Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения материал на тему Нормативно правовое обеспечение дошкольного образования кратко

Законодательство об образовании – комплексная отрасль российского законодательства, аккумулирующая в своем содержании и структуре помимо правовых норм и институтов нормы и институты других отраслей законодательства (гражданского, административного, трудового, финансового и др.), регулирующих отношения, непосредственно не связанные с осуществлением образовательного процесса.

Законодательство об образовании:

Федеральное законодательство РФ,

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления,

Локальные акты образовательного учреждения.

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки РФ и других министерств. Например:

Конституция РФ

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1.09.2013г.)

Закон РФ от 01.01.2001 N 3266-1 «Об образовании» (действует до 01.09.2013г.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 г."Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (действует до 01.09.2013г.)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. N 03-599 "О внедрении в дошкольных образовательных учреждениях новых систем оплаты труда ".

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Костромской области, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории области. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ и др.


Например:

Закон Костромской области от 4 марта 2010 г. N 585-4-ЗКО "О нормативах расходов на нормативное подушевое финансирование государственных образовательных учреждений Костромской области" (вступил в силу с 1 января 2011 года)

Закон Костромской области от 01.01.01 г. N 29 "О гарантиях прав ребенка в Костромской области" (с изменениями и дополнениями)

Постановление администрации Костромской области от 01.01.01 г. N 333-а "Об областной целевой программе "Развитие системы образования Костромской области в годах".

На муниципальном уровне принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления, не противоречащие федеральному и региональному законодательству. Например:

Постановление Администрации г. Костромы от 01.01.01 г. N 589 "Об утверждении Положения о порядке комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Костромы"

Постановление Администрации г. Костромы от 2 апреля 2010 г. N 630 "Об утверждении типовых должностных инструкций руководителей муниципальных образовательных учреждений города Костромы"

Постановление Администрации г. Костромы от 01.01.01 г. N 4497 "Об утверждении Положения "О группах кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Костромы"

Решение Думы города Костромы от 01.01.01 г. N 141 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие дошкольного образования в городе Костроме в период с 2008 по 2011 год" (с изменениями и дополнениями).

На локальном уровне (уровень образовательного учреждения) принимаются правовые акты , регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения

Правила внутреннего трудового распорядка

Положение о родительском комитете и др.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России (в том случае, если они ратифицированы в РФ). В случаях противоречия норм международного права и российского права приоритет отдается нормам международного права. Каждый гражданин РФ или иное лицо вправе требовать от правоприменительного органа, в том числе и суда, применения в рассматриваемом деле норм международного права в случаях, когда закон или нормативно-правовой акт органа исполнительной власти противоречат нормам международного права. Исчерпав все внутригосударственные средства защиты нарушенного права, потерпевший может обратиться в Комитет по правам человека, Европейскую комиссию по правам человека, иную международную право защитную организацию.

Вопрос №3. Характеристика основных нормативно-правовых актов, регламентирующих права ребенка

В контексте вопросов образования дошкольников следует руководствоваться основными правовыми актами международного, федерального и регионального законодательства в области прав ребенка. Рассмотрим ключевые документы.


1. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке Конвенции решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. Конвенция ООН - синтетический документ, педагог должен выработать свои пути по реализации этого документа.

Вопросы реализации идей Конвенции - это серьезная, целенаправленная работа ОУ по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми.

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) провозглашает первоочередной задачей - обеспечение благополучия детей, рассматривает вопросы поддержки детей-инвалидов, а также других детей, находящихся в крайне трудных условиях. Всемирная Декларация определяет, что всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к ответственной жизни в свободном обществе. С ранних лет следует поощрять их участие в культурной жизни их стран.


4. Конституция РФ (1993 г.) провозглашает, что « материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст.38).

5. Семейный кодекс РФ (1996 г.) определяет, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Глава 11 кодекса регламентирует права несовершеннолетних детей, закрепляет право ребенка жить и воспитываться в семье (ст.54), право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст.55), право ребенка на защиту (ст.56), право ребенка выражать свое мнение (ст.57), право ребенка на имя, отчество и фамилию (ст.58), право на изменение имени и фамилии ребенка (ст.59), имущественные права ребенка (ст.60).

6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998 г.).

