Разъяснения законодательства в сфере жкх год. Жилищно-коммунальное хозяйство. Внесение сведений в ГИС ЖКХ

С введением в действие новых законов жителям многоэтажек будет проще проводить общие собрания и в них участвовать. Они смогут быстрее перевести свой дом из «общего котла» на спецсчет, а также у них появится возможность защитить деньги дома, собранные на капремонт, от инфляции, открыв банковский депозит.

Недавно прошло собрание жилищных активистов – участников Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР». Как обычно, собрался полный зал, в основном, председателей и членов советов домов, чтобы получить информацию о новых законах в жилищной сфере, и обсудить их практическое применение. Александр Евсеев , председатель Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов УР», подробно рассказал им о законах и актах, внесших новые нормы и изменения в законодательство о ЖКХ. В заседании общественников участвовал также Главный государственный жилищный инспектор УР Марат Исмагилов .

На последней сессии Госдума РФ приняла два закона, которыми вносятся изменения в Жилищный кодекс РФ и сопредельные законы.

Проще собрать кворум

Новым Федеральным законом от 03.07.2016 №355-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» снижено количество голосов собственников, необходимое для принятия решения о выборе способа формирования фонда капремонта. Принимая это решение собственники должны определить владельца спецсчета, утвердить минимальный размер взноса и определить банк, в котором будет открыт спецсчет. Ранее для решения вопроса о том, как накапливать средства на капремонт – на спецсчете или в «общем котле» – нужно было набрать 2/3 голосов «за» от общего числа голосов собственников в доме. Теперь количество необходимых голосов снизилось до 50% от общего числа голосов собственников помещений.

«Решение о снижении минимально необходимого количества голосов для выбора способа накопления денежных средств на капремонт упростит проведение общего собрания, не нарушая принцип принятия важного решения большинством собственников в доме. Инициаторам собрания половину от общего числа голосов собственников собрать легче, чем две трети. К тому же участвовать в собрании собственники могут сегодня очно и очно-заочно, а после 1 января 2017 года, – и по Интернету, через систему ГИС ЖКХ, – сказал Александр Евсеев. – Однако проблема решена лишь наполовину. По всем остальным вопросам, связанным с организацией и проведением капитального ремонта, так и остается необходимость набирать 2/3 голосов собственников. Это вопросы о проведении работ по капремонту, об использовании средств со специального счета, а также о размещении денежных средств на специальном депозите».

Снижение количества голосов для принятия решения до 50% актуально для новостроек, в которых собственникам нужно принять решение о выборе способа накопления денежных средств – в «общем котле» или спецсчете – в течение шести месяцев с момента официального опубликования сведений о доме в Региональной программы капремонта. Кроме того, это важно жителям, которые хотят перевести свой дом из «общего котла» на специальный счет или наоборот.

Защитить деньги от инфляции

Этот же закон (Федеральный закон от 03.07.2016 №355-ФЗ) дает собственникам возможность размещать средства капремонта, находящиеся на спецсчете дома, на специальном депозите в банке. «Это поможет защитить денежные средства от инфляции – путем начисления банком процентов по депозитам. Предполагается, что размер процентов будет не ниже среднерыночных для физических лиц, – сказал Александр Евсеев. – Пока не понятен механизм и сроки начала действия норм этого закона, а также не известно мнение банков по поводу размера процентов, но само это решение – большой шаг вперед и дополнительный стимул выбирать спецсчет для более быстрого накопления средств на капитальный ремонт, благодаря процентам на депозите».

Депозит открывается на основании решения общего собрания собственников. При этом собственники могут выбрать любой банк из более 10 банков в Удмуртии с собственным капиталом (20 млрд. рублей), включая 6 банков, уже работающих в нашем регионе со спецсчетами и средствами на капремонт многоквартирных домов, а не только тот, в котором у них открыт спецсчет.

В настоящее время небольшие проценты начисляются банками на неснижаемый остаток средств на специальном счете дома. По мнению эксперта Марата Исмагилова , Главного госжилинспектора УР – Начальника Госжилинспекции УР, если собственников устраивает размер этого процента на остаток средств, то дополнительной выгоды от открытия специального депозита им ожидать не стоит. Условия работы для собственников жилья с банками по спецсчетам пока не очень удобные, так как требуют больших временных затрат. Например, нужно раз в 1-3 месяца продлевать соглашение о том, что собственники согласны получать процент на остатки средств на спецсчете. Если владелец счета пропустит этот срок, то банк не начислит проценты.

