Взыскание убытков с органов росреестра в связи с незаконными действиями при регистрации сделок с недвижимым имуществом. Взыскание убытков с органов росреестра в связи с незаконными действиями при регистрации сделок с недвижимым имуществом Уголовная ответс

Статья 64. Государственный регистратор прав и гарантии при осуществлении им должностных обязанностей

1. Государственный регистратор прав является федеральным государственным гражданским служащим, должностным лицом органа регистрации прав, наделенным государственными полномочиями по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

2. С государственным регистратором прав заключается срочный служебный контракт в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

3. Орган регистрации прав формирует экзаменационную комиссию по приему экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав (далее - экзаменационная комиссия). Порядок формирования экзаменационной комиссии, ее полномочия и процедура принятия экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к государственным регистраторам прав, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

4. Сведения о государственных регистраторах прав вносятся органом регистрации прав в реестр государственных регистраторов прав, порядок ведения и состав сведений которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

5. Не допускается вмешательство в деятельность государственного регистратора прав лиц, не имеющих специальных полномочий, установленных федеральным законом. Лица, оказывающие воздействие на государственного регистратора прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, несут ответственность, установленную федеральным законом.

Статья 65. Права и обязанности государственного регистратора прав

Государственный регистратор прав имеет права и несет обязанности по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в объеме полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Глава 10. Ответственность при осуществлении государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ведении Единого государственного реестра недвижимости, предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

1. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;

8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

3. Орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

4. При компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав

1. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.

2. Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.

3. Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости

1. Физическое лицо - собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, имеет право на выплату за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на такое жилое помещение (далее - однократная компенсация).

2. Однократная компенсация лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, производится в сумме, установленной вступившим в законную силу решением суда о возмещении данным лицам третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты указанного в части 1 настоящей статьи имущества, если в соответствии с этим решением суда взыскание по исполнительному документу прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в случае:

1) смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) внесения записи об исключении юридического лица (должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

3. Однократная компенсация указанным в части 1 настоящей статьи лицам не может превышать один миллион рублей.

4. Российская Федерация в лице органа регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией в соответствии с настоящей статьей сумм.

  • Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав
  • Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости

Статья 66. Ответственность органа регистрации прав

1. Орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе:

1) за несоответствие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав требованиям настоящего Федерального закона, правил ведения Единого государственного реестра недвижимости, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

2) за утрату или искажение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

3) за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

4) за незаконный отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, установленный решением суда, вступившим в законную силу;

5) за уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе необоснованный возврат заявителю представленных для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения;

6) за невнесение или несвоевременное внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о правах на объекты недвижимости, правообладателях и об объектах недвижимости, поступивших в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

7) за внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, содержащих технические ошибки в записях, повлекшие нарушение прав и законных интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в Едином государственном реестре недвижимости;

8) за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

9) за необоснованный отказ в предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

2. Убытки, причиненные лицу в результате ненадлежащего исполнения органом регистрации прав полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, возмещаются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.

3. Орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате государственной регистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

4. При компенсации Российской Федерацией ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями, за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи, орган регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией сумм:

1) к органу государственной власти или органу местного самоуправления, если такие убытки возникли в результате признания судом незаконным акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;

2) к лицу, выполнившему кадастровые работы, если такие убытки возникли в результате реестровой ошибки и предоставления этим лицом недостоверных данных и документов для внесения записи об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Данное требование не может быть обращено к юридическому лицу или физическому лицу, заключившим договор о проведении кадастровых работ с лицом, выполнившим кадастровые работы;

3) к иному физическому лицу или юридическому лицу, незаконные действия которых привели к возникновению таких убытков.

Статья 67. Ответственность государственного регистратора прав.

1. Государственный регистратор прав в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за несоответствие сведений, внесенных им в Единый государственный реестр недвижимости, представленным на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав документам, сведениям, за исключением сведений, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости из других государственных информационных ресурсов.

