Наказание за посредничество в е осаго. Как защититься от покупки поддельного электронного полиса осаго. «Посредником в сделке должна выступать лицензированная брокерская организация»

Запущенная в январе система онлайн-продаж ОСАГО может измениться - участники экспертного совета ЦБ по страхованию на заседании в пятницу обсудили допуск посредников к продажам электронных полисов. Сейчас агентам и брокерам заниматься этим запрещено.

Ранее страховое лобби убедило ЦБ в том, что запрет на посредников сдержит риски мошенничества. Но теперь регулятор настаивает на том, что сайты-агрегаторы существенно повысят доступность обязательных полисов и снизят издержки страховщиков.

Как сообщил Банк России, участники экспертного совета по страхованию «отметили актуальность снятия ограничений в деятельности страховых агентов и страховых брокеров» при электронных продажах страховых продуктов. Напомним, с 1 января 2017 года закон об ОСАГО обязал страховщиков продавать на своих сайтах полисы «автогражданки». При этом закон запрещает участие любых посредников — брокеров, агентов в процессе продаж. Основанием запрета стали аргументы страховщиков о рисках мошенничества.

«Запрет на осуществление электронных продаж через страховых посредников серьезно сокращает возможности развития онлайн-страхования,— говорится в сообщении ЦБ по итогам мероприятия.— Предоставление им возможности работы в интернете, в первую очередь в качестве сайтов-агрегаторов, существенно повысит уровень доступности страховых услуг для потребителей, повысит конкуренцию и сократит издержки страховщиков». Собеседник «Ъ», знакомый с позицией ЦБ по этому вопросу, рассуждает: «При покупке авиабилетов или пребывании в гостиницах потребитель пользуется сайтами-агрегаторами, почему у него нет такой возможности в ОСАГО? Потребители должны получить максимально технологичный вариант».

Впрочем, представители страхового сообщества к быстрому допуску посредников в ОСАГО пока не готовы. «Для допуска агентов и брокеров в электронные продажи продуктов добровольного страхования следует разработать стандарты для таких посредников,— считает замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.— В части ОСАГО до конца следующего года запрет на допуск посредников стоит сохранить. Норме об обязательных продажах е-ОСАГО всего несколько месяцев, существует ряд технологических трудностей, которые надо устранить, кроме того, риски мошенничества по-прежнему высоки».

По данным РСА, с 1 января по 21 марта 2017 года заключено 627 тыс. договоров е-ОСАГО. В 2016 году, когда такие продажи были добровольными для страховщиков, число проданных таким образом полисов составило 331 тыс. В среднем за сутки автовладельцы заключают со страховщиками 7,7 тыс. договоров в электронном виде, в отдельные дни этот показатель достигает 15 тыс. Наибольшее количество договоров в электронном виде заключается в регионах, которые страховщики называют токсичными из-за большого объема убытков,— Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край.

Страховщики уверены, что посредники уже обходят запрет на участие в электронных продажах. Утверждается, что в марте 2017 года порядка 30% электронных полисов «Росгосстраха» было куплено при помощи посредников. «Полисы либо покупаются с одного и того же IP, либо оплачиваются с одной и той же банковской карты,— цитировало ТАСС выступление вице-президента «Росгосстраха» Рената Конурбаева на мероприятии по е-коммерции в ОСАГО.— Используются одинаковые телефонные номера или создаются фиктивные электронные адреса, которые используются для входа в личный кабинет. Комбинация всех этих параметров позволяет сделать предположение, что это не прямой клиент и страховая компания, а кто-то стоит между нами». По его словам, услуга оформления электронного полиса посредником стоит от 500 до 1 тыс. руб. Опасность посредников в том, что они могут отменять транзакцию по оплате — полис станет недействительным, о чем страхователь не узнает.

Отметим, что в ЦБ и на рынке уверены, что изменения в части допуска посредников к электронным страховым продажам быстро не произойдут и будут реализованы не ранее 2018 года.

