Осложнено обособленным определением выраженным. Предложение, осложненное обособленными членами. §2. Обособление несогласованных определений

В данной главе:

Обособление определений — это выделение их интонационно в устной и запятыми в письменной речи.

§1. Обособление согласованных определений

Обособление согласованных определений необходимо в следующих случаях:

1. Определение выражено прилагательными или причастиями, имеющими при себе зависимые слова и стоящими после определяемого слова, выраженного существительным, например:

Весна для выпускников - время, полное надежд и волнений .

Сквозь липы мы увидели храм, стоящий посреди старого кладбища .

(определяемое слово - сущ., определение стоит после определяемого слова)

2. Несколько одиночных (два и больше) согласованных определения, стоящих после определяемого слова, выраженного существительным:

Волны, высокие и мощные , разбивались о скалы.

3. Определение отделено от определяемого слова другими словами, например:

Набегающие на берег , весело играют морские волны .

(определяемое слово - существительное волны , определение, выраженное причастным оборотом, стоит перед определяемым словом, они разделены другими словами)

4. Могут обособляться одиночные или распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, выраженным существительным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение, например, причины, уступки, времени:

Утомлённый , отец быстро заснул.

(Отец быстро заснул, потому что был утомлён)

Утомлённый дорогой , отец быстро заснул.

В качестве определяемых слов в предложениях с добавочным обстоятельственным значением часто используются имена собственные, например:

Растроенный , Сергей позвонил мне.

(синонимично: Сергей позвонил, потому что расстроился. )

5. Согласованное определение относится к личному местоимению, например:

Утомлённый , я быстро заснул.
Утомлённый трудной дорогой , я быстро заснул.
Я быстро заснул, утомлённый трудной дорогой .

Не имеет значения:

  • распространённость - нераспространённость определения
  • его место по отношению к определяемому местоимению

Не обособляются, т.е. не выделяются запятыми:

1) прилагательные и причастия, входящие в состав составного сказуемого, например:

Она ушла расстроенная .
Она ушла расстроенная и подавленная .

2) прилагательные или причастия, имеющие при себе зависимые слова и стоящие перед определяемым словом, выраженным существительным (кроме случаев, когда выражается добавочное обстоятельственное значение, см. выше пункт 4), например:

Сквозь старые липы мы увидели стоящий посреди кладбища храм.

(определение, выраженное причастным оборотом, стоит перед определяемым словом)

3) определения, стоящие после определяемого слова, но настолько тесно связанные с ним по смыслу, что при попытке исключить их из предложения теряется смысл, например:

Он мог сказать слова довольно грубые и даже оскорбительные.


§2. Обособление несогласованных определений

Обособление несогласованных определений необходимо:

1) если несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, имеет смысловую самостоятельность, например, когда они дополняют или уточняют имеющуюся информацию:

Ольга, , весь вечер была в центре всеобщего внимания.

Внимание:

Обычно определяемое слово выражено именем собственным или местоимением, например:
С сияющими от счастья глазами , она была очень хороша.

2)если несогласованные определения отделены от определяемого слова другими словами, например:

С сияющими от счастья глазами , в столовую вбежала девочка.

(определение и определяемое слово девочка отделены друг от друга)
Сравним:

С сияющими от счастья глазами девочка вбежала в столовую.

(определение и определяемое слово, не являющееся именем собственным или местоимением, не разделены)

3) если есть ряд однородных определений: согласованных и несогласованных, например:

В комнату вошла старуха, неприятная , неприветливая , в неопрятном, грязном халате .

(неприятная, неприветливая - согласованные определения; в неопрятном, грязном халате - несогласованные определения)

4) если несогласованное определение выражено сравнительной степенью прилагательного, например:

В комнату вошла другая девочка, поменьше первой .

(в этом случае выражается значение уточнения)


§3. Обособленные приложения

Обособляются, т.е. выделяются в устной речи интонационно, а в письменной запятыми, только распространённые приложения.
Обособление происходит, если:

1) приложение относится к нарицательному имени существительному или местоимению, местоположение его в предложении до или после определяемого слова не существенно, например:

Моя сестра, профессиональный дизайнер

Профессиональный дизайнер , моя сестра работает в известной арт-студии.

(определяемое слово - нарицательное существительное)

Она, профессиональный дизайнер , работает в известной арт-студии.

Профессиональный дизайнер , она работает в известной арт-студии.

(определяемое слово - местоимение)

2) приложение относится к имени собственному и стоит после него, например:

Ольга, профессиональный дизайнер , работает в известной арт-студии.

