Каждый имеет право на индивидуальность. Я самый – самый. Право на сохранение своей индивидуальности. Каждый ребенок имеет право на жизнь! Каждый ребенок имеет право на индивидуальность! Каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую жизнь! Каждый реб


1. Каждый ребенок имеет право на жизнь Дар любви. Ребенок – это дар любви. Храни его и с ним живи В единстве и созвучье тонком. Ты отвечаешь за ребенка. За дар родившейся души, В твоих руках начавшей жить, За свет ее и за полет, За счастье, что она найдет. За веру, за ее мечту, За внутреннюю красоту, За взмах волшебного крыла, За звездные ее дела.


Почему же ты грустная? – расстроился солнечный луч. Раним весенним утром, когда все на земле еще спали, солнечный луч увидел на подоконнике крохотную прозрачную девочку. - Почему ты такая бледная? – спросил солнечный луч. - Потому что я не настоящая девочка, а мечта, – ответила малышка. - Чья мечта? – удивился солнечный лучик. Как Светик появилась на свет. - Мама и папа мечтают о дочке во сне, – объяснила девочка - Я исчезну, когда мама и папа проснуться, а я хочу быть настоящей девочкой и жить вместе с ними, – заплакала малышка. - Не плачь, – попросил солнечный луч. – Я подарю тебе жизнь. Если я отдам тебе свет и тепло, ты станешь настоящей девочкой.


Солнечный луч сверкнул и исчез, а на подоконнике лежала крохотная девочка и громко плакала: «Мама! Мама!» Родители проснулись и вскочили. Мама взяла девочку на ручки, крепко прижала к себе и воскликнула: - Я слышу, как стучит ее сердечко! - Дай и мне послушать, – попросил папа. Он нагнул голову к дочке и обрадовано сказал: - Как хорошо, что у нашей дочурки маленькое, но сильное сердечко! - Дай мне подержать мою дочурку, – попросил папа у мамы. - Только осторожнее, – ласково сказала мама и отдала дочку папе. - Не бойся, – усмехнулся папа, – у меня сильные руки. - Да, у тебя большие и сильные руки, – согласилась мама, – а у нашей дочурки крохотные ручки.


Мама наклонились над дочкой, чтобы посчитать ее пальчики. - Это самая красивая девочка в мире, - радовалась мама, глядя на голубые дочкины глазки и золотистые волосики. Вдруг к ней пришла тревожная мысль. - Чья это чудесная малышка? Как она здесь появилась? - Может, аист ее принес? – задумчиво произнес папа. - Не говори глупостей, мы живем в большом городе, здесь все аисты давным-давно исчезли, - объяснила мама. - Неважно, откуда появилась эта малышка, главное - это новая жизнь. Каждый ребенок имеет право на жизнь, - торжественно произнес папа, и мама с ним согласилась.




2. Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилию, гражданство) Как Светик получила свою фамилию и имя. Родители долго любовались дочкой, наконец, мама сказала: - Пора дочурку купать и кормить. - Да, надо нам о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа. - Ребенок не может быть ничьим, - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а рот и нос похожи на твои. - У нее пушистые, золотистые кудряшки, а у нас с тобой темные волосы, - задумчиво произнес папа. - Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь!? Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал: - Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребенок имеет право на семью, имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Предлагаю назвать дочку Александра, что значит – защитница людей. Она будет нас защищать.


Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назвать Любушка, чтоб в ее жизни всегда была любовь, - предложила мама. В это мгновение, солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи. - Я поняла! - воскликнула мама. - Нам дочурку солнышко послало. Назовем ее Светик. Светочка Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится. - Здравствуй, Светик, с Днем рождения тебя, – обрадовался папа и погладил дочку по головке.


Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия? Как тебя ласково называют в семье? Как бы ты назвал своих будущих детей – мальчика или девочку, и почему? Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами. Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь. Придумай ласковые имена для мамы, папы. Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.


3. Каждый ребенок имеет право на дом и семью Как Светик нашла котенка Рыжика Прошло время. Светик научилась бегать по травке, играть в песочек, качаться на качелях и еще тысяче других вещей. Самое главное, она научилась говорить так, что теперь ее понимали все люди, а не только солнышко. Мама каждый день гуляла в парке с дочкой. Однажды они слышали, как в кустах кто-то без остановки пищит: «мяу- мяу-мяу».


