Как принимают законы в рф. Процедура принятия закона. Обсуждение законопроекта. Чтение законов в Госдуме. Новый закон Составить схему принятия закона в российской федерации

Законодательный процесс выступает составной частью процесса правотворчества и включает в себя четыре основные стадии:

1. Законодательная инициатива - право компетентных органов, общественных организаций, партий или отдельных лиц на внесение предложений об издании, изменении или отмене закона или иного нормативного правового акта для их рассмотрения законодательным органом. Законодательная инициатива материализуется в форме предложений или готового законопроекта, которые высший законодательный орган обязан принять к рассмотрению.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ правом официальной законодательной инициативы обладают: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся в Государственную Думу РФ.

2. Стадия обсуждения законопроекта . Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государственной Думы. Будущий закон проходит несколько чтений в представительном (законодательном) органе, именно на этой стадии допускаются поправки, изменения, дополнения или исключения из законопроекта. Закон, как правило, принимается в трех чтениях.

В первом чтении заслушивается доклад инициатора законопроекта, рассматривается его концепция, вносятся необходимые поправки и дополнения. Далее законопроект направляется на доработку в комитеты представительного (законодательного) органа. Во втором чтении обсуждается доработанный законопроект; если он отклонен, прекращается работа над ним, если одобрен - депутатами обсуждаются заранее внесенные поправки. Если законопроект принят во втором чтении, он передается в головной комитет для редакционной доработки. Затем, в третьем чтении , законопроект обсуждается в депутатском комитете представительного (законодательного) органа со всеми поправками, но не исключено, что он может быть отклонен, если не набрал необходимое количество голосов.

3. Принятие закона - происходит путем голосования депутатов законодательного органа.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего Федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае же несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации Федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 106 Конституции РФ "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; е) войны и мира".

Особый пордяок установлен для принятия ФКЗ (ст. 108 Конституции РФ). Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый Федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Согласно ст. 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25 мая 1994 г., датой принятия Федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания, а датой принятия текущих федеральных законов считается день их принятия Государственной Думой в окончательной редакции.

4. Стадия обнародования законов . Принятый Федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент в течение 14 дней подписывает Федеральный закон и обнародует его. Если Президент РФ в течение указанного срока с момента поступления Федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении Федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит рассмотрению в течение семи дней и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после их принятия.

Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", "Парламентской газете".

Законотворчество субъектов Российской Федерации . В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, т.е. субъекты Российской Федерации, имеют право осуществлять собственное правовое регулирование , включая принятие законов и иных нормативных правовых актов вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения РФ и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным конституционным законам, федеральным законам ведения Российской Федерации, а также федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ. В случае такого противоречия действует Федеральный закон, а закон субъекта Федерации не применяется (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Законотворческий процесс представляет собой совокупность стадий от создания до принятия нормативных правовых актов.

Стадии законотворческого процесса

Законотворческий процесс включает в себя четыре основных этапа:

  1. законодательная инициатива;
  2. процесс обсуждения нового законопроекта;
  3. принятие нового закона;
  4. его обнародование.

Понятие "законодательная инициатива" подразумевает право компетентных органов, граждан или общественных организаций возбуждения перед инстанцией, издающей законы, вопрос об издании, внесении изменений или отмене какого-либо закона или акта, причем такой запрос обязательно рассматривается парламентом, если предложение имеет необходимые обоснования.

Право законодательной инициативы имею: Президент страны, Совет Федерации, Правительство, депутаты Госдумы, Высший Арбитражный, Конституционный и Верховный суды, представительные органы всех субъектов РФ. Законопроекты должны рассматриваться Госдумой. Причем, законопроекты об отмене или введении налогов, о выпуске госзайма, об освобождении от налогов, об изменении государством своих финансовых обязательств, другие законопроекты, которыми предусматриваются расходы, покрываемые федеральным бюджетом, вносятся исключительно при условии, что есть заключение Правительства России.

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях Госдумы, где в него можно вносить изменения, поправки, дополнять законопроект новыми положениями или исключать ненужные.

Принимаются федеральные законы Госдумой – за них должно проголосовать большинство депутатов. В пятидневный срок закон должен быть передан Совету Федерации. Новый закон считается одобренным при условии голосования за него большинством членов СФ.

