Защитить авторское право. Памятка для владельцев веб-ресурсов

Как показывает практика, авторские права часто подвержены разнообразным нарушениям, из-за чего возникает необходимость в обеспечении эффективных механизмов защиты касательно объектов, являющихся интеллектуальной собственностью. Как утверждают эксперты, именно авторские права чаще всего нарушаются, так как огромный массив информации и широкое поле деятельности дает нарушителям возможность без особых для себя последствий идти на нарушение. Кроме того, нередко случаются ситуации, когда по каким-то причинам невозможно отследить текущие изменения в законодательной базе, из-за чего нарушения могут возникать непроизвольным образом.

Рассмотрим, какие механизмы применяют для защиты авторских прав, и что нужно предпринять, чтобы не сталкиваться с осложнениями в обозримом будущем.

Авторское право и его субъекты

Авторское право являет собой функциональную структуру гражданского права, занимающуюся регулировкой правоотношений, тесно связанных с созданием и дальнейшим применением различных предметов художественного, литературного или научного жанров, а также предметов, подходящих под категорию торговых плодов плодотворной творческой или интеллектуальной деятельности. Само наименование «авторское право» можно считать условным, так как закон в первую очередь обеспечивает защиту интересов правообладателя, а не автора.

Пользователи редко понимают, как защитить авторское право на книги, музыку и другие объекты авторства.

Изначальным владельцем (субъектом) авторского права выступает пользователь, который создал определенное произведение при помощи творческого или интеллектуального труда.

В его отношении будет установлено не только личное неимущественное право, а исключительное право на пользование своим трудом в произвольной форме, но при соблюдении требования, что это не противоречит действительной законодательной базе. Оригинал творения в обязательном порядке содержит инициалы своего создателя, который будет признан автором, если иное не было доказано в суде.

Помимо непосредственного автора в роли субъектов права могут выступать иные пользователи, к которым по определенным обстоятельствам могут передаваться исключительные права на итог творчества или интеллектуальной работы. Законодатель определяет таких пользователей как правообладателей. Среди таковых могут быть:

  1. Работодатели и представители администрации предприятия, при соблюдении правила, что творение было воспроизведено служащим при исполнении им обязанностей, связанных с профессиональной сферой. Весь результат интеллектуального труда в данном примере будет принадлежать нанимателю, и защита авторских прав действительна касательно данного пользователя.
  2. Предприятия, в числе которых издательства, радио- и телекомпании, СМИ и т.д. Они получают права на дальнейшее применение итога творчества с последующим использованием произведения.
  3. Заказчики, если итоговое творение появилось в результате соответствующих договоренностей, в которых создатель выступил как исполнитель заказа.
  4. Обычные пользователи, выступающие в качестве наследников пользователей, обладающих всеми возможными авторскими правами. При этом нужно сказать, что для наследников устанавливается конкретные временные пределы, на протяжении которых будут действовать интеллектуальные права. Срок начнет свой отсчет с момента, когда на официальном уровне пользователю будет передано творение как часть наследственных ценностей.

В Западной Европе и США большую популярность приобрели еще некоторые довольно своеобразные элементы правоотношений между создателями и правообладателями (авторами). Речь идет об организационных структурах, осуществляющих руководство касательно имущественных правоотношений на коллективном основании. В нашей стране подобная практика только начинает внедряться.

Правовая база и объекты авторского права

Авторское право регламентируется в Российской Федерации определенными законодательными нормативами. До 2008 года в нашей стране действовал закон «Об авторском праве и смежных правах», однако со временем данный норматив утратил свою правомочность, и как итог – основой для регламентации правоотношений в данной сфере стал Гражданский кодекс, а именно ч.4.

Данный функциональный элемент кодекса получил наименование «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Помимо непосредственно авторских прав сюда вошли любые смежные права, соприкасаемые с авторством, изобретение, интегральные микросхемы, производственные секреты, технологические наработки конфиденциального характера и многое другое.

Чтобы обновленные нормы были максимально эффективными, и их применение несло определенные результаты, законодатели изучили ранее действовавшие нормативы, и дополнили их новыми положениями, в частности, непосредственно затрагивающими все нюансы, которые отмечаются при взаимодействии сторон, принимающих участие в авторском соглашении.

Что же касается объекта авторского права, то это продукт, полученный человеком после тщательного исполнения действий, соприкасаемых с творческой или интеллектуальной работой. Закон устанавливает, что конкретный продукт являет собой объект защиты лишь при наличии требования, что в его отношении установлен автор, который хочет защитить свою работу. В ст.1259 ГК РФ обозначены определенные достижения человека, которые признаются возможными объектами защиты:

  1. Литературные творения, включая сценарии, музыкальные произведения и пьесы.
  2. Хореографические наработки и сочинения мимодраматического плана.
  3. Творения визуального характера, в частности фильмы, рекламные ролики, и прочие продукты аудио и видеовизуального ряда. Так, авторские права на песню также будут объектом пристального внимания со стороны государства.
  4. Результат художественной работы, а также архитектурные, градостроительные и ландшафтные проекты, имеющие некие уникальные характеристики.
  5. Плоды картографии, планы, схемы, фотоизображения, а также продукты, относящиеся к топографическим и географическим изысканиям.
  6. Сочинения творческого жанра, если для их создания использованы многие источники, а кроме того плоды, полученные в результате переработки уже существующего произведения.
  7. Компьютерные программы, но при условии, что они приравнены к литературным или художественным творениям и являются копирайтом.

Некоторые элементы не могут быть отнесены к области авторского права, и в их отношении закон защиту не установит. К ним относят информационные уведомления, официальную документацию, доступную для широкой аудитории, элементы фольклорного характера, государственные знаки и символы, нереализованные творческие идеи и планы, если они не были ранее закреплены на конкретным пользователем на официальном уровне и многое другое.

Отметим, что авторские права не являются приоритетными для законодателя, и наряду с ними пользователи могут рассчитывать на защиту своих интересов, если в наличии имеются смежные права, затрагивающие данную отрасль.