Светик тут же залезла в кусты и вытащила мокрого рыжего котенка. - Не трогай его, дочка, у бродячих котят бывают разные болезни, - попросила мама. - Мама, ему нужен дом, - умоляюще сказала Светик. - Ему плохо одному, без мамы и папы. В этот момент солнечные лучи коснулись шерстки котенка, и она распушилась и засверкала, словно темное золото. - Солнышко поцеловало моего котенка. Оно поцеловало Рыжика! – радостно закричала девочка.


Просто золотой. Он называет меня мамой. - Замечательно! Солнышко подарило нам тебя, а тебе оно подарило котенка. Вот какие чудесные подарки умеет делать солнышко, чтобы каждый ребенок имел дом и семью, - сделал вывод папа, и мама не нашла, что возразить.




4. Каждый ребенок имеет право на достойную, счастливую жизнь. Как Светик росла. С появлением дочурки дни мамы и папы наполнились хлопотами. Однажды ночью у девочки что-то болело, и она горько плакала. Родители по очереди носили ее на руках и пели колыбельные песенки. Светик затихала, но стоило ее положить в кроватку, как плач начинался снова. Рано утром измученная мама снова положила дочку в кроватку. Светик хотела заплакать, но в этот момент первый солнечный луч скользнул по лицу девочки и разгладил наморщенный лобик. За первым лучом прилетел второй, третий, четвертый. Маленькие розовые ручки потянулись к ярким лучам. Мама с изумлением смотрела, как дочка сжала ручки в кулачки, и они изнутри засветились, словно там спрятались солнечные зайчики. Потом кулачки разжались, солнечные зайчики выпрыгнули на стенку, и девочка звонко засмеялась.


Тогда мама поставила кроватку дочки возле окошка. Светик лежала в кроватке и смотрела на небо, ждала, скоро ли придет солнышко. Стоило солнечному лучу коснуться ее, щечки девочки розовели, и она смеялась: - Здравствуй солнышко, хорошо, что ты пришло. - Мой свет долго не мог пройти сквозь серые тучи над городом, - объясняло солнышко. - Только самые горячие и острые лучи сделали, наконец, в тучах дырку, чтоб навестить тебя. - Почему в небе так много серых туч? – спрашивала девочка. - В этом городе слишком много заводов, а от них в небо поднимается серая пелена, - объясняло солнышко. - Что такое заводы? Почему они мешают? – интересовалась Светик. - Давай лучше играть, - предлагало солнышко вместо ответа и бросало Светику охапку солнечных зайчиков. Конечно, никто из взрослых не понимал беседу девочки и солнышка, но мама однажды сказала папе: - Знаешь, наша дочка как будто разговаривает с солнышком. Когда оно освещает Светика, она гукает, смеется и машет ручками. - Ничего удивительного, нам же ее солнце подарило, - ответил папа.


Прошел год, и Светик поднялась на ножки. Она смешно шагала, держась за маму, но никак не могла сама сделать первый шаг. Однажды Светик сидела на ковре и играла. Вдруг солнечный луч проскользнул в комнату и дотянулся до малышки. Светик ухватилась за него ручкой, поднялась и пошла, держась за светлую струночку, пронзившую воздух комнаты. - Представляешь, она сделала сама целых пять шагов. Ей солнечный луч помог, - с гордостью рассказала мама папе вечером. - Нам же ее солнышко подарило. Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь, и солнышко старается, чтобы жизнь нашей дочки была счастливой, - серьезно заявил папа.


Используемые материалы: Сказки. Сказки Конвенция о правах ребенка. Конституция Р.Ф.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей-ную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со сто-роны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.

Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим индивидом, свободна от внешне-го воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера индивида, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные заня-тия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.

Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимуще-ственные отношения, существующие в семье и другие сведения. Со-держание права на личную и семейную тайну составляют правомочия члена семьи требовать неразглашения соответствующих сведений и правомочия распоряжаться соответствующей информацией по свое-му усмотрению либо с согласия других членов семьи.

В процессе жизни человека различные люди на законных осно-ваниях получают информацию об определенны сторонах его частной жизни. Среди них врачи, адвокаты, нотариусы, работники правоохра-нительных органов, священнослужители и т.д. На основании этого в законодательстве закреплены различные требования к сохранению в тайне информации о частной жизни граждан. Так, врачебную тайну составляет информация о факте обращения граждан за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении. Но-тариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности. При рассмотрении определенных категорий гражданских дел их разбира-тельство также может носить закрытый характер, в частности, по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, а также по ходатайству лица в целях сохранения охраняемой законом тайны, неприкосновенности частной жизни (статья 10 Гражданского процессуального кодекса Рос-сийской Федерации).

