Лишение звания. Об оспаривании действий должностных лиц, связанных с отказом в представлении к присвоению первого офицерского воинского звания. Сроки присвоения очередных воинских званий

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Замолоцких В.А.
с участием представителей административных ответчиков - начальника Службы в г. Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю (далее - Пограничное управление) Грачева А.А. и начальника Хабаровского пограничного института ФСБ России (далее - Пограничный институт) Ковалевского И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя административного ответчика - начальника Пограничного управления Грачева А.А. на решение Фокинского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2016 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 26 апреля 2016 г. по административному делу об оспаривании старшим сержантом Ермошиным Д.Ю. действий начальников Пограничного управления и Пограничного института, связанных с отказом в его представлении к присвоению первого офицерского воинского звания "лейтенант".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сокерина С.Г., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, объяснения представителей административных ответчиков Грачева А.А. и Ковалевского И.И. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия

установила:

указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения в апелляционном порядке, административное исковое заявление Ермошина Д.Ю. удовлетворено частично.
Суд признал незаконными оспариваемые действия начальника Пограничного управления, возложив на него обязанность представить административного истца к присвоению воинского звания "лейтенант", а также направить необходимые документы для его назначения в Пограничном управлении на соответствующую его военно-учетной специальности воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера.

В удовлетворении требований Ермошина Д.Ю. об оспаривании действий начальника Пограничного института по отказу во внесении в отношении административного истца представления к присвоению воинского звания "лейтенант" отказано.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда 26 июля 2016 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя административного ответчика для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации представитель административного ответчика Грачев А.А., выражая несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, утверждает о допущенных судами при разрешении дела нарушениях норм материального и процессуального права.

По мнению представителя Грачева А.А., основания для представления истца, проходившего военную службу в Пограничном управлении на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание "старший сержант", к присвоению первого офицерского звания отсутствовали. Судами не учтены специфика военной службы в органах ФСБ России и действующий, в том числе в этих органах, порядок присвоения воинских званий и назначения на высшие должности, что относится к усмотрению командования и производится по результатам оценки личных и деловых качеств конкретного военнослужащего.
В связи с этим представитель административного ответчика просит решение гарнизонного и апелляционное определение окружного военных судов отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Ермошина Д.Ю. в полном объеме.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей административных ответчиков Грачева А.А. и Ковалевского И.И., Судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, что выразилось в следующем.

По делу установлено, что Ермошин Д.Ю., проходивший обучение в Пограничном институте и заключивший контракт о прохождении военной службы на период его обучения и последующие 5 лет после окончания, приказом начальника этого института от 27 июня 2013 г. N 159 отчислен за неуспеваемость с освобождением его от воинской должности курсанта и зачислением в свое распоряжение.
В июле 2013 года Ермошин Д.Ю. переведен к новому месту военной службы в Пограничное управление, где заключил новый контракт о прохождении военной службы, был зачислен в списки личного состава этого управления и назначен на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание "старший сержант".
В мае 2014 года Ермошин Д.Ю. был командирован для сдачи итоговых экзаменов и приказом начальника Пограничного института от 27 мая 2014 г. допущен к пересдаче государственного междисциплинарного экзамена.
По результатам итоговой аттестации, оформленной протоколом заседания государственной комиссии от 19 июня 2014 г. N 1, Ермошину Д.Ю. выдан диплом специалиста - выпускника Пограничного института.
В ноябре 2015 года начальником Пограничного управления со ссылкой на разъяснения начальника Пограничного института в удовлетворении рапорта Ермошина Д.Ю. о его представлении к присвоению первого воинского звания офицера - "лейтенант" отказано.
Удовлетворяя частично административное исковое заявление и признавая данный отказ должностного лица незаконным, гарнизонный военный суд, с выводами которого согласился флотский военный суд, исходил из того, что Ермошин Д.Ю., не имевший воинского звания офицера, продолжив службу в органах ФСБ России и успешно окончив высшее военно-учебное заведение с получением соответствующего диплома, приобрел право на присвоение воинского звания "лейтенант" и замещение вакантной офицерской должности в Пограничном управлении, соответствующей его военно-учетной специальности.
Одновременно с этим суд, возлагая на начальника Пограничного управления обязанность по представлению административного истца к присвоению воинского звания офицера, разрешил в пользу Ермошина Д.Ю. вопрос о его назначении на соответствующую специальности последнего вышестоящую воинскую должность в Пограничном управлении.
Эти выводы судов основаны на неправильном истолковании и применении как норм материального, так и процессуального законов.
В подп. "а" п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, определено, что воинское звание лейтенанта присваивается военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, либо военнослужащему, имеющему воинское звание младшего лейтенанта, независимо от срока военной службы в этом воинском звании, окончившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения.
В силу п. 36 Положения об учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N 152, гражданам, прошедшим итоговую аттестацию по военной подготовке, завершившим обучение в образовательной организации и заключившим контракт о прохождении военной службы, в установленном порядке присваивается воинское звание офицера.
В случае неуспеваемости такой гражданин отчисляется (п. 37 указанного Положения).
Согласно п. 17 гл. 2 Инструкции об организации работы по подготовке, оформлению и представлению документов к присвоению воинских званий военнослужащим органов федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 26 января 2013 г. N 36/ДСП, представление к присвоению первого воинского звания курсанту (слушателю) и выпускнику образовательного учреждения ФСБ России подписывается начальником этого образовательного учреждения.
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что присвоение первого воинского звания по окончании обучения является неотъемлемой частью единого процесса обучения военнослужащего в образовательном учреждении.
Как усматривается из материалов дела, Ермошин Д.Ю., будучи отчисленным из Пограничного института, впоследствии был допущен лишь к пересдаче одного из итоговых государственных экзаменов, однако в институте установленным порядком он не восстанавливался, курсантом данного образовательного учреждения не являлся, соответствующий контракт о прохождении военной службы утратил силу, а его аттестация на предмет присвоения первого звания офицера не проводилась.
Таким образом, истец требованиям законодательства, предъявляемым к кандидатам на присвоение по окончании учебной организации первого звания офицера, на момент его обращение с соответствующим рапортом не отвечал, а начальник Пограничного управления не являлся компетентным лицом в решении этого вопроса.
Кроме того, Ермошин Д.Ю. в Пограничном управлении проходил военную службу на воинской должности, для которой штатом предусмотрено звание "старший сержант".
Следовательно, у начальника этого управления, исходя содержания п. 2 ст. 21 Положения о порядке прохождения военной службы, не имелось оснований ходатайствовать перед вышестоящим командованием о присвоении Ермошину Д.Ю. первого офицерского звания, что допускается лишь при замещении военнослужащим воинской должности офицера, но не имеющим соответствующего воинского звания.
С учетом изложенного выводы судов о возникшем у Ермошина Д.Ю. праве на присвоение воинского звания "лейтенант" в порядке, определенном в ст. 21 указанного Положения, являются ошибочными.
Более того, гарнизонный и флотский военные суды неправомерно обязали начальника Пограничного управления разрешить вопрос о назначении Ермошина Д.Ю. на вышестоящую воинскую должность, поскольку истец соответствующих требований не заявлял. Поэтому, возложив на должностное лицо Пограничного управления эту обязанность, суды вышли за предмет и пределы иска, нарушив, тем самым требования ч. 3 ст. 62, ч. 1 ст. 178 и ч. 8 ст. 226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах и в соответствии с п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления к начальнику Пограничного управления не имелось, так как действиями этого должностного лица права и законные интересы Ермошина Д.Ю., которые подлежали бы восстановлению, не нарушены.
Что касается решения суда об отказе в удовлетворении иска Ермошина Д.Ю. в части оспаривания им действий начальника Пограничного института, то в этой части состоявшиеся судебные постановления в рамках настоящего кассационного производства не обжалуются, в связи с чем в этой части они проверке не подлежат.
Поскольку при рассмотрении дела юридически значимые обстоятельства установлены, однако судами допущена ошибка в толковании норм материального и существенно нарушены нормы процессуального права, изложенное в соответствии со ст. 328 и п. 5 ч. 1 и ч. 2 ст. 329 КАС РФ является основанием для отмены судебных постановлений в части удовлетворения иска Ермошина Д.Ю. и принятия по делу в этой части нового решения об отказе в его исковых требованиях.
Руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 329 и ст. 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Фокинского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2016 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 26 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Ермошина Д.Ю. в части удовлетворения требований об оспаривании действий начальника Службы в городе Находке Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю отменить, принять по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий
И.В.КРУПНОВ

