Как открыть бизнес по производству настольных игр. Изготовление настольных игр

Настольные игры – любимое развлечение для детей. Их главные преимущества: мобильность, практичность, разнообразность и доступность. В последнее время увеличиваются продажи в данном направлении. Поэтому начинающим предпринимателям стоит задуматься об открытии компании, специализирующейся на изготовлении и продаже настольных игр.

Идея проекта: изготовление обучающих детских головоломок и квестов.

Сложность: домашний бизнес средней сложности.

Основные затраты: разработка дизайна, покупка игровых элементов и типография.

Оборудование: телефон и компьютер.

Начальный капитал: 100-200 тыс. руб.

Срок окупаемости: 3-12 месяцев.

Примерная прибыль: 30-50 тыс. руб. в месяц.

Маркетинговые исследования в данном направлении указывают на снижение продаж компьютерных игр на $150 млн. Это связано с экономичным кризисом. В то же время растет спрос на такие развлечения. Индустрия настольных игр привлекает внимание разработчиков и инвесторов. Это связано с тем, что на создание нужно в десятки раз меньше денег, чем на создание аналогичного компьютерного развлечения. Рентабельность многих проектов доходит до 300-350%.

В России наибольшим спросом пользуются развлечения низкой ценовой категории (200-500 рублей). Дорогие варианты раскупаются с меньшей активностью. Маркетологи уверяют, что в 2015-2017 годах спрос будет расти.

Если вы желаете привлечь сторонние источники финансирования, бизнес план обязателен. Документ рассматривается банками, инвестором и комиссией при выдаче субсидий.

Если хотите, чтобы решение было принято в вашу пользу, придерживайтесь определенной структуры.

Основные этапы изготовления настольной игры

Классические направления – нарды, шашки и шахматы. Современные развлечения имеют направленность, к примеру, популярна «Монополия». Сегодня становятся более популярными темы спорта, моды, политики, путешествий, приключений и космоса.

Перспективы развития проекта огромны. Рассмотрим, с чего начать бизнес по изготовлению развивающих настольных развлечений.

Основные этапы:

  • проектирование игровых движущих принципов;
  • разработка фабулы, целей, смысловой нагрузки;
  • дизайн коробки и всех используемых элементов;
  • закупка комплектующих;
  • изготовление первого экземпляра;
  • тестирование;
  • тиражное производство.

Компания Unect осуществляет производство настольных игр под ключ с разработкой макета, предпечатной подготовкой и последующей сборкой. Принимаем заявки любые тиражи, изготавливаем игры всех видов: карты, монополию, кости, фишки и другие изделия, оформленные в стиле логотипа вашей организации.

Настолка - это недорогое, практичное и мобильное средство для развлечения. Используется преимущественно для интересного времяпровождения в дороге, во время семейного досуга или перерывов на работе. Благодаря компактной коробке, которую, также выпускает наша типография, набор легко помещается в небольшой сумочке и рюкзаке.

Изготовление настольных игр на заказ актуально в следующих случаях:

  • Подарок подчиненным. Зачастую начальство поощряет сотрудников оригинальным подарком, тем самым повышает свою репутацию и улучшает атмосферу в коллективе. Услуга пользуется большим спросом в преддверии праздников, знаменательных дат предприятия и других событий.
  • Презенты контрагентам. Многие предприниматели дарят подарки представителям СМИ и блоггерам по окончании официальной части мероприятий. Кроме этого рекомендуем сделать настольные игры на заказ для рассылки.
  • Решение маркетинговых задач. Посредством развлечений можно донести до сотрудников или слушателей курсов важную информацию о продукте и бизнес-процессах.
  • Проведение промо-акций. Компании дарят клиентам игры для подчеркивания своего статуса и информирования о продукте.

Несмотря на тенденцию внедрения IT-технологий, предложенная услуга продолжает уверенно занимать свою нишу в маркетинге. Дело в том, что разработка компьютерного приложения стоит в десятки раз дороже, поэтому далеко не каждая фирма может позволить себе уникальную ПК программу. Изготовление настольных игр более выгодное и занимает в среднем 1 месяц, тогда как на создание виртуальной программы может уйти около полугода.