(определяемое слово - имя собственное)

3) приложение относится к имени собственному, стоит перед ним, но выражает дополнительный оттенок причинности (его можно заменить оборотом со словом будучи

Обособление определений - это выделение их интонационно в устной и запятыми в письменной речи.

Обособление согласованных определений

Обособление согласованных определений необходимо в следующих случаях:

1. Определение выражено прилагательными или причастиями, имеющими при себе зависимые слова и стоящими после определяемого слова, выраженного существительным.

2. Несколько одиночных (два и больше) согласованных определения, стоящих после определяемого слова, выраженного существительным.

3. Определение отделено от определяемого слова другими словами.

4. Могут обособляться одиночные или распространённые определения, стоящие перед определяемым словом, выраженным существительным, если при этом выражается добавочное обстоятельственное значение, например, причины, уступки, времени.

В качестве определяемых слов в предложениях с добавочным обстоятельственным значением часто используются имена собственные.

5. Согласованное определение относится к личному местоимению.

Не имеет значения:

  • распространённость – нераспространённость определения
  • его место по отношению к определяемому местоимению

Не обособляются, т.е. не выделяются запятыми:

1) прилагательные и причастия, входящие в состав составного сказуемого.

2) прилагательные или причастия, имеющие при себе зависимые слова и стоящие перед определяемым словом, выраженным существительным (кроме случаев, когда выражается добавочное обстоятельственное значение.

3) определения, стоящие после определяемого слова, но настолько тесно связанные с ним по смыслу, что при попытке исключить их из предложения теряется смысл.

Обособление несогласованных определений

Обособление несогласованных определений необходимо:

1) если несогласованное определение, выраженное существительным в косвенном падеже, имеет смысловую самостоятельность, например, когда они дополняют или уточняют имеющуюся информацию.

2)если несогласованные определения отделены от определяемого слова другими словами.

3) если есть ряд однородных определений: согласованных и несогласованных.

4) если несогласованное определение выражено сравнительной степенью прилагательного.

Обособленные приложения

Обособляются, т.е. выделяются в устной речи интонационно, а в письменной запятыми, только распространённые приложения. Обособление происходит, если:

1) приложение относится к нарицательному имени существительному или местоимению, местоположение его в предложении до или после определяемого слова не существенно.

2) приложение относится к имени собственному и стоит после него.

3) приложение относится к имени собственному, стоит перед ним, но выражает дополнительный оттенок причинности (его можно заменить оборотом со словом будучи ).

Примечание:

Если приложение стоит в конце предложения, оно может выделяться не запятой, а тире, например:
С докладом выступил Андрей – лучший ученик класса .

Приложения не обособляются,

если включают в себя союз как и выражают значение качества, например:

Ольга как моя соседка может зайти ко мне без приглашения.

(Ольга является моей соседкой. Синонимично: в качестве соседки )

Тема урока: Простое предложение, осложненное обособленным определением.

Учащиеся должны знать:

    признаки обособленных определений;

    условия обособления определений.

Учащиеся должны уметь:

    находить обособленные определения;

    правильно расставлять и объяснять знаки препинания при них;

    употреблять их в своей речи;

    рассуждать, анализировать предложенный текст.

    осуществлять самоанализ при выполнении групповых и индивидуальных заданий.

Учащиеся должны ценить:

    талант художника и эстетическое удовольствие от соприкосновения с ним.

I . Побуждение к восприятию темы:

Знания по теме получите, работая самостоятельно и в паре. Усвоение материала происходит самостоятельно.

Условия обособления определений:

Предложения записывайте в тетрадь. Обоснуйте условия обособления определений на основании записанных предложений

1. Всегда обособляются распространенные согласованные определения /прилагательные и причастия с зависимыми словами /, если стоят... .

Перед нами картина «Охотники на привале», .

2. Обособляются любые определения, если относятся к... .

Ему , влюбленному в охоту , была близка эта тема.

3. Обособляются два и более... ... ... определения, если они стоят после определяемого слова.

Сюжет картины, простой, без ярких красок

4.Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:

а / если относятся к... ...

Он , покоряет зрителей.

б/ если относятся к... ... .

В поисках интересного Перов , с красками и мольбертом

в/ если при определяемом слове уже есть... ... .

Замечательные картины ,

II . Самопроверка

    Учащиеся сравнивают записанное в тетради с содержанием параграфа в учебнике, корректируют, если надо, постановку знаков препинания.

    Сверить с листом – оригиналом.

Лист – оригинал.

1. Всегда обособляются распространенные согласованные определения (прилагательные и причастия с зависимыми словами), если стоят после определяемого слова.

Перед нами картина «Охотники на привале», написанная художником Перовым .

2. Обособляются любые определения, если относятся к личному местоимению.

