Чтение для детей 1 года. Сборники народных потешек и песенок. Какие книги нужны ребенку в год

Пожалуй, никакая другая совместная деятельность с ребенком не оказывает одновременно такого мощного развивающего, воспитательного и эмоционального воздействия на ребенка как чтение. Читая, мы способствуем развитию речи и воображения малыша, учимся концентрировать внимание. Благодаря книгам дети и родители получают огромное поле для разговоров, обсуждая различные ситуации, рассуждая «кто поступил хорошо, а кто плохо и почему». К тому же чтение может стать замечательным вечерним ритуалом, так как помогает успокоиться после шумных игр, спокойно провести время вместе, укрепить отношения между родителями и детьми.

В этой статье вы найдете список книг для детей 1-2 лет. Эти книги помогут вам интересно и с пользой провести время вместе.

Прежде всего, хочу заметить, что большинство книг из предыдущей подборки (от 0 до 1 года) актуальны и в возрасте до 2 лет. Детям по-прежнему интересны сказки с многократными повторениями (такие как Репка иТеремок ), они с удовольствием слушают Барто и другие простые стихотворения.

Итак, вот что вы можете добавить в вашу библиотеку после 1 года:

Стихотворения

Читайте ребенку стихотворения как можно чаще уже сейчас, и когда он начнет говорить первые слова и предложения, он поразит вас своим знанием всех тех стихов, которые вы ему когда-то читали.

Когда в активном словаре ребенка появится уже некоторое количество слов (пусть даже упрощенных), предлагайте ему завершать начатые вами строки. Т.е. прочитав строчку, оставляйте одно слова для малыша «Наша Таня громко …» Позже можете предлагать вашему маленькому слушателю досказать 2-3 слова или даже целую строчку. В итоге, вы не заметите, как ребенок сам начнет рассказывать вам четверостишья.

С. Маршак «Стихи и сказки для самых маленьких »

Думаю, Маршак не нуждается в представлении, все наше поколение выросло на нем. Это тот поэт, с которым нужно знакомиться в числе первых. Из всех сборников Маршака этот, на мой взгляд, самый достойный – отличная подборка произведений и иллюстрации в целом хорошие (если вас не смущает верблюд в узбекском халате и другие животные в одежде ).

А. Барто «Игрушки»

Барто - классика на все времена. Эти стихотворения понятны каждому малышу, они очень легко ложатся на слух и быстро запоминаются.

Е. Карганова «И громко, и на ушко»

Екатерина Карганова – еще одна замечательная советская детская поэтесса. На мой взгляд, ее произведения (во всяком случае, в этом сборнике) чем-то напоминают Барто.

В этой доброй, светлой книжке собраны самые простые, самые «малышковые» стишки. А иллюстрации приятные, ненавязчивые.

«Сюзон и мотылек. Французские народные песенки


И снова короткие забавные стишки. Да еще и в иллюстрациях Конашевича – идеальное сочетание. Эту книжку хочется перечитывать снова и снова, у нас она долго была в числе любимых.

А. Орлова «Яблочки-пятки»

Об этом сборнике упоминалось ранее здесь.

Джулия Дональдсон «Хочу к маме»

Вообще произведения Дональдсон, на мой взгляд, хорошо подходят для детей после двух лет, но эта – исключение. Тема здесь уж очень понятная даже для самых маленьких – обезьянка потеряла маму и пытается ее найти. История (которая, кстати, в стихах) очень душевная и совсем не грустная. Надо видеть какое у моей дочери каждый раз счастливое лицо, когда на последней странице обезьянка таки находит маму.

Книжка хорошо подходит для чтения с 1,5 лет.

Джек Тикл «Очень ленивый лев»

Изюминка этой книги заключается в объемных и к тому же двигающихся иллюстрациях. Открывая и прикрывая страницы, вместе с малышом вы будете наблюдать, как бегемот открывает и закрывает рот, муравьед ест муравьев и т.д. В общем новые впечатления гарантированы как для ребенка, так и для родителей:) Сами стихотворения в книге довольно складные, несмотря на то, что переведенные.

Сборники стихотворений и сказок

Большие сборники стихотворений разных авторов тоже не стоит обходить вниманием. Если издательство готовило сборник с душой, то в нем обычно собирается самое лучшее из творчества разных поэтов, в том числе не столь популярных, но не менее талантливых. Мы, например, в 1-2 года активно читали вот такой сборник от издательства АСТ:

В нем можно найти одни из самых известных творений Михалкова, Маршака, Чуковского, Токмаковой, Успенского, Машковской и т.д. В общем, полный набор. Иллюстрации тоже очень хорошие, рисованные, не компьютерные, многие знакомы мне по моим детским книжкам. Не нравится здесь, пожалуй, только аляпистая рамка по краям страниц, непонятно зачем добавленная издательством, но очень скоро на нее перестаешь обращать внимание

«»

Еще один великолепный сборник, который я тоже горячо рекомендую. В книжке очень добрые, понятные для 1-2 летнего ребенка небольшие стихи и сказки. Все они хорошо знакомы нам с вами с детства. Здесь и «Багаж» Маршака, и «Про девочку, которая плохо кушала» Михалкова, и «Кто сказал «Мяу»» Сутеева. И еще много-много всего. Правда, стоит заметить, если вы уже купили сборник Маршака, о котором упоминалось выше, то некоторые произведения здесь будут повторяться.



Сейчас в продаже появился еще один замечательный сборник, объединенный иллюстрациями Сутеева –«Самая лучшая книга в картинках В. Сутеева » . Многое здесь пересекается с «Большой книгой сказок и стихов», плюс добавлено немного Чуковского, немного Остера, Пляцковского и др, всего 500 страниц! Раньше мне не попадалась такая изумительная подборка в одном месте, большинство из этих произведений я покупала по отдельности.

