Употребление местоимений в речи. Об употреблении местоимений и их формул

Местоимение – это часть речи, состоящая из слов, которые указывают на предметы (или лица), их признаки или количество, спрашивают о них или обобщают их (но не называют!). Среди знаменательных частей речи местоимение занимает особое положение. Оно, как и имя числительное, относится к так называемым неосновным частям речи, т.е. к замкнутым, непополняющимся классам слов. По способности к изменению (образованию форм) местоимение относится к склоняемым частям речи, как и существительные, прилагательные, числительные. Поэтому местоимения называют местоимениями-существительными, местоимениями-прилагательными, счётно-местоимёнными словами.

Местоимение-существительное указывает на предмет и выражает это значение в морфологических категориях падежа (последовательно), числа и рода (непоследовательно). В зависимости от семантической функции местоимения-существительные делятся на следующие разряды:

1) личные (я, ты, он, она, оно, мы, вы, они);

2) возвратное (себя);

3) вопросительные (кто, что);

4) притяжательные (мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их);

5) определительные (каждый, весь, всякий, любой, сам, самый, иной, другой);

6) указательные (этот, тот, так, такой, таков);

7) неопределённые (кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кто-либо, что-либо, кое-кто, кое-что);

8) отрицательные (никто, ничто, некого, нечего).

Термин «местоимение» в грамматике употребляется применительно не только к существительному, но и к прилагательным, числительным и наречиям. Например, местоимение ОН может замещать собою любое существительное мужского и общего рода, которое называет существо мужского пола и является обозначением любого предмета, факта. Слова какой , такой могут указать на признак, слова там , где , когда , как – на любое обстоятельство места, времени, характера протекания действия. Поэтому среди местоимений как разряда указательных слов современная лингвистика выделяет собственно местоимения (заместители существительных, прилагательных, количественных числительных) и местоимённые наречия (здесь , там , туда , откуда , оттуда ).

Местоимённые прилагательные такой , некоторый грамматически относятся к прилагательным, а местоимения-числительные сколько , столько , несколько , много , мало ) – к числительным. Только местоимения-существительные не относятся к существительным из-за своеобразия выражения категории рода, числа и падежа. Их выделяют в особую часть речи «Местоимение».

Личные местоимения характеризуются изменением по падежам и наличием рода и числа у местоимений третьего лица единственного числа. Особенностью склонения личных местоимений является супплетивизм основ: я , меня , мне , мной , обо мне. Местоимения третьего лица изменяются по смешанному склонению, объединяющему в себе падежные флексии существительных и прилагательных (он , его , ему , им , о нём ). Припредложные формы 3-го лица в начале основы получают Н- (к нему, с ней, без них, ради нас ).

Местоимение я широко используется в устной речи, а в письменной речи его употребление ограниченно. В научном стиле вместо я чаще используются безличные обороты (очевидно, что …; представляется важным ; необходимо отметить ). Местоимение мы употребляется вместо я в так называемой формуле скромности в научных трудах (Мы определили данную зависимость формулой… ),

Употребление притяжательных местоимений мой, свой связано с отношением к лицу, производящему действие (В заключение моего/своего выступления позвольте поблагодарить вас за внимание ). В речи часто встречается нарушение норм употребления местоимения свой : Директор попросил секретаря принести свои документы (непонятно, чьи документы – самого директора или секретаря). Местоимение свой употребляется лишь тогда, когда лицо, на принадлежность которого указывает местоимение, является активным производителем действия и в предложении выполняет функцию подлежащего.

Местоимения его , её , их не имеют категории падежа.

Возвратное местоимение себя указывает на объект своего собственного действия (Он о себе ничего не рассказывает . Люди часто бывают недовольны собой ). Это местоимение не имеет категории рода, числа и формы именительного падежа. Формы рода и числа местоимения себя определяются полом лица, на которое указывает местоимение, или формами согласуемых слов (Она чувствовала себя слабой. Не властны мы в самих себе ). Местоимение себя вошло в состав многих фразеологических оборотов (так себе; не по себе; себе на уме ; сам по себе ; быть самим собой ; хорош собой ).

