Рабочая программа культурное наследие кубанского казачества. Рабочая программа на тему: рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «история и культура кубанского казачества. Предполагаемые результаты реализации программы
Курс внеурочной деятельности казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краснодарский край
Муниципальное образование Крымский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска
муниципального образования Крымский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам внеурочной деятельности
кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
срок реализации программы – 4 года
возраст обучающихся 7-11 лет
составители программы:
учителя начальных классов
Семенова И.Л.
Качура С.В.
Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.
Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.
Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
- воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
- привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
- знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
- приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
- знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
- формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
- развитие творческих способностей детей;
- формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
I. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Ученик научится (базовый уровень)
Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)
Рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;
Рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;
Использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;
Показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;
Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;
Работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;
Отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;
Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;
Излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;
Описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;
Оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;
Осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;
Реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;
Высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;
Понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
Осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;
Воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;
Выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.
Создавать научные проекты на краеведческую тему.
Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:
Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества является формирование:
- познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
- всесторонне образованной, развитой личности;
- понимания значения культуры Кубанского казачества;
- чувства гордости за свою малую родину;
- уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
- представления о Кубани как неотделимой части России;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:
– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД :
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
Умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты
Знать (понимать):
Основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;
Изученные виды исторических источников.
Уметь:
Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
Показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
Высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.
На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
- год обучения
- Кубанские казаки.
Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.
Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.
- Труд и быт.
Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.
Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.
Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.
Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.
- год обучения
- Кубанские казаки.
Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.
- Труд и быт.
Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.
- год обучения
- Кубанские казаки.
Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт.
Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.
4 год обучения
- Кубанские казаки.
Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.
- Традиции и обычаи кубанских казаков.
Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.
- Труд и быт.
Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.
- Православие в жизни кубанского казачества.
Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.
- Кубанское казачье войско: история и современность.
Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.
- Традиционная культура кубанского казачества.
Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
Всего, часов | Количество часов | ||||
аудиторные | внеаудиторные |
||||
Раздел « Кубанские казаки». | |||||
Введение | Познакомиться с целями и задачами курса «История и культура кубанского казачества» |
||||
Наши предки - казаки | Познакомиться с понятием «казак» |
||||
Казачья станица | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы |
||||
Уважение к старшим, старикам | Разработать свод правил обращения со старшими людьми |
||||
Обычай взаимопомощи | Познакомиться с обычаями взаимопомощи |
||||
Казачья семья | Выполнить проект на тему «Моя семья» |
||||
Обычаи, связанные с рождением и детством казачат | Познакомиться с обычаями, связанными с рождение и детством казачат |
||||
Верный друг казака | Подготовить сообщение |
||||
Раздел «Труд и быт» | |||||
Как жили казаки | |||||
Хата казака | Экскурсия в музей |
||||
Быт казачьей семьи | Получить представление о быте казачьей семьи. Экскурсия в СКЦ (кабинет этнографии) |
||||
Обустройство жилища, домашняя утварь | Организовать выставку рисунков казачьей утвари |
||||
Труд казачьей семьи | Подготовить сообщение |
||||
Мастеровые руки | Получить представление о труде в казачьей семье |
||||
Дети-помощники | Формировать понятия об обязанностях детей в казачьих семьях |
||||
Казак без веры – не казак | |||||
Храм. Правила поведения в храме | Экскурсия в храм |
||||
Казачьи традиции | Познакомиться с казачьими православными традициями |
