Какие обязанности имеет сотрудник ДПС на посту и дороге? Как сотрудник и водитель должны себя вести по закону? Что будет, если проигнорировать требование сотрудника гибдд об остановке транспортного средства Остановка без причины

Сегодня в России стала обыденной и привычной ситуация, когда сотрудник ГИБДД небрежным взмахом жезла останавливает на дороге проезжающий мимо транспорт. Причина остановки может быть самая разная, однако водителю следует знать, на каких основаниях может останавливать транспорт сотрудник полиции, исполняющий служебные обязанности. Согласно полицейской инструкции сотрудник ДПС после взмаха жезлом должен указать место остановки транспорта.

Причины остановки транспорта сотрудником ДПС

Инспектор ГИБДД не имеет право останавливать автомобиль без причины, для остановки ТС должны быть основания. Основания для остановки машины приведены в новом , вышедшем в октябре 2017 года. В соответствии с ним инспектор ГИБДД имеет право останавливать для:

  1. Проверка документов, как на автомобиль, так и у водителя, при наличие данных о совершение им преступлений.
  2. Наличие нарушений ПДД со стороны водителя, установленных визуально или с помощью технических средств. Например, если водитель свет светофора, совершил полосы или на трассе, которое было зафиксировано радаром, то инспектор, заметивший данное нарушение, имеет право остановить его для оформления постановления о административном правонарушении.
  3. Информация о нахождении в автомобиле людей, причастных к совершённому ранее ДТП, преступлению или иному правонарушению. Эти сведения могут поступить инспектору различным способом: в качестве ориентировки, информации от дежурной службы, как сведения, переданные по рации с патрульной машины или предыдущего поста, как показания свидетелей происшествия и т.д.
  4. Нахождение автомобиля в списке разыскиваемых машин.
  5. Наличие данных о водителе или пассажире машины как свидетеля происшествия, у которого необходимо снять свидетельские показания.
  6. Потребность использования пассажира или водителя в роли понятого при расследовании ДТП.
  7. Необходимость производства регулировочных или распорядительных действий, требующих остановки автомобиля, например, поочередное движение на узком участке дороги, регулируемое представителем Госавтоинспекции.
  8. Предоставление машины для помощи пострадавшим, медицинским работникам или полицейским в исполнении служебных обязанностей. В случае предоставления своей машины водитель может управлять своим ТС, а полицейский находится рядом. По требованию водителя сотрудник ДПС обязан выдать ему справку с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования подразделения Госавтоинспекци
  9. Проведение специальных оперативных полицейских мероприятий, выполняемых на основании письменных приказов, распоряжений и постановлений полномочных государственных органов.
  10. В случае возникновения на дороге опасной ситуации для людей, например, обвал дороги, ее ремонт и т.д.

Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, осуществления распорядительно-регулировочных действий, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем с включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения.

В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения в данном месте.

Кроме сотрудников автоинспекции останавливать автомобиль по могут регулировщики, к которым относятся дорожные работники, работники железнодорожных переездов и паромных переправ

Как должен останавливать ТС, какие документы предъявляет инспектор

Одним из поводов для остановки является проверка документов. Если раньше проверка документов по закону должна была производиться только на стационарных постах ГИБДД, то новому регламенту остановить машину для проверки можно в любом месте.

После остановки машины сотрудник Госавтоинспекции, согласно пунктам 45 и 89 Административного регламента должен сделать:

  1. Представиться, назвать свою должность, звание и фамилию.
  2. Предъявить по требованию водителя служебное удостоверение.
  3. Сообщить причину и цель остановки.
  4. Изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов.
  5. При привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого — разъяснить им права и обязанности.

При наличии этих причин автолюбитель обязан выйти из машины, в других случаях покидать свой автомобиль он не обязан. Также водитель не обязан он садиться в служебную машину ДПС по приглашению инспектора или идти в служебное помещение за исключением случая, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Следует помнить, что передавать документы на проверку водитель обязан только полицейскому (инспектору ГИБДД или ДПС). Сотрудникам других служб, имеющим право останавливать для проверки машины на специальных постах (ветеринарных, санитарных, таможенных и т.д.), водитель не обязан представлять документы.

Инспектор ДПС может потребовать открыть багажник или капот. Это требование законно, но процедура называется досмотром и требует составления протокола досмотра транспортного средства, а также присутствия понятых или съемки процесса досмотра на видеокамеру. Подробнее о различиях между досмотром и осмотром читайте .

