Оборона порт артура батарея электрический утес. Виды порт-артура и прилегающих акваторий. А вот капониры остались с Русско-Японской

Во время поездок по Порт-Артуру, когда искали путь на Электрический Утёс, наткнулись у берега Жёлтого моря на подлодку, которую китайцы явно готовят к музеефикации (приделывают ей сходни на вход и выход, обустраивают бассейн). Что за история у неё, почему именно она - не знаю; может быть, кто сможет пояснить. Ниже - небольшие путевые зарисовки с того места и прилегающих окрестностей.


2. Стартовали туда от уже хорошо знакомого вам . Едем к морю, огибая Восточный бассейн и сухой док.

3. Обогнув доки, спускаемся вниз, к Жёлтому морю.

4. Вон впереди и подлодка, установлена в ограждённом со всех сторон бассейне. На въезде - типичные китайские ворота в промзоне, с многочисленными иероглифами сверху и по бокам. И традиционными цветными флажками.

5. Огибаем лодочный бассейн справа и подъезжаем почти к берегу. Вот оно, Жёлтое море. В этом месте я сходил к воде и ритуально омыл в нём руки. Итак, новое море в моей коллекции:-) Правей, за границей кадра - обрыв Электрического утёса, буквально в 100 метрах от меня. Но его почему-то никто из нас не сфотографировал отсюда.

6. Для наглядности - схема, по которой хорошо видно, где стоит подлодка (синяя полоска) и в каком месте я вышел к Жёлтому морю (красный кружок). Стрелки - наш путь из города, вокруг зоны доков. Западней - Электрический утёс, на которой расположена Батарея №15, где служил отец писателя Степанова, автора "Порт-Артура". Далее возвышается сопка Золотая Гора, на вершине которой - Батарея №13. Золотая Гора - это целиком военная зона, туда не попасть. А на 15-ю батарею пройти пешком можно было, как поведала yablonka , но нас смутили какие-то частные особняки и шлагбаумы на дороге, ведущей туда. В общем, протупили и не дошли - при том, что до неё оставалось по прямой каких-то 300 метров. У самой береговой линии был обрыв утёса, а тропинок не просматривалось.

7. Наш путь, наложенный на карту военных действий 1904 года. Как видите, те места в момент обороны крепости были нашпигованы позициями береговой артиллерии.

8. Поглядев на утёс, возвращаемся к подлодке.

9. В момент нашего визита работы по обустройству были в самом разгаре: работяги на нас даже не оглянулись.

10. Носовая часть корпуса и рубка.

11. Возвращаемся назад. Поднявшись, переваливаем седловинку и упираемся в доки и эллинги Восточного бассейна. Дорога направо - в Старый город, налево - проходит по берегу у подножия Золотой Горы, и приведёт нас к китайским военным, в тупик. Вдали идут строем работяги.

12. Тот же вид, но с другой стороны и 110 лет назад (1903). Тогда в доках ремонтировались русские военные корабли Тихоокеанского флота. Снимок №11 (предыдущий) сделан с другой стороны бассейна, в месте, чуть правей высокой трубы - где начинается склон Золотой Горы.

Строительство морской базы и крепости в Порт-Артуре

Ко времени захвата русскими Порт-Артур представлял собой небольшой китайский город с населением около 4 тыс. человек. Позже эти китайские кварталы получили название Старого города. Русская администрация и войска поначалу разместились в китайских административных зданиях, казармах и жилых домах, брошенных их обитателями.

Благодаря русским гражданское население Порт-Артура стало расти и к началу войны составляло уже 15 тыс. русских и не менее 35 тыс. китайцев.

Рядом со Старым городом в 1901 г. возник русский Новый город. Название его улиц мало отличалось от названий улиц в городах европейской России - Морская, Пушкинская, Бульварная и т.п. Порт и город освещались от центральной портовой электростанции. В Порт-Артуре почти до самого конца обороны издавалась своя газета «Новый край».

Мелководную гавань Порт-Артура начали углублять ещё китайцы, устроив искусственный Восточный бассейн, который вмещал до десятка судов средней величины. В 1901 г. началось углубление Западного бассейна, предназначенного для броненосцев, но к началу войны эта работа, как и строительство нового сухого дока, не была закончена.

Смета на строительство военно-морского порта была представлена Николаю II в 1899 г. На углубление гавани, приобретение землечерпального каравана, сооружение молов, устройство портовой территории и другое требовалось около 14 млн руб., а отпущено было только 11 млн. Работы начались лишь в 1901 г. и были разделены на две очереди. Окончание только первой очереди предполагалось в 1909 г. Поэтому к началу войны Порт-Артур не имел ни доков для больших кораблей, ни углубленного рейда, а к постройке молов для внешнего рейда даже не приступали.

Командир порта контр-адмирал Греве в связи с этим писал: «Время проходило главным образом в различных обсуждениях и теоретических соображениях, без окончательных решений и реального приступа к быстрому выполнению намеченного плана. В результате после четырёхлетнего владения Порт-Артуром там почти ничего не было сделано по устройству адмиралтейства и порта или же очень мало, и лишь за время около года до войны работы по устройству порта приняли более интенсивный характер» .

Так, для нужд военного порта был создан только парк землечерпалок (5 драг и 9 буксиров), с помощью которых и начались работы по углублению внутреннего рейда и рытью котлована под новый док для броненосцев в южной части Восточного бассейна.

Также были созданы запасы кардиффского (английского) и китайского угля (35 тыс. т) - основного топлива для кораблей.

Русские восстановили разрушенный японцами в 1895 г. судоремонтный завод, где теперь мог производиться ремонт крупных кораблей эскадры - замена топок и котлов, цилиндров паровых машин, гребных винтов, выверка и установка гребных валов; там же изготавливались запасные части и механизмы.

Морское министерство решило в конце 1898 г. начать в Порт-Артуре сборку миноносцев, строившихся в Петербурге на Невском и Ижорском заводах. Часть миноносцев типа «Сокол» делались этими заводами разборными, так, чтобы их готовые секции можно было на пароходах доставить на Дальний Восток.

По плану предполагалось отправить в Порт-Артур 5 миноносцев в 1899 г. и 4 - в 1900 г., причём последний - не позднее августа. Срок их сдачи в Порт-Артуре устанавливался по истечении пяти месяцев со дня выгрузки. Но позже было решено делать не 9, а 7 разборных миноносцев.

Однако по вине бюрократов Морского ведомства сроки сдачи миноносцев были сорваны. Лишь к концу 1899 г. был отправлен на пароходе «Нормания» корпус первого из построенных на Невском заводе миноносцев, а также корпуса трёх «ижорских» миноносцев. В течение 1900 г. в Порт-Артур на пароходах «Владимир Савин», «Эдуард Бари», «Малайя», «Аннам» и «Дагмар» отправили корпуса остальных миноносцев Невского завода, а также механизмы, котлы и другое оборудование.

В начале 1900 г. на полуострове Тигровый хвост началось строительство крытого эллинга, рассчитанного на одновременную сборку сразу трёх миноносцев, однако полномасштабные работы развернулись только к октябрю. 30 декабря ГУКиС заключил договор с Невским заводом о том, чтобы его рабочие произвели сборку и трёх «ижорских» миноносцев. 5 марта 1901 г. начались подготовительные работы, а 11 апреля состоялась официальная закладка первого из кораблей - «Баклана», переименованного через несколько дней в «Кондор». В первую очередь собирались миноносцы Невского завода, доставленные в лучшем состоянии и в большей комплектности.