Большие затруднения вызывает выбор определительных местоимений всякий , каждый , любой . Они являются синонимами только в значении «один из ряда подобных, равноценных, безразлично какой». При отсутствии смысла безразличности следует знать следующее: 1) местоимение всякий обозначает «разный», «всевозможный» (В магазине бывают всякие покупатели ); 2) местоимение каждый синонимично понятию «один из всех в данном ряду» (Дипломный проект должен представить каждый выпускник ); 3) любой значит «какой угодно на выбор» (Выбирайте любой билет ).

Вопросительные местоимения кто и что не имеют категории числа. Синтаксически кто мужского рода, что – среднего рода. Эти местоимения выполняют функцию вопросительного слова в простом предложении и функцию относительных слов в сложном предложении (А ты кто такой ? Все , кто внесён в список , зачислены ).

Неопределённые местоимения образуются от местоимений кто и что при помощи частиц -то , -либо , -нибудь , кое - (что-нибудь , кое-кто ). Эти местоимения пишутся через дефис. Следует различать значение местоимений с той или иной частицей.

Частица -нибудь придаёт значение полной неопределённости, когда не имеется в виду никакой конкретный объект, предмет, лицо, качество и т.д.: Мне хочется почитать что-нибудь о русской архитектуре.

Для выражения меньшей степени неопределённости, когда имеется в виду вполне конкретный объект, который не известен говорящему, употребляется частица -то : К тебе заходила какая-то девушка и оставила тебе записку.

Частица кое- выражает вполне определённый, конкретный объект, который известен говорящему, но сейчас нет необходимости его называть: Мы уже кое-что приготовили для приёма гостей .

Сравните, как указанные частицы передают различную степень неопределённости: Наташа хочет с кем-нибудь познакомиться (не имеется в виду никто конкретно, Наташа ещё не выбрала). Наташа хочет с кем-то познакомиться (имеется в виду конкретный человек, известный Наташе, но не известный говорящему). Наташа хочет кое с кем познакомиться (имеется в виду конкретный человек, известный говорящему, но не называемый).

Отрицательные местоимения никто , ничто , некого , нечего изменяются так же, как и вопросительные местоимения кто , что . Эти два разряда местоимений противопоставлены по признаку личности/неличности. Местоимения некого , нечего не имеют формы именительного падежа. Местоимение некто не имеет форм косвенных падежей, а местоимение нечто имеет формы только именительного и винительного падежей. В роли форм косвенных падежей слова некто (некоего, некоему , неким , о некоем ) в литературном языке употребляется прилагательное некий , которое имеет два варианта форм (некоим неким ; некоих неких , некоими некими ). Вторые варианты являются более употребительными. В высоком стиле вместо этого местоимения употребляется слово некоторый .

Отрицательные и неопределённые местоимения с предлогами пишутся в три слова (не у кого , ни от чего , кое с кем , не о чём ). В отрицательных местоимениях под ударением пишется не- , а без ударения – ни- (не кого посылать , не чему удивляться ; ничего не знаю , никому не завидую ).

Словосочетания никто другой/иной, ничто другое/иное употребляются в предложениях, сказуемое которых имеет при себе отрицание (Никто иной так не поступил бы. Ничто другое меня не интересует ). Необходимо отличать эти словосочетания от безынформативных оборотов, в которых употребляется частица не и всегда пишется раздельно (Выступил не кто иной, как сам ректор ). При таких оборотах сказуемое не имеет при себе отрицания, а сам оборот можно опустить без ущерба для смысла предложения (Выступил сам ректор ).