К. Чуковский «Сказки»

Чуковский – неизживаемая классика.

«Книга-мечта о том самом зайке для тех, кому от 1 до 3 »

«Книга-мечта» – это одна из тех книг, которые становятся у малышей любимыми. На ее страницах зайка оказывается в очень близких и понятных для ребенка ситуациях: провожает папу на работу, кушает, едет в гости к бабушке, болеет, идет в садик, и т.п. На примере зайки малышу легко объясняется, почему нельзя убегать далеко от родителей, почему, когда болеешь, обязательно нужно пить лекарство и т.д. Зайка становится настоящим другом, еще бы, ведь его жизнь так знакома ребенку. Малыш непроизвольно строит аналогии со своей жизнью, что вдобавок ко всему, способствует развитию ассоциативного мышления.

Еще одно достоинство книги: в тексте даны хорошие подсказки для родителей о том, какие вопросы можно задать ребенку во время прочтения.

Вторая часть книги состоит из не очень удачных, на мой взгляд, потешек и коротких обучающих историй на темы один-много, широкий-узкий, взрослый-ребенок и т.п. Я ни в коем случае не против изучения этих понятий, просто, как показал наш опыт, изучать их по этим рассказам малышу скучно.

«Книга-мечта о прогулках зимой и летом … от 2 до 4 »

Остальная часть книги не менее интересна.

Для удобства все истории про зайку, про Таню и Ваню, Митю и Аню можно купить в полном сборнике - Великая книга о Зайке

Эрик Карл «Очень голодная гусеница»

Книжку про гусеницу можно не только читать, с ней можно еще и играть! На большинстве страниц проделаны дырочки – гусеница «прогрызла» все вкусненькое, что попалось ей на пути. Деткам очень нравится исследовать эти дырочки, засовывать в них пальчики. Можно даже вместе с малышом проталкивать в эти дырочки шнурочек, получается, как будто гусеница действительно ползет.

Книга также помогает в освоении счета, дней недели. Иллюстрации немного непривычные, но они замечательные! Текста тоже немного, он добрый и понятный.

Маргарет Уайз Браун «Баю-баюшки луна»

Это немного необычная книга, здесь из страницы в страницу изображается одна и та же комната, но с изменением деталей. Текст стихотворения привлекает внимание ребенка то к одним, то к другим деталям. Малыш будет с удовольствием их отыскивать. Иллюстрации подробные, есть что поразглядывать. Текст очень умиротворяющий, идеальная книга для чтения перед сном.

Книги с клапанами

Книги с клапанами – еще один ваш помощник в развитии мелкой моторики малыша. Эти книги-игрушки полны сюрпризов, здесь за дверцами, грибочками, листочками попряталась разные зверушки, и чтобы найти их, малышу нужно будет самостоятельно отогнуть листочек-клапан. Как правило, дети очень любят подобные сюрпризы, поэтому книги с клапанами приводят их в полный восторг. Приведу в пример несколько подобных творений:

«Муми-тролли. Веселые прятки »

Книга по своей задумке неплохая, но иллюстрации и имена троллей несколько отпугивают. Однако дети народ своеобразный и то, что кажется странным для нас, часто у них является фаворитом. Так и случилось у нас с этой книгой. Был период, когда мы читали ее каждый день по несколько раз. Непонятные имена муми-троллей мы дочке не называли, а просто величали всех троллей бегемотиками: мама-бегемотик, дедушка-бегемотик.

«?»

Эту книгу хочется выделить отдельно, т.к. она несет еще и образовательный характер – знакомит с понятиями большой, маленький, высокий, длинный. А также в ней просто невероятные клапаны – размер слона превышает размер закрытой книги в 4 раза!:) Текста, конечно, здесь совсем мало, весь акцент на картинках. Книга однозначно будет в числе любимых!

Есть еще другие интересные книги с клапанами:

«Где живет птичка? »

Иан Уайброу «Сонный мишка»

«Тук-тук! Кто там? »

Ю. Кумыков «Новогодняя история»

Еще одна книжка-игрушка. Здесь у малыша есть возможность осваивать навыки шнурования. Малышу предлагается «пришнуровать» варежку к ладошке девочки и выполнить другие интересные задания, например, завязать мешок Деду Морозу. Не все, конечно, получится у малыша до 2 лет, но кое-что с маминой помощью сделать можно, а остальное пригодится на потом. К тому же тут очень милое, доброе и понятное стихотворение.

Короткие сказки

Ну и закончу старыми добрыми русскими сказками. Они простые и понятные, в них много повторений, которые так любят дети. После 1 года ребенок начинает понимать все больше разнообразных сюжетов, поэтому предлагаю пополнить вашу коллекцию сказок следующими произведениями народного творчества.

Для годовалых деток лучше выбирать такие книжки со сказками, в которых количество картинок существенно превышает количество текста.

В.Бианки «Лис и мышонок»

Книга притягивает малышей, в первую очередь, своими иллюстрациями. На них много мелких деталей, которые в этом возрасте становятся очень интересны детям. Текста немного, так что для годовалых детишек – идеальный вариант.

""

""

""

""

Ну и не забывайте про эти уже, наверняка, полюбившиеся вам сказки:

«»

«»

С 1 года уже можно пробовать знакомить ребенка с книжками-панорамками . Возможно, что малыш не сразу будет готов к такой радости и будет стремиться оторвать от панорамки что-нибудь заманчивое, тогда нужно будет спокойно объяснить, почему этого делать не нужно. Если же ваши попытки не увенчаются успехом, то стоит отложить книгу на некоторое время. Вот примеры книжек-понорамок:

«»

«»

Вот такая получилась большая подборка.

Сейчас на прилавках магазинов такое разнообразие детской литературы, что многие мамы теряются – какие книги покупать для своего ребенка, что ему будет интересно, на что обратить внимание.

