Преступление и наказание родиона раскольникова. В чём состоит наказание раскольникова В чем заключается наказание раскольникова кратко

Родион Раскольников пришиб старушку-процентщицу и зарубил ее беременную сестру Лизавету, затем около двух недель «слонялся» по Петербургу, после чего доведенный угрызениями совести пришел в полицейский участок с повинной. Всем со школьной скамьи знаком сюжет романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Тем не менее, нет однозначного взгляда на произошедшее, и активно ведется спор о причинах совершения этого преступления.

Ужасающая теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» является особой философской подоплекой романа. Желание главного героя проверить свои силы, понять, к какому типу людей он относится и может ли считать себя полноправным вершителем человеческих судеб, толкает Родиона на совершение преступления, но едва ли теория о сверхчеловеке служит первопричиной. Она зародилась в его сознании еще в то время, когда он посещал лекции, писал статьи и давал уроки (вел нормальную жизнь человека, у которого есть кусок хлеба и занятие), но глубоко засела в его голове и пустила там корни тогда, когда мир вокруг него начал постепенно разрушаться: Раскольникову не хватало денег, он потерял уроки, перестал ходить в университет, задолжал хозяйке. Он опускался все ниже, перестал следить за собой, но амбиции молодого человека, имеющего много планов на будущее, знающего, что он способен на многое, не позволяют ему смириться с нищетой и унижениями. В то же время Родион не видит выхода из сложившейся ситуации, среда «заедает» и губит его, а замкнутость и погруженность в себя мешают герою обратиться за помощью к друзьям и близким. В это время его представление о справедливости и входит в известное русло: убийство «вредной» старухи оказывается в глазах Раскольникова правым делом.

Преступление совершено. Последствия его необратимы. Раскольников очнулся от страшного наваждения практически мгновенно. Он не может не терзать себя, потому что, в сущности, является хорошим человеком, в силу сложившихся обстоятельств не справившимся с угнетающими его жизненными условиями. Не возникает сомнений в том, что он нежно любит своих близких, всегда готов подставить им плечо, а также способен тонко прочувствовать боль незнакомых ему людей, оказавшихся в беде, отнестись к ним с пониманием и прийти на помощь. Значит, не сможет он простить себя за свершенное им преступление, совесть не позволит ему смириться с убийством ни в чем неповинных людей. Он не сразу осознает свою вину и поначалу винит во всем неудачу, но муки гложат его душу и не дают забыться. Явка с повинной — это лишь вопрос времени.

Полное возрождение героя происходит на каторге. Предоставленный в своих мыслях самому себе, но и под чутким присмотром Сони Раскольников пробуждается и получает возможность трезво взглянуть на произошедшее. Затуманенный его разум просветляется. Родион и Соня сидят рядышком и читают Библию. Читатель понимает, что теперь их ждет новая жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Но жизнь оказывается сложнее и мудрее одержимых, исступленных слепцов, рано или поздно она торжествует над ними. Солгал-то он бесподобно,- говорит Раскольникову следователь Порфирий Петрович,- а на натуру-то и не сумел рассчитать. Заметим, что в ходе преступления и наказания нравственное сознание героя остается спокойным. Даже на каторге совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Теория деления людей на властелинов и тварей цепко держится в его уме, контролирует почти безраздельно его сознание.

Почему же тогда герой идет предавать себя, почему сознается в своем преступлении? На явку с повинной Раскольникова толкают не разум, не убеждения, а какие-то другие силы, к которым нужно присмотреться внимательно. На следующее утро после преступления героя вызывают в полицейскую контору.

Его охватывает отчаяние, цинизм гибели. По дороге он готов признаться в убийстве: Встану на колена и все расскажу. Но узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, Раскольников ощущает прилив радости, которая в глазах окружающих непонятна и подозрительна. Когда порыв радости проходит, Раскольников смущается своей опрометчивостью.

Ведь в нормальном состоянии он вел бы себя иначе и никогда не позволил бы интимностей в разговоре с полицией. Радость мгновенно сменяется чувством страха. Герой начинает замечать на себе вопросительные взгляды представителей закона и испытывает внутреннее замешательство. Подозрительность разрастается, превращаясь в мучительное чувство одиночества, отчужденности от людей: …Теперь, если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце.

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта игра иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужден-(*53)ной позиции. Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.

Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества. Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. Язык фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей язык души.

Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его. Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми. Эта диспропорция касается и внутреннего мира Раскольникова: болезненное чувство подозрительности возникает у него прежде всего по отношению к самому себе, возбуждает постоянную рефлексию, бесконечные сомнения. В поисках выхода из нее и скрывается психологическая причина странной на первый взгляд тяги Раскольникова к следователю Порфирию.