Татьяна ГРИШИНА



Смотрите другие материалы по этой тематике: ,

Запущенная в январе система онлайн-продаж ОСАГО может измениться — участники экспертного совета ЦБ по страхованию на заседании в пятницу обсудили допуск посредников к продажам электронных полисов. Сейчас агентам и брокерам заниматься этим запрещено. Ранее страховое лобби убедило ЦБ в том, что запрет на посредников сдержит риски мошенничества. Но теперь регулятор настаивает на том, что сайты-агрегаторы существенно повысят доступность обязательных полисов и снизят издержки страховщиков.


Как сообщил Банк России, участники экспертного совета по страхованию "отметили актуальность снятия ограничений в деятельности страховых агентов и страховых брокеров" при электронных продажах страховых продуктов. Напомним, с 1 января 2017 года закон об ОСАГО обязал страховщиков продавать на своих сайтах полисы "автогражданки". При этом закон запрещает участие любых посредников — брокеров, агентов в процессе продаж. Основанием запрета стали аргументы страховщиков о рисках мошенничества.

"Запрет на осуществление электронных продаж через страховых посредников серьезно сокращает возможности развития онлайн-страхования,— говорится в сообщении ЦБ по итогам мероприятия.— Предоставление им возможности работы в интернете, в первую очередь в качестве сайтов-агрегаторов, существенно повысит уровень доступности страховых услуг для потребителей, повысит конкуренцию и сократит издержки страховщиков". Собеседник "Ъ", знакомый с позицией ЦБ по этому вопросу, рассуждает: "При покупке авиабилетов или пребывании в гостиницах потребитель пользуется сайтами-агрегаторами, почему у него нет такой возможности в ОСАГО? Потребители должны получить максимально технологичный вариант".

Впрочем, представители страхового сообщества к быстрому допуску посредников в ОСАГО пока не готовы. "Для допуска агентов и брокеров в электронные продажи продуктов добровольного страхования следует разработать стандарты для таких посредников,— считает замглавы Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.— В части ОСАГО до конца следующего года запрет на допуск посредников стоит сохранить. Норме об обязательных продажах е-ОСАГО всего несколько месяцев, существует ряд технологических трудностей, которые надо устранить, кроме того, риски мошенничества по-прежнему высоки".

По данным РСА, с 1 января по 21 марта 2017 года заключено 627 тыс. договоров е-ОСАГО. В 2016 году, когда такие продажи были добровольными для страховщиков, число проданных таким образом полисов составило 331 тыс. В среднем за сутки автовладельцы заключают со страховщиками 7,7 тыс. договоров в электронном виде, в отдельные дни этот показатель достигает 15 тыс. Наибольшее количество договоров в электронном виде заключается в регионах, которые страховщики называют токсичными из-за большого объема убытков,— Краснодарский край, Волгоградская и Ростовская области, Ставропольский край.

Страховщики уверены, что посредники уже обходят запрет на участие в электронных продажах. Утверждается, что в марте 2017 года порядка 30% электронных полисов "Росгосстраха" было куплено при помощи посредников. "Полисы либо покупаются с одного и того же IP, либо оплачиваются с одной и той же банковской карты,— цитировало ТАСС выступление вице-президента "Росгосстраха" Рената Конубраева на мероприятии по е-коммерции в ОСАГО.— Используются одинаковые телефонные номера или создаются фиктивные электронные адреса, которые используются для входа в личный кабинет. Комбинация всех этих параметров позволяет сделать предположение, что это не прямой клиент и страховая компания, а кто-то стоит между нами". По его словам, услуга оформления электронного полиса посредником стоит от 500 до 1 тыс. руб. Опасность посредников в том, что они могут отменять транзакцию по оплате — полис станет недействительным, о чем страхователь не узнает.

Отметим, что в ЦБ и на рынке уверены, что изменения в части допуска посредников к электронным страховым продажам быстро не произойдут и будут реализованы не ранее 2018 года.

