Наступил новый 7526. Дата от сотворение мира, но какого? «…если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком гордым за себя и своих предков и никогда бы не надел рабский ошейник. без правды же из свободных и сильных люди становились «рабам

«В лето 6360, Индикта 15 день, наченшю Михаилу царствовати, нача ся прозывати Руска земля» - сообщает нам «Повесть временных лет». В представлении современника эта фраза звучит как письмо из будущего - когда ещё 6360 год настанет, мы-то в 2017 живём!

Однако, вплоть до Петра Первого, как раз такое летосчисление было привычным для наших предков, - основатель Петербурга своей реформой сделал наш древний календарь на 5508 лет моложе. Он же перенёс празднование Нового года на 1 января, хотя до Петра новолетие отмечалось 1 сентября по старому стилю, иначе - 14 сентября по нынешнему.

День 14 сентября до сих пор сохраняется как точка отсчёта в Русской Православной Церкви, с него начинается годовой цикл церковных служб. Правда, 5508 лет, отсечённых великим реформатором, и здесь не уцелели. А жаль! Мы бы сегодня могли встречать 7526 год и гордиться тем, что у нас самый древний в мире действующий календарь.

Откуда появились эти 5508 дополнительных лет, предшествующих Рождеству Христову?

В просторечии старый способ отсчёта именовался «От сотворения мира». Однако это не совсем верно. Считать возраст вселенной от первого дня творения - неблагодарная задача. Только начётники-протестанты с лёгкостью трактуют один день работы Творца как одни земные сутки, один оборот нашей планеты вокруг своей оси. Для них, самоуверенных всезнаек, ещё святой апостол Пётр разъяснял во Втором соборном послании: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Поэтому Шестоднев, шесть дней творения благоразумнее вынести за скобки этой временной оси. Как и неопределённый период пребывания Адама и Евы в раю, среди неповреждённой, иной природы в которой могло быть иное время.

Гораздо более верное наименование старого летосчисления - «От Адама». Оно тоже широко бытовало в Православном мире. Цифру в 5508 лет от Адама до Рождества Христова получил Дионисий Малый, попытавшись реконструировать библейскую историю по Септуагинте, греческому переводу Ветхого Завета. В то же самое время римские христиане, пользуясь латинским переводом Ветхого Завета, Вульгатой, насчитали всего 4713 лет. Некоторое время эта система отсчёта была распространена в Римской церкви. Но мы не можем с ходу отвергнуть римский счёт как чужой, католический, потому что во время установления этого летосчисления никакого раскола Христианского мира ещё не произошло, и Римская церковь также считалась православной.

Прибавление 5508 лет к истории от Рождества Христова вернее назвать не православной, а константинопольской традицией. В других восточных церквях - Александрийской, Антиохийской - существовали свои традиции летосчисления, похожие на константинопольскую: одни прибавляли 5500 лет, другие 5504 года. Тем не менее, в 537 году именно система «5508+" была официально принята в Византии. На Руси она стала применяться после Крещения, вместе с годовым церковным циклом мы приняли и отсчёт времени, о чём свидетельствуют древнерусские летописи, но официально на государственном уровне этот стиль был закреплён только в 1492 году, уже после падения Константинополя, когда Москва окончательно ощутила себя Третьим Римом, духовным преемником Византии.

Признавать отсчёт лет «от Адама» сакральным, истинно православным, освящённым христианскими догмами отсчётом - явное преувеличение. Ни один Вселенский Собор не принимал решений на этот счёт, в Православной церкви нет канонов и правил, согласно которым наступающий 14 сентября новый церковный год надо считать 7526 годом, и никак иначе. Правда, в одном из правил Шестого Вселенского Собора есть упоминание, что определённой категории еретиков, если они хотя вернуться в лоно матери-Церкви, надо покаяться до определённого дня - и указана дата по Константинопольскому стилю. Но это чисто техническое упоминание даты светского календаря Византийской империи - так же, как в документах современной православной церкви есть упоминания с датами по григорианскому стилю, принятому в Российской Федерации, что, конечно, не делает григорианский стиль сколько-нибудь священным.

