Игры в офисе. Офисные игры в перерыве

Во многих компаниях за компьютерные игры на рабочем месте можно лишиться работы. Но иногда благодаря играм можно даже сделать карьеру.

В Arrow Electronics, занимающейся поставками электроники, менеджеры по работе с клиентами учатся налаживать поставки при помощи специально сделанной видеоигры. Игра под названием Arrow Max! предлагает 7 сценариев, пройдя которые, можно узнать, как устроена сеть поставок и что требуется разным клиентам. Виртуальный тренер подсказывает, что делать и как вести переговоры. Игровой интерфейс и интерактивная система делают обучение более веселым.

Кроме того, игра оценивает, насколько хорошо игрок справился с заданием. Менеджеры могут узнать, кто из их подчиненных на что способен. «Игра использует реальные данные, так что компания всегда знает, кто справляется, кто нет, а кто - восходящая звезда», - говорит Скотт Рэнделл, генеральный директор создававшей игру компании Brandgames.

Даже Microsoft экспериментировала с офисными играми. Особенно компанию интересовали игры, заточенные под производительность, в которых требуется выполнять задания.

Бета-тестирование нового продукта - одна из самых трудоемких задач, она требует огромных затрат. Чтобы облегчить процесс, Microsoft разрабатывает игры - за это отвечает директор по тестированию продуктов в Объединенной группе коммуникаций Microsoft Росс Смит. Последний проект Смита называется «Передай надежду: облегчение страданий жертв катастроф». В игре участники зарабатывают очки, тестируя новый мессенджер компании под названием Communicator, и оценивают его работу. Очки нужны не только для тщеславия: чем больше их наберут участники игры, тем больше долларов Microsoft пожертвует благотворительным организациям. В игру успели поиграть уже 8000 сотрудников компании.

Предыдущая тестовая игра Microsoft называлась «Хороший язык». Участники использовали свое свободное время и знание языков, чтобы оценивать версии Windows на разных языках. Игроки соревновались за очки, в результате чего рутинная работа приносила им удовольствие.

«Несмотря на то что я непосредственно не участвовал в разработке интерфейса Windows, благодаря игре я почувствовал себя одним из ее создателей», - говорит сотрудник компании.

Конечно, использование видеоигр имеет свои ограничения. Например, если показатели в игре непосредственно связаны с оценкой качества работы или оплатой труда, есть опасность, что игра перестанет приносить удовольствие.

«Когда игры пересекаются с тем, за что платят деньги, люди могут воспринимать это болезненно, - говорит Смит. - Они считают, что вы просто хотите заставить их работать побольше».

Но при правильном применении игры на рабочем месте делают обучение интересным, а обыденные задания - не такими скучными.

«Игры - это один из способов экспериментировать с созданием стратегий и решением задач в игровой среде, - говорит Уилл Райт, создатель знаменитых игр SimCity и Spore». В 1990-х Райт разрабатывал несколько офисных игр, вроде SimRefinery для компании Chevron. Игра, напоминающая SimCity, помогала сотрудникам, не получившим инженерного образования, понять, как работает нефтеперегонный завод.

«Игры заставляют людей использовать научный метод, - добавляет Райт. - Вы создаете в голове модель и проверяете ее в игре. Если модель не работает, вы возвращаетесь на шаг назад и улучшаете ее. Таким образом можно довольно быстро научиться интуитивно чувствовать довольно сложные системы».

21–28 февраля 2011 года служба исследований HeadHunter провела опрос, в ходе которого выяснилось, что компьютерные игры на работе - весьма распространенное явление. В опросе приняли участие 5600 респондентов.

Четверть опрошенных выделяют время на работе для компьютерных игр, в основном чтобы отвлечься, отдохнуть и расслабиться во время трудового дня. Излюбленными играми на работе стали казуальные игры, среди них можно назвать пасьянсы, карточные, логические игры и другие. Некоторые респонденты выбирают игры, требующие особого внимания и погружения, например, Counter-Strike.