При отклонении федерального закона палаты создают согласительную комиссию, затем закон вновь рассматривает Госдума.

Если Госдума выразила несогласие с решением, принятым на Совете Федерации, принятым федеральный закон будет считаться, если на повторном голосовании его одобрили две трети депутатов Госдумы.

Некоторые законы, принимаемые Госдумой, должны обязательно рассматриваться в Совете Федерации. Это законы, которые связаны с федеральным бюджетом, федеральными сборами и налогами, финансовым, таможенным регулированием, кредитным и валютным правом, денежной эмиссией, защитой и статусом границы государства, объявлением войны и заключением мира, объявлением войны и мира, ратифицирующие и денонсирующие международные договора.

В пятидневный срок закон должен быть направлен Президенту на подписание и последующее обнародование в срок 14 дней. Но если Президент за этот срок отклонит поступивший документ, его вновь рассматривают Госдума и Совет Федерации.

Если закон при повторном рассмотрении получает одобрение двух третей депутатов Госдумы и членов СФ, Президент РФ должен в семидневный срок подписать его и обнародовать.

Но положения глав первой, второй и девятой Основного закона не могут быть отданы на рассмотрение Федерального Собрания. Если подобное предложение поддержат три пятых его членов и депутатов Госдумы, собирается Конституционное Собрание, которым или подтверждается неизменность положений Конституции, или разрабатывается новый ее проект, который считается принятым при одобрении двумя третями голосов членов КС или же рассматривается на референдуме. Конституция считается принятой при одобрении ее более чем половиной участвовавших в голосовании избирателей, и если голосовало более половины избирателей страны.

Любой федеральный закон должен быть официально опубликован в течение недели после подписания Президентом.

Источники официальной публикации - «Российская газета» либо «Собрание законодательства РФ».

Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком. Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Законотворческий процесс основывается на принципах демократизма, законности, гуманизма, справедливости, научности, гласности, профессионализма, использования правового опыта, связи с практикой, своевременности

Таким образом, исходным началом законодательного процесса выступает законотворческий процесс, представляющий собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Законодательный процесс в России реализуется на двух уровнях осуществления государственной власти - федеральном и региональном.

Стадии законодательного процесса:

I. Законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение ГД законопроекта (право на совершение такого рода дейтсвий именуется правом законодательной инициативы). Согласно ст. 104 КРФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным органам субъектов федерации, а так же КС РФ и ВС РФ по вопросам их ведения. При внесении законопроекта в ГД субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

Пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта;

Текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы;

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона;

Финансово-экономическое обоснование (при необходимости материальных затрат для реализации законопроекта);

Заключение Правительства РФ (если вносится законопроект о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске гос займов, об изменении финансовых обязательств государства, иные законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета).

Документы вносятся в ГД и подлежат обязательной регистрации. С момента их регистрации инициатива считается реализованной.



II. Предварительное рассмотрение законопроектов.

В случае отсутствия явных нарушений и соблюдения требований, предъявляемых к законопроектам, Совет ГД направляет законопроект в ответственный комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Если законопроект направлен в несколько комитетов для подготовки, то Совет ГД один из них назначает ответственным. С учетом предложений последнего Совет ГД устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению.

III. Рассмотрение законопроектов в ГД.

Осуществляется в 3х чтениях, если Дума не примет иного решения в отношении конкретного законопроекта в соответствии с действующим законодательством.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета ГД направляются ее депутатам не позднее чем за 3 дня до рассмотрения на заседании палаты. При рассмотрении ГД законопроекта в первом чтении обсуждается его общая концепция, актуальность, целесообразность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта КРФ.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада представителя ответственного комитета.  Затем заслушиваются предложения и замечания депутатов и депутатских групп, иных лиц, приглашенных на заседание для участия в обсуждении.  По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; принять закон или отклонить законопроект. При отклонении законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. В случае принятия законопроекта в первом чтении ГД может установить срок внесения его на второе чтение. Решение о принятии законопроекта в первом чтении требует простого большинства от общего числа членов палаты.



