Базовые понятия объектов информационного права и информационных отношений субъектов права. Руна удачи и везения: как сделать жизнь счастливой Всех без исключения сферах

Роль психологически совместимых коллективов важна во всех без исключения сферах совместной человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н.Н. Обозова, отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости :

1) результаты

деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3) их удовлетворенность этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую совместимости.

Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности.

Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации. При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Выделяют четыре следующих типа коммуникативного поведения :

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой. AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива. Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие «социально-психологический климат» .

Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат» и т.п. широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях «климата» с окружающей социально-предметной средой .

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Психологический климат – это психологический настрой в коллективе, формирующийся под воздействием специфической для данного коллектива совокупности социально-экономических и психологических факторов.

Психологический климат от греч. Mima (klimatos) – наклон) – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе .

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон .

Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознаны цели и задачи общества, насколько здесь гарантировано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данном коллективе.

Третья климатическая зона – это психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом .

Целесообразно отметить, что среди основных факторов психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считается также, что психологический климат – это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач (связи задач).

Часто суть психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям :

– состоянию коллективного сознания;

– отражению особенностей взаимодействия людей;

– эмоционально-психологическому настрою группы;

– настроению группы; состоянию группы;

– психологическому единству членов группы;

– взаимоотношениям в группах и коллективах и др.

В отечественной психологии существует три основных подхода к пониманию природы психологического климата

Сторонники первого подхода (Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов) рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин , необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива, т.е. психологический климат, отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.

Сторонники второго подхода (А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат понимается как настроение группы людей .

Наиболее популярен третий подход, который позволяет анализировать психологический климат через особенности взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, поскольку при этом складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива .

По мнению К.К. Платонова и Г.Г. Голубева , социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.

В социально-психологическом климате Б.Д. Парыгин видит не просто сумму психических составляющих его индивидов, а мощный фактор усиления психологического настроя членов коллектива. Под духовной или психологической атмосферой, он подразумевает «специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения». Атмосфера здесь понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. В соответствии с этим понятие социально-психологического климата обозначает у Б.Д. Парыгина «не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты» .

Функционально-стилистические разновидности языка (речи)

§ 249. Как уже отмечалось выше, язык, являющийся универсальным средством общения людей, в литературной разновидности используется, функционирует во всех без исключения сферах их жизни и деятельности. В зависимости от того, в какой именно сфере человеческой жизни и деятельности используется литературный язык, он приобретает те или иные особенности в отборе и применении языковых средств. Иными словами, в разных сферах общения язык используется в разных видоизменениях (функциональных разновидностях, структурно-функциональных вариантах), которые называются стилями языка (речи), или функциональными стилями (от лат. stilus, stylus – "остроконечная палочка для письма", "манера письма").

Стили языка (речи) обычно определяются как виды, разновидности, или варианты языка (литературного языка) или речи, как типы функционирования языка, обслуживающие определенные сферы жизни и деятельности людей. При этом обращается внимание на особенности использования языковых (речевых) средств, специфику их организации.

Б. Н. Головин определяет стили языка как "типы его функционирования, его структурно-функциональные варианты, обслуживающие разные виды человеческой деятельности и отличающиеся друг от друга совокупностями и системами признаков, достаточными для интуитивного опознавания этих вариантов в речевом общении". По определению Ю. А. Бельчикова, стиль – это "объединенная определенным функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность лит. языка". Ю. С. Степанов предлагает следующее объяснение понятия стиля: "Стиль языка или речи – это вид речи, употребляемый людьми в типовой общественной ситуации. Такие виды речи характеризуются, во-первых, отбором языковых средств из общенационального языкового достояния (отбором слов, типов предложения, типов произношения); во-вторых, скрытым за этими средствами общим принципом отбора". Подобное объяснение стиля предлагается и другими учеными.

В качестве стилеобразующих средств некоторые языковеды рассматривают лексические и синтаксические единицы языка. Разные стили современного русского языка, например, иногда разграничиваются именно по этим единицам. Однако большинство ученых считают, что в роли стилеобразующих средств могут выступать единицы всех языковых уровней. При этом часто обращается внимание на то, что данную функцию выполняют не единицы языка как таковые, а их "специфическая речевая организация", "характер объединения и закономерности употребления", "способы их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения", количественное распределение, частотность употребления, "существенные различия вероятностей (или долей) языковых единиц и категорий".