Любители поиграть на работе, уверены, что игры положительно влияют на их работоспособность и продуктивность. А те, кто не играет, в отношении «играющих» коллег придерживаются противоположного мнения.



25% опрошенных позволяют себе компьютерные игры в рабочее время. Еще 36% опрошенных отметили, что сами не играют, но некоторые из их коллег не прочь запустить на рабочем компьютере какую-нибудь игрушку. Остальные 39% в компьютерные игры не играют, более того их коллеги по работе тоже подобного не допускают.



Среди мужчин любителей поиграться в рабочее время больше, чем среди женщин на 9%. 29% всех мужчин и 20% женщин любят поиграть на компьютере в рабочее время.



Респонденты более старшего возраста (более 45 лет) играют реже, чем молодые.



Если сравнивать по уровню позиции, то чаще всего любят поиграть на работе топы и специалисты. Интересно, что среди линейных менеджеров любителей «порубиться» меньше всего.



Большинство респондентов чаще всего запускают простые, не требующие серьезного погружения игры. 29% опрошенных играют в более сложные игры, которым необходимо уделять время и внимание. Остальные 9% респондентов выбирают разные по типу игры.

Топ-20 излюбленных офисных игр


Игра Количество
поклонников, %
1 Пасьянсы (Косынка, Паук) 15%
2 Counter-Strike 9%
3 Карты (Дурак, покер) 8%
4 Шашки/шахматы 7%
5 Сапер 6%
6 Веселая ферма 4%
7 Zuma 4%
8 Маджонг 3%
9 Heroes of Might and Magic 3%
10 World of Warcraft 3%
11 Quake 2%
12 Понаехали тут (moswar) 2%
13 Мегаполис 2%
14 Солитер 2%
15 Plants vs Zombies 2%
16 Балда 2%
17 Civilization 2%
18 Lineage 2%
19 StarCraft 2%
20 Tetris 2%

Излюбленные жанры компьютерных игр на работе - стратегия, экшн и квест. Не пренебрегают работники компаний логическими, карточными, ролевыми играми и даже симуляторами. Самыми популярными играми стали несложные - пасьянсы, карточные игры, и, как ни странно, Counter-Strike.



Чаще всего работники играют на работе, чтобы отвлечься, отдохнуть и расслабиться во время трудового дня. Четверть опрошенных запускают игры на рабочем компьютере, просто потому что у них много свободного времени. Одни респонденты с помощью игр сбрасывают стресс, а другие таким образом мстят компании и руководству - все дело в том, что получают они, по их словам, слишком мало. В некоторых случаях сотрудники компаний собираются с коллегами после работы и устраивают «сетевые поединки».



Большинство тех, кто на работе не играет, считают, что в рабочее время нужно работать, а не отдыхать, предаваясь различного рода развлечениям. 27% просто не являются поклонниками компьютерных игр, а 23% отметили, что у них слишком много работы.



Большинство тех, кто играет на работе, отметили, что их начальство не знает об этом. По словам трети опрошенных, их руководству безразлично, что временами их сотрудники устраивают себе подобные перерывы. А 3% заядлых «игроков» регулярно наказывают, однако это их не останавливает.

Респонденты, у которых начальство не осведомлено об их играх, предполагают, что, скорее всего, основным наказанием им последует обычный выговор.



Если бы компьютерные игры разрешили во время обеда, то треть тех, кто сейчас играет, продолжили бы игры в обеденные часы. Интересно, что целых 11% респондентов, не допускающих игр на работе, согласились бы проводить обеденное время за компьютерными играми.


Можно найти большое количество занятий на рабочем месте , если руководитель не обращает на вас внимания! Как раз для подобных случаев подходит огромнейшее пространство сети Internet. Сотрудник офиса, страдающий повышенной любознательностью, найдёт знакомства, рисунки, анекдоты, новости, мини-игры.