В поединке с Раскольниковым Порфирий выступает чаще всего как мнимый антагонист: спор со следователем – отражение и прямое подчас выражение спора Раскольникова с самим собой. Привязанность героя к Порфирию не столько внешняя – страх юридического наказания,- сколько внутренняя: Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом. Герой сомневается в натуральности своей психологической игры со следователем и потому, что умный Порфирий хитрит, и потому, что Раскольников теряется в самом себе.

Вне всяких юридических ловушек реакция Раскольникова на жизнь изнутри лжива и неестественна. Хлопотливая болтовня Порфирия для него – лучшая мышеловка: она раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он психологически не убежал от следователя. Достоевский показывает трагедию актерства Раскольникова, тщетность его попыток рационально проконтролировать свое поведение, рассчитать самого себя. Этому (*54) тоже надо Лазаря петь…

и натуральнее петь! – думает Раскольников по дороге к Порфирию Петровичу.- Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно ничего не петь. Нет, усиленно было бы опять ненатурально…

Ну, да там как обернется… посмотрим…

сейчас… хорошо или не хорошо, что я иду?

Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо! Храня в себе тайну преступления, герой не может спастись от лжи. Он старается натурально петь в условиях, исключающих такую натуральность.

Вот он усиленно законфузился – уже симптом того, что натура хитрее расчета и сама себя выдает, высовывает язык. Вы, кажется, говорили вчера, что желали бы спросить меня…

форменно… о моем знакомстве с этой… убитой? – начал было опять Раскольников,- ну зачем я вставил это кажется? – промелькнуло в нем как молния.

Ну зачем я так беспокоюсь о том, что вставил это кажется? – мелькнула в нем тотчас же другая мысль как молния. И вдруг он ощутил, что мнительность его от одного соприкосновения с Порфирием, от двух только слов, от двух только взглядов, уже разрослась в чудовищные размеры… и что это страшно опасно: нервы раздражаются, волнение увеличивается. Беда!

Беда!… Опять проговорюсь. Порфирий понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса по форме – нельзя, по части логической казуистики он силен.

Героя подводит другое – внутреннее ощущение своей преступности. Поэтому Порфирий смело открывает перед ним психологические расчеты: Что такое: убежит! Это форменное; а главное-то не то;…он у меня психологически не убежит, хе-хе! Каково выраженьице-то!

Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать. Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!…

И все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и – хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно-с, хе-хе-хе! Вы не верите? Тем не менее Порфирий уходит от читателей романа и его героя, согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова. Не Порфирию суждено стать спасителем и исцелителем Раскольникова, который не признает себя виновным перед юридическими постановлениями мира сего и их исполнителями: В чем я виноват перед ними?…

Они сами (*55) миллионами людей изводят. В ходе допросов следователь действительно менее всего глядел на Раскольникова. Душа героя его интересовала лишь с юридической точки зрения, как средство, используя которое можно ловко подловить преступника.

И менее всего интересовал Порфирия живой, страдающий, потерявший себя, ищущий защиты и покровительства человек, с которым нужно обращаться бережно. Порфирий же, напротив, испытывает какое-то садистское наслаждение муками жертвы.

Есть в его психологии что-то от будущего Иудушки Головлева, героя романа М. Е.

Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы. Та же паутина липких, лживых слов, та же паучья хлопотливость. Не исключено, что Салтыков-Щедрин, работая над романом, помнил о Порфирии Достоевского и дал Головлеву его имя.

