Принципы дополнительного образования детей и подростков. Принципы дополнительного образования. Принципы обучения в России
От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.
В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.
Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.
Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:
- добровольной основе;
- возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
- проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
- режиме труда и отдыха;
- индивидуальном подходе.
Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.
Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.
Формы детского дополнительного образования
Кружок
Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.
Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).
Ансамбль
Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).
Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.
Студия
Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.
Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.
Школа
Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.
Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы
Театр
Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).
Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.
Факультатив
Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.
Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.
Репетиторские занятия
Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.
Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.
Центр творчества и развития
Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.
Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).
Клуб
Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.
Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.
Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.
Целями Концепции являются:
обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
развитие инновационного потенциала общества.
Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи :
развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;
интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;
разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;
повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;
обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;
развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;
создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.
IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.
Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):
принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;
принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;
принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;
принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;
принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;
принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;
принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого- педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;
принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);
принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;
принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.
Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:
свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
творческий и продуктивный характер образовательных программ;
открытый и сетевой характер реализации.
Закономерности образовательного процесса Единство целей, содержания и методов образовательного процесса Реализация этой закономерности предполагает развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей. Единство образования и воспитания Именно воспитание формирует в человеке такие внутренние качества личности, как убеждения, моральные принципы, ценности, установки, мотивы, черты характера.
Обязательная включенность обучающихся в различные виды деятельности на основе осознанного выбора и учета личностных особенностей Данные закономерности определяют принципы деятельности учреждения дополнительного образования детей, т. е. основные требования к содержанию, формам и методам его работы, обеспечивающим реализацию основных целей и задач.
Принципы дополнительного образования детей Принцип вариативности обучения с учетом личностных особенностей предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся через создание максимального количества разнообразных социальнотехнологических пространств на основе доступных ему программ; темпа, ритма, способов действий и сертификации освоения программ. Принцип субъектности образования предписывает ориентацию педагогов на максимальную активизацию субъектной позиции личности и формирование ее опыта самопознания, самообразования и самореализации.
Принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности включения обучающегося в ту или иную деятельность, наличия у него цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможность достижения поставленных задач. Принцип эвристической среды означает, что в учреждении дополнительного образования доминируют творческие начала при организации образовательной деятельности, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Этот принцип требует создания условий для выбора обучающимися форм участия в воспитательной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и обучающихся.
Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей. В образовательных учреждениях дополнительного образования детей: Основной реализуемой образовательной программой является образовательная программа (программы); Образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение, адаптацию обучающихся к жизни в обществе, формирование их общей культуры; Учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции; Организовываются и проводятся массовые мероприятия с обучающимися; Создаются необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей; Проводится работа по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям, педагогическим коллективам других образовательных учреждений и реализации дополнительных образовательных программ, реализации досуговой и внеурочной работы.
Виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: центр, дворец, дом развития творчества детей и юношества различных наименований и направлений, станция, клуб, детская студия, детский парк, школа, музей, детский оздоровительно-образовательный лагерь, детская картинная галерея, комната школьника, база детского и юношеского туризма и экскурсий, детский стадион.
Критерием отнесения образовательного учреждения дополнительного образования детей к соответствующему виду является направленность реализуемых в нём дополнительных образовательных программ: научно-техническая; спортивно-техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая; туристско-краеведческая; эколого-биологическая; военно-патриотическая; социально-педагогическая; культурологическая; естественно-научная.
Ластовка Лариса Васильевна
Должность:
заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015
Текстовая часть публикации
Образовательный процесс в
учреждении дополнительного
образования детей
– специально
организованная деятельность педагогов
и учащихся, направленная на решение
задач образования, воспитания и
развития личности.
Образовательный процесс в
учреждении дополнительного
образования детей
– специально
организованная деятельность педагогов
и учащихся, направленная на решение
задач образования, воспитания и
развития личности.
Цель образовательного процесса
–
создание условий для самовыражения,
саморазвития и самоопределения
учащихся.
.
Цель образовательного процесса
–
создание условий для самовыражения,
саморазвития и самоопределения
учащихся.
.
Принципы
образовательного
процесса
Принцип
– основное, исходное
положение – руководящая идея
педагогической теории, концепции,
определяющая содержание,
организационные формы и методы
учебной и воспитательной работы.