Конечно, следует как-то размяться, пока напряжённые весь день глаза будут отдыхать от компьютерного экрана. В таких случаях и придуманы офисные игры , и в них принимают участие все сотрудники офиса . Один женский интернет-журнал рекомендует:

Гонки на стульях . Играть можно в такие игры: салочки, эстафеты. Для игры «Гонки на стульях» нужны стулья на колёсиках и свободное от шкафов с острыми углами помещение. У данной игры только один побочный эффект — кресла очень быстро выходят из строя. Только начальник может отказаться выделить средства на покупку новой мебели взамен повреждённых стульчиков, произнеся в ваш адрес какие-нибудь умные фразы о жизни . «Соревнования» на стульях остаются на первых позициях среди офисных игр.

Ксерокс как развлекательный аппарат . Поиск следующих объектов для игр в офисе становится главным занятием сотрудников, которым пришлось выслушать догадки злого начальства о покалеченных стульях. Ксерокс чаще других становится следующей жертвой ввиду своей заметности. Для начала в небольших количествах размножаются для всех сотрудников изображения, приколы, гороскопы или тексты, скачанные из инета…

Потом кое-кто припоминает фильм «Терминал», и ксероксу приходится познакомиться с отпечатками пальцев всех работников… Дело может дойти и до отпечатков попы шаловливой секретарши (аппарату повезло, если она окажется стройной и красивой) — всё будет зависеть от творческих способностей служащих.

Карандашные дротики прямо в офисе . Листочек бумаги с нарисованной на нем мишенью приклеен на стену практически в любом офисе. Можно нарисовать человеческое лицо и давать определённое количество баллов при попадании в нос, глаз — так в игре станет больше участников. Самые смелые находят изображение директора. . . Участники в парах должны приготовить карандаши, обязательно хорошо заточенные. Суть игры состоит в попадании карандашом в изображение, подписав под ним красивые стихи о любви . При ударе о стену стержень, само собой, сломается. Выигрывает тот игрок, чей карандаш окажется сточен скорее.

От сотрудников требуется лишь предусмотрительность: успеть вовремя убрать снимок директора со стенки!

Мини-прятки в офисе. Суть игры та же, что и раньше — один человек должен спрятаться, а другой соответственно должен разыскать. Только одному из коллег следует припрятать в помещении фигурку из бумаги или какой-нибудь предмет.

Конечно, припомнить все методы, коими сотрудники офиса уклоняются от работы, сложно. Каждую минуту какой-нибудь изобретатель придумывает что-нибудь интересное, дабы порадовать себя и своих коллег. Самое же главное — соблюдать осторожность , а то, чересчур заигравшись, можно оказаться уволенным.

Каждый игрок получает 3 карточки офисных работников на руки и ещё 7, не подглядывая, кладёт рядом с собой лицом вниз. 7 карточек — это резерв игрока. Оставшиеся в колоде карточки верните в коробку.

ВНИМАНИЕ! Первого игрока до начала игры выбирать не нужно!

Начинается первый раунд

Игроки выбирают одну карточку на руках, и кладут перед собой лицом вниз. Одновременно вскройте карточки. Побеждает игрок, чья карточка окажется второй по величине значения. Он ставит свой цветной жетон на карточку и занимает одну из ступеней карьерной лестницы.

Остальные раунды играются так:

Победитель предыдущего раунда выбирает одну карточку из тех трёх, что находятся у него на руках, и выкладывает перед собой лицом вверх. То же самое делает игрок, сидящий слева и т.д., пока все игроки не выложат по карточке. Побеждает игрок со вторым наибольшим значением карточки. Он ставит на карточку свой жетон и занимает ступень карьерной лестницы. При желании он может даже сбросить свою карточку в «пыль веков», положив её ниже ступени «свалка истории». Остальные карточки, сыгранные в этом раунде, уходят в сброс. Все добирают по одной карточке из резерва. Победившими карточками работников можно захватывать свободные ступени карьерной лестницы, а можно вытеснять карточки работников с уже занятых ступеней.

Игра продолжается 10 раундов (все карточки должны быть сыграны).