2. Государственный регистратор прав обязан возместить убытки, причиненные органу регистрации прав своими незаконными действиями (бездействием). В случае умышленного причинения вреда убытки возмещаются в полном объеме.

3. Государственный регистратор прав несет ответственность, установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Статья 68. Компенсация за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости.

1. Физическое лицо - собственник единственного пригодного для постоянного проживания жилого помещения, который по не зависящим от него причинам не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также физическое лицо - добросовестный приобретатель, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение, имеет право на выплату за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на такое жилое помещение (далее - однократная компенсация).

2. Однократная компенсация лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, производится в сумме, установленной вступившим в законную силу решением суда о возмещении данным лицам третьими лицами вреда, причиненного в результате утраты указанного в части 1 настоящей статьи имущества, если в соответствии с этим решением суда взыскание по исполнительному документу прекращено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, в случае:

1) смерти должника-гражданина, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства;

2) внесения записи об исключении юридического лица (должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

3. Однократная компенсация указанным в части 1 настоящей статьи лицам не может превышать один миллион рублей.

4. Российская Федерация в лице органа регистрации прав имеет право регрессного требования в размере возмещенных Российской Федерацией в соответствии с настоящей статьей сумм.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 31. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Комментарий к статье 31 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Комментируемым Законом, а также иными законами, в частности, ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости”), и подзаконными актами в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлены обязательные требования к срокам, порядку проведения государственной регистрации. За нарушение данных требований предусмотрена ответственность.

Статьей 31 Закона установлена конкретная сфера ответственности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и федерального органа в области государственной регистрации – ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, предусмотренных Законом, полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Своевременное исполнение обязанностей подразумевает соблюдение сроков приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации, принятия решения о проведении государственной регистрации. Полное и точное исполнение обязанностей предполагает соблюдение требований Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов. Например, внесение сведений в соответствии с Правилами ведения ЕГРП, направление уведомление, решений о приостановлении, отказе в государственной регистрации, когда это необходимо. Полнота предоставляемой информации о зарегистрированных правах заключается в том, что в выписках из ЕГРП должна быть отражена вся информация, предусмотренная ст. 7 Закона. В настоящее время формирование выписок из ЕГРП происходит автоматически. Однако сведения в ЕГРП в электронном виде могут содержать неточности, поэтому информация в выписке из ЕГРП перед выдачей заявителю должна сверяться с бумажными носителями.

Подлинность информации предполагает предоставление информации без ее фальсификации. В случае наличия вины и негативных последствий в предоставлении искаженной информации в отношении лиц, ответственных за внесение сведений в ЕГРП, и (или) за предоставление информации могут быть возбуждены уголовные дела за служебный подлог, халатность.

Необоснованный отказ в государственной регистрации прав предполагает отсутствие в решении об отказе в государственной регистрации ссылок на статьи Закона, на основании которых принято решение об отказе, неверное толкование и применение нормы Закона, предусматривающей отказ в государственной регистрации (ст. 20), отказ по основаниям, не предусмотренным Законом, несоответствие оснований для отказа в государственной регистрации фактическим обстоятельствам дела.

Что следует считать уклонением от государственной регистрации прав со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, Законом не предусмотрено. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, не может не принять решение по поступившим на государственную регистрацию прав документам в установленные Законом сроки. Таким образом, необоснованное приостановление государственной регистрации следует считать разновидностью уклонения от государственной регистрации прав. Также как уклонение от государственной регистрации можно рассматривать случаи неоднократного требования документов, предоставление которых не требуется в соответствии с Законом. Необоснованный отказ, уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд.

Статья 28 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусматривает конкретную ответственность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, при государственной регистрации ипотеки. Так, указанная статья предписывает органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, возместить заинтересованному лицу убытки, причиненные своими незаконными действиями (бездействием). В частности, убытки возмещаются, если они являются прямым следствием необоснованного отказа в государственной регистрации ипотеки, во внесении исправлений в регистрационную запись, задержкой в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока, государственной регистрацией ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи, с иными ошибками, по иным основаниям, указанном в статье.

