Права и свободы рф могут быть ограничены. Правовые основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Основания ограничения прав человека

Ограничения - меры, направленные на реализацию позитивных прав и свобод человека и гражданина, исключающие нелегитимные способы их реализации. Ограничения есть форма реализации позитивных действий и исключение действий негативных. Ограничения можно классифицировать на экономические, политические, социальные, правовые. Исходя из формы права, закрепляющей ограничение можно выделить конституционно-правовые ограничения, ограничения, устанавливаемые законами, подзаконными актами, судебными решениями. По субъекту: ограничения прав физических и юридических лиц, а также общие (действующие для всех лиц) и индивидуальные (для конкретных лиц). По времени действия: постоянного или временного характера (на конкретный срок или в чрезвычайных условиях). В зависимости от правового статуса ограничения прав: иностранцев; государственных служащих; должностных лиц и т.п.2

По форме выражения способы (формы) ограничения прав и свобод могут быть следующими:

  • а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
  • б) запрет на реализацию права в целом (абсолютный запрет);
  • в) вмешательство в право уполномоченными государственными органами (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
  • г) обязанность;
  • д) ответственность.

Основания ограничения прав человека

В философско-правовом смысле общие основания ограничения прав и свобод человека и гражданина можно определить как обусловленные политико-правовой концепцией свободы личности причины, которые предопределяют закрепление в Конституции России и иных правовых актах пределов реализации человеком прав и обеспечивают соблюдение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства.

Пользование правами всегда сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц,

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий -- пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).

Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод других лиц".

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В других статьях Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов. Например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 -- за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 -- за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 -- за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.

Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям -- государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права человека могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения нрав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".

Основной закон Российской Федерации – Конституция. Она является гарантом прав и свобод личности. С самого рождения каждый человек имеет базовые права. По мере взросления их объем увеличивается. Но с ростом прав возникают и определенные обязанности в окружающем его обществе.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Права и свободы гражданина дают ему возможность полноценно развиваться, трудиться, совершенствоваться. Государство гарантирует соблюдение прав и интересов своих граждан, при этом оно совершает все необходимые действия для их защиты.

Многие граждане считают, что никто не может ограничить их в правах. Но это не всегда верно. Существуют определенные ситуации, при которых может быть введено временное ограничение. При этом издается отдельный нормативный акт, который перечисляет те права, в отношении которых могут быть установлены ограничения.

Определение понятий

Под правами человека понимается воля общества, выражаемая коллективным мнением В обязанности государства входит обеспечение данной воли.

Институт гражданства в политологии определяет статус гражданина в его тесной связи с государством. Это означает, что государство должно оказывать содействие как в реализации прав, так и в защите их от ограничения.

Свободы имеют такое же значение, как права, но в данном случае основной акцент устанавливается на самостоятельный выбор человека. Это возможность гражданина добиваться своих целей, совершать действия для реализации своих интересов.

Классификация прав и свобод

В соответствии с нормами Конституцией все права и обязанности подразделяются на особые группы. Они охватывают все сферы человеческой жизни.

К таким группам относятся права, касающиеся:

  • политики;
  • права и свободы личного характера;
  • культурные;
  • социально-экономические.

Самыми основными всегда являлись личные права и свобода личности. Так как политическая направленность государства ориентируется на защиту прав граждан, именно личным правам уделяется наибольшее внимание.

В отличие от Российской Федерации, в Советском Союзе приоритетными были экономические права и стабильность страны.

Личные

Личные права гражданин приобретает с момента появления его на свет. Отобраны они быть не могут. Кроме того, обладание правами не зависит от национальности. Исчерпывающий перечень прав и свобод личности прописан в главе 2 Конституции.

К ним относятся:

Право на жизнь Эта норма заключается в том, что никто не имеет право безнаказанно лишать жизни другого человека. Она подтверждается статьями Уголовного кодекса РФ, по которым предусмотрено наказание за убийство. Именно на основании права на жизнь в России наложен мораторий на лишение жизни путем смертной казни.
Право на охрану и защиту чести и достоинства Эта норма основывается на том, что никто не может унижать или оскорблять человека. При этом это касается не только физических издевательств, но и устных высказываний, которые могут опорочить честь и достоинство гражданина.
Право на неприкосновенность Говорит о том, что никто не может лишить человека незаконно его имущества.
Свобода передвижения Они могут перемещаться без ограничений не только по территории своей страны, но и за ее пределами.

На законодательном уровне ограничение свободы предусматривается только в одном случае, если гражданином совершены противоправные действия.

Политические

Права политического характера относятся ко второму разряду, это возможности для людей принимать участие в политической жизни страны, а также оказывать влияние на управление обществом. Эта категория прав очень тесно связывает государство с индивидом.

Демократические государства стараются создать для своих граждан такие условия, при которых они могут наравне пользоваться как личными, так и правами политической и экономической направленности.

К политическим правам относятся:

  • свобода выражения своей мысли словом;
  • право на создание организаций для обеспечения защиты интересов граждан;
  • организация, согласование и участие в митингах, демонстрациях.

Основное политическое право – это возможность участия в управлении государством и обществом. В первую очередь это проявляется в избирательном праве, когда каждый гражданин отдает свой голос и формирует партии и управленческие структуры в стране.

Кроме того, любой гражданин может участвовать в конкурсах на замещение должностей в государственных службах или органах муниципалитета. Все имеют равный доступ к государственной службе.

Определенные права относятся к форме непосредственной демократии. Граждане имеют право создавать объединения, профсоюзы для защиты своих интересов. Собираться вместе без использования оружия, обращаться с письменными претензиями или предложениями в государственные и муниципальные органы.

Существует определенный разряд прав, которые могут быть применимы только к отдельным гражданам, а не к организациям, органам власти. Они необходимы для привлечения гражданина к управлению государством.

К таким правам относятся:

Свобода слова и средств массовой информации Каждый гражданин имеет право выражать свое мнение, Цензура находится под запретом. Введены наказания за нарушение свободы слова. Но при этом запрещены пропаганда расизма, превосходства по национальной принадлежности.
Право на получение и обработку информации Каждый гражданин может в свободном порядке изучать, получать и анализировать любой необходимый ему объем информации. Человека не могут ограничить в ознакомлении с законами, которые должны быть опубликованы в средствах массовой информации.
Проводить публичные мероприятия могут только граждане России При этом они должны заранее предупредить органы власти о месте и времени проведения мероприятия.