Сотрудник ГИБДД имеет право предложить водителю выйти из машины в случаях:

  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Видео: Общение с ГИБДД- Досмотр автомобиля, правила досмотра транспортных средств

Действия водителя при остановке инспектором ГИБДД

Правила обязывают водителя ДПС. При этом он должен выполнить следующие действия:

  • убедиться, что манёвр по остановке машины не создаст препятствий для других участников движения;
  • включить сигнализацию правого поворота и припарковаться у правого края дорожного полотна или на обочине;
  • если водитель не уверен в правильном выборе места остановки, то нужно включить аварийную сигнализацию, чтобы можно было оправдать неправильную парковку неисправностью машины.

Следует помнить, что неправильная парковка может повлечь наказание в виде дополнительного штрафа. Если остановка произошла на большом расстоянии от инспектора, то водитель может сдать назад задним ходом, если позволяет ситуация. Инспектор, остановивший машину, должен сам подойти к ней и представиться водителю, указав своё звание, фамилию, занимаемую должность и основание остановки.

Документы, проверяемые сотрудником ДПС

  • водительское удостоверение;
  • полис ОСАГО;
  • путевой лист или патент на право коммерции в сфере перевозки грузов и пассажиров;
  • удостоверение инвалида при установке на автомобиле соответствующего опознавательного знака.

Кроме указанных документов полицейский не вправе требовать от водителя каких-либо других бумаг.

Являясь участником дорожного движения, каждый водитель задумывается над вопросом, какими полномочиями обладает инспектор ГИБДД, когда он имеет право остановить водителя, и имеет ли сотрудник право остановить машину, если водитель не нарушает правила дорожного движения.

Нормативная база

Для начала установим какими нормативными документами руководствуется сотрудник ДПС при несении службы по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Принимаемые законы постоянно изменяются и дополняются. Рассмотрим действующие в 2020 году законы и нормативно-правовые акты.

После отмены Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения, МВД России приказом от 02.03.2009 N 185 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2009 N 14112).

В октябре 2017 года вступил в силу новый Административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (приказ МВД России от 23.08.2017 N 664), который детализировал права и обязанности водителей и инспекторов ДПС.

Именно данный регламент и определяет основные права, обязанности и полномочия сотрудников ГИБДД при общении с водителями и пешеходами.

В каких случаях инспектор ГИБДД имеет право остановить транспортное средство

В соответствии с действующим законодательством остановить движущее транспортное средство сотрудник ГИБДД имеет право в случаях:

  1. установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. То есть при нарушении водителем ПДД, инспектор имеет полное право остановить нарушителя;
  2. наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения.;
  3. наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании автомобиля в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске. В этом случае может быть остановлено практически любое транспортное средство;
  4. необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  5. необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  6. выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  7. необходимость использования транспортного средства водителя для выполнения возложенных на сотрудников ГИБДД обязанностей;
  8. необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  9. проведение на основании распорядительных актов руководителей ОВД, ГИБДД специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов. Обычно такими мероприятиями является операция «трезвый водитель», проходящая в праздничные дни;
  10. проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

Более подробно о причинах и основаниях для остановки водителя инспектором ГИБДД

Новое. С 2017 года Административным регламентом предусмотрено право по остановке транспортных средств для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, не только на стационарных постах ДПС.

Действия сотрудника ГИБДД при остановке транспортного средства

Действующими нормативно-правовыми актами четко регламентированы действия сотрудника ГИБДД при остановке ТС.

Так, в соответствии с Административным регламентом МВД требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Таким образом, Анализируя действующее законодательство, установлено, что инспектор ГИБДД имеет право остановить автомобиль даже жестом руки, без применения иных технических средств. При этом не допускается останавливать автомобили на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения.

Действия сотрудников ГИБДД после остановки автомобиля

В соответствии с вышеуказанным Административным регламентом МВД РФ сотрудник ГИБДД, остановив транспортное средство, должен без промедления подойти к водителю, представиться, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить им их права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Важно. При представлении инспектор ГИБДД должен назвать свою должность, специальное звание и фамилию.

Остановка с целью проверки документов

Основной причиной остановки водителей является проверка документов.

