Игумен Пахомий (Брусков): "Важно сделать глобальный выбор". Как быть, если родные и близкие далеки oт Церкви

Д обрый день, дорогие наши посетители!

Можно ли взрослого близкого тебе человека перевоспитать?

Человеку, который только становится на путь Православия, обязательна ли нужна поддержка его верующих близких?

Как быть, если человек тянется к вере, но все его родные и близкие далеки oт Церкви?

Часто бывает так, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго, почему так происходит?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«П еревоспитывается человек сам с помощью Божией, если он этого очень захочет. Мы же прямо или косвенно можем помочь ему прийти к осознанию того, что в его жизни есть нечто недолжное, с чем необходимо начать бороться. Но не надо приписывать себе возможности и брать на себя право переделывать, тем более ломать другого человека. А вот направить его на путь к покаянию - да.

— Человеку, который только становится на путь Православия, обязательна ли нужна поддержка его верующих близких?

— Внешние подпорки, конечно, важны. Еще у апостола Павла сказано о том, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33). Человек, обретший веру, тянется к общению с теми, кто в вере уже пребывает. С другой стороны, эта помощь не может целиком определять путь веры. Если человек будет держаться только на внешних подпорках, то, как только их вдруг не станет, его вера может тут же рассыпаться. Так бывало со многими людьми. Например, школьник из церковной семьи поступает в вуз и сталкивается с милой, развлекательной, веселой студенческой жизнью. И если в его жизни нет чего-то большего, чем внешняя помощь, то довольно скоро его прежний внутренний мир распадается.

Поэтому, конечно, самое главное - это внутреннее отношение человека к Богу и к Церкви. К Церкви не как к обществу знакомых, не как к приходу (я знаю - меня знают), но к Церкви, как к Телу Христову. Очень важно, чтобы был внутренний ритм церковной жизни. Он бесконечно индивидуален: для одного - это несколько раз в месяц, для другого - несколько раз в год. Но именно свой внутренний ритм и знание, что этот ритм есть, что необходимо приступать к Таинствам Церкви - к Исповеди, к Причастию, сознательно относиться к церковному богословскому кругу - это, конечно, важнее всего.

— Как быть, если человек тянется к вере, но все его родные и близкие далеки oт Церкви?

— Конечно, очень трудно быть православным одному, если рядом нет ни храма, ни близких по вере и по убеждениям. К примеру, в советское время, немало людей оказались в такой ситуации, когда на сто, двести, а где-то и на пятьсот километров вокруг не было ни одной церкви. Это всегда тяжело для души. Бывает, что человек из-за этого закрывается, начинает отталкиваться от других людей, чего, конечно, не должно быть в жизни православного христианина.

Древние подвижники, кроме тех, кто достигал самых высоких степеней духовного совершенства, не жили поодиночке. Даже пустынники иногда собирались для братского общения в воскресный день, встречались на Страстной или Светлой неделе. Это было относительное уединение, подразумевавшее все-таки братское общение. И только избранные совсем удалялись от всех. Однако, если силою обстоятельств, мы оказываемся в некоем духовном вакууме, нужно помнить, что Христос всегда рядом.

Конечно, сегодня опасность невольной духовной изоляции уже не столь велика, как вчера. Но свои сложности есть и тогда, когда ты оказываешься среди, простите за дерзость, «профессиональных» христиан, то есть тех, кто формально принадлежит к Церкви и должен стараться быть христианином. Скажем, в православных школах, гимназиях, лицеях. Подразумевается, что там все (или большинство) верующие, церковные люди: и дети, и преподаватели. Но когда ребенок видит некоторое несоответствие между тем, что преподается и что происходит в реальности, например, в наказание к завтрашнему дню требуется десять раз написать заповедь «Возлюби ближнего своего», то здесь, конечно, тоже кроется серьезная опасность. И не одна.

Если ребенок склонен к конформизму, то он примет правила игры, поймет, что вот тут нужно с благоговейным видом подойти к батюшке, раньше других взять благословение и на его вопрос ответить что-нибудь такое правильное, а вот тут лучше не попадаться на глаза преподавателю, и только, выйдя за порог, можно себе позволить все — там другая жизнь начинается. В данном случае реально существует опасность стилизации под Православие. Для детей же с большой внутренней искренностью существует опасность оттолкнуться от этого и, увидев хотя бы долю лицемерия и неправды, вовсе уйти «на страну далече».

То же бывает и со студентами: в православных институтах, семинариях, в академии. Поэтому ответственность тех, кто там работает, очень велика. Но молодые люди изначально не должны идти туда, как в духовный санаторий, и понимать, что только собственным внутренним усилием, а не внешними подпорками и некой православной вывеской, будет укрепляться их вера.

— Часто бывает, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго. Почему такое возможно?

— Нередко здесь вина лежит на самих верующих, на тех, кто пребывает в ограде Церкви и должен испытывать ответственность за то, что в ней происходит, и радеть о том, чтобы создать в своих приходах обстановку невраждебности по отношению к новоприходящим.

Чтобы человек не ощущал себя новичком (это наша старая беда), которого, как пробку из бочки, выталкивают, чтобы у него не возникло чувства, что он никому здесь не интересен и не нужен, чтобы ему не стали сразу говорить о том, что он не так одет, не туда пришел, не туда встал. Это непросто, так как часто приходится сердце свое ломать и принимать такого, пусть неадекватно себя ведущего, пусть не в том костюме зашедшего, пусть не ко времени спрашивающего, но вот оказавшегося в церкви. Во вновь открытых приходах, где еще не успели сложиться традиции такой закрытой корпоративности, которая, увы, встречается в приходах старых, в этом смысле несколько проще.

Еще одна важная проблема: когда первое, что видят пришедшие в храм, - это лавки, книжки, золотые крестики, серебряные, баночки, скляночки, сувенирчики… За всем этим уже и не поймешь, что здесь главное, так как видна лишь торговля. Понятно, что мы живем в трудное время, и Церкви нужны деньги. Но нельзя этим соблазнять людей, а ведь многие соблазняются. Я и сам, когда вижу священника в рясе с крестом или монаха, стоящего с ящиком для сбора пожертвований, где-то у метро, рядом с продающими «Спид-инфо», думаю: уж не лучше бы вы помолились у себя в монастыре о его процветании, чем тут стоять - на соблазн мира сего. Это, конечно, тоже очень мешает новообращенным.

И все же обвинять кого-то всегда легче, но почти всегда неправильно. В конечном итоге все зависит от самого человека. Я думаю, что тому, кто приходит в Церковь, нужно стараться постоянно себе напоминать, что он пришел сюда искать не более приятных, чем в миру, сверстников, не такое сообщество людей, которое живет по иным законам, чем мир, от которого мы оттолкнулись, не старца-духовника, не чудес, не красоты пения или древних икон - он пришел искать в Церкви Христа. И если это и впрямь так, то все остальное приложится. И людей ему Господь пошлет, и даст доброго духовника и наставника, и все прочее обретется. Но если он в Церкви будет прежде всего искать человеческое — тогда произойдет то, что почти всегда и происходит. Тот, которого этот человек видел кумиром, обязательно упадет с пьедестала, на который он сам его и вознес. Так что и винить в таких ситуациях некого, кроме себя.

Например, сегодня многие жалуются, что они пришли в церковь, а на них не так посмотрели, их не так приняли. Или кто-то недоволен, что священник не отличается широтой взглядов, а кто-то, напротив, что у него нет той узости взглядов, которая лично этому человеку более понятна и желанна, и прочее, и прочее. Думаю, так происходит оттого, что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся.

Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано. Но мы часто уходим из мира, в котором тяжело и грустно, для того, чтобы здесь «препокоиться», как на сеансе у психотерапевта. Однако Церковь существует не для этого».

