По делам защиты детей. Уполномоченный по правам ребенка в российской федерации. Органы, осуществляющие защиту прав детей

Необходимо отметить, что правовой статус несовершеннолетнего отражает особенности его возраста. С этой целью законодатель использует различные методы правового регулирования :

Ограничение прав несовершеннолетних, с целью исключить воздействие факторов, влияющих негативно на их здоровье, психическое, социальное и нравственное развитие;

Освобождение от ряда гражданских обязанностей и ответственности за совершение ими правонарушения;

Предоставление им дополнительно специальных прав, обусловленных их возрастом;

Ведение льгот и преимуществ в пользовании правами;

Введение специальных механизмов защиты их прав.

Законодатель также предусматривает основные возрастные группы несовершеннолетних: от рождения до 6 лет; от 6 до 10 лет; от 10 до 14 лет; от 14 до 16 лет; от 16 до 18 лет.

Для более эффективной защиты прав ребенка в Российской Федерации создан специфичный правоохранительный орган - Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» Уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Обеспечение его деятельности возложено на аппарат Общественной палаты РФ (п. 3 Указа).

Уполномоченному по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право :

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

Беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;

Проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

Направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;

Привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (п. 4 вышеназванного Указа Президента РФ).


Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ (п. 5 этого же Указа). Эта рекомендация нашла должное понимание, что дало определенные результаты. Вместе с тем наряду с положительными моментами в защите прав ребенка в 2011 году как отмечалось на IV съезде Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, в работе которого принимали участие правозащитники из 76 регионов, количество детей в интернатах сократилось на 26 %, из 100 тыс. детей сирот только 14 тыс. переданы в детские дома, остальные - устроены в семьи. Существуют и болезненные проблемы детства: жертвами преступлений стали 48,1 тыс. несовершеннолетних, из которых 723 погибли, и более одной тысячи детей причинен тяжкий вред здоровью. Российские омбудсмены за 1,5 года рассмотрели более 7 тыс. обращений, касающихся нарушений прав детей

Практическая деятельность Уполномоченного по правам ребенка осуществляется с использованием тех же методов, что и Уполномоченного по правам человека, но с учетов прав, предоставленных действующим законодательством гражданам Российской Федерации, не достигшим 18-летнего возраста.


В соответствии с законодательством РФ ФТС России, являясь таможенным органом на территории РФ, не осуществляет дознание по данным категориям уголовных дел. Более подробно об этом см. гл. 29:2. данного учебника.

Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г.//Рос. газета. 2007. 13 апр.

URL: http://mirnot.narod.ru/funclat.html

Подробнее см.: Савюк Л. К . Правоохранительные и судебные органы: учебник. М.: Юристъ, 2005. С. 442.

В настоящее время институт уполномоченных действует в 67 регионах. См. «Союзники Президента» // Российская газета. 2012. 17 августа, № 189 (3862). С. 2.

См.: Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http//ombudsman.gov. ru (дата обращения – 6 октября 2012 г.).

См.: Саидов А.Х. Общепризнанные права человека. М., 2002. С. 204-210

См.: Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о необходимости в максимально короткие сроки рассмотреть законопроект, предусматривающий порядок отмены или изменения на более мягкую меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, имеющих тяжелые заболевания // Росс. газета. 2010. 31 мая.

См.: Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о необходимости правового регулирования порядка пересмотра вступивших в законную силу решений судов общей юрисдикции, по которым Европейский Суд по правам человека выявил нарушения, повлиявшие на справедливость и беспристрастность правосудия // Росс. газета. 2010. 9 марта.

См., например: Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 7 июля 2008 г. с предложением по формированию во всех субъектах РФ общественных наблюдательных комиссий в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечение прав человека в местах принудительного содержания и содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Росс. газета. 2008.16 июля. С. 8; Заявление Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О праве граждан на гласность осуществления судебной власти» // Росс. газета. 2008. 19 нояб.

См. Права не дают, права – берут: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2011 г. // Росс. газета. 2011. 13 мая.

См.: Николаева Ю. В. Государственная политика в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних (историко-правовые и теоретические проблемы). М., 2007. С. 6-28.

Права детей защищены как отечественным, так и международным законодательством. Кроме основных органов, ответственных за данные процессы, существует специальная должность омбудсмена, который является уполномоченным лицом. У него имеется ряд задач широкого профиля. Его деятельность связана с различными обязанностями в отношении соблюдения всех законодательных норм, которые связаны с несовершеннолетними. Вся деятельность строго регламентирована и имеет ряд особенностей.