В статье 24 Конституции России в развитие данного права закрепле-но, что сбор, хранение, использование и распространение информа-ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональ-ных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использова-ние, распространение, может осуществляться только с согласия субъек-та персональных данных (статья 6). При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.

В случае наличия данных о частной жизни лица, а также иной ин-формации, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, у органов государственной власти и местного самоуправления, их долж-ностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомле-ния с соответствующими документами и материалами, если иное не предусмотрено законом.

Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ-ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас-пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич-ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго-ловного кодекса Российской Федерации).

Защита чести и доброго имени гражданина осуществляется по-средством требования в судебном порядке опровержения порочащих его честь и достоинство сведений. Граждане также обладают правом требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащих их честь и достоинство сведений (ста-тья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Основные законодательные акты:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации; Уголовный кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»;
  • Основы законодательства Российской Федерации о нотариате;
  • Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О персональных данных».

1. Из истории о естественных правах человека

Естественные права человека - вопрос не новый для истории ци­вилизации. Более того, проблема естественных прав (естественное право) возникла задолго до появления государственной организа­ции общества.

И, несомненно, она переживает историю государст­ва. Во всяком случае, историю классовой трактовки государства естественное право пережило.

О естественном праве как совокупности естественных прав че­ловека говорили еще в Древней Элладе. Естественно-правовые взгляды нашли свое развитие в учениях софистов, Сократа, Плато­на, Аристотеля, римских мыслителей и юристов, среди которых вы­делялся Цицерон. Заметим, что уже Цицерон апеллировал к законам природы, ее разуму и справедливости, которая воздает каждому
свое. Критерием справедливости писанных законов он рассматри­вал их соответствие естественному праву.

Учение о естественных правах имеет длительную историю сво­его развития. Она свидетельствует о периодах взлета и падения этой доктрины. Установлена закономерность, которая состоит в том, что интерес к естественным правам человека всегда возникал на пере­ломных этапах развития человеческого общества.

Как закономерный результат возрождения естественно-правовых взглядов в Европе после крушения тоталитарной системы и соот­ветствующего мышления следует рассматривать принятие 10 де­кабря 1948 г. генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей Декларации прав человека. Сюда же следует отнести и Парижскую Хартию для новой Европы от 21 ноября 1990 г. В этих важнейших для человече­ства документах говорится о том, что пренебрежение и презрение к правам человека ведут к варварским актам; естественные права че­ловека и основные свободы с рождения принадлежат всем людям, они неотъемлемы и должны быть гарантированы законом; их со­блюдение и полное осуществление - основа свободы, справедливо­сти и мира.

2, Духовность и естественные права человека

Несмотря на солидный возраст проблемы, она до сих пор остает­ся непознанной. Уровень ее познания зависит от степени подготов­ленности человека к ее восприятию. Как говорится, человек видит вокруг себя прекрасное ровно настолько, насколько он способен к восприятию прекрасного. Нужно определенно сказать, что к пони­манию и осмыслению ряда аспектов этой проблемы сегодня мы не готовы. Среди них вопрос об источниках естественных прав. В на­шей науке этот вопрос вообще не поднимается. В самом деле, кто наделяет человека естественными правами? Можно определенно лишь ответить, что государство ни в коей мере не является творцом этих прав. Было бы великим заблуждением думать иначе.

Длительное время наше правосознание было деформировано, и мы действительно «онаучивали» такие расхожие понятия как «го­сударство», «партия», «родное правительство». Между тем естественные права неотчуждаемы от человека, они его суть. Само слово «человек» гордо не звучит. Это слово приобретает смысл, если его носитель в полной мере осознает и обладает естественными правами.

Говоря об источниках прав человека, русские юристы обраща­лись к Творцу. И этот вопрос более чем серьезный. В основе естест­венных прав лежит нравственность, духовность. При этом духов­ность вовсе не сводится к так называемой «сознательности».

Тота­литарное государство развило патерналистически-инфантильный тип сознания. Вся идеология покоилась всецело на признании при­мата общественных форм, что противоречит естеству человеческого духа.

Кризис политический повлек за собой и кризис духовный (более правильно считать наоборот!). Правовая и общая культура личности сейчас находится в полной запущенности. У нее отсутствуют те аб­солютные нормы и ценности, которые для этой культуры необхо­димы. В сознании многих людей смешались такие понятия, как «добро» и «зло», «правомерность» и «законность», обесценены та­кие понятия, как «милосердие», «благожелательность», «правда», «порядочность» и т. д.

В принципе все подлежит переосмыслению. Возможно, мы явля­емся свидетелями процесса смены мировоззренческой парадигмы, лежащей в основе всей современной культуры и самого образа жиз­ни.