Так, речь идет о воспроизведении творения, содержании баз данных, эфирных сообщениях и т.д.

Согласно действительным законодательным нормам, в отношении автора произведения, признанного продуктом творческой работы, будут утверждены определенные правовые особенности:

  1. Личные права неимущественного плана. Данная группа не учитывает все финансовые моменты, и представлена теми правами, которые не несут за собой никакого экономического эффекта:
  • право признания своего авторства;
  • право пользоваться собственным именем в качестве подтверждения авторства;
  • защита авторских прав от любых противоправных корректировок (искажений), и установление его неприкосновенности, ни в одно творение невозможно будет внести некие коррективы без согласования данного вопроса с пользователем, которого законодатель определил, как создателя (правообладателя).
  1. Исключительное право на творение, дающее гражданину возможность распоряжаться объектом по собственному усмотрению и использовать его в любых доступных формах, при обязательном требовании, что они никоим образом не затрагивают законные интересы. Данное право действует на протяжении срока жизни создателя, а после его смерти наследники могут пользоваться им на протяжении 70 лет.
  2. Иные права, представляющие собой отдельную категорию. К ним можно отнести:
  • право на получение определенной награды (в материальной форме) за созданное произведение;
  • доступ к предметам изобразительного характера, от создателя оригинального предмета могут потребовать предоставление возможности более тесного ознакомления с продуктом для создания максимально соответствующей ему копии;
  • если по каким-то причинам автор не согласен на публикацию его творения и доступ к нему общественности, он вправе в любой момент отказаться от обнародования, но при условии, что никакие запреты на данное действие не прописаны в договоренностях с издательствами и другими третьими лицами.

Для того, чтобы государство могло реализовать и установить конкретные механизмы защиты авторских прав, изначально нужно подтвердить авторство.

Нередко это может сопровождаться огромными сложностями, особенно в современном обществе, которое имеет доступ к социальным сетям и развитой информационной системе.

Если с текстовыми документами все более или менее понятно, и установить авторство конкретного человека можно довольно просто, так как копирайт не имеет значительных объемов плагиата, то вот с фотоизображениями все обстоит куда сложнее. Разберем на конкретном примере, что нужно для того, чтобы определить авторство и подтвердить его касательно графических изображений.

Так, защита авторских прав в сети интернет будет проходить с учетом неких параметров. Речь идет об . Если фотоизображение было выложено в общественный доступ, и изначально на нем отсутствует знак авторства, подтвердить свои исключительные права можно лишь при наличии определенных обстоятельств:

  1. На руках пользователя должен быть первоисточник произведения. Касательно фотоизображения в роли оригинала может быть представлен конкретный кадр, негатив, необработанное фото или же сам фотоаппарат, на котором имеется спорный кадр.
  2. Первое публичное обнародование материала должно проходить под именем автора. Это означает, что первая публикация должна проходить под инициалами создателя, или же на его персональных интернет ресурсах, среди которых блог, личная страница в социальной сети и т.д. Тогда защита авторских прав в интернете будет максимально простой.
  3. Проведение экспертной оценки, в рамках которой будет установлено отношение конкретного пользователя к созданию предмета.

В противном случае могут возникнуть определенные сложности, которые не дадут возможности установить реального автора оригинального творения. Тогда придется обращаться в суд и предоставлять аргументированную позицию по данному вопросу, подкрепленную значительной базой доказательств.

Сроки действия авторских прав

Многие пользователи сталкиваются с проблемой, так как не имеют понятия о том, в течении какого временного отрезка будут действительны на творение. В данном случае нужно обратится к законодательству, а именно главе 70 ГК РФ. В нормативе обозначены конкретные случаи, принимающиеся к сведению при определении срока действия авторского права.

На протяжении указанного времени пользоваться оригиналом произведения может только тот пользователь, который имеет авторские права, или признан правообладателем.

В целом, касательно данного вопроса закон устанавливает такие пределы:

  1. Обобщенный срок действия авторского права составляет 70 лет, и отсчет будет начат с того момента, как автор первоисточника умер, и передал права на свое творение наследнику.
  2. Если произведение стало результатом плодотворного сотрудничества нескольких авторов, тогда срок будет отсчитываться с момента гибели последнего из авторов.
  3. Часто бывает так, что произведение публикуется без указания авторства, или же под вымышленным именем. Тогда период в 70 лет будет отсчитан с момента обнародования документа. Если за это время автор решит обнародовать информацию о себе, тогда временные рамки касательно авторских прав будут установлены на общих основаниях.
  4. Отдельного упоминания заслуживает ситуация, когда произведение обнародовано уже после смерти создателя, при условии, что публикация произведена в период до 70-летней годовщины смерти автора. Тогда отсчет 70-летнего срока будет дан с момента первой публикации.
  5. Для ветеранов ВОВ, и авторов, творивших в указанный период, срок действия будет продлен на 4 года.

Способы защиты авторских прав

Многие граждане не знают, как защитить авторские права. В России, как и в любых других государствах, авторское право является одним из элементов защиты. Это означает, что государство будет всячески способствовать тому, чтобы отстоять интересы граждан, обладающих эксклюзивными авторскими правами на произведения. Как и любой элемент защиты, для реализации механизмов нужно будет обратиться в суд, и именно на судебные органы будет возложена обязанность по реализации защитных функций.

Чтобы предпринятые меры были предельно эффективными, нужно реализовывать определенные способы защиты авторских прав, которые не только предотвратят нарушения в данной сфере, но и при необходимости помогут отстоять интересы владельца, права которого были нарушены:

  1. Признание прав в отношении конкретного пользователя. На высшем государственном уровне будет закреплено исключительное право авторства на произведение, закрепленное касательно конкретного человека. Если авторство будет подтверждено, даже в случае нарушений злоумышленники не смогут избежать ответственности и будут привлечены к наказанию.
  2. Предотвращение действий, создающих угрозу для нарушения, или непосредственно нарушающих авторские права. Главным механизмом данного способа будет запрет на распространение пиратского контента и удаление любых копий, опубликованных на противозаконных основаниях.
  3. Финансовое возмещение прямых убытков пользователям, которые пострадали от нарушений в сфере авторского права. Таким образом, если интересы пользователя были нарушены, и принадлежащие ему объекты творчества появились в незаконном общественном доступе без его позволения, государство установит нарушителя и заставит его оплачивать компенсацию в денежном эквиваленте за действия, повлекшие за собой создание неудобств, материальные потери и т.д.
  4. Изъятие контрафактной продукции, опубликованной без соответствующего разрешения от первоначального обладателя авторского права. В рамках защиты пользователей государство имеет право проводить рейды, призванные удалить нелицензионные копии продукции, а также оборудование, с помощью которого произведение было распространено произведение. При помощи данного механизма, появляется шанс, что в будущем подобные правонарушения касательно данного предмета авторства будут предотвращены.
  5. Обнародование информации о действительном обладателе прав авторства. Государство в качестве подтверждения прав пользователя может выпустить постановление, по которому принадлежащий ему предмет авторства будет обнародован исключительно с указанием инициалов автора или пользователя, являющегося правообладателем.
  6. Компенсация за прямое нарушение авторского права. В отношении граждан, выступающих правонарушителями, по запросу правообладателя могут быть применены штрафные санкции, призванные компенсировать моральный ущерб, нанесенный автору или его приемнику. Конкретный размер платы может быть самым разнообразным, и составлять от 10 тыс. рублей до 5 млн. рублей, . Все будет зависеть от ценности материала, его научной степени и популярности у потребителей.

Помимо реальных действий и инструментов, ставящих перед собой цель предотвращения любых правонарушений в сфере авторского права, существуют также различные технические средства, стоящие на защите интересов пользователей.

Речь идет о специальных компьютерных программах, находящих нелицензионные копии и , программном обеспечении, способном в автономном режиме блокировать доступ к ресурсам, на которых выложен контрафакт и многое другое.

В ст.1299 ГК РФ определено, что касательно объекта авторского права категорически запрещены определенные действия, в частности:

  • устранение любых ограничений, установленных в отношении произведения его автором, правообладателем или техническим инструментом, контролирующим правомочность использования контента;
  • передача технического инструментария во временное владение или в безвозмездное пользование третьим лицам, если потенциальный арендатор не может гарантировать защиту авторских прав пользователей, или намеревается исполнить определенные противоправные операции.

Если данные требования не соблюдаются, тогда основной обладатель прав имеет полное право требовать незамедлительно изъять оборудование у нарушителя. Кроме того, он может потребовать компенсацию морального вреда, и если ему был причинен определенный финансовый вред в результате нарушения – то и материального.

Специальные возможности защиты авторского права

Каждый пользователь, имеющий в собственности право на предмет интеллектуального труда, обязан проявить предельно возможную бдительность, и реализовать меры, которые предотвратят попадание его контента в незаконное владение третьих лиц. Особенно это касается тех пользователей, которые получают определенные денежные дивиденды за пользование или распоряжение объектом авторства.

Для таких пользователей государство предоставляет дополнительные возможности, которые помогут оградить его от дальнейших осложнений и предотвратят появление нарушений в области авторского права:

  1. Фиксация торговой марки. Все юрлица имеют возможность установить свое исключительно право на определенную торговую марку. Для этого достаточно зарегистрировать ее и установить ограничения на использование, упоминание, копирование и т.д.
  2. Депонирование творения, то есть его передача на ответственное хранение в специальную организацию. Данная практика популярна в Европе и США, и в последнее время пользуется спросом в России.
  3. Предупреждение пользователей. Обнародование объекта авторского права сопровождается сообщением об ответственности за незаконные действия в его отношении, связанные с копированием, распространением, изменением и т.д. Таким образом они бы защищали свои права и предупреждали о негативных последствиях.

Т ы, безусловно, являешься автором своих произведений (и в России, и за рубежом). Кстати говоря, с юридической точки зрения к авторам относятся граждане, творческим трудом которых созданы не только музыкальные произведения (твой случай), но и, например, литературные произведения, произведения живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна…

Как автор ты, естественно, имеешь исключительное право на свои песни (об этом мы еще поговорим ниже), право авторства (право признаваться автором произведения), право на имя (право использовать или разрешать использование свое произведение под своим именем), право на неприкосновенность своего произведения и право на обнародование своих песен.

Как я понимаю, последним из перечисленных прав ты уже воспользовался, разместив свои песни в социальных сетях.

Как правообладатель ты можешь по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование своих песен (исключительное право). Имей в виду, что ты даже не должен выставлять запрет, поскольку отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Использование другими лицами твоих песен без твоего согласия (разрешения) является незаконным.

Итак, тебе не нужно регистрировать свое произведение. Что дальше? Ты можешь сидеть как собака на сене (исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет после смерти автора) и исполнять свои песни лично или (если найдутся желающие!) заключить письменный договор об отчуждении исключительного права на свое произведение.

По лицензионному договору ты можешь предоставить другой стороне право использования твоего произведения в установленных договором пределах за определенное вознаграждение или безвозмездно.

Если ты не пожелаешь заключить договор отчуждения исключительного права на произведение, то тебе нужно будет контролировать ситуацию и следить, чтобы никто не посмел нарушить твое исключительное право. И если твое исключительное право на произведение будет нарушено (допустим, некое лицо будет исполнять твои песни без твоего разрешения, да еще выдавая их за свои), то ты вправе обратиться в суд за защитой своих исключительных прав и потребовать пресечения действий нарушителя, изъятия материального носителя (если таковой существует), возмещения убытков и публикации решения суда.

Имей в виду, что вместо возмещения убытков ты имеешь право потребовать выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей (размер определяется по усмотрению суда). Это гражданско-правовой способ защиты твоих прав. Однако возможна и уголовная ответственность для нарушителя твоих прав. Если, к примеру, некое лицо без твоего разрешения изготовило контрафактные экземпляры твоих произведений, стоимость которых превышает 100 тысяч рублей (крупный размер), то суд может приговорить его к лишению свободы на срок до 2 лет (это максимальное наказание). Если же речь будет идти об особо крупном размере (свыше 1 миллиона рублей), то максимальное наказание может составить 6 лет лишения свободы.

Злободневность рассматриваемой проблемы очевидна. Сегодня зона RU переполнена материалами, небезупречными с точки зрения авторского права. В Сети находится множество статей, книг и других публикаций, размещенных без (и даже вопреки) согласия их авторов. Многие материалы в процессе растаскивания по серверам теряют фамилию автора или меняют ее. Нередко оригинальные тексты подвергаются варварской редактуре и сокращению.

Мне удалось проследить судьбу нескольких собственных статей, периодически отстаивая юридическими методами свои авторские права. На сегодняшний день в печатных и электронных средствах массовой информации у меня опубликовано более 30 работ.

Такой пример: одна региональная газета скомпилировала материал из нескольких статьей различных авторов, в том числе и моих, не утруждая себя даже придумыванием оригинального заголовка, а использовав название раздела на сайте, где эти статьи были представлены.

На одной домашней странице я также обнаружил свою работу. Хозяин странички, к которому я обратился за разъяснениями, ответил, что разрешение на размещение этой статьи он получил от автора (!) и даже заплатил ему за это. Вот так...

Еще случай: некий адвокат, оказывающий услуги в том числе в сфере авторского права, разместил у себя на сайте мои статьи (“для собственных нужд”). Трудно было спорить со служителем Фемиды, у которого слово “адвокат” на титульной странице сайта было написано с ошибкой!

Забегая вперед, скажу, что с большинством нарушителей конфликты уже улажены, в том числе с выплатой установленной законом компенсации. Но это сейчас, а пару лет назад все было по-другому...

Урегулирование разногласий

Рассказывая о своем небольшом опыте урегулирования разногласий, хочу заметить, что, как правило, я не “воевал” с владельцами “домашних страничек”, разместивших у себя мой материал, за исключением случаев, когда их экземпляр был некорректно отредактирован или приписан другому автору.

Если хозяин “домашней странички” шел на переговоры, исправлял неточности и указывал мое авторство, то никаких дальнейших действий в отношении него не предпринималось. Однако не все владельцы отличались порядочностью, поэтому в конфликт приходилось порой вовлекать и хостинг-провайдеров.

Первый контрафактный экземпляр собственной статьи я обнаружил в США в 1999 г. среди русскоязычных страниц Hack School на сайте фирмы Fortunecity Community. Так как я не смог связаться с владельцем этой “школы”, мне пришлось обратиться к вышестоящему “сайтовладельцу” (т. е. к компании Fortunecity Community). Представитель фирмы попросил предоставить доказательства контрафактности. Убедившись в обоснованности обвинения и в том, что Hack School содержала хакерскую информацию и соответствующее программное обеспечение, провайдер закрыл Hack School через два часа после представления доказательств. И хотя о необходимости столь быстрого решения можно спорить, тем не менее был создан очередной прецедент успешного международного сотрудничества в области защиты авторских прав.

Контрафактные экземпляры неоднократно попадались и на отечественных серверах, бесплатно предоставляющих пользователям место для размещения своих страниц. На сайтах, где адрес владельца был указан, переговоры велись напрямую, и зачастую успешно. В случаях, когда частный сайт не имел обратного адреса, приходилось обращаться непосредственно к хостинг-провайдеру.

Порой на просьбу сообщить e-mail хозяина “домашней странички”, обнародовавшего мой материал, или переслать ему претензионное письмо мне отвечали: “не наше дело, сами решайте”, а то и более грубо. Впрочем, обычно мне удавалось сделать представителей компаний более вежливыми и сговорчивыми и в конечном итоге мы приходили к соглашению, но путь к нему был неблизок...

Опыт общения с нарушителями авторского права подсказывает, что прежде чем направлять претензии тому или иному сайтовладельцу, следует подготовить доказательственную базу (о ней будет рассказано чуть позже). Именно благодаря заранее подготовленным аргументам удавалось в кратчайшие сроки находить компромисс, не доводя дело до судебного разбирательства.

Со стороны потенциальных ответчиков выдвигались различные тезисы о законности использования материалов, подкрепленные соображениями о “размещении для собственных нужд”, использовании “динамических страниц” и т. д. Как правило, компании, изучив представленные доказательства нарушения ими авторских прав, после сравнительно непродолжительных переговоров на досудебной стадии, признавали выдвинутые обвинения и выплачивали установленную законом компенсацию.

Доказательственная база

В процессе подготовки к возможному судебному разбирательству следует запастись доказательствами. К их числу (согласно ст. 49 ГПК РСФСР) относятся “любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела”.

Кстати, следует отметить, что еще 20 лет назад Госарбитраж СССР и Верховный Суд СССР, уточняя источники получения фактических данных, однозначно признали письменными доказательствами документы, полученные с помощью электронно-вычислительной техники.

Не рассматривая весь комплекс подготовки доказательств, хочу остановиться только на наиболее важных и интересных моментах. Прежде всего, полагая, что потенциальный ответчик легко может удалить контрафактную публикацию, мною заранее были подготовлены распечатки, заверенные сотрудниками поисковых систем “Апорт” (персональная благодарность Е. Кириеву) и “Яндекс” (отдельное спасибо Е. Колмановской и А. Амилющенко).

Кроме того, готовясь к судебному разбирательству, целесообразно заручиться материалами Центра независимой и комплексной экспертизы и сертификации систем и технологий. Назначить проведение экспертизы полномочен, по вашей просьбе, нотариус.

Когда потенциальные ответчики апеллировали к неприменимости российского права к Рунету вообще и сетевым публикациям в частности, я знакомил их с выдержками из письма Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ (МПТР, полный текст “переписки” см. ), которое получил в ответ на свой запрос.

Министерство печати об авторском праве в Сети

Ниже я привожу свои вопросы и ответы на них министерства, снабдив их небольшими авторскими комментариями, которые, впрочем, можно пропустить.

Ответ МПТР: “По мнению МПТР России, авторская работа (статья), размещенная на сайте в Интернете, является объектом авторского права в случае, если она представляет собой произведение в смысле статей 5, 6 и 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»” (далее - Закон).

Комментарий . Статья 5 определяет, что авторское право распространяется на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме в России или за ее пределами.

Статья 6 указывает, что “авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме...”.

Далее указывается, что, во-первых, “авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты” и, во-вторых, “авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено”.

В статье 7 дается неполный перечень произведений, попадающих под определение “объект авторского права”. Первыми в списке названы литературные произведения, чем, собственно, и являются сетевые публикации. Во всяком случае, к указанным в статье 8 произведениям, не рассматриваемым в качестве объектов авторского права (перечень исчерпывающий), они никак не относятся.

Таким образом, электронная статья однозначно представляет собой объект авторского права со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вопрос: Является ли обнародованием, публикацией размещение авторского произведения на сайте?

Комментарий. Целесообразно, пользуясь законом, определить разницу в “обнародовании” и “публикации” статьи. Итак, в соответствии со статьей 4 Закона:

“Обнародование произведения - осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом”.

“Опубликование (выпуск в свет) - выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения, фонограммы”.

МПТР РФ вопрос о публикации оставило без внимания. Жаль! Здесь не все бесспорно. Дело в том, что обнародование осуществляется путем предоставления свободного доступа к материалу неограниченному кругу лиц, но без создания экземпляров.

Таким образом, при размещении чужих материалов на сайте иногда прикрываются статьей 18 рассматриваемого закона (“воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения”), где указано, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях.

Как известно, размещение статьи в Сети является обнародованием, а применение статьи 18 (воспроизведение в личных целях) порождает абсурдное словосочетание “воспроизведение в личных целях путем обнародования”.

Вопрос: Когда пользователь обращается к тому или иному материалу, находящемуся на Интернет-сайте, его компьютер получает копию материала. Именно эту копию видит на своем мониторе пользователь. Можно ли рассматривать указанную копию в качестве “экземпляра произведения”?

Ответ МПТР: “Копия авторского произведения, получаемого из Интернета, является экземпляром произведения в случае, если осуществляется ее запись на жесткий диск компьютера пользователя, т. е. копия изготовляется в материальной форме”.

Комментарий. Электронная копия статьи записывается во временный каталог на компьютере пользователя, откуда она воспроизводится на экран монитора. Следовательно, вольно или невольно возникает “экземпляр” со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Вопрос: Является ли сайт средством массовой информации, в том числе “иным средством массовой информации”?

Ответ МПТР: “Сайт является средством массовой информации в случае, если попадает под признаки, указанные в статьях 2 и 24 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»”.

Комментарий. Самое время разобраться в соотношении сайта и СМИ. Итак, в соответствии со статьей 2 указанного Закона, “под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации”.

Соответственно “под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”.

Закон упоминает и специализированное СМИ: “Под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”.

Есть в Законе и статья 24 (“Иные средства массовой информации”), где четко сказано: “Правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений.

Правила, установленные настоящим Законом для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством Российской Федерации не установлено иное”.

Итак, определение “массовая информация“ вполне подходит к содержимому сайтов, так как оно (в том числе “аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы”), безусловно, предназначено “для неограниченного круга лиц”.

Является ли сам сайт средством массовой информации? Следуя букве закона - да, поскольку “периодическое распространение массовой информации” служит одной из основных целей многих сайтов.

Изучая далее текст Закона, можно сделать ряд интересных, но противоречивых выводов. Например, обслуживающий персонал сайта можно рассматривать как редакцию средства массовой информации (Закон о СМИ: “под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации”), а лицо, ответственное за содержание сервера, - как главного редактора (“под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию [независимо от наименования должности] и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации”) со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Однако сотрудники, осуществляющие подготовку информации для сайта, как правило, не являются журналистами (цитирую: “под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию”), так как далеко не все отечественные сайты зарегистрированы как средство массовой информации.

Несмотря на все вышеизложенное, следует признать, что безупречного правового механизма защиты авторских прав в Интернете в настоящий момент не существует. Кроме того, пагубное влияние оказывает поддерживаемая частью сетевого сообщества идея свободного распространения и копирования любой информации в Сети.

Увы, у этой точки зрения много поклонников и они оперируют множеством (порой несостоятельных) аргументов. Но из действующего законодательства России следует однозначный вывод о том, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и им охраняются.

Таким образом, к электронным публикациям в полной мере относятся положения Закона “Об авторском праве и смежных правах” и соответственно автор вправе рассчитывать на соблюдение его основных положений.

Аргументы, используемые нарушителями

Теперь хотелось бы остановиться на аргументах, наиболее часто используемых нарушителями, и рассмотреть степень их состоятельности. Итак…

Размещение чужих материалов на сайте порой обосновывается правом воспроизведения в личных целях, что не требует согласия автора и выплаты вознаграждения, но этот аргумент несостоятелен, так как размещение на сайте подразумевает его обнародование (подробнее см. комментарий к пункту 2 письма Министерства печати).

Другой аргумент, используемый нарушителями, основывался на ст. 19. Закона “Об авторском праве и смежных правах”, где указано, что допускается обнародование материала без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Пункт 3 статьи гласит: “...воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах... статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведение, передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором”. С этим можно поспорить.

Во-первых, “передача в эфир”. По ст. 4 этого Закона: “Передача в эфир - сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения)...”.

Во-вторых, “сообщение по кабелю”. Согласно статье 4: “Сообщать для всеобщего сведения по кабелю - сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств”.

Таким образом “сообщать” означает: “показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы)...”, а “экземпляр произведения - копия произведения, изготовленная в любой материальной форме”. При распространении информации с сайта возникают экземпляры (см. письмо Министерства печати и комментарий к нему). Так как возникают экземпляры, следовательно, это не “сообщение”, а значит, этот пункт тоже не подходит.

Еще один интересный аргумент - тезис об использовании так называемых динамических страниц, когда используются скрипты, которые автоматически копируют тексты (чаще всего новости) с различных сайтов. Если эти тексты вы выкладываете на своем сайте, то с правовой точки зрения это цитирование, а фактически перепечатка.

Есть и другие аргументы, но сейчас нецелесообразно на них останавливаться, их рассмотрение актуально в контексте конкретной ситуации.

Ответственность за нарушение авторских прав

Как уже говорилось, нередко авторское произведение, опубликованное на сайте Интернета, позже целиком или частично появляется на другом сайте или в печатном издании, причем часто под чужой фамилией или вовсе без оной и в редакции, далекой от оригинала. В этих случаях обладатель авторских прав может потребовать, например, взыскания с нарушителя убытков или выплаты денежной компенсации от 10 до 50 000 МРОТ (минимальный размер оплаты труда).

Уголовная ответственность: в соответствии со статьей 146 Уголовного Кодекса РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, наказываются штрафом в размере от 200 до 400 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

А если эти же деяния совершены неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, то суммы штрафа, размеры взыскиваемой заработной платы (иного дохода) удваиваются; вместо обязательных работ может быть применен арест на срок от 4 до 6 месяцев, а лишение свободы может быть применено на срок до 5 лет.

Административная ответственность: в соответствии со статьей 150.4 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если эти экземпляры являются контрафактными; или на них указана информация, которая может ввести в заблуждение потребителей; или на экземплярах уничтожен или изменен знак охраны авторского права или знак охраны смежных прав, проставленные законными обладателями прав, влечет наложение штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 10 до 20 МРОТ с конфискацией контрафактных экземпляров.

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из нарушений, предусмотренных первой частью статьи 150.4, влекут наложение штрафа на граждан в размере от 10 до 20 МРОТ, а на должностных лиц - в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией экземпляров.

Способы защиты сетевых публикаций

К основным способам защиты сетевых публикаций следует отнести:

    публикацию статьи на бумажном носителе (самый простой и надежный вариант, при условии, что дата публикации опережает появление контрафактного экземпляра);

    нотариальное заверение распечатки подготовленной статьи с указанием даты и автора;

    документальное подтверждение существования статьи с указанием даты и автора (например, отправьте себе статью обычным письмом, почтовый штемпель и послужит подтверждением вашего авторства);

    программно-техническую защиту (подразумевается использование программы, предназначенной для защиты в сети прав и законных интересов авторов электронных публикаций, путем отображения публикаций способом, исключающим их копирование и/или иное несанкционированное размножение, модификацию). В этой связи см. .

К числу иных методов (не столько защиты, сколько давления на нарушителя) относятся различные общественные меры морального воздействия (например, работа Интернет-суда, результаты которого появляются на “Доске Позора”, и аналогичные “выставки” плагиата).

В заключение хочется отметить, что пришла пора серьезно задуматься о правовой и технической защите интересов обладателей авторских прав.

На сегодняшний день несовершенство правовой базы в рассмотренной сфере порой восполняется техническими мерами защиты интересов обладателей авторских и смежных прав. Вряд ли такое положение следует считать правильным. Искренне хочется надеяться, что со временем обитатели Сети освоят цивилизованные формы использования чужих материалов.

Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично),
или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.
Любое нарушение прав автора будет преследоваться
на основе российского и международного законодательства.

Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав.

Под авторским правом подразумевается система интеллектуальных прав автора, благодаря чьему творческому труду образовалось произведение в области литературы, науки, разных сфер искусства. Итак, что же обозначает словосочетание "авторское право"?

Авторское право и распространение данного понятия

Сейчас термин «авторское право» как вписалось в нашу повседневную жизнь. Все чаще на слуху фраза «все права защищены», а разные виды продукции, охраняемые авторскими правами, в нынешнем бизнесе занимают большую часть. К тому же мы сейчас сталкиваемся с такими видами творчества, о которых еще двадцатилетие назад даже не догадывались. Из всего вышесказанного следует, что растущее значение понятия авторского права можно объяснить существенным расширением сферы его действия. Законодательная защита новых форм творчества стала причиной и катализатором активного обмена знаниями и, безусловно, усилила экономический эффект авторских прав.

Каким бывает авторское право

Определяется ряд вариантов авторских прав: они могут быть имущественными и нет; исключительными и нет. За лицом, у которого есть исключительные права, единственным закреплена возможность на эксплуатацию произведения и его публичное распространение. Оно вправе запретить кому бы то ни было использовать результат собственной интеллектуальной работы - свое произведение. Обычно речь в этом случае идет об авторе. Если он не подписал определенный авторский договор, которым передал свои исключительные права новым правообладателям. Лицам, у которых на творческую наработку право неисключительное, дается возможность использовать ее, если это закреплено документально. При может быть спокоен, у него все права защищены, авторским договором права (если там нет таких пунктов) передаются неисключительные. Права неимущественного плана представляют собой те, которые исключают возможность производить то, что делают с собственностью, - покупку, продажу, дарение, передачу.

Нюансы регистрации авторского права

Формой, защищающей можно назвать авторское право. Это определенный набор правовых норм, которые связаны с созданием и распространением произведений культуры, науки, искусства. Цель стремления авторов закрепить свои права состоит в том, чтобы доказать, что в период регистрации данный предмет авторского права находится в объективном виде, в этом случае уже все авторские права защищены. Когда сталкиваются претензии на авторство и появляется вопрос защиты авторских прав, такие действия, совершенные ранее, могут быть весьма полезными.

Как определяется и охраняется авторское право в РФ и других странах

По охране литературных и художественных произведений призвана защищать авторские права во всех странах, которые ее подписали. Соответственно, под ее охраной находятся все произведения авторства граждан Российской Федерации, причем вне зависимости от того, в какой стране прошла их регистрация, и было ли это сделано вообще. Если говорить об охране авторских прав на международном уровне, то, как и в России, для них регистрация не обязательна. Если автору нужен не просто факт, что все права защищены, а доказательство, что на момент регистрации произведение есть в объективном виде, нужно закрепить авторство в Российском авторском обществе. Для ситуаций несоблюдения авторского права важно знать, что разбирательство обязано проводиться в государстве, где оно было совершено, в соответствии с законодательством того государства.