Обсуждение: 5 комментариев

    Здравствуйте.Я недавно начала воцерковляться,вместе с мужем,стараемся каждую неделю исповедоааться и причащаться вместе с сыном.Родители наши крещеные,но в церковь не ходят.Пробовали говорить с ними,не получилось,в ответ раздражение,не понимание.У моей мамы даже был нервный срыв почти,плакала не пойду,знаю что буду в аду,не заставляй меня и т.д.Страшно за маму..Молюсь за неё дома,в церкви подаю записочки,чтобы мама покаялась,пришла к Богу.Нужно ли снова затевать разговор про церковь или молиться тайком за маму самой??

    Ответить

  1. А разве к Вере приходят «по желанию», а не вопреки внешнему? И что тогда от этого «внешнего» ждать поддержки — оно будет лишь негативно относиться. Спаситель же не раз говорил, что те, кто с Ним — гонимы и ненавидимы. Посему, если даже мы не видим крестов на куполах и лампадок в доме, в нас-то самих это всё есть. И нам — лишь порадоваться да укреплять себя этим надо, а так — обойдёмся и без похвал, сочувствий, да и без внешней атрибутики. Пословица есть старая: «Церковь — не в брёвнах, а в рёбрах». И ещё: «Где хоть двое собрались во имя Господне, там и Он посреди них».

    Ответить

    1. Тимофей, во многом с Вами соглашусь, и все же…

      Если Вы под внешней атрибутикой имеете ввиду и святой уголок (небольшое место с иконами), без него обойтись как-раз не удастся. О важности держания икон в доме написано многими святыми отцами. Иконы освящают дом, душу и сердце, настраивают на молитву.

      Действительно, нужно молится за родных и близких, а не учить их православной жизни, выращивая при этом ненависть к вере и Богу. Капля камень точит, также и молитва стачивает очерствение сердца нашего ближнего.

      Ответить

      1. Брат во Христе Сергий, я же ничуть не отрицаю важность насыщения мира сего Благостью. Нас сюда сам Творец для этого поставил. Но статья-то посвящена тому — как быть, если даже любящие и любимые тобою, которым по Долгу ты обязан служить, если они отвергаются этой благости и вообще ей препятствуют. Вот я и говорю, что Долг Любви (которая Агапэ) выше тех тягот, которые мы вынуждены ради них переносить. А потому мы все эти благости должны иметь в достаточном объёме В СЕБЕ. А если бы это было не так, то и Вера бы умерла в периоды массовых истребительных гонений. Но нет, она возрождается, потому что, слава Господу, находится достаточно таких, которые могут жить, верить, действовать ВОПРЕКИ, не ожидая похвал, сочувствия или помощи. Так и в недавние годы произошло.
        На НАСТОЯЩИХ верующих, энтузиастах («боговдохновлённых») выживает Вера сквозь господство мира сего, ведь на самом деле «мир во зле лежит». Но есть люди, которые различают в нём не только дьявола, но и Господа. И действуют по Его указаниям, как по приказу Командующего. А иначе жизнь считают бессмысленным надругательством и оскорблением Божествеенного Творения.

        Ответить

Куда пойти, как поступить, что выбрать? – вопросы встают перед нами каждый день. Из ответов, как мозаика, складывается вся жизнь. Можно ли прожить ее неправильно? На каких перекрестках принимаются определяющие решения? Есть ли у человека призвание? О том, как ориентироваться по главной карте - нашей жизни, корреспонденту «Взгляда-Православие» рассказывает настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова .

– Отец Пахомий, скажите, пожалуйста, вечные вопросы: в чем смысл жизни? зачем человек приходит в этот мир? – актуальны для православного человека? Или верующие люди на эти вопросы для себя раз и навсегда ответили и живут спокойно?

– Безусловно, для православного человека ответ известен. Но я бы уточнил: не просто для верующего, а для церковного человека, который сознательно пришел к Богу, для него, конечно, все решено, все известно. И он понимает, для чего он живет, к чему стремится и какой дорогой ему нужно идти.

Значит, православный человек – это человек без душевных терзаний?

– Любой человек хотя бы раз в жизни должен задуматься: зачем он в этот мир пришел, к чему ему стремиться? Потому что цель – это главное. Богат ты или беден, здоров или болен, какое у тебя положение в обществе – это все вопросы второстепенные по сравнению с основным: зачем ты вообще живешь? Особенно вопрос этот актуален для молодого человека. Каждый из нас проходит свой путь развития. Ребенку все предельно ясно в этом мире: мама, папа, школа, игры… Но, по достижении определенного возраста – его еще называют переходным, у человека появляются более сложные обстоятельства и более серьезные вопросы. Этому часто сопутствуют первые неудачи, разочарования, ошибки, падения. Совершенно закономерно, что вслед за этим возникает вопрос: зачем я здесь? Потом, с возрастом, главные вопросы становятся не такими острыми, потому что появляются быт, рутина и в духовной, и в семейной, и в общественной жизни. Поэтому важно задаться этими вопросами именно в юности. Если же ответ на них не будет найден, я считаю, жизнь такого человека будет прожита зря.

– Это не значит, что Богу такой человек не нужен, что Бог о нем не заботится и забыл о нем. Это как мама и маленький ребенок, который набедокурил, спрятался и думает, что он очень сильный. А мама издалека за ним посматривает и качает головой. Но все равно любит.

Тут дело в другом. Если человек не задался вопросом смысла жизни, значит, не попытался разобраться. Я говорю это как священник, к которому приходят разные люди – и молодые, и пожилые. Встречаются такие, кто ни разу даже не задумывался: зачем я живу? Но ведь когда мы принимаем решение идти в каком-то направлении, например по дороге, мы это для себя объясняем: потому что там моя цель; потому что эта дорога проще и так далее. А как же можно целую жизнь прожить, не задумываясь? Это тоже наш путь!

Вот я спрашиваю людей: «Для чего вы живете?». Спектр ответов широкий, но вполне предсказуемый. Кто-то говорит, что живет для того, чтобы заработать много денег, хорошо устроиться в жизни и быть, что называется, «упакованным» и счастливым.

- И такие жизненные стратегии часто успешно реализуются…

Реализуются, да. Но такие ответы не выдерживают критики. Ведь много людей, которые бьются всю жизнь, но так и не добиваются желаемого. Или достигают, а потом теряют. Разве благосостояние - это надежный жизненный фундамент? Да и недостойно человека – жить только ради того, чтобы получить больше материальных благ. Кто-то говорит, что живет для того, чтобы принести пользу окружающему миру, кто-то хочет жить в гармонии с собой и людьми, оставить после себя хорошую память. Но опять же, есть масса примеров, когда достичь всего этого не получается. Кто-то говорит более серьезные вещи. Например, что живет ради своих детей. Это самое по-человечески достойное, что может быть. Совершенно естественно желать добра своим детям, продолжить свой род. Но опять-таки – это не смысл жизни. Все-таки у человека должны быть помыслы о более высоком. И без Бога, без религиозной идеи, на вопрос – зачем я здесь? - ответить невозможно. Да и понять самостоятельно, почему один богатый, другой бедный, почему один умирает в молодости, другой в старости – человечество вообще не может. Это вопросы другого порядка, они находятся вне поля зрения человека. Только Господь это знает. А мы можем послушать Бога, пойти за ним, внутренне принять Его волю, довериться Ему.

Уверена, что среди прихожан храмов есть простые люди, которые ходят на службы, исповедуются, причащаются, веруют в Бога, но не мучаются сложными вопросами: зачем я живу, почему? Живут просто, бесхитростно… Не они ли образец искренности и чистоты?