Этапы производства настольных игр

Создание корпоративных игр начинается с разработки концепции. При выполнении брендирования компания Unect берёт за основу существующие идеи или реализует уникальные проекты. Далее мы работаем по следующей схеме:

  1. Разработка дизайна атрибутов игры: инструкции, карт, фишек, поля, коробки и др. Все компоненты можно создать с нуля или изготовить по эскизу клиента.
  2. Все настольные игры российского производства проходят тестирование, в ходе которого выявляются недостатки.
  3. После испытания дизайнеры вносят коррективы и утверждают готовый макет с клиентом.
  4. Печать указанного количества экземпляров.
  5. Послепечатная обработка: литье, вырубка, сборка коробки и ключевых атрибутов.

При разработке игры особое внимание уделяется оформлению дизайна коробки. Как правило, на упаковке размещается логотип организации и картинка, благодаря которой настольные игры брендированные бросаются в глаза и запоминаются клиентам.

Наиболее популярные игры

Чаще всего у нас заказывают такие игры как:

  • Карты. Типография Unect создаёт концепцию с учетом специфики игры Мафия, Дурак, Покер и др. Мы спроектируем эксклюзивную упаковку, сменим рубашки карт и другие атрибуты.
  • Либертекс. Представляет собой игру для участников Форекс Клуба, предназначенную для обучения бизнес-процессам на корпоративных мероприятиях.
  • Монополия. Производство настольной игры Монополия включает в себя создание карточек, поля, инструкции, коробки и формы для компактного размещения всех атрибутов. Данная игра обучает рациональному использованию денежных средств, поэтому пользуется большим спросом среди предприятий разных направлений.
  • Waku-Doki. Участники проверяют свои физические качества, логику, отвечают на вопросы в сфере истории, современных технологий и др. В комплект настолки входят брендированные фишки, монетки, карты, кубики, часы и правила.
  • Другие игры. Также компания Unect напечатает другие популярные настольные игры с логотипом на заказ. Это может быть Угадай, кто я, Бум (объяснение предмета жестами), Переворот, Глоссосалия и прочие.

Цена на настольные игры

Стоимость производства складывается из многих составляющих, от комплектации, упаковки, макетов, креатива заказчика и т.д. Конкретный прайс дать на данную продукцию невозможно, т.к. мы не штампуем изделия на поток, а занимаемся индивидуальными разработками. Поэтому мы в качестве прайса приведем кейс реального заказа для компании РЕХАУ, фотографии Вы можете посмотреть в данной статье.

Комплектация игры CREATIVITY:

  1. Коробка крышка дно: формат 240х390х40мм, печати лайнера на бумаге 170 гр, ламинациия, кашировка на капа картон 1,5мм, вырубка, сборка.
  2. Игровое поле: формат 480*390 мм,(240*390 мм в сложенном виде), печать и ламинация ланера на бумаге 170 гр, кашировка на картон.
  3. Игровые карточки: Формат в виде лого Рехау, диаметр 100 мм, 440 разных макетов, печать на картоне 300гр 4+4, ламинация матовая 1+1, изготовление штампа, вырубка, комплектация на 8 частей по 55 штук в термоусадочную пленку
  4. Правила игры листовка А4: формат А4 (210х297мм), бумага 250 гр мат, печать 4+4, ламинация 1+1 32 микр матовая
  5. Игровые фишки+песочные часы+кубик - 4 фишки, 2 кубика, 1 шт песочные часы
  6. Упаковка: cбор, укладка содержимого в коробку, nермоусадочная упаковка коробки
Тираж/Размер Цена за 1шт
500шт 2000р
1000шт 1500р
2000шт 1300р
3000шт 1200р

Почему мне стоит обратиться в типографию Unect?

Наша компания предлагает клиентам такие привилегии как.

До недавних пор нам сложно было представить, что настольные игры – привычное и даже, как казалось несколько лет назад, начинающее устаревать развлечение – могут оказаться выгодным капиталовложением.

Сложность прогнозирования развития индустрии по созданию настольных игр заключается в том, что рынок «настолок» (как их называют любители такого способа времяпрепровождения) включает в себя слишком много разнообразных товаров – от обычных простейших «ходилок» (бросить кубик и передвинуть фишки) до сложных тематических и стратегических игр, где нужно просчитывать варианты на несколько ходов вперед. По предварительным оценкам, ежегодный объем продаж настольных игр составляет $100 млн.