Всем родителям хочется, чтобы ребенок полюбил чтение, увлекся и в будущем много читал.Ведь чтение книг развивает образное мышление, интеллект, позволяет деткам хорошо учиться, формирует грамотную речь и письмо. Книги дарят новые впечатления, интересную информацию, дают ответы на многие вопросы. А совместное чтение с мамой или папой – отличный вариант время провождения, в эти минуты мы с детьми становимся ближе друг другу.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Читайте без принуждения, только если малышу действительно интересно. Дайте крохе возможность поиграть с книгой.

2 . Читайте эмоционально , со сменой интонации, иногда тихо, иногда громко. Так чтобы заворожить ребенка и увлечь его в удивительный мир литературы.

3. Заведите ритуалы .

Например, всегда читайте перед сном, или после завтрака. Мы с дочуркой читаем книги перед прогулкой, перед сном, после завтрака. Да и в течении всего дня она приносит мне книги, порой, чтобы отвлечь меня от какого то дела.

4. Храните книги в доступном для ребенка месте.

У нас выделено отдельная полка для детских книг. Анюта в любой момент может взять ту книгу, которую захочет, может поиграть с ней, полистать, рассмотреть картинки или принести родителям.

Развивающие книги я храню отдельно вне досягаемости, чтобы дочурка не потеряла к ним интерес.

И самое главное – никогда не принуждайте ребенка к чтению . В любом возрасте. Так как насилие порождает протест. У меня есть множество примеров, когда родители заставляли деток читать – все эти уже выросшие дети не читают книг, потому что испытывают внутренний дискомфорт.

Как выбрать книгу для малыша

Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Рисунки должны быть красочные, живописные, а главное – понятные ребенку. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

1. Стихи

Дети от рождения и примерно до трех лет лучше всего воспринимают рифмованную речь. Стихи завораживают и увлекают малышей. А еще тренируют память, ведь слыша рифму очень легко закончить стихотворение. Выбирая стихи для детей от 1.5 лет, не увлекайтесь слишком длинными произведениями: 2 – 4 четверостиший будет вполне достаточно.

Моя дочурка (1.5 г) знает достаточно много коротких четверостиший. Да, она не может их рассказать, но комментирует каждое свое любимое стихотворение на детском языке с добавлением жестов.

2. После полутора лет ребенку становятся интересны сказки .

Конечно, можно начать и раньше. Мы, например, еще до года читали «Колобка» и «Репку», но сказки не увлекали дочурку так, как стихи. Она был к ним равнодушна, но очень любила рассматривать картинки. Вот я и рассказывала ей по картинкам из Колобка свои выдуманные истории.

После полутора лет Анюта проявила интерес к прозе. С удовольствием начала слушать сказки и участвовать в инсценировках на .

Русские народные сказки для малышей содержат очень много повторений. Вспомните «Колобка» с его песенкой: «Я от дедушки ушел,…» или «Теремок» — «Кто-кто в теремочке живет? Я – мышка-норушка…». Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В этом возрасте можно читать и более длинные истории. Такие, которые вы сможете прочесть ребенку за один раз. Например, сказки В. Сутеева. У них легкий увлекательный сюжет и чудесные иллюстрации, которые выполнены самим автором.

Анютка любит сказку «Что это за птица?» и «Теремок». Еще из репертуара Сутеева можно читать сказки: «Цыпленок и Утенок», «Кто сказал мяу?», «Три котенка», «Кораблик», «Яблоко».

Регулярное и неоднократное чтение сказок поможет вашему ребенку расширить свой словарный запас. Тем более что в этом возрасте у деток появляется много новых слов, они повторяют все услышанное. Сказки вам станут хорошим помощником: помогут малышу научиться систематизировать, запоминать и сопоставлять слова с конкретным объектом.

3. Развивающие книги

Таких книг множество, главное выбирать те, которые поддержат интерес и увлечения вашего малыша.

Анютке нравятся книги, которые учат счету . Она легко запоминает цифры, благодаря рифмам и игре. Мы пересчитываем животных на картинках, рассматриваем, как пишется цифра, дочурка запоминает последовательность счета.

Возраст 1-2 года – очень интересный и ответственный для родителей: ребенок постепенно превращается из младенца в разумного исследователя окружающего мира. Умственное развитие малыша на втором году жизни происходит значительными темпами, и самое главное – он учится говорить. Совместное с мамой чтение книг является для маленького ребенка не только увлекательным впечатлением, но и важным делом, формирующим мышление, интеллект и даже будущую грамотную речь. Таким образом, взрослому в этот период нужно постараться привлечь кроху к книжкам, показать ему радость чтения. Какие же книги стоит приобрести родителям детей от года до двух? Предлагаем вашему вниманию наши рекомендации и большую подборку книжек для маленьких читателей второго года жизни.

Какими должны быть книги для детей 1-2 лет?

Ребенок в 1-2 года только начинает познавать мир литературы, поэтому рекомендации в выборе книжек остаются такими же, как для детей до года (). Кратко повторим основные:

  1. Иллюстрации должны преобладать над текстом. И, конечно же, быть качественными.
  2. Сам текст не должен быть длинным, иначе ребенок просто не сможет долго фокусировать внимание. Предпочтительны короткие стишки и сказки.
  3. Книга должна быть безопасной. Не стоит покупать книжки сомнительного происхождения, с резким «химическим» запахом. Если малыш еще имеет привычку пробовать всё «на зубок», не давайте ему бумажные книги в свободное пользование.

Лучшие книги для детей в 1-2 года

Достаточно сложно выделить «лучшие» книги, поскольку современный книжный рынок прямо-таки изобилует детской продукцией на любой вкус. Но, пожалуй, назвать лучшими можно те книги, которые уже были проверены и стали любимыми во многих семьях. Не факт, что каждая из них понравится именно вашему ребенку, поэтому ориентируйтесь в выборе на свои вкусы и наблюдения за предпочтениями своего малыша.