Спуск «Кондора» на воду состоялся через три с половиной месяца после закладки, а на остальных кораблях работы продвигались крайне медленно, так как детали корпусов и механизмов за время перевозки морем и хранения под открытым небом в Порт-Артуре покрылись ржавчиной, на удаление которой было израсходовано более 122 тыс. руб. Сборка же миноносцев Ижорского завода считалась «постройкой заново», так как некоторые детали были либо безнадёжно испорчены, либо отсутствовали вовсе и их приходилось изготавливать на месте.

Испытания «Кондора» начались в октябре 1901 г. и продолжались до лета 1902 г. Наибольшая средняя скорость при значительной вибрации машин достигла всего 25,75 узла. Но, несмотря на это, 5 июля было дано разрешение на принятие миноносца «во избежание надрыва котлов».

В 1902 г. прошли испытания ещё два миноносца Невского завода, а в 1903 г. - трёх «невских» и трёх «ижорских» кораблей. Последние три сдавались уже после нападения японцев на Порт-Артур: «Страшный» - 20 февраля, «Стройный» - 1 марта, «Статный» - 14 июля 1904 г.

Надо ли говорить, что самым важным делом в Порт-Артуре должна была стать постройка мощной морской и сухопутной крепости, поскольку Ляодунский полуостров представлял собой клочок русской территории, окружённый враждебными государствами.

Несколько слов стоит сказать и о географическом положении Порт-Артура. Город и порт расположены в котловине, окружённой со всех сторон горными хребтами, возвышающимися на 175–210 м над уровнем моря.

Местность в районе Порт-Артура гористая, сильно пересеченная, с большим количеством глубоких оврагов, крутых скатов и обрывов, образующих при стрельбе множество мёртвых пространств. Наиболее высокими в этом районе являются горы Ляотешаня, достигающие 465 м над уровнем моря. С их вершин открывается широкая панорама в сторону моря и суши на многие километры. Кроме Ляотешаня, господствующими высотами на приморском и сухопутном фронтах являлись также Большая гора, Дагушань, Безымянная, Угловая и Высокая, с которых хорошо просматривался Порт-Артур и ближние к нему подступы.

На удалении 10–12 км от Порт-Артура подступы к городу с северо-востока прикрыты горным хребтом Волчьи горы. Высота его вершин достигает 200–240 м над уровнем моря. Волчьи горы представляли собой выгодную естественную оборонительную позицию, так как северные и восточные скаты круты, а местами - обрывисты, и овладение ими представляло для наступавших большие трудности. Вместе с тем с захватом их противник мог контролировать северные подступы к Порт-Артуру. Поэтому оборона Волчьих гор вызывалась настоятельной необходимостью.

На дальних подступах к крепости важное значение для её обороны имели Нангалинский, Тафашинский и Цзиньчжоуский хребты. Постепенно понижаясь к городу Цзиньчжоу, все хребты пересекают Квантунский полуостров, затрудняя доступ к Порт-Артуру в случае высадки морского десанта и нападения противника со стороны суши.

Наибольшего внимания в тактическом отношении заслуживали Тафашинские высоты, пересекающие узкий перешеек полуострова с северо-запада на юго-восток. Гряды высот с превышением от 46 до 90 м над уровнем моря резко обрываются у берегов, создавая тем самым трудности обхода их с флангов. Северо-восточные скаты постепенно понижаются к долине, благодаря чему при стрельбе не образуются мёртвые пространства. Впереди лежащая местность хорошо просматривалась с высот и простреливалась огнём пулемётов и артиллерии. Противоположные скаты высот также отлоги и опускаются в обширную долину, что позволяло производить скрытое сосредоточение войск, удобно располагать огневые позиции артиллерии, а также её тыловые подразделения. Установка батарей в районе Дальнего, на Талиенванском полуострове и левом фланге позиции, а также минирование заливов значительно уменьшали опасность высадки морских десантов и обстрелов русских войск корабельной артиллерией противника.

Цзиньчжоуские холмы также представляли собой выгодную для обороны позицию. Однако такие недостатки, как обзор их с горы Самсон, возможность обстрела тыла позиции с моря и недостаток пресной воды, в известной мере снижали её тактические достоинства.

Наряду с тактическими выгодами горные хребты Квантуна доставляли оборонявшимся и ряд трудностей. В частности, ввиду гористого характера местности ограничивались возможности устройства на Квантунском полуострове путей сообщения. Основной коммуникацией, связывавшей Порт-Артур с Харбином, являлся южный участок Маньчжурской железной дороги с ветками от станции Тафашин к городу Талиенвану и от станции Нангалин к городу Дальнему. Из грунтовых дорог Квантуна важное значение имели такие коммуникации, как Мандаринский тракт, связывавший Порт-Артур с Пуланьдяном, а также Среднеартурская и Южнобережная дороги, ведущие от Порт-Артура к Дальнему. Следует отметить, что в период летних дождей грунтовые дороги становились труднопроходимыми.

Характеризуя местность, следует иметь в виду ещё одну особенность, важность которой заключалась в том, что, несмотря на сравнительно большую протяжённость береговой линии Квантунского полуострова, мест для высадки крупных морских десантов было мало. Более удобными пунктами десантирования являлись районы Бицзыво, Талиенвана, Дальнего и Порт-Артура.

Следовательно, по своему рельефу местность на ближних и дальних подступах к Порт-Артуру была выгодной для создания прочной обороны. В отношении же боевого применения артиллерии местность, с одной стороны, представляла большие удобства, с другой - создавала ряд трудностей в её использовании.

Наличие ряда командных высот позволяло осуществлять сравнительно небольшими силами и средствами тщательное наблюдение за действиями противника, благодаря чему могла быть предотвращена внезапность нападения противника как со стороны суши, так и моря. На обратных скатах высот представлялась возможность оборудовать прочные долговременные сооружения для береговой и крепостной артиллерии, скрытые от наблюдений противника.

Увы, Военное ведомство слишком долго медлило, прежде чем начать строительство крепости. К октябрю 1898 г. гарнизон Порт-Артура всё ещё был малочисленным и состоял из 3-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады (4 полка двухбатальонного состава), 6 рот крепостной артиллерии, Восточно-Сибирского артиллерийского дивизиона (24 орудия), 4 сотен казаков и 1 сапёрной роты. На гарнизон возлагалась задача не только охраны Порт-Артура, но и наблюдения за важными объектами Квантунского полуострова. Поэтому части гарнизона не имели возможности для ведения широким фронтом инженерных работ. Этим также объясняется и медленное вооружение крепости артиллерией.

В начале 1898 г. в Порт-Артуре была создана местная комиссия для выработки проекта береговых и сухопутных укреплений Порт-Артура. По её мнению, прежде всего надлежало воспользоваться некоторыми старыми китайскими береговыми батареями, усовершенствовав их и надлежаще вооружив, а затем постепенно заменять эти батареи новыми. Что касается сухопутного фронта, то признавалось необходимым вынести линию фортов проектируемой крепости на Волчьи горы, километрах в восьми от окраин Старого города.

Однако Военное ведомство проект забраковало, и в октябре 1898 г. из Петербурга в Порт-Артур была направлена новая комиссия под председательством генерала Кононовича-Горбатского.

Но ещё до отбытия комиссии, 17 сентября 1898 г., состоялось Высочайшее повеление, согласно которому ещё до составления окончательного плана морской крепости в Порт-Артуре туда временно назначалось 189 орудий Военного ведомства.

