Уголовная ответственность государственного регистратора росреестра. О новом законе о государственной регистрации недвижимости

Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Органы, осуществляющие государственную регистрацию, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав. Вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения регистрирующими органами возложенных на них обязанностей, возмещается за счет казны Российской Федерации в полном объеме.

Субъектами, которые несут ответственность за ущерб, причиненный незаконными действиями (бездействием) являются: органы, осуществляющие государственную регистрацию (государственные органы) и государственные регистраторы - федеральные государственные служащие.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также содержание записей, вносимых в Единый государственный реестр прав, кроме настоящего Закона определяются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219, а также утвержденными Министерством юстиции РФ нормативными актами (правилами, инструкциями, методическими указаниями) о порядке государственной регистрации прав на отдельные виды недвижимого имущества.

Порядок исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определен Административным регламентом исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 сентября 2006 г. N 293 г.

Согласно административному регламенту заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Росреестра, его территориальных органов в досудебном и судебном порядке. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке, обжалование отказов в государственной регистрации прав, уклонения от государственной регистрации прав осуществляются также в судебном порядке.

Контроль деятельности территориальных органов Росреестра осуществляет Росреестр, контроль деятельности Росреестра осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации. Заявители могут обжаловать действия или бездействие должностных лиц:

обособленных подразделений территориальных органов Росреестра - в территориальные органы Росреестра, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

территориальных органов Росреестра - в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; - руководителю Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в Министерство экономического развития Российской Федерации;

руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц Росреестра и его территориальных органов, - в Министерство экономического развития Российской Федерации.

В пункте 2 комментируемой статьи идет речь об ответственности лиц, виновных в искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним, уже зарегистрированных в установленном порядке. В роли лиц, виновных в названных нарушениях, могут выступать работники органов по государственной регистрации прав, иные физические, а также юридические лица. Если речь идет о государственных регистраторах, действует правило о возмещении причиненного ущерба за счет казны Российской Федерации. В тех же случаях, когда в искажении или утрате информации виновны иные физические или юридические лица, именно они отвечают за причиненный их действиями ущерб по общим правилам гражданско-правовой ответственности.

В пункте 2 комментируемой статьи в качестве лиц, имеющих право на возмещение материального ущерба, названа "какая-либо из сторон". При применении этого пункта следует иметь в виду, что ущерб должен возмещаться правообладателю, любой стороне в договоре, а также любому иному лицу, права и законные интересы которого нарушены соответствующими неправомерными действиями.

Под ущербом (убытками) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы право не было нарушено (упущенная выгода). Принцип полного возмещения ущерба является общим для гражданско-правовой ответственности за причинение вреда и должен соблюдаться не только при возмещении ущерба за счет казны, но и во всех других случаях.

Регистрирующий орган несет ответственность за полноту и подлинность выдаваемой информации о правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 17 Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статьей 24 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" нарушение требований данных законов влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Лица, права и законные интересы которых нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться за судебной защитой с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

К ответственности за неправомерное использование сведений о государственной регистрации прав могут быть привлечены не только регистрирующие органы и их работники, но и лица, получившие информацию в установленном порядке, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, организации по техническому учету объектов недвижимости.

Ответственность за ущерб, причиненный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, предусмотрена и другими законами. Например, ст. 28 Закона об ипотеке. В этой статье приведен примерный перечень конкретных незаконных действий (бездействия), которые служат основанием для наступления ответственности за причинение ущерба применительно к государственной регистрации ипотеки. В этот перечень включены: необоснованный отказ в государственной регистрации ипотеки, а также во внесении исправлений в регистрационную запись, задержка в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока; государственная регистрация ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи, или с иными ошибками; несоблюдение требований, относящихся к выдаче закладной, а также уклонение от выдачи закладной (ее дубликата); неправомерное погашение регистрационной записи; необоснованный отказ в предоставлении сведений о наличии регистрационной записи об ипотеке, а также выписка из нее.

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017 вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

Орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

7 рабочих дней - для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

Три месяца - по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки - специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

Федеральная миграционная служба РФ - информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

Федеральная налоговая служба РФ - информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор.


ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ, разумеется, если вред был причинен в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов (ст. 1069 ГК РФ).
Выплата разовой компенсации за счет казны Российской Федерации за утрату права собственности на жилое помещение. В Законе о государственной регистрации появилась и новая норма - ст. 31.1 \ которая содержит принципиально новую норму. Ее появление обусловлено Постановлением Конституционного Суда № 6-П от 21 апреля 2003 г., согласно которому признаются не противоречащими Конституции Российской Федерации содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК Российской Федерации общие положения о последствиях недействительности сделки в части, касающейся обязанности каждой из сторон возвратить другой все полученное по сделке, поскольку данные положения - по их конституционно-правовому смыслу в нормативном единстве со ст. 302 ГК Российской Федерации - не могут распространяться на добросовестного приобретателя, если это непосредственно не оговорено законом. Таким образом, у добросовестного, но незаконного приобретателя жилого помещения (который не знал и не должен был-знать о том, что его приобретение незаконно) нельзя истребовать жилое помещение или другую недвижимость. В связи с этим возникает необходимость защитить права тех лиц, которые ранее были собственниками жилых помещений, однако впоследствии утратили право собственности на них в результате различных правонарушений. Поскольку истребовать жилое помещение в натуре нельзя, то речь идето выплате компенсации. Правила рассматриваемой статьи предусматривают выплату за счет казны Российской Федерацией разовой компенсации собственнику жилого помещения. Размер данной компенсации исчисляется из суммы, составляющей реальный ущерб, но не может превышать 1 млн руб. Компенсация выплачивается при наступлении определенных условий. В частности, добросовестный, но незаконный приобретатель, а

также собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, должны предъявить иск о возмещении ущерба, причиненного в результате утраты жилого помещения. После удовлетворения иска они должны получить исполнительный лист, взыскание по которому не производилось по не зависящим от указанных лиц причинам (самой распространенной причиной является невозможность найти продавца жилого помещения) в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению.
Из текста статьи ясно, что право на компенсацию имеет не только гражданин - собственник жилого помещения, но и юридическое лицо. Порядок выплаты Российской Федерацией названной компенсации устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такой порядок отсутствует, в связи с чем Министерство финансов Российской Федерации лишено возможности решения вопросов об исчислении и выплате компенсации в связи с утратой права собственности и лишении недвижимого имущества ввиду истребования его судом из добросовестного владения.
Административно-правовая и уголовная ответственность за правонарушения, совершенные при государственной регистрации прав
Условия наступления ответственности. В соответствии со ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредос- тавление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Таким образом, например, несвоевременное предоставление информации из ЕГРП может повлечь за собой привлечение к административной ответственности.
Несмотря на то что ст. 7 Закона о государственной регистрации установлено, что государственная регистрация имеет открытый характер, тем не менее заявителю, не являющемуся правообладателем (или

его представителем), наследником правообладателя, либо же правоохранительным, судебным или налоговым органом, запрошенная информация выдается в ограниченном объеме. Выписка из ЕГРП содержит описание объекта, данные о зарегистрированных и существующих на момент выдачи выписки правах на данный объект, включая данные о правообладателе объекта; данные о существующих ограничениях (обременениях) и правопритязаниях. Предоставление каких-либо иных сведений, как, например, сведений о прежних правообладателях, данных о стоимости, по которой объект был приобретен, не допускается. Таким образом, несмотря на принцип открытости государственной регистрации прав, доступ к информации ограничен федеральным законом. Следовательно, должностные лица Росреестра и ее территориальных органов могут быть привлечены к ответственности по ст. 13.14 КоАП РФ, в соответствии с которой разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 5000 руб. ?
Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20 КоАП РФ) также квалифицируется как административный проступок. Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб.; на должностных лиц - от 300 до 500 руб.
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию имущества и сделок с ним, в установленный 10-дневный срок (ст. 85 НК РФ) в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 17.8 КоАП РФ воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя также является административным проступком. Воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб.; на должностных лиц - от 2000 до 3000 руб.
Уголовным кодексом РФ предусматривается ответственность за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), субъектами ответственности выступают только должностные лица. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В случае, если такие деяния повлек
ли тяжкие последствия, то они наказываются лишением свободы на срок до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Уголовно наказуемым деянием является не только злоупотребление должностными полномочиями, но и превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если вышеназванные деяния были совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет (ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Должностное лицо - государственный гражданский служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ). Учреждение должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом, если эти деяния связаны с предоставлением такой организации льгот и преимуществ или с покровительством в иной форме, наказываются лишением права занимать определенные Должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработ
ной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 час., либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. К сожалению, факты предоставления должностными лицами учреждений юстиции преимуществ и покровительства риэлторским и юридическим фирмам, учрежденным родственниками и другими доверенными лицами, в процессе представления документов на государственную регистрацию и ее проведения не были редкостью. Хочется надеяться, что подобное осталось в прошлом.
Среди корыстных преступлений получение взятки должностным лицом (ст. 290 УК РФ) весьма распространенное деяние, которое классики отечественной литературы даже причисляют к числу неискоренимых российских зол. Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Если вышеописанные деяния совершены лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления, то они наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Получение взятки, если таковое совершено:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере, - наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зара