При определении и описании функциональных стилей одни языковеды говорят о стилях языка (Р. А. Будагов, А. И. Ефимов и др.), другие – о стилях речи (например, А. Н. Гвоздев), третьи называют их и стилями языка, и стилями речи (в частности, Ю. С. Степанов). Некоторые ученые рассматривают стили языка и стили речи как разные явления, противопоставляя их друг другу.

Так, например, А. К. Панфилов, который под стилем языка понимает "его функциональную разновидность, характеризующуюся особыми фактами языка (лексическими, синтаксическими и т.д.)", стиль речи определяет как "определенную систему использования языка и его стилей, обусловленную жанром, разновидностью общественной речи и даже авторской индивидуальностью". Стиль языка он уподобляет "химически чистой воде (H2O), не содержащей никаких примесей", стили речи – "многообразным разновидностям воды в ее бытовом и производственном употреблении, т.е. воды с различными примесями, представленными в большей или меньшей степени". Рассматриваемые явления различают и некоторые другие ученые.

С точки зрения концепции о единстве языка и речи нет достаточных оснований для противопоставления стилей языка и стилей речи; функциональные стили проявляются именно в речи (как одной из форм существования языка), так как "язык обнаруживает себя только в Р. (т.е. в речи. – В. Н. ) и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение", а поэтому "язык как таковой сам не принадлежит ни одной из обслуживаемых им сфер человеческой деятельности". В этом плане весьма убедительным представляется утверждение Μ. Н. Кожиной о том, что "функциональный стиль – это одновременно и стиль языка, и стиль речи, а точнее, стиль функционального аспекта языка ", что "функциональный стиль – как явление системное – проявляется именно в речи.., в процессе функционирования языка и закрепляется в текстах". Это тем более очевидно, если принять во внимание то, что стилеобразующую функцию выполняют "различия вероятностей (или долей) языковых единиц и категорий", о чем говорилось выше. Ведь в системе языка различия вероятностей его единиц никак не отражаются.

§ 250. В современном языкознании обычно различаются четыре или пять функциональных стилей. Во многих современных литературных языках выделяются такие стили: обиходно-литературный, газетно-политический, производственно-технический, официально-деловой и научный. В современном русском языке принято различать следующие функциональные стили: научный (иначе – стиль научного изложения), публицистический (общественно-политический, газетно-публицистический), деловой (канцелярский, административный, официально-деловой, официально-канцелярский), художественный (художественно-беллетристический, стиль художественной литературы), разговорный (разговорно-бытовой, обиходнобытовой). Некоторые лингвисты не считают нужным выделять художественный стиль (например, А. К. Панфилов, Т. Г. Винокур), или разговорный (А. Н. Гвоздев, E. М. Галкина-Федорук), или же разговорный и деловой (А. И. Ефимов). Разговорная и художественная речь не признаются функциональными стилями на том основании, что та и другая связаны с разными сферами деятельности людей и в известной мере соотносятся с национальным языком в целом.

Наряду с перечисленными функциональными стилями многие языковеды выделяют в русском языке еще производственно-технический, или технико-производственный, стиль (А. И. Ефимов, А. К. Панфилов, E. М. Галкина-Федорук и др.). Иногда выделяются и другие стили, например: рекламный (или стиль рекламных сообщений), стиль команды.

Для того чтобы получить некоторое представление об основных функциональных стилях, необходимо познакомиться с наиболее типичными для них языковыми особенностями.

Для научного стиля наиболее характерны следующие отличительные признаки: обилие специальных научных терминов, широкое использование сложных предложений разных типов, однородных членов предложения с обобщающими словами, вводных слов и словосочетаний (во-первых, во-вторых, далее, наконец, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), частое употребление составных союзов (как – так и, если не – то, не только но и), производных предлогов (ввиду, в силу, в результате, вследствие, в зависимости от, в отношении к, в связи с).

Публицистический стиль характеризуется такими особенностями, как, например: широкое использование слов и словосочетаний с переносным значением для создания подтекста, т.е. выражения внутреннего, подразумеваемого содержания; наличие лексико-фразеологических единиц с оценочным значением, с эмоционально-экспрессивной окраской; распространение бессоюзных сложных предложений; использование различного рода инверсий, т.е. обратного порядка слов с целью их выделения в предложении (типа: Он писатель известный).