Одним из основных политических прав можно назвать возможность уйти на альтернативную службу вместо военной. Часто это необходимо, если человек по своим религиозным убеждениям не может служить в рядах армии.

Экономические и социальные

Права экономического и социального блока являются неотъемлемой составляющей каждого социального государства. Именно благодаря им гарантируется обеспечение достойного уровня жизни граждан. Экономические права образуют особую основную группу.

Наиболее важными из них является право на частную собственность, включая . При этом государство обязуется охранять частную собственность. Отчуждение для нужд государства возможно только по решению суда. Очень в тесной связи право на частную собственность связано с правом оформления .

Конституцией РФ закрепляется право гражданина на труд и на . Со стороны государства наложен запрет на труд по принуждению, в стране проводятся мероприятия по защите граждан от безработицы. Кроме того, Конституцией признается право на проведение коллективных и индивидуальных трудовых споров.

Права экономического звена находятся в тесной взаимосвязи с социальным блоком. Они призваны обеспечить необходимый комфортный уровень жизни граждан, их защищенность социального характера. К ним относится право граждан на медицинское обслуживание, пенсионные выплаты, право на отдых, защиту детства.

К правам социального блока причисляются:

Право на жилище Ни одного гражданин не имеют права лишить законного жилья. Но государство не берет на себя обязательство обеспечить всех жилым помещением. Со своей стороны оно создает возможность приобретения жилья.
Право на охрану здоровья Для реализации данного права разрабатываются федеральные программы, введено обязательное медицинское страхование, поощряется развитие частных клиник. Большое внимание уделяется привлечению населения к физической активности, занятием спортом.
Право на образование Предоставление гарантии на получение дошкольного и общего школьного образования. Несмотря на большое количество частных образовательных учреждений, государство устанавливает федеральные стандарты, по которым должны работать все школы, колледжи, институты и университеты.

Особую роль играет право на обеспечение социального характера. Оно гарантировано человеку в случае болезни, получения , . Размеры всех выплат и пособий устанавливаются государством.

Культурные

Духовное развитие человека напрямую зависит от реализации культурных прав. Они включают в себя получение образования, возможность участия в культурной деятельности страны, обеспечение свободы в творчестве. Интеллектуальная собственность как продукт охраняется государством по закону.

Нормы Конституции РФ

Статья 55 Конституции Российской Федерации говорит о том, что права и свободы, которые перечислены в законе, не должны отрицать общепринятые права человека. Это говорит о том, что общепринятые права для своего включения в конституционный статус не требуют принятия отдельного нормативного документа.

Конституция – это основной закон Российской Федерации. Остальные законы должны приниматься на основании норм, изложенных в ней. Соответственно, не могут быть приняты нормативные акты, которые ограничивают права и свободы населения.

В правах и свободах население страны может быть ограничено только в случае, если это нужно для обеспечения здоровья, безопасности жизни, защиты интересов и законных прав остальных граждан.

Основания для ограничения прав и свобод

Положение статьи 55 Конституции РФ гласит о том, что права личности не могут быть ограничены, но есть оговорка в статье 56, которая предполагает наличие исключений. В условиях чрезвычайного положения для защиты здоровья и жизни граждан федеральными законами могут устанавливаться отдельные ограничения. В нормативном акте обязательно должны быть прописаны сроки ограничения.

С 30 мая 2002 года в России вступил в силу Федеральный Конституционный закон «О чрезвычайном положении». В соответствии с нормативным актом под чрезвычайным положением понимается особый правовой режим в деятельности государственных органов, а также органов внутренних дел.

Федеральный Конституционный закон предусматривает введение такого положения только в определенных случаях.

Всего их два:

  • Если была произведена попытка свержения действующего строя насильственным способом, покушение на захват власти, организация беспорядков массового характера, которые стали причиной насильственных действия в отношении граждан, сюда же включаются акты террористической направленности.
  • Любые вооруженные массовые действия, которые представляют угрозу для граждан.
  • Техногенные и природные происшествия, эпидемии, стихийные бедствия, которые привели к массовой гибели людей. Необходимость проведения масштабных аварийно-спасательных работ.

Введение режима ЧС производится при помощи издания Указа Президента Российской Федерации. Срок действия режима чрезвычайного положения не должен быть больше чем 30 суток, в отдельных субъектах он может быть увеличен до 60 суток.

На время действия режима ЧС могут быть введены следующие ограничения:

  • частичное или полное приостановлении на территории введения режима полномочий местного самоуправления и органов государственной власти;
  • ограничение на возможность передвижения;
  • запрещение проведения массовых сборищ, забастовок;
  • приостановление деятельности политических партий и объединений;
  • ограничение на продажу оружия, боеприпасов или полный запрет на нее.

Федеральный конституционный закон предусматривает наказание для должностных лиц и сотрудников внутренних дел, которые нарушают гарантии прав и свобод граждан в период чрезвычайного положения.

Что не подлежит притеснению

На вопрос о том, могут ли быть ограничены права и свободы человека в период чрезвычайных ситуаций, дает ответ пункт 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации.

  • право на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность жилища;
  • право на изучение бумаг, которые касаются гражданина;
  • право на использование своего имущества для ведения предпринимательской деятельности;
  • получение квалификационной юридической помощи;
  • возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти.

Понятие, признаки и классификация ограничений прав человека

Наличие основных прав и свобод человека не означает, что их следует трактовать как набор дозволений и неограниченного волюнтаризма в поведении. Напротив, каждое право и каждая свобода имеют четко регламентированные рамки; каждой из свобод соответствует обязанность, выраженная, например, в форме соблюдения «общего интереса», непосягательства на права других лиц, уважения нравов, недопущения произвольных, а тем более, насильственных действий, затрагивающих интересы других граждан, независимо от того, в каком качестве они выступают.

Право ограничений определено ст. 55, 56 Конституции РФ. Так, ч. 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо...» Правомерное ограничение прав человека государством имеет целью поставить преграды на пути произвольного обращения с правами других субъектов.