На этом основании мы не обязаны боготворить византийское летосчисление, признавая его единственно правильным, но должны уважать его: и как память о нашем прошлом, и как отсылку к мировой библейской истории. Если современный календарь, начинающийся с Рождества Спасителя,- это календарь Нового Завета, то наш старый константинопольский календарь,- это календарь и Ветхого, и Нового Завета вместе, календарь единой истории духовной борьбы человечества за спасение.

В естественнонаучной среде принято скептически относиться к старому византийскому счислению - «от Сотворения мира» либо «от Адама», поскольку принятые там сроки радикально не совпадают с возрастом Вселенной или со временем существования Homo sapiens, вычисленными экспериментальным путём. Однако, как это не кажется парадоксальным, никакого непримиримого противоречия между календарём «от Адама» и новейшими данными палеоантропологии нет.

Хотя биологическая история человека насчитывает, по данным антропологов, более ста тысяч лет, но вряд ли на протяжении большого отрезка этого времени было возможно говорить о существовании человека в его метафизическом понимании. Человек и в современном секулярном мировоззрении, и тем более в христианском традиционном мировоззрении,- это существо, кардинально отличающееся от животных.

Чем же отличается человек разумный от животного с точки зрения естественного знания? Пока его деятельность направлена исключительно на воспроизводство рода, на передачу из поколения в поколение своих генов, он полностью принадлежит биосфере, является частью животного мира. Стать частью ноосферы (сферы разума), существом иного порядка Homo sapiens может лишь тогда, когда он станет передавать из поколения в поколение знания, и эти знания, подобно генам, обретут свою матрицу. Иными словами, Homo sapiens превратился из человека биологического, из самого смышленого зверя в человека разумного, в человека ноосферного тогда, когда освоил письменность.

А зарождение первых элементов письменности, как подтверждают археологи, как раз приходится на период, очень близкий к периоду начала отсчёта библейской истории. Речь идёт о так называемых Тэртерийских пиктограммах в Европе и пиктограммах Цзяху в Китае, датируемых серединой шестого тысячелетия до нашей эры. Поэтому даже самые завзятые скептики имеют совершенно рационалистические основания последовать традиции наших предков и отпраздновать 14 сентября наступление 7526 года «от первого человека», сиречь «от первого человека разумного».

Среди современных народов встречу Нового года в середине сентября сохранили граждане Эфиопии. Правда, они празднуют не четырнадцатого, а тринадцатого сентября, из-за опоздания с введением високосных годов. Получается, что Эфиопия - последний реликт древней восточно-христианской цивилизации, Византийской Ойкумены, унаследовавшая и элементы древнего восточно-христианского календаря.

Материал подготовлен при поддержке Международного Византийского клуба

22 сентября 2017 года в день осеннего равноденствия просвещённая часть славяно-ариев или русов празднует Новолетие . А именно наступление 7526 лета от Сотворения Мира в Звёздном Храме или в сокращённом написании - 7526 СМЗХ!

В настоящее время мы пользуемся датировкой лет от Рождества Христова и Григорианским календарём. Не забыт и Юлианский календарь, так называемый "старый стиль”. Ежегодно в январе мы вспоминаем о нём, когда отмечаем "старый” Новый год. Также средства массовой информации заботливо напоминают о смене лет по Китайскому, Японскому, Тайскому и прочих календарях. Например у Китайцев на данный момент идёт 4713год, евреи уже отпраздновали свой 5778 год. Безусловно, это расширяет наш кругозор и, чтобы он стал ещё шире, стоит прикоснуться к древнейшей традиции летоисчисления Славянских народов.

Само слово «календарь» несёт в себе информацию о его происхождении и связано с именем светлого Иерарха , который разработал для наших предков календарь. Звали Иерарха - Коляда . Дар Коляды или Коляды Дар , стал называться календарём .

22 сентября, по христианскому календарю, наступает Лето 7526 от С отворения М ира в З вездном Х раме, но это совершенно не означает, что наш Мир был сотворён 7526 лет назад… Сотворением Мира в древние времена называли заключение мирного договора между воюющими народами. Таким образом у нас появилась "новая система отсчета".

