Требования в структуре материально технического обеспечения. Материально-техническое обеспечение. группировке видов деятельности по функциональным областям логистической системы

Осуществление основных и вспомогательных видов деятельности желез-нодорожного транспорта невозможно без поставок материалов, запасных частей, топлива и других материально-технических ресурсов (МТР) необходимого качества и объема в назначенные сроки. Несвоевременное или неполное выполнение этих функций органами материально-технического обеспечения негативно влияет на качество перевозочного процесса и, в конечном счете, на конкурентоспособность железных дорог.
Материально-техническое обеспечение МТО - это система планирования и организации закупок, поставок, распределения, хранения, учета и контроля материально-технических ресурсов.
Стратегическая цель системы материально-технического обеспечения заключается в минимизации материальной составляющей эксплуатационных расходов за счет оптимизации затрат на закупку, доставку и хранение материальных ресурсов при обеспечении устойчивой работы железных дорог и безопас-ности движения.
Материально-техническое обеспечение должно обеспечивать сквозной поток материальных ресурсов, необходимый для обеспечения бесперебойного перевозочного процесса c целью удовлетворения платежеспособного спроса клиентуры в перевозках при минимально возможных расходах. В долгосрочной
перспективе конкурентоспособность предприятий и организаций железнодо-
723
рожного транспорта зависит от способности найти и сохранить клиента, обеспечивая при этом необходимый уровень рентабельности работы. Этому будет способствовать эффективное и рациональное управление процессом снабжения, опосредованно воздействующего на конечного клиента.
Материально-техническое обеспечение включает в себя: планирование потребности в МТР на основе норм их расхода на единицу продукции (работы) и запланированных объемов работ по видам деятельности; расчет норм расхода и норм производственных запасов МТР; размещение заказов на изготовление МТР на отечественных и зарубежных предприятиях и установление с ними бизнес-отношений; экономическое обоснование выбора формы снабжения (транзитной или складской); разработку планов материально-технического обеспечения; организацию приемки и хранения МТР на складах (с соблюдени-ем надлежащих условий и техники хранения); организацию доставки МТР подразделениям железнодорожного транспорта; ведение учета, составление отчетности и контроль движения МТР. Органы МТО железнодорожного транспорта решают также вопросы развития складского хозяйства, автоматизации и информатизации процессов снабжения.
Система управления МТО включает в себя такие взаимосвязанные направления, как планирование снабжения, организация поставок, нормирование расхода материальных ресурсов, организация складского хозяйства, управление запасами, организация контроля снабжения (рис. 31.1).
Для достижения поставленной цели система МТО должна своевременно и качественно выполнять основные функции. Содержание функций органов МТО включает три направления.
1. Планирование, которое предполагает:
анализ рыночных цен на закупаемые материальные ресурсы, прогноз их динамики и уровня в предстоящем периоде;
расчет прогнозных норм расхода топлива, электроэнергии, материалов и запасных частей на ожидаемый объем транспортной работы;
определение сводной потребности сети и железных дорог в материальных ресурсах на перспективный плановый период в натуральном и стоимостном выражении, ее согласование с финансовыми подразделениями;
оперативное планирование снабжения.
Организация, которая включает в себя:
анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;
заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;
получение и организацию завоза реальных ресурсов;
организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;
обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами.
Контроль и координация работы, в состав которых входят:
контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, вы-полнением ими сроков поставки продукции;
725
контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;
входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;
контроль за производственными запасами;
выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;
анализ работы снабженческой службы, разработка мероприятий по координации снабженческой деятельности и повышению ее эффективности.
В зависимости от способа продвижения продукции от предприятия- изготовителя до предприятия-потребителя различают две формы снабжения: транзитную и складскую. При транзитной форме снабжения продукция следует от изготовителя непосредственно к потребителю, минуя промежуточные склады снабженческих (посреднических) организаций. При складской форме снабжения продукция от изготовителя сначала поступает на склады снабженческих (посреднических) организаций, а затем с этих складов отгружается (отпускается) потребителям небольшими партиями.
Основным преимуществом транзитной формы снабжения является уменьшение транспортно-заготовительных расходов у потребителей, а недостатками - увеличение производственных переходящих запасов, объема документооборота, так как по каждому виду продукции необходимо установить хозяйственные связи с поставщиками и вести учет выполнения ими своих договорных обязательств. Преимуществами же складской формы снабжения являются уменьшение производственных запасов и документооборота, возможность организовать комплексное снабжение. Основной недостаток складской формы снабжения - увеличение транспортно-заготовительных расходов из-за уплаты посреднику наценок на поставляемые материалы.
Субъектом управления процессами снабжения на железнодорожном транспорте является система органов материально-технического обеспечения.
В настоящее время на самом верхнем уровне этой системы находятся «Росжелдорснаб» - функциональный филиал ОАО «РЖД» и Управление планирования и нормирования материально-технических ресурсов ОАО «РЖД».
