Сломался спиннинг – отремонтируй его своими руками. Сломался спиннинг ремонт сломанного спиннинга своими руками

Не всегда качественные вещи доживают до своей старости. Купишь хороший дорогой спиннинг, холишь его, лелеешь, а потом либо наступишь нечаянно, либо кто-то поставит на него что-нибудь. В обоих случаях результат одинаковый – открытый перелом. Хороший спиннинг стоит дорого, а ремонт в магазине или мастерской составит не менее половины стоимости. Можно попробовать вылечить его самостоятельно.

Вам понадобится:

Надфиль или наждачная бумага;
- плоскогубцы;
- дрель и сверла;
- старая композитная графитовая удочка;
- горелка;
- эпоксидная смола;
- резиновая нитка;
- бумага;
- целлофановый пакет;
- суперклей.

Инструкция:
1.
Если поломка произошла на самом кончике у тюльпана, попробуйте починить спиннинг следующим образом. Подровняйте место перелома на основном удилище. Зачистите надфилем или наждачной бумагой, удалив лакокрасочное покрытие.

2.
Возьмите плоскогубцами наконечник и немного подержите над огнем. Клей должен размякнуть. Освободите тюльпан от обломанного участка удилища.

3.
Так как диаметр нового наконечника немного меньше, чем новый зачищенный кончик, рассверлите его сверлом нужного диаметра так, чтобы тот плотно на него налезал. Если все хорошо сходится, то нанесите слой эпоксидной смолы на удилище и наденьте тюльпан. Проследите, чтобы он бы параллелен остальным пропускным кольцам. Обмажьте еще раз это место смолой и аккуратно обмотайте его специальной нитью (ее можно купить в любом рыболовном магазине). Дайте изделию высохнуть.

4.
Если вы поломали одно из колен удилища в середине, попытайтесь отремонтировать спиннинг следующим образом. Помните, ваша задача при этом сохранить все свойства удилища, упругость, легкость, информативность – все должно остаться. Отрежьте от старой композитной графитной удочки кусок нужного размера. При помощи пинцета обожгите эпоксидный слой смолы. Из оставшегося материала извлеките тонкую пленку (графитовую ткань 0,2-0,3 мм). Смочите ее, если будет ломаться.

5.
Чтобы сделать внутреннюю направляющую, сверните в трубочку небольшой кусок тонкой бумаги и вставьте внутрь. Склейте места перелома эпоксидной смолой. Дайте высохнуть.

6.
Обратите внимание, толщина слоя графитовой ткани должна быть на 30-50% толще стенки удилища в месте перелома. Наносите при помощи смолы слой за слоем столько, сколько нужно. Оберните целлофаном и плотно обмотайте резиновой ниткой. Она выдавит всю лишнюю смолу.

7.
Когда все высохнет, снимите резинку и целлофан. Зачистите место ремонта спиннинга надфилем до нужной толщины и сгладьте края. Здесь же, для жесткости, установите пропускное кольцо. Зафиксируйте его суперклеем и хорошо обмотайте специальной нитью. Смажьте поверхность эпоксидной смолой, при этом выбирайте такой клей, который сохнет не быстрее, чем 40 минут, иначе он не успеет пропитать графитовую ткань. Кроме того, эпоксидка не должна бояться воды и ультрафиолетовых лучей.

Обратите внимание!!!
Одной из распространенных ошибок является вставка в полость графитовой трубки шины из запасных наконечников, продающихся в магазинах. Шина обязательно должна накладываться снаружи, а трубка удилища оставаться пустотелой, иначе отремонтированный спиннинг потеряет часть своих свойств.
С вами был спиннингист-эксперт Никита Сачук.
Спасибо за внимание, и до новых встреч!

Может кому интересно...
Автор Игорь Голищенко, Казань
Рыбак-рыбака 32/2009
http://www.rybak-rybaka.ru/

Правильный ремонт сломанного спиннинга

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один: загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Но можно попробовать восстановить бланк самому. Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Только бандаж!