Из этих орудий 133 предназначались для береговых укреплений. Среди них было:

10-дюймовых (254/45-мм) пушек - 5;

9-дюймовых (229-мм) пушек обр. 1867 г. - 12;

6/45-дюймовых пушек Кане - 10;

6-дюймовых пушек в 190 пудов - 28;

57-мм береговых пушек Норденфельда - 28;

батарейных (107-мм) пушек - 8;

11-дюймовых (280-мм) мортир обр. 1877 г. - 10;

9-дюймовых мортир обр. 1877 г. - 10.

Для сухопутных укреплений предназначалось 56 орудий:

42-линейных (107-мм) пушек обр. 1877 г. - 18;

лёгких (87-мм) пушек - 24;

6-дюймовых (152-мм) полевых мортир - 6;

3-линейных (7,62-мм) пулемётов Максима - 8.

Как видим, из 133 береговых орудий современными орудиями, способными нанести вред японскому флоту, я уж не говорю об английском, были лишь 10/45-дюймовые и 6/45-дюймовые пушки, да и то при наличии снарядов, начиненных мощным взрывчатым веществом - пироксилином, мелинитом и т.д.

Остальные орудия эффективно можно было использовать лишь на сухопутном фронте, но опять же при наличии соответствующих снарядов. Исключение представляли совершенно бесполезные 57-мм береговые пушки Норденфельда, от них не было проку ни на суше, ни на море.

Все эти орудия должны были доставить в Порт-Артур в течение трёх лет, с 1898 по 1900 г.

В 1898 г. должны были быть отправлены для береговых укреплений:

12 - 9-дюймовых пушек обр. 1867 г. Из них 6 пушек были взяты из Чрезвычайного запаса в Одессе, 4 - из Севастопольской крепости и 2 - из Керченской крепости. Зато к этим древним пушкам были взяты с Петербургского склада новенькие станки Дурляхера с углом возвышения в 45° (6 станков были изготовлены для крепости Либава и 6 - для Кронштадта);

28 - 6-дюймовых пушек в 190 пудов. Из них 4 взяты из Очаковской крепости, 4 - из Владивостокской крепости и 20 - из Особого запаса в Одессе;

28 - 57-мм береговых пушек Норденфельда. Из них 14 были взяты из Особого запаса в Одессе, 10 - из Севастопольской крепости и 4 - из Владивостока;

8 батарейных пушек были взяты из Особого запаса в Одессе;

32 мортиры обр. 1877 г. были взяты из Особого запаса в Одессе.

Для сухопутных укреплений в 1898 г. должны были доставить:

18 - 42-линейных пушек обр. 1877 г. Для этого по 6 орудий взяли из отдельных осадных парков в Двинске, Брест-Литовске и Киеве;

24 лёгкие пушки взяли из крепостей - Ковно (12), Новогеоргиевск (6) и Александровской цитадели в Варшаве (6);

6 - 6-дюймовых мортир были взяты из Новогеоргиевской крепости.

В 1899 г. подлежало отправке в Порт-Артур:

10 - 6/45-дюймовых пушек Кане, в том числе 6 из Особого запаса в Одессе и 4 из числа заказанных для Владивостокской крепости;

10 - 11-дюймовых мортир обр. 1877 г. на лафетах Дурляхера из числа изготовленных для Кронштадтской крепости.

В 1900 г. подлежало отправке в Порт-Артур:

5 - 10/45-дюймовых пушек, из которых 4 было заказано для Владивостокской крепости и 1 - для Кронштадтской.

Автор не зря приводит эти вроде бы скучные перечни орудий. Из них становится ясно, как «с бору по сосенке» комплектовалась артиллерия Порт-Артурской крепости. А ведь было заведомо известно, что 9-дюймовые пушки обр. 1867 г. устарели ещё в 1877 г. Да и калибр 9 дюймов (228 мм) был слаб для борьбы с броненосцами, а шансов попасть из них в маневрирующий крейсер практически не было (даже на станках Дурляхера). Риторический вопрос: зачем же тащить ненужные тяжёлые пушки и станки за тридевять земель да ещё строить под них дорогостоящие береговые батареи?

Замечу, что это не единственный случай преступной, иначе не скажешь, деятельности наших генералов. Вот, к примеру, в 1897–1898 гг. из Одесского отделения Чрезвычайного запаса для вооружения Николаевска-на-Амуре было отправлено восемь 8-дюймовых пушек обр. 1867 г.

Такие пушки, не годные даже для сухопутных батарей, из Одессы надлежало направить на лом или в музей. Пушки эти были опасны лишь для собственной прислуги, но никак не для неприятеля.

Что же касается береговых мортир, то к началу XX в. сам класс таких орудий стал бесполезным. 9–11-дюймовые мортиры могли эффективно поражать только стоящие на якорях крупные корабли, да и то после длительного обстрела. Стрельба по маневрирующим судам была бесполезной тратой снарядов.

Обратим внимание, что значительная часть современных орудий была направлена в Порт-Артур из Владивостока, т.е. попросту Военное ведомство латало «тришкин кафтан» на Дальнем Востоке.

До Хлестакова на троне и Хлестаковых в Военном и Морском ведомствах никак не могло дойти, что, ввязавшись в серьёзную игру в Маньчжурии, и думать нечего по меньшей мере 20 лет о захвате Босфора, не говоря уж о Либавской авантюре. Если бы средства, отпущенные с 1898 по 1904 г. на Либаву и Особый запас, были потрачены на строительство Порт-Артурской крепости, то она действительно могла стать неприступной.

Но вернёмся к новой комиссии Военного ведомства, отправленной в октябре 1898 г. в Порт-Артур. Под руководством генерала Кононовича-Горбатского был разработан новый проект крепости. При составлении проекта комиссия исходила из того, что ввиду отдалённости Порт-Артура сообщение с Россией морским путём может быть прервано в первые же дни войны, а помощь с суши может быть оказана лишь четыре месяца спустя. Поэтому комиссия указала на необходимость иметь крепость «с солидным крепостным сооружением и с сильным гарнизоном, который мог бы выдержать продолжительную осаду превосходящих сил противника» .

По вполне обоснованным выводам комиссии на приморском фронте планировались постройка и вооружение 22 батарей. Особое внимание в своём проекте комиссия уделяла устройству оборонительных сооружений сухопутного фронта, линия которого должна была проходить по высотам Сяогушань, Дагушань, Угловая, Высокая и Соляная. Для вооружения укреплений и батарей приморского и сухопутного фронтов предполагалось доставить 593 пушки и 52 мортиры, обслуживание которых должно было производиться батальонами крепостной артиллерии. Гарнизон крепости должен был состоять из 20 пехотных батальонов. При этом 70-километровый сухопутный фронт должен был защищаться 528 орудиями и 70-тысячным войском.

Военное министерство отклонило данный проект, объяснив это якобы слишком большими требованиями по количеству гарнизона, вооружению артиллерией и строительству Укреплений. Военный министр Куропаткин принял решение построить на сухопутном фронте только несколько фортов, неприступных «для атаки открытою силою» .

Того же мнения было и «особое совещание», в работе которого принимали участие представители Дипломатического, Финансового и Военного ведомств. Совещание решило свести к минимуму затраты по обороне Порт-Артура, а работы производить так, чтобы «не раздражать» противника, считаясь с «впечатлительностью иностранцев вообще и японцев в частности» .