Под духовностью следует понимать не просто нравственное по­ведение человека, но и осознание его принадлежности и причастно­сти ко всему Храму мироздания. Вот почему признание естествен­ных прав человека невозможно без признания его естественных обязанностей. В научной литературе вопрос о естественных обязан­ностях человека, к сожалению, ие привлекает пока необходимого внимания.

5. Право на индивидуальность - основа духовности

Человек познает принадлежащие ему с рождения права и обя­занности. И чем более высока ступень цивилизации, тем глубже и шире познание этих прав и обязанностей. Полнота закрепления ес­тественных прав и обязанностей в законодательстве, Конституции характеризует уровень цивилизованности государства, его правовой характер.

До недавнего времени мы понятия не имели о том, что сущест­вует право на личную жизнь, право на свободу убеждений и их рас­пространение, и при этом считали, что строим «высший историче­ский тип государства». До сих пор у нас не гарантированы до конца такие права, как право на вознаграждение за труд, обеспечивающее
достойное человека существование, право на собственность, право на общественный порядок. Мы до сих пор имеем слабое представ­ление о таких естественных правах человека, как право на частную жизнь, свобода брачного выбора, право на индивидуальность. Эти моменты характеризуют сравнительно низкий уровень правосозна­ния нашего общества.

Между тем одной из предпосылок творческой демократии, по словам известного русского юриста И. А. Ильина, является высокий уровень правосознания.

Его основой является личность с духовным достоинством и пра­вами. Если в народе нет здравого правосознания, то демократиче­ский строй превращается в решето злоупотреблений и преступле­ний. Люди, лишенные духовного достоинства и естественных чело­веческих прав становятся рабами, хотя из истории период рабства давно миновал. Духовное рабство гораздо опаснее. Духовные рабы, по словам Аристотеля, достаточно причастны уму, чтобы понимать чужие мысли, но недостаточно, чтобы иметь свои. В этих условиях очень легко зарождаются новые классы, новые слои, новые нацио­нальности, не имеющие своей истории и культуры, которую они презирают. Новые диктаторы и лица причастные к власти принад­лежат к полу интеллигенции. Они не имеют представления о право­сознании, нравственности, религии. Сложность и утонченность ми­ра неведома им. «Совесть» и «честь» для них понятия относитель­ные. Не удивительно, что в таких условиях формируется и расцве­тает полунаука, перед которой преклоняются с суеверием.

Именно в такой среде созрела «химера всеобщего равенства и предрассудок всеобщей свободы». Идея справедливости была под­менена всеобщим уравнением. Эта мысль задолго до Маркса была высказана Стенькой Разиным: «Чтобы всяк всякому был равен». По словам Ф. Достоевского «рабы должны быть равны... Не надо обра­зования, довольно науки! Жажда образования есть уже жажда ари­стократическая». Свобода от науки, свобода безбожия, свобода от правосознания - вот те постулаты, на которых основывается любой тоталитарный режим.

4. Право на индивидуальность - право на неравенство

Сегодня мы являемся очевидцами крушения старых мифов о че­ловеке и праве. Все более очевидной становится мысль о том, что основные законы социального развития нами не познаны. Человек, утративший чувство реальности, единственно достоверной реально­
стью самоуверенно признал самого себя. В соответствии с этим он пожелал не обрести смысл жизни, а сконструировать его.

Все те закономерности, которые нас окружают и влияют на по­ведение, не связанные с нашим сознанием, отвергались. А те инди­видуальности, которые смели лишь догадываться о существовании этих закономерностей, изгонялись и уничтожались. Само понятие «право на индивидуальность» было под запретом, ибо оно букваль­но означает «право на неравенство».

Как же это увязать с известной преамбулой французской консти­туции 1958 г., в которой провозглашены принципы всеобщей сво­боды, равенства и братства? Обратимся к весьма своеобразному от­вету на этот вопрос известного профессора права Парижского уни­верситета Ф. Люшера, который участвовал в выработке проекта Конституции 1958 г., в течение 9 лет был членом Конституционно­го совета Франции и ректором университета в Сорбонне.

