Библейская концепция. Не нарушить я пришел закон, но исполнить Я пришел не отменить закон исполнить
Моему доброму другу Антону Воеводину
с благодарностью за многие интересные идеи
посвящается.
Был небольшой перерыв между сменами, и Падре, припарковав машину невдалеке от бюро, в тени развесистых кустов, на бесплатной стоянке, опустил оба окна, чтобы был небольшой сквознячок в машине, прикрыл глаза. Надо было немного отдохнуть, ибо предстояла вскорости вторая смена. Весь медицинский персонал в больницах, домах престарелых и амбулантных службах патронажного ухода по закону должен дежурить минимум одни выходные в месяц. Падре это правило тоже касалось, и он наравне со своими коллегами-медиками также дежурил: в выходные делали двойную смену - утреннюю и послеобеденную до вечера с несколькими часами перерыва между ними. Кто-то из коллег ездил на перерыв домой. Падре жил в другом городе и потому предпочитал оставаться на перерыве в пределах досягаемости бюро, отдаваясь во время перерыва размышлениям или исследованиям в рамках интересующих его тем, для чего возил в багажнике необходимую литературу. На этот раз он захотел просто посидеть в спокойствии, а может, если удастся, и немного вздремнуть.
Купив на ближайшей заправке стаканчик кофе, Падре решил насладиться им в тени на стоянке, слушая весенний щебет птиц. Была вторая половина апреля, но вот уже неделю стояла почти июльская жара. Вся природа расцвела в одночасье, и самым прекрасным был птичий щебет, который начинался еще до рассвета и продолжался до глубокого вечера, несмотря на интенсивный ритм городской жизни. Это было прекрасное сочетание звуков проезжающих невдалеке машин, голосов детей, шедших с родителями на прогулку в парковую зону, и щебета птиц. Под эти звуки Падре погрузился в дрему...
Внезапно он огляделся и увидел, что сидит в тени беседки в небольшом скверике на территории своей бывшей епархии. А напротив него сидит в плетеном кресле его бывший Архиепископ и внимательно смотрит на него, ожидая откровенного разговора. Падре показалось, что это должно быть продолжение беседы, прерванной когда-то давно, более двух десятилетий назад, но так и не законченной. Что-то помешало им обоим тогда найти взаимопонимание и правильный, доверительный тон.
Однако тут же он увидел, что за столиком сидели еще трое мужей ученого вида и вели какой-то интересный разговор, прерванный его появлением. Ближе всех к Архиепископу сидел старик, видом похожий на еврейского раввина, только без кипы на голове, в солидном дорогом костюме при галстуке.
Аарон Моисеевич, - представил его Архиепископ лично, - преподаватель древнееврейского языка в Духовной Академии. Еще он в Академии ведет факультатив по арамейскому, для желающих. И вообще, знаток древних языков.
Я ничего не упустил, ребе? - обратился Архиепископ к Аарону Моисеевичу.
Нет, Владыко, все корректно, - Аарон Моисеевич улыбнулся, и в этой улыбке Падре почувствовал такое тепло и дружеское расположение, которое он давно уже не ощущал в подобных собраниях.
Даниель Леви, - представился сам другой собеседник Архиепископа, сидевший со стороны Аарона Моисеевича. В его речи был слышен легкий иностранный акцент. Он был одет несколько нетипично для обстановки: бежевые джинсы Brax, с первого взгляда было видно, прекрасного немецкого качества, туфли-мокасины Salamander, и легкая куртка из очень тонкой дорогой кожи, которую продают в Европе. Из-под куртки была видна майка-polo в тон джинсов. Короче, типичный европеец среднего класса в солидной компании, но в неофициальной обстановке.
Доктор физической химии Леви, - дополнил Архиепископ, - является ведущим научным сотрудником одного европейского физического института и участвует в международном межцерковном проекте "Физика и христианство: физика и любовь".
Ну, а с Федором Михайловичем ты уже знаком, - завершил Архиепископ представление собеседников.
Федор Михайлович Малышев был историком и профессор философии. Падре довелось одно время сотрудничать в его группе по разработке инновационных программ для общеобразовательных школ.
Падре был несколько обескуражен от такого общества во владениях Архиепископа, издавна славившегося своими консервативными взглядами и казенным патриотизмом. Впрочем, нелепо было бы ожидать чего-то иного, ведь он фактически состоял на гос. службе, занимая в церковной иерархии дипломатические посты. А ни для кого общность политических интересов государства и миссионерских интересов церкви не была секретом, особенно, если речь заходила о деятельности церкви за пределами Родины.
Однако, решив, что сие собрание представителей, образно говоря, полу-враждебного лагеря на территории Архиепископа может относиться к его неафишируемой в официальном формате позиции и, более того - к дипломатической деятельности, - Падре прислушался к дискуссии, которая была прервана его появлением.
Владыко, простите, - обратился к Архиепископу Аарон Моисеевич, - позвольте, я кратко введу Вашего нового гостя в суть нашей дискуссии?
Да, конечно, - милостиво и с хитрецой улыбнулся Архиепископ. - Было бы интересно узнать, что он об этом думает.
