Сообщение на тему закон и подросток. Подросток и закон. методическая разработка (8 класс) на тему. Кто же считается подростком

И.А. Бунин оставил достаточно богатое литературное наследие. Он писал рассказы, повести, романы, был восхитительным поэтом. Но, пожалуй, известнейшим произведением Бунина является цикл «Темные аллеи». Каждый рассказ этого цикла посвящен теме любви. Это чувство для Бунина непостижимое, неистовое, пронзительное, счастливое и горестное в один и тот же миг.
Одним из самых замечательных произведений этого цикла, на мой взгляд, является рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году. Бунину шел 74 год, в мире бушевала Вторая мировая война, Россия попала под страшный удар вражеской армии, решалась судьба нашей Родины. Писатель очень переживал за Россию, всей душой был со своей страной. Состояние нестабильности, тревожности не могло не отразиться на творчестве Бунина. Именно в это время особенно остро встает перед писателем вопрос об истоках и сути русского национального характера, о загадке русской души, о тайнах национальной психологии.
Очень трудно увидеть все эти размышления, читая рассказ «Чистый понедельник» поверхностно, обращая внимание только на сюжет. Это произведение очень глубокое и неоднозначное.
В рассказе есть всего два героя: он и она. У них нет даже имен, хотя замечается это не сразу – так легко, интересно, захватывающе ведется повествование. Отсутствие имени характерно, пожалуй, скорее для героини, ведь ее духовный облик чересчур сложен, неуловим, она таинственна, загадочна. Всю историю мы слышим будто бы из первых уст, рассказывает ее сам герой.
Примечательно то, что хоть сами герои не названы по именам, Бунин дает нам очень четкие временные рамки. Действие происходит в декабре 1911 – марте 1912 годов. Писатель окружает нас реальными историческими лицами, современниками Бунина, которые стали своеобразными «символами» эпохи. Герои знакомятся на лекции, которую читает Андрей Белый, на театральном капустнике мы видим Станиславского и Москвина, которые выделывают под «хохот публики отчаянный канкан», героиню приглашает на танец известный театральный деятель Сулержицкий, а изрядно подвыпивший Качалов едва не падает, пытаясь поцеловать руку «царь-девице».
Довольно интересно выстраивание героев в произведении. В центре рассказа находится героиня, герой как бы при ней. Она составляет смысл его жизни: «… был несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». Героиня мудра, она, как кажется, глубже героя. Поражают ее высказывания: «Кто же знает, что такое любовь?..», «Счастье, счастье… Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Герой все время пытается разгадать, что составляет секрет ее женского обаяния: внешность? жесты? манера держаться? Он пытается понять ее, осознать, каков источник ее духовного странничества?
В героине Бунина совмещены противоположные начала, ее душа просто соткана из противоречий. С одной стороны, она любит роскошь, светскую жизнь, но это уживается в ней с внутренней тягой к иному, значительному. Она увлекается западно-европейскими модными писателями и, в то же время, любит, прекрасно понимает и хорошо знает русскую литературу, которую периодически цитирует наизусть. За видимым европейским лоском скрывается исконно-русская душа. Героиня с тихим восторгом рассказывает о старообрядческих похоронах, наслаждается звучанием древнерусского имени. Сложность, самобытность ее души раскрывается нам не явно, а вскользь, в неожиданных фразах, мудрых и оригинальных изречениях.
Переживания героини недоступны рассказчику, он не понимает ее поведения. Девушка принимает его дерзкие ласки, но не позволяет дойти до конца, она прерывает его разговоры о свадьбе, об узаконивании их отношений. Мне кажется, что герой чересчур зациклен на своих чувствах к ней, именно поэтому он не способен узнать ее глубже, понять суть ее поступков. Для него становится шоком тот факт, что девушка посещает Рогожскую старообрядческую церковь, Новодевичий монастырь, храм Христа Спасителя.
Героиня умна, красива, независима, богата, но «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она лишь мучительно ищет себя. Окончание рассказа, на мой взгляд, довольно предсказуемо: девушка отдается герою в их последнюю ночь, а на следующий день уезжает. Из письма рассказчик узнает, что она находится в монастыре на послушании, готовится принять постриг.
Герой очень тяжело воспринимает это расставание. Он ходит по самым грязным кабакам, спивается, опускается. В один момент его все-таки настигает некое безнадежное смирение. Именно в этот момент он в последний раз встречает свою возлюбленную в церкви среди других монахинь.
Можно ли себе представить героиню в ситуации мирского счастья? Думаю, это невозможно. В ее душе живет вечная потребность в душевной чистоте, жажда веры. И решение изменить жизнь приходит к ней именно в чистый понедельник, в первый день Великого поста. Мне кажется, в этом произведении Бунин выразил свою надежду на то, что вскоре такой чистый понедельник наступит для всей России, она очистится от своих грехов и духовно возродится для новой, лучшей жизни.


Анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»

Самым совершенным своим созданием Бунин считал книгу «Темные аллеи» - цикл рассказов о любви. Книга была написана во время Второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении. Писатель совершил в этой книге беспрецедентную по художественной смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) написал «об одном и том же». Однако результат этого удивительного постоянства поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину, казалось бы, заведомо известную ему, как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь усиливается.