Единого определения настольных игр пока не существует. Обычно под настольными понимаются игры, в которые можно играть в помещении с помощью специально разработанного инвентаря – игрового поля, фишек, кубиков, карточек, жетонов и т. д.

Как правило, небольшое количество необходимых для игры предметов позволяет разместить их на одном столе и/или в руках игроков. Количество участников начинается от двух и более игроков. В некоторых случаях игрок может быть даже один, но таких игр меньшинство.

Процесс производства настольных игр

Производство настольной игры состоит из нескольких этапов. Первый – один из самых главных – это продумывание и разработка идеи игры, определение ее вида, сюжетной линии, целей и степени развлекательности, создание предварительного образца («черновой» вариант) и тестирование.

На втором этапе проектируется окончательное внешнее оформление всех игровых элементов – карт, поля, фишек и т. д. вплоть до упаковки. Затем составляется смета для запуска набора в производство, рассчитывается тираж, при котором выпуск игры становится рентабельным (чем меньше тираж, тем более «золотыми» получатся ваши игровые наборы), выбираются подрядчики для выполнения всей работы.

Средний тираж одной настольной игры, выпущенной в нашей стране, составляет 5-6 тыс. экз. Если у вас достаточно сложная игра, требующая использования дополнительного инвентаря (например, кубика, фишек, жетонов и т.д.), то иногда оказывается целесообразным разделить производство, вплоть до поиска партнеров за рубежом.

Обратите внимание на качество вашей продукции. К примеру, если ваша настольная игра предполагает использование карточек и/или игрового поля, не стоит экономить на полиграфии.

На этапе запуска серийного производства настольной игры пора приступать к организации сбыта вашей продукции.

Обычно новые игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным, книжным, магазинам игрушек, магазинам подарков и т. д., в зависимости от тематики и целевой аудитории вашего продукта).

Супермаркеты предъявляют достаточно высокие требования, которые могут оказаться молодой компании не по плечу. Еще один распространенный и эффективный вариант – создать собственный интернет-магазин, где любой желающих сможет почитать описание игры и правила, посмотреть фотографии и оформить заказ напрямую, минуя посредников.

Индустрия настольных игр привлекает все больше внимания как разработчиков, так и инвесторов. В самом деле, на разработку настольной игры требуется в несколько десятков раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%.

Даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр в нашей стране снизились на $150 млн., спрос на «настолки» продолжал неуклонно расти.

Впрочем, на практике, скорее всего, окажется, что перспективы такого бизнеса не столь радужны и оптимистичны, как хотелось бы. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. И это притом, что несмотря на все усилия продавцов настольных игр, которые не просто предлагают свой товар, а пытаются создать на него спрос, такой вид развлечений в нашей стране пока еще не так популярен, как на Западе.

Например, в России наибольшим спросом пользуются настольные игры, ориентированные на детей, низкой и средней ценовой категории (от 100 до 500 р.). Игры для более взрослых игроков стоимостью от 500 до 3500 рублей раскупаются не столь активно.

Затраты на разработку одной настольной игры составляют, в зависимости от идеи и сложности, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен. Однако основная проблема не в создании настольной игры, а в ее продаже.

В наши дни, когда на отечественном рынке настольных игр действует слишком много игроков (включая западных), новые компании стараются занять собственную узкую нишу, предлагая недорогие, но тематические игры, которые, как правило, помимо развлекательной имеют и дополнительные функции (например, игры на развитие воображения, стратегического мышления, для изучения иностранных языков или даже обучения некоторым навыкам).