Итак, Падре, мы говорили об одном месте из Нагорной Проповеди Иисуса, Мф. 5, 17: "Не думайте, что я пришел нарушить закон или пророков. Не нарушить я пришел, но исполнить". Как Вы полагаете, о чем здесь может идти речь? - Аарон Моисеевич тоже улыбнулся. Но в его улыбке проявился неподдельный интерес к новому мнению.
Вы ведь, кажется, некогда лингвистикой занимались, не так ли? Как Вы прокомментируете это место с точки зрения лингвиста? - добавил он.
А почему Вы рассматриваете этот стих только в русском варианте? - невольно вырвалось у Падре. - Ведь даже церковнославянский текст имеет в этом месте разительное отличие от русского: "Не приидохъ разорити законъ..."
Федор Михайлович, - обратился Падре к профессору Малышеву, - Вы, как профессор философии и историк, как можете прокомментировать различие в значениях "нарушить закон" и "разорить закон" ?
Вот! - воскликнул улыбаясь профессор Малышев. - это и есть именно то, к чему мы должны были неминуемо прийти! К сравнительному анализу текста - к тому, как отражаются понятия в языковых культурах разных народов.
Если в древности, в Средние века, да впрочем, и всегда, враги или кто-то еще разоряли город, он больше не мог функционировать как прежде - вся его инфраструктура и экономика были разрушены, они попросту быльше не работают. В этом и состоит сущность разорения.
В этом отношении, - включился в разговор доктор Леви, - интересен перевод на немецкий, сделанный Мартином Лютером. Лютер использовал глагол "aufloesen", который в данном контексте можно понимать как "распустить" (например, какую-нибудь организацию) или "растворить" (в химическом смысле, сделать какой-то раствор). То есть, опять же, низложить в определенном функциональном смысле.
Или "сделать неактуальным", - подвел черту под сказанным Аарон Моисеевич. - Кстати, в греческом тексте используется глагол "kataluo" именно с тем же значением - "разрушать", "уничтожать", "отменять", "упразднять". Но только не "нарушать"!
То есть, в самом тексте нет даже намека на какое-либо действие против закона. "Нарушить" и "сделать неактуальным" - две совершенно разные вещи.
Иначе говоря, - подытожил профессор Малышев, - смысл слов Иисуса можно свести к тому, что Он пришел актуализировать закон, но отнюдь не нарушать его принципы.
А теперь, простите, о каком законе идет речь? - доктор Леви вопрошающе посмотрел на Архиепископа. - Ведь далее, в следующем стихе говорится, что "ни одна йота, ни одна черта из закона не прейдет, пока все не исполнится".
- "Дондеже вся будут...", - дополнил его Падре цитатой из церковнославянского текста.
Да, - подтвердил Аарон Моисеевич, - в греческом тексте тоже стоит глагол "genetai", который переводится как "совершится". Да, и в немецком переводе Лютера использован глагол "geschehen" в соответствующей форме, т.е. "произойдет". Но никак не "исполнится", как стоит в русском тексте. Опять разница в значениях. Небольшая, но разница, которая при детальном рассмотрении может оказаться весьма существенной.
Тут доктор Леви поднял руку, как ученик на уроке, при этом немного лукаво улыбаясь.
- Давайте, господа, все же вернемся к заданному вопросу. Владыка, - посмотрел он уже серьезно на Архиепископа, - что Вы можете сказать?
По лицу Архиепископа скользнула легкая тень недовольства. Чувствовалось, что он был внутренне рад тому, что дискуссия вроде бы качнулась в сторону, уводящую от неожиданного и, очевидно, очень нежеланного для него вопроса.
- Ну, закон, - собравшись с мыслями, начал он, - можно здесь рассматривать как Заповеди, полученные Моисеем на горе Синай.
Ой ли? - ехидно возразил Малышев. - А как же остальное законодательство, описанное в Книгах Левит и Числа и повторенное в Книге Второзаконие? Ведь там представлен закон в достаточно обширном виде. И именно по нему, по тому закону жил народ Израиля, не только Иудея, а именно весь народ, во времена Иисуса.
На лице Архиепископа появилось выражение, как-будто ему поставили клизму.
Кстати, Аарон Моисеевич, - продолжил свою мысль профессор Малышев, - а как мы можем с юридической точки зрения охарактеризовать этот закон? Имеется в виду закон в его обширной форме, не ограничиваясь лишь Десятью Заповедями.
Если исключить мистическую составляющую из всего закона, включая и Десять Заповедей, то получится Кодекс уголовного, гражданского и семейного права. - четко ответил Аарон Моисеевич. И чуть подумав, добавил. - Характерный для того региона, для той исторической эпохи и, самое главное - для того народа, которому он был дан.
И еще чуть подумав, он продолжил:
- Вообще, если рассматривать все законодательства разных цивилищаций, возникавших в том регионе, - от Средиземноморья до Каспия, - то в них можно увидеть очень много похожих положений. Именно в тех отраслях, которые я только что обозначил. Начиная от законов Хаммурапи.
Еще могу добавить к этому также и начало морали. То есть, если можно так выразиться, "морального права".