Судьи
О.А.ДЕРБИЛОВ
С.Г.СОКЕРИН

Осужденное за тяжкое либо особо тяжкое преступление лицо, имеющее воинское, специальное звание, ранг,

чин или квалификационный класс, может быть лишено

по приговору суда этого звания, ранга, чина или квалификационного класса.

Данная статья может применяться при осуждении

за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления.

Применяется это наказание только в качестве дополнительного (ч.2. ст. 52).

2. Лишение воинского или специального звания, предусмотренное ст. 54, суд вправе применить к лицу, совершившему тяжкое или особо тяжкое преступление и тем

самым опорочившему присвоенное ему звание. Суд решает вопрос о назначении этого наказания исходя из общих

начал назначения наказания (ст. 65 УК). В контексте положений ст. 52 УК ранги, чины и квалификационные классы являются специальными званиями в широком значении этого понятия. Не относится к компетенции суда

лишение государственной награды (ордена, медали, почетного звания), ученой степени или звания.

3. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на рядовой состав, сержантский и старшинский состав,

состав прапорщиков и мичманов и офицерский состав, который подразделяется на младший и высший офицерский

состав. Каждому военнослужащему и военнообязанному

присваивается воинское звание. Все звания в Вооруженных Силах Украины и других войсках подразделяются

на армейские и флотские. Устанавливаются следующие

военные звания: рядовой, матрос, старший солдат, старший матрос (рядовой состав), младший сержант, старшина

2 статьи, сержант, старшина 1 статьи, старший сержант,

главный корабельный старшина (сержантский и старшинский состав), прапорщик, мичман, старший прапорщик, старший мичман (состав прапорщиков и мичманов), младший

лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан, капитан-лейтенант (младший офицерский состав), майор, капитан 3 ранга, подполковник, капитан 2 ранга, полковник,

капитан 1 ранга (старший офицерский состав), генералмайор, контр-адмирал, генерал-лейтенант, вице-адмирал, генерал-полковник, адмирал, генерал армии Украины (высший офицерский состав). К воинским званиям граждан,

состоящих в запасе или отставке, прибавляются соответственно слова -запаса- или -в отставке-. Воинские звания присваиваются в соответствии с временными положениями о прохождении военной службы разными категориями военнослужащих, которые были утверждены

(см.: п. 24 Временного положения о прохождении военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами; п.18 Временного положения о прохождении военной службы лицами офицерского состава. //Вшськове законодавство Украши: Зб1рник нормативних акт!в.- К.,

1996.- С.с. 122, 142, 156-157).

Лишение воинского звания осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право присваивать

воинские звания, а также по приговору суда в случае дискредитации военнослужащим своей чести и достоинства

(см., например, п.30 Временного положения происхождении военной службы лицами офицерского состава). Военнослужащие срочной службы (кроме тех, которые имеют

звания рядового и матроса) могут быть лишены воинского звания в порядке, предусмотренном Дисциплинарным

уставом Вооруженных Сил Украины (см. п.4 ст. 5 Закона

О всеобщей воинской обязанности и военной службе- от

25 марта 1992г. //Закони Украши. Том 3.- К., 1996. С. 157). В соответствии с абз. 10 п. 15 Инструкции относительно порядка применения отдельных статей Временного положения о прохождении военной службы солдатами,

матросами, сержантами и старшинами, утвержденной приказом Министерства обороны от 11 августа 1993г. -181

и зарегистрированной в Министерстве юстиции 31 августа 1993 г. под - 118 (Закон i б!знес.- 1993.- 24 сентября), военнослужащие, проходящие воинскую службу по

контракту и имеющие звания -старший солдат- (-старший матрос-) и выше, могут быть лишены этих воинских

званий: а) по приговору суда в случае совершения ими

преступления; б) за систематическое совершение проступков, которые дискредитируют звание военнослужащего.

Постановлением Президиума Верховного Совета Украины от 21 февраля 1994г. -О воинских званиях судей

военной коллегии Верховного Суда Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1994.- -24.- Ст. 192) в

соответствии со штатным расписанием судьям военной

коллегии Верховного Суда Украины устанавливаются такие воинские звания: председатель коллегии - генералполковник, заместитель председателя коллегии - генерал-лейтенант, судья коллегии - генерал-майор. Воинские

звания судьям военной коллегии Верховного Суда Украины присваивает Президент Украины.

Кроме военнослужащих Вооруженных Сил Украины,

воинские звания имеют также военнослужащие Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины,

Пограничных войск Украины, войск гражданской обороны,

войск внутренней и конвойной охраны МВД Украины,

Управления охраны высших должностных лиц Украины

и иных военных формирований, созданных в соответствии

с законодательством Украины.

3. Специальные звания присваиваются Президентом

Украины (высшие специальные звания), а также руководителями соответствующих ведомств.