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие «Ты» и «Вы»…………………………………………………………..5

2. Формы общения на «Ты» и «Вы»…………………………… ………...…….6

2.1. Степень знакомства коммуникантов…………………...………………….7

2.2. Официальность и неофициальность обстановки общения…….………...8

2.3. Равенство неравенство статусно-ролевых позиций партнеров……….9

3. «Ты» и «Вы» в других языках……………………………………………..11

4. Употребление «Ты» и «Вы» в речи………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………………21

Введение

Этикет (французское etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Как видно в этом определении содержится указание на внешнее отношение к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательным. Как видно, разные функциональные разновидности русского языка по-разному относятся к личным местоимениям. Точное понимание того, где позволено, а где не позволено, неуместно «якать», «тыкать», «выкать», как, в каких формах говорить о присутствующем третьем лице и обращаться к собеседнику, связано со знанием этикетных правил, ус-военных с детства. Все это мы как будто хорошо понимаем. И все же нарушений в речи множество! В книге американского лингвиста Марио Пеи «Рассказ о языке» есть кое-что и об интересующем нас вопросе, применительно к языкам мира. Переложил эти сведения для журнала «Наука и жизнь» Ю. Фролов. Прибегнем к цитированию: «В разных языках встречается множество вариантов вежливого обращения, иногда очень странных, на наш взгляд. Так, в Италии вежливым обращением было «ваша светлость», «ваша честь», «ваша владетельность» - все эти существительные и по-итальянски женского рода. Через некоторое время для краткости стали говорить просто «она», и сейчас эта «Она», на письме выделяемая заглавной буквой, обычно заменяет «вы» в обращении к одному лицу - как к женщине, так и к мужчине. В действительном живом общении все признаки взаимодействуют, сложно сплетаются друг с другом, и каждый раз выявляется что-либо особенно важное, первостепенное значение: характер взаимных отношений, официальность обстановки, степень знакомства, равенство или неравенство собеседников

Умелое использование такого богатства родного языка, предполагает и хорошее знание законов языка, и знание правил общения, связанных с обшей культурой и культурой поведения.

Цель: изучить вопрос употребления в речи форм «ты» и «вы».

Задачи:

1.Изучить историю появления форм «ты» и «вы» в речи.

2.Ознакомиться с примерами употребления форм «ты» и «вы» в речи.

3.Научиться грамотно употреблять формы «ты» и «вы» в своей речи.

1.Понятие «Ты» и «Вы»

«Ты» и «Вы» - местоимения употребляются «вместо имени». «Жизнь» местоимений сама по себе очень интересна. Тем более, что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с называниями и с самоназываниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично» в таком названии. Вы, конечно, обращали внимание на поправки: «Я вам не ты», «Говорите мне вы», «Не тычьте, пожалуйста»! Это недовольство адресата, направленным к нему «неуважительным» местоимением. Одна из важнейших функций этикета – снятие агрессии. Она реализуется в правильном выборе тона общения, прежде всего в отсутствии категоричных оценок. Нужно помнить, что, чем вежливее говорящий, тем менее категоричны его высказывания. Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Это связано с выбором Вы-обращения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. Официальная обстановка требует двустороннего Вы-общения в любой социальной и возрастной группе.

Введение


Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов - морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д.. Однако каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли (1, 9). Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для которых плохая, запутанная, безграмотная профессиональная или бытовая речь исполнителя была бы благом (там же, 8). Кроме того, в течение последних лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические нормы для всех частей речи, включая местоимения.

В центре внимания данной работы будет проблема морфологических норм русского языка и случаев их нарушения при употреблении в устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить ее задачи, а также определить, что является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое местоимение, каково значение этой части речи, какие существуют лексико-семантические разряды местоимений, каковы морфологические нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения.

Морфология - учение о частях речи


В любом учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что же такое морфология, каким образом она соотносится с грамматикой?

В словаре иностранных слов (4) эти термины переводятся с латинского,

на который в свою очередь были переведены с греческого.

Морфология (греч. morphe - форма, logos - слово, понятие, учение).

Грамма (греч. gramma - письменный знак, черта, линия).

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса.

Одним из определений понятия морфологии является следующее:

Морфология - раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения (7, 67). Другое определение гласит, что морфология является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами (2,149).

Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология - это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении.

К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения (2, 148).

Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка.