Рассказ «Чистый понедельник», входящий в цикл «Тёмные аллеи», был написан в 1944 году. Это произведение И.А.Бунин считал одним из лучших своих рассказов: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник». В центре сюжета произведения - любовная история. Любовь для И.А. Бунина - кратковременный счастливый период жизни, который, к сожалению, всегда быстро заканчивается, но на долгие годы оставляет в душе неизгладимый след. Однако ошибкой было бы считать, что Бунин посвятил свое произведение только лишь теме любви. Правильнее сказать, что через описание отношений между двумя людьми, их взглядов и мировоззрений перед читателем открывается правда современной жизни, её трагическая подоплёка и насущность многих нравственных проблем.

Сюжет рассказа динамичен. Поступки героев до конца не объяснены, да и вряд ли поддаются логическому толкованию. Не случайно автор часто употребляет в этом произведении эпитет «странный». Композиционно рассказ состоит из четырех частей. Первая – представление героев, описание их взаимоотношений и времяпрепровождения. Вторая часть посвящена событиям Прощенного воскресенья. Третья часть – Чистый понедельник. Самая короткая, но важная в смысловом плане четвертая часть, которая завершает композицию. При этом художественное время словно описывает круг: от декабря 1912 до конца 1914 года.

Читая произведения и переходя от одной части к другой, видно духовное взросление не только героини, но и самого рассказчика. В конце рассказа перед нами уже не легкомысленный человек, а мужчина, испытавший горечь расставания с любимой, способный переживать и осмысливать свои поступки прошлого. Учитывая, что герой и рассказчик – одно лицо, увидеть изменения в нём можно даже с помощью самого текста. Мировоззрение героя после грустной истории любви кардинально меняется. Рассказывая о себе в 1912 году, повествователь прибегает к иронии, показывая свою ограниченность в восприятии любимой. Важна только физическая близость, а сам герой не пытается понять чувств женщины, её религиозность, взгляды на жизнь. В заключительной части произведения мы видим рассказчика - мужчину, который понимает значение переживаемого опыта. Свою жизнь он оценивает ретроспективно и меняется общая тональность рассказа, что говорит о внутренней зрелости самого повествователя. Особенность композиции рассказа состоит в том, что сюжет не совпадает с фабулой – о знакомстве с героиней мы узнаем со слов рассказчика. Кульминация произведения – любовная физическая близость героев в первый день Великого поста (великий грех).

Довольно интересно выстраивание героев в произведении. В центре рассказа находится героиня, герой как бы при ней: показан через призму их отношений. Она составляет смысл его жизни: «… был несказанно счастлив каждым часом, проведенным возле нее». У них нет даже имен, хотя замечается это не сразу – так легко, интересно, захватывающе ведется повествование. Отсутствие имени характерно, пожалуй, скорее для героини, ведь ее духовный облик чересчур сложен, неуловим, она таинственна, загадочна. Всю историю мы слышим будто бы из первых уст, рассказывает ее сам герой. Девушка умна. Часто говорит по-философски мудро: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету». Поэтичный портрет героини создается при помощи ряда изысканных деталей. Это гранатовый бархат платья, черный бархат волос и ресниц, золото кожи лица. Символично, что героиня последовательно появляется в одежде трех цветов: в гранатовом бархатном платье и таких же туфлях, в черной шубке, шляпке и ботинках в Прощенное воскресенье и в черном бархатном платье в ночь с понедельника на вторник. Наконец, в заключительной сцене рассказа возникает образ женской фигуры в белом одеянии.

В героине уживаются противоположные сущности, в её образе много противоречий. С одной стороны, её привлекает роскошная, весёлая жизнь, но вместе с тем она ей противна: «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать». Правда, сама она и «обедала и ужинала с московским пониманием дела. Явной слабостью её была только хорошая одежда, бархат, шелка, дорогой мех…». Однако это не мешает внутренней тяги к иному, значительному, прекрасному, религиозному. Девушка категорически отрицает возможность брака, считает, что не годится в жены. Героиня ищет себя, зачастую пребывает в раздумьях. Она красива и зажиточна, но рассказчик каждый день убеждался: «похоже было на то, что ей ничего не нужно: ни книги, ни обеды, ни театры, ни ужины за городом…» В этом мире она постоянно и до какой-то поры бессмысленно ищет себя. Желая найти для себя что-то иное, она посещает церкви, соборы. За видимым европейским лоском скрывается исконно-русская душа. В тексте прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щек: «Черный пушок над губой и розовый янтарь щек». Девушке удаётся вырваться из привычного окружения, пусть и не благодаря любви, которая оказывается не настолько возвышенной и всемогущей. Найти себя ей помогает вера и уход от мирской жизни. Такой поступок подтверждает сильный и волевой характер героини. Именно так она отвечает на собственные размышления о смысле жизни, понимая бесполезность той, которую ведет в светском обществе. В монастыре главным для человека становится любовь к Богу, служение ему и людям, тогда как всё пошлое, низменное, недостойное и обыденное больше не станет беспокоить её.