Ну, что касается "морального права", - поддержал мысль Аарона Моисеевича Архиепископ, - то именно оно является, образно говоря, квинтессенцией Нагорной Проповеди Христа. Ведь, суть того, что Он говорил, что изложено в 5- 7 главая Евангелия от Матфея, сводится к тому, чтобы люди не цеплялись за формальную букву закона, к мелочному исполнению его положений, а выносили из них моральную составляющую и следовали именно ей.
Если коротко сказать, "зри в корень", - подытожил его мысль профессор Малышев.
Но позвольте! - вскричал доктор Леви. - Как тогда соотнести то, что Вы тут все говорите, с теми словами Иисуса, что Он говорил об актуализации закона? Какой смысл актуализировать, если из него лишь стоит "извлечь моральную составляющую" и только"следовать ей"?
А у Вас есть какое-то иное мнение по этому вопросу? - спросил Архиепископ с оттенком неприязненного интереса в голосе. Падре, знающий Архиепископа почти четверть века, понял, что стиль поведения в дискуссии и манеры доктора Леви очень сильно раздражают его. Уж очень вольно вел себя доктор - так свободно, без оглядки на "политическую коньюнктуру" выссказывать свое мнение по спорным вопросам принято в Европе. Но в России за последние два десятилетия, да что там такая смешная цифра! - за всю историю ее существования - такого никогда не было.
А почему никто не рассматривает законов, по которым сотворен и существует мир и человек в нем соответственно? - с оттенком некоторой обиды в голосе спросил Леви.
Дорогой доктор Леви, а какое эти законы имеют отношение к теме нашего разговора? Как они могут соотноситься с тем, что говорил Христос? - в голосе Архиепископа слышалось уже плохо скрываемое раздражение.
Одну минуточку, Владыка, - тут доктор Леви, повернув голову, обратился к Падре: - Вы, кажется, физик по своему первому образованию?
Химик, - уточнил Падре. - Одно из направлений физической химии.
Превосходно! - радостно воскликнул доктор Леви. - В таком случае я прошу Вас помочь мне: я буду излагать мысль, а Вы будете меня дополнять или корректировать, если потребуется. Идет?
Охотно, - согласился Падре. Ему было ужасно интересно, с одной стороны исследовать тему соотношения законов, по которым был сотворен мир, с законами морали, а с другой - еще в свою бытность работы в группе профессора Малышева Падре предлагал Архиепископу инициировать исследования с целью отработать учебные методики преподавания интегрированного курса христианской культуры в учебные предметы естественного цикла школьных программ. Тогда его позиция, мягко говоря, не нашла абсолютно никакого понимания со стороны Архиепископа. Поэтому сегодня Падре начало просто распирать от желания поучаствовать в дискуссии в стане оппонентов своего бывшего начальника.
Итак, - начал доктор Леви, - давайте позволим себе подойти немного вольно (с канонической точки зрения, разумеется, - Леви сделал легкий кивок головой в сторону Архиепископа) к толкованию Писания и рассмотрим как версию: 1 глава Книги Бытия - в самых первых стихах говорится о сотворении света. Это вполне согласуется с теорией Бора. Падре, Вы в общих чертах можете изложить теорию Бора, продолжив мою мысль?
Вы имеете в виду переход электрона в состоянии возбуждения с уровня с более высокой энергией на уровень с более низкой энергией?
Именно, - обрадованно от того, что был правильно понят, Леви продолжил, - при этом, эти уровни различаются на определенную фиксированную величину, равную энергии фотона, т.е. светового кванта.
То есть, - Падре решил предвосхитить дальнейшую мысль доктора Леви, - изначально закладывается так сказать "принцип энергосбережения"?
Именно так! - Леви обрадовался не только тому, что его мысль была понята правильно, но и также тому, что обрел в лице Падре союзника.
Далее формируется твердь, - продолжил Леви свою мысль, - то есть, элементы периодической системы и из них неорганические соединения. И этот "принцип энергосбережения" заложен в каждый атом каждого элемента периодической системы. Причем, этот же принцип заложен и в формирование самой системы - электронные оболочки атомов формируются и заполняются именно по принципу наименьшей затраты энергии. А вот, при формировании химических соединений и в химических реакциях этот принцип явлен в параметре... Падре, помогайте!
Энтропия! - и снова Падре решил предвосхитить дальнейшую мысль доктора Леви, - смысл которой в том, что любая термодинамическая, да и не только термодинамическая, система стремится к хаотическому состоянию, как наиболее энергетическивыгодному.
Иначе говоря, - продолжил мысль Падре уже сам Леви, - любая система, любое вещество или соединение, в том числе, а может даже, и в первую очередь, органическое подвержено естественному распаду - рано или поздно оно должно распасться на простые элементы или соединения, из которых оно/она состоит, и состояние которых менее энергозатратно.
Кстати, любая система ведет себя так - стремится к наименее энергозатратному, или, правильнее сказать, наиболее выгодному энергетическому состоянию. Будь то в термодинамике, механике или еще где. Все более "энергозатратные" состояния - это состояния, достигнутые при приложении энергии "извне" системы, от какого-то "внешнего источника". Также и в органике: основа всех органических соединений, в ряду которых стоит газ метан, - углеродная цепь, где атом углерода находится в состоянии возбуждения. Вопрос - откуда взялась энергия для этого его состояния? Причем, действие ее, прошу заметить, имело целенарпавленный характер...