«О, Равенство! - писал он. - Сколько же различий требуется учи­тывать во имя твоего торжества! Действительно, применение прин­ципа равенства ведет лишь к подчеркиванию существования основ­ного права: права на индивидуальность» \\

Таким образом, несмотря на провозглашение в Конституции идей свободы, равенства и братства, право на йндивидуальность рассматривается Ф. Люшером как основное право человека. Само по себе равенство не является естественным. Более того, его_ навя­зывание означало бы объявление войны самой человеческой приро­де и, следовательно, вызов свободам. В этом смысле равенство и свобода несовместимы. Поэтому, как это ни парадоксально, в самой преамбуле французской конституции заложено противоречие. И это, на мой взгляд, не прихоть законодателя, а констатация вечного противоречия между формальным равенством и действительным неравенством. Строгое соблюдение формального равенства может привести к усугублению действительного неравенства, полное же искоренение неравенства означает, по словам Люшера, восстание против человеческой природы.

5. Индивидуальность как антипод одинаковости

В этом смысле каждый человек индивидуален: со своими, при­сущими только ему интересами, потребностями, желаниями. Ут­верждение о том, что «незаменимых людей нет» могло появиться

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 229.

лишь в условиях всеобщей идиотизации общества. Именно к такому состоянию общества приводит идея всеобщей уравнительности (этому состоянию созвучен проект Козьмы Пруткова «О введении единомыслия в России»).

Всеобщая уравнительность опасна своим конформизмом. Девиз «все как у людей» становится путеводной звездой социальной оди­наковости, стимулом жизни обывателей. Эта одинаковость стано­вится не только образом мышления, но и моды, увлечений, стилем всей жизни.

Такое общество отталкивает умных людей своим принципом равноправия, т. е. равенством притязаний при неравенстве способ­ностей, а следовательно, и заслуг. Это общество готово принять любые достоинства, кроме умственных; эти последние - контра­банда, или как выражались наши недавние «кумиры» - «идеи, кото­рые нам постоянно подкидывают со стороны».

Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр писал, что «общество возлагает на нас обязанность бесконечного терпения к глупости, извращенности и безумию; напротив, личные достоинст­ва должны вымаливать себе пощаду или же прятаться, ибо умст­венное превосходство оскорбительно уже в силу своего существо­вания... Поэтому умные речи и замечания имеют смысл лишь в ум­ном обществе; в обычном же их прямо-таки ненавидят: чтобы по­нравиться в таком обществе, надо быть пошлым и ограниченным нужно сравняться с другими» .

Внутренняя пустота и отвращение к самим себе гонят нас в такое общество. Беспросветное однообразие собственной личности невы­носимо.

Известно, что несчастья легче переносятся сообща; к несчастьям же люди причисляют и скуку, а потому они и сходятся, чтобы ску­чать вместе. В определенной мере Шопенгауэр был прав, когда го­ворил, что общительность людей не есть прирожденный инстинкт, она покоится не на любви к обществу, а на страхе перед одиночест­вом. Одиночество, утверждал он, удел всех выдающихся умов.

Живя же в обществе, не следует отворачиваться от той или иной индивидуальности, раз она определена и дана природой, какой бы великой, дурной или смешной она ни была. Никто не может изме­нить своей индивидуальности - своего характера, ума, темперамен­
та, внешнего облика. Живя с людьми, необходимо признавать каж­дого, считаться с его индивидуальностью, какова бы она ни была.

Таким образом, индивидуальность - это антипод одинаковости, которая неестественна для всего живого и тем более для человека. В условиях одинаковости может быть воспитан лишь духовный раб. Естественным правом человека является его право на индивидуаль­ность,

Еще по теме Право на индивидуальность:

  1. Проверка правоспособности индивидуального предпринимателя и дееспособности физического лица
  2. §1 Понятие и основные виды правоприменительной техники
  3. § 1. Осуществление интеллектуальных прав на производные объекты
  4. § 1. Юридическая техника правотворчества: определение институционально-правового статуса и элементный состав
  5. § 1. Общая характеристика механизма правового регулирования общественных отношений
  6. § 2.3. Основные формы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина
  7. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства
  8. Функции системосохраняющего механизма в российском уголовном праве
  9. §1. Основания внедрения антимонопольного регулирования в частноправовую сферу хозяйствующих субъектов.
  10. § 3. Структура теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта
  11. § 2. Эволюция содержания теоретической модели взаимосвязи нормы права, правоотношения и юридического факта

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право -

Воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 37 "Мастерок" города Абакана",
город Абакан, Республика Хакасия

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация, Труд.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цели деятельности педагога: подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка; дать представление о том, что все люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть; закрепить уже знакомые права ребенка; познакомить с новым правом – право на индивидуальность.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога, участвует в разговоре со сказочным персонажем, проявляет интерес к различным видам игр, активен при украшении индивидуальной именной карточке.

