессов. Социологические знания, накопленные человечеством, как в области теории, так и методологии ее практического применения в различных сферах общественной жизни, являются важным аспектом общей системы высшего образования и входят составной частью в профессиональную подготовку экономистов, юристов, менеджеров.

Программа курса «Социология» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. В первом блоке - «Социология как наука, история возникновения, становления и развитие социологии», рассматриваются проблемы, связанные с пониманием предмета социологии, ее функции в системе наук. Излагаются вопросы становления социологии как науки в историческом плане. Исторический экскурс позволит создать более объемную картину общей проблематики социологии, показать преемственность в изучении актуальных вопросов современного общественного развития.

Тема 1. Предмет, структура, функции социологии.

Объектом социологического познания является - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Поэтому, социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных общностей, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, социальных групп, народов. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процесс совместной деятельности. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или группа. Социология подразделяется на прикладную и теоретическую, макросоциологию и микросоциологию.

Тема 2. История социологии.

Понимание социологии невозможно без обращения к прошлой социальной мысли. Человечество с древнейших времен интересовалось местом человека среди других, возможностью создания бесконфликтного общества. В древнее время, Платон, Аристотель, Лао-Цзы, Конфуций оставили интересные размышления об обществе, человеке. Основная черта социальной мыли данной эпохи - ее обращенность к практике. Восточная мысль более направлена на изменения человека, затем общества, западная наоборот.

Основатель социологии - О. Конт (1798 - 1857). Социология Конта позитивна. Социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.

Одним из наиболее важных направлений социологии второй половины 19 века является биолого-эволюционная школа, а ее главным представителем является социолог Г. Спенсер. Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей добровольным или принудительным. По этому принципу выводятся два типа общества: «военное» и «промышленное». Социальные законы такие же, как и естественные, не подвластные воле и желанию людей.

Признанным классиком социологии является Э. Дюркгейм (1858- 1917). Социальная реальность, по Дюркгейму, включена в общий универсальный природный порядок, поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. Центральная идея творчества Э. Дюркгейма - идея общественной солидарности. Её решение, прежде всего, связано с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей?». Существуют два типа общественной солидарности: механическая и органическая. Каждая имеет свои особенные черты. Фактором развития общества, т.е. переход от механической солидарности к органической, является общественное разделение труда.

Российская социология имеет большие традиции. В отличие от других стран социология в России была не просто научным явлением. Социология с первых шагов играла роль идейного оружия либерально-демократических кругов. Отличительная особенность социологической мысли (в отличие от философского идеализма, славянофильства) в том, что она была в большей степени ориентирована на западную социологическую мысль. Выделяют три этапа в истории русской социологии: позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм.

Ярким представителем русской социологии является П.А. Сорокин (1889 - 1968). Сорокин создает позитивистскую модель социологии основанную на бихевиоризме. Особая заслуга Сорокина в формулировании идей о социальной мобильности, стратификации, социо-культурной мобильности.

Другим крупнейшим русским социологом был М. Ковалевский (1851 - 1916). Заслугой Ковалевского является то, что во многих исследованиях он пытался объяснить многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Он был основателем сравнительно-исторического метода. Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, в том числе его происхождение.

Современная зарубежная социология представлена рядом социальных теорий. Структурный функционализм - рассматривает и объясняет общество через детальный анализ иерархий структур и их функций. Основатель данного направления Т. Парсонс считал, что реальность имеет системный характер, из чего следует, что выделенные абстрактные положения должны быть логически организованы в единое тело отвлеченных концепций. Символический интеракционизм рассматривает общество как продукт социального взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия происходит поиск смыслов, понимание. Феноменология и этнометодология занимаются проблемами личного и социального «создания мира», поисков смысла в мире, создания ценностей.

Во втором блоке - «Предмет социологии» дается категориальный аппарат социологии. Раскрываются понятия: социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное воспроизводство и др. Определяются различные аспекты современного общественного устройства жизни людей, и в частности такие: «Социальная система», «Общество и личность», «Социальные институты» и другие.

Тема 3. Социальные группы, статусы, роли. Понятие социальной стратификации, социальной структуры и социального воспроизводства.

Социальная группа является одним из важных понятий в социологии. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Для существования группы необходимы два условия: наличие взаимодействия между членами и появление разделяемых ожиданий. Существует несколько видов социальных групп, отличающихся количественно и качественно. Именно в социальных группах происходит первичное становление человека, формирование его мировоззрения и будущих социальных действий. Группам присуща групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. К групповой динамике относятся следующие процессы: лидерство, групповое давление, конфликты, формирование группового мнения. В группах происходит межличностное общение, влияющее на восприятие и позицию человека. Позицию человека в группе определяют два понятия «социальная роль» и «социальный статус». Социальная стратификация описывает неравенство в обществе. Основное понятие соц. стратификации – классы. Соц. структура рассматривает общество как самоуправляющуюся систему, совокупность общественных элементов и связей между ними.