||||
Рождество Христово. | |||||
Светлое Христово Воскресенье | Подготовить сообщения о праздновании в семье |
||||
Как казаки на Кубань пришли | Познакомиться с заселением казаков на Кубани |
||||
Кубанское казачье войско | |||||
Атаман | Встреча с казаками-наставниками |
||||
Казачья служба | |||||
Казачьи заповеди | |||||
Казаки в годы Великой Отечественной войны | Подготовить сообщение |
||||
Кущёвская атака | Встреча с сотрудником музея |
||||
Дети в казачьей семье. Как казачат учили | Познакомиться с обучением казачат |
||||
Мы - казачата | Познакомиться с жизнью маленьких казачат в современном мире |
||||
Поведение и форма казачат | Разработать свод правил казачат |
||||
Семейные реликвии | Подготовить сообщение |
||||
Игры кубанских казачат | Познакомиться с казачьими играми |
||||
Казачьи пословицы | Изготовить книжку-малышку |
2 год обучения
Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
||
аудиторные | внеаудиторные |
||||
Раздел « Кубанские казаки». | |||||
Нравственные ценности казаков: труд | Формировать представления о труде |
||||
Нравственные ценности казаков: правда | Формировать представления о правде |
||||
Нравственные ценности казаков: честь, Отечество | Формировать представления о чести, Отечестве |
||||
Казачьи заповеди | Познакомиться с казачьими заповедями |
||||
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков» | |||||
Казачья станица | |||||
Традиции и обычаи кубанских казаков | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи |
||||
Почитание гостя | Разработать свод правил гостеприимного обращения |
||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества | Подготовить сообщение |
||||
Раздел «Труд и быт» | |||||
Двор | Получить представление о том, как жили казаки |
||||
Дом | |||||
Уклад казачьей семьи | |||||
Занятия казаков | Познакомиться с занятиями казаков |
||||
Казачья пища | Организовать мастер-класс |
||||
Раздел «Православие в жизни кубанского казака» | |||||
Казак без веры – не казак | Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной |
||||
Храмы родного города | Экскурсия в храм |
||||
Казак в храме | |||||
Для чего приходят в православный храм | |||||
Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска | Подготовить сообщение |
||||
Святые, почитаемые среди казаков | Подготовить сообщение |
||||
Икона | Изготовление макета элементов кубанской хаты |
||||
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность» | |||||
Казаки на рубежах Отечества | Познакомиться защитниками Кубани |
||||
Первые казачьи курени | Развивать познавательные процессы |
||||
Екатеринодар | Виртуальная экскурсия |
||||
Памятник казакам-переселенцам | Подготовить презентацию |
||||
Поминовение казаков-героев | Встреча с сотрудником музея |
||||
Наше казачье общество | Встреча с казаками-наставниками |
||||
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества» | |||||
Народное творчество для казачат | Познакомиться с народным творчеством. Экскурсия в библиотеку |
||||
Песни, сказки в моей семье | Изготовить книжку-малышку |
||||
Поговорки, предания в моей семье | |||||
Кубанская «балачка» | |||||
Песенная культура кубанских казаков | Собрать аудиподборку казачьих песен |
||||
Бандура - казачий музыкальный инструмент | Познакомиться с казачьими народными инструментами |
3 год обучения
Наименование разделов, блоков, тем | Всего, часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
||
аудиторные | внеаудиторные |
||||
Раздел « Кубанские казаки». | |||||
Народы Кубани. | |||||
Добрососедство | Привести примеры мирного сосуществования народов на Кубани |
||||
Нравственные качества кубанского казака | Познакомиться с казачьими заповедями |
||||
Сила духа и доблесть казаков | Познакомиться с военными подвигами казаков |
||||
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков» | |||||
Уважение к женщине. | Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи |
||||
День матери-казачки | Подготовить сообщение |
||||
Казачий род | Подготовить презентацию |
||||
Моя родословная | Составление и защита проекта |
||||
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества | Подготовить сообщение |
||||
Раздел «Труд и быт» | |||||
Казак-хозяин и труженик | Познакомиться с обязанностями казака-главы семьи |
||||
Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков | Получить представление о занятиях, ремёслах и промыслах кубанских казаков |
||||
Одежда казака. | |||||
Одежда казачки | Выполнить иллюстрацию |
||||
Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков | Организовать мастер-класс |
||||
Раздел «Православие в жизни кубанского казака» | |||||
Казак без веры – не казак | |||||
Молитва | Познакомиться с казачьей молитвой |
||||
Православные храмы Кубани | Виртуальная экскурсия по храмам Кубани |
||||
Войсковой храм | Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме |
||||
Войсковой священник | Познакомиться со службой войскового священника |
||||
Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы | Подготовить сообщение |
||||
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность» | |||||
Переселение казаков на Кубань | Познакомиться с переселением казаков на Кубань |
||||
Лента времени | Составить ленту времени |
||||
Основные памятные даты | Подготовить презентацию |
||||
Героизм кубанских казаков | Виртуальная экскурсия |
||||
Встреча с казаками-наставниками |
|||||
Отделы Кубанского казачьего войска | Встреча с казаками-наставниками |
||||
7. | Атаман кубанского казачьего войска | 1 | Встреча с казаками-наставниками |
||
8. | Несение службы современными казаками | 1 | Встреча с казаками-наставниками |
||
9. | Час Славы Кубани | 1 | Составление проекта и защита его |
||
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества» | 5 | ||||
1. | Устное народное творчество кубанских казаков | 1 | Познакомиться с народным творчеством кубанских казаков |
||
2. | Казачьи сказы, былички | 1 | Экскурсия в библиотеку. Изготовить книжку-малышку |
||
3. | Говор кубанских казаков | 1 | Собрать аудиподборку кубанских сказаний |
||
4. | Танцевальная культура кубанских казаков | 1 | Подготовить презентацию |
||
5. | «Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина | 1 | Познакомиться с творчеством Ф.А.Щербины |
1.