Мы приведем выборку произведений классических и современных, отечественных и иностранных, стихотворных и прозаических. Большинство книг прекрасно подходят как для годовалых малышей, так и для двухлеток, но некоторые будут очень интересны ребенку в 1-1,5, другие же становятся актуальны ближе к двум годам. Разницу в развитии детей второго года жизни мы также постарались учесть в своем обзоре.

Книги, наиболее актуальные в 1-1,5 года

Мало какой годовалый малыш в состоянии сконцентрировать внимание хотя бы на минутку, чтобы посмотреть картинки и послушать мамино чтение. Поэтому, чем ребенок младше, тем лаконичнее должно быть содержимое показываемых ему страничек.

Книжки с предметными картинками

Книжки с предметными картинками соответствуют рекомендациям педагогов к книгам для самых маленьких. Простые изображения предметов на белом фоне понятны крохе, они не рассеивают его внимание и воспринимаются с интересом. Выбирайте книжки с реалистичными картинками, хорошо, если это будут фотографии:

или качественные иллюстрации:

Удачно, если книга имеет игровые элементы:

или разбирается на отдельные карточки:

Книжки-пышки

Книжки-пышки нравятся детям даже больше, чем классические книжки-картонки, потому что их очень легко перелистывать маленькими пальчиками. Такие книжки прочны и «живучи». Они могут быть сделаны в формате вырубки или просто иметь скругленные уголки. Интересный вариант – подборка книжек-пышек в виде животных:

Есть «пышки» с классическими сказками (разумеется, в сокращенном виде) и простыми стишками:

Мягкие книжки для купания

Книжки для купания можно использовать не только как игрушку для ванны. Они отлично подходят для первого «чтения» тем деткам, которые пока очень любят облизывать и обгрызать всё, что их заинтересовало – обычно это малыши в возрасте до 1 года 3 месяцев.

Универсальные книжки для детей от 1 до 2 лет

Книжки-вырубки

Книги-вырубки привлекают всех маленьких детей, и понятно, почему. Вот, например, любимый детский персонаж – котик, который присутствует на обложке и каждом развороте, да еще и в сопровождении потешек на «кошачью» тему:

Серия «Зверята» от издательства Лабиринт покорит ребенка (да и его родителей!) с первого взгляда. На каждой страничке – трогательные звери-малыши и коротенькое четверостишие:

Сборники народных потешек и песенок

Для годовалых малышей, как и для детей до года, актуальны книги-сборники потешек, пестушек и песенок для самых маленьких. Классика – проверенные несколькими поколениями иллюстрации Васнецова, милые и неяркие:

Книжки со стихами русских поэтов

Как известно, стихотворную речь дети воспринимают лучше всего, поэтому в библиотечке родителей годовалого карапуза книжки со стихами занимают свое почетное место. Наверно, никому не нужно доказывать прелесть стихотворений Агнии Барто:

Корнея Чуковского:

Сергея Михалкова:

Самуила Маршака:

Андрея Усачева:

Елены Благининой:

Бориса Заходера:

Валентина Берестова:

Ирины Токмаковой:

Зинаиды Александровой:

Не будем забывать и других замечательных поэтов – Михаила Яснова с его знаменитым «Чучелом-мяучелом»:

и Ивана Демьянова:

Некоторые современные поэты тоже очень радуют маленьких читателей и их родителей. Ярчайший пример – книга «Яблочки-пятки» Анастасии Орловой:

Много на книжном рынке и замечательных стихотворных сборников, содержащих произведения нескольких авторов:

Коротенькие сказки

Ребенок старше года с удовольствием (хотя, возможно, и недолго) послушает и простые русские народные сказки:

Книги с клапанами и движущимися элементами

Клапаны, задвижки, колесики – игровые элементы, приводящие малышей в восторг! Подцепить пальчиком клапан и найти то, что под ним спрятано, покрутить колесико, сдвинуть картонку-задвижку – всё это кроха сделает с огромным удовольствием. А мама тем временем прочитает стишок или сказку из книжки.

Книги зарубежных авторов

Другие, такие же милые и незамысловатые книжечки для самых маленьких (несмотря на то, что некоторые имеют маркировку «2-4 года», «3-5 лет», они вполне подходят и для детей меньшего возраста):

Несколько хороших сборников как русских, так и зарубежных стихов выпустило издательство «Махаон»:

Необычные книги

Как бы взрослые не возмущались «странности» этих произведений, дети от них обычно без ума! Самые яркие авторы необычных книг – это Эрик Карл:

и Эрве Тюлле:

Книги, наиболее актуальные для детей от 1,5 лет

Конечно, все возрастные разделения довольно условны. Но большинство детей старше полутора лет становятся более усидчивыми и Примерно с 1,5 лет можно познакомить ребенка, к примеру, с творчеством Джулии Дональдсон. Наверно, самая простая и понятная для малышей – книга «Хочу к маме», рассказывающей о маленькой обезьянке, которая потерялась и ищет в джунглях маму. Ближе к 2 годам актуальны будут и «Груффало», и «Если в домике тесно», и «Улитка и кит», и «Суперчевячок», и «Человеткин»:

Среди прозаических произведений хотелось бы выделить короткие сказки и картинки Владимира Сутеева:

маленькие сказки Геннадия Цыферова:

сказки о Пифе и других милых персонажах Остера:

книжки-картонки с коротенькими историями о зверях-малышах:

короткие рассказы о природе:

Издательства выпускают также сборники для маленьких читателей, содержащие как стихи, так и сказки:

Надеемся, что каждая мама найдет в приведенном списке именно те книги, которые понравятся ее ребенку. Ежедневное совместное чтение, определенно, стоит сделать семейной традицией. Возможно, малыш пока не всё понимает, но близость мамы, звучание ее голоса и яркие впечатления от иллюстраций наверняка сделают чтение книг важной частью жизни крохи.