Законодатель отдельно предусмотрел ответственность Федерального органа в области государственной регистрации. Федеральный орган в области государственной регистрации несет ответственность наряду с остальными органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, но только в определенном сегменте в соответствии со своими полномочиями: государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, а также на недвижимое имущество, расположенное на территории более одного регистрационного округа, а также предоставление информации по таким объектам недвижимого имущества.

Законом предусмотрена ответственность нотариуса, удостоверяющего договор ипотеки, иные договоры, влекущие возникновение ипотеки в силу закона, за правовую экспертизу документов, законность сделки, а также за действительность иных документов, предоставленных им для государственной регистрации ипотеки.

Данная норма не предусматривает при этом ответственности за иные документы, которые также удостоверяются нотариусом, например, договор купли-продажи, который не вызывает возникновение ипотеки в силу закона.

Логика законодателя здесь не ясна либо речь идет о пробеле в законодательстве. Однако в любом случае нотариус также несет ответственность за все составленные и удостоверенные им документы в силу другого нормативного правового акта – Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

С 1 февраля 2014 г. вступают в силу изменения, в которых данный вопрос нашел свое решение. Законодатель освобождает органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, от ответственности за законность нотариально удостоверенной сделки независимо от того, порождает она возникновение ипотеки или нет.

Введение данной нормы означает, что в случае рассмотрения в суде дела, связанного с оспариванием сделки, удостоверенной нотариусом, или признанием незаконным решения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, провести государственную регистрацию нотариально удостоверенной сделки, к участию в процессе будут привлечены не только орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, но и нотариус, удостоверивший соответствующую сделку.

Действующим законодательством предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

Уголовный кодекс РФ, в частности, устанавливает ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами (ст. 202 УК РФ). Государственный регистратор может быть привлечен за мошенничество (ст. 159 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а также за служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

В отношении государственного регистратора и нотариуса также может быть возбуждено административное производство по ст. 7.27.1 КоАП РФ “Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”.

Дисциплинарная ответственность предполагает ответственность за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Государственные регистраторы имеют статус государственных служащих и несут дисциплинарную ответственность не в соответствии с ТК РФ, а в соответствии с ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Гражданско-правовая ответственность возникает вследствие причинения вреда имущественным и личным неимущественным правам, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Убытки, о которых говорится в ст. 28 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимого имущества” – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Расходами, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, могут быть расходы на государственную пошлину, оплачиваемую за подачу заявления в суд, арбитражный суд, оплата услуг адвоката, проведение экспертизы.

Если же вследствие необоснованного приостановления или отказа в государственной регистрации перехода права на квартиру у продавца сорвалась покупка другой квартиры, за которую он уже внес задаток, то речь здесь уже будет идти о неполученных доходах в виде денег от продажи квартиры.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на практике доказать в суде причинную связь между действиями (бездействием) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и возникновением убытков крайне не просто.

Во-первых, для взыскания убытков необходимо установить факт незаконного действия (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Во-вторых, в случае получения решения о признании действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, незаконными необходимо обратиться в суд повторно, но уже с иском о взыскании ущерба.

Пример из судебной практики. Юридическое лицо обратилось в суд с иском к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, о взыскании ущерба ввиду того, что истец не смог обратить взыскание на заложенные нежилое помещение и земельный участок, а только на нежилое помещение. Истец объясняет это тем, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, при государственной регистрации договора ипотеки нежилого помещения не зарегистрировал ипотеку земельного участка. Как указал суд, условием деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда; размер причиненного вреда. Суд пришел к выводу о том, что истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих противоправность и виновность действий ответчиков и наличие совокупности условий деликтной ответственности (см. подробнее: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 октября 2008 г. N Ф04-5983/2008(14800-А27-39) по делу N А27-4264/2008).

Кроме того, в вышеуказанном примере нет и не может быть вины органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что передача в залог нежилого помещения предполагает наложение ипотеки на земельный участок. Статья 69 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусматривает, что ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, но ничего не говорит о нежилых помещениях.