На днях появилась информация о том, что в России набирает обороты новый вид мошенничества в сфере обязательного страхования гражданской ответственности при оформлении полиса ОСАГО. Смысл страхового мошенничества заключается в предоставлении страховой компании недостоверных сведений о транспортном средстве, о владельце, о лицах, допущенных к управлению ТС и регионе использования автомобиля.

Это позволяет злоумышленникам занижать страховой тариф при оформлении электронного полиса. Как же обычным автолюбителям не стать жертвой мошенников и ?

По данным страховых компаний доля неправильно оформленных электронных полисов ОСАГО за 2017 год составляет в среднем около 10 процентов от всех оформленных электронных страховых полисов. Это означает, что около 10% автовладельцев рискуют не получить возмещение ущерба не по своей вине.


Дело в том, что действующим законодательством предусмотренно следующее. а именно, если, при оформлении страховая компания получает или получит недостоверные данные о страхователе, а также о предмете страхования, то юридически выданный ими страховой полис будет считаться не действующим.

То есть, если вы приобретете такой полис с оформленными недостоверными данными, то вы ни каким образом не можете и не сможете рассчитывать на его действие. а значит соответственно и на само покрытие ущерба. Также, подобный полис не покроет убытки и в ДТП, которые были причинены по вашей вине. В том числе, вы не сможете воспользоваться подобным полисом при прямом урегулировании убытков причинных и вашему автомобилю третьими лицами в результате той же аварии.

Схема страхового мошенничества на рынке электронных полисов ОСАГО

Напомним, (электронные полисы ОСАГО) через специальные разделы официальных сайтов страховых компаний. Эта схема оформления ОСАГО призвана была упростить процедуру страхования автомобилей на территории всей страны, а также была запущена для того, чтобы исключить злоупотребление страховых компаний в некоторых регионах России, которое заключалось в навязывании различных сторонних страховых услуг.

В итоге, популярность существенно выросла. В настоящий момент эта услуга пришлась по вкусу многим автолюбителям. Но к сожалению, не все в нашей стране знают, как через сеть Интернет приобрести полис е-Осаго. Поэтому по-прежнему продолжают обращаются к различным посредникам работающим на страховом рынке автомобилей.

Опасность такого приобретения полиса по не знанию и не умению заключается в том, что не все посредники являются добросовестными агентами или брокерами представляющими страховые компании. Естественно существуют и злоумышленники, которые раньше занимались продажей , а сегодня решили переквалифицироваться на продажу официальных электронных полисов оформленных по заведомо недостоверным данным.

В чем же тогда выгода страховых мошенников? Схема мошенничества довольно проста. Мошенники для оформления е-ОСАГО подают через Интернет в страховые компании недостоверные данные, для максимального снижения стоимости полиса ОСАГО.

Напомним, что при расчете итоговой стоимости полиса ОСАГО страховыми компаниями учитывается следующее, и , период владения транспортным средством, а также еще и региональный коэффициент. В конечном итоге все эти данные существенно могут влиять на конечную стоимость самого полиса ОСАГО.


Например, в Москве и в Санкт-Петербурге региональный коэффициент сегодня составляет -"2". В других регионах коэффициенты соответственно существенно ниже. Например, в Чеченской республике региональный страховой коэффициент при оформлении полиса ОСАГО составляет - "0,6".

Сами понимаете, что при такой разнице стоимость полиса ОСАГО на один и тот-же автомобиль на одного и того-же водителя между регионами, может отличаться существенно.

В итоге получается следуюшее. Мошенники, при оформлении полиса автовладельцу, несмотря на такой факт, что указывают в электронной форме на сайте страховой компании все достоверные сведения об автомобиле (например, и госзнак), заведомо подают страховщику недостоверные сведения о страхователе и о регионе использования данного транспортного средства, и таким образом занижают страховой тариф почти до минимума.

А в результате эти недобросовестные посредники при оформлении полиса фактически платят за него по факту, всего несколько тысяч рублей, а с владельца машины естественно берут уже в несколько раз больше. Есть случаи, когда разница между тем, что заплатили мошенники и тем, что они получили от водителя составляла 1000% прибыли.