Знак охраны авторского права

О том, что права находятся под охраной, нередко, в частности на различных ресурсах в сети, свидетельствует особый знак «все права защищены». Он часто употребляется с именем лица, имеющего авторские права. Тут же обозначают либо конкретно год, когда материал публикуется, либо интервал времени. Специальное графическое изображение, которое обозначает охрану авторского права, представляет собой латинскую букву C, которая размещена внутри окружности. Этот выбор обусловлен тем, что это начальная буква английского термина копирайт (англ. copyright, от «копировать» и «право»).

То, что все права защищены на сайте, иногда сообщается при помощи буквы C, заключенной в скобки - (c).

Нужно отметить, что сам по себе этот знак дополнительных прав не образует. Его присутствие никак не соотносится с лицензированием творческой работы. Надпись «copyright - все права защищены» это только определенное свидетельство об авторском праве. Она как бы констатирует принадлежность текста или произведения. И наоборот - неразмещение знака совершенно не обозначает, что данная интеллектуальная собственность не охраняется.

Условия права автора на произведение

Появление авторских прав, как уже говорилось выше, взаимосвязано именно с самим фактом создания произведения. Законодательство России не содержит механизма закрепления авторского права на творение. Человек, которым создано произведение, признается автором. Он обладает: исключительным правом на объект, правом авторства, правом на имя, на неприкосновенность произведения, на его обнародование. Свидетельствуют о том, что все права защищены, текст или сведения, благодаря которым возможно идентифицировать автора или правообладателя. Обычно такие данные можно найти на оригинальном экземпляре произведения. Они могут быть к нему прикреплены, могут прилагаться или же обнародуются посредством сообщения в эфирной трансляции и доводятся таким образом до общественности.

Права автора имущественного плана

Когда все права защищены, у автора появляется ряд характера. Им может воспроизводиться свое произведение, он может демонстрировать его публично, исполнять, импортировать, осуществлять распространение любыми удобными способами, переводить, делать переработки, передавать для всеобщего обозрения по телевидению, давать в эфирных трансляциях. Автору лучше сразу же следом за созданием произведения закрепить за собой доказательство того, что он является его обладателем в данное время. В случае посягательств это снимет все вопросы. Если это не сделано и возникают претензии на авторство, истинный создатель может получить доказательства посредством такого процесса, как депонирование. Его результатом является свидетельство, которое гарантирует надежную защиту прав автора в Интернете.

Что делать, если ваши фото или тексты перепечатывают в интернете (или СМИ) без вашего согласия?

Воровство контента в интернете стало настолько неизбежным, как если бы ваш кошелёк унёс ветер прямо в толпу голодных африканцев. Вроде бы я давно перестала париться по этому поводу — не люблю лишних переживаний. Но разум бдит, периодически отслеживает ворованное и иногда приходится неграмотным товарищам объяснять, что «ай-ай-ай, нехорошо чужое брать». Глядишь и самой полегче становится и воровства будет на капельку в море поменьше. Потому что на самом деле публикация вашего текста, фотографии, песни без вашего разрешения является нарушением ГК РФ.

Oписываю тут давнюю историю, которую я когда-то прошла и которая до сих пор является лично для меня шаблоном что делать когда я обнаруживаю свой контент на чужих сайтах, взятый нагло без спроса.

Как-то я обнаружила наш с Настей материал на одном из сайтов-копипастеров. Погуглила, оказалось что он скопирован уже штук на 20 подобных сайтов, хотя размещен был неделю назад.

В этот же день я отправила письма владельцам доменов с требованием удалить материал, взятый без спросу. — Обычно контакты владельцев есть в разделе «контакты», но у сайтов, которые заведомо занимаются воровством контента, контакты отсутствуют и их приходится искать по информации о владельце домена.

Для пущего эффекта (если сайт явная контент-помойка) можно отправлять письмо сразу хостеру.

Если открытых контактов на сайте, где вы обнаружили свой контент, нет, то можно попробовать узнать их по информации о владельце домена. Сделать это можно например на этих сайтах:

nic.ru/whois
www.reg.ru/whois

Что делать дальше, что писать владельцу сайта

1.Попросить убрать ворованный контент.

Примерный текст просьбы:

Здравствуйте, прошу убрать скопированный с моего сайта контент, размещенный на вашем сайте: (адрес страницы). На сайте (имя сайта) имеется предупреждение о запрете на использование авторских материалов, а именно (цитата): Полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов запрещено. Несогласованное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

Такой текст предупреждение действительно есть на моем сайте .

В большинстве случаев срабатывает просьба убрать мои фотографии/текст с сайта. Но в 10% попадаются такие люди, которые как бы ещё не в курсе, что брать чужое нельзя, а некоторые пребывают в полной уверенности, что можно. Это и неверная интерпретация Статьи 1276 ГК РФ (Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения) и пока ещё бездумная массовая привычка брать без разрешения и постить в большом количестве фото, не глядя на автора в своих соцсетях…

2.Попросить ещё раз. В таком случае я отправляю просьбу повторно и в этот раз называю её «Предсудебным уведомлением», снабжая ссылками на статьи закона.

3.Пожаловаться вышестоящим. Если это не помогло, то можно пожаловаться на ворованный контент владельцам территории, на которой он опубликован:

  • Администрации соцсетей (Вконтакте, Ютуб, Фейсбук).
  • Хостеру, на котором располагается сайт с ворованным контентом.

Хостер — это «владелец территории, на которой располагается любой сайт. Найти хостера можно там же (описано выше), где мы ищем информацию о владельце домена. Если там найти её не получилось, то узнаём айпи-адрес домена и находим хостера через этот айпи.