Деловой стиль имеет такие особенности, как, например: широкое использование профессиональной терминологии (юридической, финансовой, дипломатической и др.); обилие сложносокращенных наименований учреждений и организаций; строгий порядок слов в предложении; отсутствие вопросительных и побудительных предложений; преобладание пассивных конструкций над активными; широкое использование страдательных причастий и деепричастий, причастных и деепричастных оборотов; частая повторяемость и единообразие языковых средств (наличие шаблонов, стандартов, штампов).

Художественному стилю свойственны следующие отличительные признаки: широкое использование эмоционально-оценочной лексики, производных слов с суффиксами субьективной оценки (уменьшительно-ласкательными, увеличительными, неодобрительными); наличие нелитературной лексики, просторечных слов, диалектизмов; переносное, метафорическое употребление многих общеупотребительных слов; широкое использование эпитетов, сравнений; наличие модальных слов, междометий; наличие окказиональной лексики; частое употребление вопросительных и побудительных предложений; сочетание авторской, повествовательной речи с прямой речью персонажей.

Разговорный стиль отличается от других стилей, особенно от первых трех, такими особенностями, как частое употребление слов с конкретным значением, заметное преобладание глаголов, широкое использование личных глагольных форм, глагольных междометий типа прыг, скок, шасть, личных местоимений, притяжательных прилагательных, избыточность вводных слов, междометных выражений. Для разговорного стиля характерны некоторые языковые особенности, связанные с экономией языковых средств: обилие упрощенных синтаксических конструкций, неполных, незаконченных предложений (ср. такие высказывания пассажиров, записанные в автобусе и на автобусной остановке в Нижнем Новгороде: " – Пассажиры, приобретайте билеты, только вошли"; " – Вас запишут и выдадут бумажку, куда прийти" (т.е. бумажку, на которой будет указано, куда вам необходимо прийти). Разговорному стилю свойственны многие признаки, характеризующие художественный стиль, например: широкое использование эмоционально-оценочных слов, наличие нелитературной лексики, окказионализмов, переносное употребление общеупотребительных слов и др.

Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии подчиняться определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль наряду с другими формами общественной дисциплины, тесно переплетаясь с ними и вместе с тем представляя собой нечто специфическое. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет неодинаковую роль. Неслучайно в этике используют такие понятия как труда нравственность, профессиональная этика, быта нравственность, брачно-семейная мораль.

Труда нравственность - одна из важнейших сфер морали, охватывающая все области общественно полезной деятельности человека (в первую очередь материально - производительный труд, а также научную и культурно-просветительную деятельность, художественное творчество, деятельность государственного и общественного управления, обслуживания и т. п., поскольку все они также являются отраслями общественного труда). Понятие труда нравственности включает две основные стороны - отношение к труду и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности. Наряду с общими вопросами трудовой морали существуют также специфические проблемы нравственности, связанные с профессиональными особенностями различных отраслей труда (профессиональная этика). Нравственную сторону труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования. Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда. Труда нравственность - имея исторический характер, обладает рядом общих черт в условиях различных общественно-экономических формаций. При первобытнообщинном строе трудовые взаимоотношения складываются в основном по принципам простой кооперации (объединение членов ро- да для выполнения одной операции, например на охоте) и разделения труда между полами и возрастными группами. В этих условиях в отношениях между членами рода решаюшее значение имеет слаженность усилий, полное подчинение правилам совместной деятельности, указаниям старейшин, жесткое ограничение свободы действий и потребностей индивида. Необходимость повседневно бороться с силами природы и постоянные лишения диктуют людям потребность в воспитании физической выносливости, стойкости, смелости и дисциплинированности. С разложением родового строя, в условиях натурального и мелкотоварного хозяйства трудовое сотрудничество ограничивается в основном рамками отдельной семьи. По мере развития промышленного производства и обобществлению труда возникает необходимость в тесном сотрудничестве большого количества работников. Сам характер промышленного труда порождает потребность в установлении отношений трудовой солидарности между рабочими. Труд на благо общества формирует в людях высокие нравственные качества - трудолюбие, бережливость, самоотверженность. К сожалению, с изменением курса экономической ориентации страны перестало уделяться должного внимания формированию отношений взаимопомощи, трудовому воспитанию, воспитанию чувства необходимости труда посредством различных общественных организаций.