– Человек, вообще, существо, несмотря на огромное количество индивидуумов, достаточно предсказуемое. В семинарии есть такой предмет «Пастырское богословие». В рамках этого курса будущим священникам рассказывают о типажах людей, с которыми они будут встречаться в храме. В учебниках отмечается, что, исповедуя людей, беседуя с ними, священник обязательно обратит внимание на то, что при всей пестроте есть некие группы. И среди них есть так называемые простецы. На самом деле, настоящая христианская простота – это великая добродетель. Встречается она очень редко и означает, что человек очень цельный внутренне. Для примера можно взять исторический, традиционный уклад русской деревни. Живут люди, знают, что есть Бог, есть царь и видят свое место в этом мире. Рождаются, пашут, сеют, болеют, умирают… Воспринимают все естественно. Но сейчас чаще встречается совсем другая простота. Та, что хуже воровства. И не только в храме. Не стоит делить людей на тех, кто в храме и кто за воротами храма. Мы члены одного и того же общества. Просто Церковь предлагает нам путь, пойдя которым, мы можем усовершенствоваться. Если человек пытается воспользоваться этим путем, он сможет чего-то достигнуть. Если он пришел, но не хочет меняться, да, он будет внутри Церкви, но при этом ничего не приобретет.

– Кроме вопросов: зачем? почему? – есть еще вопрос: как? На жизненном пути он возникает постоянно. Как быть с ним?

– Безусловно, есть какое-то начало пути. Если человек воспитывался в нерелигиозной семье, но понял, что без Бога не найдет ответы на свои вопросы, – он первый шаг сделал. Многие на этом останавливаются. Но надо всегда идти от меньшего к большему. Если ты родился в России – посмотри, кто твои предки, дедушки, бабушки, чем они жили. Узнай их путь. Открой книги, почитай. Конечно, очень многое в самоопределении человека зависит от родителей. Сейчас часто можно услышать: нужно дать ребенку свободу, дать право самому выбирать. Но мы же не даем ему право выбирать язык. Может быть, он хотел бы говорить по-английски? Но такие рассуждения – от нежелания брать ответственность на себя. Только родители дают ребенку основу.

– А в более прикладном, не глобальном смысле? Как понять, к чему тебя призвал Бог? К какому поприщу? Для православного человека существует такое понятие, как призвание?

– Мы каждый день делаем выбор. Чтобы понять, куда отправляться, христианин должен обратиться к Евангелию. Там наш путь очень четко указан. А призвание… У человека может быть призвание к какому-то служению, деятельности. Но если брать более глобально, можно сказать, что любой христианин призван к встрече с Богом. Наша главная цель – встреча с Ним. А приход к Богу всегда обусловлен призывом. И если кому-то кажется – меня никто не звал, – это неправда. В жизни любого человека всегда есть момент, когда Господь его призывает.

Но Господь предлагает нам разные пути и множество средств для достижения главной цели в жизни. Кто-то будет священником, кто-то мирянином. При этом и священник, и певчий, и дворник, и президент делая выбор, руководствоваться будут верой. К тому же, если человек верующий, он может помолиться Богу и попросить: Господи, Ты мне подскажи! Ведь есть воля человеческая, а есть воля Божья. И очень важно, чтобы наша воля не входила с ней в противоречие.

Бывает так, что человек приходит к священнику и говорит: «Батюшка, ну почему я такой несчастный? Почему у меня в жизни ничего не клеится? Бог меня забыл?». Начинаем разбираться, и выясняется, что человек сам не желает пальцем пошевелить ради того, чтобы изменить свою жизнь. Но Бог никогда не нарушит свободу выбора человека. Если ты хочешь переменить что-то в своей жизни – действуй. Посмотри, что тебе предлагает Господь – не убий, не укради. Попробуй выполнять заповеди и попроси Бога о помощи. Возможно, все переменится. Ты это выполняешь? Но Господь говорит о большем – не гневайся, возлюби ближнего своего… Совершенствуйся и мир вокруг начнет меняться!

- Получается, как в детском саду – веди себя хорошо и все тобой будут довольны. Так просто?

А в Ветхом завете все предельно просто изложено. Даны простые рецепты: почитай своих родителей и сам будешь долго жить на земле. Но даже этого люди делать не хотят! А потом говорят: «Почему меня мои дети не уважают?». А вот Евангелие - уже о стремлении к совершенству. Помните притчу о юноше, которому Господь сказал: «Раздай все свое имущество и следуй за мной?». Христос не против благополучия в человеческой жизни. Но здесь говорится о стремлении к идеалу. Тот юноша, как сказано в Евангелии, отошел и опечалился. Не сказано, что он погиб и не спасся. Просто блага мира ставят человека в зависимость от того, что он имеет, и препятствуют его приближению к идеалу.

– У нас есть свобода выбора, но мы должны просить о подсказках. Правильно? Случается, что ожидание подсказок свыше приводит к тому, что человек проводит дни в созерцании и философском безделье. Это типично для русских – ждать озарения, знака свыше.

– Просить обязательно нужно. Но делать это надо в серьезных случаях. Бывает, что человек советуется, когда и сам прекрасно понимает, как нужно поступить. Случается и так, что человек ждет Божьего вмешательства в свою жизнь, ожидая чего-то сверхъестественного. У преподобного Антония Великого есть фраза: спасение и погибель от ближнего. Бог открывается нам в явлениях этого мира, в поступках наших близких. Вот мы с вами поговорили – вы что-то поняли, я что-то вынес для себя. Ведь человек и к Богу-то приходит через кого-то, находится человек, который приводит его в Церковь.

Не надо всю жизнь ждать, что вот разверзнутся небеса, ангелы спустятся и куда-то тебя понесут. Подсказки Бога есть, они рядом, просто мы их не замечаем или не хотим замечать. Примеров масса: у семьи не было детей. Родители помолились Феодоровской иконе Божией Матери. Ребеночек родился. Они говорят: совпадение. Но почему же? Ведь ты просил и получил! И в следующий раз сможешь попросить. Это просто.

- Есть и такая крайность – чуть что за советом к священнику.

В этом нет ничего плохого. Хорошо когда человек надеется на Бога, просит благословения. Но бывает и так – куплю квартиру, но пусть батюшка за это отвечает или пусть решит, на ком мне лучше жениться. Решение всегда принимает сам человек. Покупка машины, создание семьи – эти действия не вступают в противоречие с Евангелием. Пожалуйста, делай, а я как священник за тебя помолюсь. В этом случае и священник становится помощником, и человек принимает на себя ответственность, но в тоже время имеет упование на Бога.

Вам известны случаи, когда человек, всю жизнь делает неправильный выбор, ошибается в навигации по жизненной карте и от этого чувствует себя нечастным?

- Счастлив человек, который живет в ладу со своей совестью. Это уникальный «орган», вложенный в нас Богом. Бывает, что совесть замутнена. Но, как правило, человек прекрасно чувствует, что хорошо, а что плохо.

– Человек движется по жизни: слушает свое сердце, просит помощи у Бога, присматривается к подсказкам Бога, но есть еще и перекрестки. И есть люди, которые в определенные моменты жизни идут на красный свет. Например, Ломоносов. Родился в деревне, но пошел поперек традиций. Такая стратегия с точки зрения Православия – правильная или нет?

– Смотря чего человек добивается. В том, к чему стремился Ломоносов, не было ничего греховного. Может быть, это не совпадало с привычным для его родителей укладом жизни, но он стремился к просвещению, к познанию Бога и мира. И он проявил себя как волевая личность. Если такое случается, надо задаться вопросом: мой поступок греховен или нет? Обратиться к своей совести и Евангелию. Если не греховен, но ты идешь против мнения людей, против социальной традиции – это вполне допустимо. В жизни приходится и сражаться, и встречать непонимание, и проходить через трудности. В этом нет ничего плохого. Бог не запрещает человеку делать свой выбор. И не надо ничего усложнять.