2. Лицами, виновными в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, и несущими ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, являются государственные регистраторы, иные должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, а также должностные лица иных органов, на основании документов которых в ЕГРП внесена недостоверная информация.

Словосочетание “иные должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав” в комментируемой статье отсутствует. Однако термин “государственный регистратор” в данном контексте следует толковать расширительно, поскольку исказить или утратить информацию могут не только сотрудники со статусом государственного регистратора, но и другие сотрудники, которые государственными регистраторами не являются.

Не совсем понятна логика законодателя: из смысла п. 2 комментируемой статьи следует, что материальный ущерб может быть нанесен только сторонам. Каким именно сторонам, в статье не уточняется. Видимо, имеются в виду стороны договора. Но ведь материальный ущерб может быть причинен в результате государственной регистрации не только договоров, но также при государственной регистрации прав, возникающих на основании иных документов (решений суда, свидетельств о праве на наследство и др.).

Таким образом, под “сторонами” следует понимать всех лиц, которым причинен материальный ущерб при государственной регистрации их прав, сделок, обременении (ограничении) прав.

3. Пункт 3 комментируемой статьи перекликается со ст. 16 ГК РФ, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Пункт 3 комментируемой статьи уточняет, что возмещение осуществляется за счет казны Российской Федерации. Таким образом, иск о возмещении убытков предъявляется не к государственному регистратору или иному должностному лицу, виновному в причинении ущерба, а непосредственно к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав. Однако при этом законодательством не предусмотрен механизм, каким образом будут возмещаться убытки в случае удовлетворения иска. Поэтому при обращении с иском в суд о возмещении убытков следует в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечь соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Иск может быть подан не только о возмещении материального, но также и морального вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина (ст. 151 ГК РФ).

Применительно к комментируемой статье речь идет о нарушении имущественных прав граждан.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда (ст. 1101 ГК РФ).

Пример из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратилась в суд с иском к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, о возмещении в том числе морального вреда за отказ в государственной регистрации. Суд пришел к выводу, что заявитель не должен представлять доказательства в обоснование морального вреда, который был ему причинен и удовлетворил иск в этой части полностью (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2011 г. по делу N А46-10260/2010).

По новому закону регистратор будет нести личную ответственность за правильность указанных данных и обязан будет возместить заявителю убытки. Причем если будет доказано, что это было сделано умышленно, то регистратор обязан будет возместить не только убытки в полном объеме, но и упущенную выгоду. Такое требование вводится впервые. Эти изменения предусмотрены Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступит в силу с 1 января 2017 года.

Также предусмотрена ответственность за возврат документов без рассмотрения, если основания для этого нет, рассказала начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Москве Екатерина Филиппова.

Со следующего года государственный кадастровый учет недвижимого имущества и госрегистрация прав на недвижимость станут единой процедурой. Все это будет проходить централизованно через единый госорган - орган регистрации прав.

Со следующего года квартиру можно будет одновременно зарегистрировать и поставить на кадастровый учет в ЕГРН

Документ предусматривает создание единой системы регистрации прав на недвижимость и ее кадастрового учета, с которой будут иметь дело все государственные ведомства, юридические и физические лица. Главное новшество - создание Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), который объединит существующие сейчас Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и госкадастр недвижимости (ГКН). Объединенная база данных должна устранить дублирование сведений, а главное, свести на нет ошибки, которые еще нередко случаются. К примеру, в ЕГРП площадь жилого дома может составлять 50 кв. м, а в ГКН - 150. И когда собственник решит что-то с этим домом сделать, к примеру, переписать его на своих детей, то ему придется пережить немало неприятных минут, устраняя формальную ошибку.

"Со следующего года станет возможной одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права на недвижимость, вся процедура займет 10 рабочих дней, при подаче документов через МФЦ - 12 дней, - рассказал журналистам руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов.