Федеральный закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В Законе уделяется внимание таким процессам, как социальная адаптация ребенка, социальная реабилитация ребенка, отдых детей и их оздоровление и др.

7. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) – основной нормативный правовой акт в области образования. В период с 1992 по 2010 гг. в Закон вносились многочисленные изменения и дополнения. Сегодня педагогическое сообщество обсуждает новый проект федерального закона «Об образовании».

Право ребенка – дошкольника на образование гарантируется государством. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, В Законе особо отмечается, что отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012 г.)

Устанавливает следующие типы образовательных организаций:

Дошкольная образовательная организация

Общеобразовательная организация

Профессиональная образовательная организация

Образовательная организация высшего образования.

Дошкольная образовательная организация – это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

Статья 47 настоящего закона регламентирует правовой статус педагогических работников и определяет их академические и трудовые права.

Академические права и свободы:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;


3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года ;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск , продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

5) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Статья 48 закона называет обязанности педагогических работников:


1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда ;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

9. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. N 2562 определяет ДОУ как тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательную программу дошкольного образования. ДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

Обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

Воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» закрепилось право ДОУ самостоятельно выбирать Программу из вариативных программ. Это подзаконный акт стал первоосновой деятельности всех детских садов РФ.


На сегодняшний день в Российской Федерации существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

1) детский сад;

2) детский сад общеразвивающего вида с одним или несколькими приоритетными направлениями развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

3) детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

4) детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

5) детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей, обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, проведении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, в приобщении детей к общечеловеческим ценностям, организации взаимодействия с семьей для полноценного развития ребенка.

К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития , труда и защиты прав потребителей.

10. Закон Костромской области «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» (1998 г.) регулирует отношения по осуществлению мер обеспечения прав и законных интересов ребенка, а также отношения по реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Костромской области. Действие настоящего Закона распространяется на всех детей, проживающих или временно находящихся на территории Костромской области: граждан Российской Федерации, в том числе вынужденных переселенцев, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев.

Задания для самостоятельной работы

! Задание 1.

Познакомьтесь с содержанием федеральных и региональных документов, регламентирующих вопросы образования и воспитания. Оцените, какие направления государственной политики реализуются в работе Вашего учреждения.

Представьте ответ по следующей схеме:

Изученные нормативные документы федерального уровня:

Изученные нормативные документы регионального уровня:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственные ориентиры и приоритеты, которые наиболее полно реализуются

в Вашем учреждении:

Государственные ориентиры и приоритеты, реализации которых необходимо уделить больше внимания:

! Задание 2.

Предложите ответы на вопросы.

Ваша ___________________________________________________________

1. Какой документ РФ определяет, кто такой ребенок?

_____________________________________________________________________________

Какой нормативно-правовой акт РФ определяет тип, вид и категорию ОУ?

_____________________________________________________________________________

Какие дошкольные учреждения существуют сегодня в России?

Назовите первый международный документ о правах детей?

_____________________________________________________________________________

Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?

_____________________________________________________________________________

! Задание 3.

Прочитайте ситуации, определите, нарушены ли здесь права ребенка (если да, то какие)? Аргументируйте свои ответы соответствующими статьями из нормативно-правовых актов:

Ваша ___________________________________________________________

Ситуация 1.

Старший сын – маме: «Ты всегда ее (младшую сестру) защищаешь, говоришь, что она маленькая, а меня никогда не жалеешь».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Мама сидит на скамейке в парке, к ней в слезах подбегает ее малыш и жалуется: «Он отнял мою машинку!»

Ситуация 3.

Воспитатель обсуждала в присутствии ребенка его родителей, говорила, что они не занимаются ребенком, он им не нужен, поэтому и забирают его из детского сада самым последним.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список литературы для самостоятельной работы

1. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: Практическое пособие. – М., 2006.

2. , Я – ребенок, и я имею право. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

3. Копытова образование в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Федорова М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования. Учебное пособие. – М., 2008.

5. Феклин правовые и локальные акты в сфере образования: методическое пособие /. – М.: Арсенал образования, 2009.

6. Ягофаров Д. А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. – М., 2008.