Лилия Сысоева

Фильтр

Выберите регион Адыгея респ. Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Башкортостан респ. Белгородская область Брянская область Бурятия респ. Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Дагестан респ. Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Ингушетия респ. Иркутская область Кабардино-Балкарская респ. Калининградская область Калмыкия респ. Калужская область Камчатский край Карачаево-Черкесия респ. Карелия респ. Кемеровская область Кировская область Коми респ. Костромская область Краснодарский край Красноярский край Крым Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Марий Эл респ. Мордовия респ. Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Саха (Якутия) Сахалинская область Свердловская область Северная Осетия-Алания Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Татарстан респ. Тверская область Томская область Тульская область Тыва респ. Тюменская область Удмуртская респ. Ульяновская область Хабаровский край Хакасия респ. Челябинская область Чеченская респ. Чувашская респ. Чукотский АО Ярославская область

Выберите город

Выберите категорию Благоустройство Бытовая техника, электроника Галантерея Детская одежда Детские товары Другие товары Зоотовары Инструменты Мебель Медицинские изделия Обувь Одежда Оптические приборы Отдых Продукты питания Промышленное оборудование Религиозные и ритуальные товары Сельское хозяйство Системы охраны и безопасности Спортивные товары Строительство и ремонт Сырье, полезные ископаемые Текстиль Товары для дома Товары личного потребления Торговое оборудование Транспорт, техника, запчасти Химическая промышленность Электротовары Ювелирные изделия, подарки

Выберите подкатегорию Архитектурные наборы Баннеры для детских комнат Бескаркасные кресла Волейбольные стойки Деревянные игрушки Детские баскетбольные щиты Детские батуты Детские башни для лазания Детские веревочные лестницы Детские воздушные пушки Детские горки Детские горки Детские городки Детские деревянные качели Детские игровые домики Детские игровые комплексы Детские игровые персонажи Детские игровые столы Детские качалки Детские качели на пружине Детские лабиринты Детские лесенки Детские маты Детские мягкие модули Детские мягкие полы Детские песочницы Детские площадки Детские полосы препятствий Детские сенсорные тропы Детские спортивные комплексы Детские тоннели Детские уличные беседки Детские уличные домики Детские уличные тренажеры Домашние спортивные комплексы Другие товары для детей Дуги для подлезания Змейки шагайки Игровые комнаты Игровые платформы Игровые площадки Игрушки Игрушки-качалки Игрушки-конструкторы Карусели для детских площадок Качели Коврики трансформеры Кубики из фанеры Куклы Лошадки качалки Машинки для детских площадок Мобильные скалодромы Музыкальные игрушки Мягкие игровые наборы Мягкие игрушки Мягкие конструкторы Набивные мячи Наборы для детского творчества Надувные звери Напольные ростомеры Настольные игры Пластиковые игрушки Пластиковые конструкторы Развивающие игрушки Резиновые игрушки для детей Ременные батуты Рукоходы Скамейки для детских площадок Спортивные игрушки Спортивные уличные мишени Стенки паутинки Сухие аквапарки Сухие бассейны Турники для детских площадок Уличные брусья Уличные гимнастические комплексы Уличные лабиринты Чехлы для песочницы Шарики для сухого бассейна Шведские стенки для детей Щиты для мяча

Выберите подкатегорию Деревянные игрушки Детские игровые домики Игрушки-качалки Игрушки-конструкторы Куклы Музыкальные игрушки Мягкие игрушки Наборы для детского творчества Настольные игры Пластиковые игрушки Развивающие игрушки Резиновые игрушки для детей Спортивные игрушки

Показать »» × Сбросить фильтр

Рассчитать доставку

Российские производства настольных игр

занесены в каталог 2019-го г. Список представлен 30-ю российскими компаниями. В стране ведётся производство и продажи оптом. Цены, сроки оплаты - договорные. Представители отечественного рынка:

  • «Пластрум»,
  • «Владспортпром»,
  • «Биплант»,
  • «Технолог»,
  • «Новое поколение» и пр.

Настольные игры - динамичный сектор производства. Прирост производства - 25% и выше. В изготовлении продукции участвуют типографии, комбинаты, издательство. Неизменный хит - «Монополия». Известны логические, карточные, нарды, магнитные дорожные наборы в коробке. Специалисты ведут разработки серий игрушек для детей. Многие покупатели выбирают игру в войны.

Поставляются аксессуары и комплектующие - кубики, фишки, новогодняя упаковка. В проекте дизайна задействованы издатели. Не снижают популярность игральные карты, пазлы, деревянные игрушки - конструкторы. Экономические условия позволяют российским производителям расширять ассортимент. Доставка товаров - Москва и Московская область, регионы, зарубежье.