Жилищный кодекс гласит, что доходы, полученные от размещения на специальном депозите средств фонда капремонта, сформированного на спецсчете дома, могут использоваться только в целях проведения капремонта. На средства депозита не может быть обращено взыскание по обязательствам владельца спецсчета и банка. Между владельцем счета и банком заключается договор, в котором прописывается порядок размещения и начисления денежных средств, а также возврата процента от этих средств. Как правило, досрочно снять деньги с депозита нельзя – это ключевое отличие депозита от начисления процентов на неснижаемый остаток средств на спецсчете.

Не заверять доверенность у нотариуса

Госдумой принят Федеральный закон от 03.07.2016 г. №267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ». В Жилищном кодексе теперь четко определено, что гражданин, выдающий доверенность другому гражданину для того, чтобы тот мог проголосовать вместо него на общем собрании собственников жилья, имеет право заверить ее по месту своей работы или учебы. Такую доверенность может заверить также и нотариус.

Ранее норма ч.2 ст.48 Жилищного кодекса РФ ссылалась на норму Гражданского кодекса РФ, которая уже не действовала с 01 сентября 2013 года. Поэтому в этот период доверенности на голосование могли быть заверены только в нотариальном порядке. Следует отметить, что сейчас доверенности для голосования на общем собрании не могут заверять управляющие организации по месту жительства доверителя, в отличие от доверенностей на представление интересов в суде.

Собственнику выгодно быть уже сейчас зарегистрированным в ГИС ЖКХ, но голосовать на ГИС ЖКХ можно только после нового года

В системе ГИС ЖКХ каждый гражданин может знакомиться с информацией органов местного самоуправления и государственной власти, со сведениями о своем доме, раскрытыми УК, ТСЖ, РСО и другими организациями, отправлять электронные квитанции по оплате услуг ЖКХ. Для этого он должен получить доступ на Портал госуслуг на сайте https://www.gosuslugi.ru . Пройти Регистрацию (с заведением пароля и логина для Личного кабинета) можно в Центрах обслуживания, список которых можно найти на том же сайте.

ГИС ЖКХ предусматривает электронное голосование на общих собраниях собственников. По мнению, эксперта Марата Исмагилова, это значительный шаг вперед, обеспечивающий возможность гражданину своевременно узнать о голосовании, проголосовать в удобное время, а также исключить факты подделки бюллетеня. Пока до 1 января 2017 года эта норма ст. 47.1 Жилищного кодекса РФ приостановлена. «До конца этого года у собственников не появится возможности проводить общее собрание в электронной форме посредством системы ГИС ЖКХ, – подчеркнул Александр Евсеев. – Теперь не только по причине технической неготовности системы, но и в связи с тем, что принят такой закон».

УК и ТСЖ переходят на другой ресурс для раскрытия информации

1 июля 2016 перестало работать требование ч.10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ по раскрытию информации в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. Согласно ему УК и ТСЖ должны были публиковать сведения на сайте www.reformagkh.ru и на сайте своей компании. При этом с 01 июля 2016 года у управляющих компаний и ТСЖ появилась обязанность размещать информацию в системе ГИС ЖКХ, что предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2014 №209-ФЗ и новой ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, в которой говорится: «Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе». Такие же требования и к ТСЖ.

Завершить эту процедуру УК и ТСЖ должны к 01 января 2017 года. «В течение переходного периода, который продлится до 01 января 2017 года, мы не будем штрафовать управляющие компании и товарищества собственников жилья за нераскрытие всей необходимой информации в отношении каждого дома на этих ресурсах», – сообщил Марат Исмагилов. Соответствующее решение было принято Государственной думой РФ (Федеральный закон от 03.06.2016 №175-ФЗ).

Также Марат Исмагилов пояснил, что Госжилинспекция УР накладывает штрафы в размере 30 000 рублей на те УК, которые до сих пор не зарегистрировались в ГИС ЖКХ, хотя УК обязаны были это сделать еще с 01 августа 2015 года. Также УК обязаны своевременно указывать дома, находящиеся в их управлении. На сегодняшний день были возбуждены административные дела в отношении пяти управляющих организаций ООО «УК Кама» (г. Ижевск), ООО УК «Союз» (г. Ижевск), МУП УК в ЖКХ (Завьяловский район), ООО «Тепличный» (Завьяловский район), ООО УК «Престиж» (Увинский район). В результате принятых Госжилинспекцией Удмуртии мер в отношении УК, на сегодняшний день 106 управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, разместили информацию в ГИС ЖКХ. Нарушителем остается одна управляющая организация ООО «УК Кама», которая уже привлечена к штрафу 30 000 руб. и вызвана повторно для составления нового протокола.

