Какой цвет сопровождает образ олеси. Сравнительный анализ роли цвета в произведениях Какой цвет сопровождает образ олеси и почему

Сочинение

Одно из ранних произведений Александра Ивановича Куприна “Олеся”, написанное в 1898 году полно романтического очарования. Это лирическая история любви молодого чиновника и прекрасной лесной девушки из Полесья.

Куприн строит повествование, основываясь на множестве символических образов, которые несут в себе идейный смысл произведения.

Судьба забросила героя повести по служебным делам на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, где он невыносимо скучал, не найдя себе круг общения. И эту непреодолимую, разъедающую тоску одиночества символизирует описание природы в начале повествования: “Ветер за стенами дома бесился, как старый, озябший, голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех. Недалекий лес роптал и гудел с непрерывной, затаённой, глухой угрозой”.

Охота была единственным развлечением молодого барина. Однажды, заблудившись во время охоты, он приходит к лесной избушке, в которой живут Олеся со своей бабушкой, известной местным жителям как ведьма, колдунья, наводящая “порчу” на людей, и за это изгнанная из деревни. Хата, построенная на сваях из-за половодья, затопляющего весной лес, представляется ему “избушкой на курьих ножках”, а старая женщина имеет все черты “бабы-яги, как ее изображает народный эпос”, хотя герой и не верит в колдовство.

Знакомство с Олесей, а затем привязанность к ней, переросшая в любовь, перекликается с описанием пробуждающейся от зимнего сна природы. “Весна наступила в этом году ранняя, дружная и - как всегда на Полесье - неожиданная… Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни”. “Радостная… тревога жизни”, произошедшая в природе, символизирует неожиданную встречу героя повести с Олесей и его любовь к ней.

Так же глубоко символично и предсказание судьбы по картам. “Падает Вам большая любовь со стороны какой-то трефовой дамы… Не смейтесь, не надо смеяться, - серьезно, почти строго, заметила Олеся. - Я Вам все только правду говорю… Ох! Нехорошо выходит этой трефовой даме, хуже смерти. Позор она через вас большой примет, такой, что во всю жизнь забыть нельзя, печаль долгая ей выходит”. Если под “трефовой дамой” понимать Олесю, то в дальнейшем предсказании можно усмотреть развитие их отношений и развязку.

“Я еще не думал о любви, но я уже переживал тревожный, предшествующий любви период, полный смутных, томительных, грустных ощущений”. “Тревога жизни”, “тревожные ощущения”, - слово “тревога” присутствует в повести не случайно. Вряд ли могла бы легко и безмятежно развиваться их любовь. Героя терзали сомнения. С одной стороны - разгорающаяся страсть к этой умной, самобытной, по-детски наивной девушке, а с другой - невозможность даже представить себе “какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами … сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”, в случае женитьбе на ней.

Выгнанные из деревни, бабушка и Олеся были прокляты людьми. И, когда, желая сделать приятное своему возлюбленному, Олеся пошла в церковь, толпа прихожан восприняла это как дерзкий вызов, за который надо отплатить позором. Вспомните предсказание: “Позор она через вас большой примет…”. Описание сцены расправы над Олесей созвучно описанию кошмарных видений во время лихорадки. “…Потом послышались грубые насмешки…, сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни…”

Град, обрушившийся на деревню и сгубивший посевы, - это как бы сбывшаяся угроза, которую в гневе бросила Олеся своим обидчикам. Опасаясь мести со стороны людей за, будто бы, насланную “ведьмами” напасть, Олеся с бабушкой покинули обжитые места. Девушка ушла, не простившись со своим возлюбленным. Когда он пришел к лесной избушке, там уже никого не было.

Его внимание привлек яркий красный предмет, висящий на углу оконной рамы. Нитка дешевых красных бус, известных в Полесье под названием “кораллов”, осталась как напоминание об Олесе, о ее нежной и великодушной любви. Красный цвет бус, по замыслу автора - это символ вспыхнувшего яркого чувства между двумя молодыми людьми, которым из-за невежественности и дикости, существующих в то время нравов, не суждено было испытать радости зрелой любви.