Институт ограничения прав является межотраслевым, включающим нормы конституционного, административного, уголовного, гражданского, трудового и других отраслей права. Он регулирует отношения власти и подчинения, а поэтому для него характерен субординационный или императивный метод правового регулирования. Ограничение основных прав осуществляется как путем прямых запретов использования некоторых из них, так и посредством исключения того или иного правомочия из содержания конкретного права, а равно путем установления специального порядка реализации такого права.

Понятие и признаки ограничений прав. Историками доказано, что уже при первобытнообщинном строе сложилась своеобразная система социального регулирования, ориентированная, прежде всего, на ограничения. Нормы поведения, в особенности нормы-табу, определялись необходимостью сдерживания биологических инстинктов. Впоследствии, при возникновении права, в обществе (и особенно в его господствующей части) появилась потребность в том, «чтобы возвести существующее положение в закон и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией, фиксировать как законные ограничения».

Ограничения играют огромную роль в обретении человеком подлинной свободы. «Подлинная свобода, - пишет К. Ясперс, - осознает свои границы». «Ограничивая свободу каждого известными пределами, закон обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, то есть гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, закон содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, основанный на свободе».



Это свойство свободы было учтено еще разработчиками французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г. В ст. 4 Декларации записано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами».

После Второй мировой войны право на ограничение прав было провозглашено Всеобщей декларацией прав человека (ст. 29), а впервые было юридически закреплено в международно-правовом договорном документе регионального уровня. Это была Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод, подписанная 15 членами Комитета министров Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 г. В документах же глобального масштаба ограничения прав человека были закреплены лишь 16 декабря 1966 г. в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах.

Статья 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с настоящим Пактом, это государство может устанавливать... ограничения прав, которые определяются законом...»

Универсальным Международным пактам вполне соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая закрепляет положение о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом».

Что же это за явление - ограничение прав?

В литературе нет единого толкования понятия «ограничение прав». Наряду с ним употребляется термин «пределы прав». Нет его и в международно-правовых документах, отражающих это явление. Так, к примеру, во Всеобщей декларации (п. 2 ст. 29), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4), Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (принят 29 июня 1990 г., ст. 24) используется термин «ограничения», в Пакте о гражданских и политических правах (ст. 4) - термин «отступление государств от своих обязательств»; в Американской конвенции о правах человека (ст. 27) - термин «приостановление гарантий», а в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод используются на равных два - «ограничения» (ст. 8–11, 18) и «отступление от своих обязательств» (ст. 15).

Термин «ограничить» в словарях русского языка означает «стеснить определенными условиями, поставить в какие-то рамки, границы»; лимитировать, свести к чему-то (возможности, сферу деятельности и т. п.), сузить (возможности, права и т. п.), ущемить, поставить в рамки, поставить предел чему-либо.

Термин «правовые ограничения» по отношению к общепринятому понятию ограничений является специальным и более конкретным. Правовые ограничения - это допускаемые Конституцией РФ и федеральными законами изъятия из статуса человека и гражданина, изъятия из круга их полномочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод, уменьшения объема материальных и духовных благ, причитающихся их обладателю (Б. С. Эбзеев).

«Ограничение основного права человека» надо отличать от категории «пределы основного права человека». Под пределами основных прав следует понимать границы признаваемой и защищаемой Конституцией и законами РФ свободы индивидов.

Признаками правовых ограничений являются: 1) неблагоприятные условия (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъектов, ибо направлены они на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) негативный характер, то есть использование преимущественно принудительных, силовых средств; 3) уменьшение объема возможностей, свободы, а значит, и прав человека, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и тому подоного, сводящих разнообразие в поведении субъекта до определенного «предельного» состояния; 4) направленность на охрану общественных отношений, индивидуальной и коллективной свободы.

Классификация правовых ограничений прав человека. Правовые ограничения имеют сложную классификацию. В зависимости от характера, содержания и способа реализации они подразделяются на классы и формы.

Класс ограничений прав человека - это надвидовая форма классификации, объединяющая явления, которые характеризуются каким-то одним главным признаком. В качестве родового признака ограничений основных прав человека автор избрал их связь с той или иной отраслью российской системы права. В связи с этим ограничения можно классифицировать по следующим классам (родам) : конституционные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые, неправовые и др.

Под видом ограничений прав нужно понимать основную структурную единицу класса (рода), которая характеризуется каким-то общим признаком.

Виды конституционно-правовых ограничений прав человека классифицируются по следующим основаниям (признакам) :

а) по характеру - материальные и процессуальные;

б) по способу формулирования в законе - прямые и косвенные;

г) по юридической силе правового акта - законные и подзаконные;

д) по срокам действия - постоянные и временные;

е) по степени соответствия праву - правомерные и неправомерные (противоправные);

ж) по объему - полные и частичные.

В рамках каждого класса и вида в зависимости от способа реализации ограничения прав человека делятся на формы. Под формой ограничения прав понимается внешнее проявление его содержания или конкретный способ его реализации.

Формами ограничений в зависимости от обстоятельств могут быть: обязанности, запреты, приостановления, меры защиты, наказание, ответственность, меры пресечения, ограничение дееспособности, необходимая оборона, крайняя необходимость и др.

Таким образом, во имя безопасности и других целей, предусмотренных Конституцией РФ, ограничения прав и свобод человека неизбежны. Вот почему крайне важно для законопослушных субъектов права знать систему ограничения прав человека как правового явления.

Изучение международных и внутригосударственных правовых актов показало, что ограничение прав человека как правовая система включает семь взаимосвязанных структурных элементов: 1) основу ограничений; 2) цель ограничений; 3)обстоятельства, повлекшие ограничения прав человека; 4) основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничения); 5) основные права, не подлежащие ограничениям; 6) субъекты ограничения прав человека; 7) информирование мирового сообщества о вводимых массовых ограничениях прав человека. Все названные элементы определены Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Основа ограничений прав. В качестве первого обязательного элемента ограничений основных прав человека - правовой основы ограничений - Конституция РФ определяет закон: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо...» (ч. 3 ст. 55). Более того, поскольку основные права человека определяет конституция, постольку и границы предоставляемых прав могут обосновываться только конституцией.

Закон как единственное основание ограничений закрепляют и глобальные универсальные правовые акты. Впервые это было сделано во Всеобщей декларации прав человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом...» (п. 2 ст. 29). Приведенное положение Декларации юридически закреплено в Пакте об экономических, социальных и культурных правах: «...Государство может устанавливать только такие ограничения...прав, которые определяются законом...» (ст. 4).