Постановлением Верховного Совета Украины от 22 апреля 1993 г. -О специальных званиях, форменной одежде и

знаках различия в органах внутренних дел Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины. -1993. - - 22. Ст. 234) установлены следующие специальные звания: рядовой милиции, рядовой внутренней службы (рядовой состав), младший сержант милиции, младший сержант внутренней службы, сержант милиции, сержант внутренней

службы, старший сержант милиции, старший сержант внутренней службы, старшина милиции, старшина внутренней

службы, прапорщик милиции, прапорщик внутренней

службы, старший прапорщик милиции, старший прапорщик внутренней службы (младший начальствующий состав), младший лейтенант милиции, младший лейтенант

внутренней службы, лейтенант милиции, лейтенант внутренней службы, старший лейтенант милиции, старший лейтенант внутренней службы, капитан милиции, капитан внутренней службы (средний начальствующий состав), майор

милиции, майор внутренней службы, подполковник милиции, подполковник внутренней службы, полковник милиции, полковник внутренней службы (старший начальствующий состав), генерал-майор милиции, генерал-майор

внутренней службы генерал-лейтенант милиции, генераллейтенант внутренней службы, генерал-полковник милиции, генерал-полковник внутренней службы Украины (высший начальствующий состав). Порядок присвоения специальных званий младшего начальствующего состава и

рядового состава органов внутренних дел определяется

МВД. Специальные звания старшего и среднего начальствующего состава присваиваются в порядке, определяемом

Кабинетом Министров, а высшего начальствующего состава - Президентом Украины по представлению Министра внутренних дел. Лица начальствующего состава могут быть лишены специальных званий в случаях утраты

гражданства Украины или приговором суда, вступившим

в законную силу.

4. В соответствии со ст. 15 Закона -О государственной налоговой службе в Украине- от 4 декабря 1990 г. в

Том 1. - К., 1996.- С.с. 45-46) должностным лицам

государственных налоговых администраций присваиваются специальные звания: главный государственный советник налоговой службы, государственный советник налоговой службы I, II или III ранга, советник налоговой службы I, II или III ранга, инспектор налоговой службы I, II или

III ранга. Положение о специальных званиях и их при142

своения в данном случае утверждается Кабинетом Министров Украины.

Специальные звания работников налоговой милиции

установлены Законом -О государственной налоговой службе в Украине- (ст. 24 в редакции Закона от 5 февраля

Специальные звания работников таможенной службы

О персональных званиях государственной таможенной службы Украины- (Ведомости

Верховного Совета Украины.- 1992.- -19.- Ст. 26).

5. Постановлением Верховного Совета Украины от

31 января 1992 г. -О дипломатических рангах Украины- (Ведомости Верховного Совета Украины.- 1992.-18.- Ст. 236) установлены такие ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол, Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого класса, Чрезвычайный и Полномочный Посланник второго класса, советник первого класса, советник второго класса, первый секретарь первого

класса, первый секретарь второго класса, второй секретарь первого класса, второй секретарь второго класса, третий секретарь, атташе. Уполномоченные дипломатические

ранги посла и посланников присваивает Президент Украины, другие дипломатические ранги - министр иностранных дел.

16 декабря 1993 г. Верховный Совет Украины принял Закон -О государственной службе- (Закони Украши.

Том 6.- К., 1996.- С.с. 231-244), который определяет

общие принципы деятельности, а также статус государственных служащих, работающих в государственных органах и в их аппарате. Государственная служба - это

профессиональная деятельность лиц, которые занимают

должности в государственных органах и получают заработную плату за счет государственных средств (ч. 1

ст. 13 Закона).

Принятие на государственную службу, продвижение по

ней служащих, стимулирование их труда, решение других

вопросов, связанных со службой, проводится в соответствии с категориями должностей служащих, а также согласно рангам, которые им присваиваются. Закон устанавливает семь категорий должностей служащих (ст. 25). Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности,

роль и место должности в структуре государственного органа. В соответствии со ст. 26 Закона устанавливаются

такие ранги государственных служащих: служащим, занимающим соответственно должности, отнесенные к первой категории, могут быть присвоены 3, 2 и 1 ранги, второй категории - 5, 4 и 3 ранги, третьей категории - 7, 6 и

Положение о рангах служащих утверждает Кабинет

Министров Украины. Ранг служащему присваивается в

соответствии с должностью, которую он занимает, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы. Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины, второй категории - Кабинетом Министров Украины, третьейседьмой категории - руководителем государственного

органа, в системе которого работает государственный служащий. В трудовой книжке государственного служащего делается запись о присвоении, изменении и лишении

соответствующего ранга.

200 утверждена -Инструкция о порядке присвоения рангов государственным служащим управлений видов Вооруженных Сил Украины, военных округов и других, приравненных к ним органов военного управления, объединений

(армия, корпус) и военных комиссариатов-, которая зарегистрирована в Министерстве юстиции 4 ноября 1995 г. под

6. В соответствии с -Положением о классных чинах

работников органов прокуратуры Украины- установлено

10 классных чинов: государственный советник юстиции

Украины, государственный советник юстиции 1 класса,

государственный советник юстиции 2 класса, государственный советник юстиции 3 класса, сарший советник юстиции, советник юстиции, младший советник юстиции, юрист

1 класса, юрист 2 класса, юрист 3 класса. В соответствии с

Законом Украины -О прокуратуре- классные чины государственного советника юстиции 1 класса, государствен144

ного советника юстиции 2 класса, государственного советника юстиции 3 класса присваиваются Президентом

Украины, другие классные чины - Генеральным прокурором Украины.

2001 года предусматривает прохождение аттестации судьями хозяйственных судов, по результатам которой им

присваиваются квалификационные категории, а также специалистам и другим работникам хозяйственных судов,

должности которых подлежат квалификационной аттестации. В соответствии с Законом Украины -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и

дисциплинарной ответственности судей судов Украиныот 1 июля 2001 г. для судей установлено 6 квалификационных классов (высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый).

7. Законом -О квалификационных комиссиях, квалификационной аттестации и дисциплинарной ответственности судей судов Украины- от 2 февраля 1994 г. (Закони

Украши. Том 7.- К.,1997.- С.с. 98-111) предусмотрено

(ст. 16), что в зависимости от должности, стажа и опыта

работы, уровня профессиональных знаний для судей пожизненно устанавливается семь квалификационных классов: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый и

(Закони Украши. Том 8.- К., 1997.- С.с. 225-260) установлено (ст. 16), что в зависимости от специализации и

уровня подготовки руководящих работников и специалистов, привлекаемых к производству судебных экспертиз или участвующих в разработках теоретической и методической базы, им присваивается квалификация судебного эксперта с разрешением производства определенного вида экспертиз и квалификационный класс. Порядок

проведения аттестаций и присвоения квалификационных

классов определяется министерствами и ведомствами, в

систему которых входят специализированные учреждения и ведомственные службы, производящие судебные

экспертизы.

8. Следует отметить, что сейчас, исходя из нового текста ст. 54, суд может сам, при наличии к тому оснований,

лишить лицо любого воинского звания, включая звание

высшего офицерского состава, равно как и любого специального звания, ранга, чина или квалификационного класса (выше приведен лишь примерный перечень нормативных актов, регламентирующих эти вопросы), независимо

от того, кем они были присвоены. В таком решении вопроса находит конкретное выражение принцип равенства

всех граждан перед законом, а также принцип независимости судебной власти.

9. Лишение воинского, специального звания, ранга, чина или квалификационного класса судом при наличии

оснований, указанных в ст. 54, является наказанием и влечет за собой неблагоприятные для осужденного последствия в виде лишения определенных прав, освобождения со

службы или устранения от должности.