«Преступление и наказание» - один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за униженного и оскорбленного человека.
Герой романа - Родион Раскольников, бывший студент. Он угрюм, мрачен и мнителен. Этот человек живет как бы отдельно от мира: ничем не интересуется из того, чем интересуются окружающие его люди. В то же время он горделив, даже надменен: «ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на это».
Но это только одна сторона личности Раскольникова. Разумихин говорит, что «точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются». И это верно. Ведь Раскольников еще добрый, любящий, великодушный и отзывчивый человек. Он любит мать, сестру, детей. Одно время Раскольников даже подумывал о женитьбе, движимый необычным чувством. «Она больная такая девочка была... совсем хворая; нищим любила подавать и о монастыре все мечтала... Дурнушка такая... собой. Право, не знаю, за что я к ней тогда привязался, кажется за то, что всегда больная. Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил...» - вспоминает Раскольников. В этом раздумье героя проявляется еще одна черта его характера, незамеченная ранее: он хочет делать добро людям. Этим же желанием он руководствуется и в доме Мармеладовых, когда отдает этой семье последние свои деньги.
И еще одна черта, без которой портрет героя был бы неполным - он умен, даже, можно сказать, талантлив. Будучи еще студентом, он написал статью на философскую тему, напечатанную и замеченную. В статье Раскольников излагает свои взгляды на общество. Необыкновенный, гордый человек, властитель душ, способный решать судьбы других, - вот идеал Раскольникова. По его теории, общество делится на две категории людей: правители, которые для достижения своей цели имеют право совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное.
Что же толкнуло Раскольникова на преступление? Несколько причин, одна из которых социальная. Раскольников - обедневший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни доходов. Он приехал в Петербург учиться в университете, чтобы по окончании учебы добиться положения в обществе. Учиться ему приходится на те гроши, которые выделяет ему мать из своей скудной пенсии, да на собственные заработки от случайных уроков. Но даже окончание университета не гарантирует ему полного благополучия. «Он был задавлен бедностью», задолжал всем, заложил за гроши последние имевшиеся у него вещи, квартирная хозяйка перестала ему отпускать кушанье, и он сидел без обеда». Раскольников голодал, как это случалось со всеми студентами. Он совершенно пообносился, ему даже на улицу не было в чем выйти, поэтому нельзя было рассчитывать и на уроки. Но страдал не один Раскольников. В таком же или почти в таком положении были его мать и сестра.,Чтобы поддержать горячо любящего брата, сестра Дуня поступила гувернанткой в семью Свидри- гайлова. Свидригайлов покусился на честь и невинность Дуни, и она вынуждена была оставить место. В безвыходном положение Дуня соглашается на брак с Лужиным и тем самым приносит себя в жертву ради брата. И тогда в голове Раскольникова зреет план. Надо убрать все недостойное и ненужное, чтобы можно было жить тем, кто на это «право имеет». Ради тех, кого любишь, надо «преступить черту», «сделать первый шаг», стать начальным звеном той цепи, которая связывает настоящее со «светлым будущим». Именно с этих, казалось бы, светлых мыслей и начинается преступление Раскольникова.
Но не только ради родных старается Раскольников. По мнению Раскольникова, можно совершить преступление ради общего блага, преступление «по совести». Можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять ее деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел. Убив старушонку, он заодно узнает, кто же такой Родион Раскольников: «тварь дрожащая» или «властелин судьбы»?
В сущности, когда Раскольников случайно услышал разговор студента и офицера о том, что неплохо бы убить старуху-процентщицу и взять ее деньги, мысль эта уже была в голове Раскольникова, она просто обрела плоть, материализовалась. Теперь эта мысль настолько захватила всего Раскольникова, что даже движет его поступками. «...Он никак не мог понять и объяснить себе, почему он, усталый, измученный, которому было бы всего выгоднее возвратиться домой самым кратчайшим и прямым путем, возвратился домой через Сенную площадь, на которую ему было совсем лишнее идти». Там, на Сенной, Раскольников слышит разговор сестры старухи Лизаветы с мещанином, из которой точно узнает, что на следующий день старуха «ровно в семь часов вечера останется дома одна». Теперь уже он ни о чем ином не мог думать. Его захватила идея.
Преступление совершено. Теперь начинается на менее страшное - наказание Раскольникова. Он не в состоянии пережить свое преступление. Муки совести, возникшие еще до убийства, теперь сделались просто невыносимыми. Раскольникова охватывает страх. Этот страх лишает его уверенности в себе. Повестка по пустяковому поводу взвинчивает его до предела. Теперь он уже готов признаться. «Только бы скорей», - шепчет он. Раскольников готов упасть на колени перед Богом и перед мелким полицейским чиновником, которого он презирает. Вдобавок ко всему Раскольникову не дает покоя Порфирий Петрович. Здравый смысл подсказывает Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников боится. Его страх не просто страх перед наказанием, он боится за саму идею. Ведь если он попадется в начале пути, погибнет не только он, погибнет и идея.
Раскольников задумал стать и Наполеоном, и Мессией, и тираном, и благодетелем человечества. Если бы ему удалось испытание, если бы убийство «вредной старушонки» Алены Ивановны повлекло за собой добрые и только добрые последствия, он счел бы свою идею доказанной. Однако результат испытания показал, что Наполеон и Мессия в одном лице несовместимы, что намеченный им путь ведет совсем не туда, куда он его мысленно прокладывал. Ведь Раскольников хотел добра всем, хотел сделать всех обиженных и оскорбленных счастливыми. Но, убив старуху, ему пришлось пойти на еще одно преступление - убить Лизавету. А Лизавета - одна из униженных и оскорбленных, которых хотел спасти Раскольников.
Теперь, вроде бы доказав себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а тоже «право имеет», Раскольников, как никогда раньше ощущает себя этой самой «тварью дрожащей». Раскольников оказался в тупике и сам себе признается в этом: «Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается...» Чтобы облегчить муки совести, Раскольников идет с повинной, «кается» на площади и в суде, потом отправляется на каторгу. Но это не решает его проблем. Он остается отчужденным от людей, и хотя его по-прежнему мучит совесть, не расстается со своей идеей. Всего за час до явки в полицию он сказал Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Даже на каторге, через полтора года, раздумывая над случившимся, он не считает себя виновным: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что простого промаху, который со всяким мог случиться».
Раскольников был все это время духовно мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Каторга является не наказанием для него, а скорее спасением. Именно так Раскольников воскресает к новой жизни, осознав, что вся его жизнь «была каким-то высшим, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И действительно, та жизнь осталась в прошлом. Теперь Раскольников уже другой, обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям.

