Автор теории социального поведения. Теорию инстинктов социального поведения. Вопросы для самоконтроля

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога В.Макдугалла (1871-1938), переехавшего в 1920 г. в США и в дальнейшем работавшего там. Работа Макдугалла "Введение в социальную психологию" вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Э.Росса "Социальная психология", и, таким образом, достаточно символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Год этот, однако, лишь весьма условно может считаться началом новой эры в социальной психологии, поскольку еще в 1897 г. Дж.Болдуин опубликовал "Исследования по социальной психологии", которые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство.

Основной тезис теории Макдугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врожденные инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, принимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию "целевой" или "гормической" (от греческого слова "гормэ" - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Макдугалла, гормэ "реализуется в качестве инстинктов" (или позднее "склонностей").

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии.

Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все социальные учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение.

Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация социального поведения с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

ВЫВОД

Таким образом, можно подытожить, с каким же теоретическим багажом осталась социальная психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции. Прежде всего, очевидно, положительное значение их заключается в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интересно также и то, что в первых социально-психологических теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точно. Во втором случае формально пытались идти "от общества", но тогда само "общество" растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни "психологический", ни "социологический" подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые социально-психологические концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь "рассуждениями" по поводу социально-психологических проблем. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была "заявлена" как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода.

Третьей теоретической предпосылкой современной науки о человеческом общении можно считать теорию инстинктов социального поведения, которая возникла из идеи эволюционизма Ч. Дарвина (1809–1882) и
Г. Спенсера (1820–1903).

В центре этого направления теория У. Мак-Даугалла (1871–1938), английского психолога, с 1920 г. работавшего в США. Основные тезисы его теории таковы.

1. Психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

2. Главной причиной социального поведения индивидов являются врожденные инстинкты. Под инстинктами понимается врожденная психофизиологическая предрасположенность к восприятию внешних объектов определенного класса, вызывающая эмоции и готовность реагировать тем или иным образом. Другими словами, действие инстинкта предполагает возникновение эмоциональной реакции, мотива либо поступка. При этом каждому инстинкту соответствует вполне конкретная эмоция. Особое внимание исследователь уделял стадному инстинкту, порождающему чувство принадлежности и тем самым лежащему в основе многих социальных инстинктов.

Эта концепция претерпела некоторую эволюцию: к 1932 г. Мак-Даугалл отказался от термина “инстинкт”, заменив его понятием “предрасположенность”. Было увеличено количество последних с 11 до 18, но суть доктрины не изменилась. Бессознательные потребности в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении, комфорте и т. д. по-прежнему считались основной движущей силой человеческого поведения, фундаментом общественной жизни. Однако постепенно американский интеллектуальный климат менялся: ученые разочаровывались в довольно примитивной идее неизменности человеческой природы, и чаша весов склонялась в пользу иной крайности – ведущей роли окружающей среды.

Бихевиоризм

Новое учение, получившее названиебихевиоризма, ведет начало с 1913 г. и имеет в своей основе экспериментальное изучение животных. Родоначальниками его считаются Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсон (1878–1958), сильное влияние на которых оказали труды известного русского физиолога И.П. Павлова.

Бихевиоризм– наука о поведении – предлагает отказ от непосредственного изучения сознания, а вместо этого – исследование человеческого поведения по схеме “стимул – реакция”, т. е. на первый план выдвигаются внешние факторы. Если их воздействие совпадает с врожденными рефлексами физиологического характера, вступает в силу “закон эффекта”: данная поведенческая реакция закрепляется. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно довести до автоматизма любые нужные формы социального поведения. При этом игнорируются не только врожденные задатки личности, но и неповторимый жизненный опыт, установки и убеждения. Иначе говоря, в центре внимания исследователей находится связь между стимулом и реакцией, но не их содержание. Однако бихевиоризм оказал существенное влияние на социологию, антропологию и, что особенно важно, на менеджмент .

В необихевиоризме (Б. Скиннер, Н. Миллер, Д. Доллард, Д. Хоманс и др.) традиционная схема “стимул – реакция” усложняется введением промежуточных переменных. С точки зрения проблемы делового общения наибольший интерес представляет теория социального обмена Д. Хоманса, согласно которой частота и качество вознаграждения (например благодарность) прямо пропорциональны желанию оказывать помощь источнику положительного стимула.