По окончании игры подсчитайте баллы. Каждый игрок получает столько баллов, сколько указано на ступенях карьерной лестницы, занятых его работниками.

Руководителю нередко приходится произвести мониторинг психологического состояния коллектива, выработать новую стратегию управления, повысить работоспособность, сформировать мотивацию или улучшить климат в рабочем коллективе. С этими и многими другими управленческими задачами хорошо могут справиться деловые игры.

Планерки и совещания, написание корреспонденции и телефонные звонки, деловые переговоры и интервью, планирование деятельности, составление графиков и отчетов – это то, что представляет рутинную часть офисной работы и на самом деле мало говорит о менеджменте компании и его сотрудниках.

Задачи проведения деловых игр

Руководитель, заинтересованный в высокой производительности труда офисной работы, постоянно вынужден искать новые средства и способы мониторинга психологического и интеллектуального состояния коллектива и повышения профессиональной мотивации. Применение деловых игр справится с этими задачами.

Кроме этого, деловая игра

  • способствует формированию системного мышления и целостного представления о себе в мире и в профессии,
  • обучает коллективной мыслительной работе и навыкам взаимодействия с коллегами и сотрудниками,
  • формирует представление о формате совместного принятия решения и ценностных установках коллектива,
  • обучает методам моделирования и социального проектирования.

Организация и проведение деловых игр

Деловые игры связаны с понятием игрового процесса, и в чем-то сходны с тем, что мы детстве называли играми. Деловая игра – это процесс, в основе которого лежит моделирование a) реальных ситуаций и b) возможного развития событий.

А.А. Вербицкий: «В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»

Деловая игра – это не просто коллективная работа, но именно командная, в которой встраиваются взаимоотношения коллег как внутри каждой группы, так и на уровне отношения команд и представителей отдельных команд.

Прежде чем говорить об организации деловой игры, необходимо назвать её специфический особенности:

  • игра имеет четкие временные рамки,
  • у деловой игры есть правила и сценарий,
  • каждый участник игры получает илии сам избирает роль и не имеет возможности быть равнодушным наблюдателем,
  • игра создает ситуацию целостно, позволяет учитывать множество факторов и аспектов (как психологических, так и профессиональных),
  • поэтому игра формирует не один навык, а их совокупность,
  • проблемное содержание игры обязательно, это может быть конфликт интересов, конкуренция или недостаток информации или иных ресурсов,
  • игра имеет итог, результат: победу или поражение, поэтому наглядно демонстрирует примеры успешного поведения и ошибки.

Нередко участники деловой игры получают более продуктивный и осознанный опыт, по сравнению с профессиональным.

Причины этого вполне объяснимы: в силу условного характера они дают возможность осуществить альтернативные варианты, формируют наглядное представление о последствиях каждого выбора, то есть увеличивают объем и охват действительности. Если в реальной жизни у нас редко складывается полная и точная картина происходящего, то в игре мы всегда может уточнить все увиденное и услышанное.

Правила грамотной организации для руководителя

Организатор на каждом этапе игры должен помнить о 2 её аспектах: эмоционально-ролевом и инструментальном.

Инструментально организатор выполняет следующие функции: ставит цели, знакомит участников с их ролями и регламентом, предоставляет всю необходимую информацию, организует пространство, формирует и поддерживает специфический стиль общения. Руководитель направляет все силы на то, чтобы участники понимали суть, детали игровой ситуации и соглашались с её условиями. Иными словами, первая роль ведущего – поддерживать игровой план на предметом уровне.

Вторая и столь же важная его роль – обеспечение оптимальных межличностных отношений и их динамики. Это подразумевает поддержку уровня соревновательной мотивации, создание ролевого взаимодействия, сохранение позитивных межличностных отношений и недопущение конфликтов.