Рассказ И.А. Бунина отличается сложной пространственно-временной организацией. Действие происходит в 1911 – 1914 годах. Это подтверждается упоминанием конкретных дат и текстовыми отсылками к реальным историческим лицам, которые были известны и узнаваемы в то время. Например, герои впервые встречаются на лекции Андрея Белого, а на театральном капустнике перед читателем появляется деятель искусств Сулержицкий, с которым как раз и танцует героиня. Весь текст наполнен дополнительными временными ориентирами и ссылками: «могилы Эртеля, Чехова», «дом, где жил Грибоедов», упоминается допетровская Русь, концерт Шаляпина, раскольничье Рогожское кладбище, князь Юрий Долгорукий и много другое. Получается, что события рассказа вписываются в общий исторический контекст, оказываются не просто конкретным описанием отношений между мужчиной и женщиной, а олицетворяют собой целую эпоху. Не случайно ряд исследователей призывают видеть в героине образ самой России, а её поступок трактовать, как призыв автора идти не революционным путём, а искать покаяние и сделать всё, чтобы изменить жизнь целой страны. Отсюда и название произведения «Чистый понедельник», который как первый день Великого поста должен стать отправной точкой на пути к лучшему.

Особую значимость для создания художественного пространства в произведении несет в себе игра света и темноты. В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие темные оттенки. («Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна», «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов»). В описании героини также присутствуют темные тона. Только после ухода девушки в монастырь, автор отдает предпочтение светлым краскам. В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход то греха, черноты жизни к духовной нравственной чистоте. И.А.Бунин цветовыми оттенками передает замысел, идею рассказа. Используя темные и светлые оттенки, их чередование и сочетание. Писатель изображает перерождение души главной героини.

В рассказе много символических деталей: вид на Кремль и Храм Христа Спасителя, ворота как символ очищения, обретения праведного пути. Герой каждый вечер движется от Красных Ворот к храму Христа Спасителя и обратно. В финале рассказа он оказывается у ворот Марфо-Мариинской обители. В последний вечер близости героев в дверном проеме он видит ее обнаженной в лебяжьих туфельках. Эта сцена тоже символична: героиня уже решила свою судьбу, она готова уйти в монастырь и от греховной светской жизни обратиться к жизни праведной. Имеет свой скрытый смысл и бетховенская «Лунная соната», начало которой постоянно разучивает героиня. Она символизирует начало иного пути героини, иного пути России; то, что еще не осознано, но к чему стремится душа, и звучание «возвышенно-молитвенного, проникнутого глубокой лиричностью» произведения наполняет бунинский текст предчувствием этого.

По жанровым особенностям большинство исследователей относят «Чистый понедельник» к новелле, потому что в центре сюжета имеется переворотный момент, который заставляет по-другому интерпретировать произведение. Речь идёт об уходе героини в монастырь.
В этом произведении Бунин выводит на первый план историю отношений между двумя людьми, но основные смыслы скрыты намного глубже. Однозначно интерпретировать этот рассказа не получится, так как он одновременно посвящён и любви, и нравственности, и философии, и истории. Однако основное направление мысли писателя сводится к вопросам судьбы самой России. По мнению автора, страна должна очиститься от своих грехов и возродиться духовно, как это сделала героиня произведения «Чистый понедельник». Она отказалась от прекрасного будущего, от денег и положения в обществе. Решилась уйти от всего мирского, потому что невыносимо стало пребывание в свете, где исчезла истинная красота, а остались только «отчаянные канканы» Москвина и Станиславского и «бледный от хмеля, с крупным потом на лбу», еле держащийся на ногах Качалов.

Повествование в рассказе, при всей кажущейся установке на объективность, вещественность, предметное восприятие, все же не является героецентристским. Автор в «Чистом понедельнике», как носитель культуры, через культурно-словесное бытие героя-рассказчика ориентирует читателя на собственное мировосприятие.

Основная идея рассказа проста: когда-нибудь Чистый понедельник наступит для каждого человека, живущего в России, и для всей страны в целом. Рассказчик, пережив расставание с любимой, проведя 2 года в постоянной рефлексии, смог не только понять поступок девушки, но и встать на путь очищения. По мнению автора, только через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы с. Старорямово.

«Подросток и закон»

Выполнила работу:

ученица 9 класса

Денисовец Алена

Петрова Т.Ф.

2009-10 учебный год

1. Актуализация темы

3. Сроки давности

4. Условия трудового договора

Заключение

1. Актуализация темы

У многих подростков весьма смутное представление о законе. Они не могут дать правильную оценку общественной опасности тех или иных действий. Еще более странной оказывается в подобных ситуациях позиция некоторых взрослых. «Ничего особенного не натворил», «Совсем мальчик», «В таком возрасте детей нельзя судить» - эти доводы родителей подсудимого, по всему видно, не случайны. За ними - неумение справедливо оценить поведение своего ребенка, понять сущность закона, предусматривающего ответственность за противоправное поведение.