Компании привлекают к сотрудничеству поставщиков оборудования, магазины подарков, дистрибьюторов. Адрес, интернет-сайт, телефон производителя в закладке «Контакты». Чтобы купить продукцию оптом, заказать прайс - пишите менеджеру. Делайте выбор в пользу заказа российских настольных игр!

Прогнозировать популярность новой настольной игры дело неблагодарное - когда-то издатель отказался распространять «Монополию». Татьяна Бондаренко решила заняться этим бизнесом не потому, что ее увлекают настольные игры - предпринимательское чутье подсказывает бизнесвумен удачные решения.

Издание настольных игр – трудный бизнес-жанр: никакие фокус-группы не помогут заранее просчитать коммерческую успешность коробки, заключающей в себе игровое поле, фишки, кубики и карточки.

В 1934 году американскому безработному Чарльзу Дэрроу не удалось продать идею «Монополии» крупному издателю, но он рискнул выпустить игру за свой счет – и в конце концов она стала мировым хитом. Его пример до сих пор вдохновляет новичков трудного рынка. За похождениями одного из таковых мы решили проследить.

С клетки «Старт»

Производством настольных игр под брендом Bonko Games предприниматель Татьяна Бондаренко занялась с мужем чуть более года назад. Расчет был абсолютно коммерческим, а вовсе не вырастал из хобби: коллекционированием «настолок» в их семье никто никогда не занимался, на игровых форумах не пропадал, в модных игротеках не участвовал.

Зато предпринимательский опыт за плечами уже был: в свое время Татьяна оставила стабильную, но невероятно скучную карьеру банковского служащего и ушла в , открыв сначала собственную небольшую типографию, а затем частную гостиницу для собак. А в промежутке успела позаниматься «потоковым» копирайтингом, что научило ее писать много и без творческих кризисов. Этот полезный навык оказался весьма кстати и на ее новом, настольно-игровом поприще.

Если разобраться, то рынок настольных игр в России весьма молод. Еще лет десять назад казалось, что компьютерные игры одержали в нашей стране окончательную и безоговорочную победу над настольно-печатными, поскольку из последних в продаже можно было обнаружить лишь бесхитростные «ходилки» для детей младшего возраста, а если повезет – дорогие импортные игры, но без .

Однако с тех пор в России появились и собственные издатели, и бестселлеры – как отечественной разработки, так и выпущенные по западной лицензии – с тиражами свыше десяти тысяч экземпляров. По оценкам самих игроков рынка, сейчас в стране за год выпускается около сотни новых наименований игр.

Между тем Татьяна Бондаренко с максимализмом, свойственным начинающим, разглядела слабые стороны российского рынка и возможности для себя. По ее словам, отечественные разработчики качественных настольных игр до сих пор в дефиците, а магазинные полки в основном забиты так называемыми локализованными играми из Европы и Америки.

При этом лицензии зачастую покупаются не на самые популярные игры (поскольку права на издание западных хитов стоят дорого), а локализация может быть лишь частичной – вплоть до того, что фанатам «настолок» потом приходится самостоятельно скачивать с сайта правила игры на русском языке.

Так что ниша для создателей Bonko Games вырисовывалась очевидная – разрабатывать игры самостоятельно, выпускать не «макулатуру», а продукт высокого качества с приличным дизайном и полиграфией. Идея дебютной игры пришла в голову довольно быстро: решили воспользоваться общественно-политической конъюнктурой и выпустить – аккурат под президентские выборы – игру под названием «Предвыборная гонка, или Кто мог бы стать президентом».

Придумывать игровую механику и антураж было весело: разно­образные «корочки», позволяющие решить массу проблем, машинки с мигалками вместо привычных фишек, поездки по избирательным округам, лоббирование законов…

Над колодой карточек с законопроектами, например, пришлось изрядно попотеть. «Их требовалось пятьдесят, в каждой по шесть законопроектов: всего получалось три сотни только в одной колоде», – оценивает объем проделанной работы Татьяна.

Чтобы игра получилась информационно насыщенной, а тексты – ироничными и полными намеков на реальную жизнь, ей пришлось поднимать все самые громкие политические события за последние несколько лет. Для пущей солидности коробку с игрой было решено стилизовать под строгий черный кейс.

