Правовое положение арбитражных управляющих в процессе несостоятельности (банкротства). Правовое положение арбитражного управляющего Понятие и признаки банкротства

При осуществлении всех процедур банкротства одним из главных действующих лиц является временный, административный, внешний и конкурсный управляющие, которые объединяются понятием арбитражного управляющего. Арбитражный управляющий - это особый субъект, от деятельности которого зависит в конечном итоге судьба должника.

Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах как должника, так и кредиторов. Данное положение обеспечивается путем закрепления на законодательном уровне ряда требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего Законом о банкротстве 2002 г. и иными нормативными актами, в частности постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 "О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации", постановлением Правительства РФ от 9 июля 2003 г. N 414 "Об утверждении Правил проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего" (с изменениями и дополнениями) и др.

Арбитражным управляющим по законодательству РФ может выступать только физическое лицо, утверждаемое арбитражным судом для осуществления установленных законом полномочий в целях реализации различных процедур банкротства: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.).

Требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего, условно можно разделить на две группы: требования, наличие которых необходимо для утверждения лица в качестве арбитражного управляющего (позитивные), и требования, которые препятствуют утверждению данного лица в качестве арбитражного управляющего (негативные).

К числу позитивных требований следует отнести: гражданство РФ, высшее образование, регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности, наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих, членство в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего сроком не менее шести месяцев.

Если требование о принадлежности к гражданству РФ является новеллой действующего Закона о банкротстве 2002 г., то регистрация арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя предусматривалась ранее положениями Закона о банкротстве 1998 г. Это означает, что деятельность гражданина в качестве арбитражного управляющего признается индивидуальной предпринимательской деятельностью. Более того, при осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, хотя последний и утверждает его в качестве арбитражного управляющего.

Применительно к рассматриваемому вопросу следует обратить внимание на определение понятия руководящая работа.

В соответствии с положениями Закона о банкротстве 2002 г. руководящей признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей должника, за исключением случаев проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику. В этом случае к арбитражному управляющему применяются все меры ответственности, установленные законодательством для руководителя такого должника (п. 4, 5 ст. 20 Закона о банкротстве 2002 г.).

Одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидатуре арбитражного управляющего, является наличие специальных знаний, подтвержденных сдачей теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих. Правила подготовки и проведения такого экзамена утверждены постановлением Правительства РФ от 28 мая 2003 г. N 308 (с изменениями и дополнениями). В нем определено, что Министерство юстиции РФ утверждает программу подготовки арбитражных управляющих на условиях равного представительства Министерства юстиции и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражных управляющих, формирует комиссию по приему экзамена, определяет дату, место и порядок проведения экзамена, порядок выдачи свидетельства о сдаче экзамена и т.д. Успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80% вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные.

К числу позитивных требований следует отнести также необходимость прохождения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее шести месяцев. Правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего определяют требования к помощнику арбитражного управляющего, основания отказа в прохождении стажировки, порядок привлечения помощника к деятельности управляющего (присутствие помощника на заседаниях арбитражного суда, выявление кредиторов должника, ведение реестра требований кредиторов, организация и проведение собраний кредиторов, принятие мер по взысканию задолженности перед должником, подготовка отчетов арбитражного управляющего и т.д.), порядок выдачи и учета свидетельств о прохождении стажировки и др.

Закон о банкротстве 2002 г. не содержит требования обязательной регистрации арбитражного управляющего в одном из арбитражных судов. Кроме того, в настоящее время не требуется получения лицензии для ведения деятельности арбитражного управляющего. Следует заметить, что ранее лицензирование осуществлялось в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544. С момента вступления в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в качестве арбитражного управляющего не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Интересен тот факт, что по законодательству ряда стран СНГ, к примеру Украины, наличие лицензии является обязательным условием при назначении физического лица арбитражным управляющим, за исключением распорядителя имущества крестьянского хозяйства, управляющего санацией руководителя должника, ликвидатора при банкротстве должника, ликвидируемого собственником. Лишение в установленном порядке лицензии является основанием для отстранения хозяйственным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей по делу о банкротстве.