Мягкий лиризм, задушевность и грусть пронизывают эту романтическую повесть Куприна.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире» (по повести А. И. Куприна «Олеся») Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе Воплощение нравственного идеала писателя в повести «Олеся» Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна «Олеся») Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (по повести А. Куприна «Олеся») Женский образ в рассказе А. Куприна “Олеся” Лобовь в русской литературе (по повести «Олеся») Моя любимая повесть А. И. Куприна «Олеся» Образ героя-рассказчика и способы его создания в повести «Олеся» По рассказу А. И. Куприна «Олеся» Почему любовь Ивана Тимофеевича и Олеси стала трагедией? Можно ли считать виновным в этом «ленивое сердце» героя? (по произведению А. И. Куприна «Олеся») Сочинение по повести Куприна «Олеся» Тема «естественного человека» в повести А. И. Куприна «Олеся» Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Урок нравственной красоты и благородства в повести А. И. Куприна «Олеся» (образ Олеси) Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") Человек и природа в творчестве Куприна Тема любви в повести А. И. Куприна «Олеся» Он и Она в повести А. И. Куприна «Олеся» Мир природы и человеческих чувств в повести А. И. Куприна "Олеся"

Работа посвящена исследованию форм художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви А. И. Куприна («Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет»)

Рассмотрена знаковая система и символика этих произведений, выявлено мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, исследованы образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Универсальным и объединяющим все сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь-расставание».

Цветопись придаёт особую тональность повествованию, так как Куприн пользуется определённой цветовой гаммой: красный, золотой, серебряный (в работе раскрыта символика наиболее часто употребляемого цвета)

Через символику цветов: лилию, нарцисс, мак, розу и др. – автор передаёт душевное состояние героев.

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, понять жизнь во всём её многообразии.

Особое внимание в работе уделено символике драгоценных камней, так как во всех трёх повестях использованы драгоценные камни.

Структура портретов главных героев, имена, несомненно, несут одну из важнейших нагрузок в раскрытии авторской позиции – прекрасен тот, кто любит.

Используя принцип зеркального отражения в организации событий, Куприн усиливает до предела лейтмотив всех повестей трилогии: любовь побеждает смерть, преображает человека, защищает его мир, открывает способность к самопожертвованию.

В каждой из повестей есть жизненные заветы своим возлюбленным – ключевые фразы-символы, которые ещё раз подтверждают, что любовь возвысила героев над суетным миром, что это самое прекрасное чувство на земле.

Во всех трёх произведениях явно прослеживается взаимосвязь между знаковой системой и развитием сюжетов. Образно-стилистические средства, символы, детали, имена главных героев, структуры портретов и событий играют значительную роль в раскрытии авторской позиции и понимании темы любви как одного из возвышенных человеческих чувств.

Введение.

1) Цветопись и цветосимволика.

2) Символика цветов.

3) Звуковые образы.

    Символика драгоценных камней.

    Структура портретов. Имена.

    Композиционная симметрия, зеркальность.

    Ключевые фразы-символы.

Заключение.

Приложение.

Список литературы.

Введение.

На уроках литературы мы поднимаем вопросы нравственности, ее роли в сложных человеческих взаимоотношениях. Любовь – явление, в котором особенно неотделимы друг от друга психология человека и его моральные основы.

Любовь как сила, способная преобразовать мир, всегда привлекала Куприна. Его по достоинству можно назвать певцом возвышенной любви, создавшим удивительные по красоте и силе примеры идеальных чувств, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), заглядывая в каморку влюбленного отшельника («Гранатовый браслет»), забираясь в глушь Волынской губернии («Олеся»).

В данной работе исследованы все повести трилогии о любви Куприна, поднимающие проблемы, которые будут вечно волновать человечество. Цель данной работы – рассмотреть знаковую систему и символику этих произведений, показать мастерство А.И. Куприна в изображении мира человеческих чувств, выявить формы художественного воплощения авторской позиции в трилогии о любви.

    Изучить биографические сведения, монографии о творчестве писателя, критическую литературу;

    Проанализировать произведения «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», найти образы, детали, приобретающие в произведениях символическое значение;

    Исследовать образно-стилистические средства, образы-символы для понимания авторской позиции в трилогии о любви.

Тематическая общность повестей.

Тематическая общность всех произведений трилогии о любви заключается в силе любви, способности людей, испытавших настоящие чувства, к самопожертвованию. Различны отношения главных героев. Причем, чем раньше произошли описанные Куприным события, тем больше способность людей к настоящей и чистой любви. Например, в «Суламифи» показаны взаимные чувства, обоюдное счастье людей, сведенных судьбой. В «Гранатовом браслете» чувства Желткова не были взаимными, однако их сила смогла воскресить Веру от душевной вялости. В «Олесе» главный герой настолько привязан к городскому быту и укладу, что даже жертвенная любовь Олеси не способна изменить его душевной ограниченности.

Универсальным и объединяющим все конкретные сюжетные решения в повестях писателя является мотив «Любовь – расставание».

Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав все три повести.

Образно-стилистические средства.