"Преступление и наказание" — в чём состояло наказание Раскольникова?

    Если смотреть на вопрос очень поверхностно, то это каторга, в наказание за убийство. Однако, за такой ответ любой учитель поставит вам два. Основное наказание Раскольникова состояло в его душевних муках и терзаниях на почве ложных теорий. Взять хотя бы ту, про людей-Наполеонов. Он ведь и старушку то убил не для общества, в чем пытался убедить в первую очередь себя, а чтобы доказать (опять же себе), что он Наполеон. Что он особенный человек, который сможет переступить через сделанное и идти дальше. Но он не смог. Он ни на секунду не мог забыть об убийстве и собственными руками убивал себя в моральном плане. Эти душевные терзания и стали главным наказанием Раскольникова, благодаря которым он в итоге и осознал правду мир состоит из Наполеонов, кричащик о своей уникальности, но не желающих слушать друг друга. Истиные же идеалы людей существуют, но их ничтожно мало, и никто не знает, где их искать. Таким идеалом является Соня, на чей путь он в итоге и вышел.

    Если под заслуженным наказанием понимать государственное обвинение, то Родион Раскольников получил 8 лет каторги в Сибири и 5 месяцев ареста. В его деле были обнаружены смягчающие обстоятельства поэтому наказание за убийство двух человек было довольно мягким. Вероятно, к смягчающим отнесли то, что сейчас называют состоянием аффекта, в котором пребывал Раскольников и асоциальный стиль жизни который вела одна из жертв. Возможно сыграло свою роль и раскаяние которым мучился преступник. Ведь муки совести тоже своего рода наказание. Раскольников через душевные терзания на грани сумасшествия осознал свою вину и продолжал винить в преступлении себя все время пребывания на каторге. Однако, стоит отметить, что помимо наказания Раскольников получил право и на новую жизнь, он встретил настоящую любовь, а уже одно это может говорить о прощении которое Родион получил от бога и от людей, в том числе от автора.

    Бедственное положение окружающих давит на главного героя. Повсюду ему встречаются пьяницы, вынужденные вести подобный образ жизни из-за бедности, проститутки, готовые жертвовать собою ради того, чтобы прокормить и себя, и семью, несчастные женщины, еле-еле сводящие концы с концами для того, чтобы воспитывать детей. Он жил в коморке, напоминающую душный и тесный шкаф, бросил учебу в университете, так как не было возможности оплатить ее.Плюс ко всему решение сестры выйти замуж за нелюбимого человека, ради помощи брату- Родиону. Все это переполнило чашу главного героя. Раскольников страдал от того, что стал похож на тех, кого до этого презирал. Он ненавидит Лужина и Свидригайлова, но их объединяет совершение ими преступлений и прочих дурных поступков. В какой то момент он не выдерживает раскола внутри своей личности и решает признаться в содеянном. Наказание совести становится для главного героя страшнее, чем страх каторги или тюрьмы. Борясь на протяжении всего романа с самим собой, он решает сдаться и освободить себя от душевных мук, так долго его терзающих. Наконец, получив наказание физическое, он освобождается от наказания внутреннего

    Думаю, что самое главное наказание, самое тяжелое, для Раскольникова за убийство им двух невиновных женщин, это наказание совести, страх, что вот-вот все раскроется, что узнают, что это он совершил убийства. Жить в таком состоянии очень тяжело. Плюс еще та нищета, в которой он вынужден был существовать. Тем более у него было мать и сестра, которая хотела связать свою жизнь с нелюбимым человеком. Он хотел доказать сам себе, что он не тварь дрожащая. Но на самом деле кем он оказался? Наполеоном? Вряд ли.

    Что касается наказания физического, то он получил за убийство каторгу на восемь лет. По сути он заслужил бы больше, но учитывая его раскаяние, жалкое существование, да то, что он уже фактически был вымучен содеянным, он уже понес значительную часть наказания.