Новеллой российского Закона о банкротстве 2002 г. является положение, согласно которому конкурсный кредитор или уполномоченный орган вправе предусмотреть дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

Наличие высшего юридического, экономического или профильного образования (по специальности, соответствующей сфере деятельности должника);

Наличие определенного стажа работы в соответствующей сфере экономики;

Наличие определенного количества проведенных процедур.

Исходя из специфики правового статуса отдельных категорий должников, также на законодательном уровне предусмотрены дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Так, постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 установлен Перечень требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации. К числу таких требований законодатель относит:

Наличие стажа работы в оборонно-промышленном комплексе не менее пяти лет (из них не менее одного года стажа руководящей работы);

Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в двух делах о банкротстве (за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника) при условии, что в течение последних трех лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего;

Наличие высшего юридического или экономического образования либо высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Дополнительные требования установлены также в отношении арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. Помимо общих положений арбитражный управляющий должен соответствовать квалификационным требованиям, изложенным в Положении ЦБ РФ от 6 сентября 2001 г. N 2929 "О порядке аттестации Банком России арбитражных управляющих (ликвидаторов) кредитных организаций". Это в частности, следующие требования: отсутствие в Банке России информации о нарушении данным лицом банковского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), наличие специальных знаний, приобретенных в образовательном учреждении, аккредитованном Банком России, по программам подготовки руководителей временной администрации по управлению кредитной организацией и т.д.

Негативными для кандидатуры арбитражного управляющего являются следующие основания:

Заинтересованность в отношении должника или кредиторов;

Процедура банкротства, введенная в отношении арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя (арбитражный управляющий как индивидуальный предприниматель сам может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке и на условиях, закрепленных действующим законодательством);

Неполное возмещение убытков, причиненных лицом при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

Дисквалификация (административное ограничение на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц);

Судимость за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

Отсутствие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Критерии заинтересованности установлены ст. 19 Закона о банкротстве 2002 г. При этом заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:

Юридическое лицо, являющееся основным или дочерним;

Руководитель должника;

Члены совета директоров (наблюдательного совета) должника;

Члены коллегиального исполнительного органа;

Главный бухгалтер;

Бухгалтер;

Так, по одному из дел истец ОАО "Екатеринбургский муниципальный банк" просил признать недействительным договор о продаже имущества с торгов, заключенный между ОАО "Молочный комбинат "Свердловский" и ГУ "Фонд имущества Свердловской области", и применить последствия недействительности сделки, основываясь на том, что специализированная организация, проводящая торги, была заинтересована в их результатах.

В соответствии с п. 1 ст. 111 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" после проведения инвентаризации и оценки имущества должника внешний управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. В силу п. 6 ст. 110 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" внешний управляющий может выступить в качестве организатора торгов либо поручить проведение торгов специализированной организации на основании договора.

Суд отказал в удовлетворении иска, поскольку специализированная организация к числу заинтересованных лиц законом не отнесена.

Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает, что обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем один год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем 3 млн. руб. в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Закона о банкротстве 2002 г.).

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Своеобразным гарантом профессиональной этики являются ассоциации (профессиональные) арбитражных управляющих, которые в Законе о банкротстве 2002 г. именуются саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (ст. 21). Как показывает международная практика, в некоторых зарубежных странах большинство арбитражных управляющих объединены в партнерства, насчитывающие от 2 до 50 партнеров, делящих между собой доходы, расходы и людские ресурсы. В некоторых случаях такие партнерства входят в более крупные объединения, к примеру, ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы.

По данным Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Семина Н.А. Банкротство. Вопросы правоспособности должника - юридического лица. М., 2003 -- с. 76., на начало 2004 г. было зарегистрировано более 40 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В настоящее время сохраняется тенденция к увеличению их количества.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - СРО) является новеллой Закона о банкротстве 2002 г. Правовой статус данная организация приобретает с момента включения сведений о ней в единый государственный реестр саморегулируемых организаций.