Еще мошенники используют различные программы на компьютере, которые позволяют видоизменять данные, когорые указаны в распечатанном электронном полисе ОСАГО. Это делается для того, чтобы автовладелец видел в распечатанной форме полиса е-ОСАГО его достоверные данные и ни в чем не сомневался.

В итоге такой бурной деятельности мошейников-посредников, на рынке страхования в настоящий момент по данным РСА, по России, на руках у водителей в настоящий момент находится около 250 - 500 тысяч электронных полисов ОСАГО оформленных по заведомо недостоверным данным.

Что грозит владельцам автомобилей, которые оформили такие полисы ОСАГО у недобросовестных посредников?


В соответствии с законодательством, если полис ОСАГО был оформлен по недостоверным данным, то он не может считаться действительным и не может покрывать ответственность водителя оформившего подобную страховку. Максимум на что годен такой полис ОСАГО, так это для защиты , которые при проверке полиса ОСАГО через единую базу данных РСА, найдут его в данной системе.

Естественно, что притензий к водителю по полису у сотрудников ДПС не возникнет. Но надо помнить, что полис ОСАГО создан для того, чтобы страховать ответственность водителей по чьей вине может произойти авария. А значит, если вы купите подобный поддельный полис ОСАГО и не дай бог, по вашей вине произойдет ДТП, то вы не сможете рассчитывать на страховую компанию, что она покроет вам все убытки причиненные с вашей стороны другим автомобилям или участникам дорожного движения, таков уж закон.

Как не купить электронный полис ОСАГО оформленный по не достоверным данным?


С момента появления возможности оформления полиса ОСАГО через Интернет большинство агентов, брокеров и других страховых посредников также перешли на электронное оформление страховых полисов ОСАГО. Им даже так удобнее, поскольку не нужно заботиться о наличии самих бланков ОСАГО, которых, как обычно не хватает.

Именно поэтому у многих автолюбителей на руках в настоящий момент . Так что на сегодня у автолюбителей не возникает ни каких вопросов по поводу таких чёрно-белых копий е-ОСАГО. Тем более, что теперь сотрудники ГИБДД не вправе потребовать от водителей полис ОСАГО оформленный строго только на бланках Госзнака.


Но есть одно -Но-... К сожалению подобные чёрно-белые копии бланков е-ОСАГО легко подделываются мошенниками. Поэтому, вы заведомо должны понимать у кого приобретаете данный полис ОСАГО, а также и осознавать, что полис ОСАГО не мог еще и подешеветь за год, в два раза. Ведь именно дешевизной стоимости страхования и заманивают мошенники в свои сети доверчивых автолюбителей. Поэтому лучше не верить страховым посредникам, которые обещают вам оформить ОСАГО в два раза дешевле. Помните, что в этом обязательно скрыт какой-то подвох.

В том числе, после покупки полиса ОСАГО вы должны проверить достоверные ли данные были поданы посредником в страховую компанию . Для этого вам придется либо посетить официальное представительство компании в вашем регионе проживания (филиал страховой компании) либо проверить свой полис ОСАГО через сеть Интернет .


В том числе, кроме всего прочего советуем вам проверить стоимость полиса ОСАГО за который вы заплатили определенную сумму. Сделать это можно на официальном сайте страховой компании зайдя в специальный раздел, оформления электронных полисов. Также желательно проверить стоимость своего полиса ОСАГО на сайтах других страховых компаний , которые осуществляют оформление электронных полисов е-ОСАГО через Интернет.

Если в нескольких страховых компаниях онлайн расчет стоимости е-ОСАГО существенно превысит сумму, ранее отданную вами посредникам, то есть такая вероятность, что тот, кто оформлял вам страховку при отправке данных в страховую организацию, указал заведомо недостоверные сведения и о вас, и о вашем автомобиле, и о вашем регионе проживания.

В таком случае немедленно потребуйте возврата денег за полис. А затем обратитесь к добросовестному страховщику.