Из истории вопроса

морфология местоимение русский язык

Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова. Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей Российской грамматике (1756) М.В. Ломоносов выделял восемь частей знаменательных:

). имя для называния вещей,

). местоимение для сокращения именований,

). глагол для названия деяний,

). причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение,

). наречие для краткого изображения обстоятельств,

). предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,

). союз для изображения взаимности наших понятий,

). междометие для краткого выявления движения духа (2, 149).

Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными (мой, твой, свой, чей, который, и т.д.)


Морфологическая норма


Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи.

Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, вариативностью норм в области морфологии (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений.


Местоимение как часть речи


Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своего постоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного.

Постоянные - разряд, лицо (у личных);

Непостоянные - падеж, род, число(если есть);

Синтаксическая роль.

К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой.

Возвратные местоимения: себя, меня, тебя.

Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько.

Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное).

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько- то, сколько-нибудь.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего.

Указательные: тот, этот, такой, таков, столько.

Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой.

Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм.


Употребление личных местоимений


Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему

предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному Марья Ивановна.

Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях.

Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа. Неправильно: В забастовке участвовало много народу; они требовали повышения зарплаты.

Правильным будет такой вариант: В забастовке участвовало много шахтеров; они требовали повышения зарплаты.

Пропуск личного местоимения 1 и 2 лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, вносит разговорный оттенок. Сравним: Я не согласен! Я не могу! Не согласен! Не могу! В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность: Идите, выполняйте приказание! (К. Симонов)

Наличие подлежащего-местоимения при форме повелительного наклонения может придать высказыванию смягчающий оттенок, например: Ты мне скажи откровенно… ты мне дай совет. (Л.Толстой)

Личное местоимение иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное. Такое употребление местоимения оправдано в ораторской и поэтической речи: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознании жить. (Н. Тихонов)

В других случаях такое явление наблюдается в разговорном языке, просторечии, что не является литературной нормой. Часто приходится слышать, как дикторы радио и телевидения допускают языковую небрежность, например: Депутаты Госдумы, они приняли закон в третьем чтении. Наш национальный парк Куршская коса… он требует к себе постоянного внимания ученых и рядовых работников. Евгений Онегин, он был представлен дворянской молодежи. Или еще пример из недавнего выступления премьер-министра М. Касьяна перед журналистами: Соответствующие службы, они, конечно, разберутся…

Нормативной является форма местоимения у нее, например: У нее необыкновенно чарующий голос. Форма у ней придает высказыванию разговорный характер: У ней лились слезы…(К. Федин)

Архаичный или просторечный характер присущ формам: без ней, для ней, от ней и т.п. Например: Стремился избавиться от ней.

В современном языке звук Н добавляется к местоимениям 3 лица, если местоимение стоит после любого из простых предлогов: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, перед, при, про, с, у, через, а также так же после многих наречных предлогов, т.е. перешедших из наречий: возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади. Правильно употреблять местоимения так: перед ней, с ней, возле нее, у них, вокруг него, напротив них. Однако часто приходится слышать: у ей ничего нет, стояли около их. Это неправильно. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются, как правило без вставки начального Н.

Не добавляется Н к местоимениям также после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, соответственно им, а также благодаря ему.

Не требуют после себя ставки Н также предложные сочетания, состоящие из простого предлога и имени существительного, например: в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

Не добавляется начальное Н к местоимениям, если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: старше его, выше его, лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимение весь, то допустимы обе формы: у всех их - у всех них, для всех их - для всех них, за всеми ими - за всеми ними, над всеми ими - над всеми ними.

Личное местоимение вы употребляется для выражения вежливости. В официальных бумагах Вы следует писать с прописной буквы. Иногда неправильно употребляют это местоимение, обращаясь к одному лицу. Например: Вы такие требовательные…(имеется в виду женщина или мужчина). Нужно говорить: Вы такая требовательная , Вы такой требовательный.

При употреблении местоимения вы следует избегать ошибок подобного типа: А вы семейный? Множественное число прилагательного здесь является вульгаризмом. Таким же вульгаризмом является употребление глагола в единственном числе, например: вы сказал…, вы купил… (5, 360). Глагол должен согласовываться с местоимением в числе.