То есть или иначе говоря, - поднял свой голос Аарон Моисеевич, - Вы хотите сказать, что так сказать установка на смерть, как наиболее энергетически выгодное состояние, если можно так выразиться, содержится в природе всего живого? Ну, если по сути этого принципа, заложенного при творении и формировании мира.
Именно так оно и есть, - подтвердил Леви. И в его голосе послышалось сожаление. - И первозданный человек, вкушавший в Эдемском саду плоды от Древа жизни - само это описание есть ни что иное как литературный эпитет - получал, иначе говоря, энергию от "какого-то" источника, преодолевавшую энтропию, так сказать, энергию жизни. А после нарушения "правил игры", когда он познал "добро и зло", иначе говоря, актуализировал в себе энтропию, он более не мог уже получать энергию от этого источника, энергию жизни - попросту говоря, стал неспособен эту энергию принимать; что-то нарушилось в его естестве, и он стал вынужден искать иные источники энергии жизни. "И теперь, как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни и не вкусил, и не стал жить вечно" - 22 стих 3 главы Книги Бытия.
И какой же физики предлагают выход из создавшегося положения? - с язвинкой спросил Архиепископ. По его лицу было видно, что его эта дискуссия уже очень сильно раздражает, и он не знает, как ее завершить или, как минимум, самому из нее выйти.
А выход предлагают не физики, - живо ответил Леви. - Сам Иисус дает нам методику. В Нагорной Проповеди. Он призывает каждого к совершенству, говоря: "Будьте совершенны, как совершенен Отец наш Небесный", и тут же показывает путь к этому совершенству.
На минуту воцарилось молчание, которое было прервано продолжением монолога самого Леви:
- Кстати, очень интересное место в ней: глава 5, стих 39. В русском переводе написано: "не противьтесь злу" . Тут можно понимать двояко. А вот, что говорит греческий текст, Аарон Моисеевич?
Правильно, - подтвердил Леви, - в физике противосточние может рассматриваться как действие силы, направленное против какой-то иной исходно действующей силы. Направление этой силы противоположное, а вот сущность, так сказать, та же. Иными словами, если мы на зло, совершенное нам, ответим, как это разрешено по формальному закону, равным злом, то есть воздадим равным за равное, - "око за око, зуб за зуб", - то мы приумножим зло, мы усилим тенденцию к распаду, то есть, энтропию.
Как в математике, - вставил свое дополнение Падре, - минус единица, сложенная с минус единцей, в сумме дают минус два.
Подобное порождает подобное, - подвел итог мысли профессор Малышев. И добавил, - Или, говоря языком физиков, Третий закон Ньютона: любое действие порождает равное по силе и противоположное по направлению противодействие.
Верно, - радостно подтвердил его вывод Леви. По виду доктора чувствовалось, что он так увлечен рассуждениями, что уже ощущает себя в привычной аудиторной обстановке с докладом перед коллегами.
А дальше, в Нагорной Проповеди Иисус дает методику как погасить зло - не противостоять ему, причем, на внутреннем уровне, то есть, даже на уровне помышлений. А вот метод возрастания в совершенстве дан уже в более позднем, по времени появления, Евангелии, от Иоанна - "да любите друг друга- . Любовь порождает любовь. Опять же, по принципу "подобное порождает подобное" .
- Причем, - продолжил Леви, пользуясь всеобщим молчанием, - интересно, что предполагается, согласно этой заповеди, не просто индивидуальное возрастание в стремлении к совершенству, а именно, всем вместе, "друг с другом" . Иными словами, вместе отступили от источника энергии - вместе предстоит и возвращаться.
Теория Вернадского-де Шардена о ноосфере, или? - спросил профессор Малышев, и сам продолжил, - И так мы неминуемо приходим к парусии...
Тут его размышления вслух были прерваны внезапно появившимся юношей в подряснике - очевидно, это был сотрудник Канцелярии Архиепископа. Он подошел к нему сбоку и что-то коротко сказал на ухо. Архиепископ поднялся со своего места. По нему было видно, что он несказанно рад закончить дискуссию.
Дорогие, - сказал Архиепископ. Падре знал, что стоит за этим его "дорогие - он всегда так обращался к тому или тем, к кому испытывал по меньшей мере неприязнь или раздражение. - Мне только что сообщили, что к нам прибыла икона царственных мучеников с частичкой мощей оных. Согласно патриаршему благословению, в епархии начинаются молитвенные мероприятия - икона должна посетить каждый храм, где с ней пройдут Крестные ходы. В этих мероприятиях будут задействованы все студенты Духовной Семинарии и учащиеся Духовного Училища, а также на помощь к ним призван преподавательский состав Института повышения квалификации учителей в полном составе. Так что, уважаемые, Аарон Моисеевич и Федор Михайлович, а также, господин Леви, к сожалению, в ближайшее время все занятия и планы по нашему сотрудничеству откладываются на потом...