Решение суда о лишении осужденного воинского или

специального звания, ранга, чина или квалификационного

класса должно быть изложено в резолютивной части приговора. При этом следует иметь в виду, что лицу, признанному виновным в совершении нескольких преступлений,

предусмотренных различными статьями Уголовного Кодекса либо частями или пунктами, дополнительное наказание, предусмотренное ст. 54, должно быть назначено за

одно или отдельно за несколько тяжких преступлений, а

потом по их совокупности. Назначение рассматриваемого дополнительного наказания только по совокупности

преступлений является недопустимым (см.: абз. 1 п.9

Постановления Пленума Верховного Суда Украины от

уголовного наказания-).

10. Порядок и условия исполнения наказания, предусмотренного п. 2 ст. 51 и ст. 54 УК, установлены гл.VI

Положения о порядке и условиях исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительнотрудового воздействия на осужденных, утвержденного

(Лобов Я. В., Шарапов С. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 8)

ЛИШЕНИЕ ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ

Я. В. ЛОБОВ, С. Н. ШАРАПОВ

Лобов Я. В., профессор кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, подполковник юстиции.

Шарапов С. Н., начальник кафедры уголовного права Военного университета, кандидат юридических наук, доцент, полковник юстиции.

Сущность наказания в виде лишения воинского звания

Лишение воинского звания предусмотрено в п. «в» ст. 44 УК РФ наряду с лишением специального или почетного звания, классного чина и государственных наград. Так как лишение воинского звания может применяться исключительно в отношении лиц, имеющих воинское звание, то есть все основания для его отнесения к специальным видам наказания. Воинскими являются звания, принятые в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска гражданской обороны), воинских формированиях и органах (ФСБ России, ФСО России, СВР России, МЧС России и т. д.) и установленные для военнослужащих в ст. 46 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ войсковые и корабельные звания:

Воинские звания Составы военнослужащих войсковые корабельные

Солдаты, матросы, сержанты, рядовой матрос старшины ефрейтор старший матрос

младший сержант старшина 2 статьи

сержант старшина 1 статьи

старший сержант главный старшина

старшина главный корабельный старшина

Прапорщики и мичманы прапорщик мичман

старший прапорщик старший мичман

Офицеры: младшие офицеры младший лейтенант младший лейтенант

лейтенант лейтенант

старший лейтенант старший лейтенант

капитан капитан-лейтенант

старшие офицеры майор капитан 3 ранга

подполковник капитан 2 ранга

полковник капитан 1 ранга

высшие офицеры генерал-майор контр-адмирал

генерал-лейтенант вице-адмирал

генерал-полковник адмирал

генерал армии адмирал флота

Маршал Российской Федерации

Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавляется слово «гвардии». К воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицинской службы». Данные воинские звания не являются специальными званиями. Для лиц, не являющихся военнослужащими, запрещается вводить специальные звания или классные чины, аналогичные воинским званиям. К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова «запаса» или «в отставке». Согласно ст. 20 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) (с изменениями) старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 вышеуказанного Федерального закона: от воинского звания «рядовой» («матрос») к более высокому и от состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными. Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально и обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т. е. обеспечивают отношения власти и подчинения, отражают служебный стаж, заслуги и служебное положение военнослужащего. Назначение воинского звания заключается также в том, чтобы при отсутствии отношений подчиненности и старшинства по должности урегулировать вопросы подчиненности как в повседневной, так и в боевой обстановке. Подчинение военнослужащих по воинскому званию служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка. Воинские звания оказывают также существенное влияние на условия и порядок прохождения службы разными категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав <*>. ——————————— <*> Подробнее об этом см.: Военное право: Учебник / Под ред. В. Г. Стрекозова, А. В. Кудашкина. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2004.

Лишение лица воинского звания возможно только в случае признания факта дискредитации лицом, совершившим тяжкое или особо тяжкое преступление, перед обществом и государством имеющегося у него воинского звания <*>. ——————————— <*> Например, П. был лишен воинского звания «капитан медицинской службы» за то, что, являясь начальником медицинского пункта — врачом войсковой части, используя свое служебное положение, из корыстной заинтересованности неоднократно лично и через посредников получал взятки за совершение незаконных действий в пользу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, освобождение этих военнослужащих от прохождения военной службы путем создания видимости их болезненного состояния и предоставления им фиктивных свидетельств о болезни, на основании которых они были признаны не годными к военной службе и уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные действия П. явно выходили за пределы его полномочий и повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 103/04).

Карательное воздействие рассматриваемого дополнительного наказания проявляется в существенном морально-психологическом воздействии на осужденного, а также в лишении его имеющихся и возможных определенных прав, преимуществ и льгот, установленных для лиц, имеющих воинские звания. В практике назначения уголовных наказаний применение наказания в виде лишения воинского звания составляет менее 1% от общего числа назначенных военнослужащим наказаний за воинские и общеуголовные преступления, что объясняется его дополнительным характером, ограниченным кругом преступлений, за которые оно может быть назначено, а также иными особенностями назначения. Ниже приводится статистика Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации <*>. ——————————— <*> В таблице: числитель — все категории осужденных, кроме офицеров, знаменатель — офицеры.

Год Воинские преступления Общеуголовные преступления Всего

2005 9/0 227/72 236/72

2004 19/4 201/55 220/60

2003 6/3 236/92 242/93

Назначение наказания в виде лишения воинского звания

1. В качестве наказания может быть применено лишение воинского звания, но не снижение в звании <*>. ——————————— <*> Представляется интересным предложение Ф. С. Бражника о расширении перечня воинских наказаний добавлением специального наказанием в виде снижения в воинском звании с оставлением осужденного на военной службе (см.: К вопросу о военно-уголовном праве // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1).

2. Вопрос о лишении осужденного воинского звания может обсуждаться как в отношении военнослужащих, так и в отношении лиц, пребывающих в запасе или находящихся отставке и имеющих воинское звание выше рядового. 3. Информация о наличии у осужденного воинского звания должна быть подтверждена надлежащими доказательствами. Суды должны реагировать на отсутствие в материалах предварительного следствия сведений о наличии у обвиняемого воинского звания и принимать меры по восполнению указанных пробелов по собственной инициативе, поскольку выяснение этих данных имеет значение и при назначении виновному основного наказания. Заявления подсудимых о наличии у них воинских званий должны обязательно проверяться во избежание вынесения решения о лишении воинских званий лиц, которые таких званий не имеют <*>. ——————————— <*> См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами ст. 31 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» от 25 февраля 1967 г. N 2.

4. В соответствии со ст. 48 УК РФ лишение воинского звания может применяться при осуждении за совершение любого тяжкого или особо тяжкого преступления (как воинского, так и общеуголовного), что исключает возможность его назначения при совершении лицом преступлений иных категорий <*>. ——————————— <*> См.: Определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 сентября 1976 г. N 2н-0320/76; Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2002 г. N 4н-33/2002; Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2004 г. N 668/03.

5. Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ лишение воинского звания применяется только в качестве дополнительного вида наказания. В санкциях статей Особенной части УК РФ данное наказание не указывается, оно назначается лишь в дополнение к основным видам наказаний и носит вспомогательный характер, усиливая карательное влияние наказания в целом. 6. Следует иметь в виду, что лишение воинского звания может быть назначено как дополнительное наказание к любому виду основного наказания. 7. Закон не предусматривает обязательного назначения данного дополнительного наказания во всех случаях совершения лицом, имеющим воинское звание, тяжких или особо тяжких преступлений. Вместе с тем в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. N 40 содержится рекомендация судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания (к числу которых относится лишение воинского звания), исходя из того что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами. 8. Статья 48 УК РФ обязывает суд при осуществлении своего дискреционного права на назначение рассматриваемого наказания учитывать данные, характеризующие личность виновного. Принятие такого решения требует от суда тщательного изучения данных о личности осужденного и учета социально-демографических (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья и т. п.), военно-служебных (отношение к исполнению служебных обязанностей, наличие поощрений и взысканий и т. п.), уголовно-правовых (привлечение ранее к уголовной ответственности и т. п.) и уголовно-исполнительных (вид ранее отбытого наказания, поведение во время отбывания наказания и т. п.) характеристик <*>. ——————————— <*> Например, по одному из дел суд при назначении осужденным наказания (в том числе дополнительного в виде лишения воинского звания) не учел должным образом степень их участия в преступлениях, а также то, что Щ. оказывал потерпевшим медицинскую помощь; И. проходил службу в Чеченской Республике в период проведения боевых действий, за что был награжден; Л. до службы характеризовался положительно, имеет малолетнего сына, мать которого, как видно из представленных документов, погибла. Все указанные осужденные, а также К., пытались спасти В. от смерти. Не в достаточной степени было учтено судом и то обстоятельство, что ряд преступных действий совершены в связи с неправомерными действиями самих потерпевших (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 г. N 2011/00; Обзор качества рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел по первой инстанции (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2005 г.)). По другому делу суд в нарушение требований закона назначил П. дополнительное наказание в виде лишения воинского звания «полковник» без учета характеристик личности виновного, которые были изложены в приговоре: ранее он ни в чем предосудительном замечен не был, более 30 лет прослужил в армии, положительно характеризовался командованием, имел государственные награды и поощрения. Кроме того, лишение осужденного воинского звания суд мотивировал повышенной общественной опасностью преступления, однако, назначая ему основное наказание в виде штрафа, учел вышеуказанные исключительные обстоятельства, предусмотренные ст. 64 УК РФ, которые существенно уменьшали степень общественной опасности совершенного П. преступления. При таких обстоятельствах решение суда о назначении осужденному дополнительного наказания в виде лишения воинского звания признано непоследовательным и несправедливым (Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2004 г. N 4н-0179/04).

9. Поскольку назначение рассматриваемого наказания является правом, а не обязанностью суда, то суд должен прийти к обоснованному выводу о возможности, необходимости и целесообразности применения данного наказания. Мотивы назначения данного вида наказания, обосновывающие невозможность сохранения за виновным воинского звания, должны быть обязательно изложены в приговоре (ст. 308 УПК РФ). 10. Дополнительное наказание в виде лишения воинского звания не может быть назначено по совокупности преступлений, если оно не назначено ни за одно из преступлений, входящих в совокупность <*>. ——————————— <*> См.: П. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г. N 40; Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации: от 13 ноября 1997 г. N 6н-0326/97; от 28 февраля 2001 г. N 2-011/00; от 23 мая 2002 г. N 5025/02; Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 сентября 2003 г. N 1-042/2003.

11. При осуждении лица по нескольким статьям в резолютивной части приговора должно быть указано, по какой из этих статьей назначается наказание в виде лишения воинского звания, а также должна содержаться ссылка на закон, в соответствии с которым оно назначено <*>. ——————————— <*> Кассационное определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2005 г. N 73-00-436.

Порядок исполнения наказания в виде лишения воинского звания

1. Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения воинского звания исполняется судом, вынесшим приговор. В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении осужденного воинского звания, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание. В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением воинского звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время <*>. ——————————— <*> См. также: П. 9.2.17 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утверждена Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36).

Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ — в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции. О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных военнообязанных в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного. Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении воинского звания возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров, указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах. Направляемые на исполнение копии приговоров заверяются подписями судьи, председательствующего по делу, и секретаря суда, а также гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу. Контроль за обращением к исполнению приговоров суда о лишении воинского звания осуществляется председателем суда и судьями, под председательством которых рассматривались дела. 2. В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ требования приговора о лишении воинского звания исполняются должностным лицом, присвоившим звание <*>. ——————————— <*> В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» воинские звания военнослужащим присваиваются: высших офицеров Президентом Российской Федерации; до полковника или капитана 1 ранга включительно должностными лицами в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. О должностных лицах, присваивающих воинские звания гражданам, пребывающим в запасе, см. ст. 57 указанного Федерального закона.

В процессе исполнения наказания в виде лишения воинского звания невозможно усиление или ослабление его карательного содержания. Поэтому процедура исполнения данного вида наказания носит исключительно технический характер. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УИК РФ должностное лицо после получения приговора суда в установленном порядке вносит в учетные документы запись о лишении осужденного воинского звания, а также принимает меры по лишению осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание (самостоятельно или через подчиненные ему кадровые органы). Специального правоприменительного акта о лишении воинского звания не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы. В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде лишения воинского звания. Должностное лицо, внесшее изменения в учетные документы осужденного, сообщает суду, вынесшему приговор о лишении воинского звания, о его исполнении в течение одного месяца со дня получения копии приговора. Поступление от соответствующего должностного лица сообщения об исполнении приговора в отношении осужденного, лишенного по приговору воинского звания, в соответствии с подп. «в» п. 9.2.31 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде является основанием для списания уголовного дела в архив.

Правовые последствия применения наказания в виде лишения воинского звания

Назначение рассматриваемого наказания влечет за собой ряд существенных правовых последствий, заключающихся в лишении осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих воинское звание. Ниже представлены некоторые из наиболее важных правовых последствий назначения рассматриваемого вида наказания. 1. Согласно подп. «д» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в случае лишения военнослужащего воинского звания он подлежит увольнению с военной службы. Причем при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, помимо лишения воинского звания, иных оснований для увольнения с военной службы он не имеет права на выбор основания увольнения (п. 11 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы). Это связано с тем, что при увольнении с военной службы в связи с достижением предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями за военнослужащими сохраняется ряд льгот и преимуществ, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих» <*>. Основанием увольнения с военной службы в этом случае выступает юридический акт, совершаемый судом, в виде приговора с намерением породить юридические последствия, направленные на прекращение военно-служебных отношений <**>. Однако увольнение военнослужащего связывается не с датой вступления в законную силу приговора суда, а с датой, определенной в приговоре суда. В соответствии с п. 27 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, осужденный за совершение преступления к лишению воинского звания, увольняется с военной службы по соответствующему основанию со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда <***>. ——————————— <*> См.: П. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9. <**> Более подробно об этом см.: Кудашкин А. В., Тюрин А. И., Фатеев К. В. Увольнение с военной службы. Пребывание в запасе: Справочник. М., 2004. <***> См. также: Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 2004 г. N ВКПИ04-54.