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача - восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность и минимально изменив вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершает одну и ту же ошибку: изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом значительный участок бланка выпадает из работы при изгибе значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на этом участке присутствует вставка, то это место выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом на ее концах возникают критические нагрузки деформации. Поэтому ремонт перелома должен производиться только с помощью наружного бандажа, и состоять такой бандаж должен из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где его взять

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают нигде, а, к примеру, в авиамоделизме используется совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, но на самом деле искомый материал всегда есть под рукой. Просто нужен подходящий «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Вообще сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга. От него отрезаем заготовку необходимой длины - по ширине будущего бандажа. Затем, зажав пинцетом, аккуратно отжигаем на огне газовой плиты. Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой стеклоткани между слоями. После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из параллельных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. Толщина такой ткани обычно составляет 0,2-0,3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Склейка

Теперь подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо - а так бывает чаще всего, когда разрушение произошло от перегрузки бланка, - его необходимо аккуратно снять. После ремонта кольцо обязательно надо установить на линию перелома. После этого с бланка в месте ремонта удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой. Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию, поэтому края перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. Здесь уже не обойтись без внутренней вставки, которая будет играть роль направляющей. Изготавливается такая вставка из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги. Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. Теперь склеиваем бланк любой эпоксидной смолой-«пятиминуткой». Перед склейкой надо измерить толщину стенки бланка - это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на всем рабочем участке. При простом переломе длина его равняется восьми диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется шести диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30-50% больше толщины стенки бланка. Например, если толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет 1,5 мм, а его диаметр 8 мм, то ширина бандажа составит 44-50 мм, а его толщина 2 мм. Можно сделать бандаж заведомо толще - так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем тонкую пищевую полиэтиленовую пленку. Берем небольшой отрезок круглой резины наподобие авиамодельной и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, натягивая резину, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. В результате в зоне ремонта не окажется ни одного грамма лишнего веса, а бандаж по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка и будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой, смоченной ацетоном, убираем излишки еще не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течение суток. Затем надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы - из эстетических соображений.

Окончательная доводка

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или заблаговременно надетым на бланк резиновым кольцом и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Больше всего для этого подходит нить для вязания мушек, но можно ее заменить и отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, бандаж все равно необходимо укрепить обмоткой нити на участке, равном четырем диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху обмотка и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака. Вот и все. Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько граммов, сохранился строй и чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, заметно только при придирчивом осмотре.

И про смолу

Использовать для наложения ремонтного бандажа эпоксидную смолу отечественного производства не имеет никакого смысла: она боится воды и солнечного света - под их воздействием мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят: такая смола очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ею пропитаться. Необходима смола со временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, которые применяют сборщики спиннингов - родбилдеры. Я использую смолу и лак фирмы Flex Соаt, купленные в рыболовном магазине (200 рублей за 200 г идеальной по качеству смолы). Встречаются в продаже и аналоги от других производителей. Описанным способом мною за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ничем не отличаются от новых.

Любая рыбалка должна приносить удовольствие. Удовольствие от самого процесса, от уловов, от использования удилищ, катушек и приманок. Ведь покупается рыболовное снаряжение не для праздного времяпрепровождения, не для того, «чтобы было» или чтобы разок-другой выйти на воду и сделать десяток забросов. Большинство из нас покупает снасти на долгие годы, с прицелом на многочисленные рыбалки.

Но иногда случается, что клюнувшая неожиданно рыбина ломает снасть. Вроде бы, и все рекомендации соблюдены, и диаметр лески подобран верно, и вываживание по всем правилам происходит, но… Вдруг мы слышим хруст, и спиннинг из двухколенного становится трехколенным или делится даже на еще большее количество частей. Ситуация неприятная. Рыбалка подпорчена, да и за любимую снасть обидно до слез. Что делать? Выкинуть загубленное, как нам кажется, удилище и пойти купить новое?

Ответ однозначный - нет!

Чтобы возвращать к жизни погибшие, казалось бы, удилища, «захрустевшие» катушки, компания «Мир рыболова» уже в момент своего основания приняла решение создать собственный Сервисный центр , занимающийся ремонтом и обслуживанием снастей. И не важно, где и у кого были куплены удилища и катушки. Теперь любой рыболов, которому требовалось провести техосмотр катушки, заменить в ней смазку или исправить поломку удилища, мог обратиться в Сервисный центр и восстановить любимую снасть.

Но Сервисный центр компании «Мир рыболова» - это не только ремонт и обслуживание снастей любого производителя.