Все три собеседника исчезли, а перед Падре возникло лицо Архиепископа, но уже без напускной доброжелательности. И он отчетливо услышал слова, уже обращенные персонально к нему:
- Нам нужны смиренные и послушные прихожане, ане физики и философы. Они слишком горды от своей учености и, через то, слишком вольнодумны.
От такой резкости Падре вздрогнул, открыл глаза и посиотрел на часы. Было пора начинать вечернюю смену: выполнять назначение врачей для пациентов их амбулантной службы...
Нагорная проповедь. Толкование. Иисус отменил заповеди закона Моисея, н-р, око за око? «Слышали, что сказано, а я говорю вам»
- ВОПРОС ОТ АНДРИАНА
Почему Вы пишите, что закон Моисея актуален. Но в Нагорной проповеди Иисус изменил закон Моисеев до неузнаваемости. "В законе написано.., а Я говорю.." "Написано - исполняй перед Богом клятвы, а Я говорю - не клянись вообще". Т.е. этими словами заповедь о клятве из закона фактически УДАЛЕНА!
Сегодня в ряде христианских церквей распространено мнение, что Иисус Христос отменил заповеди закона Моисея. Под заповедями закона Моисея понимают заповеди Божьи, записанные Моисеем в Торе (Пятикнижье Моисея – первых пяти книгах Библии). Среди этих заповедей были как морально-нравственные заповеди, так и обрядовые, касаемые служения в храме, где приносились заместительные жертвы за грехи людей.
Давайте вместе прочтем слова Христа, с которых Он начал разговор о законе в Нагорной проповеди:
«Не думайте , что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнит ь (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших ().
Пословный перевод Библии с оригинала можно посмотреть онлайн на сайте www.biblezoom.ru . Нагорную проповедь я уже частично разбирал в свой книге “ ” и отвечая на вопросы в материале « ». Сейчас мы более подробно ее разберем.
В начале мы проанализируем процитированные выше слова Христа из Нагорной проповеди, помня, что они были вступлением к перечислению Иисусом некоторых заповедей закона Моисея:
«Не думайте , что Я пришел нарушить (в оригинале – разрушать, сносить, сокрушать, ниспровергать, свергать, упразднять, отменять) закон или пророков:…»
Иисус здесь четко и однозначно заявил, что цель Его пришествия не РАЗРУШИТЬ, СНЕСТИ, ОТМЕНИТЬ, УПРАЗНИТЬ… закон и пророков . Словосочетание “закон и пророки ” часто употребляется для указания на Танах – то, что мы сегодня называем книгами Ветхого завета – это Пятикнижие Моисея (Тора), которая содержала в себе закон Моисея, и письмена пророков (см. Матф. 7:12: 11:13; 22:40; Лук. 24:44; Деян. 13:15 и мн. др.).
«не нарушить пришел Я, но исполнить (в оригинале — наполнять, исполнять, дополнять)»
Христос повторил, что пришел . Именно это и делал все Свое служение Иисус. Он всю Свою жизнь с рождения не нарушал, а исполнял закон. Также, Он является исполнителем, то есть воплощением, реализацией всех образов служения в Израильском храме по очищению людей от грехов. Иисус стал истинным жертвенным Агнцем, отдавшем свою жизнь за грехи людей, а также Священником в небесном храме, что хорошо видно из послания к Евреям 7-10 глав. Иисус прямо заявлял, что Он есть храм и даже больше храма (см. Иоан. 2:19-22, Матф. 12:6) . Кроме того, Иисус стал исполнением предсказаний закона и пророков о Христе (в переводе Мессии):
«И сказал им: … надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лук. 24:44)
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет (не исчезнет) из закона, пока не исполнится все (в оригинале — всякий, каждый, целый) »
После того как Иисус убедительно заявил, что пришел не отменить закон, но исполнить , Он объяснил почему именно Он так сказал и поступает: «Ибо» — потому, что .
Итак, прочтем вместе сокращенно фразу Христа: Я пришел не отменить закон, а исполнить и дополнить, потому что пока не кончится небо и земля ни одна буква и знак не исчезнут из закона, пока не исполнится каждая из них (см. ). Люди, знакомые с алфовитом иврита поймут странное выражение Иисуса, ведь в письменах иврита ценной была не только каждая буква, но и каждый знак.
Давайте запомним заявление Христа, что ВСЕ буквы и знаки в законе действенны пока не исполнится их данное Богом предназначение! Иисус тут не зря сказал “Ибо ”, т.е. “потому что ”. Он напомнил, что Бог не раз в Писании говорил о вечности Его закона, см. главу « ». И в начале Нагорной проповеди, знаменующей начало Его земного служения, Иисус на этом акцентировал внимание!
А затем мы читаем про ответственность, которая по утверждению Господа грозит за неисполнение закона и пророков :
Итак (вывод) , кто нарушит одну из заповедей сих (речь о заповедях закона, о котором говорилось выше) малейших (несложных) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ().
Внимание! После того как Иисус предупредил об ответственности за нарушение несложных заповедей закона Моисея и неправильное обучение людей закону Божьему, Христос тут же перешел к обличению фарисеев и книжников. Он прямо сказал, что если у учеников фарисеев и книжников будет такая же показанная праведность как и у их учителей, то они не войдут в Царствие Небесное:
«Говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы НЕ ВОЙДЕТЕ в Царство Небесное» ().
