Учебная программа дисциплины «Регионоведение. Общая трудоемкость дисциплины. Вид учебной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Тобольский государственный педагогический институт

имени »

Кафедра социальной педагогики

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

«Регионоведение»

Специальность 350500 – социальная работа

УМК составил:

к. и.н., ст. преподаватель

Утвержден

на заседании кафедры

«___» _____________2007 г.

Тобольск, 2006

Пояснительная записка

«Регионоведение» знакомит студента со спецификой того региона, в котором им предстоит трудиться, независимо от сферы своих профессиональных интересов.

Курс «Регионоведения» ориентирован на усвоение студентами теоретических знаний о закономерностях и особенностях процесса формирования, функционирования и развития регионального сообщества во всех сфер его жизнедеятельности и овладение разнообразными способами познавательной деятельности , на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Учебный курс «Регионоведение» подготовлен для студентов специальности «социальная работа в соответствии с требованиями государственного стандарта и является обязательным в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин. «Регионоведение» входит в национально-региональный компонент учебных планов и опирается на историческую, национальную и культурную специфику региона, без учета которой немыслима подготовка специалистов в современной России.

Изучается на II курсе в IV семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часов, из которых 44 часа отводится на лекционный курс; 30 часов – на практические занятия; 14 часов вынесены на самостоятельную работу студентов и 2 часа на контроль самостоятельной работы студента. Изучение курса заканчивается зачетом.

I. Цели и задачи дисциплины.

Изучение курса направлено на подготовку студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности :

v исследовательско-аналитическую;

v воспитательную.

- основные направления государственной региональной политики.

2. Специалист должен уметь :

- разбираться в социально-экономических и этнополитических процессах в регионе;

- ориентироваться во внешнеполитических и внутренних аспектах региональной безопасности;

3. Студент должен овладеть навыками:

- правильной организации самостоятельной учебной деятельности;

- конспектирования лекций и рекомендуемой литературы;

- анализа первоисточника.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

часов

IV

семестр

III

семестр

IV

семестр

Общая трудоемкость дисциплины

Аудиторные занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

Чтение литературы и первоисточников

Написание рефератов, выполнение творческих работ

Глоссарий

Темы вынесенные на самостоятельное изучение

Контроль самостоятельной работы

Вид итогового контроля

зачет

зачет

зачет

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел и тема дисциплины

Количество часов

Всего часов

Национальные и религиозные аспекты регионального развития

Социально-экономические процессы в Уральском федеральном округе

Исторические аспекты регионоведения

4.2.1. Лекционный курс

Семестр

№ лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Кол. часов

Раздел I Регионоведение как учебная дисциплина

Тема 1. Актуальность регионоведения

Актуальность регионоведения. Предметная область регионоведения. Модель региона в русле различных дисциплин. Классификация региональных систем.

Регионализация в современном мире и в современной России. Глобализация как становление мироцелостности. Регионализация как интеграция локальных сообществ. Субъекты РФ: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Уровни развития регионов в РФ и их отношения с центром и между собой.

Модель региона в русле различных дисциплин. Классификация региональных систем.

Тема 2. Регионообразующие факторы

Цели преподавания регионоведения. Предметная область регионоведения. Понятие «регион». Внутренние и внешние регионообразующие факторы.

Тема 3. . Региональная политика

Методологические аспекты региональной политики. Экзогенный и эндогенный аспекты региональной политики. Региональная политика в России. Причины возникновения кризисных ситуаций в масштабе региона. Основные направления, прямые и косвенные методы осуществления региональной политики. Содержание социальной, экономической, научно-технической, экологической, демографической, гуманитарной и национальной политики. Структура стратегии развития региона. Структура региональной политики в России.

Тема 4. Региональное развитие

Проблемы функционирования органов региональной власти. Региональное и внутрирегиональное управление. А. Радченко об органах государственного и муниципального управления . Основная цель и задачи исполнительной власти субъектов власти РФ.

Статус глав субъектов Федерации. Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти. Указ Президента РФ от 15«Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ».

Принципы организации региональных органов государственной власти. Права и обязанности законодательных органов власти субъектов РФ.

Тема 5. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность

Зарубежный опыт регионализации. Специфика региональной организации в странах Западной Европы. Современные тенденции развития территориальной организации в мире.

Формирование региональных структур на территории в дореволюционной России. Административно-территориальное деление СССР и РСФСР и современной России.

Раздел I I. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов-субъектов Российской Федерации.

Тема 6. Нормативно-правовая база организации и деятельности органов государственной власти

Федерация. Федерализм. Современные проблемы федерализма. Е. Примаков о 7 проблемах российского федерализма. Специфика российского федерализма.

Тема 13:

Социальные проекты в Тюменской области

Тема 14:Социальные проблемы регионального развития

Экологическая ситуация в течении Западно-Сибирских рек

Тема 15:

Уральский федеральный округ

Тема 16:

Тема 1. Основные понятия Регионоведения Методы региональных исследований

Тема 16: История Уральского федерального округа.

4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов:

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашнего задания для самостоятельного изучения

Сроки

Кол. час.