Быстрее перейти из «общего котла» на спецсчет

Недавно были приняты изменения в Закон УР о капремонте, установившие срок внесения взноса за капремонт для домов на «общем котле» до 20 числа каждого месяца и срок перехода из «общего котла» на спецсчет в течение 1 года.

Ранее, если собственники сначала выбрали «общий котел», а потом передумали и решили открыть спецсчет, то они должны были ждать два года, чтобы реализовать свое решение. «Считалось, что Фонд капремонта УР может не успеть в рамках своей текущей деятельности осуществить передачу на спецсчет денежных средств, уже накопленных собственниками дома, – рассказал Александр Евсеев. – Но оказалось, что сделать это вполне реально, и Фонд капремонта УР сам инициировал закон о сокращении переходного периода в два раза».

Срок перехода еще меньше для жителей домов, введенных в эксплуатацию меньше 5-ти лет назад и попавших в «общий котел». Для них решение выбрать спецсчет, которое они сделали на общем собрании, вступает в силу через 1 месяц, с тем, чтобы они могли воспользоваться правом приостановить оплату взносов на капремонт.

Оплата отопления равными долями — до 2017 года

Третий новый законодательный акт – Постановление Правительства УР от 20 июня 2016 года №252 «О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению», утвердил способ равномерного внесения платы за отопление в течение календарного года. Подробнее об этом рассказывалось в пресс-релизе Объединения советов домов УР от 28 июня 2016. С 1 июля 2016 года утратили силу Правила №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг», определявшие порядок начисления платы за отопление. В связи с этим встал вопрос, каким образом начислять ее дальше – по факту потребления, согласно показаниям приборов учета, или же равными ежемесячными долями в течение года. Ответом и стало Постановление Правительства УР №252.

Постановлением Правительства РФ №354 в редакции Постановления Правительства РФ №603 от 29.06.2016 г. регионам предоставлено право определять способ оплаты отопления «равными долями» (на протяжении всех 12 месяцев года) или «по факту» (на протяжении лишь 8 месяцев, исключив летние месяцы, когда отопление не работает). При этом решение начинает действовать с 1 июля или начала отопительного периода в следующем году, а также может меняться ежегодно до 1 октября каждого года. Таким образом, в Удмуртской Республике на 2017 год может быть выбран другой способ – по факту потребления услуги. Способ «равными долями» пока действует до конца 2016 года.

Юристы вопросы о содержании 97 Постановления получают с завидной регулярностью.

Постановление Правительства РФ №97 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016-2018 годы», которое в народе также получило название «закон о ЖКХ №97» отменено в мае 2017 года, однако юристам продолжают поступать вопросы относительно его содержания. Многие ошибочно полагали и продолжают думать, что этот документ освобождает всех жильцов от оплаты услуг ЖКХ – якобы, за них деньги коммунальщикам платит государство по нормативам, установленным в 97 Постановлении Правительства РФ о ЖКХ. Это не так.

Расскажем подробнее, что из себя представляло 97 постановление о ЖКХ, как получить и кому положены субсидии, о которых идет речь в документе.


Вопросы юристам

Как уже было сказано выше, юристы вопросы о содержании 97 Постановления (скачать документ можно ) получают с завидной регулярностью. В народе сформировался миф о том, что межбюджетные трансферты, направленные на оказание финансовой помощи регионам РФ для компенсации расходов на оплату услуг ЖКХ отдельным категориям граждан, покрывают не только расходы льготников, но и остальных граждан РФ.

Свой вклад в поддержание мифологии по этому поводу вносят различные псевдоэксперты по вопросам ЖКХ, которые продолжают доказывать, что платить за коммунальные услуги не надо – все уже оплачено федеральным бюджетом. Многочисленные видео по этому поводу, вводящие граждан в еще большее заблуждение, можно найти на Yotube.

А в от некоторые вопросы, которые получили юристы сайта сайт по поводу этого документа.

«Правда, что есть 97 Постановление Правительства об оплате ЖКХ и 822 ПП РФ, которые финансируют оплату услуг ЖКХ из федерального бюджета за счет межбюджетных трансфертов, а взносы с граждан региональные власти собирают незаконно?» – спрашивает Камиль из Балашихи.