«Росжелдорснаб» осуществляет управление деятельностью в области ма-териально-технического обеспечения и организации поставок материально- технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД». «Росжелдорснаб» включает в се- бя 7 обособленных структурных подразделений филиала: «Центржелдорметро- снаб», «Спецжелдорснаб», «Севзапжелдорснаб», «Приволжскжелдорснаб», «Уралжелдорснаб», «Сибжелдорснаб», «Восттранстоп». К основным задачам «Росжелдорснаба» относятся:
формирование и реализация политики ОАО «РЖД» в области матери-ально-технического обеспечения;
обеспечение производственной деятельности ОАО «РЖД», и выделяемых дочерних структур материально-техническими ресурсами (МТР);
комплексное изучение рынка МТР;
осуществление функций генерального заказчика МТР для нужд ОАО «РЖД»;
организация приема заявок и обработка заявок на МТР;
формирование и согласование общей потребности ОАО «РЖД» в МТР;
организация и проведение конкурсных процедур для закупки товаров, ра-бот, услуг, финансирование которых осуществляется за счет средств ОАО «РЖД»;
подготовка бюджета по МТО;
формирование и реализация плана закупок МТР;
формирование и реализация плана поставок МТР;
диспетчеризация поставок МТР;
организация финансового взаимодействия ОАО «РЖД» с поставщиками МТР;
нормирование потребностей ОАО «РЖД» в МТР;
анализ претензий по качеству и ритмичности поставок МТР, разработка и реализация мероприятий по устранению выявленных недостатков;
разработка стандартов взаимодействия структурных подразделений внутри блока МТО, а также со структурными подразделениями ОАО «РЖД»;
формирование рациональных хозяйственных связей предприятий и ор-ганизаций-поставщиков с органами материально-технического обеспечения ОАО «РЖД».
В состав центрального аппарата «Росжелдорснаба» входят следующие основные подразделения: финансовое управление, управление тендерных закупок, управление информатизации и связи, управления запасными частями (вагонов, ло- комотивов, пути), топливно-теплотехническое управление, управление легкой, химической и лесной промышленности, управление материалов верхнего строения пути, управление анализа и оперативного контроля МТО отрасли, управление мар-кетинга и ценообразования, управление планирования поставок МТР, управление по внешнеэкономическим связям, экономико-статистический отдел и прочие.
Следующий уровень системы образуют службы материально-технического обеспечения (службы НХ), входящие в состав аппарата управления железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».
Службе НХ подчинен главный материальный склад дороги (НХГ). На отделениях дорог вопросами обеспечения предприятий необходимыми ресурсами занимаются отделы снабжения (НОДХ), которые имеют основной материальный склад и склады филиалов.
Органы МТО имеют в своем распоряжении соответствующие средства производства, представляющие собой совокупность средств и предметов труда. К средствам труда относятся базы, склады, кладовые, погрузочно-разгрузочные и транс-портные средства, различные машины и механизмы, весоизмерительное оборудование, инвентарь и др. В качестве предметов труда выступают различные материальные ресурсы, которые следует доставить от поставщиков к потребителям.
В настоящее время сбор заявок, планирование и осуществление закупок, поставки материалов на склады структурных подразделений железных дорог осуществляется следующим образом: см. рис. 31.2.
На данной схеме выделены два контура:
контур подачи заявок на материальные ресурсы и формирования плана поставок;
контур закупки и доставки материалов.
Подача заявок на материалы и формирование плана поставок осуществляются следующим образом.
1) на основании среднемесячных расходов материальных ресурсов, по согласованию с экономической службой, служба МТО устанавливает право на материальные ресурсы при формировании заявок. Это право доводится до технических служб соответствующих хозяйств, которые, в свою очередь, устанавливают персональное право для подведомственных структурных подразделений за 60 дней до планируемого квартала;
на основании полученного права структурные подразделения формируют заявку на материальные ресурсы за 40 дней до планируемого квартала и отправляют ее в три адреса;
технические службы формируют сводную заявку с группировкой по структурным подразделениям, в рамках установленного права на приобретение материальных ресурсов и с учетом корректировок за 30 дней до планируемого квартала;
служба МТО формирует сводную заявку по отделенческому принципу;
служба МТО формирует предварительный план поставок и направляет его в техническую службу соответствующего хозяйства за 25 дней до плани-руемого квартала;
техническая служба хозяйства проверяет и корректирует предварительный план поставок. В случае корректировки плана поставок в службу МТО направляется исправленная заявка за 15 дней до планируемого квартала;
служба МТО формирует окончательный план поставок за 5 дней до планируемого квартала.
Контур закупки и доставки материалов состоит из следующих операций:
служба МТО формирует заявку на материалы в размере 80% от плана поставок в «Росжелдорснаб»;
оставшиеся 20% плана поставок остаются службе МТО для самостоятельных закупок. Служба МТО высылает оферты поставщикам с гарантированной оплатой;
«Росжелдорснаб» высылает оферты поставщикам с гарантией оплаты. Выбор поставщиков осуществляется на основе предложений поставщиков, их ранжирования и утверждения тендерной комиссией;
в соответствии с планом поставок материалы поставляются на склады службы МТО;
служба МТО информирует соответствующие отделы материально- технического снабжения о приходе материалов. Материалы поставляются на склады этих отделов;
отделы материально-технического снабжения информируют в электронном виде подотчетные структурные подразделения о приходе материалов и осуществляют их поставку с центрального склада на склады этих подразделений в соответствии с разнарядкой.