Рассмотрим правила проверки документов у водителей. Согласно п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Об ответственности за управление автомобилем без полиса ОСАГО можно прочитать в статье по ссылке.

Справочно. С 2016 года на водителя возложена обязанности представлять также и документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид".

О правилах проведения проверки документов инспектором ГИБДД можно прочитать в статье по ссылке.

Следует обратить внимание, что в случае отсутствия необходимых документов и нежелание их представления водителем, помимо административной ответственности по ст. 12.3 КоАП РФ, инспектор может применить ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции).

Практика привлечения водителей к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ свидетельствует, что данная статья применяется при применении водителями специальных удерживающих средств для документов (цепочки).

Так, один из водителей был остановлен инспектором ДПС для проверки документов. Водитель предъявил документы: водительское удостоверение и свидетельство о регистрации ТС, скрепленные друг с другом на цепочке. Водителю было предложено представить документы в развернутом виде, на что водитель ответил отказом, тем самым оказал неповиновение законным требованиям сотрудника полиции. Судья районного суда, пришел к обоснованному выводу о том, что действия водителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.

Предъявление документов на цепочке препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД для проверки.

Доводы водителя о том, что требования сотрудников о предъявлении документов он исполнил, предъявил запрашиваемые документы в специальном удерживающем устройстве, суд посчитал несостоятельными.

Суд в своем решении указал, что Правилами дорожного движения предусмотрена обязанность водителя по требованию уполномоченного должностного лица передать ему для проверки перечисленные в п. 2.1.1 ПДД РФ документы. В нарушение данной нормы водитель предъявил документы на цепочке, не передавая их сотруднику ГИБДД. Водитель должен осуществлять хранение документов таким образом, чтобы при необходимости их проверки уполномоченным сотрудником ГИБДД не возникало препятствий для передачи документов для проверки, однако водитель умышленно скрепил документы зажимным устройством, прикрепив данное устройство на цепочку, которая препятствовала передаче документов сотруднику ГИБДД и дальнейшей их проверке.

Сообразительный водитель был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой предусматривает ответственность в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток или административный штраф.

Остановка транспортного средства при нарушении водителем ПДД

Также как и в случае проверки документов, сотрудник ГИБДД обязан представиться и объяснить причину остановки. При нарушении водителем ПДД и наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сотрудник разъясняет лицу, какое правонарушение им допущено и в чем оно заключается. При этом выясняет, имеют ли место обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В присутствии водителя составляется протокол об административном правонарушении, выносится определение о назначении места и времени рассмотрения дела и выносится постановление по делу об АП.

В случае несогласия с вынесенным постановлением его можно обжаловать в течение 10 дней со дня получения его копии.

Случаи, при которых сотрудник вправе предложить водителю выйти из автомобиля

Законодательством установлены следующие случаи:

  • необходимость устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
  • наличия у водителя признаков опьянения и (или) болезненного состояния;
  • для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • когда требуется участие водителя в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника;

Сотрудник ГИБДД имеет право пригласить водителя занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Наши статьи

Сегодня я расскажу о том, .

Согласно пункту 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в области безопасности дорожного движения являются работники ГИБДД и участковые уполномоченные полиции.

На самом деле, если не знать некоторых нюансов, то кажется, что уж кто-то, а обычный инспектор ДПС имеет право на остановку транспортного средства. Право это у него безусловно есть, только вот не все автомобилисты знают, что действует оно лишь в то время, пока инспектор ДПС находится на службе.

Согласно пункту 32 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД России от 02.03.2009 N 185 (далее, Административный регламент),

Основанием для начала исполнения государственной функции является решение руководителя подразделения о заступлении сотрудников на службу.

Согласно пункту 38 Административного регламента

Основанием для осуществления контроля за дорожным движением является принятое руководителем органа внутренних дел, подразделения решение о заступлении сотрудника на службу.

Согласно п.57 Наставления по организации деятельности дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД МВД РФ от 2.03.09 года № 186 дсп (Далее, по тексту, Наставление)

Дежурный обязан… при подготовке сотрудников, заступающих на службу…выдавать сотрудникам в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами МВД России, … нагрудные знаки (по карточкам-заместителям установленного образца или под расписку в учетной документации).

Согласно п.65.2 Наставления

Заступающие в наряд сотрудники должны… иметь при себе: нагрудный знак и жетон с личным номером.