Однако рост взаимопонимания между государствами и развитие международно-правовой защиты вызвали необходимость дальнейшего развития международно-правовой базы ограничений. Эта необходимость была реализована государствами-участниками СБСЕ в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. Документ в качестве правовой основы ограничений кроме закона определяет еще и соответствующие международные стандарты (ст. 9.1–9.4).

Цель ограничений . Ограничения основных относительных прав человека применяются не произвольно, а с определенной целью. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями ограничений могут быть: защита основ конституционного строя; обеспечение безопасности других лиц (защита нравственности, жизни, здоровья, прав и законных интересов); обеспечение обороны страны; обеспечение безопасности государства. Кроме того, в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ) - обеспечение безопасности граждан.

Цели ограничений основных прав также определены универсальными международными актами. Так, согласно Всеобщей декларации прав человека целями ограничений прав человека являются (п. 2 ст. 29):

Обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей;

Удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общественного благосостояния в демократическом обществе.

Указанные цели ограничений юридически закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 12; п. 3 ст. 18; п. 3 ст. 19; ст. 21; п. 2 ст. 22). В соответствии с п. 3 ст. 22 Американской конвенции о правах человека целями ограничений также являются: предупреждение преступлений и защита национальной безопасности; здоровье других людей.

По сравнению со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом о гражданских и политических правах цели ограничений прав человека значительно расширены Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.). По этому документу ограничения, кроме того, вводятся с целью: поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8–9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; поддержания авторитета и беспристрастности судебных органов (ст. 10).

Таким образом, практически все цели ограничений, которые закреплены в глобальных и региональных универсальных соглашениях о правах человека, за исключением некоторых целей, сформулированных в Европейской конвенции, закреплены и в Конституции РФ.

Обстоятельства, повлекшие ограничения прав человека. Общеизвестно, что права ограничиваются только в связи с какими-то обстоятельствами. Конституция РФ не указывает эти обстоятельства , так как источников, создающих угрозу безопасности человека, существует довольно много. Если исходить из смысла ч. 1 ст. 56 Конституции РФ, то основаниями ограничений прав человека могут быть те же обстоятельства, которые по закону являются основаниями введения чрезвычайного положения . Статья 3 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» к ним относит:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Однако приведенный перечень этим не ограничивается. Исходя из духа и буквы уголовного, гражданского и других законодательств, обстоятельствами, повлекшими ограничения основных прав человека, также являются:

Противоправные действия любого человека, грубо попирающие юридические и нравственные устои общества;

Нарушение прав и свобод человека в результате злоупотреблений со стороны другого лица.

Обстоятельства, при которых вводятся ограничения прав человека с указанными выше целями, в международно-правовых документах носят названия чрезвычайных обстоятельств. Определение понятия «чрезвычайные обстоятельства» в науке еще не устоялось. Единственным международно-правовым документом, где дается определение этому правовому явлению, является Конвенция МОТ «О принудительном или обязательном труде» № 29 от 28 июня 1930 г. В соответствии с п. «d» ст. 2 этой Конвенции под чрезвычайными обстоятельствами понимаются обстоятельства, ставящие под угрозу или могущие поставить под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения.

В отличие от российского законодательства нормы-обстоятельства ограничений прав человека, закрепленные в международных пактах, носят довольно общий характер. Такой факт объясняется тем, что объем этих обстоятельств в различных государствах далеко не одинаков.

Этот недочет в практике международно-правовой защиты прав человека в значительной степени был ликвидирован в глобальном масштабе с принятием «Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка», а в региональном масштабе - Документа Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ. «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия...» устанавливают пределы применения силы и оружия, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах. В документе, в частности, указывается, что чрезвычайные обстоятельства, такие как внутренняя политическая нестабильность или любые другие чрезвычайные общественные явления, не могут служить оправданием для любого отхода от «Основных принципов применения силы и огнестрельного оружия...»

Сами же принципы сводятся к следующему:

Должностные лица по поддержанию правопорядка не должны применять огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти, или серьезного ранения, или с целью предотвращения особо серьезного преступления, влекущего большую угрозу для жизни, с целью ареста лица, представляющего такую опасность, сопротивляющегося их власти, или с целью предотвращения его побега и лишь в тех случаях, когда менее решительные меры не достаточны для достижения этих целей. В любом случае преднамеренное применение силы со смертельным исходом может иметь место лишь тогда, когда оно абсолютно неизбежно для защиты жизни;

При разгоне противозаконных собраний ненасильственного характера должностные лица избегают применения силы или, если это возможно, ограничивают такое применение до необходимого минимума;

Лица, пострадавшие от применения силы или огнестрельного оружия, или их законные представители должны иметь доступ к независимому процессу, включая судебный;

Исполнение приказов вышестоящих должностных лиц не является оправданием, если должностные лица по поддержанию правопорядка знали о явной незаконности приказа о применении силы и огнестрельного оружия, что привело к смерти или серьезному ранению какого-либо лица, и имели возможность отказаться от его исполнения. В любом случае ответственность возлагается также на вышестоящих лиц, отдавших незаконные приказы.

Документ Московского совещания, развивая соответствующие положения ст. 25, 25.1–25.4 Документа Копенгагенского совещания, также определяет правовые нормы-границы важнейшего из обстоятельств, вызывающего ограничения прав человека, - чрезвычайного положения. В нем, в частности, заявлено (ст. 28.1–28.6), что чрезвычайное положение:

а) оправдано лишь в исключительных и самых серьезных ситуациях в соответствии с международными обязательствами этого государства и его обязательствами в рамках СБСЕ;

б) не может использоваться для свержения демократического конституционного строя и быть направленным на уничтожение международно признанных прав человека и основных свобод. Если невозможно избежать применения силы, она должна применяться в разумных и в максимально возможной степени ограниченных пределах;

в) должно быть объявлено официально, публично и в соответствии с положениями, закрепленными в законе. В этом решении в тех случаях, когда это возможно, должны указываться территориальные рамки действия чрезвычайного положения. Соответствующее государство без задержки будет предоставлять своим гражданам информацию о принятых мерах;

г) может быть объявлено лишь законным конституционным органом, наделенным соответствующими полномочиями. В тех случаях, когда решение о его введении может на законных основаниях приниматься органами исполнительной власти, оно должно подлежать утверждению или контролю со стороны законодательного органа в кратчайшие сроки;

д) отменяется как можно скорее и не может оставаться в силе дольше, чем это совершенно необходимо в конкретной ситуации;

е) не может быть введено или продлено де-факто в нарушение положений, закрепленных в законе;

ж) не ограничивает функционирования законодательных органов;

з) не дает оснований государствам-участникам для таких отступлений, которые выходят за рамки их обязательств, касающихся прав человека и основных свобод в чрезвычайных условиях, и которые предусмотрены международным правом.