    Так и хочется ответить, что сам убил и сам себя же наказал герой. Нет, закончилось вс красиво с точки зрения закона: виновный отбывал наказание за свои поступки — казалось бы и ответ можно завершить на этом — нельзя.

    Родион и заболел-то сразу после убийства именно на почве переживаний и душевных мук. И если стресс его отпустил спустя время, то душевные муки нет.

    Острее всего степень этих мук можно понять по двум моментам: когда не верующий в Бога парень просит мать за него молиться потому, что е молитва будет услышана.

    Второй момент касается женщины, которая просила милостыню на мосту: он отдал ей последние свои деньги четко задавая себе вопрос: Почему она решила, что мне лучше, чем ей?.

    При этом сразу же сам на этот вопрос ответил. И ответ был опустошенный предвкушением конца всего.

    Таких моментов осознания в книге много.

    Та и осознание любви к Соне чткое пришло в местах, где чувствами нельзя насладиться. Хоть девушка рядом и была, но когда е рядом не было, он не мог ничего изменить в этом. Мог только ждать перемен и вестей — заложник жизни и обстоятельств.

    Если честно, то (как у читателя) у меня сложилось впечатление, что автор намекнул на его наказание еще и в том, что парень купился на идеалы Наполеона — это мнение лично мо. Не будь их, не было бы и преступления в виде двух убийств.


102905 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

В чём состоит наказание раскольникова

7. Языковой лагерь за границей: веселый детский отдых и обучение.

8. О пользе английского языка

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Центральным героем романа Ф М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и составило основное содержание романа. Я долго думал над чем, каковы причины совершенного этим героем преступления. И вот мои соображения.

Герой Достоевского отличается огромной восприимчивостью. Блуждая по Петербургу, он видит страшные картины жизни большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального туника. Невыносимо тяжкая жизнь тружеников, обреченных на нищету, унижения, пьянство, проституцию и гибель, потрясает его.

Достоевский передал это с таким горячим, взволнованным сочувствием, что роман стал безжалостным приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Встреча с Мармеладовым, а также с Соней, вынужденной убить свою молодость и продавать себя, чтобы не умерла с голоду ее семья, рождает в душе главного героя стремление к бунту. Раскольников становится своеобразным мстителем за поруганных и обездоленных людей. Горячо воспринятые им людские страдания по-особому раскрываются в символическом сне Раскольникова из V главы романа, где рисуется зверское избиение лошади, вырастающее в картину величайших человеческих мук.

Другой причиной совершенно! и преступления является безысходность собственного положения Раскольникова. Студент юридического факультета, Раскольников настолько «задавлен бедностью», что принужден оставить университет, ибо ему нечем платить за обучение. Это озлобляет героя. Он тянется к знаниям, он ищет приложения своих способностей, хочет радоваться земному, существованию. «Я и сам жить хочу», — говорит он.

Бедность и унижения Раскольникова, естественно, усиливают его протест. Интересно в этом плане сравнение Раскольникова с Германом из «Пиковой дамы» Пушкина. Тот тоже идет на убийство старухи. Но между ними есть существенная разница. Если целью Германа становится получение богатства, то Раскольников менее всего стремится к этому. Примечательно, что он не воспользовался взятыми деньгами и ценностями старухи-процентщицы, хотя тоже намеревался поправить свое бедственное положение.

Также причиной совершенною убийства становятся бедствия близких и родных Раскольникова, людей, живших вне Петербурга. Он получил от матери, Пульхерии Александровны, письмо, из которого узнает об оскорблениях, перенесенных его сестрой Дуней в доме Свидригайлова, и о се решении выйти замуж за Лужина, чтобы этой жертвой спасти от неминуемых несчастий мать и брата. Родион не может принять этой жертвы. Он говорит сестре и матери: «Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!» Но Раскольников в то же время не может помочь ни им, ни себе. И эго снова осложняет конфликт Раскольникова с окружающим его миром.

Но есть еще одна, весьма немаловажная причина, толкнувшая Раскольникова на преступление. Это его теория, философская идея, которая оправдывает преступления вообще. Суть её доносится до читателя сначала в статье героя, затем в его размышлениях и, наконец, в спорах с Порфирием Петровичем.

Что же это за идея? Герой романа убежден, что все люди разделяются на два разряда: на низший (людей обыкновенных), то есть на материал, служащий для зарождения себе подобных, и высший, то есть людей необыкновенных, имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. «Обыкновенные люди — это те, которые живут в послушании, это «твари дрожащие», которые обязаны быть послушными и достойными презрения. «Необыкновенные» люди — разрушители. Это сильные люди. От имеют право преступить закон, молчаливо принятый большинством, а значит — перешагивать через трупы, через кровь. К этой категории людей относятся Ликург, Солон, Наполеон. Они не останавливаются перед жертвами, насилием и кровью. Мир так устроен, что происходит попрание «тварей дрожащих» Наполеонами. Раскольников не случайно обращается к фигуре Наполеона, поскольку именно Бонапарт не останавливался перед гибелью многих и многих тысяч людей. Он жертвовал множеством жизней, стремясь достигнуть своей цели.