Когда идея легла на белый лист ватмана в упрощенном, схематическом виде, а затем десятки раз была проиграна с несколькими группами «испытателей», настал момент реального вложения денег. На тот момент в распоряжении предпринимателей было всего 350 тыс. рублей.

«Изначально, – с улыбкой рассказывает Татьяна, – мы наивно прорисовывали себе идеальный сценарий: игра придумана, перенесена на ватман, протестирована с учетом разных игровых ситуаций, передана в руки хорошему дизайнеру. Какие могут быть сложности?» Однако придумать игру оказалось гораздо проще, чем издать, а затем продать.

Гонка с препятствиями

Гейм-дизайн изначально был позицией, на которой создатели «Предвыборной гонки» решили не экономить. Старожилы рынка наверняка усмехнутся, но лишь на него стартаперы потратили 120 тыс. рублей. «Художественная реализация «настолки» за такие деньги, при условии что весь оборот игры может составить всего полтора миллиона, – это нонсенс», – соглашается Татьяна Бондаренко.

Однако «товарный вид» для перфекционистов из Bonko Games был превыше всего: хотелось держать марку, начиная с дебютной игры. Игровое поле отпечатали на жесткой каппе, традиционно использующейся для переплета книг, игровые карты и удостоверения перенесли на плотный картон с глянцевой поверхностью. Придуманный антураж изрядно увеличивал конечную смету.

«Мы могли упростить себе задачу и положить в набор вместо фишек-машинок пластмассовые пирамидки, – объясняет Татьяна. – Это стоило бы всего рубль на комплект. Между тем машинка обошлась нам в три рубля. Здесь каждая деталь стоит денег. Когда умножаешь все эти рубли на тираж, получается немаленькая сумма».

Задумку с покерной коробкой и бархатной обивкой внутри реализовать так и не получилось. Оказалось, что все типографии в Москве и области работают только по готовым шаблонам, а специалистов, разрабатывающих упаковку, практически нет. Пришлось выкручиваться и искать варианты поскромнее. Случайно обнаруженная дома коробка с ручкой стала наглядным образцом для производства упаковки-кейса.

Сейчас, когда прошло уже более полугода с момента выпуска игры, Татьяна с сожалением указывает на недостатки: «Внутри коробку так и не смогли сделать, как задумывали. По идее она должна была состоять из двух отделений, в одном из которых фиксировалось бы игровое поле, а в другом располагались все остальные аксессуары.

Когда мы на словах объяснили, что хотим видеть на выходе, нам предложили чудовищно неудобную конструкцию, которая усложнила бы и без того непростую технологию производства и отнимала бы полдня на сборку».

Мучения над одной только коробкой, которая обошлась Bonko Games в 65 рублей за штуку, заставили сделать неутешительный вывод: возможностей для производства по-настоящему качественных настольных игр в России нет. В Китае, как оказалось, идеальный покерный вариант с бархатной обивкой обошелся бы не дороже 40 рублей. Но в данном случае пришлось бы потерять массу времени на согласование макета игры и решение производственных проблем.

Типографии пришлось постепенно приспосабливаться к незнакомому производству, а Татьяне – пройти все «круги ада», которые ежегодно на специализированных выставках описывают крупные игроки рынка. Директор проекта «Правильные игры» Иван Туловский, говоря о перспективах издания «настолок» в России, признается, что за 10 лет формирования рынка у нас так и не научились печатать качественные игры.

В процессе производства, по его словам, необходимо постоянно находиться в типографии, иначе на выходе можно получить продукт, весьма далекий от разработанного макета. Кроме того, стоит заранее быть готовым к приличному проценту брака в виде заломанных карт, неровных полей и несовпадения цветовых оттенков.

При создании «Предвыборной гонки» испортили сто игровых полей. «Когда они были отпечатаны, оказалось, что в типографии никто не может их правильно вырубить, – вспоминает Татьяна. – Нам с мужем пришлось показывать, как это делается.

На глазах удивленных работников мы прикладывали линейку к игровым полям, разрезали каппу большим макетным ножом и в сложенном виде отправляли в коробку». «Самообслужившись» таким образом в типографии, стартаперы получили игровые поля по цене 28 рублей за штуку. А типография приобрела бесценный опыт по производству «настолок».

