Рабочая программа культурное наследие кубанского казачества. Рабочая программа на тему: рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «история и культура кубанского казачества. Предполагаемые результаты реализации программы

Курс внеурочной деятельности казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 города Крымска

муниципального образования Крымский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам внеурочной деятельности

кружка «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

срок реализации программы – 4 года

возраст обучающихся 7-11 лет

составители программы:

учителя начальных классов

Семенова И.Л.

Качура С.В.

Курс внеурочной деятельности «История и культура кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, фольклоре, военном искусстве и т.д.

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цель - формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных и духовных устоев кубанских казаков;
  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их традициями и обычаями, основными занятиями, ремеслами и промыслами;
  • приобщение учащихся к традициям и обычаям казаков Кубани;
  • знакомство с некоторыми событиями в истории и современности кубанского казачества;
  • формирование представлений о Кубанском казачьем войске;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

I. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Рассказывать об основных этапах и ключевых событиях истории Кубани;

Рассказывать о видах хозяйственной деятельности и занятия населения;

Использовать на практике знания о целостности процесса развития социумов (семья, населённый пункт, край, страна, мир), религиозных представлениях и особенностях культурного развития первых жителей Кубани;

Показывать на карте территорию Кубани, расселение народов, основные населённые пункты, места важнейших исторических событий;

Различать вещественные, письменные, изобразительные и устные исторические источники;

Работать с различными источниками знаний о населении, истории своей местности;

Отличать вымышленное (мифологическое) от достоверного, мифологических героев - от реальных исторических лиц;

Высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры;

Излагать в устной и письменной форме полученные знания по истории Кубанского казачества, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); - занимаясь проектной деятельностью;

Описывать внешний вид представителей растительного и животного мира суши и водоёмов;

Оценивать последствия своих действий по отношению к природным компонентам;

Осуществлять поиск информации по краеведческой тематике в местных СМИ, Интернете и т. д., дифференцировать факты и мнения;

Реконструировать условия и образ жизни, занятия людей, живших в регионе;

Высказывать своё отношение к наиболее значительным событиям истории Кубани, историческим деятелям, аргументировать собственную точку зрения;

Понимать образный язык различных видов искусства; оценивать творчество народных мастеров Кубани.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

Осознания себя представителем этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства, гражданином России;

Воспитания уважения к базовым национальным ценностям, культурным и историческим традициям народов Кубани;

Выработки умения общаться с людьми различных национальностей и религиозных взглядов, воспитания художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к художественно-культурному наследию.

Создавать научные проекты на краеведческую тему.

Программа «История Кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • понимания значения культуры Кубанского казачества;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
  • представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

Умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

Формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты

Знать (понимать):

Основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

Изученные виды исторических источников.

Уметь:

Соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

Показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

Рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

Высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

Особенностью построения данной программы является выделение авторами шести основных тематических разделов в течение каждого из 4 лет обучения: «Кубанские казаки», «Традиции и обычаи кубанских казаков», «Труд и быт казаков Кубани», «Православие в жизни кубанского казачества», «Кубанское казачье войско: история и современность», «Традиционная культура кубанского казачества». Разделы призваны реализовать цель и задачи программы. Содержание, основные формы работы каждого раздела усложняются в зависимости от возраста учащихся.

На изучение курса «История и культура кубанского казачества» в начальной школе выделяется 135 часов. В первом классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели). Во 2–4 классах отводится по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Зачем мы изучаем курс «История и культура кубанского казачества». Кто такие казаки. Наши предки – казаки.

Казачья станица. Уважение к старшим, к старикам. Обычай взаимопомощи. Казачья семья. Традиции и обычаи семьи. Обычаи, связанные с рождением и детством казачат. Верный друг казака.

  1. Труд и быт.

Как жили казаки. Хата казака. Красный угол. Быт казачьей семьи. Обустройство жилища, домашняя утварь. Труд казачьей семьи. Мастеровые руки. Дети-помощники. Обязанности детей в казачьих семьях.

Казак без веры – не казак. Храм. Правила поведения в храме. Казачьи традиции. Рождество Христово. Казачьи традиции. Светлое Христово Воскресение.

Как казаки на Кубань пришли. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачьи заповеди. Казачья служба. Казаки в годы Великой Отечественной войны. Кущевская атака.

Дети в казачьей семье. Как казачат учили. Мы - казачата. Поведение и форма казачат. Семейные реликвии. Игры кубанских казачат. Казачьи пословицы.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Нравственные ценности казаков: труд, правда, честь, Отечество. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Казачья станица. Традиции и обычаи кубанских казаков. Почитание гостя.

  1. Труд и быт.