Эту теорию Раскольников и пытается применить по отношению к самому себе, желая выявить свое собственное место в жизни. Отсюда его признание Соне: «Мне надо было узнать тогда. вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Применив эту теорию к себе, Раскольников намеревается сначала опробовать ее, провести эксперимент, а затем широко воплотить в реальную действительность. Это поможет, по мнению героя, помимо всего, утвердить себя. Об этом он говорит так: «Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убивал. «

Наконец, отметим последнюю причину. Раскольников намерен решить еще и проблему нравственную: можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью?

Итак, герой совершил убийство «по теории». И тут начались мучительные страдания Раскольникова. Трагедия его оказалась в том, что он, согласно теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в сердце его живет огонь жертвенной любви к людям. Теория Раскольникова и его поступок сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым, отчего Родион страдает безмерно.

Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая, как он надеялся, выведет его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Он чувствует полную отгороженность от мира и людей, не может более находиться с матерью и сестрой, не радуется природе. Родион понимает несостоятельность своей теории «сильного человека».

Окончательное становление героя на путь покаяния и искупления совершается по дороге в контору, где ему предстоит сделать страшное признание. Он все еще терзается сомнениями. Прерывистый внутренний монолог, полный самоупреков, свидетельствует и распаде личности на части, одна из которых совершает поступки, другая их оценивает, третья выносит приговор, четвертая следит за собственными мыслями. Неожиданно Раскольников сталкивается с нищенкой, просящей милостыню. Подавая ей последний пятак, он слышит обычный в таких случаях ответ: «Сохрани тебя Бог!» Но для него этот ответ наполнен глубоким смыслом.

Герой вспоминает совет Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!» И Раскольников идет на Сенную площадь, где встает перед всем миром на колени и совершает очистительный обряд целования земли. Происходит мгновенный переход из душевного состояния раздробленности в состояние внутреннего единства личности. Родион спокойно относится к насмешкам и пересудам толпы, он испытывает чувство наслаждения и счастья. Все, что происходит в эти минуты ясности, происходит «раз навсегда».

Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий. Писатель привел своего героя к покаянию и нравственному очищению. Очень чутко, во многом пророчески понял Достоевский роль идей общественной жизни. Великий русский писатель показал всем, что с идеями нельзя шутить. Они могут быть как благотворными, так и разрушительными для человека и общества в целом.

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

В психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшное преступление – убийство старушки. И на протяжении всей второй части произведения автор показывает, какие муки он испытывает по этому поводу, и какое наказание несет.

Весь сюжет романа завязан на внутренних переживаниях Раскольникова, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион изобрел теорию, по которой выходит, что он не «дрожащая тварь», а человек, который имеет право лишить жизни другого человека. Но теория дает сбой: итогом совершенного преступления становится внутренний конфликт,который с каждой страницей произведения становится только острее. Герой испытывает целую гамму чувств: раскаяние, отчаяние, страх.

Родион Раскольников – молодой человек с чувствительной и восприимчивой натурой. Его задевает несправедливость общества, в котором все живут. Жители Петербурга разделены на две группы: одни купаются в роскоши, другие же прозябают в нищете. Герой не может спокойно смотреть на то, как простые люди всеми силами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и хоть как-то жить. Глядя на это, Родион мрачен и угнетен. Его терзает такое положение дел.

Возможно, эта безрадостная и нищенская жизнь, которой он вдоволь насмотрелся, и толкает его на преступление, дает ему позволение считать себя мстителем.

Герой будто в бреду задумывает и совершает поступок, за который потом приходится нести моральное наказание.

Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.

Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.

Раскольников страдает еще и по той причине, что его теория потерпела крах. Тогда для чего же все это было совершено? Этим преступлением он поставил себя наравне с теми, кого раньше просто презирал. Как оказалось, он не старушку убил, а самого себя, личность в себе. И эта мысль, которая гложет его ото дня ко дню все сильнее, и является самым страшным наказанием для Родиона Раскольникова. Перед ней все тюрьмы и каторги просто ничто.

www.sochinyashka.ru

«Я себя убил!» (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Школьное сочинение

Роман «Преступление и наказание», появившийся в печати в 1866 году, открывает, собой период великих романов в творчестве Ф.М. Достоевского. Многие считают этот роман лучшим произведением писателя. В письме к издателю сам автор так характеризовал свое произведение: «Это психологический отчет одного преступления. Молодой человек решил выйти из своего трудного положения, убил процентщицу, чтобы сделать счастливой свою мать, жившую в уезде, избавить сестру от унижений. Но сразу после содеянного почувствовал разобщенность, разъединенность с человечеством. Закон правды и человеческая природа взяли свое». Герой раскаивается в содеянном, сам на себя доносит и хочет на каторге «переродиться», «примкнуть» к людям.