Разработка перспективного плана материально-технического обеспечения основана на делении всех ресурсов на номенклатуру централизованной поставки и децентрализованной заготовки. К первой группе относятся топливо, материалы, оборудование и запасные части, поставки которых оказывают определяющее влияние на ритмичную работу железных дорог. За эту группу отвечает «Росжелдорснаб». Ко второй группе относятся материально-технические ресурсы, планируемые органами снабжения железных дорог.
Количество номенклатурных позиций важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованного планирования составляет более 2800 единиц (см. табл. 31.1).
Примерный перечень важнейших запчастей, оборудования и материалов централизованной поставки
Таблица 31.1 Продукция Количество позиций Цельнокатаные колеса 2 Локомотивные бандажи 4 Колесные пары дрезин 4 Запасные части локомотивов 216 Запасные части грузовых вагонов 602 Запасные части пассажирских вагонов 60 Запасные части к импортному подвижному составу и путевым машинам 790 Аккумуляторы локомотивные, вагонные и автоблокировочные 10 Кабельно-проводниковая продукция 913 Приварные, электротяговые и дроссельные соединители и междроссельные перемычки и провода ПБМД 137 Подшипники локомотивные и вагонные 8 Изоляторы контактной сети 10 Трансформаторы 1V-VI габаритов 4 Специальная и фирменная одежда и обувь 22 Постельные принадлежности 8 Прокат черных и цветных металлов 31 Дизельное топливо 2 Топочный мазут 2 Уголь 10 Разработка стратегического плана материально-технического обеспечения начинается с уточнения перспективной номенклатуры потребляемых ресурсов. Эта работа выполняется на основе тщательного анализа плана инновационно- инвестиционной деятельности, тенденций научно-технического прогресса на железных дорогах, перспектив выхода на новые транспортные рынки и т. д.
Под воздействием перечисленных факторов формируется потребность в новых материально-технических ресурсах и сокращается необходимое количество традиционных материалов. Уточнение номенклатуры МТО осуществляется специалистами центральных органов и аппарата железных дорог (НХ). Они обмениваются прогнозной информацией, согласовывают перспективную номенклатуру необходимых ресурсов и определяют, какое подразделение будет отвечать за приобретение тех или иных видов новых материалов. Такая парал-лельная работа существенно повышает обоснованность прогнозных разработок.
Основной величиной, на базе которой определяется потребность в материальных ресурсах, является норма расхода. Нормирование расхода представляет собой процесс установления плановой меры производственного потребления материально-технических ресурсов. Норма расхода - это предельно допустимое количество материалов, топлива, энергии на выполнение единицы транспортной работы в планируемых условиях перевозок.
Структурными составляющими нормы расхода материала являются: чистый (полезный) его расход и технологические отходы и потери. Чистый (полезный) расход материала на изделие представляет собой то количество, которое вещественно вошло в это изделие (полезно израсходовано). К технологическим отходам материала относят то количество, которое не может быть использовано по прямому назначению при изготовлении какой-то продукции (выполнении работы), но может быть использовано при изготовлении другой продукции. К потерям материалов следует относить количество материала, безвозвратно теряемое в процессе производства продукции (работы).
Нормы расхода классифицируются по следующим основным признакам: виду материалов, степени агрегации (масштабу применения), степени укрупнения (детализации) номенклатуры нормируемых материалов, объектам нормирования. По видам материалов разрабатываются нормы расхода на различные виды черных и цветных металлов, лесоматериалы, запасные части и т.п. По степени агрегации нормы подразделяются на индивидуальные, групповые и укрупненные.
Индивидуальные нормы расхода устанавливаются на производство или ремонт единицы конкретной продукции (ремонт локомотива, вагона, здания), исходя из определенных условий организации производства на конкретном заводе, в депо, цехе, на ремонтном участке. По индивидуальным нормам опреде- ляют потребность предприятия в материалах и разрабатывают групповые и укрупненные нормы расхода.
Групповые нормы расхода устанавливаются для однотипной продукции, производимой на ряде однородных предприятий. К таким нормам относятся, например, нормы расхода на деповский ремонт электровозов определенной серии, осуществляемый в различных депо. На железнодорожном транспорте групповые нормы широко распространены в виде среднесетевых и среднеза- водских норм расхода материалов на ремонт и обслуживание одних и тех же серий и типов подвижного состава, эксплуатируемых и ремонтируемых в различных условиях работы железных дорог, заводов и депо.
Укрупненные (суммарные) нормы расхода применяются при планировании материально-технического обеспечения в масштабе всего железнодорож-ного транспорта. Примером таких норм могут служить нормы расхода металла или запасных частей на все виды ремонта различных серий локомотивов в расчете на 1 млн км их пробега или нормы расхода материалов на все виды ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов в расчете на 1 млн км пробега этих вагонов.
По степени укрупнения (детализации) номенклатуры материалов нормы расхода подразделяются на специфицированные, устанавливаемые для каждого конкретного вида материалов с детализацией по сортам, размерам, маркам, и сводные, разрабатываемые для однородных видов материалов. Например, норма расхода проката черных металлов на ремонт локомотива в целом является сводной нормой, а с разбивкой по сорторазмерам и маркам проката - специфицированной.
Для разработки норм расхода материалов, топлива, энергии используют следующие основные методы. Расчетный метод предусматривает определение индивидуальных норм расхода на основе всесторонних расчетов. Основной исходной информацией при расчете норм являются чертежи деталей, карты раскроя, технология производства, характеристики исходного материала. Путем расчетов определяются чистый (полезный) расход материала, технологические отходы и потери.