Родители сами должны показывать детям пример поведения. Поведение человека в обществе регулируется не только моральными нормами, но и правовыми. Несоблюдение этих правил влечет ответственность в административном или даже в уголовном порядке. Значит, надо помочь родителям воспитать у подростка уважение к установленным правилам, к нормам права. Юристы считают, что «правосознание подростков зависит от правосознания их родителей, ровесников, широко распространенного общественного мнения по вопросам права. Поэтому изменение неверных правовых взглядов и убеждений несовершеннолетних может быть эффективным часто только за счет одновременного воздействия на взгляды и убеждения их родных и близких». Именно родители в первую очередь обязаны прививать своим детям уважение к моральным и правовым нормам. Но для этого они сами должны знать требования законодательства.

Согласно принципам, провозглашенным в Уставе ООН, о равных и неотъемлемых правах всех членов общества, что является основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле, Конвенция о правах ребенка 1989 г. признала право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

В этих целях все государства-участники данной Конвенции:

1) устанавливают минимальный возраст для приема на работу;

2) определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня;

3) определяют необходимые требования к условиям труда;

4) предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для обеспечения эффективного осуществления настоящих условий.

2. Уголовный кодекс в отношении подростков

Вызывает по меньшей мере недоумение позиция некоторых подростков, не достигших 14 лет. Они считают, что в этом возрасте они уголовно не наказуемы и могут делать все, что хотят. Но это не так. По решению суда за неоднократные кражи и вымогательство один подросток был направлен в специализированную школу закрытого типа для детей с девиантным поведением. Но сейчас уровень подростковой преступности заметно снизился. Немаловажным фактором для этого стало и видеонаблюдение в школах, и профилактическая работа с подростками, которую проводят школьные инспекторы: беседуют, посещают семьи, а если подросток злоупотребляет алкоголем - подключают нарколога. Но если родители подростка не принимают участия в его воспитании, то только беседы инспекторов должного воздействия не возымеют. Главный воспитательный фактор формируется исключительно в семье.

К сожалению, ни один из нас не застрахован от ошибок, недоразумений и проблем, связанных с нарушением (вольным или невольным) норм и правил, установленных действующим законодательством РФ. Отмечено, что не зная действующих законов несовершеннолетние часто попадают в неприятные истории с далеко идущими последствиями. При этом, дети, подростки и их родители оказываются в данной ситуации беспомощными, в силу того, что совершенно не владеют информацией о своих гражданских правах

Преступления, за совершение которых подросток может быть привлечен к уголовной ответственности с 14 - летнего возраста: Убийство; Умышленное причинение тяжкого, среднего вреда здоровью; Похищение человека; Изнасилование, насильственные действия сексуального характера;

Кража; Разбой; Грабеж; Вымогательство; Умышленное уничтожение или повреждение имущества, имеющего особую ценность; Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах; Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения; Хулиганство при отягчающих обстоятельствах; Терроризм; Вандализм; Заведомо ложное сообщение об акте терроризма; Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ; Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Задержание несовершеннолетнего по подозрению в совершении преступления (или административного правонарушения).

Основания для этого могут быть следующие: если подросток задержан непосредственно при совершении преступления; если на него указывают очевидцы происшествия или пострадавшие; если при нем (на него вещах) есть следы, указывающие на его причастность к преступлению, или есть другие основания подозревать его в совершении преступления. По одному (или нескольким) из этих оснований его задерживают и доставляют в дежурную часть органов внутренних дел.

В течение 12 часов должен быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела по данному факту. Если в течение 12 часов принято решение о возбуждении уголовного дела, то подросток может остаться в изоляторе временного содержания до 72 часов (с момента задержания). По их истечении принимаются решение о применении меры пресечения (в этом случае возможен и арест, но только санкционированный прокурором).

Родителям сразу сообщают о задержании незамедлительно. Подростка даже не имеют права допрашивать без присутствия законного представителя (это родители или опекуны)

Если подростку свое поведение не кажется предосудительным, то это не значит, что это так.

Участие подростков в несанкционированных митингах, запрещенных демонстрациях и прочие тому подобные действия, подпадающие под действие административного законодательства для подростков являются поводом для задержания и привлечения к ответственности.

Внешний вид подростка (рокерская, панковская атрибутика, оппозиционная символика) не может стать поводом для его задержания.

Но имейте ввиду: если на замечание работника милиции о внешнем виде несовершеннолетний начинает пререкаться, грубить, он может подвести себя под административную ответственность.

Перечень наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних, существенно ограничен. Согласно ст.88 УК РФ видами наказаний, назначаемых данной категории лиц, являются:

Лишение права заниматься определенной деятельностью,

Обязательные работы,

Исправительные работы, арест,

Лишение свободы на определенный срок.

Несовершеннолетним не могут назначаться: лишение права занимать определенные должности; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; ограничение по воинской службе; конфискация имущества; ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; пожизненное лишение свободы;

Лишение свободы - самое строгое наказание, которое может применяться к несовершеннолетним. Оно назначается осужденным на срок не свыше десяти лет.