В сущности, требования военного министра и «особого совещания» сводились к тому, чтобы заранее исключить возможность длительной обороны Порт-Артура. На совещании было установлено, что гарнизон Порт-Артура не должен превышать 11,3 тыс. человек. Исходя из этого, предусматривалось сокращение периметра крепости с исключением из плана обороны ряда командных высот.

Этими ошибочными соображениями и должна была руководствоваться вновь созданная комиссия под председательством полковника К.И. Величко.

Летом 1899 г. Величко с новой комиссией прибыл в Порт-Артур и в том же году составил свой проект крепости. Величко считал, что он создал идеальный проект для данной местности. «Подобного рельефа, особенностей почвы и поверхности , - писал он, - не встречалось ни в одной из наших крепостей» . Согласно проекту, сухопутная линия обороны протянулась по высотам Драконова хребта, на возвышенность впереди Кладбищенской горы, на Зубчатую гору, на возвышенность у деревни Саншугоу, на Вальдшнепинный холм, на высоты у южного угла Западного бассейна и на гору Белый Волк, итого около 19 км. В 1900 г. проект этот был утверждён.

Центром дуги, по которой расположились форты сухопутной линии обороны крепости, был вход во внутренний рейд у оконечности так называемого Тигрового хвоста, а радиус этой дуги был около 4 км. Дуга фортовой линии огибала внутренний бассейн, минуя горный массив Ляотешань, и замыкалась 8,5-километровой приморской позицией в виде тупого входящего угла около 12°.

Кроме главной оборонительной линии, состоявшей из фортов, промежуточных укреплений, батарей и редутов, предусматривалось ещё окружение Старого города и Восточного бассейна непрерывной центральной оградой из опорных пунктов временного характера на командующих пунктах и связывавших их ломаных линий - куртин кремальерного, бастионного и полигонального начертаний - в виде вала со рвом, имеющим отвесный контрэскарп и фланковую оборону, частично открытую, а частично из фланкирующих построек.

В первую очередь планировалось возведение главной оборонительной линии. Но так как эта линия имела явные недостатки, вызванные экономическими соображениями, то во вторую очередь были предусмотрены различные передовые постройки и позиции, например на горе Дагушань и впереди северо-западного угла крепости.

На приморском фронте Величко спроектировал строительство 25 береговых батарей, которые должны были располагаться тремя группами: группа Тигрового полуострова, группа Золотой горы и Плоского мыса и группа Крестовой горы. Кроме этого, предусматривалась отдельная батарея на Перепелочной горе. На все береговые батареи было предназначено 124 орудия, в их числе пушки 10/45-дюймовые, 152/45-мм Кане, 6-дюймовые в 190 пудов, 57-мм Норденфельда и батарейные, а также 11- и 9-дюймовые мортиры.

На сухопутном фронте предполагалась постройка 8 фортов, 9 укреплений, 6 долговременных батарей и 8 редутов. Всего для вооружения долговременных сооружений и батарей Порт-Артуру планировалось иметь 542 орудия и 48 пулемётов. Постройка крепости должна была осуществляться в две очереди и закончиться к 1909 г.

В проекте комиссии не были включены в оборонительную линию высоты Сяогушань, Дагушань, Угловая и Высокая, однако по инициативе Величко предусматривалось создание там передовых опорных пунктов, вооружённых артиллерией. В своём отчёте Величко сделал совершенно правильный вывод, что при обороне Порт-Артура с суши главное внимание должно быть обращено на оборону бухты Талиенван, порта Дальний и Цзиньчжоуского перешейка. Создав там прочную оборону, можно было бы отказаться от сооружений обширной сухопутной крепости в Порт-Артуре и ограничиться постройкой лишь ряда долговременных сооружений на командных высотах. Однако эти важные выводы Величко не были учтены при просмотре проекта царём. Утверждённый им 18 января 1900 г. план крепости имел ряд существенных недостатков.

Прежде всего в основу плана была положена идея создания оборонительных сооружений в зависимости от численности гарнизона, находившегося там в мирное время. Не были учтены выгодные условия местности на дальних подступах, где имелся ряд естественных позиций, при устройстве на которых даже полевых сооружений и установке необходимого количества артиллерии можно было нанести противнику значительные потери и облегчить оборону Порт-Артура.

Создание же оборонительной линии только на ближних к городу высотах стало одной из причин недостаточно устойчивой обороны Порт-Артура. При подходе к укреплениям противник имел возможность поражать сосредоточенным огнём как тяжёлых, так и лёгких орудий важные оборонительные объекты, артиллерийские батареи крепости и корабли эскадры на внутреннем рейде. Захват хотя бы одной из командных высот оборонительной линии позволял противнику вести наблюдение и тем усилить огневое воздействие по эскадре и батареям за счёт ведения прицельного огня своей артиллерии.

Стоимость всех инженерных построек составляла 7,5 млн руб., почти столько же стоила и материальная часть, а в общем на постройку Порт-Артурской крепости требовалось 15 млн руб.

Хотя проект Величко был утверждён только в 1900 г., к работам приступили несколько раньше. Но так как денежные средства отпускались малыми порциями, работы были разделены на три очереди, с расчётом закончить постройку крепости в 1909 г. До начала русско-японской войны всего на строительство крепости было отпущено около 4250 тыс. руб., т.е. менее трети необходимого. Поэтому к 1904 г. в крепости было произведено немногим более половины всех работ. В наибольшей степени готовности находился приморский фронт: на нём успели возвести 21 батарею и 2 пороховых погреба, причём половина построек была в законченном виде. На сухопутном же фронте к началу войны был закончен лишь 1 форт - № IV, 2 укрепления (4-е и 5-е), 3 батареи (литеры А, Б и В) и 2 питательных погреба. Все остальные сооружения были либо не достроены, либо к их постройке даже не приступали. Недостроенными, но имевшими первостепенное значение при обороне крепости (так как на них велась сухопутная атака) остались форты № II и № III, а также временное 3-е укрепление.

Проектирование порт-артурских фортов велось на основании справки, выданной Азиатской частью Главного штаба, по которой у японцев предполагалось отсутствие артиллерии калибра свыше 15 см. Поэтому из экономических соображений принятые тогда Инженерным ведомством толщины бетонных сводов казематированных построек в 1,5–1,8-2,4 м были уменьшены на 0,3 м. Но из тех же экономических соображений местное порт-артурское начальство разрешило военным инженерам сократить толщину сводов ещё на 0,3 м, а местами и на 0,6 м. И в результате на важнейших укреплениях, подвергавшихся сильнейшей бомбардировке, толщина сводов в жилых казармах и на других важных объектах обороны оказалась всего 0,91 м. Были также нарекания и на качество бетона, но компетентная комиссия признала несправедливость этих нареканий. Однако, во всяком случае, 91-сантиметровые своды могли выдержать снаряды не более 15-см калибра.

Журналом комиссии по вооружению крепости за № 351 от 15 февраля 1900 г. для сухопутного фронта крепости Порт-Артур было назначено следующее артиллерийское вооружение.