Ему , влюбленному в охоту , была близка эта тема.

3. Обособляются два и более однородных согласованных нераспространенных определения , если они стоят после определяемого слова.

Сюжет картины, простой, без ярких красок , все же привлекает внимание зрителей. Как этого добивается художник?

4. Обособляются несогласованные определения, выраженные существительным в косвенных падежах:

а) если относятся к личному местоимению.

Он , с его умением находить в простом удивительное , покоряет зрителей.

б) если относятся к имени собственному.

В поисках интересного Перов , с красками и мольбертом , исходил многие охотничьи тропы.

в) если при определяемом слове уже есть согласованное определение.

Замечательные картины , разные по жанру, по содержанию , продолжают радовать посетителей выставки художника.

III . Работа в паре:

Обменяйтесь с соседом по парте информацией об обособлении определений.

    Работа с текстом

Перепишите текст, расставив знаки препинания, объясните их выбор номером правила в листе – оригинале.

Учитель по окончании работы записывает на доске «ключ» к постановке знаков препинания.

I – 1; II – 2; III - ; IV – 4(б); V - 1; VI – 4(б); VII – 3.

V . Работа с картиной Перова «Охотники на привале».

1. Рассмотрите картину.

2. Что нового, интересного, о чем не говорили на уроке, вы увидели?

3. Почему это привлекло внимание?

4. Какую роль играют детали в картине?

5. В чем мастерство художника?

VI . Рефлексия

Контрольный тест: Обособленные определения.

1.Причина обособления определения

На картине изображены три охотника, увлеченные разговором.

А. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова.

В. Приложение

С. Прилагательное, относящееся к личному местоимению.

2. Предложение с обособленным определением:

А. Левитан влюбленный в родную природу отражал ее в своих картинах.

В. Изношенное от забот его сердце не знало покоя.

С. Картины привлекали чарующим пейзажем.

3. Определение, выраженное причастным оборотом, не обособляется.

А. Пронесся сверкающий на солнце пассажирский теплоход.

В. Художник пишет картины несущие людям радость.

С. Картина как прощальная песня доходящая до глубин сердца.

4. В предложении обособленным является:

Мы смотрим в таинственную чащу прорезанную дорожками света.

А. Обстоятельство

В. Определение

С. Дополнение

5. В предложении обособленное определение выражено:

На картинах Пластова мы видим удивительную жизнь любимую художником.

А. Причастие

В. Прилагательное

С. Существительное

КЛЮЧ: 1 – А; 2 – А; 3 – А; 4 – С; 5 – В.

Обособление (выделение запятыми) согласованных определений зависит от нескольких факторов:

а) от части речи определяемого (главного) слова;
б) от положения определения по отношению к определяемому (главному) слову - перед главным словом, после главного слова;
в) от наличия дополнительных оттенков значений у определения (обстоятельственных, пояснительных);
г) от степени распространения и способа выражения определения.

Условия обособления согласованных определений

А) Определяемое слово - местоимение

1. Определения, которые относятся к личным местоимениям (я, ты, мы, вы, он, она, оно, они ), обособляются. Степень распространения определения, способ его выражения (причастие, прилагательное), положение по отношению к главному слову обычно роли не играют:

Я , наученный опытом , буду внимательнее к ней. Усталая , она замолчала, оглянулась. И, утомлённый своим счастьем , он тотчас же уснул.

2. Определения, которые относятся к отрицательным местоимениям (никто, ничто ), неопределенным местоимениям (кто-то, что-то, некто, нечто ), обычно не обособляются, так как образуют с местоимениями единое целое:

С этим романом не сравнится ничто написанное автором ранее . На лице его мелькнуло нечто похожее на улыбку .

Примечания.

1) При менее тесной связи, при наличии паузы после неопределенного местоимения определительный оборот обособляется. Например: И кто-то , вспотевший и задыхающийся , бегает из магазина в магазин (Панова).

2) Прилагательные или причастия с зависимыми словами или без них, связанные с определительным местоимением весь , не обособляются, если прилагательное или причастие выступает в роли главного слова, а местоимение весь - в роли зависимого определения. Например: Все опоздавшие на лекцию стояли в коридоре . (ср.: Опоздавшие на лекцию стояли в коридоре ). Если главным словом является местоимение весь , а определительный оборот поясняет или уточняет его, то такой оборот обособляется. Например: Всё , связанное с железной дорогой , до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий (ср.: Всё до сих пор овеяно для меня поэзией путешествий ).

Б) Определяемое слово - имя существительное

1. Распространенное определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются, если стоят после определяемого существительного. Такие определения обычно не обособляются, если стоят перед определяемым существительным.