Профессиональная этика (или профессиональная мораль) - так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из профессиональной деятельности. Несмотря на всеобщий характер моральных всеобщий требований (равенство) , и наличие единой трудовой морали класса или общества (труда нравственность) , существуют еще и специфические нормы поведения для определенных видов профессиональной деятельности. Возникновение и развитие таких кодексов представляет собой одну из линий нравственного прогресса человечества, поскольку они отражают возрастание ценности личности и утверждают гуманность в межличностных отношениях. Так, например, в основе управленчески - административной этики лежит требование безусловного уважения к человеку, к личности., в основе врачебной этики лежат традиционные представления о гуманном назначении труда медика, который должен руководствоваться в своих действиях соображениями телесного и духовного здоровья больного, не считаясь при этом с трудностями, а в исключительных обстоятельствах - и собственной безопасностью. От представителей права профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом. Одним из гуманистических принципов права является "презумпция невиновности" - требование считать обвиняемого невиновным до тех пор, пока его вина не доказана. Гуманистическими аспектами насыщена и педагогическая этика. Она так регулирует, например, поведение учите- ля, чтобы оно укрепляло его авторитет, обеспечивало единство усилий педагогического коллектива. Вместе с тем она реализует принцип единства уважения к личности ученика и требовательности к нему, ставит вопрос о моральном доверии общества к учителю. В сфере науки профессиональна этика требует отстаивать истину и добиваться использования научных достижений в интересах человечества.

Она формирует готовность правильно воспринимать критику, способность сочетать научную добросовестность с личной честностью исследователя, осуждает конъюнктурщину, начетничество, стремление приспосабливать результаты лабораторных исследований, приукрашивать факты для доказательства того или иного теоретического положения, плагиат - присвоение и использование чужих открытий и научных идей в качестве своих собственных, попытки создания монополии той или иной научной школы, подкрепляет систему правил ведения дискуссий, способов закрепления научного приоритета, форм выражения признательности коллегам и др. Профессиональная этика журналиста, писателя, художника, композитора, деятеля театра, кино, телевидения и радио требует от работников культуры беззаветного служения народу, гражданской страстности и принципиальности, этико-философской образованности, позволяющей выносить точные и обоснованные оценки изображаемым явлениям, высокого творческого подъема, мастерства и вкуса в художественном отражении действительности. Профессиональная этика работников сферы обслуживания (сервиса) связана в первую очередь с культурой общения, с необходимостью обеспечить удовлетворение растущих запросов и потребностей человека. Особые моральные кодексы складываются и в тех видах деятельности, которые связаны с использованием каких-либо специфических общественных функций (например, в воинской и милицейской службе, в области спорта и др.).

Быта нравственность - сфера действия морали, распространяющаяся на всю область жизнедеятельности человека вне его производственной, политической, научной и всякой другой служебной и добровольно-общественной деятельности (труда нравственность, профессиональная этика). В первую очередь сюда относятся брачно-семейные отношения (брачно-семейная мораль) , личные взаимоотношения людей вне работы, поведение человека в общественных местах, удовлетворение личных потребностей, проведение отдыха. Большинству этик чуждо противопоставление области быта и общественно полезной деятельности человека. В сфере быта человек восстанавливает силы, развивает свои потребности и способности, усваивая содержание общественной культуры; воспитание подрастающих поколений, подготовка их к будущей общественной деятельности осуществляется в значительной мере в семье. Поэтому в своем быту человек, точно так же как и в общественно полезной деятельности, выступает в качестве социального существа, члена общества, подчиняется тем же самым социально-историческим законам и требованиям нравственности, хотя это и происходит в иной форме. Так быта нравственность призвана разрешить вопрос раздвоения личности - когда, например, частный предприниматель выступает как бы в двух противоположных обликах: в деловых операциях поневоле в виде эгоиста, а в быту нередко в роли частного благотворителя по отношению к "ближним" (альтруизм). Служащий и администратор - это "должностное лицо", исполнитель заданной функции на работе и просто человек, "свободная личность" в частной жизни. В настоящее время общественно полезный труд становится собственно человеческим призванием, а быт - столь же общественной по своему значению жизнедеятельностью.

Господствующие ныне принципы нравственности основываются на том, что формирование нравственного отношения происходит не только в процессе труда и общественной деятельности, но и в быту, в каждодневном общении вне работы, в зависимости от характера досуга, семейной обстановки и способа удовлетворения личных потребностей.

Ее требования - уважение к людям, скромность, непримиримость к злу, честность, взаимопомощь и многое другое - в равной степени относится и к быту. Однако, не могу согласиться с положением не- давно господствующей социалистической морали о требовании, что быт человека должен подвергаться каждодневному публичному контролю, общественной регламентации, всеобщей гласности в той же мере, как трудовая и политическая деятельность.