Уполномоченное лицо вправе защищать весь набор гарантий, которые регламентированы законодательством в отношении граждан младше 18 лет. С момента рождения в РФ каждый человек получает определенный набор гарантий и обязательств. Несовершеннолетние, то есть лица до 18 лет, имеют расширенный набор гарантий, так как считаются уязвимой социальной группой, которая нуждается в усиленной защите. Законодательством прописано несколько основных возможностей, которые им выдаются при рождении сверх обычных гарантий остальным гражданам. Основными законодательными актами являются Конституция РФ, а также специальная Декларация. Дополнительно разработаны федеральные нормативные акты, которые позволяют обеспечить таких граждан необходимой защитой.

Права ребенка

Уполномоченное лицо занимается защитой любых гарантий. Получается, что должность имеет универсальный круг обязанностей, так как омбудсмен должен следить за соблюдением всех норм.

Основной список прав:

  • наличие семьи. Воспитание производится в собственной семье, за исключением случаев противоречия интересам несовершеннолетнего и ущемлению его прав;
  • возможность общения с родственниками, если этот момент не ограничен или не исключен судебным решением. В остальных случаях препятствие общению считается нарушением прав и свобод;
  • право на жизнь, а также защиту здоровья и различных гарантий;
  • возможность участвовать в своей жизни и иметь собственное мнение. Так как ребенок является личностью, то его мнение должно быть учтено. Например, при возрасте 10 лет он имеет право участвовать в принятии решения по деятельности органов опеки, в частности при лишении или ограничении прав родителей;
  • наличие фамилии, имени и отчества.

Все указанные права и гарантии закрепляются в семейном законодательстве. Также несовершеннолетний, как и любой другой человек, имеет право на имущественные права. Отдельным видом прав считается возможность получить помощь в образовании, лечении.

Защитой прав могут заниматься родители или другие законные представители, а также прокуратура, работники опеки, полиция и судебная система. Дополнительно существует два варианта уполномоченных лиц, которые занимаются общими, то есть федеральными делами, или курируют деятельность по защите детей в регионах.

Уполномоченный по правам ребенка: назначение и задачи

Деятельность омбудсмена полностью соответствует российскому и международному законодательству в сфере защиты малолетних граждан. Главным назначением этой должности является контроль за соблюдением всех положений и нормативно-правовых актов. Дополнительно у уполномоченного лица есть специальный список задач, который должен выполняться.

Важно! Занимать соответствующую должность может только то лицо, которое подходит по всем критериям. При наличии нарушений или несоответствий уполномоченное лицо освобождается с занимаемой должности.

Все особенности работы таких лиц прописаны в ФЗ N -ФЗ, который регламентирует все возможности должности.

Права и полномочия

Уполномоченное лицо имеет большой набор функций. Среди них:

  • контроль за исполнением и полноценным соблюдением любых нормативных актов и законов, которые касаются несовершеннолетних. В данном случае не имеет значение происхождение акта, который может являться отечественным или принятым на международном уровне;
  • содействие восстановительному процессу при нарушении прав;
  • контроль за деятельностью местных органов, работающих в сфере устранения нарушений. Дополнительно им могут выдаваться рекомендации;
  • обобщение и анализ практики с привлечением специалистов или учреждений;
  • оказание помощи родителям, чей отпрыск оказался в сложной ситуации;
  • обеспечение взаимодействия различных инстанций;
  • просвещение родителей и их детей об их правовых возможностях, а также о комплексе обязательств по защите прав;
  • обеспечение охраны лиц младше 18 лет от различных правонарушений в их сторону, в том числе любых насильственных форм обращения.

У уполномоченного при Президенте есть ряд задач, имеющих высокий приоритет. Список:

  • контроль за исполнением положений и норм различных законодательных актов, включая Конституцию;
  • рекомендация региональным органам по устранению угроз и ущемлений в отношении прав несовершеннолетних;
  • обобщаются сведения, в том числе полученные из практики;
  • разработка и исследование возможных противодейственных механизмов, которые позволят снизить риск ущемления прав ребенка.

В соответствии с тем, что у должностных лиц есть много обязанностей и задач их список прав является расширенным. Это позволяет полноценно осуществлять свою работу.

Возможные действия с учетом прав должностного лица:

  • запрос полноценной информации у любого компетентного органа федерального или регионального уровня;
  • посещение организаций и предприятий, которые имеют различные связи с несовершеннолетними, например, занимаются обучением или имеют наемных работников младше 18 лет;
  • требование отчетности от остальных должностных лиц с наличием полного объяснения по различным фактам и делам.

Важным моментом является невозможность воспрещения доступа к необходимой информации уполномоченному лицу даже при наличии ЧС в регионе или определенной местности.

Стоит учесть, что уполномоченный не замещает другие органы, а помогает наладить их работу. Например, с помощью обращения к омбудсмену можно решить проблему с привлечением других органов, в частности прокуратуры или суда.

Структура аппарата омбудсмена

Необходимые качества детского омбудсмена

Омбудсмен должен иметь определенный перечень качеств, которые необходимы при его деятельности. Список:

  • гражданство РФ;
  • 30 лет - минимальный возраст;
  • высшее образование юридического типа. Дополнительно есть требования по обязательному знанию семейного законодательства, а также всех международных норм;
  • наличие педагогического опыта работы более 5 лет. Это позволяет понимать сферу и более грамотно подходить к своей работе;
  • наличие беспорочного прошлого. Получается, что любой безнравственный поступок является основанием для отказа в должности;
  • желательная беспартийность, так как деятельность должна быть сосредоточена в обеспечении прав ребенка, а не интересов определенной группы лиц;
  • отсутствие других должностей, включая те, что имеются в представительстве органов или регионов;
  • все дополнительные требования соответствующие стандартным для гражданского служащего.

При несоблюдении данных правил занять должность невозможно. При уже нахождении на должности последует досрочное освобождение, которое также возможно при прописанных случаях:

  • не исполняются обязанности в полной мере;
  • судебные тяжбы вследствие недостойных дел;
  • самостоятельный отказ от должности;
  • недееспособность или невозможность выполнять обязательства в течение периода более 4 месяцев;
  • получение гражданства другой страны или утрата гражданства РФ;
  • смерть или признание пропавшим без вести;
  • совершенный аморальный поступок.

Требуется учесть, что омбудсмен является публичным лицом, которое должно иметь безупречную репутацию.

В каких случаях можно обратиться в Институт уполномоченного

Обращение в Институт уполномоченного производится при различных проблемах и нарушениях. Наиболее частые случаи:

  • бездействие или неправомерные действия лиц и органов федерального, регионального значения. Например, игнорирование необходимости предоставления жилья лицам, которые являются сиротами;
  • необходимость оспаривания судебных решений. С такой просьбой могут обращаться любые законные представители;
  • оспаривание решения суда при уголовном или гражданском деле;
  • дальнейшее обжалование судебных постановлений после подачи апелляции.

Обращение может осуществлять не только родитель, но и другие лица, например, опекуны инвалидов.

Получается, что любое нарушение установленных гарантий дает возможность обращаться к омбудсмену и другим уполномоченным лицам.

Необходимо учитывать, что обращение должно быть официальным и не иметь нарушений. Для этого составляется жалоба, не имеющая ошибок, неточностей и любых лексических оборотов, которые являются просторечными или нецензурными.

Способы написания жалобы или обращение детскому омбудсмену в России

Жалоба детскому омбудсмену должна правильно оформляться и передаваться установленным способом. Варианты подачи жалобы:


Важно! При каждом варианте обращения необходимо использовать письменную форму жалобы, которая позволит получить ответ в любом случае. Также необходимо полностью расписать ситуацию и свою просьбу.

Как назначается уполномоченный по правам ребенка?

Есть два типа уполномоченных лиц. Первые имеют федеральный характер, то есть их деятельность регламентируется возможностью предоставлять интересы малолетних в любом регионе. Такие лица назначаются прямым указом Президента Российской Федерации.

Региональные омбудсмены могут назначаться региональными органами власти. Снятие с должности производится тем лицом, которое осуществляло назначение.

Отчет о работе

Отчет о работе производится в полной форме с информированием общественности и всех заинтересованных органов.

Вся деятельность является подотчетной, что означает ее документальное оформление.

Отчеты могут быть месячными или годовыми. В последнем случае оформляется полноценный доклад с включенной в него статистикой и всеми показателями, относящимися к несовершеннолетним и их правам.

На заметку! Уполномоченные лица вправе требовать формирования таких отчетов с подконтрольных ему органов и выдаче им полноценной информации в необходимом варианте. Из таких отчетов делается статистическая выкладка с привлечением требуемых специалистов и организаций.

Вся отчетность используется для предоставления обществу с привлечением внимания к проблемам, связанным с детством и правами несовершеннолетних.

Деятельность уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ

Кроме федеральных должностей с 1998 года были введены региональные, которые в 2011 году получили парламентские полномочия. Деятельность регионального детского омбудсмена включает в себя:

  • сохранение интересов и прав лиц младше 18 лет, а также создание комплексов мер, которые помогают в этой деятельности с привлечением компетентных органов;
  • анализ деятельности и проблем;
  • восстановление прав, а также обращения в судебные или другие органы для производственных процессов в отношении виновного лица;
  • разработка новых правовых положений регионального уровня, которые могут помочь детям сохранить их права в неприкосновенности и не допустить их нарушения.

Получается, что деятельность региональных должностных лиц мало отличается от федеральных уполномоченных. Единственным моментом считается меньшее влияние на различные органы, в частности федерального значения и работа в конкретном регионе.

Уполномоченные лица обязаны следить за сохранностью всех прав и интересов ребенка на федеральном и региональном уровне. Их деятельность прописана в законодательстве и связана с большим количеством полномочий, необходимых для полноценной защиты детей на любом уровне. Выполнение обязательств перед несовершеннолетними и обществом должно осуществляться в полном объеме, так как в противоположном случае произойдет снятие с должности.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

Государственной Думой

Советом Федерации

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее - Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 4. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.

Статья 5. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.

3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;

3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений

1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье - заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" , настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.

2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.

3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.

Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальному опубликованию в "Российской газете".

Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей

1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.

Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы

1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.

2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.

Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.

4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:

1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;

2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;

3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Электронный текст документа

Необходимо отметить, что правовой статус несовершеннолетнего отражает особенности его возраста. С этой целью законодатель использует различные методы правового регулирования:

  • – ограничение прав несовершеннолетних, с целью исключить воздействие факторов, влияющих негативно на их здоровье, психическое, социальное и нравственное развитие;
  • – освобождение от ряда гражданских обязанностей и ответственности за совершение ими правонарушения;
  • – предоставление им дополнительно специальных прав, обусловленных их возрастом;
  • – введение льгот и преимуществ в пользовании правами;
  • – введение специальных механизмов защиты их прав.

Законодатель также предусматривает основные возрастные группы несовершеннолетних: от рождения до 6 лет; от 6 до 10 лет; от 10 до 14 лет; от 14 до 16 лет; от 16 до 18 лет .

Для более эффективной защиты нрав ребенка в Российской Федерации создан специфичный правоохранительный орган – Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" Уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом РФ. Обеспечение его деятельности возложено на аппарат Общественной палаты РФ (п. 3 Указа).

Уполномоченному по правам ребенка в целях выполнения возложенных на него обязанностей предоставлено право .

  • – запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
  • – беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации;
  • – проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
  • – направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных нрав и интересов;
  • – привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе (п. 4 вышеназванного Указа Президента РФ).

Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано учредить должность уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ (п. 5 этого же Указа). Эта рекомендация нашла должное понимание, что дало определенные результаты. Вместе с тем наряду с положительными моментами в защите прав ребенка в 2011 году как отмечалось на IV съезде Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации, в работе которого принимали участие правозащитники из 76 регионов, количество детей в интернатах сократилось на 26%, из 100 тыс. детей сирот только 14 тыс. переданы в детские дома, остальные – устроены в семьи. Существуют и болезненные проблемы детства: жертвами преступлений стали 48,1 тыс. несовершеннолетних, из которых 723 погибли, и более одной тысячи детей причинен тяжкий вред здоровью. Российские омбудсмены за 1,5 года рассмотрели более 7 тыс. обращений, касающихся нарушений прав детей

Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли , не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные .

В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.

Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.

Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.

Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.

Особые права малолетних граждан в РФ

За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:

  • ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
  • если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
  • малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
  • ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
  • малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.

Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.

Как назначается уполномоченный по правам ребенка?

В целом, механизм, позволяющий защитить ребенка от возможных негативных воздействий, достаточно прост. Данные функции возложены на различные социальные и исполнительные органы, а также непосредственно на родителей.

Уполномоченный является элементом общей системы и, соответственно, наделен специальными полномочиями и выполняет конкретные функции. Следует отметить, что уполномоченный – это не один человек.

Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).

Значимым моментом является то, что омбудсмен, назначенный на федеральном уровне, обладает неприкосновенностью до того момента, пока не отрешен от должности. Иными словами, он не может быть привлечен к ответственности, помещен под арест или обыскан.

Задачи и полномочия омбудсмена

Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие:

  1. Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
  2. Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.
Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.

При введении на территории субъекта или государства чрезвычайного положения омбудсмен продолжает заниматься своей деятельностью.

Дополнительно стоит указать, что уполномоченный не может выносить окончательные решения по вопросам проживания ребенка.

Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.

Заключение

Уполномоченный по правам ребенка- это лицо, которое занимается защитой прав и интересов детей в любых сферах деятельности и жизни. Омбудсмен наделен определенными правами и полномочиями, а также имеет полную неприкосновенность в правовом поле до момента снятия с должности.