Таблица 5 Вооружение, назначенное для сухопутного фронта крепости Порт-Артур
Орудия Пушки 6-дм полевые мортиры 7,62-мм пулемёты
6-дм в 190 пуд. 6-дм в 120 пуд. 42-лин. (107-мм) лёгкие на тумбах лёгкие на колёсах 57-мм капонирные
Вновь назначенное вооружение:
линии фортов 22 18 - 32 64 44 - 24
главной ограды - - 4 - 8 - - 24
резервное - - - - 24 - 12 -
Итого 22 18 4 32 96 44 12 48
В крепости Порт-Артур имелось:
орудий 24 12 24 - 68 - 12 8

Журналом Артиллерийского комитета ГАУ за № 518 от 7 октября 1902 г. было предписано использовать трофейные китайские пушки для обороны Ляодунского полуострова. «Для вооружения «позиции-заставы» на перешейке Цзинь-Чжоу и у города Дальнего назначены орудия из военной добычи, всего 59 пушек изготовления ф. Крупп». Среди них были:

1 - 24/35-см/клб с боекомплектом по 150 выстрелов;

2 - 21/35-см/клб с боекомплектом по 150 выстрелов;

3 - 15/40-см/клб патронного заряжания;

3 - 15/25-см/клб;

2 - 15-см обр. 1877 г.;

4 - 12/35-см/клб патронного заряжания;

16 - 87-мм осадных патронного заряжания;

28 - 87-мм полевых.

Несмотря на постановление Аргкома, бюрократы из ГАУ не захотели заниматься китайскими орудиями, которые до 1904 г. были довольно грозным оружием. Они составляли идиотские записки типа того, что, мол, надо по одному китайскому орудию доставить на Главный артиллерийский полигон (ГАП) под Петербург, испытать там, составить технические описания, таблицы стрельбы и т.д. и т.п. и вот тогда уже ставить на укрепления. Надо ли говорить, что доставка 8 орудий из Порт-Артура в Петербург на Охту и испытания их там затянулись бы минимум на два года и обошлись бы в десятки тысяч рублей. Гораздо проще было бы командировать специалистов ГАП в Порт-Артур и на месте провести испытания орудий. Но, увы, нашим охтенским героям лень было уезжать из столицы «к чёрту на кулички». Наконец, можно было запросить фирму Круппа, где ни одно орудие не уходило с завода без тщательных испытаний. Отношения с Германией в 1900–1903 гг. были хорошими, и ГАУ уже через неделю получило бы всю нужную информацию. В итоге китайские орудия к началу войны так и не были приведены в порядок.

Перед самым началом войны Журналом комиссии по вооружению крепостей от 12 декабря 1903 г. было определено новое «нормальное вооружение» крепости Порт-Артур.

На береговых укреплениях должны были установить: 14 - 10/45-дюймовых пушек, 12 - 9-дюймовых пушек обр. 1867 г., 20 - 152/45-мм пушек Кане, 4 - 6-дюймовые пушки в 190 пудов, 8 - батарейных пушек, 9 - лёгких пушек, 28 - 57-мм береговых пушек Норденфельда, 10 - 11-дюймовых мортир обр. 1877 г. и 27 - 9-дюймовых мортир обр. 1877 г.

На сухопутных укреплениях должно было быть установлено: тридцать девять 6-дюймовых пушек в 190 пудов, тридцать восемь 6-дюймовых пушек в 120 пудов, двадцать четыре 42-линейные пушки обр. 1877 г., четыре батарейные пушки, восемьдесят восемь 57-мм капонирных пушек Норденфельда, пятьдесят одна полевая лёгкая пушка на тумбе (для капониров) и сто шестьдесят шесть 6-дюймовых полевых мортир, двадцать 1/2-пудовых мортир, шестнадцать 7,62-мм пулемётов для капониров, тридцать два 7,62-мм противоштурмовых пулемёта (на высоких колёсных станках).

Однако вооружить Порт-Артур даже по такому табелю не удалось. Наиболее сложная ситуация сложилась с 10/45-дюймовыми орудиями, которые изготавливались только на Обуховском сталелитейном заводе. Пять первых 10-дюймовых пушек были заказаны заводу 28 октября 1896 г., причём по контракту первое орудие должно быть сдано через 12 месяцев. Однако в ГАУ после неудач с испытаниями корабельных 10/45-дюймовых пушек решили упрочить ствол и 16 марта 1898 г. выслали новый чертёж 10/45-дюймовой пушки. Таким образом, по милости ГАУ заказ находился без движения почти полтора года. В результате первая 10-дюймовая пушка была сдана заводом в мае 1899 г.

К 26 февраля 1901 г. первые три 10-дюймовые пушки были готовы, а оставшиеся две должны были быть готовы зимой 1901/02 гг. Первую пушку отправили на ГАП, а две другие летом 1902 г. погрузили на пароход «Корея», следовавший в Порт-Артур.

К концу 1902 г. завод стал сдавать по три 10-дюймовые пушки в месяц, и Порт-Артур к началу войны вполне мог получить все положенные по табелю четырнадцать 10-дюймовых пушек, если бы их не отправили в Либаву и в Кронштадт. Как уже говорилось, Либава была абсолютно ненужной крепостью, а Кронштадту никто в 1902–1904 г. и не думал угрожать, не говоря уже о том, что он и без того был слишком сильно укреплён. Для перевозки 10-дюймовых орудий можно было привлечь и другие пароходы, кроме «Кореи».

Ну, допустим, серийное производство 10-дюймовых орудий только начиналось и они были сравнительно дороги (тело одного орудия стоило 55.100 руб.), но возникает вопрос: почему Военное ведомство столь безобразно относилось к сухопутной обороне Порт-Артура?

Лёгкие полевые пушки снимали в 1901–1903 гг. с вооружения, и их было пруд пруди, но их так и не доставили в Порт-Артур. Вместо 217 лёгких пушек там их оказалось только 146! Не были доставлены в Порт-Артур даже 20 1/2-пудовых гладкоствольных мортир обр. 1838 г. А ведь сотни таких мортир хранились по крепостям и складам Европейской России. Спору нет, орудия эти древние и не очень эффективные, но другого-то наши мудрые генералы так ничего и не приняли. (Вспомним о многострадальной 34-линейной мортире!) А с учётом рельефа местности и 1/2-пудовые мортиры сыграли бы значительную роль в обороне Порт-Артура. И лишь после начала войны 1/2-пудовые мортиры начали отправлять из Европейской России в Маньчжурию. Так, в 1904 г. 25 таких мортир было отправлено из Керченской крепости на Дальний Восток.

Что же касается капонирных 7,62-мм пулемётов Максима, то к 1904 г. их не было даже в опытных образцах. Несколько опытных образцов генерала Фабрициуса и других конструкций были испытаны в 1905–1911 гг., но ни один из них не приняли на вооружение. Уму непостижима тупость русских генералов - создать пулемётный тумбовый станок для капонира под силу любому инженеру, да и чтобы сконструировать бронеколпак с пулемётом тоже не нужно иметь семи пядей во лбу.

В итоге при огромных затратах Россия получила крепость, не готовую к борьбе с противником, обладавшим современной артиллерией.

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

О короле Артуре и чудесном острове Авалон Легендарного короля Артура, правившего в Британии и издавна считавшегося символом благородного и справедливого правителя, на самом деле меньше всего волновало благосостояние своих подданных. В действительности он был

Из книги Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа автора Гарднер Лоренс

Глава двенадцатая Основные особенности преданий о короле Артуре АНФОРТ, СВ. МИХАИЛ И РЫЦАРЬ ГАЛААДФранки - сикамбры, от которых по женской линии вели свой род Меровинги, до переселения к берегам Рейна обретались в Аркадии, области Древней Греции на юге Пелопоннеса. Как

Из книги Десанты Великой Отечественной войны автора Заблотский Александр Николаевич

III Действия Керченской военно-морской базы Приказание на высадку десанта было получено командованием базы 24 декабря, высадку требовалось провести в ночь на 26 декабря. К рассвету 25 декабря суда были сосредоточены в заранее намеченных пунктах посадки Тамань и Комсомольск.