Старожилы настольно-игрового рынка любят шутить, что любая задача, которая технически сколько-нибудь сложнее производства пазлов, подавляющему большинству российских типографий не под силу. Проблему каждый издатель решает по-своему.

Так, компания «Мир хобби», познакомившая отечественного потребителя с такими западными бестселлерами, как «Колонизаторы», «Каркассон» и «Манчкин», давно пришла к выводу: печатать игры европейского качества в России все-таки можно – только для этого требуется создавать свое собственное производство. Поэтому весь постпринт компания выполняет на двух собственных производственных площадках в Ивановской и Калужской областях.

На выпуск «Предвыборной гонки» тиражом 2 тыс. экземпляров у супругов Бондаренко ушло в итоге около 700 тыс. рублей – очень скромная, по оценкам Татьяны, сумма. Однако производственные проблемы изрядно выбили Bonko Games из графика: игру удалось выпустить не к октябрю 2011 года, как планировалось, а лишь к февралю 2012-го.

К реальным мартовским выборам в России успели, но упустили часть времени, которое могло обеспечить эффективные продажи: лето уже было не за горами. «Лето – это время, когда все игрушечники бедствуют, – признается Татьяна. – Мы очень зависим от оптовиков, которые подбирают товар в зависимости от сезона. С июня по август они предпочитают закупаться надувными кругами, мячиками и скакалками, а не настольными играми».

Попробуй продай

Мысль поэксплуатировать в ком­мерческих целях выборную тематику, похоже, витала в воздухе. За полгода до релиза «Предвыборной гонки» на рынке появилась похожая социально-политическая игра – «Выборы президента» от «Дрофы-Медиа», разработчика и производителя детской игровой продукции. Со сроками выпуска у этого старожила рынка все было в полном порядке, и, похоже, компания успела снять сливки.

Как утверждает Ольга Посева, начальник отдела реализации «Дрофы-Медиа», поначалу у их «настолки» были хорошие продажи, но после мартовского события интерес к ней поостыл. «Хитом продаж игра не стала, но мы и не делали на нее особой ставки, – комментирует она. – После выборов это стал средний товар, который просто пополнил нашу ассортиментную линейку».

В отличие от более именитого конкурента, Bonko Games делает на своего первенца высокую ставку, поскольку ничего другого в портфеле четы Бондаренко пока нет. И сейчас, прямо на марше, им приходится выстраивать сбытовые каналы. Работа с крупными магазинами напрямую, минуя оптовое звено, оказалась делом хлопотным и требующим таких трудозатрат, какие неразумны для издателя с пока еще мизерной продуктовой линейкой.

Розница уже продемонстрировала своенравие по отношению к издателям «Предвыборной гонки»: в одном московском торговом доме не оценили иронии игры, видимо, почувствовав какой-то «опасный» политической подтекст, и неожиданно сняли ее с продаж и удалили из ассортиментного списка магазина. Зато через оптовиков удалось поставить игру на полки некоторых «Ашанов» и за первые три месяца продать 120 экземпляров.

То, почему полки многих российских магазинов в основном заполнены настольными играми экономкласса, тоже недолго оставалось секретом для молодых издателей. Оказалось, что такова изначальная установка и самой розницы, и оптовиков.

Товару в ценовой категории «выше среднего» и «премиум» в принципе сложнее пробиться на полки, чем «макулатуре»: нужны дополнительные аргументы в пользу того, что игра будет хорошо продаваться, а предложить их малоизвестному издателю бывает сложно.

По словам Натальи Урусовой, владельца интернет-магазина настольных игр Igrocity.Ru, ценовой диапазон наиболее ходовых игр в России – от 500 до 1 500 рублей. При этом предпочтение отдается играм семейным или для компаний. А «Предвыборная гонка» от Bonko Games оказалась недешевой.

«В офлайне» она появилась по цене 1 600 рублей, в интернет-магазинах «Комус» и «Суперфишка» – по 1 150. Оптовая партия отправилась на Урал по цене 750 рублей, но можно смело предположить, что дальнейшие наценки в оптовом и розничном звеньях увеличили стоимость минимум в два раза.