Все зависит от самого человека. Не принципиально, какая именно у него профессия: можно быть честным барменом и вороватым продавцом в книжном магазине. Конечно, работа бармена с духовной точки зрения опаснее своими соблазнами. Но прямого греха в этом нет. Просто мы постоянно должны взвешивать свои поступки на внутренних весах и спрашивать себя: то, как я поступаю, приближает меня к Богу? Это целая наука, но к этому всю жизнь надо стремиться.

– Вот еще один пример. Мы живем в России. Здесь жить трудно. И возникает мысль: может быть, мы призваны Богом здесь жить? Или лучше просто уехать и не испытывать этих сложностей? Как вы к этому относитесь?

– Есть хорошая поговорка: свинья везде грязь найдет. Можно выехать за границу и остаться там таким же человеком. Вам же приходилось встречать наших соотечественников за рубежом и видеть, как они себя ведут? Да, здесь бывает плохо, грязно, некрасиво. И я не призываю: раз родился на помойке, там и живи. Мы должны разгребать эту помойку. Многие вещи зависят от нас – мое сердце, моя душа, мой дом, мой храм, мои прихожане. Все очень просто – нужно жить по совести. Это значит, создавать порядок внутри себя и вокруг себя. Будь честным продавцом, учителем, врачом – и когда-то ты встретишь честного милиционера, чиновника.

Есть выражение «мы не ищем легких путей». Значит, легкие пути – плохие?

– Не всегда легкий путь – это бесчестный путь. Человек может споткнуться и на сложном пути. У нас говорят и так: умный в гору не пойдет.

Вы можете привести пример из собственной жизни – о призвании, выборе пути. Как это было у вас?

– На самом деле, всё, что я говорил,– это примеры из моей собственной жизни. Делая выбор, человек должен помнить, что он несовершенен, что есть в жизни вещи, не подвластные ему. Так и приходишь к пониманию того, что есть Господь. А потом начинаешь искать свое место в этом мире. Я для себя понял, что это служение Богу, служение Церкви. Почувствовал это сердцем. Больше этого нет ничего. Это и есть призвание, о котором мы с вами говорили.

Часто человек стремится сделать выбор в чем-то малозначительном и забывает о глобальном. Иногда стоишь на перекрестке и думаешь: на красный цвет пойти или на зеленый. Но дело не в цвете – это же все понимают. Важно, что если пойдешь на красный, можешь вообще лишиться жизни. Это банальный пример, но в жизни глобальный выбор – это очень серьезно.

Беседовала Наталья Зайцева
Взгляд - Православие

Спрашивает Асель
Отвечает Олег Замигайло, 26.03.2015


Асель спрашивает: Как должен жить правильный Боговерующий человек. То что не не нужно грешить -
понятно. О чем должен думать? Чем должен заниматься кроме чтения молитв и писания? Как должен относиться к трудностям и несправедливостям?

Каждый человек, приходящий к Богу, ищет ответ на вопрос: как жить. Да и вообще любой человек всю жизнь ищет ответ на этот вопрос, это просто сидит в нас. И ни обольщения этого лукавого века, ни житейская суета - ничто не может заглушить в человеке этот вопрос - что то буквально кричит в нас: как жить?
Любой ответ на этот вопрос, в любом случае, будет в общей форме, т.к. люди все разные, у всех разные дарования, разные характеры, разные служения от Господа. Но общие моменты все же есть. Так любой человек реализует себя в отношениях. Сам по себе, без отношений с внешним миром человек быстро сходит с ума и погибает. Поэтому человеку нужны отношения. И эти отношения мы можем строить с Богом, с другими людьми и со всем окружающим нас внешним миром (природой). Для христианина отношения с Богом - это прежде всего молитва (разные виды молитвы, не только просительные или благодарственные, но и вообще общение с Творцом) и изучение Слова Божьего. Отношения христианина с людьми проще всего описать словом любовь. Вообще все правильные отношения можно описать словом любовь . Но все таки конкретизируя, можно назвать отношение христианина к людям как милость (не в том смысле, что б кинуть нищему несколько монеток, а в смысле, что христианин отдает ближнему, а не забирает - отдает время, отдают свою любовь, внимание и заботу, делится с нуждающимися материальными благами). И отношения христианина к природе - пост. Ведь мы призваны Всевышним взращивать и сохранять, а по факту, в жизни - мы ведь хищники. Не только потому, что мы едим мясо животных или носим их кожу. Но и потому, что считаем Землю и своей мастерской, и своей лабораторией, и своей мусорной площадкой и в этом есть что угодно, но только не любовь. А пост призван хоть немного укротить наши плотские желания и амбиции. При этом пост не имеется ввиду по средам или пятницам или Великий пост или еще какой нибудь, но пост - как наше отношение к окружающему миру - поставить волю Творца (взращивать и сохранять) выше нашей воли потреблять.

Божьих благословений
Олег

Читайте еще по теме "Личное служение":

Редактор онлайн-журнала Good Psychologist Дарья Орлова:

Мы стараемся жить по-христиански: носим крестик, по праздникам ходим в церковь, в минуты отчаяния обращаемся к Богу, не работаем в праздники, стараемся выполнять заповеди. Но действительно ли это является жизнью по-христиански?

Я встретила удивительного человека – священника Украинской Православной Церкви, шеф-редактора «Отченаш» , который просто перевернул мое обыденное представление об этом.


Что значит, жить достойно и качественно с точки зрения церкви? Где искать примеры и образцы для подражания святости? Как для себя понять, является ли собственная жизнь христианской? В чем смысл жизни? Как относиться к неудачам и проблемам и строить наполненную позитивным отношением жизнь? Я надеюсь, это интервью даст ответы и на ваши жизненно важные вопросы.

- Есть ли в христианстве такое понятие, как «качественное проживание жизни» ?

У жизни должен быть смысл и цель, которые и определяют качество проживания жизни.

У Бога нет мёртвых, у Него все живы. И с окончанием земной жизни не заканчивается Жизнь. И в этом смысле качество земной жизни определяется перспективой Вечности. Если человек живет с этой перспективой Вечности, и жизнь его имеет определённое божественное качество и ценность, а в Вечность он переходит с определённым багажом.

К сожалению, иногда качество жизни люди определяют как только земную, телесную её составляющую. А нужно ещё учитывать вечность: не только тело, но ещё и душу.

- Как человек может понять, является ли его жизнь качественной, правильно ли он её проживает?

Я думаю, что надо жить реальной жизнью. Не переживать о том, чего нет, и не мечтать о том, что невозможно, а быть достойным человеком в тех условиях, которые даны. Потому что на самом деле от переживаний или мечтаний жизнь не меняется. А от того, как человек себя ведёт в тех условиях, в которых находится, может измениться очень много.

В этом смысле верующий человек, христианин, который заботится не только о теле, но и о душе, может достойно и качественно жить в самых разнообразных условиях, потому что это «качество жизни» измеряется не только внешними признаками.

- Что в Вашем понимании означает «жить достойно »?

Достойная жизнь – это когда человек уважает и уважаем. Когда он уважает себя и другого.

Уважать себя – значит уважительно относиться к любой работе, которую делаешь.

Меня когда-то удивил факт, когда археологи раскрыли какую-то древнюю вещь (не помню, что это было) и обнаружили, что она украшена изысканным узором даже в том месте, которое навсегда скрыто от посторонних глаз, от людей, которые пользовались этой вещью. Это значит, что мастер, который это делал, понимал, что плоды его труда видит Бог, и он уважал себя в этой работе.