«В интернете смотрела видео о том, что взносы на ЖКХ с жильцов собирать незаконно, так как есть закон 97 о ЖКХ, который их отменил?» – интересуется Анна Николаевна из Москвы.

«Существуют ли льготы по ЖКХ для простых граждан по 97 Постановлению о ЖКХ – как получить и кому они положены?» – спрашивает Дмитрий из Тверской области.

И таких вопросов много. Аналогичный поток обращений юристы получают и по теме оплаты капитального ремонты, о чем можно почитать в статье: .

Что регулировало Постановление 97 о межбюджетный трансфертах?

Этот документ имел значение для бюджетного планирования и устанавливал «федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016-2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг».

Другими словами, при помощи установленных в этом ПП РФ нормативов федеральный бюджет компенсировал расходы региональных бюджетов по выплате субсидий на оплату услуг ЖКХ для льготных категорий граждан. 97 Постановление было отменено 17 мая 2017 года Постановлением N 584. Вместо него новый документ со стандартами оплаты услуг ЖКХ принят не был. Для бюджетного планирования данные стандарты потеряли смысл, и теперь межбюджетные расчеты производятся по иной схеме.

Граждан отмена постановления Правительства РФ №97 от 11.02.2016 не коснулась, правила предоставления субсидия льготным категориям граждан регулирует другой документ – Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», который продолжает действовать. Более того, 28 июля 2018 года в документ внесли изменения, упрощающие процесс получения финансовой помощи на оплату услуг ЖКХ.

О том, что отмена 97 Постановления не скажется на правах льготников, отдельно заявили в Минстрое РФ в ответ на соответствующее обращение Аппарата Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N п48-97591.


Разъяснения Минстроя РФ

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО

ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение, направленное письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 19.06.2017 N п48-97591 (вх. Минстроя России от 21.06.2017 N 28707-ОГ) и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

С целью оптимизации законодательства в части распределения субвенций постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 N 584 “О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 г. N 97” было принято решение о прекращении действия Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 N 97 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2016 – 2018 годы”.

Отмена федеральных стандартов никаким образом не связана и не повлияет на назначение и предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

И.о. директора Департамента

жилищно-коммунального хозяйства

Вывод

Не существует закона о ЖКХ, освобождающего граждан от уплаты коммунальных платежей. Постановление Правительства РФ 97 о ЖКХ ошибочно считали таким «законом» – у этого документа был совершенно другой смысл. Сегодня данное постановление отменено. Граждане вправе, как и прежде, получать субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в порядке, установленном ЖК РФ и ПП РФ от 14 декабря 2005 г. N 761.

В новом году вступают в силу 733 принятых к настоящему времени нормативно-правовых акта. Среди нововведений можно выделить изменение правил исчисления пени за просрочку оплаты услуг ЖКХ. С 2016 года при наличии задолженности за коммунальные услуги на период до 30 дней пени не будут начисляться, с 31-го до 90-го дня включительно задолженности пени, как и сейчас, будут ежедневно "капать" по 1/300 от суммы долга, а с 91-го дня размер пени вырастет до 1/130 ставки рефинансирования от размера задолженности за каждый день просрочки платежа. Сегодня "льготного месяца" на оплату услуг ЖКХ не предусмотрено, а размер пени остается неизменным независимо от продолжительности просрочки – 1/300 ставки рефинансирования от суммы долга за каждый день просрочки ().

Другое значимое событие – отказ от индексирования пенсий работающим пенсионерам. С 2016 года суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней будут выплачиваться им без учета индексации фиксированной выплаты на уровень ежегодного роста потребительских цен, повышения этой выплаты с учетом роста доходов ПФР и корректировки размера страховой пенсии при повышении пенсионного коэффициента и уровня инфляции.

Еще одной важной новеллой можно признать предоставление "скидки" в размере 50% на штраф водителям, не оспаривающим нарушение. Воспользоваться ею смогут автомобилисты, оплатившие штраф в течение 20 календарных дней с момента его наложения. Однако такого права будут лишены водители, наказание которым назначено за управление транспортным средством в состоянии опьянения, отказ от выполнения законного требования сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования и ряд иных грубых нарушений ПДД (). Как будет реализована эта норма на практике, пока неизвестно. Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.

Подробнее об этих и других важных изменениях законодательства в 2016 году – в инфографике.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме:

  • Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. № 437-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 348-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 376-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 373-ФЗ "О внесении изменений в статью 33.3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения "
  • Федеральный закон от 23 ноября 2015 г. № 323-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 310-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. № 307-ФЗ " "
  • Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 340-ФЗ " "

Изменения в жилищном законодательстве последних лет направлены на увеличение степени участия собственников и квартиросъемщиков в содержании не только принадлежащего им помещения, но и общедомового имущества и территории. О том, какие именно нормы претерпели изменения, рассказано в предложенном материале.