В соответствии с указаниями начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации 1999 г. N 173/2/1070 увольнение с военной службы в связи с лишением воинского звания оформляется отдельным приказом по личному составу. Копия приказа об увольнении с имеющимися в воинской части учетно-послужными документами и личными вещами направляются в военный комиссариат района (города) по месту воинского учета и месту жительства военнослужащего соответственно (п. 95 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30)). 2. На основании п. 3 ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса <*>. ——————————— <*> См. также: П. 4 ст. 24 Положения о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 6 Положения о воинском учете (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541) воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. Первичный воинский учет граждан, пребывающих в запасе, осуществляется военными комиссариатами и органами местного самоуправления по карточкам первичного учета. На прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса, кроме того, заполняются учетные карточки. В случае если лишение воинского звания было дополнительно назначено к основному наказанию в виде лишения свободы, присвоение указанных званий возможно только после отбытия наказания в виде лишения свободы, так как граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, согласно ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 4 Положения о воинском учете не подлежат воинскому учету. Следовательно, в случае лишения воинского звания военнослужащего запаса, осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы, в учетные документы осужденного должны быть внесены соответствующие изменения и сделаны отметки о снятии с воинского учета. Гражданину, отбывшему наказание в виде лишения свободы и лишенному воинского звания, одновременно с постановкой на воинский учет после отбывания наказания и внесением необходимых изменений в учетные документы военным комиссаром присваивается воинское звание рядового или матроса запаса, если при этом отбывший наказание не достиг предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов (50 лет), а также признан годным к военной службе по состоянию здоровья. В случае достижения предельного возраста пребывания в запасе для солдат и матросов военнослужащий запаса, лишенный воинского звания, после внесения соответствующих изменений в учетные документы переводится военным комиссаром в отставку и снимается с воинского учета. 3. У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Представляется, что аналогично должен решаться вопрос о возможности назначения пенсии за выслугу лет лицам, которые были уволены с военной службы по основаниям, не связанным с лишением воинского звания, и у которых соответственно возникло право на пенсию за выслугу лет, когда после возникновения указанного права, но до вынесения в соответствии со ст. ст. 51, 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионным органом Министерства обороны Российской Федерации заключения о назначении пенсии в отношении указанных лиц вступил в силу приговор суда о лишении их воинского звания за преступления, совершенные до или после увольнения с военной службы. В этом случае указанные лица утрачивают ранее возникшее право. Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом <*>. Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1). ——————————— <*> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Елисеева Александра Геннадьевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 марта 1998 г. N 29-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кожевникова Владимира Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 20 октября 2005 г. N 379-О.

Следует отметить, что лишение воинского звания гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, за преступления, совершенные после увольнения с военной службы, которому на основании законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих пенсия за выслугу лет уже назначена, не может являться основанием для прекращения выплаты ему ранее назначенной пенсии. Какие-либо иные, помимо самого факта лишения воинского звания, уголовно-правовые последствия, в том числе прекращение выплаты ранее назначенной пенсии, уголовный закон в содержание данного наказания не включает <*>. Прекращение выплаты лицу, лишенному по приговору суда воинского звания, ранее назначенной ему пенсии за выслугу лет фактически становится дополнительным наказанием, не предусмотренным уголовным законом, что в силу ч. 1 ст. 3 УК РФ, согласно которой преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ, является недопустимым <**>. ——————————— <*> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 апреля 2005 г. N 184-О. <**> В силу изложенного, как представляется, не должен применяться п. 61 Порядка организации пенсионного обеспечения в органах федеральной службы безопасности (утвержден Приказом ФСБ России от 1 мая 2003 г. N 302), определяющий, что выплата пенсии за выслугу лет прекращается пенсионным подразделением в случае лишения пенсионера воинского звания после вступления в силу соответствующего приговора суда, а также п. 68 указанного Порядка, устанавливающий, что в случае лишения пенсионера воинского звания пенсионное дело считается прекращенным.

4. В случае назначения военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, уголовного наказания в виде лишения воинского звания стоимость выданных ему предметов вещевого имущества удерживается в порядке, устанавливаемом Министерством обороны Российской Федерации (п. 25 Положения о вещевом обеспечении военнослужащих (утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 605)) <*>. Досрочное увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вследствие лишения их воинских званий относится к одной из разновидностей причинения ущерба имуществу воинской части. Ущерб возникает тогда, когда у гражданина, увольняемого с военной службы, остаются предметы вещевого имущества, бесплатно выданного ему для исполнения обязанностей военной службы, сроки носки которого не истекли. Размер ущерба в таком случае исчисляется пропорционально времени, оставшемуся до окончания сроков носки этого имущества <**>. ——————————— <*> См. также: Инструкция о порядке удержания стоимости выданных военнослужащим предметов вещевого имущества в тех случаях, когда при их увольнении стоимость предметов вещевого имущества подлежит возмещению (утверждена Приказом МВД России от 23 января 1996 г. N 31); Приказ ФСО России «Об утверждении Порядка расчетов с военнослужащими ФСО России за вещевое имущество» от 15 июня 1999 г. N 192. <**> См.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2000 г. N ВКПИ00-35.

5. Военнослу жащим при увольнении в связи с лишением воинского звания не выплачивается единовременное пособие, указанное в п. 3 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» <*>. ——————————— <*> См. также: П. 17 Постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941.

6. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и увольняемым с военной службы в связи с лишением воинского звания, не производится выплата предусмотренных п. 1 ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: а) единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного (учебного) года; б) премии за образцовое выполнение воинского долга <*>; ——————————— <*> См.: П. 7 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями)).

в) материальной помощи <*>. ——————————— <*> См.: П. 4 Правил оказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, материальной помощи (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 (с изменениями)).

7. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания, не выплачиваются ежемесячное социальное пособие и оклад по воинскому званию, указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих». 8. Гражданам, уволенным с военной службы в связи с лишением воинского звания и имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, не выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). 9. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увольняемым с военной службы в связи с лишением их воинского звания, не выдается рекомендация на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, поскольку данные рекомендации выдаются только военнослужащим, которые положительно зарекомендовали себя в период прохождения военной службы (п. 7 Инструкции о порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы, рекомендаций на внеконкурсное зачисление в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 января 1999 г. N 20)) <*>. ——————————— <*> См. также: Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации «О порядке выдачи военнослужащим, увольняемым с военной службы, и гражданам, уволенным с военной службы из Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования» от 18 января 2000 г. N 3.