Опытный метод разработки норм расхода заключается в расчете затрат материалов, топлива, энергии, необходимых для производства единицы продукции (работы), на основе данных замеров, наблюдений и определения чистого расхода, отходов и потерь. При этом число наблюдений и замеров должно быть достаточным для получения представительных выводов. Замена одного материала другим и брак не должны учитываться. Для более точного и детального изучения влияния различных факторов на расход материально-технических ресурсов применяются наблюдения и замеры, т.е. опыты проводятся также в лабораторных условиях.
Если не представляется возможным установить нормы расхода расчетным или опытным путем, то применяется так называемый отчетно-статистический метод нормирования. В этом случае нормы расхода определяют, исходя из отчетных статистических данных о фактическом расходе различных ресурсов на единицу работы. Однако отчетные данные отражают не только достигнутую за анализируемый период экономию, но и все случаи перерасхода, вызванного плохой организацией производства, ремонта и эксплуатации подвижного состава, путевого хозяйства, нерациональным использованием ресурсов и т.д. Поэтому отчетно-статистические нормы расхода по своему существу не являются прогрессивными.
При разработке перспективных планов материально-технического обеспечения, как правило, используют укрупненные нормы расхода, рассчитанные в разрезе стратегических единиц бизнеса. Поскольку прогнозы выполняют на длительный срок (от 3 лет), используемые нормы должны быть прогрессивными, т.е. соответствовать лучшим достижениям российских и зарубежных железных дорог.
Нормы характеризуют не настоящий, а будущий, плановый уровень материальных затрат. Они представляют собой задания по количеству и качеству используемых материалов в планируемом периоде и должны устанавливаться не на уровне фактически сложившихся затрат на единицу транспортной работы, а с учетом совершенствования техники, технологии и организации перевозок, предусматриваемых в планируемом периоде.
Основными задачами перспективного планирования материально- технического обеспечения являются определение ориентировочной потребности железнодорожного транспорта в электроэнергии, топливе, материалах, запасных частях и других видах продукции и примерных затрат в денежном выражении на приобретение, доставку и хранение необходимых ресурсов. От того, насколько правильно будут определены потребности, зависит уровень обес- печения материальными ресурсами запланированной программы работ. При определении материальной потребности должен быть учтен весь объем работ на плановый период: по эксплуатационной деятельности железных дорог; ремонту подвижного состава; прочим видам деятельности (включая изготовление запасных частей подвижного состава, машин и механизмов); ремонту и текущему содержанию зданий и сооружений; капитальному строительству.
Таким образом, план или бюджет материальных ресурсов должен содержать ответы на следующие важные вопросы:
сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут ис-пользоваться;
каков разрыв между необходимыми и имеющимися ресурсами;
как устранить существующий разрыв и какие источники лучше для этого использовать;
каковы будут затраты на устранение дефицита отдельных ресурсов;
каковы будут общие затраты на материально-техническое обеспечение перспективного объема железнодорожных перевозок.
Для определения потребности в материальных ресурсах используют ряд методов. Наиболее обоснованным является метод прямого счета, который дает довольно точные результаты. При этом методе перспективную потребность рассчитывают умножением нормы расхода материального ресурса на плановый объем работы.
Также применяют метод определения материальной потребности по аналогии. В этом случае транспортную работу (продукцию), для выполнения которой необходимо рассчитать потребность, приравнивают по затратам материального ресурса к аналогичному виду работы. При необходимости используют поправочный коэффициент, учитывающий особенности потребления отдельных ресурсов и самой рассматриваемой работы по сравнению с аналогом, которые влияют на общий уровень потребности.
Перспективное планирование потребности в материальных ресурсах ведется по укрупненным группам материалов для всей номенклатуры работ и услуг, выполняемых железнодорожными предприятиями. Расчеты могут выполняться как в натуральных, так и стоимостных измерителях. В стоимостном вы- ражении общую потребность в материально-технических ресурсах можно определить по формуле:
H
Ppi = S (Hpi " Цpi - BOi ¦ Цoi) " ^произв, i =1
где Ppi - годовой расход i-го вида ресурса, руб.;
Hpi - норма расхода i-го ресурса на единицу работ (услуг);
Ц^- - цена i-го ресурса;
Воі - величина реализуемых отходов;
Цоі - цена реализуемых отходов;
Лгпроизв - годовой объем работ (услуг) в перспективном периоде; Н - перспективная номенклатура работ (услуг).
При планировании материальных ресурсов, кроме годовой потребности устанавливается также величина (норматив) производственных запасов материалов. Расчеты можно выполнить одним из двух способов:
делением годовой потребности на число поставок материалов в год;
умножением среднесуточного расхода материалов на норму их запаса (в днях).
Общая потребность в i-м ресурсе будет определяться по следующей формуле:
ПР І = Рр- ± ЛЗск,
где Ppi - годовой расход i-го ресурса; Зск - складские запасы i-го ресурса.
После определения потребности в каждом виде материально-технических ресурсов составляется сводный бюджет закупок.
При разработке перспективного бюджета материальных ресурсов рекомендуется особенно тщательно и детально рассчитывать потребность в важнейших и дефицитных материалах. Как правило, номенклатура этих ресурсов ограничена, а влияние на ритмичную работу железных дорог крайне велико.