Материалы и оборудование: демонстрационные карточки с изображением различных ситуаций общения и правил поведения; символ изучаемого права, кукла Карлсон; аудиозапись песни В.Шаинского «Песенка друзей»; конфеты, цветные карандаши, фломастеры, рабочая тетрадь «Мои права», зеркало.

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает детям всем вместе посмотреть в большое зеркало.
- Кого мы там увидим? Зеркало отражает каждого из нас. (Я вижу себя, друга, воспитателя, и т.д.)
- Согласитесь со мной, что каждый привлекателен по-своему.

2. Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель описывает несколько детей, дети должны узнать, о ком говорит воспитатель.
- Я вижу хрупкую, как мотылек, красивую девочку с карими глазами. Ее темные, волнистые волосы держит красивая заколка. Эта девочка очень добрая, отзывчивая, всегда вежливая в общении со своими друзьями и взрослыми. (Это Катя)
- Катюша, ты узнала себя? (Да, я узнала себя)
- Оставайся всегда такой же доброй.
-Я вижу сильного мальчика. Он добрый, послушный, не обижает наших красивых девочек. Он такой скромный, что его почти не слышно. (Это Артём)
- А ты узнал себя? (Да, я узнал себя)
Воспитатель отмечает индивидуальные качества детей.
- Каждый из вас единственный и неповторимый.
Дети садятся полукругом, чтобы видеть друг друга.
- Подумайте, что в вас особенного, непохожего на других ребят. (Разный цвет волос, глаз, разные по росту, по характеру, мы все разные, похожие на родителей своих и т.д.).
- Еще есть такие как вы? (Нет)
- Нет такого Вани, нет такой Ирины.
Других таких детей не было, и нет на всей Земле.
Все люди разные.
- А что вы знаете о близнецах? (Они очень похожи друг на друга, одинаковые и их очень трудно отличить.)
- Верно, сходства есть, но только внешние, а внутри – по характеру они отличаются. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что все люди разные? (Это хорошо, потому что бывают люди добрые, веселые, злые. Если бы были все одинаковые, было бы не интересно, скучно.)
- Каждый из вас индивидуален, не похож на других, поэтому нам интересно жить и нескучно общаться.

3. Право на индивидуальность.

В конвенции о правах ребенка казано, что каждый ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, то есть оставаться таким, какой он есть.
«Рассматривают символ права»
- Буква «Я» говорит о том, что каждый ребенок имеет право на индивидуальность.

4. Игра - упражнение

Дети начинают игру словами – Я похож на тебя, но отличаюсь … и т.д.
- У нас много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Каждый из нас интересен по – своему.
Сюрпризный момент
Воспитатель подходит к окну.
- Ой, кто это? (кукла Карлсон)
Карлсон: Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
- Да – да, пожалуйста. А что, трудно вот так летать?
Карлсон: Мне – нисколечко! Потому что я - лучший в мире летун!
- А мы знаем, почему ты умеешь лететь, и ребята знают.
Карлсон: Я красивый, умный, и в меру упитанный мужчина, в самом расцвете сил.
- Дети, есть еще один в мире такой сказочный герой как Я?

Дети: -Нет. Ты особенный, и единственный в мире.
Карлсон: Ой, как много вас здесь.
Вы все одинаковые, похожие друг на друга.
Вы что, все братики и сестренки?
Почему вас воспитатели не путают?

Ты приглядись, Карлсон, повнимательнее, познакомься с ребятами поближе, тогда ты увидишь, что каждый ребенок индивидуален по-своему, особенный, неповторимый, отличается от других.
Карлсон: Как тебя зовут Малыш? (Подходит ко всем детям, спрашивает имена, говорит им приятные слова). Какие у вас красивые имена.
Воспитатель: - В народе говорят, что не имя красит человека, а человек имя. Наши ребята дружные, добрые, они делают много добрых, полезных дел. А когда вырастут, обязательно прославят свое имя и фамилию большими добрыми делами.
Карлсон: Как хорошо здесь у вас, весело, я вижу у вас здесь порядок, давайте устроим тарарам.
Воспитатель: - Карлсон, мы знаем, что ты любишь проказничать, но тарарам устраивать не хотим. Уважай, пожалуйста труд наших ребят, лучше поиграй с нами в игру.
Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
Дети договариваются, что будут делать. Жестами и мимикой показывают – ребенок должен узнать, чем они занимались.
Карлсон: С вами так весело и хорошо играть, даже не хочется больше устраивать тарарам.
Воспитатель: - Конечно, хорошо играть, ведь все дети имеют право на что? (дети отвечают на игру)
- А какие права мы ребята с вами уже знаем? Расскажем Карлсону.
(Право на еду, ученье, леченье, отдых, игру, чтение книг, счастье ходить в детский сад)
Карлсон: Теперь я понял, что мир разнообразен, а человек индивидуален.
Я хочу все рассказать своему другу Малышу.
Вот только я вас всех еще не запомнил. Расскажите мне о себе, отвечая на мои вопросы:

Что ты любишь больше всего делать?
- Чем любишь заниматься?
- Что тебе нравиться?
- Ты любишь носить украшения?
- А какой цвет тебе нравится?