ботной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб.
Государственный регистратор, равно как и иные должностные лица, может являться субъектом уголовной ответственности за совершение служебного подлога (ст. 292 УК РФ). Под служебным подлогом понимается внесение должностным лицом, а также государственным служащим не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Данные деяния наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 час., либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов, общества или государства наказываются штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности-или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статьей 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или Иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 час.

По новому закону регистратор будет нести личную ответственность за правильность указанных данных и обязан будет возместить заявителю убытки. Причем если будет доказано, что это было сделано умышленно, то регистратор обязан будет возместить не только убытки в полном объеме, но и упущенную выгоду. Такое требование вводится впервые. Эти изменения предусмотрены Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступит в силу с 1 января 2017 года.

Также предусмотрена ответственность за возврат документов без рассмотрения, если основания для этого нет, рассказала начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Москве Екатерина Филиппова.

Со следующего года государственный кадастровый учет недвижимого имущества и госрегистрация прав на недвижимость станут единой процедурой. Все это будет проходить централизованно через единый госорган - орган регистрации прав.

Со следующего года квартиру можно будет одновременно зарегистрировать и поставить на кадастровый учет в ЕГРН

Документ предусматривает создание единой системы регистрации прав на недвижимость и ее кадастрового учета, с которой будут иметь дело все государственные ведомства, юридические и физические лица. Главное новшество - создание Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), который объединит существующие сейчас Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и госкадастр недвижимости (ГКН). Объединенная база данных должна устранить дублирование сведений, а главное, свести на нет ошибки, которые еще нередко случаются. К примеру, в ЕГРП площадь жилого дома может составлять 50 кв. м, а в ГКН - 150. И когда собственник решит что-то с этим домом сделать, к примеру, переписать его на своих детей, то ему придется пережить немало неприятных минут, устраняя формальную ошибку.

"Со следующего года станет возможной одновременная постановка на кадастровый учет и регистрация права на недвижимость, вся процедура займет 10 рабочих дней, при подаче документов через МФЦ - 12 дней, - рассказал журналистам руководитель Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов.

Новый закон предусматривает сокращение перечня документов, предъявляемых для государственной регистрации прав. К примеру, не нужно будет предоставлять учредительные документы. Проще с новым законом станет и застройщикам, а также другим юрлицам. В случае постройки недвижимости зарегистрировать ее можно будет по системе одного окна, то есть один раз подать одно заявление и получить один подтверждающий документ в результате. Часть этих новшеств уже сейчас работает через Интернет - электронные сервисы размещены на сайте Росреестра и довольно просты в использовании. Но прибегают к ним в большинстве случаев юридические лица, поскольку для отправки электронных заявлений и других документов нужна электронно-цифровая подпись. Для проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав потребуются следующие документы: заявление; документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обратился представитель). А также документы, являющиеся основаниями для проведения кадастрового учета и регистрации прав.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Статья 31. Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Комментарий к статье 31 ФЗ – О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1. Комментируемым Законом, а также иными законами, в частности, ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости”), и подзаконными актами в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлены обязательные требования к срокам, порядку проведения государственной регистрации. За нарушение данных требований предусмотрена ответственность.

Статьей 31 Закона установлена конкретная сфера ответственности органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, и федерального органа в области государственной регистрации – ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, предусмотренных Законом, полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах, необоснованный отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Своевременное исполнение обязанностей подразумевает соблюдение сроков приостановления государственной регистрации, отказа в государственной регистрации, принятия решения о проведении государственной регистрации. Полное и точное исполнение обязанностей предполагает соблюдение требований Закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов. Например, внесение сведений в соответствии с Правилами ведения ЕГРП, направление уведомление, решений о приостановлении, отказе в государственной регистрации, когда это необходимо. Полнота предоставляемой информации о зарегистрированных правах заключается в том, что в выписках из ЕГРП должна быть отражена вся информация, предусмотренная ст. 7 Закона. В настоящее время формирование выписок из ЕГРП происходит автоматически. Однако сведения в ЕГРП в электронном виде могут содержать неточности, поэтому информация в выписке из ЕГРП перед выдачей заявителю должна сверяться с бумажными носителями.

