«Портрет» Уинстона Черчилля до большой политики. Картины Черчилля: история красоты Преодоление сложности бытия

Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль IV (1874-1965) - 12-й герцог Мальборо пэр Англии, лорд Адмиралтейства, премьер-министр Великобритании, военный в чине полковника занимался журналистикой, писал литературные труды. А в сорок лет, впервые, взяв в руки кисти и краски, стал художником-живописцем, оставившим после себя огромное творческое наследие.



Еще будучи командиром батальона шотландских стрелков в 1915 году Черчилль написал четыре живописных полотна с натуры, практически на линии фронта. Это непоколебимое спокойствие производило на его подчиненных солдат и офицеров невероятное впечатление. Черчилль с невозмутимым видом делал наброски, не реагируя на вражеские обстрелы.

Увлеченность живописью вывело Уинстона из глубокого приступа депрессии и после отставки с поста первого лорда Адмиралтейства. Он вывел для себя закономерность, что полностью отдаваясь написанию картин, он напрочь забывает обо всем - даже о неприятностях "большой политики". Своей кузине как-то он признавался: "Иногда я готов бросить почти все ради занятия живописью" .


Новое хобби для Уинстона было намного больше нежели увлечение. Его походы на пленэр представляли собой целую процессию: впереди шли садовники с мольбертом, холстом на подрамнике, палитрой кистями и красками, за ними - Черчилль в сюртуке, широкополой шляпе и с сигарой во рту. Найдя место, с которого просматривался интересующий его пейзаж в нужном ракурсе, он отдавал распоряжение установить мольберт и зонт от солнца. Затем отпускал работников и приступал к живописи.


Все атрибуты художника-живописца всегда были при нем, во всех его бесконечных поездках по разным странам. Во всех домах, где жила чета Черчиллей, устраивались художественные студии. Уинстон рисовал везде и всегда мог выделить пару часов любимому увлечению.

«Я не знаю какого-либо другого занятия, которое, абсолютно не изматывая тело, настолько полно поглощает ум. Какие бы заботы ни принес день, какие бы угрозы ни таило в себе будущее, едва картина начинает рождаться, все тревоги отступают, для них больше нет места в голове. Они уходят в тень и исчезают во мраке».


Если в политических делах и литературном творчестве Черчилль был уверен в себе на все сто, то в живописи он очень скромно оценивал свой талант. Будучи открыт для критики, с подозрением относился к похвалам, так как понимал, что хвалят его не только за картины.
Он часто говорил: «Мои картины слишком плохи, чтобы их продавать, и слишком дороги, чтобы дарить их кому-то другому, кроме близких друзей».


Тем не менее в 1921 году Черчилль все же отправил несколько своих картин на Международную выставку в Париже, поставив на них подпись выдуманного им художника Чарльза Морина. К его удивлению, жюри одобрило шесть картин и выставило на аукцион. А в 1925 году Черчилль-живописец имел еще больший успех: на экспозиции художественных работ в лондонской галерее его полотно было удостоено первого места среди работ художников-непрофессионалов. Авторы были представлены на суд жюри анонимно.


Профессиональное жюри достаточно высоко оценило работу Уинстона, утверждая: «Кто бы ни был их автор, он явно не художник воскресного дня» . А политик то как раз и писал свои творения только по выходным дням да и совсем малые часы и минуты, свободные от государственных дел.


Во время Второй мировой войны Черчилль не писал картин. А вернулся к любимому делу уже после войны еще с большим рвением.

Уинстон был премьер-министром Британии 2 избирательных срока: с 1940-1945 и с 1951-1955. И когда консерваторы во главе с Черчиллем в 1945 году потерпели поражение на выборах, его снова из подавленного душевного состояния снова выводила живопись. Он, как и 30 лет назад с головой ушел в творческое состояние.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/cherchil-0003.jpg" alt="Вид на ипподром в Ницце. Автор: Уинстон Черчилль. | Фото: liveinternet.ru." title="Вид на ипподром в Ницце.

Как то своему другу он признался: «Мне как-то неловко выставлять свои картины публично, ведь они для меня, как дети: даже если ведут себя плохо, то все равно остаются любимыми».
И все-таки выставка состоялась. В Канзас-Сити (Миссури) в 1958 году была организована первая персональная экспозиция тридцати пяти работ Уинстона Черчилля, которые имели ошеломляющий успех. Далее картины отправились в турне по городам США, где были по достоинству оценены. Более полумиллиона зрителей увидело работы отставного британского премьера.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/cherchil-0014.jpg" alt="Вилла на Ривьере. Автор: Уинстон Черчилль. | Фото: liveinternet.ru." title="Вилла на Ривьере.