Новый закон предусматривает сокращение перечня документов, предъявляемых для государственной регистрации прав. К примеру, не нужно будет предоставлять учредительные документы. Проще с новым законом станет и застройщикам, а также другим юрлицам. В случае постройки недвижимости зарегистрировать ее можно будет по системе одного окна, то есть один раз подать одно заявление и получить один подтверждающий документ в результате. Часть этих новшеств уже сейчас работает через Интернет - электронные сервисы размещены на сайте Росреестра и довольно просты в использовании. Но прибегают к ним в большинстве случаев юридические лица, поскольку для отправки электронных заявлений и других документов нужна электронно-цифровая подпись. Для проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав потребуются следующие документы: заявление; документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обратился представитель). А также документы, являющиеся основаниями для проведения кадастрового учета и регистрации прав.


На практике нередки случаи, когда орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время это Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - Управления Росреестра , ранее данный орган именовался Управление Федеральной Регистрационной службы -УФРС) нарушает свои обязанности при регистрации сделки и в результате этих нарушений добросовестный участник гражданского оборота лишается своего имущества или того, на что вправе был рассчитывать по условиям сделки.

Нарушения, допущенные органами Росреестра, могут, заключаться, например в том, что орган Росреестра не провел должным образом правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и не проверил законность сделки, в результате, в дальнейшем добросовестный приобретатель недвижимого имущества может быть лишен его по решению суда, если выяснится, что оно выбыло из владения первоначального собственника помимо его воли.

Может ли пострадавшее в результате таких незаконных действий лицо (например – добросовестный приобретатель квартиры, впоследствии выселяемый из нее судом) взыскать с органа Росреестра причиненные ему убытки?

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов , органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации , казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 9, абз. 3 п. 1 ст. 13 и абз. 11 п. 1 ст. 17 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов, и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", органы, осуществляющие государственную регистрацию прав несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.
Согласно п. 3 ст. 31 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, возложенных на них настоящим Федеральным законом, обязанностей, в том числе в результате внесения в Единый государственный реестр прав записей, не соответствующих закону, иному правовому акту, правоустанавливающим документам, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Из положений п. п. 33, 34 Методических Рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 г. N 184, следует, что необходимо провести проверку имеющихся в Едином государственном реестре прав записей по данному объекту недвижимого имущества; проверку юридической силы правоустанавливающих документов, если правоустанавливающим документом является договор - также и проверка законности сделки; необходимо проверять о зарегистрированных правах (правопритязаниях) (пункт 6 ст. 12 Закона).

Из п. 46 Рекомендаций следует, что при возникновении у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведениях, государственных регистратор в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях такого решения. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений (например, запросить указанные сведения, имеющиеся у уполномоченных органов (организаций), в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 8 Закона) и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведениях.

Учитывая вышеизложенное Суд в ряде случаев удовлетворяет требования о взыскании с органов Росреестра убытков в порядке ст. 16 ГК РФ.

Такая позиция содержится, в частности в Определении Московского городского суда от 16.02.2012 по делу N 33-5087, где суд взыскал с Управления Росреестра по г. Москве убытки в размере рыночной стоимости квартиры в пользу добросовестного приобретателя, у которого по решению суда эта квартира была истребована, как выбывшая из собственности города Москвы помимо его воли. Нарушение Закона со стороны Росреестра в рамках указанного дел абыло допущено при первой из ряда сделок в результате которых квартира поступила в собственность данного добросовестного приобретателя.

Следует отметить, что по данной категории дел не сложилось обширной судебной практики. Вопрос о правомерности взыскании убытков в каждом конкретном случае решается судом в зависимости от обстоятельств данного дела.

Все это говорит о необходимости обращения за профессиональной юридической помощью . Только профессиональному юристу, обладающему опытом судебных споров в данной категории дел под силу правильно обосновать, с учетом норм права и фактических обстоятельств дела позицию лица, чьим правам и законным интересам был причинен ущерб незаконными действиями органов Росреестра по регистрации сделок с недвижимым имуществом .