Стоит акцентировать внимание на том, что 19 и 20 тексты теснейшим образом связаны. Раньше в Библии не было деления на стихи и тем более на главы. Поэтому любая отдельная речь изучалась полностью – как одна цельная проповедь, коею она и была. Поэтому 17, 18, 19 и 20 стихи нужно воспринимать как одну фразу, имеющую общую главную мысль. В нашем случае – это неизменность закона и ответственность за его неверное исполнение. Таким образом, в 19 и 20 стихах Иисус указал на то, что фарисеи и книжники зачастую учат народ неверно: неправильно, формально, поверхностно понимая наставления, данные Богом Своему народу в законе Моисея. И лишь закончив с ответственностью и предупреждением, Христос перешел к непосредственному анализу неверного понимания фарисеями и книжниками заповедей закона Моисея, которые, напомним, Он пришел не отменить, а исполнить, наполнить, дополнить…
Слышали, что сказано, а я говорю вам… Разберем заповеди закона Моисея из Нагорной проповеди
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду» ()
Здесь Иисус процитировал заповедь «не убивай» () и ответственность за убийство. Законоучителя Израиля понимали буквально это наставление закона Моисея: значит нельзя убивать. Конечно, это верно. Но разве это все, о чем возвещает заповедь? Давайте теперь посмотрим, отменил ли эту заповедь Христос или пояснил и дополнил?:
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» ().
Разве Иисус сказал, что теперь заповедь «не убивай» отменена и можно убивать? Конечно, нет! Он пояснил, что по своей сути означает эта заповедь: не просто «не убивай» , а даже не гневайся, потому, что гнев уже является формой антипатии к человеку, и не оскорбляй, потому что и словом можно доставить огромную боль.
Смотрим следующую заповедь закона Моисея «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), которую якобы отменил Иисус в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй» ()
« А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ()
Господь тут указывает, что прелюбодеяние начинается в сердце и только потом реализуется в реальности… Не напрасно, другая заповедь закона Моисея учит: «не желай жены ближнего твоего» (Исх. 20:17). К сожалению в среде иудев было распространено деление заповедей на главные и второстепенные. Мол главные соблюдать нужно приоритетно, при этом жертвуя якобы второстпенными. Иисус не раз возражал против такого неверного понимания Божьего закона: нельзя игнорировать заповеди, которые кажутся человеку второстепенными или ненужными, ведь на напрасно Бог дал людям эти наставления (см. Матф. 23:23).
Переходим к следующей заповеди, которая в Нагорной проповеди нашла свое толкование:
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» ().
Приглашаю посмотреть на заповедь закона Моисея, упомянутую Христом, которая констатировала возможность развода с выдачей разводного письма:
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней ЧТО-НИБУДЬ ПРОТИВНОЕ (в оригинале словосочетание «что-нибудь противное » имеет перевод «дело срамное, нагое, голое »), и напишет ей разводное письмо…» ()
В то время иудеи по-разному толковали эту заповедь. Школа раввина Гиллеля учила, что данный текст позволяет развод практически по любой причине, однако школа Шаммая утверждала, что заповедь говорит только о сексуальной распущенности. Иисус четко подтвердил вторую позицию:
«А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, КРОМЕ вины прелюбодеяния (в оригинале — любые незаконные сексуальные отношения, разврат), тот подает ей повод прелюбодействовать» ().
Христос не раз вспоминал, что семья создана Богом как одно целое неделимое, поэтому Он пояснил, что развод возможен лишь по причине негативного сексуального поведения, неприемлемого для супруга. Именно это и написано в заповеди с употреблением в оригинале фразы о сексуальной распущенности.
Итак, что мы наблюдаем? Иисус разве отменил заповедь закона Моисея о разводе? Нет, Он дал ее правильное толкование!
Приступаем к анализу следующей истолкованной в Нагорной проповеди Христом заповеди закона Моисея:
«Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои» ()
Откроем закон Моисея и прочтем эту заповедь:
«Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою , … то он не должен нарушать слова своего , но должен исполнить все, что вышло из уст его» (Числ. 30:3).
Мы видим, что в законе Моисея записано, что человек не должен был нарушать своей клятвы. Следуя логике тех христиан, которые верят в отмену Иисусом закона Моисея, далее в Нагорной проповеди должна быть фраза Христа о том, что теперь можно нарушать клятвы. Но мы этого не увидим:
«Не клянись вовсе (Внимание! на этом фраза не заканчивается, а продолжается перечислением): ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; … ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» ()
Я тут не вижу, что Иисус отменил необходимость исполнения человеком своего слова - клятвы. Разве Он заявил, что теперь можно нарушать свое обещание? Также здесь нет и запрета клясться, то есть давать обещание. Но здесь явно определен запрет клясться ЧЕМ-ТО («небом, землею…»), что не в твоей власти и от тебя не зависит! Многие знатоки истории Израиля понимают о чем здесь говорил Иисус. В то время, иудеи придумали обход заповеди закона Моисея о запрете нарушать клятвы. Они решили, что можно поклясться чем-то таким, чтобы потом можно было отказаться от выполнения обещания. Иисус об этом более подробно говорил в 23 главе:
«Горе вам, вожди слепые (фарисеи и книжники), которые говорите: если кто поклянется храмом, то НИЧЕГО, а если кто поклянется золотом храма, то ПОВИНЕН…» (Матф. 23:17).