Из книги История крепостей. Эволюция долговременной фортификации [с иллюстрациями] автора Яковлев Виктор Васильевич

Из книги Немецкие субмарины под прицелом английских эсминцев. Воспоминания капитана Королевских военно-морских сил. 1941-1944 автора Макинтайр Дональд

Глава 10 АТЛАНТИЧЕСКИЕ БАЗЫ Это был один из самых длинных атлантических переходов в моей практике – 16 суток вместо обычных 10. Нас задержали северный маршрут и отвратительная погода. Поэтому я в полном смысле этого слова вздохнул с облегчением, когда «Вечерняя звезда»

Из книги 1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе автора Хазанов Дмитрий Борисович

Атаки главной военно-морской базы В начале сентября неприятель добился почти полного контроля над южным побережьем Финского залива. Как уже отмечалось, захватив 12 сентября Стрельну, немцы отрезали 8-ю армию на так называемом «ораниенбаумском пятачке». Однако

Из книги Ключи от замка Грааля автора Ллойд Скотт

Из книги Эскадренные миноносцы типа Форель (1898-1925) автора Лихачев Павел Владимирович

В ПОРТ-АРТУРЕ 5 мая 1903 года "Властный" и "Грозовой" пришли в Порт-Артур, и менее чем через месяц, 1 июня 1903 года вступили в вооруженный резерв. Организационно эсминцы типа "Форели" вошли в состав 1 - го отряда эскадренных миноносцев (13 единиц) под командованием капитана 1-го

Из книги Порт–Артур. Воспоминания участников. автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКАМ КРЕПОСТИ ПОРТ–АРТУРА И РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ Японцы соорудили братскую могилу русским героям, павшим при защите крепости Порт–Артур. Работы, начатые в августе 1907 г., двигались с поразительной быстротой, и уже 10 июня 1908 года состоялось

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4. Книга Неемии Второе восстановление-строительство Иерусалима на двадцатом году Арта-Ксеркса - это строительство Москвы в XVI веке 4.1. Строительство Иерусалима при Неемии - это возведение Московского Кремля около 1567 года В библейском каноне за первой книгой Ездры

Из книги О себе. Воспоминания, мысли и выводы. 1904-1921 автора Семенов Григорий Михайлович

Глава 11 Подготовка базы Гарнизон Даурии. Военнопленные. Капитан, принц Элькадири. Полицейская команда. Комиссар Березовский. Командировка поручика Жевченко. Офицеры дружины. Обстановка в Харбине. Расстрел Аркуса. Поездка на ст. Маньчжурия. Прапорщик Кюнст и чиновник

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Глава 2 СОЗДАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ХАНКО В марте - апреле 1939 года в Москве и Хельсинки велись переговоры между СССР и Финляндией о решении проблемы взаимной безопасности ввиду усиливавшейся напряженности политической обстановки в Европе. Среди обсуждавшихся вопросов

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Глава 10 ЭВАКУАЦИЯ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ХАНКО Когда германские войска заняли Палдиски, а корабли Балтийского флота ушли из Таллина, подвоз боеприпасов, продовольствия и горючего на Ханко прекратился. В то же время запасы базы подходили к концу. После 29 августа 1941 года,

Из книги 164 боевых дня автора Аллилуев А А

Приложение 1 КОМАНДОВАНИЕ ВОЕННО-МОРСКОЙ БАЗЫ ХАНКО Генерал-майор береговой службы Кабанов Сергей Иванович - командир базы, командующий обороной передового рубежа Краснознаменного Балтийского флота.Бригадный комиссар (позднее - дивизионный комиссар) Расскин Арсений

Из книги Падение Порт-Артура автора Широкорад Александр Борисович

Глава 12 Строительство морской базы и крепости в Порт-Артуре Ко времени захвата русскими Порт-Артур представлял собой небольшой китайский город с населением около 4 тыс. человек. Позже эти китайские кварталы получили название Старого города. Русская администрация и

Из книги Хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля [Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах] автора ал-Карахи Мухаммед Тахир

Глава о взятии крепости Гергебиль, осаде крепости Темир-хан-шура и прочем После того, как имам вернулся из этого славного похода, он оставался [дома] для того, чтобы разговелись в несколько дней шавваля. Затем выступил и остановился у крепости Гергебиль. Он сражался с теми,

Jul. 3rd, 2016 04:53 pm В продолжение темы. Моя коллекция десятидюймовок.

Подумалось, почему бы не обобщить всё, что попадалось мне по теме за последние пару лет. Хочется ещё указать, что существует такой тег: , по которму можно увидеть не только картинки, но и выписки из Артиллерийского журнала про орудие, чуть-чуть про лафеты, про Р. А. Дурляхова в связи с артсистемой и, наверняка, ещё что-нибудь стоящее. Здесь же - только фотографии. Качество разное, иногда кликабельно. Какие-то - из книжек/журналов, какие-то со стен музеев, иные - просто из тырнета. Подписи к ним - из мест происхождения. В качестве КДПВ - схемка орудия из Руководства к службе 1930 года издания, остальное - пожалте под кат.
01.


02.


Фото издавалось в 2014 г. Музеем артиллерии в альбоме фотографий ПМВ. Ориг. подпись: "Михайловская крепость в Батуме. Батарея Барцхана. Установка 10-дюймовой (254-мм) береговой пушки в присутствии Его Императорского Высочества Великого князя Георгия Михайловича. 14 февраля 1915 г." Ценна картинка тем, что запечатлён процесс монтажа системы.

02.


Картинка с тырнетов, скан с книжки, вообще много где печаталась. 10-дм. батарея форта Риф в процессе постройки: налицо бетонные основания, орудия смонтированы, бруствера, траверзов, доп.построек ещё нет. Датировка - несколько позже 1910 г.

03.


А это Порт-Артур, 15-я батарея на пять орудий, соответственно и даты очевидны. Фото с просторов интернета. Броневой щит, низкий лафет, навес над казённой частью - всё можно хорошо рассмотреть, тем и ценно.

04.


Продолжаем тему Порт-Артура. Та же 15-я батарея, та же русско-японская война. Фото уникальное - орудия развёрнуты на обратную директриссу - для защиты сухопутного фронта крепости. На переднем плане, перед десятидюймовкой виднеется 57-мм пушка Норденфельта. Фото из экспозиции соответствующего зала Артмузея, подпись под: "Бетонные казематы бат. № 15 (орудия повёрнуты назад)".

05.


Фотография из послевоенного альбома о защите Порт-Артура, соседняя с оригиналом фото04. "Батарея № 15 на Электрическом утёсе (10 дм.), успешно состязавшаяся утром 27 января с японской эскадрой".

06.


Фотография-подружка номеров 04 и 05. Очень содержательная подпись: "Батарея "Электрический утёс" № 15 на пять 10"" длинных пушек. Внизу видны кинжальная батарея № 14, большое здание артиллерийская казарма, правее её минная станция инженерного ведомства. Вблизи угла казармы здание, куда впоследствии была перенесена электроосветительная станция из здания, находящегося над ней ближе к батарее и оказавшегося непригодным для этой цели".

07.