Из этого же срока необходимо исходить и при определении наказания несовершеннолетнему по совокупности преступлений или по совокупности приговоров. Во всех случаях максимальная продолжительность лишения свободы несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Назначенное несовершеннолетнему наказание должно быть в максимальной степени подчинено целям его исправления, предупреждения новых преступлений.

Несовершеннолетним лишение свободы может быть назначено лишь в случаях, когда, исходя из конкретных обстоятельств дела и данных о личности виновного, суд придет к выводу о невозможности избрания иного наказания.

Необходимо в полной мере использовать предоставленные законом возможности для применения к ним видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

В этих целях следует выяснить условия жизни и быта подростка, данные о негативном воздействии на его поведение взрослых лиц, учитывать все иные обстоятельства, влияющие на ответственность виновного. Лишение свободы - наименее желательное наказание в отношении несовершеннолетних.

3. Сроки давности

Указанные основания в отношении их не предусматривают каких-либо исключений. При освобождении от уголовной ответственности лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, в связи с истечением сроков давности (ст.78 УК РФ) необходимо учитывать особенности сроков давности применительно к несовершеннолетним. Согласно ст.94 УК РФ, в отношении их они сокращены наполовину. Таким образом, подросток освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

Один год после совершения преступления небольшой тяжести;

Три года после совершения преступления средней тяжести;

Пять лет после совершения тяжкого преступления;

Семь с половиной лет после совершения особо тяжкого преступления.

К лицам, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, как и к взрослым преступникам, могут применяться амнистия и помилование.

Освобождение от наказания подростков.

Несовершеннолетние могут быть освобождены от наказания по основаниям, общим для всех категорий осужденных. К ним могут быть применены:

Условно-досрочное освобождение от наказания (ст.79 УК РФ);

Замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80 УК РФ);

Освобождение от наказания в связи с болезнью (ст.81 УК РФ);

Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, малолетних детей (ст.82 УК РФ);

Освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст.83 УК РФ).

Еще подростка могут освободить от наказания:

В связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ);

В связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК РФ);

В связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ).

Трудовой кодекс в отношении подростков.

Зачастую учащиеся школ и студенты учебных заведений подрабатывают в летние, зимние каникулы или после учебы. Иногда работу им предоставляют их собственные учебные заведения. Например, лаборантами, вожатыми в лагерях отдыха, курьерами и т.д. Большинство из этих ребят еще не достигли совершеннолетия. Поэтому в силу специфики особенностей строения организма и восприимчивости к нагрузкам у подростков трудовое законодательство предусматривает различные ограничения в применении их труда.

В соответствии с Генеральной Конвенцией Международной Организации Труда, созванной в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшейся 6 июня 1973 года на свою 58 сессию, был принят ряд предложений о минимальном возрасте для приема на работу.

Каждый Член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику, имеющую целью обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное повышение минимального возраста для приема на работу до уровня, соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию подростков. Конвенцией было принято, что минимальный возраст не должен быть ниже возраста окончания обязательного школьного образования и, во всяком случае, не должен быть ниже пятнадцати лет.

Минимальный возраст для приема на любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью, безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже восемнадцати лет.

В Российской Федерации основным законодательным документом, регламентирующим условия труда подростков, является Кодекс Законов о Труде (КЗоТ).

В главе XII “Труд молодежи” КЗоТ РФ находится комплекс основных норм по труду молодежи, которые образуют особую охрану ее труда, особенно несовершеннолетних до восемнадцатилетнего возраста. Особая охрана труда подростков до 18-летнего возраста защищает их растущий неокрепший организм от производственных вредностей, а также еще не сложившийся их характер от пагубного влияния алкогольных напитков, если не запретить допуск к работе с ними. В этой главе помещены специальные нормы - льготы по труду молодежи, относящиеся к различным институтам трудового права (обеспечению занятости, трудовому договору, рабочему времени, охране труда и др.).

В Российской Федерации возраст, с которого допускается прием на работу, определен в статье 173 КЗоТ, в которой указывается, что не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет.

4. Условия трудового договора

Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными настоящим Кодексом и другими актами трудового законодательства Трудовые льготы несовершеннолетним направлены на охрану их неокрепшего физически и нравственно-психически организма от производственных вредностей.

Требования к условиям и видам работ для труда подростков.

Допустимыми для применения труда подростков являются оптимальные и допустимые классы условий, определенные в соответствии с "Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса".

Трудовой договор может быть заключен с подростком, достигшим возраста 14 лет, но при следующих условиях:

а) он является учащимся;

б) работа должна выполняться лишь в свободное от учебы время и не нарушать процесс обучения;

в) работа относится к категории легкого труда, не причиняющего вреда здоровью;

г) необходимо получить согласие одного из родителей, а при их отсутствии - опекуна, попечителя, а также органа опеки и попечительства.

Предельно допустимые величины показателей тяжести.

Несовершеннолетним работникам до 18 лет ограничены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей, поскольку их позвоночник еще не окреп, хрящеобразный и от перенапряжения тяжестями он может искривиться, заболеть. Лица до 18 лет не должны назначаться на работы, связанные только с переноской и передвижением тяжести хотя бы и в небольших их размерах свыше 4,1кг. Поэтому они не должны использоваться на погрузочно-разгрузочных работах.