Первая часть романа посвящена описанию внутренней борьбы Родиона Раскольникова с самим собой; шаг за шагом прослеживается его путь к преступлению. Завершается эта часть страшной сценой убийства. Остальные пять частей рассказывают о том, что произошло после. Таким образом, само преступление - убийство старухи-процентщицы и похищение ее ценностей - занимает в структуре романа не самое значительное место, не является его центральной темой, так как Достоевский вовсе не стремился доказать, что на свете стало совершаться больше кровавых преступлений, и дать отчет об одном из них. В первую очередь писателя интересовали «человеческие» подробности такого явления: как человек может решиться на страшную жестокость, откуда у него силы и воля на это, как работают при этом его мозг, сердце, как он живет потом под тяжестью такого невыносимого груза? Писатель был искренне убежден, что, проливая кровь, человек одновременно совершает нравственное самоубийство, его должна будет замучить совесть, потому что преступление против человека - дело противное не только Богу, но и самой природе человеческой. А потому для автора существенным является не столько злодеяние, сколько наказание за содеянное, которое практически началось задолго до самого преступления, когда, готовя себя к «пробе», Раскольников встал на преступный путь.

Преступление Раскольникова имеет обоснование: он хочет мстить за горе обездоленных; герой прямо высказывает свое заветное убеждение, он даже статью в журнал написал «О преступлении». По сути своей преступление Раскольникова - не простое убийство ради обогащения, а «бунт», «мечта», попытка найти выход из сложной ситуации, и зародились они у него давно. Родион Раскольников - одаренный и пытливый юноша, наделенный острым умом, человек наблюдающий, мыслящий. Он живет в стране, которую раздирают социальные противоречия, видит, как растет благосостояние верхов, а простые люди, зачастую более достойные, влачат нищенское существование и терпят постоянное унижение. Бедный студент и сам из числа таких же «униженных и оскорбленных». Гордость его уязвляется буквально на каждом шагу: он вынужден прятаться от хозяйки, потому что не имеет возможности заплатить за жилье, вынужден появляться на улице в рубище, сносить насмешки и удивленные взгляды прохожих. Раскольников упорно думает о бедах несправедливо устроенного общества и постепенно приходит к выводу, что человечество делится на два разряда. Первый - люди обыкновенные, составляющие большинство и вынужденные подчиняться силе; второй - люди необыкновенные, сильные, которые имеют право навязывать большинству свою волю, не останавливаясь ни перед чем, даже перед преступлением. «Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель. Так доселе велось и так всегда будет», - уверен Раскольников. А потому хочет доказать себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а «властелин судьбы», который сможет спасти людей, не способных самостоятельно изменить свою жизнь. Он знает, или думает, что знает, как спасти страдающих и обездоленных:». Сломать, что надо, раз и навсегда, да и только: и страдание взять на себя. Свобода и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащею тварью и над всем муравейником. Вот цель!» Родион Раскольников решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убежден, что воля и разум «сильной личности», «героя» могут осчастливить «толпу». Чтобы доказать себе, что он и есть та самая «сильная личность» и «герой», молодой человек решается на кровавый эксперимент.

Кроме этой главной теории Раскольников выстроил для себя и вторую, более благородную, суть которой в том, что на похищенные деньги убитой процентщицы он спасет «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Таким образом, убийство, на которое решился герой романа, становится не просто преступлением, это - схватка с веком, «кровь по совести», убийство «по справедливости».

Как только Раскольников встал на преступный путь, незамедлительно последовало наказание, одной из форм которого стала внутренняя иссушающая героя борьба, муки проснувшейся совести. Результаты, к которым пришел Раскольников, резко разошлись с его намерениями. Он рассчитывал, убив процентщицу, облегчить свое положение, вытащить родных из нищеты, избавить изгоев общества от цепи ежедневных страданий, а вместо этого обрек себя на страдания, заставил терзаться сестру, а мать умерла. Он метил в Наполеоны, но, испытывая страх перед следствием, осознал, что как личность не отвечает требованиям наполеоновской натуры. Он хотел старуху убить, чтобы обосновать свою теорию, а вышло нечто обратное. «Я переступить поскорее хотел, - говорит он, - я не человека убил, я принцип убил!» Но переступить не смог, остался на этой стороне. С этого момента нравственные терзания героя становятся особенно невыносимыми. Кроме того, они усугубляются целой цепью неожиданностей и случайностей. Раскольникова чуть не задержали на месте преступления и лишь случайность помогла ему покинуть квартиру процентщицы. Утром следующего дня его вызывают в участок в связи с давним долгом, но нервы не выдерживают, и он падает в обморок. Разумихин и Зосимов рассказывают больному Раскольникову о диком убийстве, им самим и совершенном, а незнакомый мужчина случайно называет его убийцей. Расспрашивая маляров о пятнах крови на полу, Родион выдал себя, но те не отреагировали должным образом. Ему повезло и на этот раз. Но такие неожиданности еще больше изматывают и без того больную психику.