Ср.: Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца. - Усыпанные листьями поляны были полны солнца; Особенно понравились мне глаза , большие и грустные . - Особенно понравились мне большие и грустные глаза .

Примечания.

1) Не обособляются распространённые и однородные одиночные определения, стоящие после существительного, если существительное нуждается в определении, если без этого определения высказывание не имеет законченного смысла. В устной речи именно на эти определения падает логическое ударение, а пауза между определяемым словом и определением отсутствует. Например: Вместо весёлой петербургской жизни, ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (Пушкин). Где-то на этом свете есть жизнь чистая , изящная , поэтическая (Чехов).

2) Одиночное определение, стоящее после существительного, обычно не обособляется. Например: Человеку молодому непонятны тревоги старика . Одиночное определение может обособляться только в том случае, если имеет добавочное обстоятельственное значение (его можно заменить на придаточное предложение с союзами если, когда, потому что, хотя и др.). В устной речи обособленные одиночные определения обязательно произносятся с паузами. Например: Молодому человеку, влюблённому , невозможно не проболтаться (Тургенев). - Молодому человеку, если он влюблен , невозможно не проболтаться; Люди же, изумлённые , стали как камни (М. Горький). - Люди же стали как камни, потому что были изумлены . Однако такое выделение всегда является авторским (!).

2. Перед определяемым существительным распространённое определение (причастие или прилагательное с зависимыми словами), однородные одиночные определения обособляются только в том случае, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (к ним можно задать вопросы почему? вопреки чему? и др.; их можно заменить на обстоятельственные придаточные предложения с союзами потому что, хотя и др.). В устной речи такие определения обязательно выделяются паузами.

Ср.: Всегда весёлые, бойкие , медсестры теперь сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани (Казаков). - Хотя медсестры всегда были весёлыми и бойкими , теперь они сосредоточенно и бесшумно двигались вокруг Тани.

Однако такое обособление обычно является факультативным, а не обязательным. И в зависимости от интонации (наличие пауз или их отсутствие) одно и то же определение в положении перед главным словом - существительным будет обособленным или необособленным.

Ср.: Раненный в голову , разведчик не мог ползти (Так как разведчик был ранен в голову , он не мог ползти - пауза после существительного в голову ). - Раненный в голову разведчик не мог ползти (пауза после существительного разведчик ).

3. Распространённые и одиночные определения обособляются, если оторваны от определяемого существительного другими членами предложения (независимо от того, находятся ли они перед главным словом или после него).

Например:

1. сердитая , угрюмая , прошлась по комнате (Чехов). Однородные одиночные определения сердитая , угрюмая относятся к существительному Каштанка и отделены от него сказуемыми потянулась, зевнула .

2. Мне навстречу, чистые и ясные , , принеслись звуки колокола (Тургенев). Определения чистые и ясные , словно умытые утренней прохладой стоят перед определяемым существительным звуки , но отделены от него другими членами предложения - сказуемым принеслись .

Обратите внимание!

1) Если обособленное определение стоит в середине предложения, то оно отделяется запятыми с двух сторон.

Поляны , усыпанные листьями , были полны солнца.

2) Определительный оборот, стоящий после сочинительного союза (и, или, а, но и др.), но не связанный с ним, отделяется запятой от союза по общему правилу.

Каштанка потянулась, зевнула и, сердитая , угрюмая , прошлась по комнате.

Союз и связывает однородные сказуемые и к обособленным определениям отношения не имеет. Определения можно изъять, а союз сохранить: Каштанка потянулась, зевнула и прошлась по комнате . Поэтому запятая ставится после союза и .

Но между союзом (обычно это союз а ) и определительным оборотом запятая не ставится, если при опущении оборота требуется перестройка предложения.

Шар держится на поверхности бассейна, а погружённый в воду , быстро всплывает.

В данном случае нельзя изъять определительный оборот без союза а .

Шар держится на поверхности бассейна, а быстро всплывает.

3) Прилагательное и причастие, связанные с глаголом - сказуемым, являются не определениями, а именной частью сказуемого. Такие прилагательные, причастия не подчиняются названным выше правилам.

Ср.: До шалаша мы добежали промокшие ; Она прибежала из клуба взволнованная и радостная .

Осложнено Определение Обособление Пример
1. Однородные члены предложения члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом обычно обособляются друг от друга запятыми. Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишиневе, и в Псковской губернии.
2. Определения второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? каков? и под.