Наш Сервисный центр проводит экспертизу удилищ и катушек, производит гарантийную замену снастей NORSTREAM, если поломка произошла по вине изготовителя. В Центре работают опытные мастера-рыболовы, не только прекрасно знающие все тонкости рыбалки, но и отлично разбирающиеся в ремонте. Высокая квалификация и многолетний опыт использования и ремонта снастей позволяют им выполнять самые сложные, ответственные работы.

В жизни каждого рыболова-спиннингиста, к сожалению, бывают моменты, когда его орудие лова ломается и приходится проводить ремонт спиннинга своими руками.

Особенно это бывает обидно, когда поломка происходит в самом начале рыбалки. В этом случае возможности отремонтировать удилище весьма ограниченны. Современные материалы, из которых сейчас производят спиннинги, требуют определенной подготовки и некоторого времени, для того, чтобы ремонт получился качественным.

Действия, приводящие к поломке удилищ

Каждый опытный рыбак знает, что к удочкам нужно относиться максимально бережно , и они не предназначены для отталкивания ими от берега, в случае если ловля проходит с лодки, или для других, нехарактерных задач. Однако иногда все-таки возникают ситуации, после которых приходится думать о том, как отремонтировать сломанный спиннинг. Самые часто встречающиеся из них:

  1. Неаккуратная переноска спиннинга в рабочем состоянии кончиком вперед. Это может привести к тому, что вы случайно «воткнете» его в ствол дерева или в землю. В большинстве случаев это приводит к необходимости ремонта вершинки спиннинга.
  2. Использование слишком тяжелых приманок , тех, которые превышают верхнее значение . В этом случае, при амплитудном забросе, спиннинг может просто переломиться (сложиться).
  3. Нередки случаи, когда собранный спиннинг кладут на землю и на них наступают , или облокачивают о машину с открытой дверью, и их ломают при ее захлопывании.
  4. Случайный удар бланком о борт лодки или перила моста, может привести к появлению у него трещин. Таких ударных нагрузок, особенно боятся высокотехнологичные и дорогие спиннинги из графитовых материалов.

Всегда следует помнить, что рыбалка со сломанной удочкой автоматически превращается в обыкновенный отдых у воды.

Поломки, которые возможно отремонтировать самостоятельно

Конечно, иногда случаются такие поломки удилищ, при которых их приходится выкидывать, или отдавать профессиональным мастерам – родбильдерам , специализирующихся на ремонте и сборке самых разнообразных бланков.

Но чаще, все-таки, происходят повреждения спиннингов, которые сможет исправить практически каждый любитель рыбной ловли. Например:

  • Перелом вершинки удилища.
  • Повреждение пропускных колец и .
  • Перелом бланка в срединной части (его колена).
  • Повреждение или приход в негодность рукояти.

Рассмотрим подробнее, как можно отремонтировать спиннинг своими руками в указанных случаях.

Ремонт вершинки

Очень часто приходится делать ремонт спиннинга своими руками из-за поломки вершинки . Это двойная неприятность, так как здесь расположен тюльпан – конечное , которое принимает на себя основные нагрузки.

Вершинки, в зависимости от материала и конструкции удилища, бывают полыми и монолитными. От этого зависит метод ее ремонта.

Ремонт полой вершинки

В этом случае есть возможность срастить вершинку с основной частью бланка. Это делается так:

  1. Для установки внутрь и соединения обеих частей, необходимо подобрать стержень подходящего размера . Он должен примерно соответствовать внутреннему диаметру отверстия. Это может быть упругий металлический или карбоновый прут, швейная игла и пр.
  2. Обе части зачищаются от заусенцев и обезжириваются .
  3. Подобранную вставку и торцы соединяемых частей смазываем эпоксидным клеем .
  4. Все соединяем и даем высохнуть.
  5. В целях повышения надежности соединения, место стыка можно покрыть лаком . Цвет лака для ремонта спиннинга может быть любым, в том числе и бесцветным. Главное, чтобы он был качественный, с хорошей водостойкостью.

При ремонте спиннинга с полой вершинкой , нет необходимости в перестановке тюльпана, здесь главное – расположить его на одной линии с остальными кольцами.

Ремонт монолитной вершинки

В данном случае есть два варианта ремонта:

  • попробовать соединить обе части;
  • снять и переставить вершинку с кончика на основное тело бланка.

В первом случае необходимо подобрать упругую трубку соответствующего диаметра , в которую можно плотно вставить обе части, и закрепить это соединение с помощью эпоксидного клея.