К сожалению, мы живём в мире, где плоды труда человека часто сделаны тяп-ляп, несовершенно, «спустя рукава». Люди не уважают собственный труд!

И это уважение не определяется тем количеством денег, что за него платят. Твоё дело – это твоё внутреннее достоинство. Если ты делаешь своё дело, должен его делать максимально хорошо. Потому что ты его делаешь не только пред людьми, но и перед собой и перед Богом. Это твоё дело, и в нём проявляешься ты! Это твоя жизнь и ты её проживаешь. Это и определяет достоинство человека и проживания им жизни.

С другой стороны, достойно жить – значит уважать другого человека и его труд. Достойная жизнь – это жизнь, в основе которой библейский принцип: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе», «Люби ближнего, как самого себя».

Есть такое слово – целомудрие. Почему-то сегодня в массовом сознании остался один отдельный кусочек смысла этого слова. А на самом деле – это цельность личности: единство мыслей, слов и действий. Когда человек целен и при этом он мудр. В этой цельности подлинная мудрость.

Мне кажется, что этой самой мудрости целомудрия и любви в библейском понимании как раз и не хватает обществу, чтобы говорить о подлинном качестве жизни. Когда мы берём только часть жизни и на ней концентрируемся, у нас ничего не получается. А от этого рассыпается и та часть жизни, которую мы пытаемся выстраивать.

- Если человек будет жить так, как завещал Бог (жить праведно), отразится ли это на его качестве жизни?

В моём лексиконе нет слова «качественная жизнь»: я считаю, что жизнь либо есть, либо нет. Она либо достойна, либо нет. Это можно назвать качеством.

Но степень качества для меня определяется не внешними параметрами, а внутренними. И для меня знак качества – это отношение к тому, что я делаю. Это оценка жизни сквозь призму Божьих заповедей. 10 заповедей – одни и те же для христиан, иудеев, мусульман и даже для неверующих, потому что они лежат в основе общечеловеческих ценностей, в основе культуры.

Бог давал заповеди в пустыне, но не только для «пустынников» (благочестивых монахов-отшельников), а для всех людей. Эти заповеди абсолютно прикладные и даны нам для того, чтобы человек в соответствии с ними обустроил свою жизнь на земле. И для меня качество жизни определятся соответствием–несоответствием этим заповедям. Если жизнь человека соответствует Божьим заповедям, она достойна, а значит и качественна.

К сожалению, на сегодняшний день мы живём в постсоветском, постатеистическом обществе, которое пока не стало ни христианским, ни библейским, ни религиозным. У нас 90% людей называют себя верующими, но, по сути, являются «формальными» верующими: носят крестик, ходят в церковь по праздникам, когда страшно, вспоминают Бога, каются без внутреннего сожаления и перемены ума (мировоззрения).

Большинство людей не знают этих 10 заповедей. И никогда в жизни не сопоставляли свою жизнь с ними. В этом проблема. И самое важное – это вхождение этих заповедей в нашу реальную жизнь, жизнь каждого человека, в жизнь общества. Закон Божий должен стать основой законов людских. Юристы говорят, что происхождение права идёт тоже из божественного права. Божьи заповеди – это божественное право. И законы государства – это продолжение законов божеских. И если законы государства и законы жизни человека не будут противоречить Закону Божьему, то и жизнь людей достойной и качественной. А если не соответствуют, то какой бы социальный эксперимент не проводили – то жизнь превращается скорее в ад. И советский период – этому подтверждение. Ведь коммунизм, это такая себе пародия на религию: со своим культом, заповедями. И что получилось?

- Среди людей существует мнение, что святые и священники настолько идеальны, что достичь такой же праведности по образу жизни – невозможно. А значит, зачем вообще соблюдать Заповеди и брать за основу религию при построении, осуществлении жизни обычного человека, ведь что бы мы не делали, мы всё равно грешники и на небеса нам дороги нет?

Я думаю, в любом случае религия – это не что-то оторванное от жизни. И образ святости – это не что-то, что доступно кому-то, а не нам. Святые – это не инопланетяне. Святые – это образы, примеры того, что жить по-христиански можно. Такой разрыв в сознании человека между образом святых и собственными чувствами, ошибками, желаниями, возник из-за того, что в основном, описывалась жизнь монахов, князей и епископов. А очень мало описаний жизни простых людей. Но на самом деле, святость не предполагает исключительно бегство в пустыню, это лишь один из образов святости – когда человек оставляет мир и уходит молиться, подвязаться в подвиг поста и молитвы. Другой образ святости – святой благоверный князь – например Ярослав Мудрый – он просветитель: и храмы строил, и «Русскую правду» написал, и библиотеку создал, и школы первые открывал. А на самом деле есть образ святости простых, обычных людей. И в этом смысле, я считаю, что сейчас очень важно находить в житиях великих примеры святости простых людей. Например, в описании жития одного из преподобных – есть сцена, когда его монахи спрашивают: «Как нужно спасаться?». А он им отвечает: «Я вот был в городе и видел многодетную мать и вот она в отличии от меня благочестиво живёт и спасается. Она проснулась рано утром, у неё много дел и говорит «Господи Благослови!» и делает свою работу». И таких примеров много.

- Что же такое святость в христианском понимании?

Святость в христианском понимании это – не безгрешность. Святой – это кающийся грешник или человек, который стремится, меняется, с покаянием. Степень изменения к каждого своя и нету у нас измерителя святости. Мы не можем срезать жизнь сегодняшним днём и оценить человека. Оценку даст Бог. Жизнь – это процесс и процесс длительный и вопрос в том, куда движется человек, в каком направлении. Один человек с социального дна поднялся на одну ступеньку морально и общественно. А другой получил таланты от Бога, воспитание и образование – но упал на самое дно. И возможно он упал с точки зрения общества выше, чем тот поднялся. А с точки зрения самого себя или Бога – это может быть по-другому.

Во время богослужения перед причастием священник говорит «святая святым» – называя святыми всех тех, кто стоит в храме. Более того, в Посланиях святых апостолов часто используется слово «святые» по отношению ко всем верующим. Это говорит о том, что святость – это ещё и освящение, приближении к подлинной святости, к Богу. И тут не мы определяем святы ли мы – Бог определит. И церковь, когда канонизирует кого-то, она не просто выделяет из всей среды кого-то одного: этот святой, а остальные грешники. Нет. Она берёт кого-то, кто может быть примером, в назидание или закрепляет то, что уже сложилось – почитание. Ведь люди почитают этого человека при жизни, а когда он умирает – происходят чудеса и тогда люди обращаются. Но образов святости, примеров святости великое множество. И в каждом человеке есть эти ростки святости. И качественная жизнь, это когда человек эти ростки не затоптал, не закопал, грязью не залил, а всё-таки пытается как-то взращивать и реализовывать, развивать и преумножать таланты данные Богом. Тогда жизнь может именоваться достойной и качественной.

- Может ли человек искать такие примеры святости, образцы для подражания среди своего окружения?

Так и есть! Более того, все мы встречали в жизни святых людей и, если задуматься, сможем их назвать. Или все мы в жизни видели, как человек поступает свято, правильно, по Божьи, являя пример. Один и тот же человек в разные моменты жизни может быть святым и грешным. Но есть те люди, жизнь которых нас особенно впечатлила. На самом деле вера передаётся не через книжки и обряды. Вера передаётся от человека к человеку. И как раз один из самых эффективных способов передачи и сохранения веры – это встреча со святостью. Когда человек замечает другого человека, который живёт свято, пытается жить по-христиански. И вот это впечатление от общения с этим человеком, от понимания, что вот он как живёт и это возможно, очень многих и приводит к жизни по-христиански. Иногда человек сознательно или несознательно не желает замечать святости по причинам, которые описаны в известной притче «Сеятель», где семя падает на разную почву. Поэтому момент самосозерцания, рефлексии очень важен в христианстве. Отсюда исповедь, покаяние как «перемена ума». Человек, когда кается – он не только говорит о своих недостатках, он ещё и меняет ум, а следовательно – и жизнь. Поэтому для того, чтобы стать христианином – нужно начать мыслить по-христиански.