Говоря о местоимении вы, хочется привести стихотворение А.С. Пушкина:



Пустое вы сердечным ты

Она, обмолвясь, заменила,

И все счастливые мечты

В душе влюбленной возбудила.


Пред ней задумчиво стою,

Свести очей с нее нет силы,

Я говорю ей:Как вы милы!

И мыслю:Как тебя люблю!


Из стихотворения видно, как использование местоимения ты снимает нарочито подчеркиваемый налет официальности.


Употребление возвратных и притяжательных местоимений


Возвратное местоимение себя может относиться клюбому из трех грамматических лиц. Если в предложении несколько существительных или местоимений, к которым может относиться местоимение себя, то нередко возникает неясность, например: Комендант велел дворнику отнести вещи жильца к себе. Непонятно, к кому отнести - к коменданту или к дворнику. В таком случае, по мнению Д.Э. Розенталя, местоимение нужно относить к слову, называющему производителя действия, то есть к дворнику (отнести) (4, 215).

Если смысл такого предложения непонятен, то следует избавиться от двузначности, например: Комендант велел, чтобы дворник отнес вещи жильца к себе.

Суффикс -ся в возвратных глаголах исторически восходит к местоимению себя, которое близко по значению к этим распространенная небрежность речи глаголам (5, 361). Например: не расстраивай себя - не рассривайся, освежил себя - освежился. Извиняюсь- чрезвычайно распространенная небрежность речи. Ведь извиняюсь может означать извиняю себя, то есть, например, считаю нормальным, что я вас толкнул. Надо решительно изжить слово извиняюсь, заменить словами извините, простите, виноват.

Положение двузначности, когда смысл предложения не совсем ясен, может возникнуть при употреблении местоимения свой. Оно также может относиться ко всем трем лицам, например: Старший брат попросил младшего подать ему свой инструмент. Непонятно, чей инструмент - старшего или младшего брата. Здесь следует отнести местоимение к младшему брату, как производителю действия., выраженного глаголом подать, с которым связано сочетание свой инструмент.

Возможно синонимическое употребление притяжательных местоимений мой - свой, например: Я предаюсь моим мечтам (А.Пушкин). Я не потерплю в своем доме воров (А.Чехов) (4, 216).

Употребление местоимений мой, твой, наш, ваш вместо местоимения свой подчеркивает связь с соответствующим лицом при противопоставлении: Моей главы коснись твоей рукой (К. Жуковский).

Часто приходится слышать, как вместо притяжательных местоимений его, ее, их употребляют несуществующие в русском языке слова евоный, ейная, ихний, например: евоный начальник, ейная подпись, ихние документы. Следует помнить, что в русском литературном языке таких слов нет.


Употребление определительных местоимений


Местоимения всякий, каждый, любой имеют смысловую близость, но они отличаются друг от друга оттенками значения. У Розенталя Д.Э. находим, что местоимение всякий имеет первое значение разный, самый, разнообразный, всевозможный. Например: всякого рода возможности. Второе значение: какой- либо, какой бы то ни было. Например: Отсутствие всякой системы.

Местоимение всякий содержит оттенок обобщения, указывает на предметы без ограничения их определенным кругом. Так: Всякому растению нужна влага.

Местоимение каждый предполагает такое ограничение. Например: Каждому из посаженных недавно растений нужен еще повседневный уход (4, 216).

Местоимение каждый имеет значение любой из себе подобных, взятый отдельно, один из всех в данном количественно ряду. Например: Зачетная книжка выдается каждому студенту; на каждом шагу; каждые два часа.

Местоимение любой обычно относится к прилагательным, имеет значение какой угодно на выбор. Например: Дайте любой документ; здесь подойдут любые средства. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное.

В современном языке при употреблении местоимений сам и самый не существует разграничения. В прежнее время слово сам относилось к одушевленным предметам, а самый - к неодушевленным.

Сейчас в публицистическом стиле чаще употребляется местоимение сам, а не самый. Например: важен сам созыв конференции; само голосование проходило в обстановке острой борьбы.