.
Принципы
образовательного
процесса
Принцип
– основное, исходное
положение – руководящая идея
педагогической теории, концепции,
определяющая содержание,
организационные формы и методы
учебной и воспитательной работы.
.
Сегодня сформулировано 4 группы
принципов, являющихся научно-
педагогической и практической основой
организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного
образования детей
Сегодня сформулировано 4 группы
принципов, являющихся научно-
педагогической и практической основой
организации образовательного процесса
в учреждении дополнительного
образования детей
1.Общестратегические
принцип
развития
принцип
гуманизации
принцип
демократизации
принцип
единства
гуманизации
демократизации
– предоставление каждому
ребенку права на свободу, счастье, развитие
способностей и подготовку его к жизни в обществе.
1.Общестратегические
принцип
развития
(детей, педагогов,
образовательной среды, учреждения);
принцип
гуманизации
– в основе
образовательного процесса лежат непреходящие
ценности общекультурного человеческого
достоинства, внимание к историческим ценностям
и их роли в развитии искусства, науки и культуры;
принцип
демократизации
– предоставление
каждому ребенку права выбора своей
образовательной траектории развития и участия в
образовательном процессе;
принцип
единства
гуманизации
демократизации
– предоставление каждому
ребенку права на свободу, счастье, развитие
способностей и подготовку его к жизни в обществе.
2. Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности
– учет
возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей
учащихся при включении их в различные
виды деятельности;
принцип культуросообразности
–
ориентация на потребности общества и
личности учащихся, единство человека и
социокультурной среды, адаптация детей к
современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности
– реакция на
актуальные потребности сегодняшнего
дня.
2. Ценностно-ориентационные
принцип природосообразности
– учет
возрастных и индивидуальных
особенностей, задатков, возможностей
учащихся при включении их в различные
виды деятельности;
принцип культуросообразности
–
ориентация на потребности общества и
личности учащихся, единство человека и
социокультурной среды, адаптация детей к
современным условиям жизни общества;
принцип жизнесообразности
– реакция на
актуальные потребности сегодняшнего
дня.
3.
Конструктивно
-
технологические
принцип детоцентризма
– интересы ребенка
являются приоритетом, превращая его в
равноправного субъекта образовательного
процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации
образования
– в образовательном процессе
выявляются и развиваются склонности,
способности детей в различных направлениях
деятельности с учетом их возможностей и
интересов;
принцип увлекательности и творчества
–
образовательный процесс должен способствовать
развитию творческих способностей детей;
принцип системности
– преемственность знаний;
принцип сотрудничества
– совместная
деятельность детей и взрослых.
3.
Конструктивно
-
технологические
принцип детоцентризма
– интересы ребенка
являются приоритетом, превращая его в
равноправного субъекта образовательного
процесса;
принцип дифференциации и индивидуализации
образования
– в образовательном процессе
выявляются и развиваются склонности,
способности детей в различных направлениях
деятельности с учетом их возможностей и
интересов;
принцип увлекательности и творчества
–
образовательный процесс должен способствовать
развитию творческих способностей детей;
принцип системности
– преемственность знаний;
принцип сотрудничества
– совместная
деятельность детей и взрослых.
Образовательный процесс сочетает
различные типы занятий:
-групповые,
-индивидуальные,
- теоретические,
-практические,
-творческие,
- игровые и т.д.
4. Ориентация педагогов на непрерывность
своего собственного образования и развития.
Образовательный процесс сочетает
различные типы занятий:
-групповые,
-индивидуальные,
- теоретические,
-практические,
-творческие,
- игровые и т.д.
Чаще всего в образовательном процессе
используются традиционные формы организации
деятельности:
учебные занятия,
лекции,
семинары,
конференции,
экскурсии,
турпоходы,
учебные игры и т.п.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования выполняет две
группы функций: обучающие и социально-
педагогические.
К нетрадиционным формам организации
образовательного процесса относят:
·
занятия-соревнования: конкурсы, турниры,
викторины, эстафеты и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
практику: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный
журнал, живая газета и т.п.;
·
занятия на основе нетрадиционной
организации учебного материала: презентация,
исповедь и т.п.;
·
занятия-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз,
приключение и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
деятельность: суд, следствие, Ученый Совет,
парламент и т.п.