Продуктивная деятельность «Украшение карточки»
- Ребята, чтобы Карлсон нас всех лучше запомнил. Подарим ему свои именные карточки. Тогда он нас не перепутает.
(Дети украшают именные карточки и дарят Карлсону.)
- А еще Карлсон расскажи своему другу Малышу, что у него тоже есть права, как и у всех детей. И чтобы ты ничего не перепутал, дети тебе помогут.
Рассказы детей о правах по иллюстрациям.
- А еще дети знают стихи.

1 ребенок: Ребенок должен быть красивым.
Веселым, сильным, и счастливым.
Потому хочу сказать
Ребенок должен отдыхать.

2 ребенок: Сначала в детсаде, а после и в школе
Все дети обучаются
Это право на ученье у нас называется

3 ребенок: Хоть и маленькая я
У меня есть все права
Права не простые,
Гражданки России!

4 ребенок: Ой, родители, простите,
Я бываю не права
Но физическую силу
Применять ко мне нельзя!

5 ребенок: Мамы, папы, всей страны
Это знать давно должны.
Есть права у их детишек
Например на чтенье книжек.

6 ребенок: Так же на заботу, ласку
И на жизнь, как будто в сказке,
Еще право быть счастливым
В нашем самом лучшем мире.

5. Рефлексия.

С каким правом мы сегодня познакомились?
- Для кого мы сегодня украшали карточки, зачем и для чего?

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО

НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

(Фамилию, имя, гражданство)

Дать малышу имя, фамилию и Родину - значит, озаглавить его роль и судьбу на земле. Имя ребенка - это самый первый ответ на самый первый вопрос малыша: «Кто я?» Имя позволит малышу осознать свою личность.

САМОЕ ЛУЧШЕЕ ИМЯ

Каждая семья должна

Выбрать крохам имена

Среди сотен самых разных,

Удивительных, прекрасных.

Головы одни ломают,

А другие называют,

Без раздумий, в тот же миг,

Малыша услышав крик.

В каждом имени есть свет,

В каждом - солнышка привет.

С милым, нежным малышом

Свет любви приходит в дом.

Саши, Игорьки, Иваны,

Ксюши, Кати и Татьяны

Взрослым дарят море света,

Этим светом все согрето.


Родители долго любовались дочкой, и, наконец, мама сказала:

Надо дочурку выкупать и накормить.

Да, будем о ней заботиться, раз эта девочка ничья, - согласился папа.

Как ничья? - рассердилась мама, прижимая малышку к себе. - Это наша дочурка. Посмотри, у нее глазки, как у меня, а носик похож на твой.

У нее пушистые золотистые кудряшки, а у нас тобой темные волосы, - произнес папа.

Это ничего не значит. Она наша, как ты не понимаешь?!

Папа ласково обнял маму с дочкой и мягко сказал:

Не волнуйся, я все понимаю. Каждый ребенок и меет право на имя и фамилию. Девочка будет носить нашу фамилию. Давай дадим ей имя и отпразднуем ее рождение! Я предлагаю назвать дочку Александрой, что значит - защитница людей. Она будет нас защищать.


Нет, защищать нас будешь ты, а доченьку лучше назовем Любушкой, чтобы в ее жизни всегда была любовь, - ласково сказала мама.

В это мгновение солнышко поднялось повыше, и целый сноп солнечных лучей влетел в комнату. Лучи окутали малышку. Ее золотистые волосы, розовая кожица, голубые глазки наполнились нежным свечением и теплотой. Маленький смешной ротик заулыбался, а крохотные пальчики попытались ухватиться за солнечные лучи.

Я поняла! - воскликнула мама.- Нам дочурку солнышко послало.

Назовем ее Светик, Светочка, Светлая. Ей очень подходит это имя. Посмотри, как она светится.

Здравствуй, Светик, с Днем рождения, голубоглазка, - обрадовался папа и погладил дочку по головке.

Когда малышку выкупали и накормили теплым молочком, она уснула.