Понятие «материально-техническое обеспечение»

Понятие "логистика" часто отождествляется с традиционным для централизованно-планируемой экономики материально-техническим снабжением. Наряду со снабжением используют термин «обеспечение». Приведем определение понятий «снабжение» и «обеспечение».

Снабжение - удовлетворение материальных потребностей населения, каких-нибудь организаций. Снабжение как функция может включать различные типы приобретений (закупку, аренду и т.д.), а также связанные с этим работы: выбор поставщиков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мониторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, транспортировку, складирование и приемку товаров, полученных от поставщиков.

Обеспечение - снабжение чем-нибудь в нужном количестве; предоставление достаточных материальных средств к жизни.

Материальные ресурсы -- часть оборотных фондов предприятия. Оборотные фонды -- это те средства производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительные свойства. Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются объектами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта.

Материальные ресурсы - это исходное сырьё, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия (предметы труда), а также машины, оборудование и приборы (средства труда), необходимые для производства продукции (Большой энциклопедический политехнический словарь).

Материально-технические ресурсы - это вся совокупность сырья и материалов, деталей, запасных частей, инструментов, незавершенного производства и готовой продукции, по которым фирма ведет бухгалтерский учет и которые находятся на складах и в процессе производства.

Материально-техническое обеспечение (МТО) представляет собой вид коммерческой деятельности по обеспечению материально-техническими ресурсами процесса производства, осуществляемой, как правило, до начала производства. Основная цель МТО -- доведение материальных ресурсов до конкретных производственных предприятий в заранее определенное договором место потребления.

Материально-техническое обеспечение - это способ контроля и распределения ресурсов в процессе производства. Посредством системы МТО предприятие осуществляет покупку и расход сырья и материалов для производства наиболее рациональным способом. Для этого ведется учет данных текущего потребления, в соответствии с чем составляются планы на долгосрочный период. Это позволяет грамотно расходовать бюджет организации, поскольку сокращаются производственные издержки.

Также МТО рассматривают как механизм, назначение которого - планирование, закупка и доставка необходимых товарно-материальных ценностей в необходимом количестве и в заданное время любому предприятию или его подразделению.

Лицам, имеющим поверхностное понятие о структуре вооруженных сил, армия представляется тривиальным набором военнослужащих, распределенных по родам войск. На самом же деле, это обособленный институт, функционирующий в разных режимах, в зависимости от внешнеполитической ситуации. Нередко посредством привлечения вооруженных сил решаются и внутренние дела государственного значения. Для обеспечения такого бесперебойного функционирования необходима служба, которая бы занималась вопросами состояния материально-технической базы, причем не только в военное, но и в мирное время.

Служба материально-технического обеспечения (МТО), являясь составной частью вооруженных сил РФ, организует регулирование поступлений и расходов средств, необходимых для поддержания постоянной боеготовности всех подразделений.

Можно классифицировать задачи, которые решает материально техническое обеспечение ВС РФ, разбив их по принципу однородности:

  • Планирование расходов бюджетных средств на реализацию гособоронзаказа, работу государственных программ и прочие целевые направления.
  • Мониторинг оснащенности всех подразделений вооружением, экипировкой, техникой, средствами материального характера.
  • Контроль за соблюдением норм довольствия для солдат, а также организация поставок продукции.
  • Решение юридических вопросов относительно снабжения средствами.
  • Обеспечение деятельности собственных служб.
  • Подготовка внутренних кадровых резервов для функционирования службы МТО.

Состав службы МТО

Прообразом современной службы материально-технического обеспечения является образованное Петром I интендантское управление, осуществлявшее ведение военного хозяйства. Современная же структура представлена рядом департаментов и управлений, которые охватывают все виды деятельности в вооруженных силах.

На штаб МТО ВС РФ возложена организационно-управленческая функция. В его обязанности входит обеспечение мобилизационной подготовки, готовности тыла, сбор оперативной информации в тылу, тыловое обеспечение войск, решение вопросов охраны и обороны тыла. В состав МТО входит также департамент транспортного обеспечения, управление железнодорожными войсками, управление коммунальными услугами, департамент продовольственного обеспечения и управление метрологии.

За перечисленными ведомствами закреплены некоторые виды войск, обеспечивающие выполнение плановых и внеплановых задач вооруженных сил. Автомобильные войска представлены в виде самостоятельных подразделений, занимающихся вопросами перевозок, это может быть подвоз стройматериалов, перевозка военнослужащих, эвакуация, транспортировка раненых. В российской армии образованы бригады, полки и батальной автомобильных войск, подчиняющиеся непосредственно начальнику департамента транспортного обеспечения.

Узнай: Боевые действия с участием морской пехоты: Афганистан, Чечня

Транспортного сообщения не существовало бы в полном объеме, если бы не деятельность дорожных войск. В их задачу входит строительство, обслуживание, прикрытие и восстановление военных дорог. Некоторые задачи дорожно-транспортного обеспечения тоже в их компетенции. Структура войск довольно сложная, так как в их состав входят разные части, но подчиняются они все начальнику дорожного управления при Министерстве обороны.

Железнодорожные войска обеспечивают строительство или восстановительные работы железнодорожных путей, их техническое прикрытие и эксплуатацию. Мало кто знает о существовании трубопроводных войск. Эти подразделения реализуют транспортировку горюче-смазочных материалов на склады для хранения, при перекачке или для поставки в части. В их ведомстве находится не только личный состав, но и соответствующая строительная техника. Общая протяженность всех веток трубопровода составляет 2000 километров.

В качестве отдельной службы МТО выделена вещевая служба, которая занимается приведением в норму личного вещевого имущества военнослужащего. Для этого производится ремонт, химчистка, закупаются моющие и гигиенические средства, организуются банные услуги для солдат. В российской армии есть части, в которых собственное хозяйство не ведется. В таком случае они состоят на довольствии в других, более крупных частях.

Продовольственная служба, как составная часть МТО, обеспечивает личный состав питанием. Для этого организуется поставка продовольствия в части, нормирование продуктов, контроль. Данная служба технически оснащена, ведь поставку необходимо осуществлять во все армейские части.

Служба обеспечения ГСМ включает в себя объединения, занимающиеся транспортировкой ракетного топлива, смазочных материалов, специальных жидкостей, горючего. Сюда же относятся и места складирования, базы, трубопроводы.

Поддержка боеспособности армии будет полноценной только при должной медицинском обслуживании, которое реализует Медслужба ВС РФ. В функционал медицинской службы входит не только оказание помощи, но и проведение профилактических мероприятий. Подчиняется служба Главному медицинскому управлению МО.