Порядок ведения реестра СРО регламентирован Положением о порядке ведения единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которое утверждено приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2004 г. N 202.

Закон о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 21) устанавливает ряд условий для включения некоммерческой организации (по своей организационно-правовой форме СРО являются некоммерческими организациями) в единый государственный реестр:

Наличие не менее чем 100 членов, каждый из которых соответствует требованиям, предъявляемым законом к арбитражным управляющим;

Участие ее членов не менее чем в 100 процедурах банкротства (в совокупности), учитывая и незавершенные;

Наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, формируемых за счет денежных средств в размере не менее чем 50 тыс. руб. на каждого члена.

Функции саморегулируемой организации в отношении ее членов весьма разнообразны. Это как защита прав и законных интересов ее членов, повышение уровня профессиональной подготовки арбитражных управляющих, так и применение к ним мер ответственности за нарушение правил профессиональной деятельности Семина Н.А. Банкротство. Вопросы правоспособности должника - юридического лица. М., 2003 -- с.113..

Одной из важнейших функций СРО является отбор кандидатур из своих членов, которые представляются арбитражным судам для утверждения в качестве арбитражного управляющего.

Правовая регламентация утверждения арбитражного управляющего в настоящее время существенно изменилась. По мнению М.В. Телюкиной, "Закон 1998 г. ставил решение этого вопроса в зависимость от воли кредиторов, определяя способы выдвижения, обсуждения кандидатуры, представления ее арбитражному суду. Закон 2002 г. лишил кредиторов возможности повлиять на назначение конкретной кандидатуры, передав соответствующие возможности саморегулируемым организациям арбитражных управляющих".

Заметим, что арбитражный суд, принимая заявление о признании должника банкротом, выносит определение, в котором указывается саморегулируемая организация, из числа членов которой впоследствии и будет утвержден арбитражный управляющий.

После получения запроса СРО составляет список своих членов, изъявивших желание быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и удовлетворяющих в наибольшей степени требованиям к такой кандидатуре, содержащимся в данном запросе. В список включаются три кандидата, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств. Не позднее пяти дней с даты получения такого запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом. Если стороны не воспользовались правом отвода, то арбитражный суд самостоятельно утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке представленных кандидатур (ст. 45 Закона о банкротстве 2002 г.).

Следует заметить, что при наличии отвода кандидатура не может быть утверждена. Отводы заявляются в процессе судебного заседания при рассмотрении вопроса об утверждении управляющего; об отводах должно быть указано в протоколе судебного заседания.

Определенный научный и практический интерес представляет структура управления СРО, отличающаяся следующими особенностями:

Наряду с исполнительным органом образуется постоянно действующий коллегиальный орган управления в составе не менее чем семь человек;

Не более 25% членов данного коллегиального органа управления должны составлять лица, не являющиеся членами СРО;

В состав органов управления не могут входить государственные и муниципальные служащие.

Помимо вышеназванных органов управления в составе СРО формируются следующие структурные подразделения:

По контролю за деятельностью членов в качестве арбитражных управляющих;

По рассмотрению дел о наложении на членов СРО мер ответственности;

По отбору кандидатур своих членов для их представления арбитражным судам с целью последующего утверждения.

Заметим, что основания и порядок проведения СРО проверки деятельности своих членов указаны в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 366 "Об утверждении Правил проведения саморегулируемой организацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих членов".

Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

2) конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

3) уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

4) арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих :

временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

5) иные лица , в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;


6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления , и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования

1) арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

2) наличие высшего образования;

3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;

5) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

6) сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;

7) арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

1) наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

2) наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

3) установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

Он имеет право:

Созывать собрание (комитет) кредиторов;

Обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве;

Привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника;

Созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;

Получать вознаграждение и т. д.