Продолжение темы. То же место съёмки, чуть крупнее. В полный размер можно много всякого на этом мысу разглядеть. "Батарея "Электрический утёс". На море виден броненосец "Петропавловск". На самом деле - это не эскадренный броненосец "Петропавловск" (у того вентиляционная мачта между трубами была ниже труб), а однотипный с ним "Севастополь": каперанг Эссен куда-то спешит по своим делам.

08.


И ещё продолжение темы. "Наиболее мощные орудия береговой обороны: 10"" орудия батареи Электрический утёс. У броневого кожуха стоит командир батареи капитан артиллерии Жуковский". Вероятно, самая известная фотография этой батареи. Но обычно она гораздо уже, как раз настолько, чтоб отрезать доброго желателя снизу кадра. А оригинал, оказывается, вот такой. Интересно, кто это, в "пирожке"? Издана в куче книг и висит на экспозиции в Артмузее.

09.


А теперь - Кронштадтская крепость. 10-дм. батарея форта Красная Горка. Расчёт готов к стрельбе. 1914 г. Фотография из недавно выявленного в Артмузее альбома по КГ, почти полностью представленного на специально подготовленной .

10.


Отсюда и чуть дальше несколько картинок, утащенных c просторов жж. Позиция 10-дм. пушек у крепости Ковно, занятой германской армией в 1915 г. То есть орудия уже в состоянии трофеев. Всего с началом ПМВ в районе Ковенской крепости было установлено два орудия. Для утрясания вопроса установки береговых орудий на временных позициях и проведения соответствующих расчётов деревянных оснований на место выезжал член Арткома ГАУ ген.-лейт. Р. А. Дурлахер. Откуда фото сосканировано мне не ведомо. Германские офицеры позируют на орудии.

11.


Ещё одна ковенская десятидюймовка. Хорошо видны траншея в орудийный дворик, крутости укреплены деревянной одеждой, на дне - узкоколейка для подвоза снарядов и зарядов к орудию - много деталей, это хорошо.

12.


Ещё Ковно. Вид в тыл. В стенке дворика - вход в блиндаж. Сигнальная мачта (она же на фото10) опущена, у ног германцев. Видна тропинка к орудийной позиции, по поручню угадывается лесенка на насыпи, позади, как будто, беседка.

13.


Снова Ковно. Орудие с фото11. Много деталей: орудие,площадка наводчика, узкоколейка в траншее, деревянное основание. Плюс круговой погон горизонтального поворота орудия, ещё круг узкоколейки и две снарядних тележки-кокора на переднем плане.

14.

Снова Ковенская крепость, снова тот же ствол. Хоть картинка и с зюками, но хорошо видна казённая часть орудия.

15.


И снова ковенское орудие. Сканировано из книги Арвидаса Поцюнаса "Ад войны у Ковенской крепости. 1915 год" (М., 2013). С такого ракурса, с деталями изображения попадаются редко. Тут и две снарядных тележки, и лесенки все видны, и детали затвора.

16.


А теперь остров Моон, Балтийское море. Батарея на 5 десятидюймовок Моонзундской позиции МКИПВ. Фото немецкое, то есть тоже трофеи. Орудийный дворик, узкоколейка, собственно орудие.

17


Та же батарея на Мооне, та же фотосессия. Но тут орудие завалено. Подорвано? Эти фото - 16 и 17 - фигурировали как лоты на Ебее. Также были замечены в книжке Грибовского и Савина "Моонзундское сражение" (СПб., 2013).

18.


Картинка из недавней книжки по истории Обуховского завода. Подпись ошибочная.

19.


Теперь - Главный артиллерийский полигон, т.е. Ржевка. Собственно орудие, низкий лафет, щит, броненавес над казённой частью - рассматривать и рассматривать! Позади - ещё один такой же лафет, правада, кажется, пока без ствола. Отталкиваясь от статуса полигона можно предположить, что это самая первая серийная пушка. А может, конечно, и не первая.. То есть может быть это середина 1890-х, а может и 900-е. Фото из музея полигона.

20.


То же там же. Меж артиллеристов видна зарядная тележка. Тоже из музея ржевкинского.

21.


И снова Красная Горка, Кронкрепость. То есть то, что на фото09, но в процессе строительства. Перекликается с фото02, но там Риф, а тут точно КГ. И про это фото можно даже точную дату предъявить: 13 мая 1910 г. И вот почему: "К весне 1910 года на «Красную Горку» доставили восемь 10-дм пушек с форта «Тотлебен», где они оказались «лишними» в связи с «разряжением» орудий. Сразу приступили к установке орудий при помощи специальных домкратов доставленных из Петербурга. 13 мая 1910 года форт посетил Николай II. Подробно осмотрев строительство и сняв пробу обеда в столовой для рабочих, Николай II поднялся на лафет 10-дм, орудия, где и был сфотографирован. После отъезда государя на лафет этого орудия прикрепили латунную памятную доску." (цитата из кн. Ткаченко "Форт Красная Горка". СПб., 2007). Фото из недр Артмузея. Фигурировало на паре недавних выставок.

Здравствуй Танечка! Здравствуй, милая!

Ну вот и добрались мы до самого главного брэнда Порт-Артура, до Электрического утеса. Впрочем, это для нас, для русских, да для тех исключительно кто Степанова читал это супер-пупер мегабрэнд. А для китайцев, наверное, не так. Ну не так он интересен, как батарея на горе Вантай, хотя чего бы они в Порт-Артуре понимали!

254-мм морская пушка на батарее Электрического утеса

Сейчас на Электрическом утесе, а что примечательно, по-китайски он так и называется, много интересных вещей сохранилось. А так как Степанов очень много внимания уделил именно ему, то лично я как сюда попал, так просто столбняк на меня и напал. Я ведь, Танечка, сначала, днем раньше, подумал, что был на Электрическом, посещая батарею у подножия Крестовой. Но никак подножие Крестовой на утес не походило, ни на Электрический, ни на Механический. Вообще ничего из того, что утесом назвать можно было под Крестовую не подходило никак. Ты, конечно, можешь сказать, что в Тихоокеанский огненный пояс, кайнозойская складчатость и все такое, и я бы даже с тобою, Танечка, согласился, только вот не помню я чтобы были в истории движения материков за последние десять тысяч лет такие мощные подвижки.
Так что, Танечка, придя в свою гостишечку вечером, после посещения Крестовой я хорошенько изучил карту и полез на Электрический.
Не думаю, что много наших на этот утес могут попасть – путь к нему лежит через несколько воинских частей, вернее мимо их КПП, что для Китая уже является секретной зоной. Доступ на гору Золотую вообще закрыт – на ее вершине стоит какая-то связная часть и кроме того с нее естественно открывается роскошный вид на Восточный бассейн, а в нем есть сухой док и там иногда чего-то военное ремонтируют. Ну да ладно, можно же иногда чего-нибудь не увидеть. Хотя полагаю я, что задержись в Порт-Артуре еще, мне удалось бы проникнуть и на Золотую. Там, между прочим, тоже батарея стояла, и вроде бы что-то от нее сохранилось.
Так вот, Электрический утес, как я отмечал сразу, навевает воспоминания. Вот, в лощине стоит казарма, в которой жил и Борейко и Звонарев, где-то поблизости была батарейная канцелярия. На утес ведет лестница, которая вроде бы с тех времен сохранилась, но была облагорожена во время советского военного присутствия. Надо думать, что наши красные командиры про батарею читали и сохранили на ней одну 254-мм морскую пушку и 280-мм мортиру со времен Русско-Японской, хотя никакого практического значения они не имело. Наши комендоры, в нарушение условий капитуляции замки из всех орудий вынули и утопили в море. И особенное спасибо в связи со всем этим, говорю я лично не коменданту нашей базы или командиру батареи Электрического утеса, а тому неизвестному китайскому командиру, который то ли из вредности, то ли от лени своей, не позволил во время "Большого скачка", когда весь Китай "учетверял" производство чугуна и стали, сдать эти пушки в металлолом, дабы были они переплавлены в не понять чего.
Так что две эти пушки как стояли, так и радуют до сих глаз любителей военной истории своей мрачной решимостью не допустить "проклятых япошек" Во Внутренний Бассейн Порт-Артура.
На остальных орудийных фундаментах теперь стоят 130-мм морские пушки советского времени. Как обычно в казематы вход был закрыт и как всегда, я на это чихать хотел и излазил все, что только возможно было. Я даже чуть не сложил свою буйную голову, когда собрался проверить, нет ли орудий в самой горе. Их там не оказалось, а вот осыпается Электрический утес очень даже запросто.
Знаешь, Электрический утес как специально создан для того, чтобы сесть на пушку, ножки свесить и болтать ими, наблюдая, как в гавань заходят корабли, как внизу вытаскивают свой улов рыбаки, как прячется за горизонтом солнце и как на полуострове Тигровый хвост загорается и мерцает маяк.
Эх, хорошо! Пишу тебе, а Порт-Артур, чувствую, опять собирается мне присниться.