Узнай: Какие обязанности у командира взвода ВС РФ согласно уставу

Первоочередные задачи

Учитывая представленную структуру, а также сгруппированные задачи, приведем конкретные примеры, поясняющие, для чего необходимо содержать такое сложное образование, как служба материально-технического оснащения. Для этого достаточно вспомнить, с чем армия сталкивается в тылу, какие работы приходится проводить для поддержания боеспособности подразделений и организации жизнедеятельности военнослужащих.

Для бесперебойного функционирования производства необходимо хорошо налаженное материально-техническое обеспечение (МТО), которое на предприятиях осуществляется через органы материально-технического снабжения. Главной задачей органов снабжения предприятия является своевременное и оптимальное обеспечение производств необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества.

Решая эту задачу, работники органов снабжения должны изучать и учитывать спрос и предложение па все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирать наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизировать запасы, снижать транспортно-заготовительные и складские расходы.

Органы снабжения предприятия выполняют ряд функций:

1) планирования, предполагающую:

Изучение внешней и внутренней среды предприятия, а также рынка отдельных товаров;

Прогнозирование и определение потребности всех видов материальных ресурсов, планирование оптимальных хозяйственных связей;

Оптимизацию производственных запасов;

Планирование потребности материалов и установление их лимита па отпуск цехам; оперативное планирование снабжения;

2) организационную, включающую:

Сбор информации о потребной продукции, участие в ярмарках, выставках-продажах, аукционах и т. п.;

Анализ всех источников удовлетворения потребности в материальных ресурсах с целью выбора наиболее оптимального;

Заключение с поставщиками хозяйственных договоров на поставку продукции;

Получение и организации) завоза реальных ресурсов;

Организацию складского хозяйства, входящего в состав органов снабжения;

Обеспечение цехов, участков, рабочих мест необходимыми материальными ресурсами;

3) контролирующую и координирующую, в которую входят:

Контроль за выполнением договорных обязательств поставщиков, выполнение ими сроков поставки продукции;

Контроль за расходованием материальных ресурсов в производстве;

Входной контроль за качеством и комплектностью поступающих материальных ресурсов;

Контроль за производственными запасами;

Выдвижение претензий поставщикам и транспортным организациям;

Анализ действенности снабженческой службы, разработку мероприятий по координации снабженческой деятельности и повышению ее эффективности.

В условиях рынка у предприятий возникает право выбора поставщика, а значит, и право закупки более эффективных материальных ресурсов. Это заставляет снабженческий персонал предприятия внимательно изучать качественные характеристики продукции, изготовляемой различными поставщиками.

Критериями выбора поставщика могут быть надежность поставки, возможность выбора способа доставки, время па осуществление заказа, возможность предоставления кредита, уровень сервиса и др. причем соотношение значимости отдельных критериев с течением времени может меняться.

Организационное построение, характер и методы работы служб снабжения на предприятиях отмечаются разнообразием. В зависимости от объемов, типов и специализации производства, материалоемкости продукции и территориального размещения предприятия складываются различные условия, требующие соответствующего разграничения функций и выбора типа структуры органов снабжения. На небольших предприятиях, потребляющих малые объемы материальных ресурсов в ограниченной номенклатуре, функции снабжения возлагаются па небольшие группы или отдельных работников хозяйственного отдела предприятия.

На большинстве средних и крупных предприятий эту функцию выполняют специальные омелы материально-технического снабжения (ОМТС), которые построены но функциональному или материальному признаку. В первом случае каждая функция снабжения (планирование, заготовка, хранение, отпуск материалов) выполняется отдельной группой работников. При построении снабженческих органов по материальному признаку определенные группы работников выполняют все функции снабжения по конкретному виду материалов.

Характерный тип структуры службы снабжения - смешанный, когда товарные отделы, группы, бюро специализированы на снабжении конкретными видами сырья, материалов, оборудования. Однако наряду с товарными в состав отдела снабжения входят функциональные подразделения: плановое, диспетчерское;

Смешанный тип структуры отдела снабжения - наиболее рациональный метод организации, который способствует повышению ответственности работников, улучшению МТО производства.

Плановое бюро (группа) выполняет функции по анализу окружающей среды и рыночным исследованиям, определению потребности в материальных ресурсах, оптимизации рыночного поведения по наиболее выгодному обеспечению, формированию нормативной базы, разработке планов снабжения и анализу их выполнения, контролю за выполнением поставщиками договорных обязательств.

Товарное бюро (группа) выполняет комплекс планово-оперативных функций по обеспечению производства конкретными видами материальных ресурсов: планированию, учету, завозу, хранению и отпуску материала в производство, то есть регулирует работу материальных складов.

Диспетчерское бюро (группа) выполняет оперативное регулирование и контроль за выполнением плана снабжения предприятия и цехов сырьем и материалами; устраняет неполадки, возникающие в ходе снабжения производства; контролирует и регулирует ход поставок материалов на предприятие.

На предприятиях машиностроения служба снабжения, кроме отдела МТС, включает и отдел внешней кооперации (или бюро, группу), который может входить в состав ОМТС.

Отделы (бюро, группы) внешней кооперации обеспечивают производство полуфабрикатами (заготовками, деталями, узлами). Они также могут строиться по функциональному или товарному признаку.

Для осуществления технического перевооружения и реконструкции производства предприятие создает отделы оборудования, которые обычно входят в состав капитального строительства.

Для крупных предприятий (объединений), состоящих из ряда филиалов, наиболее приемлем тип структуры, особенностью которого является то, что подразделения имеют свои службы снабжения с функциями по планированию и оперативному регулированию снабжения производственных цехов и участков материальными ресурсами, а также по контролю за их исполнением.