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

Федеральный закон 2002 г. закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

К числу обязанностей арбитражного управляющего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) относит:

Принятие мер по защите должника;

Анализ финансового состояния должника;

Анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарных и иных рынках;

Ведение реестра требований кредиторов;

Выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

Рассмотрение заявленных требований кредиторов;

Возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков и др. (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

1) она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;

2) члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

3) за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т. д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Порядок назначения и требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

Понятие и признаки банкротства

Тема 7. Понятие и признаки банкротства

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативно-правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ;

3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;

6. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ и т. д.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо – если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства) :

1) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

2) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

3) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица – не менее 100 тыс. руб.;

4) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) – превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.



К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

1) должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;

2) конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;

3) уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);

4) арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих :

временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;

административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;

внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;

конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.

5) иные лица , в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;

6) лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления , и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Арбитражный управляющий утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства.

Статья 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок назначения арбитражного управляющего. Должник, кредитор или уполномоченный орган в своем заявлении указывают наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой арбитражный суд утверждает временного управляющего. После получения запроса заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в запросе. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия обозначенным требованиям, а при равном соответствии этим требованиям – с учетом их профессиональных качеств.

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Арбитражный суд утверждает оставшуюся кандидатуру. В случае отсутствия такого отвода арбитражный суд утверждает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» закрепляет следующие требования

1) арбитражный управляющий должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

2) наличие высшего образования;

3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности. При этом руководящей работой признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением проведения процедур банкротства по отношению к отсутствующему должнику;

5) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего Организация и проведение стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего осуществляется саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих;

6) сдача экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Организация и проведение теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и образовательным учреждением;

7) арбитражный управляющий должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) вправе предусмотреть следующие дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего:

1) наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

2) наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

3) установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего (п. 1 ст. 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

При осуществлении своих функций арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с должником, ни с арбитражным судом, ни с кредиторами.

Арбитражный управляющий в ходе всего процесса о банкротстве должен занимать нейтральную позицию в отношениях должника и кредиторов. Следовательно, арбитражными управляющими не могут быть назначены лица, которые являются заинтересованными по отношению к должнику и кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства; которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего; которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, а также которые не имеют договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Обязательной формой финансового обеспечения деятельности арбитражного управляющего признается договор страхования ответственности, который должен быть заключен на срок не менее чем год с его обязательным последующим возобновлением на тот же срок. При этом минимальная сумма финансового обеспечения не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Предусматривается также дополнительное страхование ответственности арбитражного управляющего в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.

Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и обязанностями.

Он имеет право:

Созывать собрание (комитет) кредиторов;

Обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законодательством о банкротстве;

Привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника;

Созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;

Получать вознаграждение и т. д.

Вознаграждение арбитражного управляющего за каждый месяц осуществления им своих полномочий устанавливается в размере, определяемом кредитором (собранием кредиторов) и утверждаемом арбитражным судом, и должно составлять не менее чем десять тысяч рублей.

Федеральный закон 2002 г. закрепляет возможность получения арбитражным управляющим дополнительного вознаграждения за счет средств кредиторов.

К числу обязанностей арбитражного управляющего Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) относит:

Принятие мер по защите должника;

Анализ финансового состояния должника;

Анализ финансовой, хозяйственной, инвестиционной деятельности, его положения на товарных и иных рынках;

Ведение реестра требований кредиторов;

Выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;

Рассмотрение заявленных требований кредиторов;

Возмещение убытков должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков и др. (ст. 24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Гарантом профессиональной этики являются саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Под саморегулируемой организацией арбитражных управляющих понимается некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Основанием для включения некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:

1) она должна объединять не менее 100 арбитражных управляющих;

2) члены такой организации должны участвовать не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства, в том числе не завершенных на дату включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

3) за счет взносов членов должен быть сформирован компенсационный фонд или общество взаимного страхования (из расчета не менее чем пятьдесят тысяч рублей на каждого члена).

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих создаются в целях представления и защиты прав и законных интересов своих членов, контроля за их профессиональной деятельностью, организации и проведения стажировки гражданина Российской Федерации в качестве помощника арбитражного управляющего, рассмотрения жалобы на действия своего члена, ведения реестра арбитражных управляющих, являющихся ее членами, и т. д. (ст. 22 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Контрольные вопросы

1. Назовите признаки несостоятельности по действующему законодательству.