А фельдмаршал Алексендер, анализируя живопись Черчилля, сказал: «Он очень любит краски и берет их слишком много, отчего его картины так резки. Он не может устоять, чтобы не использовать всю палитру красок. В живописи, как и во всем остальном, начиная от большой политики и заканчивая едой, Черчилль был максималистом."

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/cherchil-0016.jpg" alt="Бухта Камара де Лобос. Мадейра. Автор: Уинстон Черчилль. | Фото: liveinternet.ru." title="Бухта Камара де Лобос. Мадейра.

Сэр Уинстон Черчилль (1874-1965) был не только выдающимся политическим деятелем, а также журналистом и писателем, получившим Нобелевскую премию по литературе в 1953 году, но и даровитым художником-самоучкой. Он оставил после себя в этой области огромное наследие: более пятисот произведений. Он работал в основном на пленэре, а в студии создавал портреты и сразу начал писать только маслом. Сейчас мы рассмотрим некоторые картины живопись которого представляет не только исторический, но и художественный интерес.

Отрывки из биографии потомка из рода герцогов Мальборо (ветви семьи Спенсеров)

Он родился прежде времени. Мать в этот момент была на балу и, не успев добраться до комнаты, родила ребенка в прихожей, заваленной верхней дамской одеждой. Учился он в Брайтоне, в школе сестер Томпсон, хорошо, но по поведению получал самые низкие отметки.

Уже будучи известным политиком и членом Кабинета министров, Первый лорд адмиралтейства У. Черчилль в 1915 году, стремясь приблизить окончание войны, провел неудачную операцию в Дарданеллах. Войска союзников потерпели поражение и понесли громадные потери. После этого государственный деятель вышел в отставку. Он поселился с семьей в поместье Хоу Фарм. Это было время глубочайшей депрессии. К семейству Черчиллей в гости прибыл младший брат с женой, которая увлекалась акварелью и целые часы проводила в парке. Понаблюдав за свояченицей некоторое время, сэр Уинстон взялся в 40 лет за краски и кисть.

Выше на фото - картина Черчилля «Дом и сад в Хоу Фарм». Там он часами увлеченно писал пейзажи и портреты, забыв о неприятностях и горьком разочаровании. Так Черчилль вышел из депрессии. Позже, вернувшись в политику, он уже не оставлял занятий живописью, отдавая ей много времени. Она, сопровождая весь оставшийся жизненный путь, приносила ему душевное равновесие.

Отношение к живописи

Все друзья и родные восхищались неожиданно открывшимся талантом. Но сам художник относился к рисованию просто как к хобби. В 1921 году друзья уговорили отправить картины Черчилля на международную выставку в Париж в престижную галерею Друэ под псевдонимом Чарльз Морин. Среди прочих работ там был выставлен его автопортрет.

Жюри отметило появление нового самобытного художника. Все эти картины были успешно раскуплены. В 1925 году в Лондоне состоялась выставка художников-непрофессионалов. Картины Черчилля также были представлены на ней под вымышленным именем. Одно из его полотен заняло первое место! Позже, летом 1947 года, занимаясь большой политикой, самодеятельный художник направил свои работы под именем Дэвид Винтер в Королевскую академию искусств в Лондоне и, к величайшему его удивлению, два полотна были приняты. Одно из них, «Зимнее солнце. Чартулл», по-прежнему находится в его доме, другое, «Река Луп. Приморские Альпы», принадлежит национальной галерее Тейт в Лондоне. Сам художник с присущим ему скепсисом не относился всерьез к похвалам. Черчилль с легкостью дарил картины друзьям, а сейчас его произведения на аукционах оцениваются в миллионы долларов. Это происходит переоценка истинной ценности Черчилля как художника.

Серьезный и умный живописец

Хотя политик никогда не учился в профессиональных заведениях, у истоков его творчества стоял друг сэр Джон Лэвери, известный ирландский художник. На него также оказали большое влияние работы импрессионистов, с которыми он познакомился в Париже, а также очень важной была для него дружба с крупным британским художником XX века Уильямом Николсоном, про которого он сказал, что этот человек больше всех учил его живописи. Картины Черчилля показывают нам человека, который видел красоту во всем окружающем мире. Они раскрывают его как художника, который ставил перед собой сложные технические задачи. Это признак уже не любителя, а профессионала. Проиллюстрируем это одним примером: картиной Черчилля «Пруд с золотыми рыбками».