Здесь кроется ещё одна проблема – люди в обществе у нас – христиане по форме, по наличию крестика, а по воспитанию и образованию мы очень часто продолжаем быть партийными или людьми нерелигиозными, с такой кашей в голове из увиденного по телевизору и прочтённого в книжках (иногда очень правда хороших), сказках, мифах. Очень нужно религиозное образование, разъяснение заповедей, правильное толкование на основе первоисточников.

- Получается, что внутри у любого человека есть заповеди праведной (правильной) жизни. Даже если он их нарушает, то знает, что именно он нарушает. Они впитываются с культурой?

Да. Более того, один из апостолов, говоря о язычниках, то есть людях, которые не знают заповедей, утверждает, что у них есть «закон совести» по которому они будут судиться. И как бы мы это не называли – мы знаем, что такое хорошо, а что такое плохо. И как бы не менялся наш окружающий мир – в основе он не изменился. И человеческие отношения может быть изменились внешне, но принципы остались те же. Вот буквально недавно был день памяти Иова праведного. Он жил за 2000 лет до Рождества Христова, после ещё прошло 2000 лет. В Библии, в книге Иова сама история, которую знают все – это лишь 2 главы из 42-х, а сорок глав – диалогов, бесед о смысле жизни, о смысле страдания. И это всё актуально до сих пор. Когда читаешь этот текст – понимаешь, что люди те же и проблемы по сути всё те же, смысл происходящего, отношения к нему – остался всё тем же.

- Получается, что независимо от религии, которую исповедует человек он в себе несёт эти принципы сквозь поколения.

Если ты крёщен в той или иной вере – ты должен начать мыслить и жить в этой вере. Тогда это будет то целомудрие, о котором я говорил. Потому что мудрость жизни не в том, чтобы её прожить как-нибудь. А в том, чтобы прожить её так, чтобы достичь вечности. И тот же Иов говорил: «Нагим я пришёл из чрева матери – нагим я и уйду. Бог дал бог взял».

Надо читать первоисточники. Книга Иова, Экклезиаст, книга Премудрости Соломона, Притчи Соломона, Евангелие. Это всё то, что наполняет нас смыслом и формирует отношение к жизни. Мы должны в этом потоке информации, который потребляем – находить место для души. Не только для развлечения, отдыха, образования и науки, но ещё и для воспитания. Мы должны ещё и чем-то питать свою душу и своё сердце.

- Что такое Вечность?

Если мы христиане – то у нас есть вера, что Христос воскрес. И это значит, что двери в Царство небесное вновь открыты для человечества. Мы верим в то, что мы состоим из души и тела, а значит наша жизнь физической смертью не заканчивается. И мы верим во второе пришествие Христа. И эта система координат, больше, чем земная жизнь человека – от рождения и до погребения. Если исходить из такой системы координат – в этой жизни есть смысл: даже когда жизнь земная прерывается преждевременно, даже если болеют дети, когда человек идёт защищать родину, и у многих других, непонятных с точки зрения земных вещей есть смысл, если мы смотрим на них с точки зрения Вечности. В этом случае – наша жизнь, проблемы, потери, неудачи, радости и достижения, являются частью процесса, который не завершается небытием.

Если мы концентрируемся только на жизни земной – очень часто это приводит к неудовлетворённости жизнью: человек может бросаться получать все удовольствия в этой жизни, жить одним днём или зацикливаться на одной стороне жизни. Вечность – это Бог, потому что у Бога нет времени, он был всегда. Это жизнь человека когда-то начинается и переходит в Вечность. А Бог – это источник жизни. Он вечен и эту частичку вечности, частичку Бога в этой душе мы несём сквозь жизнь. Если мы так мыслим – то тогда, наверное, мы верующие люди – христиане. А если мы не верим в жизнь вечную, если мы относимся к Богу по принципу: «Что-то там возможно есть», наверное нас нужно тогда как-то по другому именовать, независимо от того носим мы крестик или нет.

- В современном человеке парадоксальным образом уживаются христианство, язычество, суеверия, вера в экстрасенсов.

Я вообще считаю, что православие давно стало для нас нашей народной верой. Что такое язычество – от слова «язык», «народ» – то есть народная вера. Так вот сегодня народной верой является христианство со своими традициями, обрядами. С другой стороны – язычество – это дохристианская, внебиблейская форма богопочитания. И в этом смысле, не всё язычество является абсолютно плохим. Но в язычестве есть опасные вещи! Например – христианство – это религия, которая знает Бога. Мы знаем, что Бог стал человеком, мы знаем Христа – Сына Божьего. Язычество не знает Бога – там совершаются некие магические действия, пытаясь при их помощи получить какой-то результат. Магическое отношение к крестику или иконе – это тоже язычество, а жизнь в соответствии с законом совести, Божьими законами – это уже жизнь, которая приближает человека к вечности, даже если он не христианин. Язычества, как религии сегодня практически не существует, но существуют остатки в виде языческого отношения к вещам, к вере, религии, церкви.

С другой стороны, церковь, когда приходит в ту или иную землю, к тому или другому народу она не уничтожает народные традиции. Она их преображает и подлинный христианский, апостольский подход – это не борьба с язычеством, а его преображение. Это наполнение формы языческой христианским религиозным содержанием. Например, колядки когда-то были языческими песнопениями, но теперь они наполнились христианским смыслом. А вот на Купалу, например, столь же гармонично соединить древние традиции с почитанием Иоанна Крестителя пока не удалось и, поэтому, они продолжают существовать параллельно. Хотя в народном сознании причудливое соединение все-таки произошло – все называют праздник «Ивана Купала».

Мне очень понравились книги Клайва Льюиса «Космическая трилогия», где описан взгляд на взаимодействие язычества и христианства. Как существует взаимоотношение между иудаизмом и христианством, между разными конфессиями. Важна точка зрения – если она положительна и мы ищем, то что нас объединяет, и на этом концентрируем внимание, то видим общее и имеем общение. Но если наша точка зрения негативна, категорична, «наше око темно», то и всё наше тело, вся наша душа темна. «И если свет, который в вас тьма – то какова же тьма?».

Я всё-таки предпочитаю позитивный взгляд на иное, на инаковое, хотя бы потому что это взгляд любви. Любовь уважает право быть другим. Точно так же Бог даёт нам право быть разными, в том числе грешниками. Он от этого не перестаёт нас любить, ожидая нашего обращения, покаяния и спасения. А вот то, насколько Бог будет милосердным, зависит не от нас и не от того, как мы смотрим на другого человека, а зависит от того, как Бог будет смотреть на сердце этого человека. Нам надо научиться смотреть не на форму, а на содержание человека и видеть в человеке доброе и это доброе в нём поддерживать и отдавать человеку доброе. Не нужно вступать в споры, ведь чтобы доказать истинность твоей веры – нужно прожить всю жизнь до последнего дня. Даётся реальная жизнь и её нужно прожить не в споре, кто прав, а показывая на примере соей жизни принципы, по которым ты живёшь.

- Религия принимает человека целостно со всеми его достоинствами и недостатками?