2. Каково действие Федерального закона 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» по кругу лиц?

3. Кто вправе подать заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд?

4. Охарактеризуйте правовое положение лиц, участвующих в деле о банкротстве.

5. В каком порядке происходит назначение арбитражного управляющего?

6. Какова компетенция арбитражного управляющего?

7. Охарактеризуйте правовое положение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В отличие от других процедур банкротства процедура наблюдения является обязательной и вводится независимо от того, по чьей инициативе возбуждено производство по делу о банкротстве.

Закон о банкротстве предусматривает некоторые исключения из данного правила. Так, процедура наблюдения не применяется к должнику, в отношении которого принято решение о ликвидации, отсутствующему должнику, специализированному обществу и ипотечному агенту, а также к должнику-гражданину.

Процедура наблюдения является одной из самых важных, сложных и ответственных процедур банкротства, поскольку итогом ее проведения является принятие решения о дальнейшей судьбе должника. В период наблюдения организация-должник продолжает работать в нормальном режиме, а руководство организации осуществляет руководящую деятельность.

Основным действующим лицом процедуры наблюдения является временный управляющий - лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения указанной процедуры.

Временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

Приступая к исполнению своих обязанностей, предусмотренных Законом о банкротстве, временный управляющий в первую очередь должен спланировать свою работу таким образом, чтобы обеспечить выполнение следующих задач:

  • - принятие мер по обеспечению сохранности имущества должника;
  • - проведение анализа финансового состояния организации должника;
  • - выявление кредиторов должника;
  • - ведение реестра кредиторов;
  • - уведомление кредиторов о введении наблюдения;
  • - созыв и проведение первого собрания кредиторов.

То есть, не нарушая обычного ритма работы организации и не подменяя собой руководителя и коллегиальные органы управления должника, временный управляющий должен разобраться в реальном положении вещей в организации, оценить состояние должника и пути выхода из кризисного состояния, при этом не допуская еще большего ухудшения его финансового состояния.

Таким образом, целью процедуры наблюдения, а, следовательно, главной задачей временного управляющего является установление объективной картины истинного положения должника, включая состояние его имущества, обязательств, результаты его финансово-хозяйственной деятельности.

Учитывая специфику деятельности временного управляющего, его особый правовой статус, надлежащее осуществление полномочий временного управляющего при проведении процедуры банкротства в предприятии должника невозможно без получения сведений, касающихся финансового состояния должника, которые он вправе запрашивать у государственных органов и иных лиц, обладающих необходимой информацией .

Временный управляющий не имеет прямых полномочий руководителя хозяйственной деятельности должника и по смыслу Закона о банкротстве должен действовать в рамках, определенных данным Законом. Обязанности временного управляющего, перечисленные выше, предусмотрены ст. 67 этого Закона, т.е. указанные мероприятия арбитражный управляющий обязан выполнять в любом случае. Своими же правами, установленными ст. 66 Закона о банкротстве, временный управляющий вправе воспользоваться в случае возникновения такой необходимости. Помимо прав, определенных специально для временного управляющего, он также имеет права, установленные для всех арбитражных управляющих в п. 3 ст. 24 Закона о банкротстве.

Одной из основных задач временного управляющего является обеспечение сохранности имущества должника и предотвращение его дальнейшей потери через сделки, заключаемые руководством должника или иным путем.

С целью сохранности имущества должника Законом о банкротстве предусмотрена возможность подачи временным управляющим заявлений о признании недействительными сделок, заключенных должником с нарушением ст.ст. 63, 64 Закона, т.е. без получения согласия временного управляющего. К таким сделкам относятся сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.

Согласие временного управляющего следует квалифицировать как согласие третьего лица на совершение сделки.