Сайт «Патриоты России» // http://www. *****/law/norm/fed/patriot_.html

Сайт Министерства образования и науки РФ // http://*****/dok/fz/vosp/

Сайт Федерального агентства по образованию – полезные страницы

http://www. *****/young_people/vospitanie_detey/

http://www. *****/ntp/fp/ (федеральные целевые программы)

http://www. *****/ntp/fp/chil/ (ФЦП «Дети России» на гг.)

Сайт Федеральной целевой программы «Дети России» на гг. Подпрограмма «Одаренные Дети» // http://www. *****/static. php? mode=index

Вопросы для самопроверки

Как в целом, в самых общих чертах, можно охарактеризовать изменения, произошедшие в законодательстве российской системы дошкольного образования в период с 1990-х гг. по настоящее время? Какие новые формы организации дошкольного образования получили в последние годы широкое распространение? В чем заключается противоречие ситуации, сложившейся в настоящее время в обеспечении государственного контроля за качеством дошкольного образования? Каковы, на Ваш взгляд, возможные пути преодоления этого противоречия? Какие моменты в учреждениях дошкольного образования, по Вашему мнению, не урегулированы нормами права? Какие формы работы используются в Вашем образовательном учреждении для правового просвещения родителей?

Свою деятельность образовательные учреждения строят в соответствии с нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования. Нормативно-правовое обеспечение - это совокупность документов инструктивно-методического, распорядительного, программно-целевого характера, а также нормативно-справочные материалы, устанавливающие нормы, правила, требования, характеристики, методы и другие данные, используемые при решении задач организации и утвержденные в установленном порядке компетентным органом или руководством учреждения.

Основные задачи нормативно-правового обеспечения:

1) правовое регулирование трудовых отношений, складывающихся между работодателями и другими сотрудниками ОУ;

2) защита прав и законных интересов работников, вытекающих из трудовых отношений.

Примерный состав таких документов приведен в таблице 1.

Таблица 1 - Примерный состав документов, определяющих или влияющих на трудовые отношения в образовательном учреждении

Наименование документов

Международный

Декларация прав ребенка, материалы ООН.

Федеральный

Конституция, ТК, Указы и поручения Президента, документы, отражающие изменения в действующем законодательстве (например: в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования).

Отраслевой

Организационно-распорядительные документы министерства образования

Региональный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти регионального самоуправления

Муниципальный

Приказы, постановления, положения и т.п. органов власти муниципального самоуправления

Наименование документов

Учреждения

Устав, коллективный договор, трудовой распорядок, штатное расписание, приказы, положения, распоряжения.

Рабочего места

Должностная инструкция, трудовое соглашение.

Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) осуществляет государственное управление стандартизацией в Российской федерации, включая работы по унификации и стандартизации документов и систем документации, разработке, внедрению и ведению общероссийских классификаторов технико-экономической и социально информации. Нормативные и методические документы по делопроизводству в учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных правовых актов, принимаемых на государственном уровне, а также соответствующими министерствами и ведомствами.

Изменения в действующем законодательстве РФ обусловили необходимость внесения изменений в существующие нормативно-правовые и программно-методические документы с учетом спектра функционирующих в Российской Федерации учреждений, реализующих программы дошкольного образования .

Правовое обеспечение реализации Основной общеобразовательной программы включает основные документы:

1) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ);

2) Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

3) Постановление от 12 сентября 2008 г. №666 об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении;

4) Постановление от 26 марта 2003 года №24 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03".

Министерство образования РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Предлагаемый документ следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений.

Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.

Стандарт утверждает основные принципы:

Поддержки разнообразия детства;

Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Стандарт преследует следующие цели:

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

Сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

Формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

Обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

Определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого).

ФГОС ДО является основой для разработки и реализации Программы; разработки примерных образовательных программ дошкольного образования; разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении организаций; подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала государственных и муниципальных организаций; объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Согласно вступившему с 01.09.2013 в силу Закона "Об образовании в Российской Федерации" вводится новый порядок оплаты услуг, предоставляемых ДОУ. До 1 сентября 2013 года вносимая родителями плата за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ не должна была превышать 20 процентов расходов (для родителей трех и более несовершеннолетних не более 10 процентов) на содержание ребенка, включающее присмотр и уход за ним .

В соответствии со статьей 65 Закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ регулированием платы за присмотр и уход за ребенком будет заниматься учредитель ДОУ, который может снизить ее размер либо вообще не брать ее с родителей, если те попадают под отдельную категорию. Формально, данное нововведение означает, что учредитель вправе повысить плату за детсад до 100% затрат на содержание ребенка в нем. В муниципальном детсаду регулированием платы будет заниматься администрация на основе своих финансовых возможностей, в частном - его владелец.

Новый закон предполагает, что родителям будут, как и прежде, выплачиваться компенсации за содержание ребенка в государственных и муниципальных ДОУ, в размере 20% при наличии одного ребенка, 50% - при наличии двух и семьям с тремя и более детьми положено 70% от родительской платы. Однако каждый субъект РФ теперь будет самостоятельно устанавливать среднюю величину родительской платы за содержание ребенка в государственном или муниципальном ДОУ, исходя из которой будет произведен расчет положенных родителям компенсаций. Ранее компенсации рассчитывались исходя из фактического размера платы родителями за пребывание и уход ребенка в ДОУ.

Средний размер родительской платы за детский сад с 1 сентября увеличиться с 1226 руб. до 1300 руб., увеличившись на 5%. Правительство будет ежемесячно отслеживать изменения размера родительской платы в каждом муниципальном образовании в целях недопущения ее необоснованного повышения Российская Федерация .

Виды нормативно-правовых актов:

1) Нормативные акты - соглашения, генеральные, специальные (региональные), коллективные и другие договоры и другие правовые акты, применяемые непосредственно в организациях;

2) Ненормативные акты - это распоряжения и указания, которые могут издавать руководители, отвечающие за кадровое обеспечение.

3. Формирование нормативно-правовой базы в системе кадрового обеспечения сферы дошкольного образования осуществляется, в первую очередь, на основе:

1) Конституции РФ;

2) Трудового кодекса РФ;

3) Бюджетного кодекса РФ.

Значительное внимание уделено разработке системы кадрового обеспечения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, поскольку в настоящее время требует доработки «базовая» модель кадрового обеспечения, структура которой включает основной контингент работников учреждений дошкольного образования. Кроме того, "базовая" модель кадрового обеспечения изменена и дополнена в соответствии с особенностями каждой вариативной организационной формы, в рамках которой в РФ могут быть оказаны дошкольные образовательные услуги.

Особое внимание, при рассмотрении проблемы формирования нормативно-правовой базы системы кадрового обеспечения учреждений дошкольного образования, необходимо обратить на следующие законы:

Федеральный закон "Об образовании" вводит общие нормы, позволяющие субъектам РФ осуществлять собственное правовое регулирование, т.е. издавать законы регионального значения, которые бы не противоречили федеральному закону.

Так, в частности, ст. 53 вышеуказанного закона определяет круг лиц, которые имеют право заниматься педагогической деятельностью; ст. 54 регулирует положение об оплате труда работников образовательных учреждений; права работников образования, их социальные гарантии устанавливает ст. 55.

Одной из главных особенностей дошкольного образования с точки зрения его нормативного регулирования выступает значительная роль родителей (законных представителей) в процессе организации образования и воспитания, при которой, дошкольные образовательные учреждения выступают своего рода "дополнительным, содействующим элементом" по отношению к деятельности родителей как участников образовательного процесса .

Основные документы, регламентирующие деятельность ДОУ:

1. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

2. Положение о дошкольном образовательном учреждении детском саде (группе) компенсирующего вида для детей с ранней неврологической патологией;

3. Устав детского сада;

4. Программа развития ДОУ;

5. Образовательная программа;

6. Основная общеобразовательная программа дошкольного детства;

7. Документация на организацию образовательной деятельности;

8. Кадровые документы;

9. Должностные и рабочие инструкции сотрудников ДОУ;

10. Бухгалтерские документы;

11. Медицинские документы;

12. Хозяйственные документы;

13. Документы на организацию питания;

14. Документы на охрану труда;

15. Документы на обеспечение безопасности;

16. Документы на делопроизводство и архив;

17. Положения, регулирующие организацию жизнедеятельности в ДОУ;

18. Положение об общем собрании трудового коллектива;

19. Положение о совете трудового коллектива;

20. Коллективный договор;

21. Правила внутреннего трудового распорядка.