Согласно п.104.3 Наставления

При получении команды (разрешения) об окончании несения службы наряд ДПС: сдает в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел…нагрудный знак….

Другими словами, нагрудный знак выдаётся инспектору ДПС только на время несения службы. К чему я клоню, наверное, догадались?

Правильно! Если вас останавливает сотрудник ДПС (или человек в форме сотрудника ДПС) обязательно посмотрите на его нагрудный значок.

У сотрудников ДПС значок круглый, в отличие от всех остальных служб полиции, у которых значок имеет овальную форму.

В центре значка под двуглавым орлом должно быть три буквы «ДПС». Снизу код региона и через тире личный номер самого инспектора.

Так вот, если на остановившем ваш автомобиль инспекторе ДПС не оказалось нагрудного значка, значит этот инспектор ДПС на данный момент не находится на службе, регулировщиком не является, а значит, не имеет права на остановку транспортного средства и не вправе составлять протокол об административном правонарушении.

Максимум, он может в этой ситуации выступать свидетелем совершенного вами административного правонарушения, но не более того.

Помимо нагрудного значка, советую обратить внимание вот на какие моменты.

Согласно пункту 41 Административного регламента

При выполнении сотрудниками Госавтоинспекции действий, непосредственно связанных с осуществлением контроля за дорожным движением, использование транспортных средств, не относящихся к патрульным автомобилям, не допускается.

Понятие патрульного автомобиля приведено в пункте 35 Административного регламента

К патрульным транспортным средствам относятся транспортные средства Госавтоинспекции (автомобиль, мотоцикл, автобус), состоящие на балансе в органах внутренних дел и включенные в постовую ведомость. Далее также — «патрульный автомобиль».

Патрульные автомобили могут использоваться в исполнении с нанесенной на наружную поверхность специальной цветографической схемой в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации и оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, а также без указанных специальных цветографических схем и устройств для подачи сигналов.

При этом, в соответствии с пунктом 44 Административного регламента

При контроле за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без специальной цветографической схемы обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных автомобилях со специальной цветографической схемой), которыми в случае необходимости пресечения и оформления административного правонарушения осуществляется остановка транспортного средства.

Другими словами, если инспектор во время патрулирования движется на автомобиле без специальной цветографической схемы, то он не имеет права на остановку транспортного средства.

Окей, с военной автомобильной инспекцией и ДПС разобрались. Давайте теперь, рассмотрим такой вопрос как остановка транспортного средства сотрудником полиции другой службы.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента

Сотрудники других подразделений полиции могут осуществлять в пределах своей компетенции в соответствии с занимаемой должностью административные действия по исполнению государственной функции при проведении на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел совместно с сотрудниками Госавтоинспекции специальных мероприятий по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности

То есть получается, что сотрудники полиции, не относящиеся к ГИБДД, могут нести службу на дороге только совместно с сотрудниками ГИБДД и то только по приказу руководителя органа внутренних дел.

05.2012 №403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» составлять протоколы за нарушение правил дорожного движения могут и другие сотрудники полиции при исполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Указанное подтверждает и судебная практика. Так в своём Решении от 11.04.2011 №ГПКИ 11-372 Верховный суд РФ указал следующее:

Данное право предоставлено этим должностным лицам при условии, что они являются сотрудниками органов внутренних дел, и лишь при осуществлении ими в установленном порядке обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Возьмём к примеру сотрудников патрульно-постовой службы полиции (ППСП). Согласно пункту 218.2 Устава Патрульно-постовой службы полиции, утв. Приказом МВД РФ от 29.01.2008 №80

Патрульные и постовые наряды обязаны предотвращать факты управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения, или лицами, не достигшими возраста, дающего право управления транспортным средством (когда возраст очевиден или известен сотруднику), и в установленном порядке пресекать эти и другие правонарушения, влекущие очевидную угрозу жизни и здоровью граждан, а также, в пределах компетенции, нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Другими словами, просто выйти на дорогу и тормозить кого угодно для проверки документов или, например, выписать кому угодно сотрудник ППСП права не имеет, так как нет очевидной угрозы жизни и здоровью.

А вот составить протокол на пешехода или тормознуть пьяного — это запросто. Поэтому не удивляйтесь, если вы перейдете дорогу в неположенном месте и до вас вдруг начнут докапываться сотрудники ППСП.

Теперь, вы знаете, что одной из их обязанностей является пресечение нарушения Правил дорожного движения пешеходами.