В ней преобладают прозрачные завитки воды и нежный рой золотых рыбок. Это великолепие обрамлено резными листьями растений на берегу с тщательно выписанными их отражениями в воде. Художник успешно справляется с построением композиции и перспективы, понимает и передает все сложности формы листьев, восхищается тайнами света и тени, наслаждается цветом. Владение зелеными оттенками представляет большую сложность, а в этой работе они представлены виртуозно. Неудивительно, что все друзья-профессионалы единодушно восхищались его работой.

Художественный дневник Черчилля

Куда ни приходилось ездить политическому деятелю, а он объехал половину мира, везде он с собой брал мольберт, холсты, кисти и краски. Поэтому на картинах Черчилля теперь мы можем видеть не только деревенские виды Англии, дома и поместья его родственников и друзей, но и итальянские Альпы, египетские пирамиды, виды Марокко, французскую Ривьеру, Майями.

С точки зрения композиции очень любопытна работа «Ипподром в Ницце. Вид из-под железнодорожного моста». Его арочное полукруглое перекрытие придает картине атмосферу итальянского Возрождения. Небо с легчайшими облаками отражается в синеве прозрачной воды, берега которой усыпаны мелкой галькой. Вдали сияет в мареве жаркого дня на золотистом берегу здание ипподрома, которое находится на линии золотого сечения, а потому очень гармонично вписано в пейзаж.

Любовь к жизни

Все картины Черчилля показывают его жизнелюбие. Практически во всех его работах преобладает светлая, теплая цветовая гамма. Они несут доброе восприятие мира художником, которое передается его зрителю.

Сэр Уинстон, как и многие англичане, очень любил животных. Среди его домашних питомцев были кот Нельсон, пудель сначала Руфус I, затем Руфус II, волнистый попугайчик Тоби. Он ласково относился к овечкам, которых запечатлел на полотне «Чартуэл. Пейзаж с овцами», и свинкам, про которых он говорил, что они смотрят на нас, как на равных. Временами на него нападала неодолимая тоска. Ее вызывали не только перегрузки, но и международная ситуация.

Преодоление сложности бытия

Еще перед написал в 1938 году полотно «Пляж в Вальмере». Эта сцена была ответом на предательскую политику, когда нацистам передали часть Чехословакии. Руки Черчилля были связаны. Его отстранили от активной деятельности в правительстве. Потому была написана, с одной стороны, мирная безмятежная сцена, где семья играет на золотом пляже, но огромная пушка с континента направлена дулом на Британию.

Во время войны с Гитлером появилась «черная собака» Черчилля. Картина ли это? Нет, эта метафора обозначает черную депрессию, символизирует меланхолию, болезнь, темноту и собаку из-за ее близкой связи с человеком. Черная собака бывала с ним повсюду, сидела на коленях. Это были тяжесть и напряжение, которые сопровождали руководство страной в разгар войны. Предвидя зловещие цели нацистов, в июне 1940 года Черчилль высказался в палате общин примерно так: «Если мы потерпим неудачу, то весь мир погрузится в бездну темного века». Превозмогая свой пессимизм, используя весь потенциал и свои сильные стороны, Черчилль справился с черной собакой.

После войны

Черчилль был вновь отстранен от большой политики. Он приехал в США, где писал пейзажи и дарил их Г. Трумэну и Ф. Рузвельту. В Америке был написан очень теплый и жизнерадостный пейзаж «Долина Орики и Атласские горы». Позже здоровье его стало подводить, и Черчилль вышел на пенсию, но продолжал писать картины. Он скончался на 91-м году жизни после очередного инсульта в своем лондонском доме в 1965 году.

В сегодняшней статье мы хотим рассказать о пяти картинах, которые постигла печальная участь, и они, к великому сожалению, были уничтожены по неизвестным причинам.

1. В 1954 году, британский художник Грэхем Сазерленд получил заказ на написание портрета Уинстона Черчилля, который позже был подарен политику на 80-летие. Но, увы, подарок имениннику не пришелся по душе. Картина была увезена семейством Черчиллей сразу после торжества в их загородный дом и с того момента эту работу больше никто не видел. Бытует мнение, что портрет был уничтожен супругой Уинстона Клементиной Черчилль.

Также следует заметить, что портрет Черчилля практически никому не понравился, хоть и хвалили его только из вежливости.

Грэхем Вивиан Сазерленд: портрет Уинстона Черчилля

2. Фреска под названием “Иеремией II “, написанная неизвестным художником в 1934 году, тогда же и была представлена публике в Вестчестерском институте изящных искусств . На работе была изображена злобная карикатура на политику “нового курса” и Франклина и Элеонору Рузвельт, а также были нарисованы страдающие рабочие.