На уровне региона, муниципальной системы образования, самого образовательного учреждения принимается ряд документов, дополняющих представленную нормативно-правовую базу, регламентирующих в т.ч. управленческую деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Управление воспитательно-образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении является одним из необходимых элементов педагогической системы, оказывающим существенное воздействие на её функционирование и развитие.

Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность по достижению определённых целей, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований.

На разных уровнях управления по результатам выделяются: умения руководителя видеть миссию деятельности дошкольного образовательного учреждения, рассматривать результат с точки зрения качества услуг, с позиций потребителей.

Главными субъектами управления дошкольным образовательным учреждением являются заведующая и её заместитель (методист), педагоги и родители, объектами - вся система его жизнедеятельности: воспитательно-образовательный процесс; межличностные отношения всех его участников; повышение квалификации педагогов; материально-технические условия.

Основу управленческой деятельности заведующего ДОУ составляют принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения, функции управления, цели, задачи, содержание и механизмы управления современным дошкольным учреждением, знание которых позволит руководителю выстроить систему управления, эффективно управлять дошкольным образовательным учреждением.

Нормативно-правовая база дошкольного образовательного учреждения регламентирует деятельность в целом образовательного учреждения, в т.ч. управленческую деятельность.

Нормативный правовой документ – это документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Знание педагогом нормативных документов – залог его правовой грамотности, повышение профессиональной компетенции, позволяющее осуществлять воспитательно - образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в соответствии с действующим законодательством.

Нормативное правовое обеспечение дошкольного образования включает в себя документы международного, федерального уровня, регионального уровня, а также уровня образовательной организации.

Рассмотрим ключевые документы.

Документы международного уровня

К документам международного уровня относятся:

- Декларация прав ребенка (1959 г.), Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Документы федерального уровня

Федеральный уровень образовательного законодательства включает в себя:

Конституцию РФ,

Семейный кодекс Российской Федерации от 01.01.01 г. N 223-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Документы регионального уровня.

Региональный уровень образовательного законодательства регулирует вопросы образовательной деятельности в Республике Татарстан, экономические отношения в сфере образования, трудовые, социальные и иные отношения работников ОУ, расположенных на территории республики. На уровне субъектов РФ принимаются нормативные акты, регулирующие размер родительской платы в ДОУ, порядок определения и выплаты субсидий и учета региональных особенностей бюджетного финансирования ДОУ.

Одним из основных документов регионального уровня в нашей республике является Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании»

На уровне образовательного учреждения принимаются правовые акты, регламентирующие права и обязанности работников и воспитанников данного учреждения и действующие только в пределах данного учреждения. Например:

Устав дошкольного образовательного учреждения;

-Правила внутреннего трудового распорядка;

-Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанника;

-Положение о родительском комитете и др.

В системе дошкольного образования произошли грандиозные события, требующие переосмысления многих позиций. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС. Основными нормативными документами, регламентирующими введение и реализацию ФГОС являются:

-Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» - это нормативно-правовой акт Федерального уровня, регламентирующий деятельность дошкольного образовательного учреждения. На основании этого закона разрабатываются все остальные нормативные акты. Данный Закон был принят 29 декабря 2012 г. и вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» впервые выделяет дошкольное образование первым, самостоятельным уровнем общего образования (ч.2 ст.10 п.4). В прежние времена считалось, что образование начинается со школы. В итоге получается такая цепочка:

дошкольное образование - общее - среднее профессиональное - высшее.

Настоящий Федеральный закон гарантирует право каждого человека на образование.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.5 п.2).

Приказ Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года разработан и вступил в силу с 1 января 2014г федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который призван регулировать отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС стал главным нормативным документом, на который теперь опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (ч.2 п. 2.9).

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (ч.2 п.2.11).

ФГОС направлен на охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизацию целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в детском саду, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка, радикальное изменение характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования первой ступени образования и перестройки системы управления.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования"

Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования.

Мы работаем по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В заключение хотелось бы отметить, что наша современная жизнь – это жизнь в ускоренном темпе, которая диктует определённые правила, где информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованным, идти в ногу со временем. Современное состояние образования – реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики.

С разработкой и утверждением новых федеральных законов образования радикально изменяется нормативно-правовая база дошкольного образования. Современный педагог должен идти в ногу со временем, знать и грамотно применять в работе нормативно-правовые документы.


Нормативно-правовая база РФ по дошкольному образованию состоит из:

Законодательных актов;

Указов Президента РФ;

Постановлений правительства РФ;

Ведомственных правовых актов (приказов,

распоряжений, писем Министерства

образования и науки РФ);

Законов и нормативных правовых актов

субъектов РФ.


Международные документы в области образования

  • Всеобщая декларация прав человека (1948)
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (14.12.1960) ратифицирована Россией - начальное образование является бесплатным и обязательным.
  • Конвенция о правах ребенка (1989)

Российское законодательство в области дошкольного образования

  • Конституция РФ ст.43 – общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
  • Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года:

Приоритет образования в политике государства;

Бесплатное дошкольное образование – для всех желающих;

Обеспечение педагогическими кадрами с высшим образованием

  • зарплата воспитателей- на уровне средней в образовании;
  • право на получение досрочной пенсии (25 лет педагогической деятельности)

Указ Президента РФ В.В.Путина от 7.05.2012 № 599 „О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки“

Обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования в возрасте от 3-х до 7 лет.

К сентябрю 2012 года принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3-х до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в т.ч. в частных дошкольных образовательных учреждениях.


  • В числе проблем отмечены дефицит услуг дошкольного образования, невысокий уровень качества дошкольного образования.
  • Для повышения доступности дошкольного образования необходимо развитие всех форм дошкольного образования: семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центр игровой поддержки, инклюзивное образование, развитие негосударственного сектора наряду со строительством дошкольных учреждений.


Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы

Цель программы:

Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям социально-ориентированного развития РФ

Задачи:

Обеспечение инновационного характера базового

образования;

Модернизация институтов системы образования как

инструментов социального развития;

Создание современной системы непрерывного

образования, подготовки и переподготовки профессиональных

Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.


  • модернизация общего и дошкольного образования как инструментов социального развития;
  • приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка;
  • развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

  • достижение во всех субъектах стратегических ориентиров образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализацией детей;
  • будут созданы стажировочные площадки;
  • модели воспитательных систем, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся;

  • современные модели, обеспечиващие образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей;
  • модели формирования культуры безопасного образа жизни, психолого - педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
  • создание площадки для обучения управленческих кадров.

Предполагается развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в т.ч. в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей;создание всевозможных центров для обучения детей с ОВЗ, одаренных детей.


Развитие системы оценки качества образования (в т.ч.дошкольного)

  • Разработка моделей оценки качества всех уровней образования, в т.ч.дошкольного.

Программой предусматривается внедрение и поддержка государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.


  • Новая школа- это институт, соответствующий целям опережающего развития;
  • новый учитель – совершенствование учительского корпуса;
  • изменение школьной инфраструктуры, условия для развития спорта, здорового образа жизни, современные условия организация питания, информационные технологии;
  • взаимодействие с родителями, семьей, сообществом;
  • переход на новые образовательные стандарты;
  • поддержка талантливых детей;
  • расширение самостоятельности ОУ.

ФЗ „Об основных гарантиях прав ребенка в РФ“ от 24.07.1998 №124

Защита прав детей- при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей.

Принятие решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, является государственной или муниципальной собственностью, осуществляется экспертиза последствий, т.е.экспертная оценка последствий.

Имущество (земля, здания)образовательных учреждений, переданное им в оперативное управление, может использоваться только в этих целях.


ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ от 6.10.2003 №131

  • Предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования является расходным обязательством муниципалитетов.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.2660-10 /постановление Главного государственного врача РФ №91/

Закон РФ „Об образовании“ от 10.07.1992 №3266-1

Закон РФ «Образование в Российской

Федерации» от 31.12.2012


  • Постановление правительства РФ от 30.12.2006 №849 „О перечне затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования“.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении/Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562 Введено в действие постановлением правительства РФ 16.04.2012 № 300/
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования /Приказ МО и Н РФ от 23.11.2009 №655/
  • Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования./Приказ Минобрнауки РФ от 20.07.2011 №2151/

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении:

/Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 №2562/

  • ДОУ реализует основные программы дошкольного образования и осуществляет уход и присмотр за детьми.
  • Задачи ДОУ:
  • Охрана жизни,укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • Обеспечение познавательно-речевого,социально-личностного,художественно-эстетического и физического развития воспитанников.
  • Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, Родине,семье.
  • Коррекция недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников для полноценного развития;
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

  • Детский сад;
  • Детский сад для детей раннего возраста;
  • Детский сад для детей предшкольного возраста;
  • Детский сад присмотра и оздоровления;
  • Детский сад компенсирующего вида;
  • Детский сад комбинированного вида;
  • Детский сад общеразвивающего вида;
  • Центр развития ребенка.
  • При необходимости могут быть открыты группы по присмотру и уходу за детьми, семейные группы.
  • Детский сад работает по образовательной программе учреждения, создаваемый им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы и ФГТ.


ДОУ создается учредителем и регистрируется в установленном законом порядке.

ДОУ должно иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

ДОУ может осуществлять платные образовательные услуги за рамками основной деятельности.

Режим работы учреждения и порядок комплектования детьми определяется учредителем.

Организация питания возлагается на ДОУ.

Медицинское обслуживание обеспечивается органами здравоохранения.

При приеме детей с ОВЗ ДОУ обеспечивает условия для организации коррекционной работы.




О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения. О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста /Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 №03-132/


«Закон об образовании РТ“.

Стратегия развития образования в РТ на

2010-2015 годы –комплексная

государственная целевая программа.

«О введении нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений в РТ»/Постановление Кабинета Министров РТ от 30.04.2008 №279/

Билет №20

Базовыми международным документами в области регулирования дошкольного образования являются: - Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г. Она провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или др. убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь. - Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов. В Российской Федерации дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими). Основой нормативно-правового регулирования является Конституция РФ, где в ст. 43 указано, что каждый имеет право на образование,и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования. - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый Гос.Думой 21 декабря 2012 г. и вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Согласно ему, целями дошкольного образования являются: - формирование общей культуры - развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств - формирование предпосылок учебной деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Цель образовательных программ дошкольного образования: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. По итогам освоения программ промежуточные и итоговые аттестации не проводятся. Родители (законные представители) дающие детям дошкольное образование в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих ДОУ, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. N655) Устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

2. Теоретические основы воспитания дошкольников средствами музыки. Задачи, содержание, средства, формы и методы музыкального воспитания детей.

Методике музыкального воспитания категория «воспитание» рассматривается широко: как процесс, связанный с передачей социального опыта от одного поколения к последующему. В данном случае опыт поколений заключен в произведениях музыкальной культуры (текстах музыкальной культуры) и способах деятельности, позволяющих распредмечивать и опредмечивать заложенные в этих текстах смыслы и ценности.

Поэтому музыкальное воспитание рассматривается как процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества.

Различают музыкальное воспитание дошкольное, школьное, внешкольное.

1.Развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка в процессе приобщения его к различным видам музыкальной деятельности: восприятию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальному творчеству.

2. Сформировать начала музыкальной культуры,

(она включает в себя:

· компоненты музыкально-эстетического сознания : потребность и интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству, эстетические эмоции и чувства, предпосылки музыкального вкуса

· знания, умения и навыки: исполнительские, творческие умения, навыки восприятия музыки, общие знания о музыке и др.)

способствовать тем самым формированию общей духовной культуры личности.

Таким образом, в связи со спецификой задач музыкального воспитания дошкольников музыкальное воспитание дошкольников – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие творческих способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание включает и обучение – это основной путь музыкального воспитания детей, обеспечивающий эффективность развития музыкальности, творческих способностей, формирования музыкальной культуры.

Термин музыкальное образование определяет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности. Выделяют общее (достаточное для любителей) и специальное музыкальное образование, подготавливающее к профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской, педагогической, научной).

Под музыкальным образованием дошкольников (в условиях дошкольного учреждения) подразумевают «первые шаги» в этой области, цель которых – раскрытие содержания элементарных сведений о музыке, способах музыкальной деятельности.

Под музыкальным развитиемдошкольников понимается процесс становления и музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования творческой активности ребнка от протейших форм к более сложным.

Все эти понятия тесно связаны. Их связь выражается и в том, что эффективность музыкального развития ребенка зависит от организаии музыкального воспитания, включая обучение и образование.