Прилагательные или местоимение с зависимым словом и без;

Причастие или причастный оборот;

Редко числительное

обособляются определения, стоящие после определяемого слова или относящиеся к личному местоимению. 1) Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал (обособленное определение)

2) По природе стыдливая и робкая , она досадовала на свою застенчивость (обособленное определение, относящееся к местоимению)

3) На серебряном от инея окне за ночь хризантемы отцвели (необособленное определение)

3. Приложения определение, выраженное сущ-ным, которое дает другое название, которое характеризует предмет (Мороз-воевода дозором обходит владенья свои). обособляются:

Любые при личных местоимениях,

Распростра-ненные приложения после определяемого слова;

С союзом как

Вместо запятой ставится тире, если приложение стоит в конце предложения

1) Вот оно, объяснение .

2) Могучий Лев , гроза лесов, лишился силы.

3) Вы, как инициатор , должны играть главную роль.

4) Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов.

4. Дополнения второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей как обособленные дополнения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др. 1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев .

2) Рассказ очень понравился мне, за исключением некоторых деталей.

5.

Обстоятельства

второстепенный член предложения, который место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? обособляются всегда:

Деепричастия и деепричастные обороты;

Несмотря на + сущ.

1) Улыбаясь , он заснул.

2) Проводив товарищей , Тоня долго стояла молча.

3) Несмотря на морковный румянец , она была миловидна.

6. Обращения и вводные конструкции Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью.

Вводные конструкции – слова, СЧ и предложения, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания (не/уверенность, чувства, источник высказывания, порядок мыслей, способы выражения мысли)

Выделяются запятыми.

Вводные конструкции могут обособляться с помощью скобок или тире.

1) Зима, кажется (конечно, по сообщению синоптиков, во-первых), будет снежная.

2) Однажды – не помню почему - спектакля не было.

3) Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна.

4) О первый ландыш , из-под снега ты просишь солнечных лучей.

7. Уточняющие члены предложения Уточняющие члены предложения - те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые, члены предложения.

Чаще всего уточняющими являются обстоятельства места и времени.

В роли уточняющих членов часто выступают и определения.

Выделяются запятыми. Могут вводиться словами то есть, или (= то есть), иначе, именно и т.д. Впереди, у самой дороги, горел костер.

Гроза началась вечером, часу в десятом .

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста, в длинной, до пят , шинели.

Алгоритм действий.

Иногда бывает очень трудно найти то, что требуется в задании. Возможно, поможет следующий алгоритм, который ориентируется на знаки препинания (в задании В5 необходимо найти обособленные, то есть выделенные запятыми, члены предложения).

1. Исключи те предложения, где нет знаков препинания.

2. Выдели основы и исключи те предложения, где все знаки препинания отделяют основы друга от друга.

3. В остальных предложениях попытайся порассуждать, почему проставлены те или иные знаки препинания: однородные члены, причастные или деепричастные обороты, вводные слова и т. д.

Разбор задания.

Среди предложений найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Напишите номер этого предложения.

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

Выделяем основы:

И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно , зачем он , обычный слесарь , ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал , и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка . Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно , показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения .

Итак, исключаем предложения № 6 и 8, где отделяются запятыми однородные члены предложения.

В предложении 10 запятые выделяют деепричастный оборот и грамматические основы. Исключаем и его.

В предложении № 9 выделяются запятыми деепричастный оборот и уточняющее обстоятельство (тоненько (как именно?) по-женски).

Остается предложение № 7. В круглых скобках представлена вставная конструкция, две запятые обозначают границы грамматических основ. Остается обособленное обычный слесарь , которое и является обособленным распространенным приложением (является существительные, указывает на признак, имеет зависимое слово обычный).

Таким образом, выписываем номер предложения 7 .

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

(1) Сегодня то и дело звучат голоса новых пророков о том, что пора остановить опыты, научные эксперименты, что не в меру дерзкая любознательность привела человечество к пропасти: стоит сделать всего лишь один неверный шаг – и вся цивилизация рухнет в бездну.

(2) Давайте вспомним античные мифы, в которых аккумулируется древняя мудрость землян. (3) Несмотря на пестроту мифологических сюжетов, красной нитью в них проходит мысль о пределе человеческих возможностей. (4) Да, человек может многое, но далеко не все.

2. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение с обособленным (-и) согласованным (-и) приложением (-ями). Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2) Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на тощей, но рыбной речушке Сисявы. (3) В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына – Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок. (4) Два дня пролетели в один миг; мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

3. Среди предложений 1 –9 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

(1) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (2) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (3) Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (4) Но она не учитывает одного: люди – это не бездушные фигурки, подчиненные фатальной воле гроссмейстера. (5) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (6) Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (7) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: «Все, мужики, прекращаем бойню! (8) Мы проиграли!» (9) На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство.