Принципы дополнительного образования детей и подростков. Принципы дополнительного образования. Принципы обучения в России

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование , которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль

Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования , учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий , преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив

Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития

Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников , установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы . Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Целями Концепции являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи :

развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):

принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;

принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;

принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;

принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого- педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);

принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;

принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

Закономерности образовательного процесса Единство целей, содержания и методов образовательного процесса Реализация этой закономерности предполагает развитие сущностных сфер человека, характеризующих образ его жизнедеятельности, гармоничность, свободу и разносторонность человека, его счастье и самочувствие среди людей. Единство образования и воспитания Именно воспитание формирует в человеке такие внутренние качества личности, как убеждения, моральные принципы, ценности, установки, мотивы, черты характера.

Обязательная включенность обучающихся в различные виды деятельности на основе осознанного выбора и учета личностных особенностей Данные закономерности определяют принципы деятельности учреждения дополнительного образования детей, т. е. основные требования к содержанию, формам и методам его работы, обеспечивающим реализацию основных целей и задач.

Принципы дополнительного образования детей Принцип вариативности обучения с учетом личностных особенностей предполагает обеспечение индивидуальной образовательной траектории каждому обучающемуся через создание максимального количества разнообразных социальнотехнологических пространств на основе доступных ему программ; темпа, ритма, способов действий и сертификации освоения программ. Принцип субъектности образования предписывает ориентацию педагогов на максимальную активизацию субъектной позиции личности и формирование ее опыта самопознания, самообразования и самореализации.

Принцип гуманистической ориентации воспитания требует добровольности включения обучающегося в ту или иную деятельность, наличия у него цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможность достижения поставленных задач. Принцип эвристической среды означает, что в учреждении дополнительного образования доминируют творческие начала при организации образовательной деятельности, при этом творчество рассматривается как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе. Этот принцип требует создания условий для выбора обучающимися форм участия в воспитательной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и обучающихся.

Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей. В образовательных учреждениях дополнительного образования детей: Основной реализуемой образовательной программой является образовательная программа (программы); Образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение, адаптацию обучающихся к жизни в обществе, формирование их общей культуры; Учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурные традиции; Организовываются и проводятся массовые мероприятия с обучающимися; Создаются необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей; Проводится работа по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям, педагогическим коллективам других образовательных учреждений и реализации дополнительных образовательных программ, реализации досуговой и внеурочной работы.

Виды образовательных учреждений дополнительного образования детей: центр, дворец, дом развития творчества детей и юношества различных наименований и направлений, станция, клуб, детская студия, детский парк, школа, музей, детский оздоровительно-образовательный лагерь, детская картинная галерея, комната школьника, база детского и юношеского туризма и экскурсий, детский стадион.

Критерием отнесения образовательного учреждения дополнительного образования детей к соответствующему виду является направленность реализуемых в нём дополнительных образовательных программ: научно-техническая; спортивно-техническая; физкультурно-спортивная; художественно-эстетическая; туристско-краеведческая; эколого-биологическая; военно-патриотическая; социально-педагогическая; культурологическая; естественно-научная.

Ластовка Лариса Васильевна
Должность: заместитель директора по УВР, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДДТ "Эврика"
Населённый пункт: город Домодедово, Московская область
Наименование материала: презентация
Тема: "Принципы, методы и формы работы в учреждении дополнительного образования детей"
Дата публикации: 14.12.2015

Текстовая часть публикации

 Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей – специально организованная деятельность педагогов и учащихся, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности.
 Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .  Цель образовательного процесса – создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения учащихся.  .

Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  . 
Принципы

образовательного

процесса
 Принцип – основное, исходное положение – руководящая идея педагогической теории, концепции, определяющая содержание, организационные формы и методы учебной и воспитательной работы.  .
 Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей  Сегодня сформулировано 4 группы принципов, являющихся научно- педагогической и практической основой организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
 1.Общестратегические 
принцип

развития

принцип

гуманизации

принцип

демократизации

принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.  1.Общестратегические 
принцип

развития
(детей, педагогов, образовательной среды, учреждения); 
принцип

гуманизации
– в основе образовательного процесса лежат непреходящие ценности общекультурного человеческого достоинства, внимание к историческим ценностям и их роли в развитии искусства, науки и культуры; 
принцип

демократизации
– предоставление каждому ребенку права выбора своей образовательной траектории развития и участия в образовательном процессе; 
принцип

единства

гуманизации

демократизации
– предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня. 
2. Ценностно-ориентационные
 принцип природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности;  принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и личности учащихся, единство человека и социокультурной среды, адаптация детей к современным условиям жизни общества;  принцип жизнесообразности – реакция на актуальные потребности сегодняшнего дня.
 3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.  3.
Конструктивно
-
технологические
 принцип детоцентризма – интересы ребенка являются приоритетом, превращая его в равноправного субъекта образовательного процесса;  принцип дифференциации и индивидуализации образования – в образовательном процессе выявляются и развиваются склонности, способности детей в различных направлениях деятельности с учетом их возможностей и интересов;  принцип увлекательности и творчества – образовательный процесс должен способствовать развитию творческих способностей детей;  принцип системности – преемственность знаний;  принцип сотрудничества – совместная деятельность детей и взрослых.


  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д. 
4. Ориентация педагогов на непрерывность

своего собственного образования и развития.
  Образовательный процесс сочетает различные типы занятий:  -групповые,  -индивидуальные,  - теоретические,  -практические,  -творческие,  - игровые и т.д.
 Чаще всего в образовательном процессе используются традиционные формы организации деятельности:  учебные занятия,  лекции,  семинары,  конференции,  экскурсии,  турпоходы,  учебные игры и т.п.  Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования выполняет две группы функций: обучающие и социально- педагогические.
 К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.  К нетрадиционным формам организации образовательного процесса относят:  · занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины, эстафеты и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную практику: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, живая газета и т.п.;  · занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.п.;  · занятия-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз, приключение и т.п.;  · занятия, имитирующие общественную деятельность: суд, следствие, Ученый Совет, парламент и т.п.

Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку 
Обучающие функции
– удовлетворение детьми их разнообразных потребностей в форме интеллектуальных, психолого-педагогических услуг, позволяющих ребенку осваивать, углублять знания, развивать умения и навыки, которые он получает в общеобразовательной школе, предоставляющих возможность изучать отрасли знаний, которые не находят применение в школе и других образовательных учреждениях. К обучению функций можно отнести допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку

Социально-педагогические функции
– воспитание, социальная защита, оздоровление, реабилитация, коммуникация, рекреация и компенсация, социальная адаптация. 
Образовательный процесс в учреждении

дополнительного образования строится в

соответствии со спецификой его






др.;





К содержательным особенностям можно отнести:

· многообразие функций, видов деятельности и

дополнительных образовательных программ;

· многообразие содержательных аспектов

деятельности: теоретический, практический,

исследовательский, опытный, познавательный,

творческий, производственный, самообразовательный и

др.;

· индивидуальный подход в сочетании с социальной

направленностью деятельности; возможность

индивидуальной работы с одаренными детьми;

· реализация вариативных, дифференцированных,

комплексных образовательных программ.




время;



характер;



интеллектуального развития).

К организационным особенностям

образовательного процесса в УДОД относят:

занятия проводятся в свободное от основной учебы

время;

обучение организуется на добровольных началах

всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный

характер;

детям предоставляется возможность сочетать

различные направления и формы занятий;

допускается переход учащихся из одной группы в

другую (по тематике, возрасту, уровню

интеллектуального развития).

 Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.  Функции педагога при организации образовательного процесса:  1. Знакомство детей с историей учреждения дополнительного образования, его деятельностью и перспективами развития, с профилем избранного объединения, его традициями и задачами, с органами самоуправления, с достижениями учащихся объединения.  2. Знакомство с характером деятельности и ее организацией в учреждении.  3. Организация мероприятий для формирования единого детского коллектива.  4. Организация и проведение массовых мероприятий, встреч, групповых и индивидуальных занятий и консультаций.  5. Обеспечение согласованности всех мероприятий, предусмотренных планом учреждения.  6. Своеобразная разработка и составление перспективных планов на основе анализа работы в предыдущем году и с учетом особенностей и интересов нового набора детей.  7. Организация теоретических и практических занятий, самостоятельной творческой деятельности детей.  8. Организация воспитательной работы, индивидуальных занятий; работа с родителями.  9. Учет всех дел и достижений коллектива и отдельных учащихся, изменений в склонностях детей, анализ их развития.

Культурная жизнь - важная часть учебы. Духовные ценности и идеалы отражаются на поведении человека и формируют немаловажные социокультурные навыки. Дополнительное образование в России призвано воспитывать достойное подрастающее поколение, которое обеспечит прогресс общества и страны.

Основы российского ДО

Демократические реформы, начатые в начале 90-х годов минувшего столетия, стали базисом для преобразования детского дополнительного образования. Впервые термин «дополнительное образование» появился в 1992 году в одной из статей закона об образовании. Этот документ утвердил переход от идеологической коммунистической образовательной системы к разнообразной, демократической и гуманистической программе воспитания полноправных граждан и обусловил изменение значимости внешкольных учреждений. в России перешла на качественно новую ступень развития.

Дополнительное обучение детей стало новым явлением в педагогической деятельности - своеобразным феноменом, который направлен на сохранение личности и уникальности каждого ребенка. Этот процесс состоит:

  • из удовлетворения естественного стремления развивающегося человечка познавать себя и окружающий мир;
  • активизации творческого и созидательного потенциала детей;
  • формирования и развития пространства для детского и подросткового благополучия.

Обстоятельства, определившие необходимость изменения внешкольной составляющей воспитания при переходе ее на новый качественный уровень:

  1. Наличие принципиальных изменений в сознании человека и его взглядах на общественную жизнь. Процесс формирования специалиста уступает лидирующие позиции воспитанию индивидуума с позиции развивающей педагогики.
  2. Трансформация тенденции цивилизационного роста благосостояния стран постсоциалистического лагеря из техногенной в антропогенную.
  3. Рост популярности у родителей и детей информационных, образовательных, культурологических и досуговых услуг. Как результат - увеличение числа разновидностей неформальной учебной составляющей в развитии общества и личности.

Дополнительное образование в школе - это один из видов обучения, которое в состоянии удовлетворить постоянно меняющиеся образовательные и социокультурные потребности подрастающего поколения.

Цель учреждений дополнительного образования - организация в границах единого учебного пространства условий активного развития детей в согласии с их интересами, запросами и желаниями для того, чтобы каждый ребенок стремился узнавать новое в окружающем мире, пробовал себя в изобретательской, творческой и спортивной деятельности.

Проведенный теоретиками образования исторический анализ учебных реформ прошлых лет показал, в России идеи развития внешкольных заведений были правильными, но извращались в угоду идеологии. Опыт детского и подросткового общественного движения следует учитывать и реформировать с учетом настоящего времени.

Задачи

Налаженная позволяет сохранять и укреплять детское психофизическое здоровье, воспитывать и пропагандировать постоянный интерес к познанию, высоко поднимать планку саморегуляции и развивать у мальчиков и девочек творческие задатки. ДО одновременно средство непрерывного обучения и формирования индивидуума и источник мотивации образовательной деятельности при выборе профиля обучения, а в дальнейшем и профессии.

Основная задача любой организации дополнительного обучения в России - раннее выявление способностей, талантов и интересов ребенка. Это миссия психологической службы. Определение индивидуальных способностей детей - процесс динамический, требующий постоянного мониторинга.

Важнейший элемент школьного ДО - кружки. Они развивают и сохраняют интерес учеников к определенным направлениям, раздвигают границы знаний, навыков и умений, отработанных в процессе обучения. Разнопрофильность секций способствует всестороннему развитию индивидуума.

Коллектив преподавателей, работающих в школьной системе дополнительного образования, призван:

  1. Мотивировать учащихся к изучению нового.
  2. Создавать базис для реализации творческого потенциала.
  3. Развивать духовные качества и умственные способности личности.
  4. Заниматься выявлением и профилактикой асоциального поведения.
  5. Приобщать учащихся к признанным общечеловеческим и общекультурным ценностям.
  6. Культивировать условия для самоопределения во всех сферах, начиная с социальной и заканчивая профессиональной.
  7. Формировать и закреплять школьные традиции.

Этапы и функции дополнительного образования в школах

Немаловажное место в обеспечении успешного функционирования системы ДО занимает грамотный менеджмент. Управление - это не столько приказы администрации учителям и детям, сколько взаимодействие всех сторон, при котором каждая выступает как субъект и объект управленческого процесса одновременно.

Обычно система дополнительного образования в школе содержит 4 этапа развития:

  1. Диагностический и информационный - изучение интересов, пожеланий и потребностей учеников.
  2. Методический - преподаватели вовремя оказывают поддержку учащимся в процессе выбора предстоящей деятельности.
  3. Организационный - единомышленники объединяются в секции, кружки и прочие компании по интересам.
  4. Аналитический - отслеживаются результаты, закрепляются успехи, осуществляется текущее контролирование образовательного процесса, выявляются перспективы, учитываются и максимально используются возможности независимых факторов.

Школьное дополнительное обучение отличается от внешкольного и проявляется:

Все эти особенности служат основой для определения функций школьного дополнительного обучения:

  1. Образовательная. Обучение деток по программам для получения ими ранее неизвестных сведений.
  2. Воспитательная. Обогащение культурной среды общеобразовательной организации, формирование школьной культуры, а на ее основе обсуждение конкретных нравственных перспектив. Ненавязчивость воспитательного процесса с целью приобщения школьников к культуре.
  3. Креативная. Создание мобильной системы, способной помочь в реализации личностных творческих задатков.
  4. Интеграционная. Формирование цельного внутришкольного учебного пространства.
  5. Социализационная. Приобретение социального опыта, освоение уроков по воспроизводству связей с социумом, обретение необходимым для повседневной жизни индивидуальных качеств.
  6. Самореализационная. Самоопределение в социальной и культурной сферах жизнедеятельности, преодоление и проживание успешных ситуаций, саморазвитие личности.

Занятость учеников на внеклассных занятиях способствует разрешению ряда задач. Наиболее значимые:

  • Профилактика беспризорности и безнадзорности.
  • Отвлечение от приобретения вредных привычек.
  • Предупреждение правонарушений.
  • Расширение границ познания, интересов учеников и развитие их способностей.
  • Обучение ранее неизвестным видам профессиональной деятельности.
  • Формирование сплоченного коллектива школы.