Узнать айпи-адрес домена можно например тут: ipinfo.info/html/ip_checker.php

Если и эти действия не помогли, то можно подготовить пакет документов для подачи в суд, как это сделала однажды я.

Технический способ, защита изображений от хотлинка

На сегодняшний день в интернете полно сайтов-копий с других ресурсов, которые в том числе могут полностью копировать ваш контент со всеми вашими ссылками. По этим ссылкам и по статистике вы их скорее всего и обнаружите.

Владельцев этих сайтов найти почти нереально. Но на сайты эти нужно жаловаться Гуглу или закрыть изображения техническим способом:

Обращение в суд по защите авторских прав

На следующий день после того, как я разослала всем своё письмо-просьбу удалить контент, все, кроме одного сайта, удалили наш репортаж.

Но в данном случае владелец сайта, на который судя по дате публикации, материал был стыбрин первым, не ответил в течение нескольких дней и ничего не удалил.

11 числа я заверила присутствие своего материала на сайте сайте копипаст.ру у нотариуса на ул.Октябрьской, 33 Новосибирска (оказалось, что на данный момент это единственный нотариус, который заверяет присутствие матеирала в инете). Обошлось это 4000 руб (в 2009 году!) и два дня времени.

12 числа отправила претензионное письмо владельцу сайта копипаст.ру с предложением разобраться в досудебном порядке. Заказное письмо выслала почтой (с уведомлением о получении) и плюс письмо на электронную почту.

Письмо на электронную почту (текст):

Добрый день. Я являюсь фотожурналистом, который снимал фотоисторию о жизни на новосибирской свалке такого-то числа и года. Свой фотоматериал вместе с текстом журналистки Анастасии Бирюковой (под её авторством и с её согласием) я разместила в электронном журнале: https://сайт/pages/svalka.html Одиннадцать моих фотографий вместе с текстом были без моего согласия скопированы для вашего сайта http://ссылка

На сайте https://сайт/ имеется предупреждение о запрете на использование авторских материалов, а именно (цитата): Полное или частичное копирование материалов без согласия их авторов запрещено. Несогласованное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).

С авторами материала никто не связывался (хотя это было очень легко сделать, на сайте указаны координаты), а при фотографиях (в дальнейшем будет идти речь только о них) не указано авторство. Кроме того, фотографии размещены со стёртыми копирайтами, хотя на сайте они помечены копирайтом и без этих знаков я фотографии в интернет предпочитаю не выкладывать.

Ниже прилагаю претензионное письмо.

Претензионное письмо. Текст (можно использовать для образца):

На принадлежащем вам сайте http://, а именно, на страничке http://ссылка были неправомерно использованы и опубликованы одиннадцать фотографий о жизни на свалке, автором которых я являюсь.

В соответствии со ст.1259 «Гражданского кодекса РФ» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (далее - Закон) фотографические произведения являются объектами авторского права. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права, в том числе право осуществлять и разрешать осуществлять следующие действия (ст.1270 Закона):

Воспроизводить произведение в одном и более экземплярах;
- переделывать (перерабатывать) произведение;
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- распространять экземпляры произведения любым способом.

Руководство вашего сайта не получало от меня или моих представителей согласие/разрешение на использование, в том числе опубликование моих произведений. Более того, фотографии опубликованы даже без указания авторства (нарушено мое право на имя).

Ещё более того, по моим просьбам на форуме сайта http:// и через электронную почту материал не был удалён с сайта.
Таким образом, имеет место незаконное использование моих авторских произведений и нарушение положений и требований Закона. Физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона, является нарушителем авторских и смежных прав.

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации. Автор произведений вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Которая составляет от 10 000 до 5 000 000 руб за каждую фотографию (т.е. минимальная сумма 110 000 руб, без учёта расходов по иску). Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст.1301 Закона).
Предлагаю урегулировать сложившуюся ситуацию во внесудебном порядке. Учитывая назначение тематику вашего сайта, прошу выплатить мне компенсацию в размере меньше минимальной суммы законной компенсации – 80 000 рублей.

Контактный телефон: мой
e-mail: мой

В противном случае оставляю за собой право обратиться для защиты своих прав в суд. Присутствие материала на вашем сайте, равно как и присутствие просьб о его удалении зафиксировано нотариально. Копия указанного письма будет выслана Вам заказным письмом с уведомлением о вручении.

дата, ФИО, подпись

Чем всё закончилось

Через 2 недели руководство сайта, на котором были опубликованы мои снимки, получило по почте моё письмо с досудебной претензией.

Всё благополучно разрешилось — я разместила на этом сайте рекламу за запрошенную сумму компенсации. Правда реклама работала уже за счет фотографий других авторов, сворованных на этот сайт).

В моём случае удалось всё уладить до суда. Если бы был суд, то к нему должно быть готово следующее:

Подавать иск по правилам надо на владельца сайта (либо на издательский дом или на учредителя СМИ — если фото напечатаны) т.е. на юрлицо. Иск подаётся по месту нахождения ответчика. В суд передаются следующие документы (в трех экземплярах: для судьи, для ответчика и для себя).

Что нужно для суда при защите авторских прав

1. Исковое заявление

2. Копия странички сайта, заверенная у нотариуса (или копия газетной полосы — если фото напечатано).

3. Копия Претензионного письма и почтовое уведомление о вручении.

4. Копия ответа на Претензионное письмо.

5. Распечатанные цветные фотографии размером 20х30 (которые взяли без спросу).

7. Квитанция об уплате госпошлины. Размер пошлины рассчитывается по ст. 333.19 НК РФ.

8. Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины и справка о заработной плате и других доходах. Справка о доходах за полгода берется по месту своей работы.

9. Расчет взыскиваемой денежной суммы.

10. Справка, доказывающая, что истец является фотографом. Делается в свободной форме — можно просто описать свою фотографическую биографию как можно выгоднее и насыщеннее: где публиковались, где имеете личные страницы (на каких сайтах) и тд. Что и чем снимаете (какая техника, чем больше описаний, тем лучше).