Доброго дня, дорогие читатели! Вы любите читать своим малышам? Спрашиваю не просто так. Считается, что от интереса родителя к произведению, напрямую зависит интерес крохи! Для детишек это ритуал, важно его выстроить правильно, чтобы не перебить аппетит карапуза.

Понимаете, книжные издания, это один из способов знакомства сорванца с миром. Поэтому требуется с грамотным подходом относиться к выбору литературы. Какими должны быть книги для детей 1 2 года? Каковы требования к их оформлению и на что обратить внимание при покупке?

Я постараюсь ответить на эти вопросы, основываясь на свой личный опыт.

Не зря я решила сначала осветить этот момент. Ведь от этого и зависят требования, которые стоит учитывать при приобретении печатных изданий. 1 ― 2 года, это время познаний!

Скажите, Ваш малыш более спокойный или он метеор (сейчас тут, через секунду его нет)? Личные особенности тоже играют роль. Легко ли заинтересовать чадо? У всех по-разному. Но в той или иной степени все дети стремятся изведать что-то новое и быстро переключаются.

Замечали? Многие это стараются компенсировать изобилием игрушек. Но тем самым родители провоцируют непоседу на ещё большую активность. Суперскоростных нужно чем-то интересовать таким, где он может посидеть и успокоиться. Хоть пару минут по нескольку раз в день. Понимаете, к чему это я веду? В зависимости от интересов и продукция должна быть книжная.

А ещё это время активного лепета! С каждым днём, а иногда и часом, малышата набирают скорость речи. Но важно не только многообразие словарного запаса, но и качество. Вот от этих особенностей и зависит, что читать детям.

Требования к оформлению

Интересно, попадалась ли Вам продукция, которая явно пестрит ошибками? И не только пунктуационными, но и орфографическими. Это у нас уже мозг сформирован. А у детишек только закладывается понятие, что такое хорошо, что такое плохо. Это я образно говорю о культуре произношения слов. Если с малолетства читать неправильные названия, звукосочетания, несвязанные тексты, это закрепится в голове. А в школе будет сложно переучиваться.

  1. Грамотность оформления, поэтому главное требование. Ну хотя бы в глаза явно не бросалось.
  2. Картинки должны явно превосходить по объёмам текст. Хорошо, когда иллюстрации яркие и чёткие.
  3. Но у особо ярких обращайте внимание на качество краски, чтобы не мазалась и не пахла отвратительно. Для ребёнка же берёте.
  4. Тексты выбирайте небольшие, потому что маленькие сорванцы легко перестраиваются с темы на тему. Не любят долго задерживаться у одной пристани!

Уже сравнили эти параметры с имеющимися у Вас дома изданиями? Немного правил, думаю, соблюсти их не так сложно. Но под них ещё надо решить, какие же группы книг должны быть на книжном столе у малютки?

Лучшие произведения

Лучшими назовём не только те, которые подходят по вышеописанные требования. Тут надо определить, что ещё заинтересует привередливого потребителя! И чтобы с пользой это происходило. Ведь это основа выбора для мам? Вот список того, что должно стоять на полке в детской комнате:

  1. Сказки.
  2. Стихотворения, короткие четверостишия. Ведь малыш уже способен запоминать. Скоро он будет радовать Вас, стоя на стуле возле ёлочки, рассказывая, первый в его жизни стих! И если пока дитя не воспроизводит прочитанное, это не означает, что его мозг не усвоил информацию. Ещё как усвоил и запомнил!
  3. Развивающие. Обязательно для совершенствования мелкой моторики и формирования речи.
  4. Песни.
  5. Потешки

Не жалейте времени, читайте детишкам. Предоставьте им возможность самостоятельно выбрать, что сегодня Вы будете изучать. А теперь пройдёмся немного по списку.

Сказки

Ну, этого добра должно быть с избытком в любом доме, где есть детвора. Какие произведения приходят на ум Вам? Наверное, те, на которых росли мы сами. Честно говоря, когда включаешь детский канал, порой берёт разочарование. Иностранщина зачастую. И с большим удовольствием зовёшь к экрану деток, когда показывают старые мультики. Помните те экранизации? Мне кажется, добра в них было больше. Ну а по книгам одно и то же произведение может отличаться пересказами.

Моей знакомой попалась сказка «Маша и медведь». Дочка её любит, там панорамные картинки. Но мама пришла в ужас, когда прочла. Имени Маши нигде не указано. В каждом предложении «она». Тавтология жуткая! А имена медведей исковерканы: тарелка стояла Настасьина Петровнина. Скажите, ну зачем такая ломотня языка дитю? Ведь крохотуля привыкает и будет считать такую речь правильной.

В общем, старые добрые сказки, это хорошо. Пусть даже пересказанные. Но суть от этого не меняется. Главное, чтобы соблюдались хоть малейшие нормы языка. Так что проверяйте перед тем, как купить. Названия наверняка помните: «Репка», «Курочка-ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка». И много других, не менее интересных!

Стихи

Очень зачарованно малявочки слушают стихи. Маленькие, можно четверостишия. Тут выбор велик: о животных, у кого какая мама, времена года и т. д. Некоторые родители рассказывают в обеденный перерыв, а пока карапуз открывает рот, кормят его. Не знаю, правильно ли это, но помогает в основном. Хотя, кто-то утверждает, что в это время непоседа должен сам управляться с ложкой. Но аппетиты у всех разные! Вот и приходиться выкручиваться! Ну а по поводу четверостиший. Я бы сюда тоже отнесла, какие-нибудь развивающие. Хорошо совмещать приятное с полезным. Да и форма игры к 2 годочкам заинтересует непоседу.