Мама с папой положили Светика на диван и побежали в магазин за новой кроваткой, коляской и всем необходимым для дочки.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image001_164.gif" alt="*" width="19" height="19 src="> Попроси маму написать твое имя большими печатными буквами. Нарисуй возле каждой буквы все, что ты любишь.

Придумай ласковые имена для себя, мамы, папы. Попроси родителей отгадать, почему ты их так назвал.

Как ты думаешь, почему у каждого ребенка обязательно должны быть имя и фамилия?

Расспроси у своих родителей, почему они дали тебе такое имя.

Как тебя ласково называют в семье?

Что ты чувствуешь, когда родители называют тебя ласковыми именами?

Как бы ты назвал своих будущих детей - мальчика или девочку, и почему?

Что приходит с малышом в каждый дом?


Солнечный луч заглянул в комнату и устроился прямо на розовой щечке спящей малышки. Девочка чихнула и открыла голубые глазки.


Здравствуй, сестричка, - заискрился лучик.

Здравствуй, ты откуда прилетел? - улыбнулась малышка.

Забыла? Я подарил тебе утром искорку, и ты превратилась из мечты в настоящую девочку.

Да, меня зовут Светик, потому что ты подарил не свой свет, - вспомнила малютка.

А меня зовут Искорка. Давай с тобой дружить? - предложил лучик.

Зато я могу летать. Я буду рассказывать тебе все, что увижу.

Хорошо, - снова заулыбалась малютка.

А почему ты светишь?

У каждого солнечного луча есть искорка света. Поэтому мы все такие светлые, - просиял в ответ лучик и рассказал Светику одну историю: «Как-то раз я увидел в саду маленькую девочку. Я превратился в солнечного зайчика и прыгнул на скамейку рядом с ней, но девочка не пошевельнулась. Я поскакал от нее по дорожке, но она даже не посмотрела в мою сторону. Изо всех сил я старался привлечь внимание девочки, но она не реагировала на меня. Я устал и присел отдохнуть на ладошке у девочки. Вдруг она улыбнулась, погладила меня другой ладошкой и сказала:

Здравствуй, солнышко, спасибо, что пришло. Я не могу увидеть тебя, но я всегда чувствую твое тепло и свет.

Так я понял, что девочка ничего не видит. Я очень жалел малышку и прилетал к ней в сад при любой возможности. Она всегда была одна и часто грустила. Но, когда я прилетал и весело прыгал по ее ладошкам, щечкам и плечам, девочка улыбалась. Однажды малышка сказала мне: «Как я мечтаю увидеть хотя бы искорку света!» Меня словно молния пронзила мысль: «Я же могу подарить ей свою искорку».

Я собрался с духом и влетел прямо в серые глазки девочки, осветив их изнутри.

Ой, что-то сверкнуло! Мама, мама, свет! - услышал я крик малышки и потерял сознание.

Очнулся я от того, что солнышко гладит меня и говорит:

Мой храбрый лучик. Молодец, я дарю тебе другую искорку за то, что ты не побоялся отдать свое сокровище девочке. С сегодняшнего дня тебя будут звать Искоркой. Так я получил имя и научился отдавать свет».

Конечно, мне бывает страшно. Каждый раз, отдавая свой свет, я исчезаю. Но солнышко дарит мне новую искорку, и я появляюсь опять. Так случилось и сегодня. А теперь прощай, сестричка, солнышко зовет меня, - закончил свой рассказ солнечный лучик.

Прощай, братик, - улыбнулась Светик.

В это мгновение вошли родители, и папа обрадованно сказал:

Смотри, наша дочурка не спит, но не плачет, а улыбается.

Она вся светится, словно маленькое солнышко, - с нежностью произнесла мама.

https://pandia.ru/text/80/147/images/image001_164.gif" alt="*" width="17" height="17 src="> Что общего между лучиками и детьми?

https://pandia.ru/text/80/147/images/image001_164.gif" alt="*" width="17" height="17 src="> Какие болезни может прогнать солнечная искорка?

https://pandia.ru/text/80/147/images/image006_31.jpg" alt="http://www.dobrieskazki.ru/dobroe/svetik_draw.jpg" width="154" height="80">

https://pandia.ru/text/80/147/images/image007_26.jpg" alt="http://www.dobrieskazki.ru/dobroe/svetik_game.jpg" width="149" height="77">

Попросите ребенка сделать с закрытыми глазками несколько дел: что-либо надеть на себя; найти одну игрушку из нескольких на столе; съесть несколько ложек каши и т. д. Обсудите с ребенком, что дарит человеку умение видеть свет.