Самое интересное, что данная работа вызвала больше всего возмущения у самого обычного маляра Джона Смюске, работающего в соседнем доме возле музея, в котором выставлялась фреска. В один из выходных дней, мужчина, как и все, купил билет и на глазах у посетителей облил “Кошмар 1934-го” пятновыводителем. За этот поступок он был приговорен к лишению свободы сроком на 6 месяцев.

3. К сожалению, в сороковых годах многие произведения искусства были уничтожены из-за военных действий. Такая судьба не минула и полотна Густава Климта . Картины, которые он писал специально для выставки в Венском университете, заказчики сочли порнографическими, поскольку климтовские дамы символизировали философию, юриспруденцию и медицину, которые считались чересчур жеманными и несовместимыми с тогдашним духом строгой науки. В 45-м году нацисты сожгли замок, в котором находились картины Климта, дабы те не попали в руки к врагам.

Густав Климт. Юриспруденция 1899–1907. Уничтожена в 1945

Густав Климт. Медицина 1899–1907. Уничтожена в 1945

Густав Климт. Философия 1899–1907. Уничтожена в 1945

4. “Человек на распутье ” – эту фреску выполнил мексиканский художник Диего Ривере , которую ему заказал Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке. Изначально Риверу не хотели приглашать, ведь он славился своими “левыми” взглядами, а вместо него хотели заказать Анри Матисса или Пабло Пикассо .

В результате, одним из главных персонажей произведения оказался Владимир Ильич Ленин, а под его началом руки рабочих соединялись. Также на фреске изображена демонстрация рабочих на Красной площади. Однако в 1934 году, фреска была уничтожена работниками центра. Они объяснили это тем, что художник не пожелал поменять Ленина на более “известное лицо”. После этого инцидента стену расписал художник Хосе Мария Серт , который решил выбрать главным героем Авраама Линкольна.

Диего Ривера.Человек на распутье. Уничтожена в 1934 году

Диего Ривера.Человек на распутье. (фрагмент)

5. “Жнец ” – огромная пятиметровая фреска, написанная в 1937 году для испанского павильона, участвовавшего во Всемирной выставке в Париже, художником Жоаном Миро . Данная работа никому не понравилась, потому что у изображенного крестьянина в руках красовался серп, который на тот момент считался коммунистическим символом. После завершения выставки Жоан Миро пожертвовал фреску испанскому правительству, однако при транспортировке работа исчезла. Эксперты полагают, что она была просто уничтожена.

Жоан Миро. “Жнец”

Скандальная история пропавшего портрета Уинстона Черчилля кисти Сазерленда

В последнее время в мире возобновился интерес к истории Великобритании – это связано с недавними Юбилейными торжествами Британского королевского дома, Олимпиадой в Лондоне 2012 года и выходом сразу нескольких художественных фильмов и сериалов, посвященных нынешней королевской семье и их окружению.

До этого об Уинстоне Черчилле мы знали что-то в общих чертах и весьма поверхностно: большой политик, великий человек, знаменитость, сложный характер, не любил коммунистов и Советский Союз. И, уж конечно, никто особо не интересовался его семьей и увлечениями. Естественно, мало кому было известно, что британский Премьер обладал нерядовым литературным талантом и очень неплохо рисовал. Причем картины писать он начал уже после 40 и успел создать их более 500!

При всем его честолюбии и врожденном артистизме, он решил ограничиться политической карьерой, оставляя для себя живопись в качестве хобби «не для широкого зрителя». Ему хватило такта и здравомыслия не навязывать широкой публике скромные плоды своего врожденного художественного дара, хотя многие его работы очень недурны. Он несколько раз отправлял свои работы на разные конкурсы и выставки, и всегда – под вымышленным именем, и при этом довольно часто жури поощряло его картины, на выставке художников-любителей в 1925 году его работа даже заняла первое место! Большая часть его работ – пейзажи, но и портреты он тоже писал.


Черчилль был выходцем из древнейшего аристократического рода, который подарил Англии не одного влиятельного политика и государственного деятеля. Художественное чутье и артистизм Уинстону достались от матери – она была утонченной женщиной; настоящая светская львица и законодательница мод, окружавшая себя антиквариатом и изящными безделушками. Так что Уинстон, конечно же, разбирался в искусстве и считал себя знатоком живописи, тем более, что сам рисовал.


В 1954 году Черчилль праздновал свой 80-летний юбилей. Не смотря на преклонный возраст и целый «букет» болезней, он не собирался оставлять карьеру, считая, что это будет губительным для Англии и юной королевы, которая взошла на престол всего два года назад. Возраст был уязвимым местом Премьера. Не смотря на его огромную популярность в народе, политические враги его неоднократно повторяли, что «Черчилль уже не тот, ему давно пора на покой». Правда, перед празднованием юбилея даже недруги смолкли: заслуги Черчилля перед родиной были неоспоримый, чествование должно было пройти на высоте.