Предельные нормы переноски и передвижения несовершеннолетними тяжестей утверждены еще постановлением НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. Согласно этим предельным нормам подросткам от 16 до 18 лет они установлены 16,4 кг, для девушек - 10,25 кг. Как видим, предельная норма для девушек превышает новые нормы для взрослых женщин (10 кг и с учетом подъема на высоту, что нет для девушек). Поэтому указанные предельные нормы несовершеннолетним подлежат пересмотру и как можно быстрее, поскольку прием на работу теперь с 15-летнего возраста и даже с 14-летнего учащихся во внеучебное время (см. ст. 173 и комментарий к ней) . Ныне и 16-летним юношам, не привыкшим с детства к переноске тяжестей, трудно бывает даже поднять 16,4 кг, не говоря уже о их переноске. До 16-летнего возраста этот предел ограничен 4,1 кг.

Предельные нормы переноски и передвижения несовершеннолетними тяжестей на работе предусматривают также, что их работа по переноске и передвижению тяжестей должна быть не постоянной, а занимать не более одной трети рабочего дня. Гигиенические критерии допустимые для труда подростков Согласно статье 175 КЗоТ РФ запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами).

Список работ, указанных в части первой настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации. По указанному списку для лиц до 18 лет запрещены около 500 видов тяжелых, вредных и опасных работ при какой бы форме собственности и организационно-правовой форме производства они не производились.

Даже если сам подросток до 18 лет просит использовать его труд на этих видах труда, администрация не имеет право это делать, иначе она несет ответственность за нарушение трудового законодательства (дисциплинарную, административную, а при тяжелых для подростка последствиях, может нести и уголовную ответственность). Поэтому уже при приеме подростка до 18-летнего возраста администрация обязана ориентироваться на список запрещенных для него работ.

Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства на заключение трудового договора с 14-летним подростком может быть получено как в устной, так и в письменной форме. В комментируемой норме ничего не сказано о форме согласия. Однако сложившаяся практика свидетельствует о том, что такое согласие, как правило, подтверждается письменно (либо непосредственно на заявлении подростка делается отметка о согласии на заключение трудового договора, либо в иной произвольной форме - заявление, письмо, подписанные одним из родителей (опекуном, попечителем) и руководителем (или уполномоченным им) органа опеки и попечительства).

Приему на работу подростка должен предшествовать медицинский осмотр.

В соответствии со ст. 19 Закона "Об образовании" по решению органа управления образовательного учреждения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение лиц, достигших 14 лет. Таким образом, трудовой договор может быть заключен с 14-летним подростком в случае исключения его из образовательного учреждения.

Об исключении из образовательного учреждения сообщается в 3-дневный срок в органы местного самоуправления. В течение месячного срока эти органы совместно с родителями (опекуном, попечителем) принимают меры по трудоустройству подростка или продолжению его обучения в другом образовательном учреждении.

В Перечень, запрещающий труд подростков до 18 лет, включено более 2000 профессий.

Помимо этого, Трудовым кодексом Российской Федерации перечислены и другие случаи, когда лицо моложе 18 лет не может стать участником трудовых отношений (работником), т.е. не может быть принято на работу:

Характер которой требует заключения с работником договора о полной материальной ответственности (ч. 3 ст. 242);

В религиозную организацию (ч. 2 ст. 342);

По совместительству (ч. 6 ст. 282);

Выполняемую вахтовым методом (ст. 298).

В соответствии с другими нормативными правовыми актами это лицо не может быть принято на работу и:

В ведомственную охрану (Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране");

На государственную службу (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации");

На муниципальную службу (Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации");

В профессиональные аварийно-спасательные службы (Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей");

Можно и нельзя подростку с 14 до 18 лет

Подросток имеет право:

Зарегистрировать индивидуальное предприятие (с согласия родителей);

Устроиться на работу без испытательного срока по трудовому договору;

Работать по сокращенному графику:

во время каникул - не более 36 часов в неделю для тех, кому от 16 до 18 лет, не более 24 часов в неделю для тех, кому от 15 до 16.

Во время учебы не более 18 часов в неделю для тех, кому от 16 до 18 лет, не более 12 часов в неделю для тех, кому от 15 до 16 лет. Зарплата, как у взрослых той же квалификации за полный рабочий день.

Обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних или в суд, если администрация предприятия решила уволить по собственной инициативе;

Вступать в наследство с помощью своих представителей (родителей, опекунов, законных представителей);

Обращаться в суд (с 16 лет) с заявлением об объявлении полностью дееспособными и нести в этом случае самостоятельную финансовую ответственность;

Не имеет права:

Приобретать сигареты и спиртные напитки;

Получать водительские права и управлять автотранспортом;

Трудиться на тяжелых работах с вредными или опасными условиями, а также на работах, связанных со спиртным;

Поднимать и переносить в процессе работы тяжести (максимальные грузы: для девушек 15 лет - 5 кг, 16 лет - 8 кг, 17 лет - 9 кг. Для юношей 15 лет - 8,2 кг, 16 лет - 12 кг, 17 лет - 16, 4 кг).