Фрейдизм

Особое место в истории социальной психологии занимает З. Фрейд (1856–1939), австрийский врач и психолог. Фрейд прожил в Вене практически всю жизнь, совмещая преподавательскую работу с медицинской практикой. Существенное влияние на становление его учения оказала научная стажировка в Париже в 1885 г. у известного доктора-психиатра Ж. Шарко и поездка с целью чтения лекций в Америку в 1909 г.

Западная Европа на рубеже XIX–XX вв. характеризовалась социальной стабильностью, бесконфликтностью, избыточно-оптимистическим отношением к цивилизации, безграничной верой в человеческий разум и возможности науки, буржуазным ханжеством викторианской эпохи в сфере морали и нравственных отношений. В этих условиях молодой и честолюбивый Фрейд, воспитанный на идеях естествознания и враждебно настроенный к “метафизике”, приступил к исследованию психических заболеваний. В то время причиной психических отклонений считались отклонения физиологические. У Шарко Фрейд познакомился с гипнотической практикой лечения истерии и начал изучать глубинные пласты человеческой психики.
Он сделал вывод, что нервные заболевания вызываются бессознательными психическими травмами, и связал эти травмы с половым инстинктом, сексуальными переживаниями. Научная Вена не приняла открытия Фрейда, но переворот в науке тем не менее совершился.

Рассмотрим те положения, которые имеют непосредственное отношение к закономерностям делового общения и в той или иной степени выдержали испытание временем .

модель психической структуры личности , по Фрейду, состоит из трех уровней: “Оно”, “Я”, “Сверх-Я” (по-латински “Ид”, “Эго”, “Супер-Эго”).

Под “Оно ” понимается самый глубинный, недоступный сознанию слой человеческой психики, изначально иррациональный источник сексуальной энергии, именуемый либидо . “Оно” подчиняется принципу удовольствия, постоянно стремится реализовать себя и иногда прорывается в сознание в образной форме сновидений, в виде описок и оговорок. Являясь источником постоянного психического напряжения, “Оно” социально опасно, так как бесконтрольная реализация каждым индивидом своих инстинктов может привести к гибели человеческого общения. На практике этого не происходит, поскольку на пути запретной сексуальной энергии встает “плотина” в виде нашего “Я”.

Я ”подчиняется принципу реальности, формируется на основе индивидуального опыта и призвано способствовать самосохранению личности, ее адаптации к окружающей среде на основе сдерживания и подавления инстинктов.

“Я”, в свою очередь, подконтрольно “Сверх-Я ”, под которым понимаются усвоенные индивидом общественные запреты и ценности, моральные и религиозные нормы. “Сверх-Я” формируется в результате идентификации ребенка с отцом, выступает источником чувства вины, укоров совести, недовольства собой. Отсюда следует парадоксальный вывод, что психически нормальных людей нет, все – невротики, поскольку у каждого присутствует внутренний конфликт, стрессовая ситуация.

В этой связи практический интерес представляют предложенные Фрейдом механизмыснятия стрессового напряжения, в частности вытеснение и сублимация. Суть их можно проиллюстрировать следующим образом. Представьте себе герметически закрытый паровой котел, в котором неуклонно возрастает давление. Взрыв неизбежен. Как его предотвратить? Либо максимально укрепить стенки котла, либо открыть предохранительный клапан и выпустить пар. Первое – это вытеснение, когда нежелательные чувства и желания вытесняются в область бессознательного, но даже после перемещения продолжают мотивировать эмоциональное состояние и поведение, остаются источником переживаний. Второе – сублимация: сексуальная энергия катализируется, т. е. трансформируется во внешнюю деятельность, не противоречащую общественно значимым ценностям, например, художественное творчество.


Похожая информация.