  1. Карганова Е.Г. «Мамы и детки» . Показывает карапузу, что у зверят тоже есть мамы. Кто как называется, какие звуки издаёт. Это передаётся ребёнку в стихотворной форме, что легче усваивается.
  2. Чертков Сергей «Загадки с подсказками» . Маленькие сочинения о животных. Точнее, их чёткое описание, а рядом картинка с изображением. Провокация крохи на разговор, так сказать! Я встречала в твёрдом переплёте. Открываешь, и к животным глаза приклеены. Это для деток кажется необычным, они задерживают внимание на таком моменте.
  3. Дроботова Е. «Части суток». Изобилие картинок, показывающих, что нужно делать утром, днём, вечером и ночью. Маленькие четверостишия дополняют книжечку.
  4. Агния Барто . Считаю очень хорошим вариантом, потому что интересные и короткие. А наличие иллюстраций ― дело за издательством. Правда, проверяйте этот момент. В 1,5 годика малышом двигает интерес, а слова для него подкрепление нарисованного.
  5. «Сто любимых стихов малышей ». Автора не указываю, потому что это сборник. Тут все наши классики: Маршак, Михалков, Успенский. Согласитесь, они уже зарекомендовали себя, как первоклассные авторы для детворы разных поколений! Интересная ещё книга "Большая книга сказок и стихов для самых маленьких ", авторы Маршак, Барто, Михалков.

Быть может, Вы тоже можете что-то рассказать. Какие стихотворения рассказываете Вы своим деткам?

Развивающие

У нас в арсенале из развиваек имеется «Школа семи гномов ». Название говорящее, потому что серия книг состоит из семи циклов. Предназначена для деток до 7 лет. А для возраста 1 2 годика серия направлена на совершенствование навыков, которые присущи детворе этого периода. Издания учат определять, чей это голос, чувства, цвета. Общеобразовательные циклы, деткам нравится.

Кроме этого, покупали большой альбом по развитию речи . Очень грамотное приобретение. Знаете, почему? Он учит развивать не только речевую функцию, но и логику. Происходит обучение крохи правильному пересказу, мышлению.

С наклейками тоже имеется. Это хит! Развитие моторики превосходное. Это же надо подцепить наклейку, взять двумя пальчиками, сообразить, куда приклеить. Ещё хочу выделить альбомы для рисования пальчиковыми красками. Кисточку в 1,5 годика держать правильно пока что сложно. А вот творить при помощи красок: да, пожалуйста! Но у одной моей знакомой дитя почему-то не любило пачкать чем-то пальчики. Возраст, что ли, такой был. А в 3 года на ура этим занимается. Сама просит порисовать ручками. Хотя уже и с кисточкой работает.

Какими должны быть ? Советы по выбору писателей и популярных сочинений.

Ну, о пользе мелкой моторики для речевого аппарата и говорить не нужно. Польза неоспорима! Так что приобретайте полезные книжки Вашим читателям. Восторга будет море! Ведь их можно не только читать, в некоторых и порисовать можно.

Задачки для ума

Есть литература немного посложнее. Обучает кроху определять группы предметов, направлена на логическое мышление посредством решения самых простейших детских задачек. Я лично знакома с серией книг Ольги Земцовой. Много споров возле этих изданий ходило. Но крохотулям 1,5 лет нужно уже объяснять простейшие вещи. Как раз посредством игры карапузы это узнают. Вот, например, «Задачки для ума » из серии «Развиваем мышление».

Приведу несколько примеров. На картинке изображены чашки разных форм и цветов, но относятся к определённой группе ― посуде. Или нужно найти среди маек и санок один лишний предмет ― санки. Изучение цветов, форм. Понимание того, что предметы одних групп, например, транспорта, могут быть разных размеров и форм.

А вот «Тесты для детей ». Происходит совершенствование сенсорики, мышления, логики. Например, из многообразия предметов найти пирамидку. Или найти два одинаковых предмета, высокий и низкий домик. Это простейшие понятия, восприятие которых происходит в игровой форме, на жизненных примерах. Хорошо подкреплять эти понятия и в домашней обстановке, на повседневно встречающихся вещах. Во время прогулки и т. д.

Отличный выбор книг для самых маленьких представлен здесь . Рекомендую ознакомиться! Может, Вы мне подскажите классные книги для деток?

Песни

Для формирования звукового аппарата, развития лёгких, такта музыки хорошо иметь дома несколько изданий с детскими песенками. Тут 2 варианта:

  1. Когда написан только текст, есть картинки, но Вы сами поёте для малютки. А он Вам подпевает на своём тилимилитрямском.
  2. Музыкальные и говорящие. Даже с наличием пианино.

Но последние сперва могут напугать маленького исследователя. Не включайте звук неожиданно, расскажите о том, что сейчас заиграет музыка. А, вообще, такие предметы очень даже сорванцы одобряют. И при первом хорошем впечатлении, затаскают интересную книженцию до дыр!

А вот люди старшего поколения предпочитают вариант первый. Лучше всего это воспринимается маминым голосом. Ну да, это не искусственно, ты поёшь, объясняешь карапузу, как правильно. Можно припасти оба варианта. Под музыку дитя будет танцевать, а с Вами вместе попоёт. Из песенок могу предложить:

  1. Два весёлых гуся.
  2. Во поле берёзка стояла.
  3. Калинка ― малинка моя.
  4. Дождик ― дождик веселей, капай, капай не жалей.

Пойте и читайте весело и с выражением. Можно показать танец маленьких утят. Интересно подкрепить песенку танцем.

Потешки

В общем-то, эту группу можно тоже отнести к стихотворениям. Но назначение у них иное: расшевелить, даже отвлечь малютку! Вы знаете, что когда дитятко упадёт или ударится, родителям свой испуг показывать ни в коем случае нельзя?