Наши артиллеристы при сдаче батареи выбросили орудийные замки в море


280-мм мортира еще одно орудие Утеса


В Советское время здесь встали 130-мм и 100-мм морские пушки

А вот капониры остались с Русско-Японской


По утрам Солнце явно на стороне японцев


И всего один фундамент без орудия, зато видна конструкция


Многократно описанные в романе Степанова казарма и плац Электрического утеса


Входной маяк на полуострове Тигровый хвост. Вот на него доступ точно и однозначно закрыт


У подножия Утеса рыбак собирает урожай со своей "фермы"


Чуть дальше в море стоит и сейнер


Порт-Артурские коты. Ни в одном другом китайском городе я не видел столько котов как здесь

5 января 1905 года (23 декабря 1904 года по старому стилю) предателем Стесселем был сдан японцам Порт-Артур (современный Люйшунькоу), героически оборонявшийся до этого 159 дней.
Ну вот и добрались мы до Электрического утеса. Пожалуй для нас, для русских, это сверх известное место. Сейчас на Электрическом утесе, а что примечательно, по-китайски он так и называется, много интересных вещей сохранилось.


Смотреть все фото в галерее


Но путь к нему лежит через несколько воинских частей, вернее мимо их КПП, что для Китая уже является секретной зоной. Доступ на гору Золотую вообще закрыт – на ее вершине стоит какая-то связная часть и кроме того с нее естественно открывается роскошный вид на Восточный бассейн, а в нем есть сухой док и там постоянно что то военное ремонтируют.


Порт-Артур является военно-морской базой и доступ иностранным туристам туда ограничен. Внутренние туристы могут осмотреть батарею № 15 на Электрическом утесе.

На батарее № 15 в переделанных двориках размещены орудия различных эпох. На переднем плане 130 мм пушки Б-13, установленная на батареи после 1945 года. На дальнем плане самые интересные орудия.


Батарея Электрический утёс № 15 на пять 10 длинных пушек. Внизу видны кинжальная батарея № 14, большое здание артиллерийская казарма, правее её минная станция инженерного ведомства.


Батарея Электрический утёс. На море виден броненосец «Петропавловск». Приблизительно на этом месте корабль и погибнет на японских минах. Есть такое слово фарватер.


Гибель броненосца «Петропавловск».






Батарея № 15 Электрический утёс крепости Порт-Артур. 10-дм. орудия обр. 1895 г. на изначальных лафетах Дурлахера, низких, с броневыми навесами, повёрнуты на обратную директрису стрельбы, то есть в сторону сухопутного фронта. Рядом с 254-мм орудиями мы видим 57-мм пристрелочную пушку.


В Советское время здесь встали 130-мм пушки.


Золотая гора и Электрический утёс, со стороны мыса Тигровый хвост.


Наиболее мощные орудия береговой обороны 10» орудия батареи Электрический утёс. У броневого кожуха стоит командир батареи капитан артиллерии Жуковский


Командир батареи № 15 капитан Жуковский со своими артиллеристами. Порт-Артур, 1904 г.


Батарея № 15 на Электрическом утёсе (10 дм.), успешно состязавшаяся утром 27 января с японской эскадрой. И в дальнейшем часто сражавшаяся со всем японским флотом.


Результаты боевой работы батареи, чей бруствер мы видим, японские брандеры на подступе к входу в гавань. В том числе и два брандера, которым не хватило буквально метров, что бы закрыть для наших кораблей выход в море.


казарма и плац Электрического утеса.







На батарее один фундамент без орудия, зато видна конструкция. Чуть дальше мы видим лестницу в дворик для 57-мм орудия, тоже пустой.


Самое ценное орудие Порт-Артура — 10″ пушка длиной ствола в 45 калибра на станке Дурляхера. Боевой путь этих орудий начался в Русско-японскую войну и закончился в Великую-Отечественную, в Кронштадте. Пушка со станком очень похожа на оригинал, либо очень хорошо сделанный макет. Станок имеет ряд несуразностей, что подразумевает позднее вмешательство в его конструкцию. Смотрится вся эта конструкция красиво, тем более, что расположена в родном дворике.




Электрический утес кажется знакомым. Вот, в лощине стоит казарма, где-то поблизости была батарейная канцелярия. На утес ведет лестница, которая с тех времен сохранилась, но была облагорожена во время советского военного присутствия. Надо думать, что наши красные командиры про батарею читали и сохранили на ней по одной 254-мм и 152-мм пушек со времен Русско-Японской, хотя никакого практического значения они не имело. Наши комендоры, в нарушение условий капитуляции замки из всех орудий вынули и утопили в море. И особенное спасибо в связи со всем этим, не коменданту нашей базы или командиру батареи Электрического утеса, а тому неизвестному китайскому командиру, который то ли из вредности, то ли от лени своей, не позволил во время «Большого скачка», когда весь Китай «учетверял» производство чугуна и стали, сдать эти пушки в металлолом, дабы были они переплавлены в не понять чего.


Предположительно, это 6-ти дюймовая пушка на станке Дурляхера в вынесенном перед бруствером батареи № 15 послевоенном дворике под Б-13. В советское время батарея была расширена. А эти две пушки радуют до сих глаз любителей военной истории своей мрачной решимостью 1904 года.

А вот капониры остались с Русско-Японской.


Рядом зенитка в родном дворике.


Но вернёмся к 254-мм пушке на батарее Электрического утеса. Которое было собрано явно после событий 1904 года.


Наши артиллеристы при сдаче батареи выбросили орудийные замки в море.


На фото видна детальная проработка лафета, его сборка с заклепками. Однако, броневой козырек расположен слишком низко и не только не позволяет привести орудие в 0, но и сделать из него выстрел. При откате орудие снесет козырек. Не виден рельсовый погон, по которому дожны бегать ролики лафета, площадка заряжания расположена слишком низко, нет торчащего спереди компрессора. Возможно орудие было собрано из оставшихся в японском музее деталей.