Приблизительно в каждом десятом проданном в 2017-м году электронном полисе ОСАГО записана информация, не соответствующая действительности. И получают её страховые компании от посредников, действующих за спиной у владельцев и стремящихся добиться снижения стоимости страховки до минимального значения.

Получившая распространение на страховом рынке мошенническая схема с электронным ОСАГО сравнительно новая, поэтому и достигает положительного результата. Она заключается в предоставлении компаниями-посредниками недостоверных сведений страховщикам, что позволяет занизить цену полиса. Предполагается, что количество таких страховок составляет 5–10% от общего количества электронных ОСАГО – или от 250 до 500 тысяч штук.

Схема мошенничества с электронными полисами

Принцип обмана:

  1. Сначала мошенники оформляют e-ОСАГО на самые выгодные по стоимости страховки транспортные средства, выбирая регионы с минимальным коэффициентом.
  2. Благодаря такой схеме, цены полисов получаются минимальными – 1–2 тысяч рублей.
  3. Бумажный полис изменить нельзя, а электронный легко. Получив полис на руки, далее мошенники используют графические редакторы, типа Adobe Photoshop и меняют указанные цифры на большую величину, зарабатывая на получившейся разнице. В полисах указываются реальные регистрационные и идентификационные номера автомобилей страхователей, которым продаются страховки.

Главной особенностью электронных полисов, отличающих их от бумажной версии, является то, что представители страховой компании не могут оперативно проверить предоставленные сведения. Изменение данных – водительского стажа, и региона регистрации на другой, с меньшим коэффициентом и суммой страховых выплат – позволяет мошенникам получить низкую цену страховки и выгодно перепродать поддельный электронный полис.

Особенности поддельной страховки

Обмануть страховщиков мошенникам помогает недоработка базы данных РСА, по которой определяется подлинность предоставляемой водителями информации. При оформлении электронного ОСАГО не происходит автоматической сверки региона регистрации и марки автомобиля с базой ГИБДД.

Так, при оформлении полиса на транспорт, зарегистрированный в Крыму или Чечне, где коэффициенты расчёта страховки минимальные (0,6), разница с московской или санкт-петербургской регистрацией будет выше более чем втрое – цифры для этих регионов равны 2,0. Получается, что регистрируя автомобиль с минимальной мощностью (от 50 л. с.) на территории Крыма, с учётом минимального использования автомобиля (3 месяца) и максимального коэффициента стажа (больше 3 лет), водитель возрастом от 22 лет платит лишь около 618–741 рубля. Для столичного региона самая высокая стоимость (производительность мотора 150 л. с., срок использования транспортного средства больше 10 месяцев, стаж до 3 лет и возраст меньше 22 лет) страховки может достигать 19,8–23,7 тысяч рублей.

Причём, даже таким фальшивым e-полисом можно пользоваться и не подозревать о подделке. Автоинспекторы редко выполняют детальную проверку полиса, ограничиваясь формальным осмотром и обращая внимание только на его наличие. Даже при попытке проверить ОСАГО по базе данных РСА с данными страховок сотрудник ГИБДД всё равно скорее всего не заметит подделки. Проверка покажет полное совпадение информации о государственном и идентификационном номере, а на регион и марку практически никогда не обращают внимания.

Проблемы с недействительным полисом

Проблема со страховым полисом возникает в тех случаях, когда водитель обращается к страховщику после ДТП. У страховой компании не возникает никаких сложностей с определением того, что электронное ОСАГО поддельное, после чего она отказывает в выплатах из-за расхождения информации в базе РСА. Ведь даже, если госномер и VIN автомобиля совпадают, другие сведения разнятся. В данном случае водителю придётся заключать новый страховой договор, а ущерб от текущей аварии оплачивать самостоятельно.

Подделка, которую обнаружил автоинспектор, тоже приводит к серьёзным последствиям. На водителя может быть заведено уголовное дело по статье 12.37 КоАП, предписывающей наказание за несоблюдение требований об ОСАГО. Минимальный размер штрафа в этом случае равен 800 руб.