К нетрадиционным формам организации
образовательного процесса относят:
·
занятия-соревнования: конкурсы, турниры,
викторины, эстафеты и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
практику: репортаж, интервью, изобретение,
комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный
журнал, живая газета и т.п.;
·
занятия на основе нетрадиционной
организации учебного материала: презентация,
исповедь и т.п.;
·
занятия-фантазии:
сказка, спектакль, сюрприз,
приключение и т.п.;
·
занятия, имитирующие общественную
деятельность: суд, следствие, Ученый Совет,
парламент и т.п.
Обучающие функции
– удовлетворение детьми
их разнообразных потребностей в форме
интеллектуальных, психолого-педагогических
услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять
знания, развивать умения и навыки, которые он
получает в общеобразовательной школе,
предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, которые не находят применение в школе
и других образовательных учреждениях. К
обучению функций можно отнести
допрофессиональную и начальную
профессиональную подготовку
Обучающие функции
– удовлетворение детьми
их разнообразных потребностей в форме
интеллектуальных, психолого-педагогических
услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять
знания, развивать умения и навыки, которые он
получает в общеобразовательной школе,
предоставляющих возможность изучать отрасли
знаний, которые не находят применение в школе
и других образовательных учреждениях. К
обучению функций можно отнести
допрофессиональную и начальную
профессиональную подготовку
Социально-педагогические функции
–
воспитание, социальная защита,
оздоровление, реабилитация, коммуникация,
рекреация и компенсация, социальная
адаптация.
Образовательный процесс в учреждении
дополнительного образования строится в
соответствии со спецификой его
др.;
К содержательным особенностям можно отнести:
· многообразие функций, видов деятельности и
дополнительных образовательных программ;
· многообразие содержательных аспектов
деятельности: теоретический, практический,
исследовательский, опытный, познавательный,
творческий, производственный, самообразовательный и
др.;
· индивидуальный подход в сочетании с социальной
направленностью деятельности; возможность
индивидуальной работы с одаренными детьми;
· реализация вариативных, дифференцированных,
комплексных образовательных программ.
время;
характер;
интеллектуального развития).
К организационным особенностям
образовательного процесса в УДОД относят:
занятия проводятся в свободное от основной учебы
время;
обучение организуется на добровольных началах
всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный
характер;
детям предоставляется возможность сочетать
различные направления и формы занятий;
допускается переход учащихся из одной группы в
другую (по тематике, возрасту, уровню
интеллектуального развития).
Функции педагога при организации образовательного процесса: 1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения. 2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении. 3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива. 4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций. 5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения. 6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей. 7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей. 8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями. 9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития. Функции педагога при организации образовательного процесса: 1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения. 2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении. 3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива. 4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций. 5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения. 6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей. 7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей. 8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями. 9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.
Культурная жизнь - важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.
Основы российского ДО
Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. в России перешла на качественно новую ступень развития.
Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности - своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:
- из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
- активизации творческого и созидательного потенциала детей;
- формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.
Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:
- Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
- Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
- Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат - увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.
Дополнительное образование в школе - это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.
Цель учреждений дополнительного образования - организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.
Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.
Задачи
Налаженная позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.
Основная задача любой организации дополнительного обучения в России - раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей - процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.
Важнейший элемент школьного ДО - кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.
Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:
- Мотивировать учащихся к изучению нового.
- Создавать базис для реализации творческого потенциала.
- Развивать духовные качества и умственные способности личности.
- Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
- Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
- Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
- Формировать и закреплять школьные традиции.
Этапы и функции дополнительного образования в школах
Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление - это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.
Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:
- Диагностический и информационный - изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
- Методический - преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
- Организационный - единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
- Аналитический - отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.
Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:
Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:
- Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
- Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
- Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
- Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
- Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
- Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.
Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:
- Профилактика беспризорности и безнадзорности.
- Отвлечение от приобретения вредных привычек.
- Предупреждение правонарушений.
- Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
- Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
- Формирование сплоченного коллектива школы.