Иисуса до глубины души возмущало это лицемерие и попытки людей уклониться от выполнения своего обещания, то есть клятвы. Поэтому Он и сказал, что в клятве пусть будут только слова Да или Нет, а что сверх, имея ввиду предметы и вещи, которыми подкрепляются слова, то от лукавого.
Мы подошли к очень важному принципу из закона Моисея, которые многие христиане считают отмененным:
«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб» ()
Многие думают, что до пришествия Бога Сына Иисуса Бог Отец был жестокий, который учил отмщению обидчику соразмерным увечием. А Иисус вдруг пришел и стал учить, что Бог Отец был не прав и дал злые заповеди, а Я мол — Сын, изменяю закон и дам добрые заповеди! На самом деле, многие богословы уверены, что изначально именно Иисус и давал заповеди людям (см. Ис.63:9; Деян.7:38; 1Кор.10:4). Кроме того, Иисус Бог, а разве может Бог Сам себе противоречить и говорить, что мол, ранее Я был не прав? При том, что этот же Бог не раз говорил, что Он неизменен и Его закон вечен!
Все встанет на свои места, если понять к чему призывала заповедь «око за око, зуб за зуб » (Лев. 24:20, Исх.21:24)
Там, где звучит эта заповедь в законе Моисея, рядом находится разъяснение ее применения:
«Кто убьет скотину, должен заплатить за нее, скотину за скотину» (Лев. 24:18).
«Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его» (Исх. 21:18,19).
Можете спросить у любого простого иудея или раввина и Вам объяснят, что НИКОГДА заповедь “око за око , зуб за зуб ” не применялась буквально, как законченное повеление. Эта часть закона Моисея посвящена соразмерности и адекватности наказания и необходимости восстановления ущерба при нарушении чьих-то прав, а не мести таким же образом. Кстати в законе Моисея есть конкретная заповедь, запрещающая месть:
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).
Неужели, Бог одними заповедями учил Свой народ любви к ближним как с самому себе , не мстить , а потом в другой заповеди написал, чтобы за перелом сломали руку виновному, а выбившему глаз тоже выбили глаз!? И рядом с этими словами, как мы прочли выше (в Исх. 21:18,19, Лев. 24:18) Бог дал наказ, чтобы виновный восстановил ущерб и компенсировал простой в работе тому кому причинил вред. Получается виновному надо и глаз выбить и компенсацию у него просить?
Конечно нет. В Божьем законе часто применимы образы. Например, есть заповедь:
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх.23:4,5)
Здесь Бог учит уважать даже врагов и помогать им. И конечно здесь речь НЕ ТОЛЬКО об осле и воле. Это касается и коня и кошелька и если враг сам будет лежать раненый… Каждый иудей понимает, что нужно не БУКВАЛЬНО исполнять эту заповедь, а она показывает на принцип. То же касается и заповеди закона Моисея око за око – она указывает на принцип соразмерности ответственности и восстановления ущерба. Этот принцип применяется в еврейском суде, а не призывает в досудебном порядке сразу выбить обидчику глаз в ответ на выбитый глаз.
В доказательство можно привести комментарии еврейских раввинов. Вот цитата с еврейского сайта о законе Моисея (www.threeda.ru):
“Писаный закон: Око за око, зуб за зуб - никогда не соблюдался в своем прямом смысле. Традиция знала только о наложении материальных взысканий, но, когда объявились люди, толковавшие око за око в прямом смысле, то хазал (мудрецы) вынуждены были объяснить и истолковать написанное”
Также можно привести цитату из открытой энциклопедии «Википедия» о заповеди око за око:
«Из следующих (за фразой око за око, зуб за зуб ) стихов Торы ОЧЕВИДНО, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, - при условии, что они не приводят к смертельному исходу, - должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п.»
Об этом же говорит и другая заповедь закона Моисея:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех ПРОТИВ ЧЕЛОВЕКА , … то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали, и ВОЗВРАТЯТ СПОЛНА то, в чем виновны » (Числ. 5:5-7)
Кроме того, далеко не все христиане знают, что многие еврейские богословы - иудеи (например, Авраам Гейгер, Иосиф Сальвадор и др.) признают Иисуса за хорошего раввина и согласны с тем, что он учил правильно понимать и соблюдать закон Моисея. Они считают, что евреи могли бы принять его за пророка, если бы ученики его не обожествили. Есть также мессианский иудаизм - евреи, которые признают Иисуса за Мессию (Христа), правильно учившего народ Торе (закону), но не все из них считают Его Богом.