Работать ночью (с 22 часов до 6 часов утра), сверхурочно, в выходные дни.

Заключение

Воспитать подростка, так чтобы он понимал и уважал законы, получается не у каждых родителей, это очень сложно. Не все родители обладают правовой грамотностью и правовой культурой. Хотя в последние годы формированию правовых знаний помогает телевидение. Появилось много телепередач, где в игровой форме, с привлечением десятков профессиональных (и не очень профессиональных) актеров, обыгрываются разнообразные судебные процессы. Здесь есть все: и «бытовуха», и мелкие мошенничества, и хулиганства, и супружеские измены с разводами, и тяжкие преступления (как умышленные, так и неумышленные) и т. д. это так же помогает понять законы. Для подростков главным источником правовых знаний является школа. Подростки изучают некоторые законы на уроках обществознания, что помогает им лучше понять их и использовать в дальнейшей жизни, защищать себя, свой труд. Школа прививает уважение к законам, стремясь, чтобы правовые знания стали не просто знаниями, а нормой поведения каждого человека.

Список прилагающейся литературы

1. Обществознание для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л.Н. Иванова Л.Ф. Матвеев А.И. 2008г.

2. К закону с уважением. Лавренов В.Г. Загвязинский В.И. 1981г.

3. Юноша и закон. Свердловск Средне-Уральское книжное издательство 1980г.

5. Конвенция Международной Организации Труда N 138 о минимальном возрасте для приема на работу.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

7. Трудовой кодекс Российской Федерации.

Подобные документы

    Сущность и процессуальные особенности задержания. Основания задержания лица по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления. Право граждан на захват лица, совершившего преступление. Основания и порядок освобождения задержанного.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2013

    Процессуальное положение лица, задержанного по подозрению в совершении преступления. Цели, основания, мотивы и процессуальный порядок задержания подозреваемого. Освобождение задержанного подозреваемого в совершении преступления и его реабилитация.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2011

    Соотношение задержания с иными мерами уголовно-процессуального принуждения. Процессуальный порядок задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Основания освобождения задержанного. Процессуальные действия, выполняемые при задержании.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Понятие, основания и виды задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Мероприятия по подготовке задержания. Тактические особенности разных видов задержания: вооруженного преступника или группы преступников, на улицах и в общественных местах.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2010

    Меры процессуального принуждения в системе мер государственного принуждения. Основания задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальная процедура избрания меры пресечения. Сроки содержания под стражей, порядок их продления.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2011

    Понятие, цели, мотивы, условия и основания задержания лица, подозреваемого в совершении преступления. Процессуальное положение задержанного. Процессуальное оформление задержания подозреваемого в совершении преступления, его освобождение и реабилитация.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Комплексный смысловой анализ содержания ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь "Задержание по непосредственно возникшему подозрению в совершении преступления". Обзор основных причин возникновения подозрения с основаниями задержания.

    реферат , добавлен 13.08.2012

    Характеристика мер уголовно-процессуального принуждения, закрепленных в УПК РФ, их суть, содержание и основания применения. Условия задержания лица по подозрению в совершении преступления; понятие и порядок избрания мер пресечения, их изменение и отмена.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2013

    Понятие и виды мер процессуального принуждения и цели их применения. Основания и порядок задержания лица по подозрению в совершении преступления. Порядок, понятие и основания избрания заключения под стражу и домашнего ареста в качестве меры пресечения.

    дипломная работа , добавлен 03.01.2011

    Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения. Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления. Специфические признаки, основания и условия применения мер пресечения. Наложение ареста на имущество, денежное взыскание.

Классный час "Подросток и закон"

Цель: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних;

объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;

формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

«Незнание закона не освобождает от ответственности».

Ход проведения классного часа:

Ведущий: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.) К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Давайте с вами вспомним некоторые понятия.

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом РК деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение-нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение. В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет

-Что такое ответственность?

Ответственность- необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№2.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№4.Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности:

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

Виды нарушений:

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых , отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых , вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

-А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?

Правильно:

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

4.Незаконная продажа.

5.Злостное неповиновение.

А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают) .Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение полиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение полиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников полиции вы можете обжаловать!

А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу.

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

совершение убийства;

умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;

разбой, грабеж, кража, вымогательство;

угон и приведение в негодность транспорта;

вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;

умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;

хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;

терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РК (статьи 78 и 79):

обязательные работы;

лишение свободы на определенный срок;

исправительные работы;

лишение права заниматься определенной деятельностью.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда наш страна будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества нашей республики всеми странами мира.

Административная ответственность

Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильно оценивать сложившуюся обстановку и ситуацию, в которой оказались.

У подростка нет образования и профессии. На его поведение влияют особенности подростковой психики. Поэтому закон, учитывая физическую и умственную незрелость подростка, предполагает, что несовершеннолетний нуждается в специальной охране и заботе, включая особую правовую защиту.