Формирование нормативной базы, прогнозирование и разработка планов МТС, установление хозяйственных связей и координация работы служб снабжения, входящих в предприятие, сконцентрированы на базе службы снабжения предприятия. Взаимодействие подразделений службы снабжения предприятия осуществляется на основе функциональных связей, а не административного подчинения.

Одним из звеньев организации МТС является складское хозяйство, основная задача которого заключается в приеме и хранении материалов, их подготовке к производственному потреблению, непосредственном снабжении цехов необходимыми материальными ресурсами. Склады в зависимости от связи с производственным процессом подразделяются на материальные, производственные, сбытовые.

Принятые материалы хранятся па складах по номенклатурным группам, сортам, размерам. Стеллажи нумеруются с указанием индексов материалов.

Завоз материалов и работа складов организуются на основе оперативно-заготовительных планов.

Разработка планов материально-технического обеспечения производства способствует более успешному решению проблем снабжения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими ресурсами. От качественного и своевременного обоснования плана зависит выполнение производственной программы предприятия.

В структуре затрат промышленного производства доля материальных затрат достигает 70 и более процентов. Поэтому снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением снижения ее себестоимости.

В ходе разработки плана материально-технического обеспечения должна предусматриваться максимально возможная экономия ресурсов. Она достигается путем замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми, уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов, снижения массы машин и изделий без ухудшения их качества, более точного расчета конструкций, выбора оптимальных запасов прочности, правильного выбора размеров, марок и профилей материалов. Рациональное расходование материальных ресурсов - важнейший фактор повышения эффективности производства. Экономия материальных ресурсов способствует ускорению темпов роста производства, так как при том же количестве предметов труда может быть обеспечен больший объем выпуска продукции.

Поэтому задачей плана материально-технического обеспечения является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. При этом различают потребность к расходу и к завозу.

Потребность к расходу устанавливает количество материалов, которые необходимы предприятию для выполнения плана объема продаж и других работ, связанных с производством и реализацией продукции, для ремонтно-эксплуатационных нужд, капитального строительства и др.

Потребность к завозу показывает, сколько предприятие должно получить материалов из внешних источников.

План материально-технического обеспечения состоит из двух частей:

1) расчетов потребности в материально-технических ресурсах;

2) балансов материально-технического обеспечения.

Расчет потребности материально-технических ресурсов в зависимости от характера применяемых материалов производится в следующих таблицах:

Потребность в сырье и материалах;

Потребность в топливе и энергии;

Потребность в оборудовании.

Определение потребности в материальных ресурсах производится по основным направлениям производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с прогрессивными нормами их расхода с учетом плана организационно-технических мероприятий по применению экономичных видов материалов, отходов производства, вторичных материальных и топливно-энергетических ресурсов.

Балансы материально-технического обеспечения разрабатываются в виде перспективных, годовых, квартальных и месячных планов снабжения, определяющих потребность в материальных ресурсах и источники их получения.

Исходными данными для разработки плана материально-технического обеспечения являются:

Планируемый объем выпуска продукции в ассортименте и номенклатуре;

Информация о конъюнктуре рынка товаров;

Прогрессивные нормы расхода материальных ресурсов;

Анализ расхода материальных ресурсов в отчетном периоде;

Изменение остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода;

Планы технического и организационного развития, технического перевооружения и реконструкции предприятия, капитального строительства.

План материально-технического обеспечения является основой заключения договоров с поставщиками соответствующих материальных ресурсов.

При планировании потребности в материально-технических ресурсах используется ряд методов расчета. Их выбор определяется особенностями потребления материалов и наличием соответствующей информации. Наиболее общими из этих методов являются метод прямого счета; методы, основанные на учете данных о рецептурном составе продукции, нормативных сроках износа, формулах химических реакций.

Отличительные особенности определения потребности в оборудовании вытекают из различия участия его в процессе производства по сравнению с материалами. Оборудование переносит свою стоимость на готовый продукт по частям и практически не изменяет своих физико-химических свойств, а материалы после их потребления теряют свою потребительную стоимость, переходя во вновь созданный продукт, и полностью переносят на него свою стоимость.

Выбор методов планирования потребности зависит от назначения оборудования. Основными направлениями использования оборудования являются:

Укомплектование строящихся производственных объектов;

Замена физически и морально устаревшего оборудования;

Пополнение парка машин действующих предприятий.

Составной частью плана материально-технического обеспечения является определение потребности предприятия в материальных ресурсах на образование производственных запасов сырья и материалов. Запасы сырья, материалов и топлива должны быть минимальными, однако размеры их должны обеспечивать нормальный ход процесса производства.

Размер производственного запаса зависит:

От величины потребности в различных видах сырья и материалов;

От периодичности изготовления продукции предприятиями-поставщиками;

От периодичности запуска сырья и материалов в производстве;

От сезонности поставок материалов;

От соотношения транзитной и складской форм снабжения;

От размера транзитных поставок.

Объем запаса определяется в натуральном выражении, в днях обеспеченности производства и в денежном выражении.

Обеспечение бесперебойной и ритмичной работы предприятия требует создания нормативной величины незавершенного производства, обусловленной необходимостью наличия определенного количества полуфабрикатов на каждом рабочем месте, в процессе их перемещения, на случай аварий и других непредвиденных обстоятельств.

Поддержание незавершенного производства на уровне нормативной величины достигается благодаря учету в объеме выпуска продукции цехов предприятия его изменения на начало и конец планируемого периода. Величина незавершенного производства на начало планируемого периода рассчитывается на основе данных о его наличии на конец отчетного периода. Определение же нормативной величины незавершенного производства на конец планируемого периода требует проведения более тщательных расчетов, так как она зависит от многих факторов. Нормативная величина незавершенного производства рассчитывается в натуральном и стоимостном выражении с учетом типов производства и методов его организации.