Подлинность информации предполагает предоставление информации без ее фальсификации. В случае наличия вины и негативных последствий в предоставлении искаженной информации в отношении лиц, ответственных за внесение сведений в ЕГРП, и (или) за предоставление информации могут быть возбуждены уголовные дела за служебный подлог, халатность.

Необоснованный отказ в государственной регистрации прав предполагает отсутствие в решении об отказе в государственной регистрации ссылок на статьи Закона, на основании которых принято решение об отказе, неверное толкование и применение нормы Закона, предусматривающей отказ в государственной регистрации (ст. 20), отказ по основаниям, не предусмотренным Законом, несоответствие оснований для отказа в государственной регистрации фактическим обстоятельствам дела.

Что следует считать уклонением от государственной регистрации прав со стороны органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, Законом не предусмотрено. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, не может не принять решение по поступившим на государственную регистрацию прав документам в установленные Законом сроки. Таким образом, необоснованное приостановление государственной регистрации следует считать разновидностью уклонения от государственной регистрации прав. Также как уклонение от государственной регистрации можно рассматривать случаи неоднократного требования документов, предоставление которых не требуется в соответствии с Законом. Необоснованный отказ, уклонение от государственной регистрации могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд.

Статья 28 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусматривает конкретную ответственность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, при государственной регистрации ипотеки. Так, указанная статья предписывает органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, возместить заинтересованному лицу убытки, причиненные своими незаконными действиями (бездействием). В частности, убытки возмещаются, если они являются прямым следствием необоснованного отказа в государственной регистрации ипотеки, во внесении исправлений в регистрационную запись, задержкой в государственной регистрации ипотеки сверх установленного срока, государственной регистрацией ипотеки с нарушением требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию регистрационной записи, с иными ошибками, по иным основаниям, указанном в статье.

Законодатель отдельно предусмотрел ответственность Федерального органа в области государственной регистрации. Федеральный орган в области государственной регистрации несет ответственность наряду с остальными органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, но только в определенном сегменте в соответствии со своими полномочиями: государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, а также на недвижимое имущество, расположенное на территории более одного регистрационного округа, а также предоставление информации по таким объектам недвижимого имущества.

Законом предусмотрена ответственность нотариуса, удостоверяющего договор ипотеки, иные договоры, влекущие возникновение ипотеки в силу закона, за правовую экспертизу документов, законность сделки, а также за действительность иных документов, предоставленных им для государственной регистрации ипотеки.

Данная норма не предусматривает при этом ответственности за иные документы, которые также удостоверяются нотариусом, например, договор купли-продажи, который не вызывает возникновение ипотеки в силу закона.

Логика законодателя здесь не ясна либо речь идет о пробеле в законодательстве. Однако в любом случае нотариус также несет ответственность за все составленные и удостоверенные им документы в силу другого нормативного правового акта – Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

С 1 февраля 2014 г. вступают в силу изменения, в которых данный вопрос нашел свое решение. Законодатель освобождает органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, от ответственности за законность нотариально удостоверенной сделки независимо от того, порождает она возникновение ипотеки или нет.

Введение данной нормы означает, что в случае рассмотрения в суде дела, связанного с оспариванием сделки, удостоверенной нотариусом, или признанием незаконным решения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, провести государственную регистрацию нотариально удостоверенной сделки, к участию в процессе будут привлечены не только орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, но и нотариус, удостоверивший соответствующую сделку.

Действующим законодательством предусмотрено несколько видов ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

Уголовный кодекс РФ, в частности, устанавливает ответственность за злоупотребление полномочиями частными нотариусами (ст. 202 УК РФ). Государственный регистратор может быть привлечен за мошенничество (ст. 159 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), а также за служебный подлог (ст. 292 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

В отношении государственного регистратора и нотариуса также может быть возбуждено административное производство по ст. 7.27.1 КоАП РФ “Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием”.

Дисциплинарная ответственность предполагает ответственность за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Государственные регистраторы имеют статус государственных служащих и несут дисциплинарную ответственность не в соответствии с ТК РФ, а в соответствии с ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”.