10. На граждан, уволенных с военной службы в связи с лишением воинского звания, не распространяются права и социальные гарантии военнослужащих в сфере охраны здоровья и медицинской помощи, указанные в п. п. 2 — 4 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих». 11. Офицеры внутренних войск, награжденные наградным оружием, лишаются этой награды приказом Министра внутренних дел Российской Федерации при увольнении из внутренних войск в связи с лишением воинского звания <*>. ——————————— <*> См.: П. 17 Положения о наградном оружии в системе МВД России (утверждено Приказом МВД России от 20 июля 1998 г. N 441).

Освобождение от наказания в виде лишения воинского звания

Действующее уголовное законодательство не исключает возможности освобождения от указанного наказания в порядке амнистии или помилования. В соответствии с ч. 2 ст. 84 УК РФ лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от назначенного им дополнительного вида наказания, в том числе и в виде лишения воинского звания. Однако следует иметь в виду, что освобождение от данного вида наказания возможно только до момента его реального исполнения, т. е. совершения соответствующим должностным лицом действий, указанных в ст. 61 УИК РФ. Если лишение воинского звания исполнено на день вступления в силу постановления об объявлении амнистии, вопрос об освобождении от него решен быть не может. Также после реального исполнения рассматриваемого наказания исключается возможность распространения на лишенных воинского звания лиц обратной силы уголовного закона (ст. 10 УК РФ) в случае, если новый закон не предусматривает возможности назначения данного наказания за совершенное лицом преступление <*>. ——————————— <*> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гасилкина Сергея Андреевича на нарушения его конституционных прав положениями части первой статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 8 июля 1999 г. N 128-О.

Приобретение утраченного статуса лицами, в отношении которых исполнено данное наказание, возможно только в порядке восстановления в воинском звании.

Порядок восстановления в воинском звании

1. В соответствии с п. 2 ст. 48 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание согласно Положению о порядке прохождения военной службы. Статья 25 указанного Положения определяет, что восстановление в воинском звании может быть осуществлено только по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат. При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, в том же порядке, что и присвоение воинского звания. 2. Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуждением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступления в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания <*>. ——————————— <*> См.: Гл. 18 УПК РФ.

3. Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием. Помимо этого, в соответствии с п. 96 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами (утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае необоснованного увольнения (в том числе в силу лишения их воинского звания) восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия равной или не ниже) воинской должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и в срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.

——————————————————————

В армии Российской Федерации воинские звания присваиваются всем военнослужащим независимо от занимаемой ими должности. Звание определяет объем прав и обязанностей солдат и матросов, прапорщиков и мичманов, офицеров, а также обеспечивает субординацию между членами личного состава.

В вооруженных силах РФ принято различать корабельные и общевойсковые звания. Если военнообязанный проходит службу на гвардейском корабле или в воинской части, к его званию добавляется приставки «гвардии» (гвардии капитан, гвардии полковник). Также оно пожизненно закрепляется за определенным человеком. К примеру, если военнослужащий вышел в запас в должности подполковника, о нем говорят «подполковник в отставке».

Сроки и порядок присвоения, а также лишения воинских званий регламентируются Федеральным законом РФ и Положениями о прохождении службы в Вооруженных силах. Принято считать, что соответствующие корабельные и общевойсковые звания равнозначны по отношению друг к другу. Их присваивают персонально каждому военнослужащему.

Сроки присвоения очередных воинских званий

Различают несколько групп военнослужащих, составляющих действующий состав Вооруженных сил РФ. К ним следует отнести солдат и матросов, сержантов и старшин, прапорщиков и мичманов, офицерский состав. Последняя группа разделяется на младший, старший и высший начальствующий составы.

Чтобы получить очередное воинское звание, солдатам, прапорщикам и офицерам необходимо прослужить в течение определенного срока. Матросы и солдаты за прилежную службу могут быть представлены к очередному чину (старший солдат или матрос) спустя 5 месяцев с момента ее начала.

Для получения звания младшего сержанта солдаты и старшие солдаты обязаны прослужить не менее 1 года, сержанта – не менее 2 лет, старшего сержанта и прапорщика – не менее 3 лет. Чтобы офицеру было присвоено очередное звание, необходимо отслужить:

  • 2 года младшему лейтенанту;
  • 3 года лейтенанту и старшему лейтенанту;
  • 4 года капитану (капитан-лейтенанту) и майору (капитану 3-го ранга);
  • 5 лет подполковнику (капитану 2-го ранга).

Чтобы получить очередное звание выпускникам военных высших учебных заведений, им необходимо пребывать в чине лейтенанта на протяжении 2 лет. Высшие офицеры могут пойти на повышение, если они прослужили в предыдущем звании не менее 2 лет и не менее 1 года занимали должность, которая подлежит замещению военнослужащими высшего офицерского состава.

Для генералов и адмиралов Российских Вооруженных сил, в том числе генерала армии или адмирала флота, сроки службы на занимаемой должности и в определенном звании не устанавливаются.

Исчисление срока пребывания в воинском звании начинается со дня его присвоения. В срок прохождения воинской службы в определенном звании входит время:

  • прерывания службы в связи с необоснованным привлечением к уголовной ответственности;
  • прекращения службы из-за незаконного увольнения;
  • пребывания в запасе.

Важно : в законодательство РФ в 2016 году были внесены некоторые изменения, которые повлияли на сроки присвоения очередных воинских званий военнослужащим. Так, например, для получения звания «капитан» старшему лейтенанту нужно было отслужить в течение 3 лет. Сейчас в Вооруженных силах действует аттестация личного состава. Это означает, что военнослужащие для получения очередного звания должны доказать свою профпригодность. Немаловажную роль играют дисциплинированность, знание специальности, поведение и отсутствие должностных проступков.

Порядок присвоения воинских званий

Существует ряд оснований для присвоения воинского звания. Прежде всего сюда следует отнести поступление на службу в Вооруженные силы в добровольном порядке, по призыву, а также поступление в специализированные военные учебные заведения и их окончание.

Истечение определенного периода службы в предыдущем звании также является основанием для повышения. Военным может быть присвоено воинское звание и по решению должностных лиц в рамках их полномочий.

Также военнослужащие могут быть переведены на должность, когда для нее в штатном расписании предусмотрено определенное воинское звание. Оно может быть либо равным, либо более высоким в сравнении с имеющимся чином.

Обратите внимание, что новое воинское звание присваивается одновременно с назначением на новую должность. Что касается военнообязанных лиц, для которых предусмотрены сержантские (старшинские) должности, основанием для их повышения в звании может служить успешная сдача испытаний по служебной программе.

Присвоить воинские звания высшим офицерам может Президент Российской Федерации. Для этого их должен представить руководитель федерального органа исполнительной власти, в ведомстве которого они проходят воинскую службу. Данное должностное лицо также имеет право присваивать звание капитана 1 ранга либо полковника.

При поступлении на срочную службу в Вооруженные силы во всех субъектах РФ звание рядового призывникам имеет право присвоить военный комиссар. Если военнослужащие находятся в непосредственном подчинении у должностных лиц, последние имеют право присваивать им очередные воинские звания.