Да, в нас присутствует хорошее и плохое. Надо любить грешников, но ненавидеть грех. Мы знаем, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло, что Бог, а что дьявол. Мы творение Бога и это наш выбор либо стать на сторону добра или стать с теми, кто против Бога. Мы выбираем собственный путь, совершая добрые или злые поступки. Да, мир делится на чёрное и белое, но мы не знаем конца этой истории. Вердикта. И стремимся вынести этот вердикт сейчас, а это в руках Божьих. «Не судите да не судимы будете!». Но с другой стороны, если что-то не соответствует Божьим заповедям, если это является нарушением, то христианин зло называет злом. То есть человек каждый день, каждую минуту делает выбор – между хорошим поступком и плохим. Это не раз и навсегда. Вот я стал верующим и это навсегда, можно спать спокойно. Это теперь выбор следующего шага в соответствии с верой, выход из ситуации в соответствии с верой, разрешение конфликта, падение и вставание, это ошибка и её исправление в соответствии с верой. Это жизнь, это процесс реальной (а не мечтательной) жизни, который нужно проживать. Не говорить о ней, не дискутировать, не теоретизировать, а реально жить.

В этом, я думаю, настоящий смысл.

Беседовала Дарья Орлова

Должен ли православный христианин стремиться к успеху?

Успешность — это в современном мире один из главных критериев того, состоялась ли жизнь человека или же прожил он ее напрасно. Очевидно, что данная мерка, с которой подходит сегодняшнее общество к своим членам, отнюдь не евангельская. И вместе с тем разговор о необходимости быть успешным все чаще звучит в среде христианской. Более того, порой мы слышим, что христианин должен стремиться к тому, чтобы обязательно сделать карьеру, достичь определенного материального и общественного положения. Тем самым мы должны-де добиваться усиления влияния христианства. Идея во многом заманчивая. Прежде всего — для нашего самолюбия, для оправдания наших тщеславных и честолюбивых амбиций. Хорошо ли это? Трудно не усомниться... С другой стороны, надо ли христианину непременно уклоняться от успеха, бегать от него, как от огня? И покидать таким образом то поле боя, которым, без сомнения, является этот мир? Разобраться в этом, сделать правильный выбор не так просто. Попробуем поговорить об этом выборе, прояснить его для себя.

Священник Вячеслав Голощапов, настоятель войскового храма во имя Ильи Пророка в поселке Сенной Вольского района Саратовской области:

— Для того чтобы лучше понять, что такое успех с христианской точки зрения, обратимся к Священному Писанию, к Ветхому Завету. В книге Бытия мы читаем об Иосифе, которого братья продали в египетское рабство; однако Бог не оставлял Иосифа, и он был успешен в делах (Быт. 39 , 2). Пленник стал вторым человеком в государстве! Однако он воспринимал свой успех не как что-то служащее его личной выгоде, а как благословение Божие, ниспосланное ему для того, чтобы он в конечном итоге спас своих братьев и свой народ. Так же воспринимал свой успех прадед Иосифа Авраам. В ветхозаветное время сформировалось понятие об успехе как о благословении Божием.

И сегодня в протестантской среде мы можем услышать эти благие, казалось бы, призывы: трудись, и Господь поможет тебе, с Его помощью ты сделаешь карьеру, станешь состоятельным человеком, получишь все, чего тебе хочется. С одной стороны — как не верить, что Господь содействует честному труду? Но с другой — это совсем не то представление об успехе, которое было у людей Ветхого Завета.

Авраам владел несметными стадами (по тогдашним меркам — максимальный успех!), но все эти стада были для него ничто в сравнении с жизнью его единственного, чудесным образом в старости рожденного сына. Кроме того, при отсутствии потомства богатство теряло всякий смысл. И вот Господь говорит Аврааму: принеси сына твоего Мне в жертву — и Авраам жертвует.

Другой пример весьма успешного человека в Ветхом Завете — Иов. У него было все, и это все было в один день отнято. И перед ним встала тяжелейшая задача — принять это от Бога, не возроптать.

Успех — это не повод для самоуверенности, для комфортного чувства удовлетворения собой и собственной жизнью. Успех — это то, что Бог дает тебе для какой-то высшей цели и что Он же может отнять в любую минуту, если надо. И жизнь твою земную может прервать. Об этом говорится уже в Новом Завете, в Евангелии от Луки: и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы; покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию же ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12 , 19-21).

Успех, который не в Бога, опасен для человека. Сколько мы знаем сломавшихся и спившихся звезд, знаменитостей! А кому-то, может быть, Господь не дает этого успеха, именно чтобы слабого, шаткого человека охранить.

Мы призваны расставить свои жизненные цели по местам, руководствуясь Евангелием, где сказано: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6 , 33).

Алексей Поляков, ученик 7-го класса школы №40 Заводского района г. Саратова:

— Любой человек должен стремиться к успеху. Но не для того, чтобы почувствовать себя лучше, умнее, сильнее других. А для того, чтобы достичь поставленной цели. Успеха надо добиваться не за чей-то счет, а своими силами, своими способностями, своим талантом. Я хожу в музыкальную школу по классу гитары. Учителя мне говорят, что у меня есть способности. Может быть, даже талант. Конечно, я стараюсь достичь успеха. Но талант — это дар от Бога. И если Бог его тебе дал, ты должен его развивать, потому что Бог этого хочет. Мы молимся Сергию Радонежскому перед учебой, потому что ему Бог в свое время помог научиться читать. И нам Бог поможет развить наши способности. Но только если мы не к тому будем стремиться, чтобы встать выше других.

Ольга Григорьева, врач-ординатор, преподаватель воскресной школы храма во имя святых апостолов Петра и Павла, г. Саратов:

— Православный христианин непременно должен стремиться к успеху в своих делах, и вот почему, на мой взгляд. Своими достижениями верующий человек прославляет Господа и заставляет уважать Православие. Известный человек, добившийся успеха в своем деле честным путем и открыто исповедующий веру во Христа, является хорошим миссионером. Одним из ярких примеров в этом отношении стал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), который был выдающимся хирургом и бесстрашно проповедовал о Христе.

Если я буду хорошим, успешным врачом, у меня будет моральное право говорить со своими пациентами о Православии. Участвуя в наших профессиональных конференциях, я смогу обратить внимание коллег на то, как выглядят те или иные медицинские проблемы с христианской точки зрения; смогу отстаивать позиции Церкви Христовой. И это относится не только к профессии врача.

Алексей Газарян, вице-президент благотворительного фонда «Филарет», автор и разработчик ряда социальных проектов, педагог, журналист, отец троих детей, г. Москва:

— Вся провокационность этого вопроса не в том, что на него нет ответа, а в том, что успешность — категория относительная. Каждая культура, экономическая система, политический строй предлагают свой ответ на вопрос: «Что такое успех?». По сути — это вопрос о смысле жизни, о результатах, которых должен достигать человек в течение своего земного бытия. Так, одни учат об успехе в свете карьеры, другие — в свете самоактуализации, третьи — в свете «всегопробования», четвертые — в свете абстрактного самосовершенствования. Для христианина же успех, по-моему, может рассматриваться лишь в одном свете — в свете Евангелия, в свете Христовой победы. Мерилом же такого успеха может быть только Голгофа. Поэтому неприменим к успеху христианина свет софитов или фар нового Bentley. Не измерить его ни профессиональными достижениями, ни даже количеством рожденных детей. Успех христианина проявляется в другом: в его вере и покаянии, в его делах и поступках, в его молитве и послушании. Христианин должен быть успешен ежедневно, если не сказать большего — ежедыханно. Такой успех непреходящ, он постоянен, поскольку постоянно движение христианина к Богу. Это своего рода бодрствование, стояние в Правде и Истине, исполнение данного нам завета: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24 , 42). Так мы и спешим предстать пред Господом успешными, в молитве и добром деле, в несении своего креста…

Александр Гурболиков, генеральный директор издательского дома «Димитрий и Евдокия», г. Москва:

— Такой простой вопрос… Уже хотел дать такой же простой ответ, но… надолго задумался.