Во втором случае нужно:

  • осторожно нагреть основание тюльпана с помощью фена или зажигалки;
  • снять его с обломанного кончика;
  • с помощью надфиля подогнать внутренний диаметр основания тюльпана под диаметр оставшейся вершинки;
  • с помощью эпоксидного клея произвести соединение тюльпана и вершинки;
  • для большей надежности можно обмотать место соединения прочной нитью и залить ее лаком или тем же эпоксидным клеем;
  • после высыхания клея, мы получим, хоть и немного укороченный, но вполне функциональный спиннинг.

Все описанные манипуляции по ремонту сломанной вершинки, наверняка несколько изменят и отремонтированного спиннинга, но сохранят его в строю и дадут вам возможность еще не раз сходить с ним на рыбалку.

Ремонт пропускных колец

Ремонт колец на спиннинге , к которым относится и вершинка, чаще всего приходится делать в связи с их выходом из строя и потерей функциональных качеств. В этом случае, ремонт спиннинга, производимый своими руками, лучше делать дома, предварительно подготовившись. Перед началом ремонта нужно: оборудовать соответствующее рабочее место, приобрести новый комплект колец с тюльпаном, подготовить клей и инструменты.

Важно! Новые кольца нужно брать только качественные, соответствующие всем требованиям. Самый лучший вариант – приобретение комплекта колец того же производителя, который выпускает такие спиннинги.

Ремонт спиннинга, связанный с заменой колец, следует проводить в следующей последовательности:

  1. Нагрев основания старых колец, снимаем их с удилища.
  2. Места, на которых будут крепиться новые кольца, обрабатываем тонкой наждачной бумагой и обезжириваем.
  3. С помощью эпоксидного клея, плотно закрепляем новые кольца.
  4. Для более плотной фиксации, сверху накладываем бандаж и, после застывания клея, покрываем место крепления лаком.

При замене колец, очень важно следить, чтобы они находились на одной линии. Должна быть соблюдена соосность.

Ремонт колена удилища

Поломка одного из колен спиннинга, это одно из самых серьезных повреждений . В этом случае, для его замены, рационально было бы подыскать новое недорогое колено в рыболовном магазине.

Если этого сделать не удалось, то нужно постараться восстановить колено. Ремонт спиннинговых удилищ в подобных случаях аналогичен ремонту их вершинок:

  1. Если колено полое – подбираем упругий стержень соответствующего диаметра для вставки его внутрь колена. Если оно монолитное, то необходимо подобрать подходящую трубку, в которую будем вставлять обе части сломанного элемента.
  2. Очищаем обе части от заусенцев, повреждений и обезжириваем их.
  3. Соединение производим с помощью эпоксидного клея.
  4. Даем клею высохнуть и покрываем элемент лаком.

В случае если колено полое , при ремонте спиннинга своими руками, в месте соединения сломанных частей, нужно наложить дополнительный бандаж – накладываем несколько слоев капроновой нити и покрываем ее тем же клеем. Это придаст дополнительную прочность соединению.

Иногда бывают случаи, когда бланк получает повреждение своего верхнего слоя или трещину . Чаще всего это поправимо. Нужно тщательно очистить тонкой шкуркой поверхность спиннинга по всей длине повреждения, добавив еще по одному сантиметру с каждой стороны, затем покрыть это место тонким слоем хорошего водостойкого клея и обмотать его плотным слоем капроновой нити. После высыхания клея – покрыть слой нити тем же клеем и наложить второй слой нити. Нужно повторить эту процедуру трижды. После этого – наносим слой лака. Таким образом, получится достаточно надежная шина, которая позволит еще не раз воспользоваться спиннингом по назначению.

Ремонт рукоятки

Часто, под воздействием внешних факторов, начинают разрушаться пробковые рукоятки спиннингов. Чтобы не потерять ее окончательно, ее ремонт следует начинать, по возможности, скорее:

  • Несколько пробок от вина или шампанского необходимо разрушить и натереть в крошку.
  • Смешиваем эту крошку с водостойким клеем.
  • Полученной массой необходимо заполнить все образовавшиеся на ручке сколы и неровности.
  • После того, как рукоятка высохнет, ее необходимо обработать напильником и наждачной бумагой.

Рукоятка, отреставрированная таким образом, сможет еще долго выполнять свои функции.