Двор. Дом. Уклад казачьей семьи. Занятия казаков. Казачья пища.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Православные храмы родной станицы, города. Казак в храме. Для чего приходят в Православный храм. Святой, покровитель Кубанского казачьего войска – благоверный князь Александр Невский. Святые, особо почитаемые среди кубанских казаков. Икона в храмах и жилищах.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Кубанские казаки на рубежах Отечества. Основание первых куреней. Екатеринодар – град казачий. Памятник казакам-переселенцам. Поминовения казаков-героев Кубанского казачьего войска. Наше казачье общество.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Народное творчество для казачат. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Кубанская «балачка». Песенная культура кубанских казаков. Бандура - казачий музыкальный инструмент.

  1. год обучения
  1. Кубанские казаки.

Народы Кубани. Добрососедство. Нравственные качества кубанского казака. Сила духа и доблесть казаков.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Уважение к женщине: бабушке, матери, сестре, жене, вдове. День матери-казачки. Казачий род. Моя родословная. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Казак – хозяин и труженик. Занятия, ремесла и промыслы кубанских казаков. Одежда казака. Одежда казачки. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Молитва. Православные храмы Кубани. Войсковой храм. Войсковой священник. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Переселение казаков на Кубань. Лента времени. Основные памятные даты. Героизм кубанских казаков. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Отделы Кубанского казачьего войска. Атаман Кубанского казачьего войска. Несение службы современными казаками. Почётный караул войска. Час Славы Кубани.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Устное народное творчество кубанских казаков. Казачьи сказы, былички. Говор кубанских казаков. Танцевальная культура кубанских казаков. «Казачий дид» Федор Андреевич Щербина.

4 год обучения

  1. Кубанские казаки.

Территория проживания, язык, культура казаков. Казачьи войска России. Казачьи заповеди.

  1. Традиции и обычаи кубанских казаков.

Родители и дети. Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, к взрослой жизни. Воспитание девочек-казачек. Подготовка к взрослой жизни. Казачий курень. Казачий круг. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества.

  1. Труд и быт.

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков. Казачий военный костюм. Оружие казака. Награды.

  1. Православие в жизни кубанского казачества.

Казак без веры – не казак. Заповеди Божьи. Православные храмы Кубани и России. Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю.

  1. Кубанское казачье войско: история и современность.

Лента времени. Основные памятные даты. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. Кубанское казачье войско в наши дни. Управление Кубанским казачьим войском. Несение казаками службы в наше время. Охрана порядка. Помощь в чрезвычайных ситуациях. Помощь в охране природы. Выдающиеся казаки Кубани. Сохранение истории кубанского казачества. Памятники и музеи. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

  1. Традиционная культура кубанского казачества.

Казачья семья в современной жизни. Отношение к семье на Кубани. История семьи в истории родной Кубани. Сохранение и преумножение семейных традиций. Обрядовый фольклор кубанских казаков. Кубанский казачий хор.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Всего, часов

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Введение

Познакомиться с целями и задачами курса «История и культура кубанского казачества»

Наши предки - казаки

Познакомиться с понятием «казак»

Казачья станица

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы

Уважение к старшим, старикам

Разработать свод правил обращения со старшими людьми

Обычай взаимопомощи

Познакомиться с обычаями взаимопомощи

Казачья семья

Выполнить проект на тему «Моя семья»

Обычаи, связанные с рождением и детством казачат

Познакомиться с обычаями, связанными с рождение и детством казачат

Верный друг казака

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Как жили казаки

Хата казака

Экскурсия в музей

Быт казачьей семьи

Получить представление о быте казачьей семьи. Экскурсия в СКЦ (кабинет этнографии)

Обустройство жилища, домашняя утварь

Организовать выставку рисунков казачьей утвари

Труд казачьей семьи

Подготовить сообщение

Мастеровые руки

Получить представление о труде в казачьей семье

Дети-помощники

Формировать понятия об обязанностях детей в казачьих семьях

Казак без веры – не казак

Храм. Правила поведения в храме

Экскурсия в храм

Казачьи традиции

Познакомиться с казачьими православными традициями

Рождество Христово.

Светлое Христово Воскресенье

Подготовить сообщения о праздновании в семье

Как казаки на Кубань пришли

Познакомиться с заселением казаков на Кубани

Кубанское казачье войско

Атаман

Встреча с казаками-наставниками

Казачья служба

Казачьи заповеди

Казаки в годы Великой Отечественной войны

Подготовить сообщение

Кущёвская атака

Встреча с сотрудником музея

Дети в казачьей семье. Как казачат учили

Познакомиться с обучением казачат

Мы - казачата

Познакомиться с жизнью маленьких казачат в современном мире

Поведение и форма казачат

Разработать свод правил казачат

Семейные реликвии

Подготовить сообщение

Игры кубанских казачат

Познакомиться с казачьими играми

Казачьи пословицы

Изготовить книжку-малышку

2 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Нравственные ценности казаков: труд

Формировать представления о труде

Нравственные ценности казаков: правда

Формировать представления о правде

Нравственные ценности казаков: честь, Отечество

Формировать представления о чести, Отечестве

Казачьи заповеди

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Казачья станица

Традиции и обычаи кубанских казаков

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

Почитание гостя

Разработать свод правил гостеприимного обращения

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Двор

Получить представление о том, как жили казаки

Дом

Уклад казачьей семьи

Занятия казаков

Познакомиться с занятиями казаков

Казачья пища

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Познакомиться с казачьей заповедью – защитой веры православной