Правовое положение временного управляющего оценивается в доктрине неоднозначно. Признавая анализируемые ограничения для юридических лиц ограничением или лишением должника его дееспособности , по существу временного управляющего считают представителем должника. Конституционный Суд РФ высказал свою правовую позицию, признав, что «...предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» последствия введения наблюдения (в частности, необходимость получения согласия временного управляющего на совершение сделок, запрет на реорганизацию и ликвидацию должника, создание юридических лиц, филиалов, представительств, выплату дивидендов, размещение ценных бумаг) представляет собой существенные ограничения дееспособности предприятия-должника...» . В то же время существует в доктрине и иной взгляд на проблему ограничения должника в совершении им сделок со своим имуществом, которые рассматриваются как публично-правовые последствия введения процедуры несостоятельности , должник в этом случае сохраняет в полном объеме дееспособность, а временный управляющий, выполняя свои полномочия, действует в интересах должника, его кредиторов и в публичных интересах.

В качестве меры обеспечения в процедуре наблюдения должник - юридическое лицо дополнительно может быть ограничен в совершении сделок арбитражным судом, так как временному управляющему предоставлено право обращения с ходатайством к арбитражному суду о запрете самостоятельного совершения сделок, не указанных в п. 2 ст. 64 Закона (п. 2 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 66). В этом случае указанные сделки также совершаются с согласия временного управляющего .

Большие споры вызывают положения ст. 66 Закона о банкротстве, а именно, что «временный управляющий вправе: предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительности сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 настоящего Федерального закона» . Из части второй данного пункта понятно, что сделки, заключенные с нарушением Закона о банкротстве, являются ничтожными и временный управляющий вправе заявлять иск о применении последствий их недействительности. В частности, это могут быть сделки, противоречащие требованиям ст. 63, 64 Закона о банкротстве, т.е. сделки, заключенные без получения согласия временного управляющего.

С частью первой п. 1 ст. 66 сложнее. Существуют различные точки зрения - по мнению В.В. Витрянского, в данном случае идет речь о возможности предъявления временным управляющим исков о признании сделок должника недействительными по общим основаниям, установленным главой 9 Гражданского кодекса РФ . Согласно другой - «законодатель имел ввиду признание недействительными сделок, заключенных только с нарушением Закона о банкротстве» .

Однако со второй точкой зрения нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка является оспоримой. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом. Закон о банкротстве не устанавливает, что сделки, ему противоречащие, являются оспоримыми, следовательно, они являются ничтожными. Для применения последствий недействительности ничтожных сделок должника и предусмотрена часть вторая п. 1 ст. 66 Закона о банкротстве. Недействительными могут быть признаны оспоримые сделки, перечень которых установлен Гражданским кодексом РФ, поскольку нет необходимости признавать недействительными ничтожные сделки.

Однако в данном случае возникают и другие вопросы, требующие официального разъяснения. Например, арбитражный управляющий, воспользовавшись правом, предоставленным ему ст. 66 Закона о банкротстве, установил, что руководителем должника - акционерного общества, под влиянием злонамеренного соглашения с одним из кредиторов заключена сделка с целью искусственного увеличения кредиторской задолженности или вывода имущества из активов должника. В соответствии со ст. 179 ГК РФ требование о признании недействительной сделки, заключенной под влиянием злонамеренного соглашения сторон, может быть заявлено по иску потерпевшего. Применительно к Федеральному закону «Об акционерных обществах» потерпевшим признается общество и акционеры.

При этом должник данный иск заявлять не будет в связи с тем, что руководство было заинтересовано в совершении указанной сделки. Арбитражный управляющий в качестве истца не назван ни в ГК РФ, ни в Федеральном законе «Об акционерных обществах», поскольку в данном случае не является потерпевшим. Также в ГК РФ не содержатся отсылки к Закону. Таким образом, временный управляющий оказывается в тупиковой ситуации - он установил, что совершена сделка, повлекшая причинение убытков как для кредиторов, так и для должника, однако признать ее недействительной не вправе, так как не может выступать истцом по делу. Эти противоречия в законодательстве остались неразрешимыми и по сей день.

Еще одним направлением действий временного управляющего по обеспечению сохранности имущества должника является работа с судебными приставами.