В массовом производстве на величину незавершенного производства оказывают влияние следующие факторы: число рабочих мест; количество изделий, одновременно находящихся на одном рабочем месте; способ передачи деталей (узлов) с одного участка на другой; план производства и себестоимость единицы продукции.

Основными источниками покрытия плановой потребности в материалах являются ожидаемые остатки материалов на начало планового периода, внутренние ресурсы и завоз материалов со стороны.

Материально-техническое обеспечение

Логи́стика - стратегическое управление (менеджмент) закупкой, снабжением, перевозками и хранением материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками.

Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса, как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий. В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.

Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Термин имеет иноязычное происхождение, русский эквивалент - снабжение (аналогично, логист - снабженец ).

Происхождение термина

Термин появился первоначально в интендантской службе армии . Сам термин «логистика» происходит от греческого λόγος (логос) и впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI .

Военная логистика

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны . Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике.

В наше время понятие «военной логистики» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется, прежде всего, с бизнесом.

Бизнес-логистика

По экономическому пониманию, логистика - наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.

Логистические системы очень разнообразны по охвату деятельности предприятия (и по пониманию современного российского менеджмента). Для некоторых логистика это просто умение работать с базами данных, для некоторых - снабженческая или складская деятельность. Но по своему назначению (а главное её назначение - уменьшение затрат при условии выполнения плановых заданий, а следовательно увеличение эффективности производственной деятельности) логистические системы должны охватывать практически все (кроме бухгалтерских, кадровых и т. п.) направления деятельности.

Понятие логистики включает в себя множество поддисциплин: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL - от англ. «first-party logistics» - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL от англ. «third-party logistics» - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учет и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Закупочная логистика

Основная статья : Закупочная логистика

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и кратчайшими сроками. Закупочкая логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей. Основными способами закупочной логистики являются традиционный и оперативный способы. Традиционный способ осуществляется путем поставки необходимого количества товаров единовременно, а оперативный по мере необходимости в товаре. Важной частью закупочной логистики является планирование поставок на основании управления запасами.

Сбытовая логистика

Целью сбытовой логистики (логистики распределения) является обеспечение доставки товаров в нужное место в нужное время с определенными затратами . С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя.

Транспортная логистика

Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортная логистика - это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. из одной точки в другую по оптимальному маршруту. Оптимальным считается маршрут, по которому возможно доставить логистический объект, в кратчайшие сроки (или предусмотренные сроки) с минимальными затратами, а также с минимальным вредом для объекта доставки. Вредом для объекта доставки считается негативное воздействие на логистический объект как со стороны внешних факторов (условия перевозки), так и со стороны временного фактора при доставке объектов, подпадающих под данную категорию.

Участники рынка транспортной логистики

Логистика запасов

Политика управления запасами состоит из решений - что закупать или производить, когда и в каких объемах. Она также включает в себя решения о размещении запасов на производственных предприятиях и в распределительных центрах.

Второй элемент политики управления запасами касается стратегии. Можно управлять запасами каждого распределительного склада по раздельности, а можно централизированно (требует большей координации и информационного обеспечения)

Складская логистика

Основной задачей складской логистики является оптимизация бизнес процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными). Для информационно-технической поддержки таких процессов используются специализированные системы управления складом

Экологическая логистика

Основная статья : Экологическая логистика

Экологическая логистика обеспечивает движение материала при любых производственных процессах вплоть до его превращения в товарный продукт и отходы с последующим проведением отходов до утилизации или безопасное хранение в окружающей среде. Экологическая логистика также обеспечивает сбор и сортировку отходов, образующихся при потреблении товарных продуктов, их транспортировку, утилизацию или безопасное хранение в окружающей среде . Она позволяет радикально очищать большие территории, загрязненные несанкционированным мусором.

Бережливая логистика

Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Приципы Лин технологии распространяются на сферы материально-технического снабжения, управления складами, запасами и транспортом в рамках предприятий, а затем и на управление внешними по отношению к заводам потоками. Лин логистика использует принцип совокупной логистической стоимости, Total Logistics Cost, TLC , что позволяет:

  • Сократить запасы по всей цепи;
  • Снизить затраты на транспортировку и хранение;
  • Наладить логистическое сотрудничество.

Другие сферы применения

В последнее время наметилась тенденция применения принципов логистики не только в экономике и финансах , но также в социальной области (социальная логистика): политика (политическая логистика ), муниципалитетах (муниципальная логистика), педагогика (педагогическая или образовательная логистика), психология (педагогическая психологизированная логистика), медицина (медицинская логистика) и демография демографическая логистика); виртуальная логистика, городская логистика и др.

Задачи, решаемые логистикой

  1. выбор вида транспортного средства;
  2. выбор типа транспортного средства;
  3. определение маршрутов;
  4. организация транспортировки груза;
  5. ответственное хранение на складских площадях;
  6. формирование сборных заказов;
  7. таможенные услуги

Обучение логистов

Подготовка логистов осуществляется по комплексной программе. Собственно логистическое обучение включает темы:

  • Теоретико-методологические основы логистики
  • Объекты логистического управления
  • Функции логистики
  • Основные логистические концепции и системы
  • Прикладная логистика в применении к производственным процессам
  • Прикладная логистика в применении к снабжению и закупкам
  • Прикладная логистика в применении к транспортным процессам
  • Прикладная логистика в применении к складированию и управлению запасами
  • Экологическая логистика
  • Муниципальная логистика
  • Интегрированная логистика
  • Бережливая логистика
  • Политика распределения и