Еще один хорошо зарекомендовавший себя способ продвижения настольных игр, пока не задействованный Bonko Games, – игровые мероприятия в клубах, барах и пабах. Интерес здесь может быть обоюдным: заведение получает наплыв посетителей, а издатель, помимо популяризации игры, может рассчитывать на то, что кто-то из участников решит приобрести экземпляр «для дома, для семьи».

Затраты издателя при этом исключительно организационные – предоставить своего аниматора, который на уровне проведет мероприятие. Примечательно, что издатели раскрученных игр могут даже рассчитывать при этом на небольшое вознаграждение от заведения.

Встает закономерный вопрос: стоит ли пускаться во все тяжкие собственного производства и сбыта настольных игр? Нельзя ли просто разработать механику и проект игры, чтобы продать издателю?

Крупные российские издатели, похоже, и впрямь уже доросли до того, что готовы покупать такой продукт на стороне – и даже начали публиковать соответствующие объявления в Интернете. Условия, правда, на поверку оказываются не слишком привлекательными для разработчика: 20 тыс. рублей или доллар с проданной коробки.

«Эффективный» тираж, как признают сами участники индустрии, начинается с тысячи коробок, а продажи большинства игр составляют не более чем тысячу–другую экземпляров. Выходит, на продаже идеи игры много не заработаешь: это скорее удел любителей-одиночек, занимающихся разработкой из любви к искусству. Так что этот вариант создатели «Предвыборной гонки» изначально даже не рассматривали.

По словам Татьяны Бондаренко, за первые полтора месяца присутствия на рынке удалось продать 400 коробок «Предвыборной гонки», а за полгода – более половины тиража. По меркам российской настольно-игровой индустрии – результат неплохой.

Первый опыт, впрочем, располагает к самоанализу. Очевидный вывод: на одной игре не проживешь, нужен портфель. Чуть менее очевидный: не «премиумом» единым должна жить компания, хорошие «экономигры» в ассортименте ей тоже не повредят.

Переход на новый уровень

Элемент случайности, который придает играм такой азарт, в полной мере присутствует и в самом бизнесе «настольщиков»: никогда не знаешь, какая игра по-настоящему «выстрелит» в рознице. Накладывает свой отпечаток и экономика: игра с гениальным «движком» вполне может оказаться столь дорогой в производстве, что при сложившемся на рынке уровне цен не найдет своего покупателя.

Иван Туловский из «Пра­виль­ных игр» объясняет большой процент присутствия на рынке именно локализованных западных продуктов тем, что российские издатели стараются идти по пути минимизации рисков. Игра, ставшая хитом за рубежом, – это хоть какая-то гарантия того, что и в России такой продукт будет хорошо продаваться.

И тем не менее в Bonko Games по-прежнему намерены рисковать, выпуская игры собственной разработки. Ограниченность финансовых ресурсов, впрочем, вынуждает изменить тактику.

Идеальный сценарий налаженного и выгодного производства представляется теперь Татьяне Бондаренко так: нужно запустить линейку игр в эконом- и среднеценовом сегментах, которая обеспечит более или менее стабильный денежный поток и позволит зарабатывать на то, чтобы издавать время от времени по-настоящему серьезную и дорогую игру.

Портфеля из пяти наименований должно хватить, чтобы начать стабильно выпускать на рынок по 3–4 игры в год. «Праздновать победу можно будет тогда, когда ассортимент составит хотя бы 30 игр, а наша марка станет узнаваемой на рынке», – прикидывает Татьяна.

«На стапелях» у предпринимателей уже несколько экономигр в «фирменном» ироничном стиле, стоимость которых в рознице должна составить 350–400 рублей. В одной из них – карточной «Акулине» – персонажи стилизированы под XVIII век, а к игре будет прилагаться неожиданный антураж – очки и темный платок – для создания образа несимпатичной героини тем, кто проиграет.

Более отдаленная цель – дорогая игра «Золотая лихорадка», предлагающая игрокам разбогатеть на прииске; для нее уже придумана игровая механика и набор игровых предметов – муляж золотого слитка, металлические монеты, состаренный кожаный мешочек для денег и нестандартная упаковка в виде рюкзака старателя.

Всего у Bonko Games в разработке – более 25 проектов. Некоторые из них продуманы до мелочей и уже практически готовы для создания гейм-дизайна. В отличие от финансовых ресурсов, идей у стартаперов – вдоволь.