Популярному в то время английскому художнику Грэхему Сазерленду был заказан портрет премьера в полный рост. Это был подарок от Палаты общин и Палаты Лордов, пожертвование от них в качестве гонорара составило 1000 гиней (примерно 35 000 долларов). Грэхем Вивиан Сазерленд был разноплановым художником, портреты он писал на заказ, сам же предпочитал абстрактную живопись и сюрреализм. Как портретист он прославился, сделав очень удачный портрет писателя Сомерсета Моэма в 1949 году (удивительно, но это была первая работа художника в этом жанре!). Изображая людей, Сазерленд удивительно точно и даже беспощадно изображал характерные черты личности, его работы были правдивее, чем сама природа.

В недавнем британском сериале «Корона» показана работа над портретом, так, как она происходила по мнению создателей сериала, однако эти события не совсем соответствуют действительности. Многочасового позирования, задушевных разговоров и чуть ли не дружбы между художником и моделью, скорее всего не было, хотя их обоих, действительно, как показано в сериале, объединяла смерь дочерей.

Сазерленд сделал очень быстрые угольные наброски портрета во время позирований в поместье Черчилля Чартвелл в августе 1954 года. Также для работы над портретом он использовал фотографии Черчилля, но делал их не сам, как показано в сериале, а взял фото-портреты фотографа Эльсбет Джуды. Над самим портретом он работал у себя в студии. Он попытался отразить в облике то, что сам о себе говорил Черчилль: «Я – скала». Поза портретируемого повторяла позу Авраама Линкольна в его знаменитой скульптуре в кресле.

О том, чего сам Черчилль ожидал от портрета, красноречиво свидетельствует его желание быть изображенным в облике Рыцаря Подвязки. Одеяние рыцарей весьма роскошное, вычурное (и слегка нелепое, надо сказать), то есть, честолюбивый и довольно сентиментальный Черчилль хотел видеть величие и торжество. Заказчики портрета уговорили его позировать в обычном парламентском одеянии – черном костюме и галстуке.

Черчилль до конца исполнения работы не видел портрета, лишь некоторые наброски были показаны его жене, которая нашла много сходства, она признала, что портрет «действительно тревожно похож на него».

Также в сериале показан эпизод вручения портрета, когда Черчилль на сцене от возмущения и неожиданности чуть ли не падает со сцены. Этого тоже не было. Портрет был показан Премьеру до вручения, так что никаких громов и молний на широкой публике не было. Сазерленд настолько метко и правдиво изобразил Черчилля, что тот был просто шокирован, заглянув в глаза истине. На зрителя смотрел пожилой, дряхлеющий и очень уставший человек. Взгляд его печален и разочарован, это совсем не тот мощный и величавый политик, каким себя представлял Черчилль.


Портретируемый был в ярости. Он назвал картину «грязной» и «злобной»; известно его высказывание о том, что на портрете изображен «старик в состоянии депрессии, думающий о ядерной бомбе». Надо сказать, что мнения о портрете очевидцев были очень противоречивы: некоторые считали, что это шедевр изобразительной меткости и правдивости, другие (а таких было большинство) были о нем невысокого мнения. Поначалу Черчилль даже хотел отказаться от участия в церемонии вручения, но затем его отговорили от этого, чтобы не обижать заказчиков.

Сазерленда удивила реакция Черчилля, он сказал: «Я просто показал то, что увидел!».

После вручения картина была доставлена в поместье Чартвелл, где ее немедленно убрали с глаз долой на чердак или в чулан. После этого портрет бесследно исчез. Считается, что его уничтожила жена Черчилля Клементина, чтобы вид картины не мучил ее супруга. Надо добавить, что еще одним достоинством Премьера было то, что он до конца жизни обожал жену и был отличным семьянином, у них с Клементиной был крепкий брак, в котором родилось пятеро детей.

По всей видимости ненавистный портрет все-таки произвел на Премьера сильное впечатление, показав ему то, что он так долго и упорно не хотел видеть. Через полгода Черчилль подал в отставку по возрасту и состоянию здоровья. Правда, несгибаемый Уинстон прожил после этого еще 10 лет.

Сейчас портрет, известный нам только по эскизам и репродукциям, признается специалистами настоящим шедевром современного искусства. Так что современники поспешили давать ему нелестные оценки – Сазерленд просто немного опередил свое время.