Каковы наиболее значимые недавние изменения в жилищном законодательстве

Говоря о недавних изменениях жилищного законодательства, стоит отметить наиболее значимые из них. Например:

  1. С 01.01.2017 изменен порядок расчета оплаты содержания жилых помещений. Теперь в ее состав вошла стоимость отдельных коммунальных ресурсов, затрачиваемых на оплату общедомового имущества (далее — ОДИ) (закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
  2. Введены единые требования к определению размера платы за наем жилого помещения по договору соцнайма или найма помещений государственного или муниципального фонда (приказ Минстроя России от 27.09.2016 № 668/пр). Новая формула основывается на качестве социально-экономической обстановки в регионе.
  3. В Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, внесены изменения, касающиеся газоснабжения (в отношении заключения договоров, обслуживания оборудования и др.).
  4. Введена обязанность размещать всю информацию об услугах и лицевых счетах потребителей в Главной информационной системе ЖКХ, административная ответственность и гражданско-правовые последствия за неразмещение.

Новое в жилищном законодательстве: оплата ресурсов на обслуживание общедомового имущества

Одна из самых нашумевших новинок 2017 года — изменение размера оплаты коммунальных платежей в связи с принятием новых региональных нормативов для расчета стоимости ресурсов, затрачиваемых на содержание ОДИ (собственно понятие коммунальных ресурсов также было введено в 2017 году). Свое закрепление правовая норма нашла в ст. 154 и чч. 9.1-9.3, 10 ст. 156 ЖК РФ. Речь идет о необходимости оплаты таких ресурсов только в том случае, если само сооружение предполагает возможность их расходования.

Расчет оплаты таких ресурсов проводится на основании показаний:

  • общедомовых приборов учета;
  • автоматизированной информационно-измерительной системы учета.

В качестве альтернативного варианта собственники жилья могут принять на общем собрании решение о расчете расходов на оплату коммунальных ресурсов исходя:

  • из нормативов, установленных в регионе;
  • прошлогодних показателей за аналогичный период с учетом перерасчета.

Нормативы потребления определяются на уровне субъектов Федерации в порядке и по правилам, установленным Правительством РФ в постановлении от 23.05.2006 № 306. На данный момент все регионы уже разработали свои нормативы, но не все они оказались обоснованными.

Внесение сведений в ГИС ЖКХ

Законом «О внесении изменений…» от 28.12.2016 № 469-ФЗ был перенесен на 01.07.2017 срок обязательного размещения в ГИС ЖКХ сведений поставщиками коммунальных ресурсов и организациями, управляющими многоквартирными домами.

Ранее ГИС ЖКХ пополнялась за счет данных, вносимых из государственных и муниципальных информационных систем, и сведений о лицензиатах в области предпринимательства — управления многоквартирными домами. Последние были обязаны размещать в ГИС ЖКХ сведения о домах, которыми управляли согласно Составу сведений о многоквартирных домах…, утв. приказом от 29.09.2015 Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр.

С июля же 2017 года обязанность по внесению сведений, перечисленных в ст. 6 закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ (далее — закон о ГС ЖКХ), распространена на большую часть коммунальных и управляющих организаций, кроме поставщиков информации, работающих на территории городов федерального значения.

С 01.07.2017 у органов жилищного контроля появилась возможность выдавать предписания о размещении недостающей информации в системе, но с датой выполнения после 01.01.2018 (письмо Минстроя России от 29.08.2017 № 30838-АЧ/04).

С 01.01.2018 не размещенная в ГИС ЖКХ квитанция не считается предоставленной потребителю (ч. 8 ст. 12 закона о ГИС ЖКХ), вследствие чего:

  • субъект, который должен был разместить информацию об оплате, подлежит административной ответственности по ст. 13.19.2 Кодекса об административных правонарушениях;
  • потребитель может не оплачивать квитанцию.

Таким образом, в 2017 году право в сфере ЖКХ обогатилось новым понятием «коммунальные ресурсы». Кроме того, наступил новый этап развития ГИС ЖКХ: законодатель дал субъектам, обязанным размещать информацию в данной системе, полгода на ее освоение, а с 2018 года ввел неблагоприятные последствия для нарушителей.