Арбитражный управляющий А. Усманский утверждает: «Как показывает практика, чрезвычайно актуальной проблемой для временного управляющего при осуществлении им мер по обеспечению сохранности имущества должника является проблема приостановления исполнительного производства, которое ведется в отношении должника, а также взаимодействие с судебными исполнителями» .

В соответствии с Законом о банкротстве исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае возбуждения арбитражным судом производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

Как отмечает А. Усманский, на практике, в основном, сами приставы и судьи общей юрисдикции, не признавая императивности данной нормы Закона о банкротстве, считают, что исполнительное производство в отношении должника может быть приостановлено по рассмотрению отдельно с назначением судебного слушания по данному вопросу, что надолго приостанавливает исполнительные действия, более того они продолжают осуществлять исполнение в процессе наблюдения. Такая позиция противоречит существу законодательства, регулирующего процедуры несостоятельности.

Что касается арбитражных судов, то в настоящий момент все большее распространение получает практика приостановления всех исполнительных производств единым определением об их приостановлении. Данное определение арбитражный суд вправе вынести в том числе и по ходатайству временного управляющего .

В процессе осуществления своих полномочий временный управляющий сталкивается с проблемой установления кредиторов и определения размера их кредиторской задолженности.

Отметим, что до принятия настоящего Закона о банкротстве, данная ситуация порождала множество правовых споров. В частности, неясным оставался вопрос обоснованности включения, или напротив, не включения требований тех или иных кредиторов в реестр. В настоящее время данный вопрос закреплен в норме ст.71 Закона о несостоятельности, согласно которой временный управляющий должен включать требования кредиторов в реестр только на основании соответствующего определения арбитражного суда.

В целом работа с кредиторами должника заключается в следующем:

  • - установление кредиторов должника;
  • - уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
  • - ведение реестра требований кредиторов;
  • - проведение первого собрания кредиторов.

Согласно ст. 72 Закона о банкротстве, временный управляющий определяет дату проведения собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов.

Следует отметить, что все другие действия, в частности выявление круга кредиторов, определение размера их требований, включение их в реестр требований, финансовый анализ деятельности должника, осуществляются именно с целью проведения первого собрания кредиторов.

В рамках своих полномочий, временный управляющий осуществляет допуск на первое собрание кредиторов, а также подсчет голосов. Данные действия он осуществляет на основании данных, содержащихся в реестре требований кредиторов, устанавливаемом на основании определений арбитражного суда.

Временный управляющий на первом собрании сообщает кредиторам данные анализа финансового состояния должника. Анализ проводится в целях определения достаточности имущества должника для покрытия судебных расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. В процессе наблюдения временный управляющий на основе детального анализа финансового состояния должника должен предоставить собранию кредиторов и арбитражному суду наиболее полные сведения о нем: наличие или отсутствие признаков банкротства, возможность расплатиться с кредиторами до заседания арбитражного суда, положение должника на товарных рынках и т.д. Кроме того, именно в процессе проведения анализа финансового состояния должника временный управляющий имеет возможность установить наличие признаков фиктивного и преднамеренного банкротства .

Подводя итог вышесказанному, можно сказать что, временному управляющему, с одной стороны, предоставлен большой объем полномочий (учитывая то, что дальнейшая судьба организации - должника не решена и руководители должника продолжают осуществлять свою деятельность в обычном режиме), а с другой, - он находится в зависимости от тех же руководителей должника в части предоставления ему всей необходимой информации, а также от лиц, чьи интересы он фактически представляет.

В целом следует подчеркнуть, что в процессе проведения процедуры наблюдения временный управляющий не подменяет органы управления должника. Его деятельность должна быть направлена на сохранение имущества должника, установление факта наличия или отсутствия признаков банкротства и выявление возможных перспектив развития должника.

Согласно ст.34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. (далее – Закон) к числу лиц, участвующих в деле о банкротстве относятся арбитражные управляющие.

Арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст.2 Закона).

В зависимости от стадии конкурсного процесса арбитражный управляющий бывает временным на этапе наблюдения, административный на этапе финансового оздоровления, внешним и конкурсным при проведении соответственно внешнего управления и конкурсного производства.