Храмы родного города

Экскурсия в храм

Казак в храме

Для чего приходят в православный храм

Святой Александр Невский – покровитель казачьего войска

Подготовить сообщение

Святые, почитаемые среди казаков

Подготовить сообщение

Икона

Изготовление макета элементов кубанской хаты

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Казаки на рубежах Отечества

Познакомиться защитниками Кубани

Первые казачьи курени

Развивать познавательные процессы

Екатеринодар

Виртуальная экскурсия

Памятник казакам-переселенцам

Подготовить презентацию

Поминовение казаков-героев

Встреча с сотрудником музея

Наше казачье общество

Встреча с казаками-наставниками

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

Народное творчество для казачат

Познакомиться с народным творчеством. Экскурсия в библиотеку

Песни, сказки в моей семье

Изготовить книжку-малышку

Поговорки, предания в моей семье

Кубанская «балачка»

Песенная культура кубанских казаков

Собрать аудиподборку казачьих песен

Бандура - казачий музыкальный инструмент

Познакомиться с казачьими народными инструментами

3 год обучения

Наименование разделов, блоков, тем

Всего, часов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

аудиторные

внеаудиторные

Раздел « Кубанские казаки».

Народы Кубани.

Добрососедство

Привести примеры мирного сосуществования народов на Кубани

Нравственные качества кубанского казака

Познакомиться с казачьими заповедями

Сила духа и доблесть казаков

Познакомиться с военными подвигами казаков

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

Уважение к женщине.

Познакомиться с укладом жизни казачьей станицы, казачьей семьи

День матери-казачки

Подготовить сообщение

Казачий род

Подготовить презентацию

Моя родословная

Составление и защита проекта

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

Подготовить сообщение

Раздел «Труд и быт»

Казак-хозяин и труженик

Познакомиться с обязанностями казака-главы семьи

Занятия, ремёсла и промыслы кубанских казаков

Получить представление о занятиях, ремёслах и промыслах кубанских казаков

Одежда казака.

Одежда казачки

Выполнить иллюстрацию

Декоративно-прикладное творчество кубанских казаков

Организовать мастер-класс

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

Казак без веры – не казак

Молитва

Познакомиться с казачьей молитвой

Православные храмы Кубани

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани

Войсковой храм

Познакомиться с казачьими православными традициями, поведением в храме

Войсковой священник

Познакомиться со службой войскового священника

Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

Переселение казаков на Кубань

Познакомиться с переселением казаков на Кубань

Лента времени

Составить ленту времени

Основные памятные даты

Подготовить презентацию

Героизм кубанских казаков

Виртуальная экскурсия

Встреча с казаками-наставниками

Отделы Кубанского казачьего войска

Встреча с казаками-наставниками

7.

Атаман кубанского казачьего войска

1

Встреча с казаками-наставниками

8.

Несение службы современными казаками

1

Встреча с казаками-наставниками

9.

Час Славы Кубани

1

Составление проекта и защита его

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Устное народное творчество кубанских казаков

1

Познакомиться с народным творчеством кубанских казаков

2.

Казачьи сказы, былички

1

Экскурсия в библиотеку. Изготовить книжку-малышку

3.

Говор кубанских казаков

1

Собрать аудиподборку кубанских сказаний

4.

Танцевальная культура кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

«Казачий дид» Фёдор Андреевич Щербина

1

Познакомиться с творчеством Ф.А.Щербины

1.

Территория проживания, язык, культура казаков

1

Познакомиться с народами, населяющими Краснодарский край

2

Казачьи войска России

1

Познакомиться с казачьими войсками России

3.

Казачьи заповеди

1

Познакомиться с казачьими заповедями

Раздел «Традиции и обычаи кубанских казаков»

6

1.

Родители и дети

1

Подготовить сообщение

2.

Воспитание мальчиков. Подготовка к службе, взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

3.

Воспитание девочек. Подготовка к взрослой жизни.

1

Подготовить сообщение

4.

Казачий курень

1

Познакомиться с казачьим куренём

5.

Казачий круг

1

Познакомиться с функциями казачьего круга

6.

Календарные праздники и обряды Кубанского казачества

1

Познакомиться с календарными праздниками и обрядами Кубанского казачества

Раздел «Труд и быт»

5

1.

Традиционные ремёсла и промыслы кубанских казаков

1

Получить представление о традиционных ремёслах и промыслах кубанских казаков

2.

1

Организовать мастер-класс

3.

Казачий военный костюм

1

Выполнить иллюстрацию

4.

Оружие казака

1

Экскурсия в музей. Выполнить иллюстрацию

5.

Награды

1

Выполнить макет

Раздел «Православие в жизни кубанского казака»

4

1.

Казак без веры – не казак

1

Расширить представления о вероисповедании казаков

2.

Заповеди Божьи

1

Составление памятки

3.