Если заойкать, то уже не ясно, отчего чадо будет реветь больше: что ударился или, что испугался от наших причитаний. Но, скажу я Вам, привыкнуть к этому очень трудно. На первых порах совладать с эмоциями сложно было. Потом привыкаешь потихоньку.

Здесь могут помочь или опытные бабушки, со стажем, у которых прибаутки в голове хранятся, или книжки ― потешки! Да и не только в этом они хороши. Вообще, настроение у малыша плохое, или встал не с той ноги, или зубы не хочет чистить!

Вот небольшой список литературы:

  1. «Гусь ― красные лапки». Автор, к сожалению, не указан, видимо народное творчество. А серия называется «Мои весёлые друзья», издательство Росмен. Понравилось то, что информация легка для запоминания, на каждой страничке отдельная потешка с красочными изображениями персонажей. Малышата рассматривают с удовольствием, да и слушают тоже с большим интересом!
  2. «Тень ― тень ― потетень ». Чистое народное творенье! Разнообразие ярких иллюстраций и минимум слов на каждой страничке к небольшой прибаутке.

А с какими прибаутками знакомы Вы? Как отвлекаете своё чадушко? Быть может есть свои способы. Расскажите нам о них

Скажите, как Вы развиваете Вашего непоседу, какую литературу используете для крохи? Оставляйте Ваши комментарии по теме. А ещё, не забывайте подписываться на обновления блога. Тут Вас ждёт много интересных и нужных тем!

Развивающие книги у Яны в особом почете. Она может выполнять книжные задания бесконечно долго и завершаем мы их всегда по моей инициативе. Учитывая их полезность я позаботилась о разнообразии. Для изучения любой темы книги обычно делятся на теоретические и практические.

Теория. В качестве источника теоретических знаний для детей до трех лет идеально подходят энциклопедии в картинках. С помощью энциклопедий:

  1. ребенок по картинкам в сопровождении рассказов и комментариев родителей структурирует знания о знакомых объектах окружающего мира (о предметах обихода и т.п.).
  2. ребенок узнает множество новых объектов и их характеристик. Это те объекты, за которыми сложно или невозможно наблюдать в обычной жизни, но в современном обществе принято о них знать. Например, сложно наблюдать за птицами, даже за городскими. Некоторых можно покормить в парке, но например, сложно увидеть как едят хищные птицы. Лесных животных ребенок может увидеть только в зоопарке и той минуты, которую мы проходим мимо клетки с волками недостаточно, чтобы ребенок познакомился с животными.

Обзор энциклопедий для самых маленьких с иллюстрациями .

Практика. Для проработки и структурирования знаний эффективны сборники развивающих заданий. Помимо того, что они эффективны, маленькие дети их обожают. Главное подобрать сложность в соответствии с развитием ребенка. В этом обзоре я хочу рассказать о двух представителях развивающих сборников:

  • развитие логики . Мы использовали большие сборники практических заданий «Умные книжки » от Махаона.
  • . Для самых маленьких лучшие сборники — развивающие тетради Kumon 2 + (клеим, рисуем, складываем, вырезаем). Также для развития моторики в 1,5-2 года отлично подходят наклейки. Обзор читайте .
  • развитие речи . Обзор книжек для развития речи .

Развивающие книги 1-2 года | Умные книжки от Махаон

Об иллюстрациях: Книги этой серии выполнены разными иллюстраторами. Высокого уровня эстетичности от учебной литературы, по всей видимости, требовать невозможно. Обладатели «Школы 7 гномов» (популярной серия развивающих книг) отзываются об этой серии как более удачной в плане оформления. При подробном сравнении тоненькие книжки мне показались лучше выдержанными в плане цветовой гаммы. В книгах с тестами много рамок и окрашенных страниц, которые на мой взгляд перегружают общий вид (на фото этот момент не передался).

Несколько разворотов:

задание по Математике из «Первых шагов»

задание на Мышление из «Первых шагов»

задание на развитие Сенсорики из «Первых шагов»

задание на Внимание книга «От простого к сложному»

задание по Математике книга «От простого к сложному»

задание на развитие Сенсорики книга «Что я знаю и умею»

В развитии Яны эти книжки были очень востребованы, интересны и познавательны. Мы с ними очень много и увлеченно занимались.

Самая большая проблема при занятиях по развивающим сборникам — это трудные задания, с которыми ребенок не может справится. Это происходит из-за отличий в плане развития. Как правила все дети развиваются неравномерно. У каждого свои особенности. Один хорошо сравнивает длину, но затрудняется найти недостающие элементы картинки. У другого ребенка наоборот отлично решаются задания на поиск недостающих элементов, но проблемы со сравнениями длин. Все это в пределах нормы! Нет ни у кого никаких отклонений! Просто план созревания у каждого чуточку отличается.

При изучении сборника всегда есть стремление прорешать его целиком. Но часто уровень сложности некоторых заданий недоступен. Приходится делать выбор:

  • останавливаться на сборнике, который включает много легких заданий для ребенка.
  • проходить сборник посложнее, но часть заданий оставлять нерешенными. Мы всегда пользовались этим вариантом. При решении очередного задания, я ставила пометку с возрастом Яны, в котором она впервые справилась с заданием. Таким образом, возвращаясь через полгода к сборнику было видно, какие задания ранее были трудны и надо прорешивать. Зачастую мы прорешивали трудные задания спустя полгода-год.

Развивающие тетради Kumon (клеим, рисуем, складываем, вырезаем)

Эта серия развивающих сборников нацелена на развитие моторики.

Каждая из тетрадок Kumon содержит большой набор заданий с нарастающей сложностью. Это соответствуют японской методике Kumon. Серия «Первые шаги» для малышей от 2-ух лет состоит из четырех тетрадок:

  • «Давай клеить»;
  • «Давай сложим картинки»;
  • «Давай вырезать»;
  • «Давай рисовать».