Но конечно самое большое доказательство, что Иисус понимал заповедь око за око именно как призыв возмещать причиненный ущерб, а не мстить, это комментарий Самого Иисуса:
«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ()
Очевидно, что Иисус здесь не говорит лишь о том, что мстить не нужно, это ведь и так понятно, так как есть соответствующая заповедь в законе Моисея «не мсти» (Лев. 19:18). Обратите внимание, комментируя заповедь око за око , Господь в 40 стихе прямо употребляет описание процесса суда: «захочет судиться» ! Если присмотреться, то видно, что Иисус здесь обращается сразу к двум категориям людей в СУДЕБНОМ процессе: 1) кому причинен ущерб и 2) к тем, на кого подали в СУД. Иисус призывает тех и других быть милосердными и смиренными: первым – кому доставлен вред - не бежать сразу в суд треся заповедью ОКО за ОКО, а научиться прощать, а вторым – если на них подали в суд, то отдать все требуемое и даже больше…
К сожалению, как раньше, так и сейчас есть люди, которые пользуются случаем, когда им сделан какой-то ущерб. Да, они имеют право по смыслу заповеди око за око на соразмерное восстановление! Но некоторые через суд затем почти раздевают обидчика, даже не смотря на отсутствие у него умысла и другие смягчающие обстоятельства. Они придумывают убытки и моральный вред! Иисус для них и говорил, что хоть и сказано в законе о возмещение в суде по принципу око за око , но заповедь око за око не отменяет заповедей закона Божьего о любви, о прощении и справедливости! А вторым – на кого подали в суд - Христос призывает уступить таким наглецам, не втягиваясь с ними в судилище – отдать даже больше. Естественно, Бог потом, со временем воздаст каждому свое: и честному и нечестному человеку.
Из изложенного выше понятно, что истинная суть заповеди око за око – актуальна до сих пор и Иисусом НЕ ОТМЕНЕНА. Ведь Божье наставление око за око никогда не призывало и не призывает мстить, а обращена повторим к тем, кому причинен вред – он имеет право на соразмерное возмещение от обидчика и к тем, кто сам причинил вред – на необходимость восстановления принесенного им вреда. Например, если сегодня один верующий возьмет у товарища машину покататься и разобьет ее, то как здесь должна применяться заповедь ОКО за ОКО? Конечно причинитель вреда должен ее отремонтировать – восстановить в то же состояние, а не заявлять другу, мол, давай мне другую машину, как Иисус учил – подставь другую щеку. А пострадавший, естественно, должен довольствоваться восстановлением машины, а не таскать виновника по судам, вытягивая из него все что возможно – штрафы, проценты, пени якобы, покрывая свои убытки: потерю времени, упущенные возможности и моральный вред.
А сейчас мы проанализируем последние наставления из цикла “сказано” , рассмотренные Иисусом в Нагорной проповеди:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ()
Вначале мы видим цитату заповеди закона Моисея, которую уже цитировали выше:
«Люби ближнего твоего, как самого себя» (см. Лев.19:18).
Но заповеди «ненавидь врага твоего» в законе Моисея нет, как нет ее и во всем Танахе (ветхозаветном Писании). Но почему Иисус так сказал? Здесь уместно вспомнить то, о чем я писал вначале. Иисус в Нагорной проповеди толковал не столько сами заповеди закона Моисея, сколько их неверное, формальное, неполное толкование духовными учителями Израиля, нашедшем свое отражение в устной традиции.
Так заповедь «люби ближнего твоего» они толковали как люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего и учили этому народ. Естественно, Иисус был возмущен таким искаженным пониманием мудрого справедливого закона Божьего, основанного на любви к людям.
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ()
Учение о любви было не новацией, привнесенной Иисусом. Как мы увидели выше, закон Моисея учил с уважением относится к врагам, не ненавидя, а помогая им в трудной ситуации. Об этом же возвещали пророки:
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою» (Прит. 25:21).
Вам ничего не напоминает эта фраза? Ее цитировал апостол Павел в послании к Римлянам 12:20.
Иисус в Нагорной проповеди лишь истолковал как нужно правильно понимать заповеди закона Моисея!
Подведем итог: как мы могли убедиться Иисус не отменил ни одной заповеди закона Моисея из перечисленных Им в Нагорной проповеди. А лишь пояснил как их правильно нужно понимать: так, как угодно Богу. Иисус этим истолкованием показал, что заповеди закона Божьего вечны, и Он не отменяет их. Но при этом в Нагорной проповеди Господь дал четкое понимание, когда заповеди — буквы и знаки — в законе прекращаются: когда они исполняются.
«Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта (буква и знак) не прейдет из закона, пока не исполнится все (каждая)» ().
Так после смерти Христа исполнились все заповеди касаемые храма и служения в нем, очищающего людей от грехов через кровь жертвенных животных. Все эти заповеди были прообразами и указывали на Христа, на Его искупительное служение – на смерть на Голгофе! Теперь жертвы за грехи людей не нужно приносить, а значит и не нужен храм, так как он служил именно для жертвоприношений.
Обрядовые заповеди согласно объяснению Иисуса и их сути уже исполнились. Остальные же заповеди закона Моисея: морально-нравственные, о здоровье, семье остаются актуальными и по сей дань. И останутся таковыми «доколе не прейдет небо и земля».
Валерий Татаркин