Допускается использование книжного варианта слова самоё, но предпочтительнее в современном языке употребление слова саму. Например: встретил саму учительницу.

Если есть в предложении возвратное местоимение себя, то местоимение сам может согласовываться в падеже либо с ним, либо с подлежащим, например: Я сам себе удивляюсь - я удивляюсь самому себе; она сама себе противоречит - она противоречит самой себе.

Как отмечается у Л.А. Шевченко, Н.М. Пипченко, использование местоимения сам в значении числительного один в литературном языке не допускается (7, 121). Такие выражения, как я подбирал литературу сам (то есть один), сам сидел дома, являются неправильными.


Употребление неопределенных местоимений


Местоимения что-то, кое-что, что-нибудь, что-либо, нечто, кто-то, кое- кто, кто-нибудь, некто близки по значению, но различаются в смысловых и стилистических оттенках. Местоимение что-то (кто-то) указывает на неизвестное как для говорящего, так и для слушающего. Например: Кто-то звонит по телефону. Что- то не отмечено в данном документе.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, но в какой-то степени известное говорящему. Например: Я кое-что скажу по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение неизвестно что или кто, а частица - нибудь придает значение безразлично что или кто. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей -нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях.

Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное.

Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей -либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) - попросить кого-либо (любого из неизвестных).


Приведем несколько коварных примеров:


Неправильно |Правильно |

|Возвратившись из экспедиции, |Капитан, возвратившийся из |

|капитан привез с собою медведя. |экспедиции, привез с собою |

|Он рассказал нам много |медведя и рассказал нам много |

|интересного о своих |интересного о своих |

|приключениях. |приключениях. |

|Волны яростно ударяли о |Волны яростно ударяли о |

|прибрежные камни. С каждым часом|прибрежные камни и с каждым |

|они становились все выше и выш |часом становились все выше и |

|Боясь дождя, рабочие спрятали |Боясь дождя, рабочие спрятали |

|прибывший товар под навес и |прибывший товар под навес и |

|держали его там до тех пор, пока |держали его там до тех пор, пока|

|он не прекратился.(Нелепость) |дождь не прекратился. |

|Неправильно |Правильно |

|Врач предложил больному каждый |Врач предложил больному, чтобы |

|день взвешивать себя. |тот каждый день взвешивал себя. |

|Профессор попросил студента |Профессор попросил студента, |


Из приведенных примеров следует, что неправильное использование местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок.


Правописание местоимений


Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие:

При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак:

Им.п. чей портрет, чья книга

Р.п. чьего портрета, чьей книги

Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д.

Местоимения с приставкой кое- и частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения - ни. Например: некого спросить, никого не спросить.

В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить.

Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать.


Заключение


Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам.

Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам - будущим деловым людям, специалистам в области экономики.


Литература


1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Дудников А.В. Русский язык. - М.: Просвещение, 1974.

Словарь иностранных слов.- М.: Просвещение, 1982.

Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно! Пособие по русскому языку.- М.: Астра, 1996.

Финкель А.М., Баженов Н.М. Курс современного русского литературного языка. - Киев:Радянська школа, 1965.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