Брачно-семейная мораль представляет собой одну из важнейших сфер деятельности морали, выступающей наряду, с правом в качестве основного регулятора взаимоотношений между супругами, родителями и детьми (и другими родственниками, поскольку между ними поддерживаются семейные связи). Роль брака и семьи в жизни общества, их исторические формы и соответствующие им нравственные требования к человеку определяются экономическим строем общества, всей системой общественных отношений, а также уровнем развития человеческой цивилизации и культуры в целом. В историческом развитии брачно-семейной морали отчетливо прослеживается ход общего социального и морального прогресса человечества, в котором можно установить следующие определенные закономерности:

1.Вытесняя различные формы многобрачия (полигамии) , все более прочно утверждается связь мужчины и женщины. В раннем первобытнообщинном обществе брак регулировался преимущественно обычным правом, которое непосредственно исходило из интересов консолидации сначала первобытного стада, затем рода как производственно-трудовых ячеек. Это был период, когда формирующиеся нравственные нормы были еще непосредственно вплетены в процессы производства предметов потребления и самого человека. В становлении рабовладельческой, феодальной и буржуазной форм моногамии преобладающую роль играли экономические факторы: подчиненность женщин и их экономическая зависимость от "сильного пола", материальный расчет, функционирование семей крестьян и ремесленников одновременно в качестве производственных ячеек общества. Вместе с тем моногамия явилась ответом и на развивающиеся нравственные потребности людей. Прогресс в области брачно-семейных отношений выражается в стремлении к добровольности и равноправию брачного союза, к его свободе от утилитарно-экономических соображений, богатству духовно-нравственной жизни семьи, гармоничности интересов семьи и всего общества, к усилению роли и значения воспитательной деятельности семьи, а следовательно к повышению ее гражданской и моральной ответственности.

управления

безопасностью

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности и он решается по трем направлениям:

1 Совершенствование технических систем и объектов

2. Подготовка персонала

3. Ликвидация последствий – профессиональная и

оперативная.

В последние годы появились квоты на риски , используемые в мировом масштабе. К таким документам можно отнести Киотский протокол, подписанный многими странами и ограничивающий вредные выбросы «парниковых» газов в атмосферу.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат

и получаемых выгод от снижения риска. Рассмотрим основные методы, используемые в управлении

безопасностью. К ним можно отнести четыре –

1.диалектический,

2.системный,

3.синергетика, 4.теория циклов.

Диалектический подход

основан на применении теории и метода познания - диалектики, основоположником которой является Геродот (484-425 д.н.э.), а основные научные категории и законы диалектики сформулированы Гегелем (Георг Вильгельм Фридрих Гегель 27.08.1770 – 14.11.1831). Диалектический подход является всеобщим, изучается в курсе философии и не нуждается в

подробном изложении в рамках данного курса.

Системный подход

базируется на диалектической теории и является прикладной диалектикой. Основным понятием является понятие система.

Очевидно, что можно дать множество определений этого понятия. Мы будем понимать под словом «система» - объективное

единство связанных между собой предметов или явлений, а также знаний о природе и обществе. Упрощенно - система –

комплекс элементов, находящихся во взаимодействии.

Системный подход используется во всех без исключения сферах человеческой деятельности. В соответствии с ним система не является простой суммой своих элементов, а представляет собой функциональную совокупность, обладающую целостностью и несводимостью к составляющим ее элементам .

Попытки разработать общие принципы системного подхода

были предприняты еще русским врачом, философом и экономистом А.А.Богдановым (1873-1928) в работе

«Всеобщая организационная наука (тектология)». Многие идеи и научные гипотезы этой работы были впоследствии исследованы и подтверждены многими учеными, например, Н.

Винером, У. Росс Эшби, Л. Фон Берталанфи и другими. Основа тектологии – это признание того факта, что целое больше чем

сумма его частей. Чем больше разница целого и суммы частей, тем более оно организовано, системно.

Л. Фон Берталанфи (1901-1972) считается

создателем общей теории систем на основе принципа изоморфизма (одинаковости) законов в различных

областях знаний.

В системном подходе выделяются три направления – системология, системотехника, системный анализ . Важнейшими принципы системного анализа таковы:

1.Процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей 2.Всю проблему надо рассматривать как единое целое 3.Необходим анализ альтернативных путей достижения цели 4.Подцели не должны вступать в конфликт с общей целью.

Что понимается под термином – «цель»?

Это то, чего надо достичь, удовлетворяя требованиям реальности, предметности, количественной определенности, адекватности, эффективности, контролируемости.