Этот самый мирный договор был заключён в день Осеннего Равноденствия между Великой Расой (древними Славянами) и Великом Драконом (древними Китайцами).

7526 лета назад была война тяжёлая и неравная, но, тем не менее, Великая Раса одержала победу над Древним Китаем. Победа была столь значительной и тяжёлой, что День Сотворения Мира, заключение мирного договора (22 сентября по христианскому календарю), наши предки избрали новой, поворотной точкой отсчёта своей истории.

И символом этой победы стал РУССКИЙ ВОИН , пронзающий копьём змея , известный в настоящее время, как Георгий Победоносец. Смысл этого символа никогда не объяснялся, по крайней мере в «официальной» истории.

В Лето 7208 (1699 г. н.э.) лже-Петр I перенёс Новолетие на 1 января и издал специальный указ:

«Поелику в России считают Новолетие по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новолетие повсеместно с 1 Генваря Лета 1700 от Рождества Христова. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия» .

Лже-Петр I , не просто сменил старые календари на новые, он УКРАЛ у народа сотни тысяч лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше не было.

После петровского указа люди стали забывать свои традиции, и Новый Год уже праздновали зимой - 1 января, и эта традиция сохранилась и до наших дней. Память же о Новолетии, сохранилась у волхвов-староверов и как выяснилось, на удивление, в РПЦ . Новый год РПЦ отмечает 14 сентября по сегодняшнему календарю или 1 сентября по «юлианскому». В честь православного нового года в храмах служатся молебны на Новолетие.

Сейчас мало кто знает, что раньше даты в Летописях записывались буквицей древнерусского языка , а не цифрами, которые ввели по приказу Лже-Петр I . А это нам говорит о том, что письменность существовала у Славян задолго до монахов Кирилла и Мефодия…

До наших дней сохранились следующие памятные даты из жизни наших предков:

Лето 604387 от Времени Трёх Солнц - это один из самых Древних Славяно-Арийских Календарей Мидгард-земли. Он упоминает о событиях более 600 000-летней давности, когда, вследствие вращения вокруг центра Вселенной, произошло сближение соседней галактики с нашей. В результате две солнечные системы соседней галактики сблизились с нашей настолько, что два её Солнца-гиганта серебристого и зелёного цвета наблюдались на небосклоне Мидгард-земли и равнялись по величине видимому диску нашего Ярилы-Солнца…

Эти системы не отменяют, а дополняют друг друга, каждая последующая является продолжением предыдущей календарной системы.

Христианский новый год 2018 (7527 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету ».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю - 7527 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием . Пожалуй, новолетие является самым незаметным . Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год . А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!


На в 325 году были установлены основные правила церковного календаря - расчет Пасхалии (даты и подвижных праздников) и начало года 1 сентября. Святые отцы постановили праздновать этот день в память об окончательном утверждении христианской свободы : в сентябре 323 года император Константин одержал победу над соправителем Лицинием, который, несмотря на Миланский эдикт 313 года, продолжал преследовать христиан на Востоке империи.

Что такое инди́кт?

Инди́ктом (от indico - объявляю, назначаю ) в Римской империи назывался порядковый номер года. Первоначально так обозначался финансовый год, период сбора налогов. Считается, что счет 15-летними циклами появился в Римской империи; с такой периодичностью пересматривались налоговые списки.

Церковный календарь и богослужебный круг

14 сентября (1 сентября по старому стилю), в день новолетия , начинается годовой круг церковных праздников . Всех желающих идти путем духовного совершенства Православная Церковь наставляет выверенной веками системой праздников и . Три круга богослужения - суточный, недельный и годовой - составляют суть церковного календаря . Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания, от сотворения мира до Второго пришествия Спасителя.

Кроме Господских и Богородичных праздников, каждый день года совершается молитвенная память кого-либо из угодников Божиих: пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и праведных. Их жизнь является для нас примером служения Богу и выполнения Его заповедей.