1. Если личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в косвенных падежах и стоят после предлогов, то к местоимению обычно прибавляется н: беседовать с ней, с ним, с ними.
Присоединения н не бывает:
а) после предлогов, образованных от наречий и управляющих дательным падежом: наперекор _им, навстречу _ей, подобно _ему;
б) после предлога благодаря: благодаря _ему;
Ж
Некоторые предлоги в древности оканчивались на н: вън, кън, сън. При словах, начинающихся на согласный звук, этот н впо-
в) после сравнительной степени прилагательных и наречий: он старше _её, приехал раньше _его.
следствии пропадал, а при словах, начинающихся на гласный, н отходил к следующему слову: кън ему ^ къ нему, сън ею ^ съ нею.
  1. Личные местоимения могут употребляться в переносном значении: Мы намерены провести серию опытов (в значении «я» в научной речи); Барин занят - они кушать изволят (в значении «он» в речи прислуги) и т. д.
  2. Не следует соотносить личное местоимение 3-го лица с собирательным существительным. Неправильно: Крестьянство не могло мириться с бесправным положением. Они поднимали восстания. В подобных случаях целесообразно заменить собирательное существительное на конкретное - крестьяне.
  3. Нередко двусмысленность возникает из-за неясной связи личного местоимения с существительными: Отец приехал к сыну летом, незадолго до этого он купил автомобиль (отец или сын?); Мать увидела дочь, она очень обрадовалась (мать или дочь?). Чтобы избежать ошибки, необходимо перестроить фразу или (в деловой речи) рядом с местоимением в скобках поставить поясняющее существительное. Например: Летом отец прихал к сыну на недавно купленном автомобиле; Увидев дочь, мать очень обрадовалась.
  4. Двусмысленность также бывает связана с употреблением возвратного местоимения себя и притяжательных местоимений: Наташа велела Оле почистить себе туфли. Андрей попросил Николая разослать своё резюме в кадровые агентства. Эти местоимения должны указывать на лицо, совершающее действие. Например: Андрей попросил, чтобы Николай разослал своё резюме в кадровые агентства (резюме Николая). Андрей попросил, чтобы Николай разослал его резюме в кадровые агентства (резюме Андрея).
  1. Поскольку притяжательные местоимения его, её, их, образованные от личных местоимений, не склоняются, недопустимо употреблять в речи формы типа ихний, ихняя, ейный.
«Без запинки» I. Составьте небольшие предложения с приведёнными ниже сочетаниями местоимений с предлогами.
Образец: от его - это письмо от его товарища; для него - это письмо прислано для него.

Из её, из неё, из-за них, из-за их, около её, вокруг него, от него, на их, против её, за неё, до их, в его, после неё, перед её, среди них, об их, за его, за них.
II. Составьте словосочетания, употребив местоимения в нужном падеже.
Говорить с (они), беседовать с (она), навстречу (она), подобно (он), наперекор (они), благодаря (он), младше (она), быстрее (он).


J Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1) Большинство учащихся будет принимать участие в олимпиаде. Оно поедет в Москву. 2) Безграмотность развивает безынициативность людей, необходимо бороться с нею. 3) На доске объявлений помощники вывесили списки участников конкурсов, через неделю их число увеличилось. 4) Когда проводятся экзамены, устраиваются консультации, на это уходит много времени. 5) Многие ученики уже прочли роман и принялись за новый, но есть и такие, которые отстают в этом. 6) Сегодня, кроме обучения языку по стандартной программе, этим занимаются сами учителя по методу преподавателя Иванова. 7) Директор сказал секретарю, что это не входит в его обязанности. 8) Судья адресовал свои аргументы участникам турнира, убедительно доказывая их правоту. 9) Пристрастие к чтению утратили многие люди; кажется, что иные из них и не имели его. 10) Мать попросила дочь примерить её платье. 11) При высших учебных заведениях открываются лицеи, с каждым годом они совершенствуются.
§ 27

Еще по теме Употребление местоимений в речи:

  1. 6.40. Употребление других частей речи в роли местоимений (прономинализация)
  2. 34. употребление разрядов местоимений в текстах разной функциональной принадлежности. Стилистические ресурсы личных местоимений.

1.Местоимение 3-го лица (он, она, оно, они )обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Однако эта связь местоимения с существительным определяется иногда смыслом, а не формально порядком слов, например:Туристы побывали во многих городах страны: они интересовались прежде всего местными историческими достопримечательностями (не вызывает сомнений, что местоимениеони относится к более отдаленному существительномутуристы, а не к ближе стоящемугородах ).

Возможность соотнесения местоимения с разными словами в предшествующем тексте может служить источником неясности или двусмысленности, например: Сестра поступила в артистическую труппу , она скоро уезжает на гастроли (кто уезжает – сестра или труппа?).В этих случаях необходима правка; ср.:

Сестра поступила в артистическую труппу и скоро уезжает на гастроли ;

Сестра поступила в артистическую труппу, которая скоро уезжает на гастроли; Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кто заболел – мать или Оля?);Внесены добавления в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях (нуждаются в уточнениях тексты или добавления?).