Административная ответственность наступает, когда подростку исполняется 16 лет. Особенности делопроизводства по делам несовершеннолетних начинаются уже на стадии возбуждения уголовного дела. Подростка, совершившего административное правонарушение, доставляют в специальное помещение. О доставлении несовершеннолетнего составляется протокол, или делается запись в протоколе об административном правонарушении, при условии:

несовершеннолетний имеет при себе документы, удостоверяющие личность;

совершенное деяние не требует дополнительного выяснения обстоятельств;

несовершеннолетний находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

После составления протокола об административном нарушении, он должен быть сразу освобожден.

Административное задержание по закону может быть применено в исключительных случаях: когда это необходимо для обеспечения своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении. Подросток может быть задержан на срок не более 3 часов. Его родители обязательно уведомляются о задержании.

Несовершеннолетний, подвергнутый задержанию, имеет право обратиться за помощью к защитнику с момента административного задержания. Это может быть адвокат или родственник. Для этого подросток осуществляет свое право — позвонить родителям или законным представителям.

В соответствии с законом, задержанные несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых. Подросток должен быть осмотрен в целях выявления у него инфекционных, психических или угрожающих жизни заболеваний. Перед отправлением подростка в специальное помещение организуется личный досмотр задержанного. Данные сведения заносятся в протокол. При осуществлении медицинской помощи заполняется «Карта вызова».

Для рассмотрения дела об административных правонарушениях создана Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних рассматривается только Комиссией по делам несовершеннолетних, которая имеет право принять решение об удалении несовершеннолетнего на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которого может повредить психике ребенка.

Присутствие родителя или иного представителя несовершеннолетнего при рассмотрении дела обязательно только в случае, если это требование Комиссии. В остальных случаях это право представителя несовершеннолетнего. Родитель, пришедший на заседание Комиссии должен иметь при себе удостоверение личности, он должен быть не лишен родительских прав. Важно, что к несовершеннолетнему правонарушителю не может применяться административный арест.

Уголовная ответственность

Наряду с административной ответственностью для несовершеннолетних предусмотрена и уголовная ответственность за отдельные правонарушения. По Уголовному кодексу РФ возможно привлечь несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, но до исполнения 18 лет.

Подростки в этом возрасте психологически неустойчивы, не могут правильно оценить обстановку или ситуацию, в которой оказались. Поэтому необходимо оценивать особенности психики несовершеннолетних. Но, несмотря на юный возраст преступника, общество не имеет права не рассматривать в суде такие дела, как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автотранспорта и другое.

В этих случаях уголовная ответственность наступает с 14 лет. К этому возрасту у подростка есть некоторый жизненный опыт, и он должен осознавать характер совершаемых действий. Но если есть данные о наличии причин, свидетельствующих об умственной отсталости подростка, то назначается судебно-психиатрическая экспертиза, которая дает заключение о признании несовершеннолетнего неподлежащим уголовной ответственности. Также экспертиза может установить возраст подростка, если у него нет документов.

По статьям 61 и 89 Уголовного кодекса РФ несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством для вынесения приговора.

К маленьким правонарушителям применяются только следующие виды наказаний:

арест
лишение свободы на определенный срок
штраф
лишение права заниматься определенной деятельностью
обязательные работы
исправительные работы

Сроки и размеры наказаний для несовершеннолетних также особые и не могут превышать определенной продолжительности. Для несовершеннолетних преступников до 16 лет наказание не может превышать 6 лет лишения свободы, а для особо тяжелых преступлений срок наказания не может превышать 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания только в воспитательных колониях. Для несовершеннолетних до 16 лет, осужденных впервые за преступление небольшой тяжести, назначается наказание, не связанное с лишением свободы.

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или в связи истечением срока давности. Также для несовершеннолетних существуют особые виды освобождения от уголовной ответственности. Подросток, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если его исправление может быть достигнуто применением принудительных мер воспитательного воздействия. Вопрос о применении к несовершеннолетнему воспитательных мер может быть поставлен на стадии предварительного следствия или на стадии судебного разбирательства.

Закон предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего;
  • возложение обязанностей загладить причиненный вред;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или специализированного государственного органа;
  • предупреждение.

К несовершеннолетним подросткам до достижения ими 14 летнего или 16 летнего возраста применяются принудительные меры воспитательного характера. Кроме перечисленных мер — может применяться помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение.

Закон требует соблюдения специальных правил и процедур при задержании несовершеннолетнего и в случае применения к нему такой меры как заключение под стражу.

Под стражу подросток может быть заключен только, если он обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. О задержании несовершеннолетнего в течение 24 часов уведомляются его родители или другие родственники.

Несовершеннолетний подозреваемый, не находящийся под стражей, может быть вызван к прокурору, следователю, дознавателю, или в суд через его законных представителей. А допрос подростка не может продолжаться без перерыва более 2 часов и всего не более 4 часов в день.

Важное место при допросе несовершеннолетнего обвиняемого занимает защитник, который вправе задавать ему вопросы. По окончании допроса, защитник знакомится с протоколом, делает замечания о правильности записей, а также следит за соблюдением закона.