Поскольку арбитражный управляющий наделен значительными правами и обязанностями в процессе несостоятельности (банкротства), Закон предъявляет достаточно серьезные требования к кандидатуре управляющего. Требования можно разделить на 2 группы: позитивные (те, которые обязательно должны присутствовать) и негативные (те, которые обязательно должны отсутствовать).

Позитивными требованиями являются следующие:

1. регистрация в качестве индивидуального предпринимателя;

2. наличие высшего образования;

3. стаж руководящей работы не менее 2 лет. Руководящей признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя;

4. обязательна сдача теоретического экзамена по подготовке арбитражных управляющих. Причем организация и проведение теоретического экзамена осуществляется комиссией формируемой при условии равного представительства федерального органа и образовательного учреждения;

5. обязательно прохождение стажировки не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

6. обязательность членства в одной из саморегулирующих организаций;

7. обязательное заключение договора страхования ответственности на случай причинения убытков. Такой договор заключается не менее чем на год и его сумма (сумма финансового обеспечения) не может быть менее 3 мил. рубл. Причем при утверждении арбитражного управляющего арбитражным судом он должен в течении 10 дней с даты его утверждения дополнительно застраховать свою ответственность в размере зависящем от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату.

Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве арбитражных управляющих лица (негативные требования):

1. которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

2. в отношении которых введена процедура банкротства;

3. которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

4. которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

5. которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

6. которые не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника;

7. которые имеют судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) к кандидатуре арбитражного управляющего вправе предусмотреть следующие дополнительны требования (ст.23 Закона):

· наличие у кандидата высшего юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;

· наличие у кандидата определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;

· установление количества процедур банкротства, проведенных кандидатом в качестве арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать требования к кандидатуре арбитражного управляющего, не предусмотренные в ст.23 Закона.

Арбитражный управляющий должен являться членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Саморегулируемая организация - некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, включена в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих (тс.2 Закона). Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации арбитражных управляющих (п.2 ст.24 Закона).

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих вправе (п.1 ст.22 Закона):

представлять законные интересы своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

применять в отношении своих членов предусмотренные учредительными и иными документами меры дисциплинарной ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;

заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве своих членов, в действиях (бездействии) которых установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) и т.д.

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана (п.2 ст.22 Закона):

разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения всеми своими членами правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

контролировать профессиональную деятельность своих членов в части соблюдения требований Закона и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего;

рассматривать жалобы на действия своего члена, исполняющего обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве и т.д.

Контроль за деятельности саморегулируемых организаций осуществляет регулирующий орган (в настоящее время – Росрегистрация).

Права и обязанности арбитражного управляющего в общем виде закреплены в ст.24 Закона.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право:

§ созывать собрание кредиторов;

§ созывать комитет кредиторов;

§ обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом;

§ получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены Законом (см. ст.26 Закона);

§ привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

§ подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан:

§ принимать меры по защите имущества должника;

§ анализировать финансовое состояние должника;

§ анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

§ вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом;

§ предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных Законом;

§ возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

§ выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

§ осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом функции.

В случае, если иное не установлено Законом, арбитражный управляющий обязан сохранять конфиденциальность сведений, охраняемых федеральным законом (в том числе сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну) и ставших ему известными в связи с исполнением обязанностей арбитражного управляющего.

При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Полномочия утвержденного арбитражным судом арбитражного управляющего, возложенные лично на него в соответствии с Законом, не могут быть переданы иным лицам .

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего является основанием для отстранения арбитражного управляющего арбитражным судом по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве. Арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков. Арбитражный управляющий в указанном случае также несет ответственность, предусмотренную федеральным законом (ст.25 Законом).

Порядок утверждения арбитражных управляющих определен ст.45 Закона (см. указанную статью).

См. гл.IV Закона о правовом статусе временного управляющего.

См. гл.V Закона о правовом статусе административного управляющего.

См. гл.VI Закона о правовом статусе внешнего управляющего

См. гл.VII Закона о правовом статусе конкурсного управляющего.