Православные храмы Кубани и России

1

Виртуальная экскурсия по храмам Кубани и России

4.

Традиции и обычаи кубанских казаков по Православному календарю

1

Подготовить сообщение

Раздел «Кубанское казачье войско: история и современность»

11

1.

Лента времени

1

Составить ленту времени

2.

Основные памятные даты

1

Подготовить сообщение

3.

Героизм кубанских казаков

1

Виртуальная экскурсия

4.

Кубанское казачье войско в наши дни

1

Встреча с казаками-наставниками

5.

Управление Кубанским казачьим войском

1

Встреча с казаками-наставниками

6.

Несение казаками службы в наше время

1

Встреча с казаками-наставниками

7.

Охрана порядка

1

8.

Помощь в чрезвычайных ситуациях и охране природы

1

Подготовить подборку газетных статей

9.

Выдающиеся казаки Кубани

1

Подготовить презентацию

10.

Памятники и музеи

1

Виртуальная экскурсия по памятным местам и музеям

11.

Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска

1

Составление и защита проекта

Раздел «Традиционная культура кубанского казачества»

5

1.

Казачья семья в современной жизни

1

Составление и защита проекта

2.

История семьи в истории родной Кубани

1

Подготовить сообщение

3.

Сохранение и преумножение семейных традиций

1

Продумать пути решения для сохранения и преумножения семейных традиций

4.

Обрядовый фольклор кубанских казаков

1

Подготовить презентацию

5.

Кубанский казачий хор

1

Познакомиться с творчеством Кубанского казачьего хора


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №43 хутора Бараниковского муниципального образования Славянский район

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(кружок)

Тип программы: комплексная

Наименование: «Традиции кубанского казачества»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 10 – 12 лет (5- 6 классы)

Учитель: Куклева Елена Петровна

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа факультатива «Традиции кубанского казачества» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края. Издательство «Традиция», 2009 г.

История народа, его традиции, обряды, искусство, про­мыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогаю­щих людям осознать свою принадлежность к определён­ной культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи осущест­вляется через знакомство и приобщение к культуре, тра­дициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается фор­мирование любви к родной земле, гордости за принадлеж­ность к казачьему роду.

Образовательная программа по истории и культу­ре кубанского казачества является первой ступенью ком­плексной программы, предназначенной для классов ка­зачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.

Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Задачи, решаемые данной программой:

    знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, вида­ми труда;

    ознакомление с основными историческими вехами ку­банского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

    воспитание учащихся патриотами, активными граж­данами Кубани;

    привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

    развитие творческих способностей детей;

    формирование у учащихся интереса к исследователь­ской работе.

Особенностью построения данной программы являет­ся то, что в течение 2-х лет обучения выделяет­ся восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубан­ского казачества», «Основные памятные даты и знаме­нательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включённости в жизнь страны форми­руется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Каждый год обучения состоит из 68 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 8 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 8 учебных часа ис­пользуются для проведения вводного занятия, занятий обоб­щающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 2 раза в неделю с учащимися одного класса.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экс­курсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной програм­ме носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения на­целены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятель­ность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых заня­тий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

В результате реализации данной программы планиру­ется формирование у учащихся ключевых компетенций.

2. Тематический план программы.

Наименование разделов

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Ауди-тор-ные

Вне-ауди-тор-ные

1 год обучения и 2 год обучения

Вводное занятие.

Слушать и понимать речь других людей.

Выбирать в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Извлекать обсуждать Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Традиционная культура кубанских казаков.

Подготавливать

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

История моей казачьей семьи.

Труд и быт казаков на Кубани.

Подготавливать небольшие сообщения о традициях казачества.

Записывать и фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать аналогии.

Строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений или поступков.

Декоративно – прикладное искусство.

Изучать лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Находить и предъявлять информацию о народных промыслах своего региона.

Памятники истории кубанского казачества.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Рассказывать по результатам экскурсии в музей о прошлом и настоящем родного края, о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края.

Участвовать посильно в охране и уходе за памятниками своего города.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских работ в ходе проектной деятельности.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Работа в группах. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Делать предварительный отбор источников информации для решения задачи.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы .

Православие и казачество.

Уважительно относиться к религии своего народа и народов, населяющих наш край. Изучать православные традиции в казачьих семьях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в храме.

Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Казак – патриот.

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников в сохранение российского историко- культурного наследия.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий.

Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения по данной теме.

Итого часов

1-й год обучения (68 часа)

Вводное занятие.(2 часа)

Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины с предметами «Кубановедение», «Основы пра­вославной культуры», «Традиционная физическая культу­ра кубанского казачества».

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Кубанский говор.

Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанно­сти и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Рас­пределение обязанностей в семье.

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Об­устройство жилища, домашняя утварь. Кубанская кухня. Конь - верный друг казака.

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образ­цы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодар­ском крае.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6часов)

Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния (по выбору педагога).

Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Святая Екатерина и святой Георгий Победоносец - особо почитаемые святые среди кубанских казаков.