Запомните, что если ваш автомобиль останавливает не сотрудник ГИБДД, а сотрудник другого подразделения полиции, его действия должны в точности быть такими же, какие прописаны в Административном регламенте для сотрудников ГИБДД (то есть представиться, кратко назвать причину остановки и т.п.).

Соответственно и ваши права в разговоре с полицейским такие же, как в разговоре с инспектором ДПС. Поэтому можете потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки.

Надеюсь, теперь вам понятно, кто из полицейских имеет право на остановку вашего транспортного средства.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации, и дан рабочий вариант решения проблемы. Если у вас остались вопросы по теме статьи, то прошу задавать их в комментариях ниже. Спасибо!

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Последние заявления главы МВД Владимира Колокольцева о недопустимости остановки автомобиля без весомого повода, просто для проверки документов, вселяют надежду на прекращение полицейского произвола на дорогах. Тем не менее, как не печально, закон в России зачастую то же, что дышло - как повернешь, так и вышло. Кроме того, чаще он работают в пользу должностных лиц, а не простых граждан.

Мало кто знает, что даже сегодня если инспектор ГИБДД позволил себе остановить ваше транспортное средство без необходимости, он совершил административное правонарушение, за которое статьей 12.35 КоАП предусмотрен штраф до 20 000 рублей для должностного лица. Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует вам будет крайне нелегко - практически невозможно.

Судите сами - согласно пункту 63 «Административного регламента ДПС» основанием для остановки транспортных средств являются:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административное правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;

6) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 «Административного регламента»);

7) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

8) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

9) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Стоит особо подчеркнуть, сотрудник полиции может останавливать транспортные средства только на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. Законными основаниями для проверки документов вне стационарного поста согласно пункту 82 «Административного регламента ДПС» являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого. Обратите внимание, самое «лукавое» основание - это подозрение причастности вашей персоны к совершению преступления.

Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки, но предъявлять ее водителю закон не предусматривает. Так что о проведении спецмероприятия обычно можно судить только по его явным признакам: таким как, например, перекрытие проезжей части, обилие полицейских на дорогах, «кордоны» и патрули ОМОНа, наличие на стражах порядка бронежилетов.

Имейте в виду, если дело дойдет до суда, то там вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов, свидетелствующих о спецмероприятии, и правда выплывет наружу.

То есть, в действительности получается, что полицейский может без труда аргументировать факт остановки вашего авто вне стационарного поста неким «спецмероприятием», не предъявляя на месте никаких доказательств, а для факта проверки ваших документов найдется абстрактное: «Я вас подозреваю!». При этом инспектор не обязан вам растолковывать причины и основания своих подозрений.

Еще одна «засада» кроется в понятии «стационарный пост ДПС». Как водится, и здесь с юридической точки зрения все довольно размыто и невнятно. Вроде бы согласно пункту 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка» все предельно понятно: «Стационарный пост ДПС (СПДПС) - наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями».

Но в то же время в пункте 14 «Административного регламента ДПС» есть маленькая хитрая и двусмысленная пометка: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост полиции и контрольно-пропускной пункт». Это ни в коем случае не означает, что контрольным постом полиции может считаться где угодно припаркованная машина ДПС.

Понятно, что на стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям, поэтому если вас остановили на большом удалении от ближайшего поста ДПС и утверждают, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, у вас есть право ознакомиться со схемой этой самой зоны. Если вам ее не предоставят, следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС.

В праве ли вас остановить сотрудники других структур полиции - не ГИБДД? В этом вопросе «Закон о полиции» и ПДД (пункт 2.1.1) не делает различия между сотрудниками ГИБДД и другими структурами МВД. Однако для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении ими служебных обязанностей (статья 18 «Закона о полиции»).

Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления, для проверки документов и даже предоставляется право производить досмотр транспортных средств... - пункт 25 статья 10 «Закона о полиции».
При этом действия полицейских должны в точности совпадать с действиями сотрудника ГИБДД. Ваши права в разговоре с любым полицейским остаются теми же, что и в разговоре с инспектором ГИБДД.

Вы имейте право потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки транспортного средства. Согласно Приказа МВД №444 от 02 июня 2005, помимо инспекторов ГИБДД составить протоколы по статьям 12.1-12.3, 12.6, 12.7, 12.10-12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники полиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.