С ними очень удобно заниматься за счет разделения заданий по развиваемым навыкам. У нас получается примерно получасовое занятие на развитие моторики, которое включает в себя по два-три задания из каждой тетрадки. Яна сразу запомнила соотношение занятий с изображенными на обложке животными: рисуем с кисой, клеим с собачкой и т.п. Она сама выбирает тетради, задания из которых ей легче всего даются 🙂 . Ниже пара слов о каждой:

Больше всего Яне понравилась «Давай клеить» (Лабиринт , Озон , My-shop). Тетрадь содержит 64 страницы и начинается с заданий с наклейками. Затем идут аппликации разного уровня сложности с использованием клея. С этими заданиями Яна отлично справляется, а полученные в результате зверюшки приводят её в неописуемый восторг.



«Давай сложим картинки» (Лабиринт , Озон , My-shop)

Данная тетрадь является по сути сборником оригами для двухлеток. В начале даны простейшие задания, в результате которых требуется сделать всего одно сложение листа. В конце содержатся задания на выполнение уже 5-6 сгибов.

На данный момент у Яны вызывает трудности даже один сгиб. Когда теряется терпение, выручают «фишки», которые есть у каждой из готовых поделок:

  • если сложить зайчика, он закроет глазки;
  • если развернуть зебру, можно увидеть её хвостик;
  • если развернуть мишку, он сменит одежду.

Эти мелочи вызывают бурю эмоций и желание учиться складывать картинки дальше.

Одно из самых первых (легких) заданий

Сложное задание


Заготовка представляет собой двухстороннюю картинку. С одной стороны нарисован мишка в трусиках, с другой в одежде.

Сложенный мишка в одежде. При разворачивании он «снимает» одежду.

«Давай рисовать» (Лабиринт , Озон , My-shop)

Рисование для нас занятие привычное, поэтому такого удивления, как при других занятиях Кумонами не наблюдается. Первые задания самые простые и не требуют точности, в последних надо постараться не попасть за контур. На первый взгляд цена этой творческой раскраски может показаться завышенной, но если мы учтем, что в ней не стандартные 8 страниц, а целых 80 и прекрасное качество оформления, то ценник уже не кажется завышенным.

«Давай вырезать» (Лабиринт , Озон , My-shop)

Эта тетрадь пока у нас не «пошла». Яне на данный момент не хватает моторики для использования ножниц, но нам и не так давно исполнилось два года. Думаю, к двум с половиной будем делать первые успехи. Кроме того, я обнаружила, что для самых маленьких есть специальные ножницы с фиксатором открытого состояния .

UPDATE: Сейчас Яне уже 2,7. Ножницы с фиксатором открытого состояния оправдали себя. Всем советую начинать именно с них. Ими Яна вполне терпимо режет. Небольшие надрезы идут «на УРА». Разрезание большого листа происходит посложней, но это уже задача, которая вполне по силам. Дополнительно мы прокачали навык резания на отрезании небольших частей от полосок бумаги. Также оказалось интересно резать тесто для лепки. Подробный пост о хронологии приобщения Яны к ножницам .

Как начнем справляться с заданиями я обязательно добавлю фото готовых поделок, а пока ниже привела фото нескольких заданий:

В интернете я встречала сравнение «Кумонов» с другими развивающими сборниками, но для возраста 2-3 года ничего подобного найти не смогла. Обычно клеить, складывать и резать предлагают малышам постарше.

Кстати, обратите внимание, что формат тетрадок небольшой А5 (половинка альбомного листа), а цветовая гамма приближена приглушенная (на фото вышло немного ярче, чем в реальности).

Помимо вышеперечисленных тетрадок из серии Kumon «Первые шаги», для двухлеток я обнаружила:

  • «Простые лабиринты» (Лабиринт , Озон , My-shop);
  • «Простые линии» (Лабиринт , Озон , My-shop) .

«Первый учебник малыша»

Нескучалка предназначена в качестве развлечения ребенка в дороге, очередях и других ситуациях, когда планируется ожидание. Вообще она рекомендована для малышей постарше (от 3 лет), но я самонадеянно решила попробовать в наши 2 года. Некоторые задания пошли, но в целом, конечно, рановато.

Книжка выделяется креативными иллюстрациями и оформлением в современном стиле. На какое время она способна занять трехлетку я пока затрудняюсь сказать. Яна поняв, что некоторые страницы предназначены для раскрашивания, уже самозабвенно исчеркала пару разворотов 😀 . Но попасть в такие мелкие контуры моторика ей еще не позволяет. Многие задания требуют речи, которая нам тоже еще неподвластна. В общем на данный момент наша Нескучалка скучает на книжной полке. А вот и несколько разворотов:





На этом я пока завершаю свою подборку, по мере покупок новых книг этот пост будет обновляться.

В заключение

Многие возможно зададутся вопросом «а как же популярная «Школа 7 гномов?» (My-shop , Ozon). На мой взгляд, «Школа 7 гномов» является вариантом для тех, кто не хочет самостоятельно подбирать книги из всего многообразия. Купив по одной книге из всех категорий приведенных в этом посте, вы получите гораздо лучший по качеству набор развивающих материалов с высококачественными иллюстрациями и сопоставимой или даже меньшей ценой. Единственными пробелами останутся книжки для пальчикового рисования и лепки, потому что я пока так и не смогла остановиться ни на одной.

Надеюсь этот пост поможет Вам сориентироваться с выбором первых развивающим книг для малыша!

  • (1,5-2 года). Казалось бы наклейки — баловство? А для детей одного года это материал эффективно развивающий мелкую моторику!
  • . Водные раскраски еще один инструмент для развития моторики маленьких детей.
  • Полный список книжных обзоров сайта приведен .

Если было интересно не забудьте подписаться на или присоединиться к группам в социальных сетях