Территория проживания, язык, культура казаков
1
Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край
2
Казачьи войска России
1
Познакомиться с казачьими войсками России
3.
Казачьи заповеди
1
Познакомиться с казачьими заповедями
Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»
6
1.
Родители и дети
1
Подготовить сообщение
2.
Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни.
1
Подготовить сообщение
3.
Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.
1
Подготовить сообщение
4.
Казачий курень
1
Познакомиться с казачьим куренём
5.
Казачий круг
1
Познакомиться с функциями казачьего круга
6.
Календарные праздники и обряды Кубанского казачества
1
Познакомиться с календарными праздниками и обрядами Кубанского казачества
Раздел «Труд и быт»
5
1.
Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков
1
Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах кубанских казаков
2.
1
Организовать мастер-класс
3.
Казачий военный костюм
1
Выполнить иллюстрацию
4.
Оружие казака
1
Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию
5.
Награды
1
Выполнить макет
Раздел «Православие в жизни кубанского казака»
4
1.
Казак без веры – не казак
1
Расширить представления о вероисповедании казаков
2.
Заповеди Божьи
1
Составление памятки
3.
Православные храмы Кубани и России
1
Виртуальная экскурсия по храмам Кубани и России
4.
Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю
1
Подготовить сообщение
Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»
11
1.
Лента времени
1
Составить ленту времени
2.
Основные памятные даты
1
Подготовить сообщение
3.
Героизм кубанских казаков
1
Виртуальная экскурсия
4.
Кубанское казачье войско в наши дни
1
Встреча с казаками-наставниками
5.
Управление Кубанским казачьим войском
1
Встреча с казаками-наставниками
6.
Несение казаками службы в наше время
1
Встреча с казаками-наставниками
7.
Охрана порядка
1
8.
Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы
1
Подготовить подборку газетных статей
9.
Выдающиеся казаки Кубани
1
Подготовить презентацию
10.
Памятники и музеи
1
Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям
11.
Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска
1
Составление и защита проекта
Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»
5
1.
Казачья семья в современной жизни
1
Составление и защита проекта
2.
История семьи в истории родной Кубани
1
Подготовить сообщение
3.
Сохранение и преумножение семейных традиций
1
Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций
4.
Обрядовый фольклор кубанских казаков
1
Подготовить презентацию
5.
Кубанский казачий хор
1
Познакомиться с творчеством Кубанского казачьего хора
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 хутора Бараниковского муниципального образования Славянский район
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(кружок)
Тип программы: комплексная
Наименование: «Традиции кубанского казачества»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся: 10 – 12 лет (5- 6 классы)
Учитель: Куклева Елена Петровна
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа факультатива «Традиции кубанского казачества» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края. Издательство «Традиция», 2009 г.
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.
Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.
Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
развитие творческих способностей детей;
формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 2-х лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.
Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения состоит из 68 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 8 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 8 учебных часа используются для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 2 раза в неделю с учащимися одного класса.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.
2. Тематический план программы.