Цель следует рассматривать как иерархическое понятие.

Формирование цели – это построение иерархии ее достижения, другими словами, это построение графического дерева от явления к причине. Причины, опасности и цели образуют цепные структуры.

В теории безопасности применяется термин ДОП – «дерево опасностей и причин».

Рассмотрим ДОП, разработанные в трудах космонавта и ученого Г. Т. Берегового применительно к космической технике и космическим летательным аппаратам (КЛА).

Обозначения – 1.1 – отказ в системе ядерной энергетической установки, 1.2 – отказ в ядерной двигательной установке, 1.3 – отказ в системе изотопных анализаторов (измерители уровня топлива, высотомер, дальномер), 2.1- отказ двигательной установки и переход на орбиту, проходящую через радиационный пояс Земли, 2.2 – ошибка при расчете орбиты вне геомагнитного защитного поля Земли, 3.1 – перегрев, 3.2 – переохлаждение, 3.3 – ошибка прогноза солнечной активности, 4.1. – ошибка расчетного времени полета, 4.2 – отказ системы радиационной защиты.

Испокон веков люди любят бороться за справедливость. Происходит эта борьба во всех без исключения сферах нашей жизни. Не исключение и среда автомобилистов. Как правило, водитель, нарушив правила, до последнего надеется, что сможет избежать наказания или ищет возможности сделать это наказание минимальным. Попытки договориться давно потеряли актуальность на дороге. И нарушители нередко стали прибегать к методу «Лучшая защита – это нападение», как и в нашем случае.

Испокон веков люди любят бороться за справедливость. Происходит эта борьба во всех без исключения сферах нашей жизни. Не исключение и среда автомобилистов. Как правило, водитель, нарушив правила, до последнего надеется, что сможет избежать наказания или ищет возможности сделать это наказание минимальным. Попытки договориться давно потеряли актуальность на дороге. И нарушители нередко стали прибегать к методу «Лучшая защита – это нападение », как и в нашем случае.

На прошлой неделе пришел мужчина в Ширинскую Госавтоинспекцию с жалобой на действия сотрудников ДПС. Мол, оштрафовали незаконно. Выслушав замечание инспектора, нерадивый водитель с энтузиазмом начал предлагать свою версию и опровержение: «фары были включены, вы не заметили». В жалобе он их обвинил в некомпетентности, в нарушении несения службы и должностных инструкций и т.д. Все эти спорные вопросы было бы сложно разрешить, если бы не одна маленькая, но непобедимая деталь. Все патрульные машины ГИБДД снабжены видеорегистраторами, и то, что вызывает спор между инспектором и водителем, неоспоримо при просмотре видеозаписи.

И потому возникает необходимость обратиться к водителям с напоминанием, что никакие жалобы и заявления не будут рассматриваться голословно, ведь бессмысленно выслушивать мнения сторон, если можно объективно оценить обстановку, проследив ситуацию в видеозаписи. А борцам за справедливость пора задуматься о том, что когда вы пишите в жалобах на сотрудников полиции о их некомпетентности, несоблюдении должностных инструкций или о несправедливой оценке ваших действий на дороге, вы лишь подчеркиваете свою неправоту. Ведь функция видеорегистратора не только в том, чтобы фиксировать действия нарушителей, но и в том, чтобы контролировать правомерность действий сотрудников ГИБДД. И уж, конечно, никому из них не придет в голову оспаривать видеофакты.

Оспаривайте предъявленные вам обвинения только в том случае, если абсолютно уверены, в своей правоте. В противном же случае, извлеките из случившегося урок и проявите бдительность не к стражам дорог, а к себе лично.

Оксана Кравцова

Ст. инспектор ГИБДД МО МВД России «Ширинский »

21 октября, с 8:00 до 17:00 по местному времени, в связи с проведением работ по планировке дорожного покрытия в границах железнодорожного переезда на станции Чульжан, движение автотранспорта через переезд будет затруднено.
19Rus.Ru - НИА Хакасия
18.10.2019 Сегодня, 18 октября, на подъездных путях станции Мана, принадлежащих частному предприятию (не относятся к инфраструктуре ОАО «РЖД»), произошло возгорание вагонов с пиломатериалом.
19Rus.Ru - НИА Хакасия
18.10.2019 Беседы с сельчанами организованы в целях популяризации услуг, оказываемых Госавтоинспекцией в электронном виде.
МВД Республики Хакасия
17.10.2019