Мне вспомнился рассказ Владимира Солоухина о его разговоре с Иваном Семеновичем Козловским — великим русским тенором. Иван Семенович говорил о своем голосе как о даре Божием, даре, за который он в ответе перед Всевышним. Именно поэтому он столько трудился, возрастал в своем искусстве, оберегал бесценный дар, сохранил, как мы теперь знаем, голос до конца дней своих.

Многие помнят, какой оглушительный успех сопутствовал творчеству Козловского. И многие прихожане храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке помнят его на службе, скромно стоящим, а в последние годы сидящим — всегда недалеко от клироса. И, как мне рассказывали, по окончании службы Иван Семенович обязательно благодарил хор — хотя тот не всегда пел безупречно.

Вопрос простой, но невозможно дать на него такой ответ, который был бы исчерпывающим для всех. Каждый должен сам для начала задать себе вопрос: тем ли делом я занимаюсь, будет ли мой успех в нем угоден Богу?

В конце концов, самый главный и безусловный успех для православного христианина — это его духовное возрастание на пути к Творцу. К такому успеху мы все должны стремиться.

На мой взгляд, я нашел наиболее точный ответ на Ваш вопрос. Благодарю за предоставленную возможность на него ответить — ответить не только журналу, но и самому себе.

Протоиерей Сергий Догадин, благочинный Центрального округа, ключарь Духосошественского кафедрального собора, г. Саратов:

— Стремление к успеху, как и любое человеческое стремление, поверяется Святым Евангелием и заповедями Божиими. Евангелие дает нам ответ на вопрос, богоугодно наше стремление или нет.

Разве это грех — хорошо учиться? Разве плохо, если врач или педагог повышает свой профессиональный уровень? Если у врача пациенты выздоравливают, а у школьного учителя дети легко поступают в хорошие вузы — разве это не успех? Успех, но он — на благо людям.

Вспомним евангельскую притчу о талантах (см.: Мф. 25 , 14-30). Рабы, которые приумножили таланты (серебряные деньги), доставшиеся им от хозяина, получили награду, а тот, кто зарыл свою монету в землю, в конечном итоге потерял ее, а сам был выброшен «во тьму внешнюю». Причем обратите внимание: человек этот мотивировал свой отказ пустить полученные средства в оборот именно тем, что умножать их придется заведомо не для себя. Бог дает нам таланты для того, чтоб мы их приумножили — не просто так, а во славу Его. К такому успеху должен стремиться каждый человек — и педагог, и сварщик, и священник. В конце концов, Господь заповедал нам в поте лица добывать хлеб и ни разу еще не наградил ленивых и нерадивых.

Другое дело — если деятельность человека связана с грехом, со страстями. Тогда успех в ней будет приумножением греха и зла. И разумный человек не будет стремиться к такому успеху.

Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма в честь святого равноапостольного князя Владимира, г. Саратов:

— Можно ли православным стремиться к успеху? Слышал от людей разные мнения: от полного отрицания «успеха» — дескать, православным следует во всем полагаться на волю Божию — до всемерной поддержки: успех есть мерило значимости человека, успехом прославляется Господь в Своем творении. Скорее всего, истина лежит где-то посередине.

Думаю, что успех можно считать прикладным инструментом жизни, чем-то вроде топора, которым можно избу построить, а можно и зарубить кого-нибудь. Следует разделять мотивы человеческого стремления к успеху. Если успех нужен для того, чтобы побахвалиться перед менее удачливыми коллегами — это одно, а вот успех в работе и следующий за этим высокий заработок, используемый для помощи какому-либо богоугодному делу,— это совсем другое.

Каждый день приходится сталкиваться с одним и тем же соблазном: как бы не скатиться в примитивную погоню за деньгами, до сих пор служащими мерилом успеха в обыденной жизни. Ведь еще надо и семью кормить, и за квартиру платить: даже минимальные мирские потребности не так уж и дешевы в современном мире. И не зря апостол напоминает нам: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5 , 8). Добиваясь такого вот необходимого успеха — чтоб семья была обеспечена, жизнь приемлема, мы действительно подвергаем себя опасности — легко можем поскользнуться. И уж тут без помощи Божией не обойтись.

А что такое успех в духовной жизни? Ответ как бы понятен — достижение святости! Но из житий святых знаем, что чем более человек приближается к святости, тем менее он видит себя достойным и успешным. И уж никак не вяжется понятие «успех» со смирением. Святого праведного Иоанна Кронштадтского можно при желании назвать успешным священником, самым успешным, может быть, в российской истории: вспомним толпы паломников, жаждавших хоть раз исповедоваться у батюшки, вспомним, как его встречали в тех городах, куда он приезжал, да и то, что бедным человеком он не был — тоже не секрет. Но не это ведь было главным, не из-за этого кронштадтский пастырь остался в истории Церкви. Главным было смирение, пламенная вера, глубокая преданность Богу и делу Его.

Наверное, успех следует принимать как дар Божий! Каким может быть этот дар, мы не можем заранее предугадать. Да в общем-то и не нужно угадывать, не нужно к успеху стремиться специально — нужно только молиться.

Слава Богу за все — и за успех, и за его отсутствие. Кто знает — может быть, наличие успеха привело бы нас к падению. Господу виднее, что нам надо.

Марина Чепенко, учитель биологии лицея №2, г. Саратов:

— В обществе почему-то сложился такой штамп: в Православной Церкви — либо одни бабушки, либо какие-то неудачники, несчастные, убогие… А на самом деле — если человек успешен, то это тоже торжество Православия. Когда успешный человек открыто называет себя православным — люди видят: он пришел к вере не потому, что у него что-то в жизни не получилось, что он несчастен и ему надо кому-то поплакаться.

С точки зрения среднего российского человека я, наверное, достаточно успешный человек. Мне не раз приходилось слышать от моих знакомых: «Тебе хорошо! Ты за что ни берешься, у тебя все получается». Но ведь это не само собой! Когда я начинаю какое-то дело, я всегда, во-первых, прошу Божией помощи. Во-вторых, если у меня что-то не получается, я стараюсь не роптать. Ведь этот неуспех — он зачем-то мне нужен, я должна о чем-то задуматься и какие-то необходимые выводы для себя сделать. И каждый день говорю: слава Богу! Слава Богу, что у меня что-то в жизни получается, что я могу что-то заработать, содержать своего ребенка.

Бог дает человеку много возможностей. Но мы почему-то их не видим. Даже те возможности, которые даны человеку для того, чтобы изменить свое материальное положение, обеспечить себя и семью, человек зачастую отвергает, потому что боится. Боится перемен в жизни, трудностей, боится делать то, чего не делал вчера.

И не просит Божией помощи. А когда человек не просит Его помощи — тогда она ему и не посылается. Успешные люди — они ведь успешны, потому что им дается Божия помощь.

Но случается и так: человек успешен, в том числе и в материальном плане — и видит в этом только свою заслугу: это я такой великий, такой значительный. Вот тогда-то и начинаются неудачи. Потому что нельзя полагаться только на свои силы и нельзя не благодарить Бога за те возможности, которые он тебе даровал.

Я бывала во многих европейских странах, но всегда и везде, в любом городе искала православный храм. И входя в него, сразу чувствовала, что вхожу к себе домой. Православие дает человеку внутреннюю уверенность, а это основное условие успеха: ведь внутренняя уверенность отражается во внешних поступках. Я знаю: мои ученики воспринимают меня как человека позитивного и уверенного в себе. Они видят, что я не боюсь определять свою позицию, защищать ее. Поэтому выигрываю в глазах детей, в их мнении. И притом они знают, что я — верующая, православная. И это для них очень важный пример.

Журнал «Православие и современность» № 14 (30)