Еще одной формой наказания Раскольникова становится смех: смех убиенной старухи, постоянно преследующий его во сне; насмешки, которые чудятся ему в словах следователя; грубый смех толпы. Все это больно ранит, превращая его жизнь в настоящий кошмар.

Особая роль в наказании Раскольникова отведена автором следователю Порфирию Петровичу. Это опытный, вдумчивый и проницательный служитель закона. Он наделен также тонкой интуицией, смелостью, широко образован, при этом профессионально хитер и расчетлив. Терпеливо разматывая цепочку событий, изучая психологию преступника, проникшись определенной симпатией к бедному студенту и даже проявляя некоторое сочувствие (он рекомендует Раскольникову явиться с повинной, раскаяться и искупить свою вину, доверившись «натуре»), Порфирий Петрович, тем не менее, цепко держит подследственного в своих руках. Он психически изматывает его, превращая допросы в настоящую пытку, заставляя чувствовать себя затравленным зверем. Следователь шаг за шагом сужает круги расследования, чтобы в нужный момент нанести «решающий удар» и окончательно сокрушить «противника». Таким образом, наказание, положенное по закону, в лице следователя Порфирия Петровича становится для Родиона еще одним нелегким испытанием, а позже его ждет и последнее, юридическое, наказание - каторга.

Убийство человека не может быть разрешено и оправдано. Любое преступление - зло, и оно должно быть наказано. Именно поэтому главное место в романе отведено рассказу о наказании преступника, и оно, как мы убедились, не сводится только к судебному приговору - главное наказание заключено в нравственной пытке, более тягостной для героя романа, чем тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, а главное - сознание своей ничтожности и понимание несостоятельности своей теории - невыносимым гнетом легли на душу Родиона Раскольникова. После преступления будто пропасть образовалась между ним и окружающими людьми: «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Родион Раскольников действительно «убил» себя, так как преступление ведет не только к одиночеству, но и к полному распаду личности.

Наказание, постигшее героя романа, - жестоко, но в этом заключается и его спасение, ведь «переступить» хотел, но не переступил, остался на этой стороне, человеком остался! «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства», - говорит он.

www.ukrlib.com.ua

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение)

После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди – мать и сестра – стали для него чужими и далёкими. Он страдает, видя любовь близких к себе, но чувствуя себя убийцей. Родион исключил себя из мира тех людей, которых любил и уважал, он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех».

Мне кажется, что Раскольников страдает ещё и из-за того, что он видит, как его теория похожа на убеждения Лужина и Свидригайлова. Ведь своим поступком он хотел оградить униженных и оскорбленных людей от таких, как они, а получается, что его теория сближает его же с ними. Раскольников уже никому, даже себе, не может объяснить зачем и почему убил, он начинает понимать, что человек – не вошь. «Я не старушонку убил, я себя убил» — говорил он Соне, осознавая свой поступок.

Муки совести, страх перед разоблачением, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, понимание бессмысленности убийства - все это ложится на душу Раскольникова. Задумывая преступление, Раскольников не учел, что будет так мучатся, что в нем живут человеческие чувства, что после преступления он не сможет общаться с людьми, чувствуя свою вину. На мой взгляд, это его самая главная ошибка. Раскольников думал, что сможет исправить общество, но ошибся. И его теория рушится. Я считаю, что Раскольников наказан не за само преступление, а за свою теорию и решение воплотить её в жизнь, за то, что он посчитал себя «право имеющим» на убийство.

  • Мы рады Вас приветствовать на сайте Медведевского районного суда Республики Марий Эл. На этом сайте мы предлагаем максимально полную и в доступной форме информацию о работе суда. Надеемся, что этот сайт будет […]
  • Примерная форма искового заявления об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения (подготовлено экспертами компании "Гарант") В [ наименование суда, в который подается исковое заявление […]
  • Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных предписаний нормативных правовых актов МВД России" Приказ МВД РФ от 24 мая 2007 г. N 462"О […]