Полезное видео

Узнайте из видео, как сделать ремонт спиннинга своими руками, если сломана вершинка спиннинга:

От того, как и насколько качественно вы сможете отремонтировать спиннинг своими руками, или с помощью специалиста, зависит возможность его дальнейшей эксплуатации. Ремонт, сделанный тщательно, без спешки, с использованием качественных материалов, хоть и изменит внешний вид удилища и некоторые его характеристики, но зато вернет ему прежнюю работоспособность.

Самый отвратительный звук для рыболова – это звук ломающегося спиннинга. Рыбная ловля бывает испорчена, а потом остро возникает вопрос: как восстановить любимую снасть? В этой теме мы поговорим о ремонте сломанного спиннинга своими руками.

Я давно занимаюсь исправлением рыболовных снастей. За это время мне пришлось увидать разнообразные виды ремонта, начиная от бандажей из титановых трубок, изготовленных очевидно на оборонном заводе, и завершая вклеенными суперклеем в бланк гвоздями в надежде, что такая конструкция хоть немножко прослужит. А ведь сделать абсолютно высококачественный ремонт снасти не так трудно и совершенно по силам большему числу рыболовов. Для этого не потребуются дефицитные материалы или инструменты. Естественно, восстановленное удилище уже не будет тешить безупречностью строя или хорошим дизайном, но может послужить еще многие годы, к примеру в качестве запасного. Заниматься ремонтом стеклопластикового спиннинга вряд ли имеет смысл – легче приобрести новый. Но если вы все же приняли решение его починить, потребуются самые обыкновенные материалы: «эпоксидка» и стеклоткань. А вот повозиться с дорогим углепластиковым удилищем стоит.

Характерная поломка спиннинга

Практически у 80% нуждающихся в исправлении штекерных спиннинговых удилищ случается сломано верхнее колено, ближе к тонкой части. В случае если поломка случилась на участке от «тюльпана» до первого пропускного кольца, то самый обычный метод ремонта – переставить «тюльпан» немножко ниже. Нередко подходит свой «тюльпан», а в случае если нет, нужно выбрать подходящий к посадочному месту. Нужно учесть, что после переделки удилище будет жестче, а его тест – уже из-за увеличения нижнего диапазона забрасываемого груза, верхний же тест не поменяется. Кроме того, неизбежно уменьшится расстояние заброса, так как удилище будет короче, а еще утратится лучший строй. Неисправность ниже второго кольца потребует полного ремонта – наложения бандажа с дальнейшей отделкой. Наверное, самый непростой случай – это поломка спиннинга в соединительном узле. Произвести полный и хороший бандаж в этом случае очень трудно. Впрочем если ремонт все же получился, то это почти не отразится на рабочих свойствах удилища. При поломке верхнего колена, которое надевается на нижнее, потребуется сделать оправку, иначе почти гарантирована несоосность после ремонта, и спиннинг просто станет кривым, а из-за попадания смолы вовнутрь верхнее колено не сможет правильно состыковаться с нижним. Временную оправку можно выточить на токарном станке из металла, твердого дерева или из подходящего колена спиннинга. Конечную подгонку изготовляют ручной притиркой. Геометрические размеры оправки должны полностью подходить ответной (внутренней) заходной части спиннинга. Чтобы оправка не приклеилась намертво, ее нужно плотно, без складок и пузырей, обернуть скотчем. Потом на ремонтируемый участок наложить бандаж по технологии, описанной ниже. После совершенной полимеризации смолы внутреннюю оправку необходимо удалить. Если случилась поломка внутренней части стыковочного узла, то понадобится вклеить внутрь плотно подогнанный углепластиковый монолитный стержень.