Тема 4. Личность, общество и культура.

Изучение общества невозможно без обращения к культуре. Культура понятие многогранное. Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох, народностей, специфических сфер жизни или деятельности. В обществе рассматриваются культурные ценности, влияющие на групповое и индивидуальное поведение. Одна из главных функций культуры - регуляция поведения членов общества, через социализацию. Тесно с понятием культура связано понятие личности. Личность интегрирует социально значимые черты. Формирование личности происходит путем взаимодействия данного лица с другими людьми. Другими словами личность - совокупность социальных связей и отношений. Существуют несколько факторов развития личности.

Тема 5. Социальные отклонения.

Существуют разные уровни отклоняющегося поведения: культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные. Существуют так же культурно одобряемые отклонения. Социальные отклонения (девиантное поведение) тесно связано с процессом взаимодействия членов общества, наличием эталона поведения. Девиантное поведение относительно – в одних группах поведение не осуждается, в других определяется как преступное. Существует целый ряд концепций описывающих и объясняющих социальные отклонения: теория физических типов, психоаналитические теории, социологические теории, теория «клейма» и др.

Девиантное поведение, прежде всего, связано с процессом взаимодействия между людьми, социализацией, формированием девиантных ценностей.

Тема 6. Социальные взаимосвязи, процессы и изменения.

Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении. Меняется характер взаимосвязей и отношений между ними, т.е. происходят изменения. Они проявляются в возникновении (исчезновении) определенных элементов, трансформации внешних (внутренних) связей. Факторами, определяющими социальные изменения, являются их объективные предпосылки и условия (экономические, географические, этнические и др.); особые жизненные обстоятельства; активность личности. В понятие взаимосвязи и отношения входят: контакты, социальные действия, социальные воздействия. Социальные отношения лежащие в основе взаимосвязи определяются разделяемыми ценностями. Общество постоянно изменяется в силу внутренних противоречий и новых условий среды. Существуют революционные и реформаторские изменения.

Тема 7. Социальный конфликт.

Социальные конфликты необходимый атрибут социальной жизни. Конфликты подразделяются на межличностные и межгрупповые. Конфликт как социальный процесс имеет свои закономерности. Конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий. Каждый конфликт проходит стадии конфликта, характеризующиеся определенными стратегиями поведения участников. По внутреннему содержанию социальные конфликты различаются на рациональные и эмоциональные. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта.

Тема 8. Социальные институты.

Понятие «институт» одно из центральных в социологии. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Существуют несколько основных социальных институтов: институт семьи, экономики, политики, религии, молодежи, образования.

Третий блок: «Социальная структура современного Российского общества». В этом блоке дается информация о социально-демографических характеристиках российского общества, раскрываются социальные процессы происходящие в нашем обществе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

Рабочая программа по социологии федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Социология как наука об обществе, социальных институтах, социальной деятельности и поведении является одной из составных частей социально-гуманитарной подготовки в вузе. Опираясь на теорию и эмпирические данные, она позволяет дать объективный научный анализ социальной реальности, выходя на самые актуальные проблемы общественной жизни.

Целью данного курса является формирование научного представления о социологии как инструменте познания общества, знакомство с основными фундаментальными категориями и парадигмами социологической науки, использование методов прикладных социологических исследований в научной работе и будущей профессиональной деятельности.

Решение этих задач дает возможность студентам повысить уровень мировоззренческой культуры, социологического мышления, вводит их в круг фундаментальных понятий и проблем социологии, способствует выработке различных социальных технологий и принятию компетентных профессиональных решений.

В результате изучения социологии студенты должны:

    знать основные фундаментальные категории и проблемы современной социологической теории; историю и этапы развития социологии; основные функции социологии и сферы применения социологического знания;

    иметь представления о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на различных уровнях;

    знать специфику изучения общества как социальной системы, социальных институтов; иметь представление о специфике процесса модернизации в России, о тенденциях изменения российского социума, основных факторах, влияющих на образование новых страт, понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;

    знать основные составляющие структуры личности, основные этапы социализации личности, понятие социального статуса и социальной роли, понимать сущность девиантного поведения и его преодоления;

    владеть основными методами прикладных социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением. Анализом документальных источников), уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и применять социологические методы исследования на практике.

Программа составлена из расчета учебного времени, определенного тематическим планом.

Основной раздел

Тема 1. Научный статус социологии: объект и предмет социологии

Объект и предмет познания социологии. Дискуссия о предметах социологии. Основные категории социологической науки. Понятие социального и социетального. Социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития.

Структура социологии. Общесоциологическая теория, специальные и отраслевые социологические теории, прикладная социология, процессы их взаимодействия и дифференциации. Методы социологического познания. Проблема теоретического и эмпирического исследования социального факта.

Социология в системе социогуманитарных наук. Социология и право. Функции социологии: познавательная, методологическая, прикладная, прогностическая.