Поскольку церковный год начинается не 1 января (и даже не 14-го), а 1 сентября по юлианскому календарю , или 14 сентября по принятому теперь григорианскому («новому стилю»), заканчивается он соответственно 31 августа (13 сентября по новому стилю). Поэтому первый большой праздник церковного года - (8/21 сентября), а последний - (15/28 августа), переход из временной жизни в вечную. Таким образом, год для православного христианина понимается не просто как промежуток времени, а наполняется глубоким духовным содержанием и смыслом, уподобляется всей жизни человеческой.

Традиции празднования новолетия на Руси

После Крещения в 988 году Русь приняла и византийское летоисчисление - от сотворения мира. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта. Только в 1492 году произошло слияние гражданского и церковного новолетия - началом года официально стало 1 сентября. На протяжении двух веков это был церковно-государственный праздник. В этот день совершалась особая праздничная служба - «чин летопроводства», во время которой епископ с процессией выходил на городскую площадь, где пелись праздничные песнопения, читался Апостол и Евангелие, а затем под пение тропаря праздника все шли в храм, где совершалась Божественная Литургия. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Вот как описывает его Джованни Компани , итальянский путешественник XVI века:

На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета !» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рожества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. С тех пор 1 сентября отмечается только церковный праздник, который сохранил старинное название «начало инди́кта ». Поскольку первые школы были церковно-приходскими, обучение в них начиналось с церковного нового года - с 1 сентября. Гражданский Новый год отмечается теперь 1 января, а учебный год, как и в старину, начинается в сентябре.

Еще полезное чтение:
Библиотека Русской веры

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц , пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном , в г. Андрианополе при императоре Ликинии .


С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца » или просто «Семина дня ». Название «летопроводца » присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день - севалка с плеч », или «Семин день - семена долой » (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони » (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом » - это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать » вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя - ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным ». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия :

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст:

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Перевод:

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Кондак, глас 3.

В вышних живыи Христе Царю, всем видимым и невидимым, Творче и Зиждителю, иже дние и нощи, времена и лета сотворивыи, благослови ныне венец лету, соблюди и сохрани в мире страну нашу, и град и люди Твоя Многомилостиве.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное .

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).


По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 18 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I - в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Сегодня, 14 сентября, православная церковь празднует Церковное новолетие - 7526-ой год от сотворения мира.

Это, пожалуй, самый незаметный православный праздник.

Церковное новолетие в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта». Празднуется ежегодно 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Мы готовы праздновать светский Новый год 1 января, Старый новый год 14 января, но плохо знаем, когда начинается наш православный Церковный год. Последним праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа, а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».

Важно отметить, что любой новогодний праздник — довольно условная дата. Астрономы знают, что все точки земной орбиты абсолютно равноправны, и совершенно безразлично, какую из них принять за начало отсчета. 1-е сентября Юлианского календаря (14-е по новому стилю) — такая же условная дата. Даже учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1 сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. И незадачливый школяр, отправляясь к учившему его за горшок каши дьячку, представлял его тяжелую десницу и бормотал рифмованную молитву: «Пророк Наум, наставь на ум».

И в Римской империи, и на Руси наступление Нового года праздновалось первого марта. Александрийские ученые обосновали эту традицию тем, что Бог, по их расчетам, завершил творение мира именно первого марта, в пятницу, которая предшествовала дню отдохновения, субботе.

Церковное новолетие 1 сентября, сменившее привычное 1 марта на Руси в 1363 году, а в Римской Империи - в царствование Константина Великого в 325 году, - дань гражданской византийской традиции.

Начало индикта — это начало финансового года, начало нового периода сбора налогов. Сам индикт — одна пятнадцатая часть индиктиона, 15-летнего промежутка времени, который при равноапостольном царе Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени. Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.

Происхождение индикционного цикла остается неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284-305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве.

В современном православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта - церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном.

Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX-XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).

Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта, и т. д.

Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион были введены в церковный календарь в знак благодарности равноапостольному Императору за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости. С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга.

Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.