Наложение бандажа

В случае если поломка, что называется, как ножом отрезало, то обстановка упрощается. При наличии длинных продольных трещин, от 30 мм и более, их можно подрезать надфилем (все работы с угле- и стеклопластиками производятся исключительно алмазными шлифующими инструментами), иначе они затруднят дальнейшую работу. Потом подбирают оправку для вклеивания внутрь неисправного участка. В безупречном случае это углепластиковая трубочка от сломанного удилища, но абсолютно подойдет и стеклопластиковая, длина которой должна перекрывать поломанный участок на три-пять диаметров колена в месте поломки. Главная роль оправки – придать соосность и объединить все раздробленные кусочки в месте слома. Нагрузка на нее ложится только в ограниченной части, поэтому оправку можно незначительно сточить, одновременно подогнав по внутренней поверхности ремонтируемого колена. Само колено в месте слома для наилучшей адгезии смолы нужно зашкурить с внутренней стороны свернутой в трубочку наждачной бумагой. После чего все детали обезжиривают растворителем, смазывают разведенной эпоксидной смолой и соединяют на оправке, достигая совпадения осей пропускных колец и наибольшей соосности, поскольку как приклеится удилище на оправке, таким оно и останется. Если раздробленный участок длинный, можно наложить на него подобие временной шины, закрепив ее узким скотчем. После абсолютной полимеризации смолы через сутки снаружи колено может смотреться как новое, только ни в коем случае нельзя к нему прилагать даже не очень большую нагрузку – оно гарантированно сломается, а следующий ремонт будет куда проблематичнее. Затем бланк удилища в области поломки аккуратненько чистят шкуркой от лака, краски и выступившего после вклейки оправки клея на длину, немножко превышающую длину оправки.

По этому размеру делают трапециевидную выкройку из стекло- или углеткани с таким расчетом, чтоб толщина готового бандажа приблизительно в 1,5-2 раза превосходила толщину стенки удилищав месте ремонта. Судя по опыту, это достигается четырьмя-шестью оборотами выкройки вокруг бланка. Таким образом рассчитывается длина выкройки. Если чинят комлевое колено, то число оборотов нужно увеличить до восьми-десяти, тогда будет гарантирована нужная прочность. Верхняя (узкая) часть выкройки – приблизительно вполовину меньше ширины. Ориентировать ткань для выкройки нужно таким образом, чтоб наибольшее количество волокон находилось вдоль бланка удилища. В случае если применяется стеклоткань, то выкройку нужно прожечь, чтоб удалить парафиновую пропитку и загрязнения, которые не дадут полноценно пропитать ткань смолой. Эту операцию совершают путем нагревания на открытом пламени или на электроплите по всей площади выкройки до явления характерного парафинового дымка, как от свечи. Затем ожидает особенно нечистая часть работы, поэтому стоит заблаговременно приготовить марлевый тампон, пропитанный растворителем, которым потребуется устранять подтеки смолы с бланка и рук. Место ремонта обезжиривают растворителем, потом наносят разведенную эпоксидную смолу и, стараясь правильно уложить волокна, оборачивают вокруг него выкройку. Поверх бандажа дополнительно наносят «эпоксидку» для исключения непроклеенных участков. Для того чтобы смола одинаково пропитала выкройку, а также для создания эффекта опрессовки стараясь уплотнить застывший композит бандаж обматывают особой лентой. Отыскать такую очень тяжело, а вот приобрести моток узкого скотча можно в каждом магазине канцтоваров. Наклеивающей стороной наружу, закрывая каждый виток примерно на 2/3, им плотно обкручивают бандаж. Убирают потеки клея с бланка и оставляют его на сутки-двое. Когда смола абсолютно застынет, снимают скотч. Ремонт закончен, и удилищем можно пользоваться. Но если хочется придать лоск на отремонтированное место, его зачищают наждачной бумагой, вначале с крупной зернистостью, потом со средней, а конечную обработку производят с самой мелкой. Место ремонта покрывают цветным лаком или краской в тон удилища и окончательно лакируют.

Материалы для ремонта спиннинга

Стеклоткань можно купить в магазинах «Сделай сам» или в всевозможных комплектах для авторемонта, к примеру глушителей. В автомагазине же можно купить растворитель и высококачественную наждачную шкурку. Но гораздо более надежный источник – авиамодельные клубы или магазины такого же профиля. Здесь можно найти и отрезки углеткани, и качественную эпоксидную смолу. Однако, ничуть не уступает ей наша «эпоксидка» Дзержинского завода, тем более что выигрыш в цене оказывается солидным. Не советую применять автомобильные составы для быстрого ремонта, так как они содержат много пластификатора, потому застывшая смола не обладает нужной крепостью и жесткостью. Работать с эпоксидными составами и растворителями надлежит в хорошо проветриваемых помещениях, а резать стекло- или углеткань и зашлифовывать композитные материалы – в респираторе. Естественно, сразу достичь отличного качества ремонта невозможно, для этого нужна основательная практика, но если все делать аккуратно, то восстановить любимый спиннинг вполне можно С уважением