Тема 1: Актуальность регионоведения

Составить понятийный словарь

Тема 2: Регионообразующие факторы

В соответствии с алгоритмом, приведенным в Приложении № 3, докажите, что для обозначения федеральных округов Российской Федерации корректно (не корректно) использовать понятие «регион».

2 неделя

Тема 2: Регионообразующие факторы

Опишите внутренние и внешние регионообразующие факторы одного из субъектов Уральского федерального округа.

Тема 3: Региональная политика

Создайте структурно-логическую схему «Цели региональной политики в современном мире».

Тема 4: Региональное развитие

Написать сообщение «Экономика социальной сферы»

Тема 5:Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность

Сравнить основы федеративного устройства РСФСР и современной Российской Федерации.

Тема 7:Региональное управление

Создайте структурно-логическую схему «Классификация органов государственного управления в Российской Федерации».

Тема 7:Региональное управление

В соответствие с нижеследующим алгоритмом ответьте на вопрос: «Какие существуют модели управления регионом?»

Тема 9:Национальная и региональная безопасность

Сравните национальную и региональную безопасность

Тема 11: Культурные и религиозные процессы в Уральском федеральном округе

Написать сообщение «Религиозный фактор регионализма».

Тема 12: Демографические факторы регионального развития

В соответствие с алгоритмом, приведенным в Приложении № 3, опишите миграцию в Западной Сибири

Тема 13: Экономическое развитие субъектов УФО

Читать и конспектировать монографию группы ученых-экономистов РГЭА В. Золотарева, В. Наливайского, Э. Чебановой, Н. Невской и Э. Бабаян «Экономические условия развития федерализма в Рос­сии», изданную в 1998 г.

Тема 15: Экологические проблемы региона

Написать сообщение «Экологическое сознание и региональная экологическая политика»

Тема 16: История Уральского федерального округа.

Написать сообщение «История одного города» об одном из городов УФО,

Составить кроссворд «Города УФО».

Тема 16: История Уральского федерального округа.

Написать реферат (выбрать из списка по номеру зачетной книжки).

4.2.3.1. Примерная тематика реферативных работ

4.2.4. Лабораторный практикум не предусмотрен

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Основная:

1. Регионоведение: Учебное пособие /отв. ред. проф. . – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

2. , Бутов (экономика и управление). Учебное пособие. – М.: Теса, – Ростов н/Д: МарТ, 2000.

3. Шинковский регион: становление политического режима в условиях глобализации . – Владивосток, 2000.

4. , Чистобаев: Учебник. – М., 2000.

Дополнительная

1. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М., 2000.

2. , Чистобаев региональной политики: Учебник. – СПб., 1998.

3. , Денисов и региональное управление. – М., 2002.

4. Конституция Российской Федерации 1993 года.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

· компьютерный и мультимедийный класс.

7. Содержание текущего и промежуточного контроля:

7.2. Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Понятие региона.

2. Регионообразующие факторы

3. Типы регионов. Регионы России.

4. Южный федеральный округ как региональное образование.

5. Регионоведение как учебная дисциплина

6. Регионалистика как научная дисциплина

7. Глобализация в современном мире

8. Регионализация в современном мире

9. Процессы регионализации в России

10. Региональные системы их классификация.

11. Системный анализ в региональных исследованиях.

12. Методы моделирования в региональных исследованиях.

13. Программно-целевой метод в региональных исследования.

14. Региональная политика. Эволюция региональной политики.

15. Цели и задачи региональной политики.

16. Основные направления региональной политики в РФ.

17. Структура региональной политики

18. Структура стратегии развития региона.

19. Нормативно-правовая база организации и деятельности органов государственной власти в РФ.

20. Полномочия субъектов Российской Федерации.

21. Принципы организации региональных органов государственной власти.

22. Принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации

23. Современные проблемы федерализма.

24. Государственное регулирование регионального развития

25. Прогнозирование и программирование регионального развития.

26. Региональные целевые программы и их роль в системе управления

27. Региональное управление

28. Научные модели регионального управления

29. «Синергетическая» модель управления регионом

30. Модели управленческого поведения региональной администрации

31. Региональная идеология

32. Региональная безопасность

33. Этносоциальная стратификация

34. Региональные конфликты.

Для закрепления лекционного материала предусматривается проведение практических занятий, написание рефератов и контрольных работ.

Дисциплина «Регионоведение» даёт знания и навыки, используемые при изучении дисциплин «Теория социальной работы», «Экономика», «История благотворительности», политология, социология «Отечественная история» и др..

Учебная практика по дисциплине не предусмотрена

Тезисы лекций приведены в приложении №1 УМК дисциплины

Развернутый план практических занятий и методические указания к их выполнению приведены в приложении № 2 УМК дисциплины

Содержание заданий для самостоятельной работы студентов и методические указания к их выполнению приведены в приложении № 3 УМК дисциплины

Методические указания по написанию рефератов по дисциплине приведены в Приложении № 3 УМК дисциплины.

Материалы для текущего и промежуточного контроля, методические указания для подготовки к ним приведены в приложении №4 УМК дисциплины

Методические указания по подготовке к зачету приведены в приложении № 5 УМК дисциплины.