Совет ГД принимает решение о включении законопроекта во второе чтение и определяет докладчика ответственного комитета. Ответственный комитет принимает и анализирует поступившие поправки к законопроекту, составляет таблицу поправок (таблица представляет собой поправки выдвинутые фракциями) и производит подготовку законопроекта ко второму чтению. Таблицы с поправками рассылаются депутатам для ознакомления перед 2 чтением. Одна таблица поправок, рекомендованных к отклонению, вторая таблица одобренных поправок.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению. В исключительных случаях возможно возвращение к процедуре второго чтения. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть данный ФЗ в течение 14 дней, также СФ может одобрить ФЗ по умолчанию без рассмотрения в соответствии с КРФ (ст.106, 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен, то в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. если Президент подписывает, то закон следует на обнародование и в течение 10 дней вступает в силу, если не установлен специальный срок.

IV. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.105 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 105) устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон.

По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет или отклоняет принятый ГД федеральный закон. Федеральный закон принимается простым большинством, федеральный конституционный закон и закон о поправках к Конституции РФ - квалифицированным, не менее 3/4 голосов от общего числа членов палаты. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона с указанием разногласий направляется в Государственную Думу. Постановление об одобрении закона в пятидневный срок направляется спикером верхней палаты главе государства для подписания и обнародования закона.

Преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой по отклоненному Советом Федерации закону. Совет Государственной Думы определяет ответственный комитет, который может рекомендовать Думе:

 - создать согласительную комиссию для преодоления разногласий;

 - принять федеральный закон в ранее принятой редакции;

 - снять федеральный закон с повторного рассмотрения

Для преодоления несогласия верхней палаты Государственная Дума должна принять закон квалифицированным большинством в 2/3 голосов, затем он в течение 5 дней направляется Председателем Думы Президенту РФ для промульгации. И это единственный случай, когда закон направляется главе государства, минуя Совет Федерации.

V. Подписание закона главой государства и официальное опубликование.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет федеральный закон, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия. Особенной является процедура принятия федеральных конституционных законов, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 Совета Федерации) и подлежат обязательному подписанию Президентом России в течение 14 дней. Таким образом, в отношении их Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

ГосДума в свою очередь может:

Принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

Снять закон с рассмотрения;

Отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Статус депутата ГД ФС РФ.

Депутаты Думы избираются населением и представляют в палате весь народ в целом. Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ « О статусе члена СФ, статусе депутата ГД».

К социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

a) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты

b) ежегодный оплачиваемый отпуск;

c) зачисление времени осуществления полномочий депутата ГД в стаж государственной гражданской службы;

d) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата Государственной Думы и членов их семей;

e) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

f) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу и на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий;

g) жилищно-бытовое обеспечение депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве.

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.

Полномочия депутата могут прекращаться досрочно в случаях:

1) его письменного заявления о сложении полномочий;

2) его избрания депутатом парламента субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа публичной власти, а равно его назначения на иную государственную или муниципальную должность РФ;

3) его поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) утраты им гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) вступления в законную силу решения суда об ограничении его в дееспособности либо о признании его недееспособным;

7) признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) его смерти.

9) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются:

a) участие в заседаниях, Государственной Думы в порядке, установленном регламентом палаты Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

b) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации

c) участие в выполнении поручении Государственной Думы и ее органов;

d) участие в парламентских слушаниях;

e) внесение парламентского запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

f) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан

g) работа с избирателями (депутаты поддерживают связь с избирателями, рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления, жалобы, и вносят предложения в соответствующие органы власти, местного самоуправления и общественные объединения)

h) Участие в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп в ГД.

Права и обязанности депутата ГД:

1. Депутаты ГД обязаны соблюдать этические нормы;

2. Депутаты ГД представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности;

3. Депутаты ГД имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее 1/5 депутатов ГД может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ;

4. Депутаты ГД пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым ГД, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются;

5. Депутаты ГД вправе направлять парламентские запросы в Правительство РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю ЦИК, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц;

6. Депутаты ГД вправе самостоятельно, без оглашения на заседании палаты обращаться с запросом к любому члену Правительства РФ на заседании ГД;

7. Депутаты ГД обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, КС РФ, ВС РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами;

8. Вмешательство депутатов ГД в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Населению Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей;

Председателю и депутатам Законодательного Собрания;

Губернатору Пензенской области;

Правительству Пензенской области;

Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Пензенской области и Правительства Пензенской области;

Пензенскому областному суду;

Арбитражному суду Пензенской области;

Прокуратуре Пензенской области;

Приволжской транспортной прокуратуре;

Главному федеральному инспектору по Пензенской области;

Представительным органам муниципальных образований.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право отозвать внесенный им законопроект.

Рассмотрение законопроектов в первом чтении
()

1. Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта либо его полномочного представителя и содоклада председателя (представителя) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

2. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает одно из следующих решений:

принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

отклонить законопроект;

с учетом важности рассматриваемого вопроса Законодательное Собрание вправе принять решение об опубликовании законопроекта в средствах массовой информации для изучения общественного мнения по данному законопроекту с последующим его рассмотрением с учетом поступивших замечаний и предложений граждан либо о вынесении на референдум Пензенской области.

3. Решения, указанные в части 2 настоящего раздела, оформляются соответствующим постановлением Законодательного Собрания.

4. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не наберет необходимого количества голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

5. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание устанавливает срок внесения поправок к законопроекту и ответственных за его подготовку ко второму чтению.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении
()

1. Во втором чтении законопроект рассматривается Законодательным Собранием по представлению соответствующего комитета Законодательного Собрания.

Поправки к законопроекту без их предварительного обсуждения в соответствующем комитете Законодательного Собрания не рассматриваются.

Соответствующий комитет может внести на рассмотрение Законодательного Собрания редакцию законопроекта, подготовленную с учетом поступивших поправок.

2. После обсуждения с учетом поступивших поправок закон Пензенской области принимается Законодательным Собранием в целом. Решение о принятии закона Пензенской области оформляется постановлением Законодательного Собрания.

3. Законопроект, не принятый Законодательным Собранием во втором чтении, направляется на доработку для подготовки к рассмотрению в третьем и последующих чтениях в установленном порядке либо может быть отклонен.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

Рассмотрение законопроектов в первом и во втором чтении
()

Всесторонне проработанный законопроект, не вызывающий у депутатов сомнений и разногласий, может быть принят Законодательным Собранием в окончательной редакции в первом и во втором чтении одновременно.

Обнародование законов Пензенской области
()

В соответствии с и Законом Пензенской области «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» принятый Законодательным Собранием закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования.

В случае отклонения Губернатором закона Пензенской области отклоненный закон до истечения десятидневного срока с момента поступления возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

Направление постановлений Законодательного Собрания в прокуратуру Пензенской области
( )

Принятые на сессии постановления Законодательного Собрания в течение пяти рабочих дней после дня принятия направляются в прокуратуру Пензенской области.

Повторное рассмотрение законов Пензенской области
()

1. Закон Пензенской области, отклоненный Губернатором, направляется Председателем Законодательного Собрания в соответствующий комитет для дополнительной проработки с участием заинтересованных сторон и подготовки к повторному рассмотрению.

1) одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области, или с учетом его замечаний;

2) одобрить закон Пензенской области в ранее принятой редакции.

3. Председатель Законодательного Собрания по получении решения комитета вносит вопрос о повторном рассмотрении возвращенного закона Пензенской области в первоочередном порядке на очередную сессию Законодательного Собрания. Данный вопрос включается в повестку дня сессии без обсуждения.

4. Повторное рассмотрение закона Пензенской области начинается с выступления Губернатора Пензенской области либо его полномочного представителя, затем слово предоставляется председателю (представителю) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

5. Если Законодательное Собрание принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только депутаты Законодательного Собрания. Губернатор Пензенской области либо его полномочный представитель по итогам состоявшегося обсуждения вправе выступить с заключительным словом.

6. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

7. Если первое предложение не принято, на голосование ставится вопрос об одобрении закона Пензенской области в ранее принятой Законодательным Собранием редакции. Решение в этом случае принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. В случае принятия данного решения закон в тот же день направляется Губернатору Пензенской области, который в течение трех дней обязан обнародовать его.

8. В случае если решения, предусмотренные частями 6 и 7 настоящего раздела, не приняты, соответствующий закон Пензенской области считается отклоненным.