Казак. Кубанское казачье войско. Атаман. Казачья честь. Регалии. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (3 часа)

2-й год обучения (68 часов)

Вводное занятие. (2 часа)

Повторение пройденного, краткое знакомство с про­граммой на учебный год.

Раздел 1. Традиционная культура кубанских казаков. (8 часов)

Детские игры. Игровые припевки. Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха.

Раздел 2. История моей казачьей семьи. (8 часов)

Численность и состав традиционной казачьей семьи. Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье. Воспитание маль­чиков и девочек. Родословная семьи. Генеалогическое древо. История се­мьи в истории родной Кубани.

Раздел 3. Труд и быт казаков на Кубани. (8 часов)

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искус­ства своими руками:

Сбор и подготовка материалов, распространённых в данной местности;

    основные техники работы с материалом;

    последовательность этапов изготовления изделия;

    презентация творческих работ.

Раздел 5. Памятники истории кубанского казачества. (6 часов)

Памятники казакам - защитникам Родины. Основные достопримечательности, памятники каза­чьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

Раздел 6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества. (6 часов)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Персоналии, историческое или культурное событие, послужившее основанием для памятной даты. Значение данного события для современ­ного кубанского казачества. Подготовка и ход празднова­ния.

Раздел 7. Православие и казачество. (8 часов)

Святой покровитель Кубанского казачьего войска -благоверный князь Александр Невский. Православный праздник Покро­ва Пресвятой Богородицы. Икона в храмах и жилищах. Красный угол в казачьей хате. Казак в храме. Молитва.

Раздел 8. Казак - патриот. (8 часов)

Нравственные качества - основа патриотизма кубан­ского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.

Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий. (6 часов)

4. Предполагаемые результаты реализации программы.

По итогам посещения детьми факультатива предполагаются следующие результаты.

Результаты первого уровня:

Учебно-познавательный интерес к культуре кубанского казачества и творческой деятельности.

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

- приобретать и осуществлять практические умения и навыки по различным фольклорным формам кубанского казачест­ва, особенностям проведения обрядовых праздников кубан­ских казаков.

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Результаты второго уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

Способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы кубанского казачества;

    рассказывать о своём казачьем роде;

    Осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

    реконструировать основные праздничные обряды.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

Результаты третьего уровня:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

Навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении творческих работ;

Заложены основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, уважение к культурному наследию.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом;

    выполнять некоторые изделия, поделки в соответствии с технологическими особенностями, присущими традици­онным видам ДПИ кубанского казачества;

    выполнять исследовательский проект на тему « Культура кубанского казачества».

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Развивать художественный вкус и критическое мышление.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

Формировать собственное мнение и позицию.

5. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

Разделы программы

Виды контроля

Формы контроля

Что контролируем

Традицион-

Фольклорные празд-

Знание различных фольклорных

ная культура кубанских казаков.

текущий, итоговый

ники, викторины, кон­курс инсценировок, исследовательский проект «Моя семья».

форм кубанского казачества. Знание особенностей проведения обрядовых праздников кубанских казаков.

Умение исполнять, демонстри­ровать различные фольклорные формы кубанского казачества. Умение реконструировать основ­ные праздничные обряды

Семейные праздники,

Знание истории своей казачьей

моей каза-

выставка «Семейные

семьи и/или истории семьи своих

чьей семьи.

реликвии», выпуск стенгазет «Кубанская семья», творческий проект «Родословная моей семьи».

одноклассников.

Знание и понимание уклада жизни, особенности численного состава и распределения обязан­ностей традиционной казачьей семьи.

Умение рассказать о своём каза­чьем роде

и быт каза-

Выставка творческих работ (либо изделий)

Умение выполнять домашние обя­занности в соответствии со своим

ков на Ку-

«Традиционные ре-

возрастом.

месла и промыслы», «Кубанская старина», проект «Занятия ку­банских казаков».

Знание основных ремёсел, ви­дов ДПИ кубанского казачества, основных технологических осо­бенностей изготовления отдель­ных изделий

Декора­тивно-

Викторина, тестиро­вание

Знание основных ремёсел, ви­дов ДПИ кубанского казачества,

прикладное

«Ремёсла и виды деко-

основных технологических осо-

искусство

ративно - прикладного искусства», выставка и анализ творческих работ учащихся.

бенностей изготовления отдель­ных изделий.

Выполнение некоторых изделий, поделок в соответствии с тех­нологическими особенностями. присущими традиционным видам ДПИ кубанского казачества

Памятники

кубанского

казачества

Видео, слайд-викторина,

акция «Во имя России,

во славу Кубани», твор-

ческий проект «История памятника» (по выбору учащегося)

Знание основных памятных

сооружении, связанных

с историей и культурой ку-

банского казачества. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества».

Основные па-

мятные даты и

знаменатель-

ные события из истории кубанского казачества

Викторина, тестирование,

праздники, связанные с

памятными датами, исследовательский проект

Знание памятных событий и

дат, связанных с историческими событиями кубанского казачества.

Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества».

Православие

и казачество

Исследовательский проект, православные празд­ники.

Понимание основ духовной

жизни кубанских казаков. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура кубан­ского казачества».

Исследовательский проект «Казаки - воины моей семьи», тестирование, фронтальная беседа. Вик­торина «Кубанские каза­чьи регалии».

Структура и направления

деятельности Кубанского казачьего войска. Выполнение исследова­тельского проекта на тему «История и культура ку­банского казачества».

В методике проведения занятий учитываются возрастные особенности школьников, в связи с чем важное место в процессе проведения занятий отводится наглядным и практическим методам, выполнению творческих заданий, походам, экскурсиям, встречам с интересными людьми.

7. Описание материально-технического обеспечения.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского слова­ря. М., 2005 г.

Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008.

Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009.

2. Печатные пособия

Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.

Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009.

Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010.

Ткаченко П.И. Кубанские песни. Москва, 2001.

Вакуленко Е.П. Народные мастера Кубани. Краснодар, 2009.

Вакуленко Е.П Народная культура кубанского казачества. Краснодар, 2009.

3.Технические средства обучения

Мультимедийная установка.

4. Экранно-звуковые пособия

Презентации к занятиям.

DVD фильмы.

5. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский.

Шкафы для хранения дидактических материалов.

Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов.

Рецензия

на программу внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества»

учителя технологии, классного руководителя 5 «А» класса МБОУ СОШ № 43 хутора Бараниковского Славянского района Краснодарского края

Куклевой Елены Петровны.

Программа внеурочной деятельности «Традиции кубанского казачества» разработана для учащихся 5-6 классов. Структура программы соответствует требованиям ФГОС и включает: пояснительную записку, цели и задачи, перечень личностных, предметных результатов, содержание курса, рабочую программу, календарно-тематический план. Срок реализации программы 2 года.

Актуальность и практическая значимость: 5 - 6 класс – это самоценный, ответственный период детства, в котором могут развиться или не развиваться те качества личности, которые «позовут» или «не позовут» ребенка в клуб, отряд, организацию. Закладывается дальнейшее отношение к Родине и родному краю, личностная манера поведения и желание внести свой вклад в ту или иную сферу деятельности.

Психологические особенности младшего школьного возраста таковы, что дети активнее участвуют в любом деле, если оно проходит в игровой форме, особенно в коллективе своих сверстников или ребят близкого возраста. Именно в этом возрасте каждый ребенок пытается найти своё место в коллективе, продемонстрировать окружающим свои творческие возможности и таланты. Сделать это только в рамках образовательного процесса очень сложно. Поэтому большое значение приобретает внеурочная деятельность.

Программа «Традиции кубанского казачества» позволяет весело и интересно организовать досуг учеников, предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив, воспитать истинных патриотов родной земли, родного края.

Участие в данной программе даст школьникам возможность учиться самореализации через участие в коллективно-творческой деятельности, проявлять свою активность в любой из социальных сфер (в жизни класса, школы), углубить знания о родном крае, повысить значимость добрых дел для социума.

Программа соответствует специфике внеурочной деятельности детей и способствует стимулированию познавательных процессов, развитию коммуникативных навыков, созданию среды общения, развитию творческих способностей личности, поддержанию стремления к самостоятельной деятельности.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса в учреждении по средствам организации внеурочной деятельности детей. Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет педагогические, психологические и организационные условия, необходимые для получения результата.

Рецензенты:

Заместитель директора по УВР Гайдарь Екатерина Сергеевна

Учитель истории МБОУ СОШ № 43 Мурченко Елена Николаевна

Учитель биологии МБОУ СОШ № 43 Лях Светлана Викторовна

1 год обучения

№ занятия

Коли-чество часов

Вводное занятие.

Казачьи сказки, легенды, былички.

Пословицы и поговорки, колыбельные песни кубанских казаков.

внеаудит.

Считалки. Заклички. Казачьи легенды. Кубанский говор. Разучивание наизусть.

Кубанский говор.

Кубанский говор. Практическое занятие.

(4 аудит. + 4 внеаудит.)

Подготовка к мероприятию.

Мероприятие « Принятие в казачата»

Понятие « казачья семья»

Обязанности и увлечения членов семьи.

внеаудит.

Семейный фотоальбом. Практическое занятие.

внеаудит.

Семейные традиции. Практическое занятие.

Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи.

Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков.

Обустройство жилища, домашняя утварь.

внеаудит.

Мероприятие «Кубанская кухня».

Материалы, из которых мастера ДПИ нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.).

Образцы изделий, предметов ДПИ, изготовленных в Краснодарском крае.

внеаудит.

внеаудит.

(4 аудит. + 2 внеаудит.)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.

Основные памятники казачьей истории Славянского района.

внеаудит.

Экскурсия к памятникам казачьей истории города Славянска-на- Кубани .

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

Экскурсия в музей г. Славянска-на-Кубани

8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

Православная вера - основа казачьей семьи.

Почитание родителей и стариков.

внеаудит.

Практическое занятие. Празднование Рождества Христова и в казачьей семье.

внеаудит.

Практическое занятие. Празднование Пасхи в казачьей семье.

6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

Казак. Кубанское казачье войско. Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака.

Экскурсия в Казачий круг. Атаман. Казачья честь. Регалии.

внеаудит.

Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем.

мероприятий (6 внеаудит.)

внеаудит.

Экскурсия в Атамань.

внеаудит.

Мероприятие «Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь».

Подведение итогов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА

« Традиции кубанского казачества»

2 год обучения

№ занятия

Коли-чество часов

Вводное занятие. Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

10 Традиционная культура кубанских казаков. (6 аудит. + 4 внеаудит.)

Детские игры. Игровые припевки.

Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

внеаудит.

Зимние святки, колядки, щедровки. Разучивание наизусть.

Масленица. Пасха.

внеаудит.

Масленица. Пасха. Практическое занятие.

8 История моей казачьей семьи. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

Отношение к семье на Кубани. Ребёнок в казачьей семье.

Воспитание мальчиков и девочек.

внеаудит.

Родословная семьи. Генеалогическое древо. Практическое занятие.

внеаудит.

История семьи в истории родной Кубани. Практическое занятие.

8 Труд и быт казаков на Кубани. (6 аудит. + 2 внеаудит.)

Традиционный и современный быт казачьей семьи. Казак - труженик.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков.

Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом.

внеаудит.

Мероприятие «Ремёсла на Кубани».

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства своими руками

внеаудит.

Практическое занятие. Изготовление изделий.

внеаудит.

Практическое занятие. Изготовление изделий ДПИ.

6 Памятники истории кубанского казачества. (4 аудит. + 2 внеаудит.)

Памятники казакам - защитникам Родины.

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края.

внеаудит.

Экскурсия к памятникам казачьей истории. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре.

Основные памятные даты и знаменательные события из истории

6 кубанского казачества. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения.

внеаудит.

Экскурсия в краеведческий музей.

внеаудит.

Экскурсия по городу Славянску-на- Кубани.

8 Православие и казачество. (4 аудит. + 4 внеаудит.)

Святой покровитель Кубанского казачьего войска - благоверный князь Александр Невский.

Икона в храмах и жилищах. Казак в храме. Молитва.

внеаудит.

Практическое занятие. Православный праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

внеаудит.

Практическое занятие. Красный угол в казачьей хате.

6 Казак – патриот. (2 аудит. + 4 внеаудит.)

Нравственные качества - основа патриотизма кубанского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли..

внеаудит.

Экскурсия в Казачий круг. Казачья честь. Доблесть казаков. Кубанские казачьи регалии. Встреча с казаком- краеведом Берендюковым Борисом Николаевичем.

внеаудит.

Казачий военный костюм. Оружие, награды. Встреча с Пигулко Виталием Филлиповичем.

6 Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных

мероприятий (6 внеаудит.)

внеаудит.

Мероприятие «Казаки на страже рубежей отечества».

внеаудит.

Мероприятие «Казачья честь. Казачий военный костюм».

внеаудит.

Подведение итогов.

Итого 68 34 аудит. + 34 внеаудит.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: образовательная программа

по конкретному виду деятельности

Детское творческое объединение «Казачок»

Наименование: «История и культура кубанского казачества»

Срок реализации программы: 4 года обучения

Возраст обучающихся: 1- 4 классы

Учитель Погиба Галина Ильинична

Программа разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей по истории и культуре кубанского казачества/ Адм. Краснодар. Края, Департамент по казачества, Кубан. Казачье войско, Краснодар. Краевой институт доп. проф. пед. образования.- Краснодар: Традиция, 2009.-32 с.

Стр.

  • Пояснительная записка 3-5
  • 2. Учебный план

    2.1. Учебный план 1-го года обучения 6-9

    2.2. Учебно-тематический план 1-го года обучения 10-12

    2.3. Учебный план 2-го года обучения 13-15

    2.4. Учебно-тематический план 2-го года обучения 16-18

    2.5. Учебный план 3-го года обучения 19-21

    2.6. Учебно-тематический план 3-го года обучения 22-24

    2.7. Учебный план 4-го года обучения 25-27

    2.8. Учебно-тематический план 4-го года обучения 28-30

  • Содержание программы 31-36
  • 4. Предполагаемые результаты реализации программы 37-39

    5. Формы и виды контроля 40-42

    7. Описание материально-технического обеспечения 45-49

    образовательного процесса

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Данная программа 2 вида составлена на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества» 1-4 классы, допущена департаментом образования и науки Краснодарского края. – Краснодар: Традиция, 2009.

    В отличие от авторской образовательной программы дополнительного образования, которая составляет 36 часов за год обучения, данная рабочая программа содержит меньшее количество часов- 34 часа (33 ч - 1 класс) за год обучения.

    Тематическое распределение часов

    (1-4 класс)

    РАБОЧАЯ программа

    Вводное занятие

    История моей казачьей семьи

    Труд и быт казаков на Кубани

    Труд и быт казаков на Кубани

    Казак-патриот

    Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий

    История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающим людям осознать свою принадлежность к определённой культурной среде.

    Достижение этой задачи в начальной школе осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, города; именно в этот период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

    Данная программа предназначена для учащихся 1-4 классов и объединила в своём содержании основы истории, традиционной и православной культуры кубанского казачества. Она разработана на основе анализа современного учебно-методического комплекта для учащихся начальных классов.

    Цель данной программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

    Задачи, решаемые данной программой:

  • знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
  • ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
  • воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;
  • привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
  • Особенностью построения данной программы является то, что в течение 4-х лет обучения выделяется 8 основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот».

    Основные формы работы:

  • занятие-встреча;
  • занятие-экскурсия;
  • занятие-праздник;
  • занятие-творческий проект;
  • беседа;
  • викторина;
  • практическое занятие.
  • Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого и второго года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), занятия третьего и четвёртого года обучения носят активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

    Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, массовых мероприятий.

    Реализация данной программы предполагается через внеклассную кружковую работу. Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Каждый год обучения состоит из 33 учебных часов (1 класс), 34 учебных часа (2-4 классы) на каждый тематический блок отводится по 3-4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 6 часов используются для проведения вводных занятий, занятий обобщающего типа, показательных мероприятий.

    Занятия проводятся в течение 1 часа 1 раз в неделю.

    В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций, формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

    2. Учебный план

    2.1.Учебный план 1-го года обучения

    Всего часов

    Количество часов

    учебных занятий

    аудиторные

    неаудиторные

    Характеристика деятельности учащихся

    теорети-ческие

    практи-ческие

    (экскурсии,по-

    Вводное занятие

    выставка рисунков учащихся

    Происхождение казачества

    Традиционная культура кубанских казаков

    Подбор пословиц и поговорок, сказок, легенд кубанского народа, презентация, диски с песнями. Сборник игр

    Казачий музыкальный фольклор

    История моей казачьей семьи

    мини-доклады учащихся

    Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение

    Семейные традиции. Моя семья

    Семейная летопись.

    Я и моя семья.

    Проектная работа

    Труд и быт казаков на Кубани

    мини-доклады учащихся о лекарствен

    ных растениях, как и чем лечились казаки. Макеты жилищ, мини-доклады учащихся

    Народные знания

    Казачьи промыслы

    Проектная работа

    Казачье декоративно-прикладное искусство

    Выставка работ кубанских умельцев, выставка работ учащихся

    Декоративно-прикладное искусство жителей Кубани

    Посещение школьного музея

    Посещение городского историко-краеведческого музея

    Памятники истории кубанского казачества

    Поездки, экскурсии к памятникам культуры и кубанского казачества, сообщения учащихся о памятниках на Кубани

    Памятники на Кубани

    Выезд в г. Краснодар. Памятник Екатерине Великой.

    Памятники в моей местности

    Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

    Выставка рисунков детей

    Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества

    Защитники земли Кубанской.

    Мы умеем предками гордиться.

    Проектная работа

    Поход к Вечному огню. Возложение цветов.

    Православие и казачество

    Сообщения учащихся о религиозных праздниках Кубани

    Традиционные религиозные праздники и обряды кубанского казачества

    Вера в народной жизни.

    Первые храмы на Кубани

    Религиозные традиции запорожских и донских казаков

    Экскурсия в свято-Покровский храм

    г. Апшеронска

    Казак-патриот

    Сообщения учащихся о подвигах кубанцев в годы войны

    Войсковые праздники

    Казачество прошлое и современное

    Защитники-земли кубанской

    Посещение музея воинской славы

    Подведение итогов, подготовка и проведение массовых воспитательных мероприятий: «Казаки-защитники Отечества», «Чудеса под Рождество», «Масленичные гулянья»

    Участие в массовых общешкольных мероприятиях и соревнованиях

    Итого часов:

    2.2.Учебно- тематический план 1-го года обучения

    Наименование разделов, блоков, тем

    Всего часов

    Количество часов

    учебных занятий

    аудиторные

    неаудиторные

    Дата проведения

    теорети-ческие

    практи-ческие

    (экскурсии,по-

    Вводное занятие

    Что такое казачество и что такое казак?

    Происхождение казачества

    Традиционная культура кубанских казаков

    Казачьи легенды, сказки. Казачьи пословицы

    Казачий музыкальный фольклор

    Народные игры кубанского казачества

    История моей казачьей семьи

    Казачьи заповеди и традиции, их популяризация и выполнение.

    Семейные традиции. Моя семья

    Семейная летопись.

    Я и моя семья.

    Проектная работа

    Труд и быт казаков на Кубани

    Народные знания

    Казачьи промыслы

    Кубанские станицы и хутора. История образования станицы Апшеронской. История моей станицы, города. Проектная работа

    Казачье декоративно-прикладное искусство


    Погиба Галина Ильинична