Гражданско-правовая ответственность возникает вследствие причинения вреда имущественным и личным неимущественным правам, в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

Убытки, о которых говорится в ст. 28 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимого имущества” – это расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Расходами, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, могут быть расходы на государственную пошлину, оплачиваемую за подачу заявления в суд, арбитражный суд, оплата услуг адвоката, проведение экспертизы.

Если же вследствие необоснованного приостановления или отказа в государственной регистрации перехода права на квартиру у продавца сорвалась покупка другой квартиры, за которую он уже внес задаток, то речь здесь уже будет идти о неполученных доходах в виде денег от продажи квартиры.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на практике доказать в суде причинную связь между действиями (бездействием) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и возникновением убытков крайне не просто.

Во-первых, для взыскания убытков необходимо установить факт незаконного действия (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав. Для этого необходимо обратиться в суд с заявлением о признании незаконным действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав.

Во-вторых, в случае получения решения о признании действий (бездействия) органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, незаконными необходимо обратиться в суд повторно, но уже с иском о взыскании ущерба.

Пример из судебной практики. Юридическое лицо обратилось в суд с иском к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, о взыскании ущерба ввиду того, что истец не смог обратить взыскание на заложенные нежилое помещение и земельный участок, а только на нежилое помещение. Истец объясняет это тем, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, при государственной регистрации договора ипотеки нежилого помещения не зарегистрировал ипотеку земельного участка. Как указал суд, условием деликтной ответственности является наличие состава правонарушения, включающего в себя: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда; размер причиненного вреда. Суд пришел к выводу о том, что истцом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих противоправность и виновность действий ответчиков и наличие совокупности условий деликтной ответственности (см. подробнее: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 октября 2008 г. N Ф04-5983/2008(14800-А27-39) по делу N А27-4264/2008).

Кроме того, в вышеуказанном примере нет и не может быть вины органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, поскольку действующим законодательством не предусмотрено, что передача в залог нежилого помещения предполагает наложение ипотеки на земельный участок. Статья 69 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)” предусматривает, что ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, но ничего не говорит о нежилых помещениях.

2. Лицами, виновными в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, и несущими ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, являются государственные регистраторы, иные должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав, а также должностные лица иных органов, на основании документов которых в ЕГРП внесена недостоверная информация.

Словосочетание “иные должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав” в комментируемой статье отсутствует. Однако термин “государственный регистратор” в данном контексте следует толковать расширительно, поскольку исказить или утратить информацию могут не только сотрудники со статусом государственного регистратора, но и другие сотрудники, которые государственными регистраторами не являются.

Не совсем понятна логика законодателя: из смысла п. 2 комментируемой статьи следует, что материальный ущерб может быть нанесен только сторонам. Каким именно сторонам, в статье не уточняется. Видимо, имеются в виду стороны договора. Но ведь материальный ущерб может быть причинен в результате государственной регистрации не только договоров, но также при государственной регистрации прав, возникающих на основании иных документов (решений суда, свидетельств о праве на наследство и др.).

Таким образом, под “сторонами” следует понимать всех лиц, которым причинен материальный ущерб при государственной регистрации их прав, сделок, обременении (ограничении) прав.

3. Пункт 3 комментируемой статьи перекликается со ст. 16 ГК РФ, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

Пункт 3 комментируемой статьи уточняет, что возмещение осуществляется за счет казны Российской Федерации. Таким образом, иск о возмещении убытков предъявляется не к государственному регистратору или иному должностному лицу, виновному в причинении ущерба, а непосредственно к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав. Однако при этом законодательством не предусмотрен механизм, каким образом будут возмещаться убытки в случае удовлетворения иска. Поэтому при обращении с иском в суд о возмещении убытков следует в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет иска, привлечь соответствующий территориальный орган Федерального казначейства.

Иск может быть подан не только о возмещении материального, но также и морального вреда.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина (ст. 151 ГК РФ).

Применительно к комментируемой статье речь идет о нарушении имущественных прав граждан.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда (ст. 1101 ГК РФ).

Пример из судебной практики. Индивидуальный предприниматель обратилась в суд с иском к органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, о возмещении в том числе морального вреда за отказ в государственной регистрации. Суд пришел к выводу, что заявитель не должен представлять доказательства в обоснование морального вреда, который был ему причинен и удовлетворил иск в этой части полностью (см. подробнее Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2011 г. по делу N А46-10260/2010).