Кроме наказания за поддельный полис и необходимости самостоятельно ремонтировать личное транспортное средство, автовладелец сталкивается с проблемой, которая повлечёт за собой ещё больше расходов. Если водитель оказался виноват в ДТП, ему придётся ещё и оплачивать ущерб из собственных средств. Для этого пострадавшему подает иск на виновника происшествия в суд и взыскивает с него затраты на ремонт своей машины.

Причины распространения мошенничества

Изначально предполагалось, что преимуществом электронного ОСАГО будет как раз возможность избежать мошенничества и повысить удобство оформления страховки для клиентов. На деле получилось, что даже такая упрощённая процедура слишком сложная для многих автовладельцев, которые не желают связываться со сканированием и заполнением документов. Поэтому обращаются за помощью на специализированные сайты, некоторые из которых мошеннические.

Как правило обманом занимаются посредники с интернет-ресурсов, которые предлагают оформить электронное ОСАГО за водителя. Причём, гарантированного способа отличить мошенника от реального помощника не существует.

Проблемы с несовпадением информации в электронных полисах стали ещё более серьёзными из-за возможности одновременного оформления нескольких страховок на одного автомобилиста. Каждое электронное ОСАГО оформляется по минимальным в стране тарифам, с разными государственными и VIN номерами.

Нередко пользоваться услугами посредников автомобилистов заставляют сами страховщики, не желающие продавать полисы в регионах с высокими показателями убыточности по страховым выплатам. У водителей из таких областей РФ, пытающихся самостоятельно оформить e-ОСАГО, возникают проблемы с загрузкой информации и обновлениями страниц на сайте страховщика. И делается это страховщиком намерено. Потерпев неудачу, автовладелец решает обратиться за помощью к сторонним организациям. Причём, мошенники считают своей целевой аудиторией жителей таких проблемных с точки зрения автострахования регионов, предлагая им свои услуги. Но покупают полисы в тех районах, где их выгодно продавать страховым компаниям. Для выгодной перепродажи страховки мошенникам достаточно исправить информацию на компьютере, заменив сведения о марке автомобиля и регионе.

Способы уберечься от обмана с фальшивым электронным полисом

Чтобы не попасться на удочку мошенников при покупке e-ОСАГО автомобилист должен обязательно сверить свою покупку с данными базы РСА. Как правило, информация появляется на сайте ассоциации уже через полчаса после оформления онлайн-страховки. А проверку совпадения сведений из полиса с базой пользователь может выполнить самостоятельно.

Обнаружив недостоверную информации в страховом договоре (опечаток из-за невнимательности самого страхователя), автомобилист должен обратиться к страховщику и написать заявление на корректировку данных. После этого компания исправит ошибочные сведения или проведет перерасчёт.

Если сравнение данных с базой РСА показало автомобилисту, что он стал жертвой мошенников, следует немедленно обращаться в правоохранительные органы. В заявлении указываются все обстоятельства покупки страховки, включая реквизиты мошенников. Такая процедура считается стандартной, а дальнейшими поисками составителей мошеннической схемы будет заниматься полиция.

Недавно президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс заявил, что РСА столкнулся с первыми фактами мошенничества в ходе реализации электронных полисов ОСАГО.

"Чемпионы по приобретению электронных полисов - это Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская область, где преступность самая большая, где мошенники скупают эти полисы, поскольку люди, кто старше 40 и 50 лет, испытывают трудности с заполнением информации", - сообщил И. Юргенс.

Мошенники под различными предлогами просят людей, которые испытывают трудности с заполнением информации, подписать право требования цессии. После этого начинается целый ряд мошеннических операций, рассказал И.Юргенс.

Руководитель департамента развития прямых продаж ПАО "Росгосстрах" Ренат Конурбаев сообщал, что более 50% покупок электронных полисов ОСАГО, продажи которых начались в России с 1 июля 2015 года, совершены посредниками.