Местоимениеони не должно соотноситься с собирательным существительным, имеющим форму единственного числа.Это правило нарушено , например, в предложении:«В митинге участвовало множество народа; они требовали прекращения войны на Кавказе». В подобных случаях при правке часто сказывается неудобство замены формы они формой единственного числа (оно, он ), поэтому целесообразно заменять собирательное существительное существительным конкретным (...участвовало множество людей; они требовали... ).

2.При выборе одного из вариантов в парах я гуляю гуляю, ты прочти прочти и т.п. учитывается, что пропуск личного местоимения 1-го и 2-го лица в роли подлежащего при сказуемом-глаголе, форма которого указывает на определенное лицо, придает речи динамичность, ускоряет ее темп, например:Объеду еще раз и, как вернусь, пойду к генералу и попрошу его (Л. Толстой);Не согласен! Не могу! Не желаю (Чехов). В таких конструкциях иногда подчеркивается категоричность, например:Идите, выполняйте приказание. Спите (Симонов). Ср. в приказах и распоряжениях:Приказываю...; Предлагаю... и т.п.

Подлежащее-местоимение обычноопускается при формах повелительного наклонения.Наличие местоимения в этом случае служит целям логического подчеркивания, противопоставления, например:...Но ты останься тверд, спокоен и угрюм (Пушкин);Вы побудьте с больными, а я пойду за лекарством. Наличие подлежащего-местоименияпри форме повелительного наклонения может придавать высказываниюсмягчающий оттенок, например:Ты мне скажи откровенно... ты мне дай совет... (Л. Толстой) (см. также §178).

3.Личное местоимение 3-го лица иногда дублирует имеющееся в предложении подлежащее-существительное.

В одних случаях такое употребление местоимения используется для подчеркивания подлежащего и встречается в ораторской и поэтической речи, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознаньи жить... (Н. Тихонов) (см. также §220, п. 2).

В других случаях рассматриваемое явление наблюдается в разговорном языке, в просторечии, например: Народ, он культуры требует (Солоухин);Пуля она в Федотку-то не угодит, а кого-нибудь со стороны свалит (К, Седых).

Без стилистического задания подобные конструкции в литературном языке (в научной, официально-деловой речи, в нейтральных стилях) не употребляются. Ср.ошибочные построенияв ученических работах:« Евгений Онегин, он был представителем...»

4.Нормативной является форма у нее; формау ней придает высказываниюразговорный характер, например:У ней лились слезы... (Федин);Нет, глаза у ней ничего! (Леонов).

5.При выборе варианта в парах внутри них внутри их н перед местоимением 3-го лица или безн ) следует исходить из того, что в современном языкеуказанный звук добавляется, если местоимение стоит послелюбого из простых, или первообразных,предлогов(без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через ), а также после многихнаречных предлогов(возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и некоторых других, употребляющихся с родительным падежом). Однако такиепредлоги,как внутри, вне, употребляютсяв основномбез начальногон.

Не добавляетсян к местоимению такжепосле предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, ср.:вопреки ему , наперекор ей , согласно им , вслед ему , навстречу ей , подобно им , соответственно им ; также:благодаря ему .

Не требуют после себя вставкин также сложные предлоги в сочетании с местоимением, например:в отношении его , при помощи ее , не в пример им , в противовес ему , по поводу ее , за исключением их , со стороны его , по причине ее ; также: наподобие его , насчет их .

Не добавляется начальноен в тех случаях,когда местоимение стоит после сравнительной степени прилагательногоили наречия, например:старше его , выше ее , лучше их.

Если личному местоимению предшествует определительное местоимениевесь тодопустимы обе формы(со встречнымн и без него,), например:у всех их у всех них , для всех их для всех них , за всеми ими за всеми ними , над всеми ими над всеми ними .

Вариантные формывстречаются и в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например:между вами и ими между вами и ними , между мной и им между мной и ним . Ср.:Видишь разницу между нами и ими ... (Горький). –...Нет между нами и ними никакой средней линии (Гайдар).