Хотелось бы навести порядок в этой одной из наиважнейших и запутаннейших научных тем, и, конечно же, выяснить их роль в природе и в человеческом обществе, как части природы; а также точно определиться насчёт их положения в общей архитектуре сознания.
В отличие от физики, где сначала экспериментально обнаруживаются парадоксы, а потом востребуется новая теория, в теме сознания аналитический подход может сразу раскрыть значительную парадоксальность относительно привычных суждений. И это потому, что в теме сознания достаточно много безосновательной болтовни, которая довольно быстро принимается как научная истина, а потом порождает безосновательные суждения, становящиеся привычными. В этой связи в теме инстинктов, как части сознания, нас будет ждать много сюрпризов, называющихся в науке парадоксами, но не объективными, как в физике, а антропогенными. И один из таких парадоксов - это неоднозначность врождённости инстинктов. Возможно, парадоксальным покажется и рассмотрение инстинктов у человека, причём, с акцентом особой важности в этом аспекте, к чему многие не привыкли.
Аналитический подход требует наличия основополагающей модели и строгой теории. В качестве основополагающего научного инструментария мы возьмём интеграционную модель сознания и теории, которые входят в её состав, начиная с теории уровневой организации сознания.
Да, вы не ослышались: теории, входящие в модель, в модель сознания. Сознание - это сверхсложный объект, поэтому он в теоретическом плане занимает особое место, и его модель объективно требует множества теорий, входящих в эту модель, что отличает данный предмет. В этом смысле фраза «теория сознания» является полным абсурдом, потому что объяснение сознания требует множества теорий, а не одной. И теория инстинктов - это одна из таких входящих теорий, но не общих и основополагающих, а частных.

МЕСТО И ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИНКТОВ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ

Согласно интеграционной модели сознания, инстинкты безусловно принадлежат к его первому диапазону, т.е. к рефлекторно-интуитивному, состоящему из следующих уровней:

1. сигнальный
2. безусловно рефлекторный
3. реактивный
4.условно рефлекторный
5. действенный
6. сочетательный
7. впечатленческий
8. интуитивный
9. представленческий

Этот диапазон охватывает образы от нейронных сигналов до представлений. Другие два диапазона здесь не приведены в силу неактуальности в данной теме. Заметим только, что второй диапазон распространяется от представлений до личностей, а третий от личностей до этноса.
В приведённом диапазоне, как и во всех трёх, нечётные номера соответствуют образным уровням, а чётные - связывающим. Инстинкты в их первичном проявлении принадлежат к уровню реакций, которые образуются на основе объединения сигналов с помощью безусловного рефлекса, т.е. безусловно-рефлекторных связей. Говоря проще, инстинкты являются образным продуктом безусловного рефлекса. Почему?
Любой тип образа или любой образный уровень сознания может проявлять себя в трёх различных фазах: в фазе мышления, в фазе поведения и в фазе восприятия, как описано в интеграционной модели сознания. В фазе поведения безусловно-рефлекторный продукт проявляет себя как реакция, в фазе восприятия - как позыв, а в фазе мышления - как инстинкт, но только не весь инстинкт, а его первичная стадия. На этой первичной стадии любой инстинкт проявляет себя примитивно, и трудно отличим от того, что мы называем рефлексом, разве что некоторой пролонгированностью, характерной вообще для фазы мышления на любом из образных уровней. Гораздо большее продление во времени и участие в сложных жизненных обстоятельствах инстинкт приобретает на второй и третьей стадиях его формирования, т.е. при участии условного рефлекса и сочетательного, но только уже во всех трёх фазах: мышления, поведения и восприятия.
Так, касательно условного рефлекса, т. е. его продукта: и действия, и желания, и влечения подвержены присутствию инстинкта. И касательно сочетательного рефлекса, т.е. его продукта: и поступки, и переживания, и впечатления также вполне очевидно присутствие инстинкта.
Из этого видно, что инстинкты влияют на наши желания, переживания, впечатления, влечения... что соответствует интуитивной эмпирической истине и вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнения.
После стадии условного рефлекса инстинкты доформировываются на стадии сочетательного. Так инстинкты заставляют нас переживать на своей третьей стадии формирования и выбирать на основе этого серию поступков. Кстати, и впечатляемся мы тем, что более соответствует нашим инстинктам
Для того, чтобы яснее разобраться в принципе действия инстинктов, нам необходимо ответить на три вопроса:

1. В чём состоит неоднозначность врождённости?
2. Почему одни и те же инстинкты ОТНОСИТЕЛЬНО одинаковы у разных особей одного вида?
3. За счёт чего инстинкты влияют на самые сложные наши жизненные проявления?

В ЧЁМ СОСТОИТ НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ВРОЖДЁННОСТИ ИНСТИНКТОВ?

Во-первых, если иметь в виду первичную стадию формирования инстинкта, то это аналогично срабатыванию безусловного рефлекса, как мы слишком привыкли говорить. На самом деле некоторое множество безусловно-рефлекторных связей соединяют некоторое множество нейронных сигналов в единую реакцию. По причине составной сути реакции они у нас происходят каждый раз с некоторым разнообразием и своеобразием, если внимательнее отнестись к этой проблеме. Мы каждый раз чихаем по-разному, хотя по одной и той же схеме, одёргиваем по-разному руку от горячего, по-разному проистекает оргазм. Всего этого нельзя не заметить, и это указывает на явно составной характер безусловного рефлекса, точнее образования его реакции. Другие доказательства можно прочитать в интеграционной модели сознания. Инстинкт же, как образ аналогичный реакции, но только не в фазе поведения, а в фазе мышления, имеет аналогичный составной характер.
Вот уже есть фактор отличный от врождённого. А, если учесть ещё что есть и стадии, зависящие от условного и сочетательного рефлексов, то врождённость инстинктов ещё более предстаёт неоднозначной. Самое парадоксальное состоит в том, что мы не можем ни отрицать их врождённость полностью, ни полностью признавать её. Врождённо зависимая компонента тут безусловно есть, но есть и вариабельно-ситуационная, есть воспитанная, как и наследственная. Т.е. присутствует тут залог и одинаковости инстинктов у животных одного вида (в том числе и у людей), а есть и своеобразие у каждого из них.

ПОЧЕМУ ИНСТИНКТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДИНАКОВЫ?

У всех животных, и у человека в том числе, инстинкты можно считать относительно одинаковыми в пределах одного вида. Тут у читателя возникнет сражу два вопроса: во-первых, почему у человека?; а во-вторых, почему одинаковы, если автор говорил о своеобразии внутри одного вида, и даже для одного и того же человека (животного) в различных ситуациях он может проявлять себя несколько по-разному?
Надо сказать, что данная работа об инстинктах и была затеяна ради инстинктов именно человека, так как эта тема чрезвычайно актуальна ввиду её запутанности.
Ну, а по-разному, это как, например, вы не встретите двух одинаковых деревьев. Скажем так, что инстинкты в пределах вида относительно одинаковы, поскольку всё относительно.
Заданность, конечно же, есть, поскольку есть врождённая компонента, и она создаёт биохимические и физиологические предпосылки к одинаковости, но существует и ещё одна таинственная компонента, обычно мало берущаяся в расчёт, это аспект параллелизмов развития, обеспеченных наличием одинаковых внутренних основ и одинаковости условий формирования. И, надо сказать, феномен параллелизмов может быть даже весьма чётким, зачастую наводящим даже порой на ложную мысль о полной заданности, хотя на самом деле заданности лишь кажущейся.
Т.е. параллельно у разных людей независимо друг от друга инстинкты могут развиваться как бы в одном и том же русле. Тогда они будут сходными на первый взгляд, и различимыми только на взгляд с художественным вниманием. Опять же, как в примере с деревьями: мы отмечаем одинаковость этих деревьев по видовым признакам, но художник различит их по композиции ветвей и прочего.
И, как мы видим в жизни, инстинкты действительно развиваются несколько по-разному у людей разных сословий, разных цивилизаций, разных эпох, разных национальностей и просто разных психотипов. Т.е. с одной стороны мы будем наблюдать мелкие различия, а с другой - глобальные сходства. И основное значение тут заключается просто в условиях среды формирования, в которых растёт, развивается и воспитывается индивидуум (особь). И вся объёмная социальная совокупность индивидуумов будет развиваться в параллельных условиях. В каждой из этих сред будут формироваться свои инстинктивные параллелизмы, но будут параллелизмы и общечеловеческие. И это одна из причин, почему инстинкты (особенно человеческие) не были чётко описаны и охарактеризованы. И это как раз вклад условных и сочетательных рефлексов в индивидуальное развитие инстинктов. Поскольку у представителей одной и той же социальной среды будут присутствовать одни и те же условные и сочетательные рефлексы (скорее во многом сходные), то и инстинкты в своей сложной фазе развития будут формироваться почти одинаковыми.
Если брать пример из совершенно другой области, из биологии, то тканевые сходства, как и сходства органов порой весьма путали эволюционистов прошлого в отношении некоторых видов животных, когда родство происхождения лишь казалось, но в отдельных случаях на поверку оказывалось ложным, потому что животные со сходными органами могли принадлежать даже разным эволюционным ветвям. Так глаз осьминога и глаз млекопитающего имеют много сходства. Так что, научно изучая системность в широком смысле слова, нельзя сбрасывать со счетов эти параллелизмы. И в отношении развития инстинктов у людей происходит тоже самое, т.е. на сходной основе, в сходных условиях развиваются сходные инстинкты, хотя могли бы быть и не очень сходными, попади эти люди в разные условия развития. Но, надо сказать, что когда профессионал отбирает себе щенка для своих профессиональных надобностей, он смотрит именно на своеобразие инстинктивных акцентов в одном и том же помёте, хотя, конечно же, общий набор инстинктов безусловно одинаков.

ЗА СЧЁТ ЧЕГО ИНСТИНКТЫ ВЛИЯЮТ НА САМЫЕ СЛОЖНЫЕ НАШИ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ?

Но полная генетическая заданность не может иметь место в отношении инстинктов, потому что безоговорочно легко можно себе представить только заданность биохимическую, так как она определяется генетически довольно ясно, но невозможно генетически задать реакцию на форму тела, характер голоса и его интонации, как и на другие жизненные проявления того же порядка сложности. И, если взять за пример сексуальные инстинкты в силу их более простого рассмотрения, то становится очевидным, что психические реакции на формы женского тела - это продукт далеко не только безусловного рефлекса, а ещё и условного и сочетательного, потому что реакция на феромоны постепенно сопрягается и с формами тела, и с характером голоса и с типом поведения, как и со многими другими проявлениями, когда мы видим, например, что объект противоположного пола с нами, что называется, заигрывает, а мы инстинктивно на него (объект) реагируем. Это может быть задано только опосредованно с участием более сложных рефлексов и с участием закона параллелизмов. Т.е. в этом последующем развитии инстинкта в нашей психике, да и в психике других животных тоже, кроме безусловного участвуют ещё два рефлекса: условный и сочетательный. То, что дело доходит до сочетательного, свидетельствуется тем, что возникает очевидная привязка к сложным формам и к динамическим процессам, кои недоступны для условного рефлекса, не говоря уже про безусловный, которому доступны только прямые природные запахи и непосредственная тактильность. И эта зависимость инстинктов от более высоких рефлексов поднимает инстинкты до уровня так называемой духовности, если эти инстинкты получают поощрения.
И надо сказать эти закрепляющие поощрения на стадиях условного и сочетательного рефлексов действуют по-разному. Условный рефлекс действует всегда примитивно, и свет лампочки перед самой кормёжкой непосредственно «приучает» к реакции на постороннее воздействие по схеме пища-лампочка-слюна по-павловски. Так условный рефлекс у человека может закрепить инстинкт касательно формы тела. Но, что касается ритуального поведения, кокетливости и тому подобных сложных явлений - это уже явное влияние сочетательного рефлекса. В каких-либо изолированных племенах, наверное, и сегодня можно встретить весьма искусственное изменение форм тела и положительные реакции на них у соплеменников, в отличие от нас, людей другой цивилизации. И их ритуалика брачного поведения, как уже проявление сочетательного рефлекса, тоже может быть другой.
Но инстинкты, как мы уже говорили, могут влиять и на так называемые духовные стороны человека, если не брать в расчёт гуманистов и посмотреть с природной точки зрения, например, на функции совести, кои наследуются и ни в какую не поддаются воспитанию у некоторых индивидуумов. А других, глядишь, и воспитывать почти не надо, т.е. им и не надо зачитывать список заповедей, потому что они и так не будут делать этих нехороших вещей.
Зверь также проявляет качества близкие к так называемой человеческой духовности, когда не трогает чужих детёнышей, а порой и спасает их от голодной смерти; когда испытывает благодарность, например, к человеку и контактирует с ним. Это речь идёт об инстинктах социальной группы, инстинктах сложных, инстинктах, регулирующих социальное поведение в стаях и в обществе (где разницы большой нет). Культура поведения в стае волков и в обществе людей различаются не так уж сильно, как считают гуманисты, и это потому, что даже культура в пресловутом человеческом обществе тоже определена инстинктами, как некими простыми директивными посылами. Конечно, культура и совесть отнюдь не сводятся к одним только инстинктам, но во многом предопределяются ими, инициируются, без чего они не работали бы, как бывает у некоторых человеческих особей с соответствующими генетическими дефектами.

Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла.

МакДугл. Введение в СП.

  • - Любым соц. поведеним людей управляют врожденные инстинкты.
  • - Сущ. принцип целесообразности, кот подчинено соц. поведение чела. Вся жизнь это стремление к цели. Все стремится к цели. Цели порождены инстинктами. Движ. к цели управляется эмоциями, в кот разряжается нервная энергия; каждому из осн. инстинктов соотв. набор эмоций (инстинкту борьбы соотв. гнев и страх; бегства – ч-во самосохранения; воспроизведения рода – женская робость и ревность)

Социальные аспекты личности (системы ценностных ориентаций, социальные установки)

Ценностные ориентации . Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Соц. установки – Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Возникла в США. Первым серьезным центральным трудом считается книга английского психологического работавшего в США Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» (1920). В течение ряда лежит эта книга использовалась как учебник в американских университетах. Согласно его теории психология личности играет решающую роль в формировании общественной психологии.

Главной причиной социального поведения индивидов является врожденные инстинкты, т.е. врожденная предрасположенность к воспринимаемости окружающего и готовность реагировать тем или иным образом. Он считал, что каждому инстинкту соответствует определенная эмоция. Особое значение он придавал социальному инстинкту, который порождает чувство принадлежности к той или иной группе.

Эта теория была ведущей в США. Понятие инстинкта со временем заменилось понятием предрасположенность, но основными движущими силами человеческого поведения, основой общественной жизни все равно считались потребность в пище, сне, сексе, родительской заботе, самоутверждении и т.д. Большое значение для развития этой теории приобрели работы Фрейда особенно структура личности и движущих сил развития, также важными оказались механизмы снятия стресса. Созданная им теория психологической защиты получила дальнейшее развитие в социальной психологию в настоящее время выделяют 8 способов психологической защиты:

1)Отрицание проявляется в бессознательном отказе от негативной для самооценки информации. Человек как бы слушает, но не слышит, не воспринимает то, что угрожает его благополучию…

2)Вытеснение – активный способ предотвращения внутреннего конфликта, предполагает не только выключения из сознания негативной информации, но и особые действия по сохранению позитивного я образа, т.е. человек не только может забывать не приемлемые для него факты, но и выдвигает ложные, но приемлемые объяснения его поступков. 3)Проекция – бессознательное приписывание другому лицу собственных желаний и стремлений личностных качеств, чаще всего негативного свойства.

4)Замещение – снятие внутреннего напряжения путем переноса, переадресовки действия направленного на недоступный объект, в доступную ситуацию.

5)Идентификация – установление эмоциональной связи с другим объектом отождествления себя с ним. Часто позволяет преодолеть чувство собственной неполноценности.

6)Изоляция – защита от травмирующих фактов путем разрыва эмоциональных связей с другими людьми. Утрата способности к сопереживанию. И самыми эффективными являются:

7)Рационализация проявляется в форме снижения ценности недостижимого. 8)Сублимация – это перевод нереализованных желаний (сексуальных) в социальное приемлемое русло.

9)Регресс – это возврат к прошлым (детским) формам поведения. Идеи Фрейда относительно человеческой агрессивности и способов психологической защиты нашли новое развитие в работах американского психолога Эрика Фромма (1900-1980) (2Бегство от свободы»).