НО! Организатор не должен быть включен в игру непосредственно и во взаимоотношения участников. Психолог Вербицкий А.А пишет: «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры»

Основные трудности, с которыми может столкнуться организатор деловых игр:

  • на начальном этапе формирования группы объектом критики становятся сама суть, правила и условия игры. Решение этой проблемы лежит на смещении акцентов: несовершенство игры – это не ошибка и не недоработка разработчиков, а последствие подражания реальным процессам. Как и в реальной жизни, в игре ни одно условие не может быть совершенным, а правило – идеальным.
  • в процессе игры возможен перенос личных взаимоотношений на ролевые. Выход – подчеркнуть условный характер происходящего, в крайних случаях перераспределить роли, минимизировать контакты, иногда – изменить правила.
  • в дальнейшем процессе условность игры может её участниками быть преувеличена, в результате они становятся слишком эмоционально возбудимыми, импульсивными, сконцентрироваными на выигрыше, а не на результате. Решение – обесценить выигрыш, снизить значение проигрыша, т.е. ни победа, ни поражение не должны казаться столь однозначными.
  • индивидуальные особенности некоторых участников, неспособность принять игровую ситуацию. Решение – перераспределить его роль, найти ему пространство и задачи для адекватного исполнения его игровой роли.

Как подготовить деловую игру

В основе разработки деловой игры – деятельность. Не среда, атмосфера, а цель, сверхцель, задачи, функционал, согласование различных интересов, проблемная ситуация. Сверхцель любой деловой игры – результат, а не выигрыш. События – столкновение интересов, диалог смыслов, построенный на неопределенности всего: решения, выбора, результата, смысловых позиций. Только наиболее значимые факторы требуются для постановки задач, они оговариваются отдельно, остальное остается на волю случая и свободу действия для игроков. Каждый участник имеет право принимать решения и даже обязан это делать.

Однако не забывайте! Правила должны быть жестко обозначены и границы намечены однозначно.

Условия успешности деловой игры:

  • хорошо продуманная последовательность действий,
  • ясно обозначенные роли и взаимосвязи между участниками,
  • драматизация событий (проблема, конфликт интересов, конкуренция),
  • автоматизация рутинных процессов, детализация задач (подробная методическая инструкция для проведения игры),
  • поддержка организатором высокой динамики и вообще активная роль организатора.

Количество участников деловой игры разнится: это могут быть большие группы по 50-60 человек или группы из 15-20 участников. Оптимальное количество участников в команде – 5-6 человек. Для больших деловых игр организатор обычно привлекает помощников – игротехников, которые разделяют обязанности как при разработке сценария, так при организации игры.

Согласитесь? Игроку тяжелее всего не проигрыш, а то, что нельзя продолжать игру. Анна Луиза Жермена де Сталь

Как проводить деловые игры

Игра включает четыре этапа:

  • этап проблемизации
  • этап целеполагания
  • этап разработки и выбора решения
  • этап организационного проектирования

Первый этап ставит перед участниками игры проблему, обозначает её рамки. В этот период участники формируют взаимоотношения внутри группы и определяются в своих игровых ролях.

Второй этап называют также этапом оптимизации, он необходим для работы внутри группы, когда каждый член команды и команда в целом выстраивает рабочую коммуникацию. В этот период бурный поиск оптимальных решений проблемы, ищутся альтернативные пути и завязываются системные «профессиональные» связи.

Третий этап необходим командам для поиска ресурсов, которые бы способствовали реальному решению поставленных перед ними задач. Все нелепые предложения, неосуществимые прожекты, придуманные на втором этапе здесь, должны пройти проверку на прочность и отброшены. Зато оптимальная модель выхода из проблемы должна быть осмыслена, доработана и дополнена ресурсами.

Четвертый этап – это уже постигровое моделирование, проба внедрить полученный результат в реальную действительность.

В деловой игре формируются навыки через деятельность, профессиональное мастерство совершенствуется именно через богатый опыт, а опыт игровой проектной деятельности также работоспособен и полезен, как и любой другой. Игра развивает навыки планирования, прогнозирования, системное мышление, умения рефлексии, коммуникативные и творческие способности человека, а это и является основой для его профессионального роста.

В заключение – видеоролик, в котором удачно передана атмосфера деловой игры.

Вконтакте