Важно понимать, что военнослужащим может быть присвоено первое и очередное воинское звание. Так, офицеры получают первое воинское звание «младший лейтенант» и «лейтенант», прапорщики (мичманы) – «прапорщик» («мичман»), а солдатский состав – «рядовой» либо «матрос» соответственно.

За личные заслуги военному ему может быть присвоено очередное воинское звание досрочно, но не выше того звания, которое предусмотрено штатным расписанием для занимаемой должности.

Порядок присвоения воинских званий также предусматривает поощрение военнослужащих за особые личные заслуги, если срок их нахождения в присвоенном звании истек. Так, офицера могут повысить в звании на одну ступень в соответствии с занимаемой должностью, но не выше «капитана 3 ранга» либо «майора».

Если военнослужащий имеет ученую степень, занимает преподавательскую должность в военных общеобразовательных или научно-исследовательских организациях, ему могут присвоить очередное звание, но не выше «капитана 1 ранга» или «полковника».

Прапорщики (мичманы) и сержанты (корабельные старшины) также могут быть представлены к очередному воинскому званию. Для прапорщиков (мичманов) это «старший прапорщик» («старший мичман»), а сержанты (корабельные старшины) получают звание не выше «старшины» («главного корабельного старшины»).

Могут ли лишить воинского звания?

Российские Вооруженные силы практикуют систему поощрения и наказания военнослужащих, поэтому их могут не только повысить в должности и звании, но и лишить таких привилегий. Подобное может произойти, если военнообязанный совершил тяжкий или особо тяжкий проступок.

Обвинить человека в содеянном может только суд. После вынесения приговора военного могут понизить в звании, а также лишить социальных льгот и привилегий.

Важно : по закону судебные органы имеют право лишить военнослужащего занимаемой им должности и звания. При этом не учитывается, кем звание было присвоено. Восстановить его можно только после погашения судимости. Одного ее снятия недостаточно для восстановления в звании. Для этого потребуется положительный отзыв от военного комиссара, а также согласие соответствующих органов.

Для восстановления в должности и звании военнослужащий после снятия судимости обязан обратиться в военкомат и подать соответствующее заявление. На его рассмотрение по закону может уйти 30 календарных дней. Если у военного комиссара будут все основания для восстановления человека в звании, на него оформляется представление и необходимый приказ.

Обратите внимание, что, если военнослужащий был осужден несправедливо, он будет реабилитирован, то есть восстановлен в звании автоматически. Более подробную информацию может предоставить , услугами которого рекомендуется воспользоваться.

Когда дают внеочередное воинское звание?

Военнослужащие могут получить раньше положенного срока новое звание за особые личные заслуги. Нередко к лицам, доказавшим свой профессионализм, со стороны руководства части применяется поощрение в виде повышения в звании и должности, что позволяет человеку быстро подняться по карьерной лестнице. Если сделать кадровую перестановку не представляется возможным, могут только присвоить следующее звание.

Чтобы получить внеочередное звание, офицер может, к примеру, принимать активное участие в специальных операциях либо проявить себя в чрезвычайных ситуациях. Если подчиненные военнослужащего показали отличные результаты в учениях и боевой подготовке, велика вероятность того, что его могут быстро повысить в звании раньше положенного срока.

На практике получить внеочередное воинское звание бывает достаточно сложно, поскольку руководящий состав части может проводить данную процедуру на свое усмотрение. Не секрет, что быстрее других на повышение идут офицеры, которые имеют с командованием родственные связи. Тем не менее, если заслуги военнослужащего будут замечены вышестоящим комсоставом, то новое назначение не заставит себя долго ждать.

Важное для многих военных решение принял Конституционный суд по заявлению жителя Рязани Бориса Цыганкова. Теперь те, у кого отняли звездочки на погонах не по решению суда, смогут их восстановить. А значит - вернуть льготы и соответствующие пенсии.

Такой вердикт - палочка-выручалочка всем тем, кто потерял воинское звание не по решению суда, а, как говорят юристы, во внесудебном порядке. То есть приказом самого высокого начальства. Такие люди, а их немало, попадали в своеобразную правовую дыру, если решали восстановить воинское звание. Правовой тупик был в том, что их ситуации в законодательстве страны просто не было. Тем же, кого суды за преступление лишали звания, было проще добиваться его восстановления - их ситуация была прописана в законе. Лишенных без суда эти правила не касались.

Возвращение воинского звания вещь очень серьезная и в моральном, и в материальном плане. Восстановление звания не только престиж, но и льготы, всевозможные выплаты, пенсии, наконец.

Вернемся к инициатору принятия такого важного решения. Бориса Цыганкова в 1991 году советское правительство лишило звания майора. Его проблемы начались с суда офицерской чести, а кончились приказом о разжаловании. Но даже через годы человек с таким решением не смирился. 16 лет спустя военкомат Рязанской области представил Цыганкова к восстановлению в прежнем воинском звании. И отправил в Москву такой запрос. Однако в министерстве обороны ответили военкомату отказом. И для этого у военных чиновников были основания - нынешний закон не предусматривает такой ситуации с возвратом звания. В существующем законодательстве говорится только о тех, кого лишили звания решением профессионального суда.

Пришлось бывшему майору обращаться в Конституционный суд.

Заявитель оспаривал конституционность пункта 2 статьи 48 Федерального закона от 28 марта 1998 года (N 53-ФЗ) "О воинской обязанности и военной службе" и пункта 1 статьи 25 Положения о порядке прохождения военной службы N 1237. По мнению заявителя, оспариваемые им нормативные положения допускают возможность восстановления в прежнем воинском звании только тех граждан, которые были лишены этого звания по приговору суда.

Эти аргументы впечатлили судей, и они согласились с тем, что права Цыганкова ущемлены. Как записал главный суд страны в своем определении, каждый осужденный имеет конституционное право добиваться смягчения своей участи. Цыганков же оказался в худшем положении, чем осужденные за преступления военные. По мнению суда, ситуация, в которой очутился майор, "не имеет объективного и разумного оправдания".

Конституционный суд указал, что ограничение заявителя в правах в виде лишения воинского звания имело место по решению внесудебного органа, при этом по правовым последствиям данная санкция оказалась равной мере наказания, применяемого судами за совершение преступлений.

Порядок исполнения такого вида наказания, как лишение погон, регулируется главой 9 Уголовно-исполнительного кодекса и выглядит так. Сначала суд после вступления его приговора в законную силу направляет копию вердикта должностному лицу, присвоившему осужденному звание. Чиновник вносит в соответствующие документы запись о лишении осужденного звания и принимает меры по лишению его прав и льгот. После этого в течение одного месяца сообщает в суд об исполнении приговора. Но отбыв наказание и погасив судимость, такой человек может просить ему вернуть то, что заслужил.

Победа жителя Рязани теперь открыла всем, потерявшим звание без приговора, возможность вернуть погоны. Для этого им нужно всего две бумаги - получить положительный отзыв милиции и решение комиссии при военкомате.

Справка "РГ"

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"

Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании

1. Военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

2. Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.