"Кто-то на этом нажился, на помощи своему ближайшему родственнику или соседу. Вообще в законе написано, что посредничество в электронном ОСАГО прямо запрещено", - напомнил Р.Конурбаев.

Вопрос посредничества в электронном ОСАГО может встать особенно остро, когда продажи е-полисов станут обязательными для всех страховщиков, работающих на этом рынке.

Участники рынка, опрошенные Коринс.ру, особо не сталкивались с мошенничеством, но готовы предопределить возможные схемы мошенников и предложить меры борьбы с ними.

«Пока с мошенничеством в сегменте продаж электронных полисов ООО «Зетта Страхование» сталкиваться не приходилось. Но предопределить возможные схемы мошенничества с ОСАГО мы можем», - сказал заместитель директора департамента расследований в урегулировании убытков ООО «Зетта Страхование» Константин Агафонов. Например, отмечает эксперт, продажа электронного ОСАГО с наценкой, когда посредник перепродает полис, оформленный на сайте компании. Опасность для страховой компании в таком случае может крыться в репутационных потерях.

Как пояснил К.Агафонов, возможно и мошенничество, связанное с двойными продажами. Когда злоумышленник продает поддельный полис в формате pdf с номером, который уже ранее продан. «На сайте РСА такой полис пройдет. Ведь он легитимен, только оформлен на другого клиента. При проверке на сайте РСА не видно на кого оформлен полис ОСАГО. Только валидный/не валидный», - рассказал К.Агафонов, добавив, что это явное мошенничество, разбираться с которым необходимо совместно с правоохранительными органами.

Заместитель генерального директора Либерти Страхование Александр Потитов также сообщил, что в компании не были выявлены посредники при продажах е-полисов.

Однако, как пояснил А.Потитов, подобного рода мошенничество может происходить двумя путями:

– оформление е-полиса после ДТП, в сведениях о котором время ДТП будет указано позднее фактического. Такого рода мошенничество возможно при участии сотрудников ДПС или при оформлении ДТП по «Европротоколу».

– возврат чужих денег на свой счет методом расторжения договора. Дело в том, что посредник, оформляя е-полис на сайте страховщика в своем личном кабинете, указывает себя в качестве страхователя (закон не ограничивает возможность заключать договоры ОСАГО в отношении не принадлежащих страхователю транспортных средств). При этом посредник, будучи страхователем, получает право и на расторжение договора.

Как пояснил А.Потитов, таким образом, получив наличными страховую премию от владельца автомобиля и перечислив ее в страховую компанию уже от своего имени, посредник через какое-то время может обратиться к страховщику с законным требованием о расторжении полиса ОСАГО и возвратом части премии. Страховая компания обязана сделать расчет, произвести предусмотренные законом вычеты и вернуть оставшуюся часть премии страхователю. Полис прекратит свое действие. Владелец автомобиля, ничего об этом не зная, будет пользоваться транспортным средством с недействующим полисом, а посредник обогатится на сумму возврата премии.

По мнению А.Потитова, самым простым и эффективным способом борьбы с посредниками в е-ОСАГО является законодательное закрепление оформления е-полиса только в том случае, когда страхователь является собственником ТС.

Кроме того, в Зетта Страховании отметили, что недобросовестные посредники при продаже полисов автострахования являются самой большой проблемой для страховой компании.

«С мошенничеством при продаже полисов автострахования компания сталкивалась. Самая большая проблема для страховой компании, чреватая как имущественным, так и репутационным ущербом, это недобросовестные посредники, которые заключают агентские договоры, изначально имея умысел на обман, а не на честную работу. В действиях таких лиц зачастую прослеживается признаки страхового мошенничества», - рассказала Константин Агафонов.

В компании «Зетта Страхование» в том числе проводится целенаправленная работа по выявлению мошенников (инсайдеров), отметил К.Агафонов. Внедрена и используется система предотвращения утечек (DLP), осуществляется мониторинг действий сотрудников в информационных системах компании и выявление «аномальной» активности, предоставляются и регулярно пересматриваются только необходимые права в информационные системы компании.