Государства-участники СБСЕ в Документе Московского совещания высказали стремление (ст. 28.8–28.9):

а) обеспечить, чтобы правовые гарантии, необходимые для поддержания верховенства закона, оставались в силе во время чрезвычайного положения;

б) предусмотреть в своем законодательстве контроль за постановлениями, касающимися чрезвычайного положения, а также за их осуществлением;

в) не принимать каких-либо мер с тем, чтобы воспрепятствовать журналистам законно осуществлять их профессиональные функции, кроме таких мер, которые совершенно необходимы в конкретной ситуации.

С точки зрения духа и буквы рассмотренных выше международно-правовых документов и ст. 6 Пакта о гражданских и политических правах использование авиации, артиллерии, танков и стрелкового оружия против гражданского населения запрещено при любых обстоятельствах.

Хотя «Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия…» и Документ Московского совещания и носят рекомендательный характер, они имели и имеют огромное значение в качестве правового обычая, во-первых, для правовой защиты прав человека в России и, во-вторых, для совершенствования национального законодательства РФ.

Основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничений). Основные права человека, которые при обстоятельствах, указанных в Конституции РФ и международно-правовых документах, могут быть ограничены (объект ограничений ) , составляют основу правового явления - ограничения прав.

Конституция РФ устанавливает около 30 различного рода ограничений основных относительных прав человека. Среди них: обязанность каждого соблюдать Конституцию (ч. 2 ст. 15), обязанность не нарушать права других лиц (ч. 3 ст. 17), возможность ареста, заключения и содержания под стражей (ч. 2 ст. 22), ограничение права на тайну личных сообщений (ч. 2 ст. 23) , право на основе закона проникать в жилище человека (ст. 25), лишение избирательных прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы (ч. 3 ст. 32), лишение имущества по решению суда (ч. 3 ст. 35) и многие другие.

Приведенный выше перечень ограничиваемых прав показывает, что Конституция РФ не отступает ни на йоту от общепризнанных международных стандартов ограничений. Так, Пакт о гражданских и политических правах допускает возможность ограничения широкого круга прав. Среди них такие как: право на свободу религии и убеждений (п. 3 ст. 18), право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства (п. 3 ст. 12), право беспрепятственно придерживаться своих мнений (п. 3 ст. 19), право на мирные собрания (ст. 21), право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов (п. 2 ст. 22) (это ограничение определяет и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, особо оговаривая возможность ограничения пользования этим правом лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства).

Ограничения, закрепленные в Пактах о правах, дополнила Европейская конвенция, ограничив право на полицейскую деятельность иностранцев (ст. 18).

Поскольку правовая возможность ограничений - это нередко и повод для злоупотреблений и нарушений прав человека, то от них государствам необходимо воздерживаться. На это обстоятельство особо было указано на Московском совещании Конференции по человеческому измерению СБСЕ.

Права, не подлежащие ограничению . Право на ограничение прав не является абсолютным. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не подлежат не только отчуждаемости, но и даже ограничениям такие основные права и свободы в сфере индивидуальной свободы человека , как право на жизнь (ст. 20), право на достоинство (ст. 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), свободу совести и вероисповедания (ст. 28), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на жилище (ст. 40).

Кроме того, не подлежат ограничению права, связанные с отправлением правосудия и оказанием юридической помощи : право каждого на судебную защиту (ч. 1 ст. 46); право каждого на международную защиту своих прав и свобод, если все внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны (ч. 3 ст. 46); право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом (ст. 47); право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48); право каждого считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49); право не быть осужденным повторно за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50); право на пересмотр приговора вышестоящим судом, на помилование или смягчение наказания (ч. 3 ст. 50); право не свидетельствовать против себя и близких родственников (ч. 1 ст. 51); право на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); право на необратимость силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, в прошлое (ст. 54). Также не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24).

Имеется некоторое несовпадение норм Конституции РФ и Международного пакта о гражданских и политических правах в отношении ограничений определенных прав в случае введения чрезвычайного положения. Перечень прав и свобод, которые не могут ограничиваться в этом случае, в Конституции более широк, чем в Пакте. Этот факт является несомненным достоинством Конституции РФ.

Однако в Конституции нет статей, аналогичных по содержанию ст. 8 (п. 1, 2), 11 и 16 Пакта. В них говорится, соответственно, что никто не может содержаться в рабстве и подневольном состоянии, никто не может быть лишен свободы за невыполнение договорного обязательства, и каждый имеет право на признание его правосубъектности.

Субъекты действий по правомерному ограничению прав человека. Ограничение прав человека осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 55, ч. 1 ст. 56 Конституции РФ), а также с точным соблюдением установленных законом процедур.

Права человека могут ограничивать: суд, прокуратура, милиция, таможенная служба, органы Федеральной службы безопасности, внутренние войска, учреждения и органы, исполняющие наказания, персонал лечебных учреждений закрытого типа, пограничные войска, судебные приставы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Указанные органы и представляющие их должностные лица могут ограничить право в следующих формах :

Смертная казнь, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, исправительные работы без лишения свободы, штраф, лишение права занимать определенные должности и другие, предусмотренные нормами УК РФ;

Задержание подозреваемого в совершении преступления, заключение под стражу, привод (обвиняемого, подсудимого, свидетеля), личный обыск, подписка о невыезде, обыск, выемка, освидетельствование, предусмотренные нормами УПК РФ;

Применение силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия, предусмотренные Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», Законом РФ «О милиции», а также Уголовно-исполнительным кодексом РФ;

Административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения административного правонарушения, конфискация орудия совершения административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранца или лица без гражданства, дисквалификация, предусмотренные КоАП РФ;

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, установленные УК РФ, и др.

Субъектами ограничения прав человека являются также граждане, иностранцы и лица без гражданства . В качестве таковых они выступают в тех случаях, когда действуют:

а) в состоянии необходимой обороны , то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 37 УК РФ);

б) при задержании лица, совершившего преступление, для доставления его органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным (ч. 1 ст. 38 УК РФ);

в) в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемых законом, интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ч. 1 ст. 39 УК РФ; ст. 2.7 КоАП РФ; ст. 1067 ГК РФ).

Субъекты действий по неправомерному ограничению прав личности. Действительность такова, что в обществедо сих пор имеют место ограничения прав человека не только вследствие судебных ошибок или ошибок правоприменителя, но и вследствие прямого произвола иных субъектов. Субъектами действий, направленных на неправомерное ограничение прав личности, могут быть должностные лица и иные лица.

Должностные лица как субъекты ограничительных действий имеют различия в зависимости от юридического статуса.

К первой группе относят лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти, то есть тех, кто по закону имеет право на ограничение прав человека, но использует это право в случаях или в порядке, не предусмотренном законом. Такими лицами могут быть только должностные лица специальных органов, осуществляющие государственное принуждение: судьи, прокуроры, рядовой и начальствующий состав органов внутренних дел, личный состав внутренних войск, государственной пограничной службы, налоговой полиции, учреждений, исполняющих уголовные наказания, специальных воспитательных и лечебных заведений.

К противозаконным ограничениям, допускаемым должностными лицами этих категорий, могут относиться такие действия, как: незаконное лишение свободы (ст. 127 УК), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК), незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей (ст. 301 УК), вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта (ст. 305 УК), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК); нарушение неприкосновенности жилища граждан (ст. 139 УК), применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники с превышением полномочий (неправомерное применение), в том числе и в условиях чрезвычайного положения.

Ко второй группе относят лиц, хотя и являющихся должностными, но которые по закону не имеют права на ограничение прав человека. Имеются в виду не лица, осуществляющие функции представительной власти, а работники, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Ограничения прав человека такими лицами осуществляются в форме насилия, применения оружия, действий, оскорбляющих его личное достоинство, и являются, как правило, результатом злоупотребления или превышения служебных полномочий (ст. 285–286 УК РФ).

Иные лица как субъекты неправомерных действий по ограничению прав личности - это граждане, лица без гражданства и иностранцы. В качестве таковых они всегда предстают тогда, когда допускают противоправные действия, лишая человека возможности свободно распоряжаться собой. К указанным ограничениям УК РФ относит следующие составы преступлений: убийство (ст. 105–108), причинение смерти по неосторожности (ст. 109), доведение до самоубийства (ст. 110), умышленное или по неосторожности причинение вреда здоровью (ст. 111–118), угроза убийством или причинение вреда здоровью (ст. 119), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120), заражение венерической болезнью (ст. 121) или ВИЧ-инфекцией (ст. 122), неоказание помощи больному (ст. 124), оставление в опасности (ст. 125), похищение человека (ст. 126), незаконное лишение свободы (ст. 127), незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128), клевета (ст. 129), оскорбление (ст. 130), изнасилование (ст. 131) и другие преступления против половой неприкосновенности (ст. 132–135), нарушения неприкосновенности частной жизни (ст. 137), нарушение тайны переписки (ст. 138) и нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139).

Информация о введении и прекращении ограничений. Обязательным элементом правовых ограничений является также информирование Российской Федерацией международного сообщества об их введении и прекращении действия. Эта обязанность установлена Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. Статья 37 Закона требует: в случае введения в стране чрезвычайного положения федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, согласно международным обязательствам РФ в трехдневный срок уведомляет Генерального секретаря ООН и информирует Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от обязательств по указанным международным договорам, об объеме этих отступлений и о причинах принятия такого решения.

Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, информирует о прекращении периода действия чрезвычайного положения и о возобновлении в полном объеме действия положений Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод соответственно Генерального секретаря ООН и Генерального секретаря Совета Европы.

В случае введения чрезвычайного положения в отдельных местностях РФ в соответствии со ст. 38 Федерального конституционного закона федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, в течение суток с момента принятия Советом Федерации Федерального Собрания РФ постановления об утверждении Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения уведомляет сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения.

Нормы российского права обобязательности информирования международной общественности о введении чрезвычайного положения полностью соответствуют международному праву. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах (п. 3 ст. 4) устанавливает, что любое государство, участвующее в нем и допустившее отступление от статей Пакта, должно немедленно информировать другие государства-участники через посредство Генерального секретаря ООН: о положениях, от которых оно отступило; о причинах отступлений; о дате, когда оно прекращает такое отступление.

Допускаемые по международным договорам о правах человека ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание. В результате осуществляемые права за вычетом этих ограничений становятся еще более относительными. Не способствует полной реализации прав, такое положение, когда государства считают в порядке вещей устанавливать ограничения прав и свобод не только в форме законов, как это установлено в ст. 4 Пакта об экономических, социальных и культурных правах, но и в форме других постановлений.

Вышеизложенное об ограничениях прав человека позволяет сделать вывод о том, что они вырабатываются и на межгосударственном уровне, и на - внутригосударственном, и предназначаются для государств, которые обязаны в пределах своей юрисдикции обеспечить защиту основных прав человека в собственной стране и нести ответственность перед своим народом, перед международным сообществом за введение необоснованных ограничений этих прав.

Контрольные вопросы

Ограничения прав как межотраслевой институт права.

Понятие и признаки ограничений прав.

Классификация правовых ограничений прав человека.

Виды ограничений прав.

Формы ограничений.

Основа и цель ограничений.

Обстоятельства, влекущие ограничения прав человека.

Основные права, которые могут быть ограничены (объект ограничения) и которые не могут быть ограничены.

Субъекты ограничения прав человека.

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются прежде всего необходимостью уважения таких же прав и свобод других граждан, недопущения произвольного обращения с ними, а также необходимостью нормального функционирования общества и государства. Это согласуется с рядом важнейших международных документов. Всеобщая Декларация прав человека говорит о том, что какие бы то ни были ограничения прав и свобод отдельной личности могут быть "установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах (1984 г.) определяют, что такие ограничения и отступления государства-участники могут применять только в случаях исключительной и действительной или неминуемой опасности, которая угрожает жизни нации, и только тогда, когда существуют достаточные гарантии и эффективные средства правовой защиты против злоупотреблений. На национальную безопасность нельзя ссылаться в качестве причины, когда речь идет о предотвращении только местной или относительно изолированной угрозы закону или порядку.

Ограничения прав человека – это установленные государством пределы, в рамках которых человек может реализовать свои права и свободы.

На конституционном уровне устанавливается запрет на издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны. Данная конституционная гарантия устанавливает исчерпывающий перечень оснований для ограничения прав и свобод. Как справедливо заметил исследователь правовых ограничений А. В. Малько: "Эти ограничения, которые можно назвать конституционными, выступают специфическим индикатором, позволяющим определить степень свободы и защищенности личности. Именно комплекс конкретно установленных в Конституции ограничений в наибольшей мере характеризует собой взаимоотношения между государством и человеком, представляет специфическое “лезвие бритвы” между законностью и произволом, во многом предопределяет общую концепцию Основного Закона" .

Однако не следует забывать, что само государство, как это показывает история, может ограничивать права и свободы граждан и при этом избегать ответственности за причиненный вред, становясь источником произвола, нарушения элементарных нрав человека и гражданина. Принятие в 1934 г. высшими властями СССР печально известного постановления, имевшего силу закона, о борьбе с "врагами народа" стало юридической основой для массовых репрессий второй половины 30-х гг. прошлого столетия. Этим постановлением подсудимый лишался права на защиту и обжалование приговора, была ликвидирована открытость судебного разбирательства.

Представляется, что главным в решении вопроса об ограничениях прав человека является расширение сферы ответственности государства за издание неправовых законов, а также органов государственной власти и их должностных лиц – за незаконные действия (или бездействие) в сфере реализации нормативных правовых актов. Высокая правовая культура граждан противодействует стремлению государства стать выше права и закона. Она является одной из важнейших гарантий прав и интересов граждан.

В зависимости от вероятности влияния человека ограничения могут быть стихийными и прогнозируемыми. Стихийные ограничения связаны с обстоятельствами, которые не зависят от воли человека (бедствия, катастрофы, войны). Прогнозируемые ограничения прав человека связаны с просчитываемыми возможными негативными последствиями ограничения прав человека, которые тем не менее реализуются, так как позволяют избежать более опасных последствий.

В международной практике считается общепризнанным ограничение прав и свобод в условиях чрезвычайного и военного положения, которые можно отнести к особым государственно-правовым режимам функционирования государства.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 № З-ФКЗ "О чрезвычайном положении" чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам закон относит:

  • – попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовку и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • – чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Здесь учтены события как зависящие от людей, так и происходящие помимо их воли. Именно при наступлении данных событий и возникает чрезвычайное положение. По общепризнанному определению, под чрезвычайным положением понимается конституционно установленное положение, при наличии которого осуществление государственной власти происходит в чрезвычайном конституционном порядке.

В связи с тем, что введение чрезвычайного положения повлечет за собой ограничения прав и свобод человека, подходить к его введению нужно осмотрительно.

В большинстве стран мира право вводить чрезвычайное положение предоставлено главе государства. В России в соответствии с законом оно вводится специальным указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Госдуме.

Утверждение указа Президента РФ о чрезвычайном положении производится Советом Федерации незамедлительно, в срок нс более 72 часов после его обнародования. Гарантией законности такого указа является возможность неутверждения Советом Федерации, после чего он утрачивает силу по истечении 72 часов с момента обнародования, о чем оповещается население.

В период введения чрезвычайного положения Президент РФ обладает существенными полномочиями: он вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления на территории, на которой введено чрезвычайное положение; назначает коменданта такой территории; создает штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения; вводит особое управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; привлекает воинские формирования для обеспечения режима чрезвычайного положения.

По распоряжению Президента РФ для обеспечения порядка и безопасности могут быть привлечены и внутренние войска в целях оказания содействия органам внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения. Как показывает практика, использование внутренних войск служит одной из самых надежных мер обеспечения порядка и безопасности, особенно в отдельных местностях РФ, где вводилось чрезвычайное положение.

Принимая все эти дозволенные законом меры, Президент РФ не должен посягать на основы конституционного строя, на неотъемлемые права и свободы граждан, на единство власти в федеративном государстве, на международные обязательства РФ, вытекающие из норм международного права и международных договоров.

Национальное конституционное законодательство всех стран разрешает Президенту РФ временно ограничить или приостановить реализацию ряда политических и гражданских прав и свобод для целей восстановления конституционного правопорядка. Однако и Конституция РФ, и международные договоры с участием Российской Федерации запрещают в любых ситуациях посягать на ряд специально указанных прав и свобод. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и дополнительные протоколы к ней не только устанавливают систему прав человека, но и закрепляют механизм международного контроля за их соблюдением.

В частности, ст. 56 Конституции РФ допускает, что "в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". В то же время ч. 3 этой же статьи Конституции запрещает в любых ситуациях, в том числе в условиях чрезвычайного положения, ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20 (право на жизнь), ст. 21 (право на сохранение достоинства личности), ст. 23, 24 (право на неприкосновенность частной жизни и право доступа к документам и материалам, затрагивающим права и свободы личности), ст. 28 (свобода совести и вероисповедания). В условиях чрезвычайного положения ни Президент РФ, ни любой другой орган государства не могут посягать на такие права, как право на судебную защиту; право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46) и ряд иных прав, направленных на защиту личности обвиняемого (ст. 47–50).

Некоторые права и свободы при введении режима чрезвычайного положения тем не менее могут ограничиваться, о чем должно быть специальное упоминание в указе Президента РФ: свобода передвижений, включая установление ограничений на въезд и пребывание на данной территории иностранцев; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свобода митингов, собраний, забастовок и иных массовых мероприятий; неприкосновенность жилища и транспортных средств. Все данные ограничения оправданы необходимостью скорейшей ликвидации причин и последствий чрезвычайной ситуации.

Еще большему риску подвергаются права и свободы человека в период войны. Конкретизация порядка введения данного вида особого положения содержится в Федеральном конституционном законе от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении", а также в Федеральном законе от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне".

В Федеральном конституционном законе "О военном положении" под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии (ст. 1).

Актами агрессии против Российской Федерации независимо от объявления иностранным государством (группой государств) войны Российской Федерации признаются:

  • 1) вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию РФ, любая военная оккупация территории РФ, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы;
  • 2) бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории РФ или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против Российской Федерации;
  • 3) блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
  • 4) нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
  • 5) действия иностранного государства (группы государств), позволяющего (позволяющих) использовать свою территорию другому государству (группе государств) для совершения акта агрессии против Российской Федерации;
  • 6) засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против Российской Федерации, равносильные указанным в настоящем пункте актам агрессии.

Данный подход к определению агрессии согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Применительно к правам человека Федеральный закон "Об обороне" определяет военное положение как особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающего ограничения прав и свобод граждан. Так же как и чрезвычайное положение, военное положение вводится указом Президента РФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.

Как показывает анализ зарубежной практики, ограничения прав и свобод в период военного положения должны отвечать определенным требованиям. Они, как правило, не распространяются на основные права граждан, носят ограниченный по объему и времени действия характер, применяются только на основании соответствующего законодательного акта .

Риск ограничения прав человека в период военного положения многократно возрастает. Ограничению подлежат очень многие права и свободы: свобода передвижений, свобода любых публичных мероприятий, свобода слова, право собственности, право на объединение, свобода труда и ряд других. Так, например, устанавливается запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (комендантский час). Создаются специальные органы цензуры, которые занимаются военной цензурой за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контролем за телефонными переговорами. Органы исполнительной власти, а также органы военного управления получают право осуществлять при необходимости проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, задерживать граждан и транспортные средства на срок до 30 суток. В этот период законным будет даже изъятие у организаций и граждан необходимого для нужд обороны имущества с последующей выплатой государством его стоимости.

Кроме ограничений прав человека, в период военного положения на граждан могут быть наложены дополнительные обязанности: выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам; участвовать в выполнении работ для нужд обороны, в ликвидации последствий применения противником оружия, в восстановлении поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступать в специальные формирования. Причем в соответствии со ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления военного положения.

Данные ограничения отдельных прав граждан на время военного положения, а также дополнительные обязанности оборонного характера граждан допускаются только в той мере, в какой это необходимо для нужд обороны страны и обеспечения безопасности государства, а также при условии, что они не затрагивают основополагающих прав и свобод граждан.

Во исполнение международно-правовых обязательств в Федеральном конституционном законе "О военном положении" содержится норма, касающаяся обязанности Президента РФ в случае введения военного положения в Российской Федерации принять меры по оповещению Генерального секретаря ООН (а через него государств – участников ООН) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлениях Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением отдельных прав и свобод граждан (ст. 22).

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что правовой режим военного положения имеет свои характерные черты и специфические особенности. Они заключаются в том, что органами, обеспечивающими режим военного положения, по основаниям, установленным федеральным законодательством, и в пределах предоставленных им полномочий могут быть ограничены отдельные права и свободы граждан и других лиц. Но эти временные ограничения отдельных прав граждан на период военного положения должны соответствовать международным обязательствам РФ, вытекающим из международных договоров РФ в области нрав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку иола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам.

Одним из главных признаков режимов военного и чрезвычайного положения является временный характер их существования. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном положении" если оно вводится на всей территории России, то срок его действия не должен превышать 30 суток, а в отдельных местностях – 60 суток. После устранения причин, вызвавших необходимость во введении чрезвычайного или военного положения, они отменяются также указом Президента РФ. Ограничения прав и свобод в особых условиях – это вынужденная мера, имеющая временный характер, которая прекращается при отмене режимов чрезвычайного и военного положения, а права и свободы человека, которые были ограничены, восстанавливаются в полном объеме.

  • Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 88.
  • Пчелинцев С. В. Об ограничении прав и свобод граждан в условиях военного положения: теоретические аспекты // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 99.

· Не могут, так как права и свободы принадлежат человеку с момента его рождения и не отчуждаемы

· Не могут, так как согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека

· Могут быть ограничены Указом Президента Российской Федерации в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя и обеспечения обороны страны

· Могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в которой это необходимо для защиты безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц

239. Важнейшими государственно-правовыми атрибутами государственности субъектов Российской Федерации являются (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Для республик - конституция, для иных субъектов – устав

· Для республик, краев - конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

· Для всех субъектов без исключения – устав и законодательство

· Для республик – конституция, для иных субъектов – устав, а также для всех без исключения субъектов – законодательство

240. Гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина является:

·

· Конституционный Суд Российской Федерации

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

241. Срок избрания Президента Российской Федерации:

· 6 лет

· зависит от того, впервые или повторно гражданин избран Президентом Российской Федерации

Кто может быть избран Президентом Российской Федерации?

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 40 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

· Гражданин Российской Федерации старше 30 лет, не покидавший страну последние 3 года

· Гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет

243. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий:

· с момента избрания;

· с момента принятия присяги;

244. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации:

· более трёх сроков подряд

· более одного срока

· более четырёх сроков подряд

· более двух сроков подряд

Может ли избранный Президент Российской Федерации приступить к исполнению своих президентских обязанностей, если при вступлении в должность он не принес клятву?

· Не может

· Может, пообещав сделать это позднее

· Может, так как клятва – это формальный акт

· Может, поставив свою подпись под текстом клятвы заочно

246. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации является:

· главой государства

· главой исполнительной власти

· главой законодательной власти

· главой исполнительной и законодательной власти

247. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации издает:

· законы и распоряжения

· указы и распоряжения

· законы и постановления

· постановления и распоряжения

248. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации:

· Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

· Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

249. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае (выберите наиболее полный и правильный ответ):

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации

· Противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина

Кто вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушением прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом?

· Президент Российской Федерации

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· Правительство Российской Федерации

· Конституционный суд Российской Федерации

251. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации НЕ имеет права:

· Объявлять военное положение

· Осуществлять помилование

· Назначать референдум

· Подписывать ратификационные грамоты

252. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется:

· Федеральным конституционным законом

· Федеральным законом

· Указом Президента Российской Федерации

· Постановлением Правительства Российской Федерации