Наименование разделов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся |
||||
Ауди-тор-ные | Вне-ауди-тор-ные |
|||||
1 год обучения и 2 год обучения | ||||||
Вводное занятие. | Слушать и понимать речь других людей. Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать обсуждать Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. |
|||||
Традиционная культура кубанских казаков. | Подготавливать Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. |
|||||
История моей казачьей семьи. | ||||||
Труд и быт казаков на Кубани. | Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества. Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Устанавливать аналогии. Строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков. |
|||||
Декоративно – прикладное искусство. | Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона. |
|||||
Памятники истории кубанского казачества. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края. Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности. |
|||||
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы . |
|||||
Православие и казачество. | Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме. Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
|||||
Казак – патриот. | Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия. |
|||||
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. | Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме. |
|||||
Итого часов |
1-й год обучения (68 часа)
Вводное занятие.(2 часа)
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы православной культуры», «Традиционная физическая культура кубанского казачества».
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6часов)
Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков.
Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа)
2-й год обучения (68 часов)
Вводное занятие. (2 часа)
Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.
Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. (8 часов)
Детские игры. Игровые припевки. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха.
Раздел 2. История моей казачьей семьи. (8 часов)
Численность и состав традиционной казачьей семьи. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.
Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. (8 часов)
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками:
Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;
основные техники работы с материалом;
последовательность этапов изготовления изделия;
презентация творческих работ.
Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6 часов)
Памятники казакам - защитникам Родины. Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.
Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. (6 часов)
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современного кубанского казачества. Подготовка и ход празднования.
Раздел 7. Православие и казачество. (8 часов)
Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Казак в храме. Молитва.
Раздел 8. Казак - патриот. (8 часов)
Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (6 часов)
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.
Результаты первого уровня:
Учебно-познавательный интерес к культуре кубанского казачества и творческой деятельности.
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачества, особенностям проведения обрядовых праздников кубанских казаков.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Результаты второго уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;
рассказывать о своём казачьем роде;
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
реконструировать основные праздничные обряды.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.
Результаты третьего уровня:
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;
Заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;
выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества;
выполнять исследовательский проект на тему « Культура кубанского казачества».
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Развивать художественный вкус и критическое мышление.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
Формировать собственное мнение и позицию.
5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
Разделы программы | Виды контроля | Формы контроля | Что контролируем |
|
Традицион- | Фольклорные празд- | Знание различных фольклорных |
||
ная культура кубанских казаков. | текущий, итоговый | ники, викторины, конкурс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья». | форм кубанского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков. Умение исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества. Умение реконструировать основные праздничные обряды |
|
Семейные праздники, | Знание истории своей казачьей |
|||
моей каза- | выставка «Семейные | семьи и/или истории семьи своих |
||
чьей семьи. | реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи». | одноклассников. Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязанностей традиционной казачьей семьи. Умение рассказать о своём казачьем роде |
||
и быт каза- | Выставка творческих работ (либо изделий) | Умение выполнять домашние обязанности в соответствии со своим |
||
ков на Ку- | «Традиционные ре- | возрастом. |
||
месла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия кубанских казаков». | Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, основных технологических особенностей изготовления отдельных изделий |
|||
Декоративно- | Викторина, тестирование | Знание основных ремёсел, видов ДПИ кубанского казачества, |
||
прикладное | «Ремёсла и виды деко- | основных технологических осо- |
||
искусство | ративно - прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся. | бенностей изготовления отдельных изделий. Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с технологическими особенностями. присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества |
||
Памятники кубанского казачества | Видео, слайд-викторина, акция «Во имя России, во славу Кубани», твор- ческий проект «История памятника» (по выбору учащегося) | Знание основных памятных сооружении, связанных с историей и культурой ку- банского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
||
Основные па- мятные даты и знаменатель- ные события из истории кубанского казачества | Викторина, тестирование, праздники, связанные с памятными датами, исследовательский проект | Знание памятных событий и дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
||
Православие и казачество | Исследовательский проект, православные праздники. | Понимание основ духовной жизни кубанских казаков. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
||
Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Викторина «Кубанские казачьи регалии». | Структура и направления деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследовательского проекта на тему «История и культура кубанского казачества». |
|||
В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности школьников, в связи с чем важное место в процессе проведения занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными людьми.
7. Описание материально-технического обеспечения.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
|
1. Библиотечный фонд |
||
Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского словаря. М., 2005 г. | ||
Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008. | ||
Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009. | ||
2. Печатные пособия |
||
Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002. | ||
Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009. | ||
Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010. | ||
Ткаченко П.И. Кубанские песни. Москва, 2001. | ||
Вакуленко Е.П. Народные мастера Кубани. Краснодар, 2009. | ||
Вакуленко Е.П Народная культура кубанского казачества. Краснодар, 2009. | ||
3.Технические средства обучения |
||
Мультимедийная установка. | ||
4. Экранно-звуковые пособия |
||
Презентации к занятиям. | ||
DVD фильмы. | ||
5. Оборудование класса |
||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | ||
Стол учительский. | ||
Шкафы для хранения дидактических материалов. | ||
Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов. |
Рецензия
на программу внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества»
учителя технологии, классного руководителя 5 «А» класса МБОУ СОШ № 43 хутора Бараниковского Славянского района Краснодарского края
Куклевой Елены Петровны.
Программа внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества» разработана для учащихся 5-6 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание курса, рабочую программу, календарно-тематический план. Срок реализации программы 2 года.
Актуальность и практическая значимость: 5 - 6 класс – это самоценный, ответственный период детства, в котором могут развиться или не развиваться те качества личности, которые «позовут» или «не позовут» ребенка в клуб, отряд, организацию. Закладывается дальнейшее отношение к Родине и родному краю, личностная манера поведения и желание внести свой вклад в ту или иную сферу деятельности.
Психологические особенности младшего школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и таланты. Сделать это только в рамках образовательного процесса очень сложно. Поэтому большое значение приобретает внеурочная деятельность.
Программа «Традиции кубанского казачества» позволяет весело и интересно организовать досуг учеников, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив, воспитать истинных патриотов родной земли, родного края.
Участие в данной программе даст школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы), углубить знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.
Программа соответствует специфике внеурочной деятельности детей и способствует стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.
Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении по средствам организации внеурочной деятельности детей. Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения результата.
Рецензенты:
Заместитель директора по УВР Гайдарь Екатерина Сергеевна
Учитель истории МБОУ СОШ № 43 Мурченко Елена Николаевна
Учитель биологии МБОУ СОШ № 43 Лях Светлана Викторовна
1 год обучения
№ занятия | Коли-чество часов | ||||||||
Вводное занятие. |
|||||||||
Казачьи сказки, легенды, былички. |
|||||||||
Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. |
|||||||||
внеаудит. | Считалки. Заклички. Казачьи легенды. Кубанский говор. Разучивание наизусть. |
||||||||
Кубанский говор. |
|||||||||
Кубанский говор. Практическое занятие. |
|||||||||
(4 аудит. + 4 внеаудит.) |
|||||||||
Подготовка к мероприятию. Мероприятие « Принятие в казачата» |
|||||||||
Понятие « казачья семья» Обязанности и увлечения членов семьи. |
|||||||||
внеаудит. | Семейный фотоальбом. Практическое занятие. |
||||||||
внеаудит. | Семейные традиции. Практическое занятие. |
||||||||
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. |
|||||||||
Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. |
|||||||||
Обустройство жилища, домашняя утварь. |
|||||||||
внеаудит. | Мероприятие «Кубанская кухня». |
||||||||
Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). |
|||||||||
Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае. |
|||||||||
внеаудит. |
|
||||||||
внеаудит. |
|
||||||||
(4 аудит. + 2 внеаудит.) |
|||||||||
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта. |
|||||||||
Основные памятники казачьей истории Славянского района. |
|||||||||
внеаудит. | Экскурсия к памятникам казачьей истории города Славянска-на- Кубани . |
||||||||
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. |
|||||||||
Экскурсия в музей г. Славянска-на-Кубани |
|||||||||
8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
|||||||||
Православная вера - основа казачьей семьи. |
|||||||||
Почитание родителей и стариков. |
|||||||||
внеаудит. | Практическое занятие. Празднование Рождества Христова и в казачьей семье. |
||||||||
внеаудит. | Практическое занятие. Празднование Пасхи в казачьей семье. |
||||||||
6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
|||||||||
Казак. Кубанское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. |
|||||||||
Экскурсия в Казачий круг. Атаман. Казачья честь. Регалии. |
|||||||||
внеаудит. | Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем. |
||||||||
мероприятий (6 внеаудит.) |
|||||||||
внеаудит. | Экскурсия в Атамань. |
||||||||
внеаудит. | Мероприятие «Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь». |
||||||||
Подведение итогов. |
|||||||||
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА
« Традиции кубанского казачества»
2 год обучения
№ занятия | Коли-чество часов | |||||||
Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год. |
||||||||
10 Традиционная культура кубанских казаков. (6 аудит. + 4 внеаудит.) |
||||||||
Детские игры. Игровые припевки. |
||||||||
Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. |
||||||||
внеаудит. | Зимние святки, колядки, щедровки. Разучивание наизусть. |
|||||||
Масленица. Пасха. |
||||||||
внеаудит. | Масленица. Пасха. Практическое занятие. |
|||||||
8 История моей казачьей семьи. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
||||||||
Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. |
||||||||
Воспитание мальчиков и девочек. |
||||||||
внеаудит. | Родословная семьи. Генеалогическое древо. Практическое занятие. |
|||||||
внеаудит. | История семьи в истории родной Кубани. Практическое занятие. |
|||||||
8 Труд и быт казаков на Кубани. (6 аудит. + 2 внеаудит.) |
||||||||
Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. |
||||||||
Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. |
||||||||
Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. |
||||||||
внеаудит. | Мероприятие «Ремёсла на Кубани». |
|||||||
Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками |
||||||||
внеаудит. | Практическое занятие. Изготовление изделий. |
|||||||
внеаудит. | Практическое занятие. Изготовление изделий ДПИ. |
|||||||
6 Памятники истории кубанского казачества. (4 аудит. + 2 внеаудит.) |
||||||||
Памятники казакам - защитникам Родины. |
||||||||
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. |
||||||||
внеаудит. | Экскурсия к памятникам казачьей истории. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. |
|||||||
Основные памятные даты и знаменательные события из истории 6 кубанского казачества. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
||||||||
Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. |
||||||||
внеаудит. | Экскурсия в краеведческий музей. |
|||||||
внеаудит. | Экскурсия по городу Славянску-на- Кубани. |
|||||||
8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.) |
||||||||
Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский. |
||||||||
Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва. |
||||||||
внеаудит. | Практическое занятие. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы. |
|||||||
внеаудит. | Практическое занятие. Красный угол в казачьей хате. |
|||||||
6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.) |
||||||||
Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли.. |
||||||||
внеаудит. | Экскурсия в Казачий круг. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Встреча с казаком- краеведом Берендюковым Борисом Николаевичем. |
|||||||
внеаудит. | Казачий военный костюм. Оружие, награды. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем. |
|||||||
6 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий (6 внеаудит.) |
||||||||
внеаудит. | Мероприятие «Казаки на страже рубежей отечества». |
|||||||
внеаудит. | Мероприятие «Казачья честь. Казачий военный костюм». |
|||||||
внеаудит. | Подведение итогов. |
|||||||
Итого 68 34 аудит. + 34 внеаудит. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: образовательная программа
по конкретному виду деятельности
Детское творческое объединение «Казачок»
Наименование: «История и культура кубанского казачества»
Срок реализации программы: 4 года обучения
Возраст обучающихся: 1- 4 классы
Учитель Погиба Галина Ильинична
Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества/ Адм. Краснодар. Края, Департамент по казачества, Кубан. Казачье войско, Краснодар. Краевой институт доп. проф. пед. образования.- Краснодар: Традиция, 2009.-32 с.
Стр.
2. Учебный план
2.1. Учебный план 1-го года обучения 6-9
2.2. Учебно-тематический план 1-го года обучения 10-12
2.3. Учебный план 2-го года обучения 13-15
2.4. Учебно-тематический план 2-го года обучения 16-18
2.5. Учебный план 3-го года обучения 19-21
2.6. Учебно-тематический план 3-го года обучения 22-24
2.7. Учебный план 4-го года обучения 25-27
2.8. Учебно-тематический план 4-го года обучения 28-30
4. Предполагаемые результаты реализации программы 37-39
5. Формы и виды контроля 40-42
7. Описание материально-технического обеспечения 45-49
образовательного процесса
Данная программа 2 вида составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки Краснодарского края. – Краснодар: Традиция, 2009.
В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.
Тематическое распределение часов
(1-4 класс)
РАБОЧАЯ программа
Вводное занятие
История моей казачьей семьи
Труд и быт казаков на Кубани
Труд и быт казаков на Кубани
Казак-патриот
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий
История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающим людям осознать свою принадлежность к определённой культурной среде.
Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, города; именно в этот период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.
Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов и объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся начальных классов.
Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Задачи, решаемые данной программой:
Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется 8 основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».
Основные формы работы:
Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).
Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.
Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 33 учебных часов (1 класс), 34 учебных часа (2-4 классы) на каждый тематический блок отводится по 3-4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 6 часов используются для проведения вводных занятий, занятий обобщающего типа, показательных мероприятий.
Занятия проводятся в течение 1 часа 1 раз в неделю.
В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций, формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
2. Учебный план
2.1.Учебный план 1-го года обучения
Всего часов
Количество часов
учебных занятий
аудиторные
неаудиторные
Характеристика деятельности учащихся
теорети-ческие
практи-ческие
(экскурсии,по-
Вводное занятие
выставка рисунков учащихся
Происхождение казачества
Традиционная культура кубанских казаков
Подбор пословиц и поговорок, сказок, легенд кубанского народа, презентация, диски с песнями. Сборник игр
Казачий музыкальный фольклор
История моей казачьей семьи
мини-доклады учащихся
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение
Семейные традиции. Моя семья
Семейная летопись.
Я и моя семья.
Проектная работа
Труд и быт казаков на Кубани
мини-доклады учащихся о лекарствен
ных растениях, как и чем лечились казаки. Макеты жилищ, мини-доклады учащихся
Народные знания
Казачьи промыслы
Проектная работа
Казачье декоративно-прикладное искусство
Выставка работ кубанских умельцев, выставка работ учащихся
Декоративно-прикладное искусство жителей Кубани
Посещение школьного музея
Посещение городского историко-краеведческого музея
Памятники истории кубанского казачества
Поездки, экскурсии к памятникам культуры и кубанского казачества, сообщения учащихся о памятниках на Кубани
Памятники на Кубани
Выезд в г. Краснодар. Памятник Екатерине Великой.
Памятники в моей местности
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Выставка рисунков детей
Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества
Защитники земли Кубанской.
Мы умеем предками гордиться.
Проектная работа
Поход к Вечному огню. Возложение цветов.
Православие и казачество
Сообщения учащихся о религиозных праздниках Кубани
Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества
Вера в народной жизни.
Первые храмы на Кубани
Религиозные традиции запорожских и донских казаков
Экскурсия в свято-Покровский храм
г. Апшеронска
Казак-патриот
Сообщения учащихся о подвигах кубанцев в годы войны
Войсковые праздники
Казачество прошлое и современное
Защитники-земли кубанской
Посещение музея воинской славы
Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий: «Казаки-защитники Отечества», «Чудеса под Рождество», «Масленичные гулянья»
Участие в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях
Итого часов:
2.2.Учебно- тематический план 1-го года обучения
Наименование разделов, блоков, тем
Всего часов
Количество часов
учебных занятий
аудиторные
неаудиторные
Дата проведения
теорети-ческие
практи-ческие
(экскурсии,по-
Вводное занятие
Что такое казачество и что такое казак?
Происхождение казачества
Традиционная культура кубанских казаков
Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы
Казачий музыкальный фольклор
Народные игры кубанского казачества
История моей казачьей семьи
Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение.
Семейные традиции. Моя семья
Семейная летопись.
Я и моя семья.
Проектная работа
Труд и быт казаков на Кубани
Народные знания
Казачьи промыслы
Кубанские станицы и хутора. История образования станицы Апшеронской. История моей станицы, города. Проектная работа
Казачье декоративно-прикладное искусство
Погиба Галина Ильинична