Отношение Куприна к любви раскрывается через образно-стилистические средства, такие как цветопись, символика цветов и звукопись.

1. Цветопись и цветосимволика.

Необыкновенность, чудесность любви Суламифи и Соломона в произведении «Суламифь», Олеси и Ивана Тимофеевича в произведении «Олеся» и любви Желткова в «Гранатовом браслете» подчеркивается разнообразными образно-стилистическими средствами. Обратим внимание на некоторые из них. В первую очередь это цветопись и цветосимволика, которая ярче всего показана Куприным в «Суламифи».

Ярок, красочен, живописно колоритен земной мир. Но при внимательном чтении видно, что Куприн пользуется вполне определенной цветовой гаммой.

Исследовав текст, я пришла к выводу, что в I -VII главах больше используются красный цвет и его оттенки – 27 раз, золотой – 24 раза, белый 12 раз, черный – 11 раз, голубой – 8 раз. В следующих главах в том же соотношении на первом месте цвета красный и золотой.

Куприн использует насыщенные, глубокие, яркие и контрастные краски; фиксирует в окружающем мире, в изображаемых предметах яркое, бросающееся в глаза. Создаваемый писателем мир красочен, солнечен, немного пестр: он радует глаз, «веселит» сердце.

При описании царствования Соломона активно используются красный, пурпурный, золотой, серебряный цвета. Символика их такова. Красный цвет олицетворяет право, силу, мужество, храбрость; пурпурный – высокорожденность, достоинство, величие, власть; золотой – верховенство, величие, уважение, великолепие, богатство; серебряный – мудрость. Функционален и черный цвет, поскольку (кроме традиционных указаний на смерть, траур) он означает постоянство, скромность, мир, покой.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются так же определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет – цвет любви. Серебряный цвет в этом контексте важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, цвета, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее «огненными кудрями» и «рыжими волосами». Не случаен, конечно, зеленый цвет в пейзажах и высказываниях героев: он символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. И, конечно, белый, голубой и розовый цвета вызывают у читателя вполне определенные ассоциации, наполняются метафорическими смыслами: нежна и прекрасна, чиста и возвышена любовь героев.

И в повести «Олеся» основной цвет, на который несколько раз на протяжении повести автор обращает внимание – красный: «красная юбка», «красная царапина», «красный платок», «нить красных бус». В различных источниках этот цвет символизируется по-разному. К данному тексту, развитию событий повести подходит такое описание значения красного цвета: «Красный – цвет жизни, любви и милосердия. Люди, в одежде или выборе цветовой гаммы которых преобладает красный цвет, отважны и целенаправлены, им более чем другим присущи чуткость, сила и вера в свои чувства, душевное богатство» . Такой перед нами и предстает Олеся.

Отметим, что в гранатовом браслете, подаренном Желтковым Вере Николаевне тоже горят красные гранаты, окружающие маленький зеленый камешек.

Цветопись в произведениях Куприна придает особую тональность повествованию: автор поет гимн вечной и прекрасной любви.

2. Символика цветов.

Впечатление красочности и яркости мира, окружающего героев легенды, углубляется постоянным описанием цветов: «как цветок нарцисса», «прекрасен царь, как лилия Саронской долины!», «Гранатовые деревья, оливы и дикие яблони, вперемежку с кедрами и кипарисами, окаймляли его», «аромат цветущего винограда – тонкий аромат резеды», «два цветка алого мака», «две маленькие серны, которые пасутся между лилиями», «где зеленая трава пестреет нарциссами», «как распустившийся цвет граната», «похожи цветом на васильки в пшенице», «похожие цветом на ранние фиалки, распускающиеся в лесах», «Златоцветом и лилиями покрывала Суламифь свое ложе», «среди белых ароматных цветов», «точно ворох пшеницы, окруженный лилиями».

Цветы, упоминаемые в легендарном повествовании, также символичны. Лилия – символ чистоты и невинности. Нарцисс – символ юношеской смерти, кроме того, нарцисс – древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы. Виноград – символ плодородия, изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Как и в «Суламифи» Куприн при создании образа Веры Николаевны в «Гранатовом браслете» использует множество цветов. В I части, когда образ Веры только появляется, Куприн выбрал для нее именно такое окружение: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой – наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты еще давали – в три раз за это лето – бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах». Цветы символизируют увядание души Веры, то, что жизнь ее проходит однообразно и обыденно. Но всесильная любовь Желткова, независимо от обстоятельств, помогает Вере воскреснуть от душевной вялости, другими глазами посмотреть на мир, окружавший ее. Об этом говорит большая красная роза, оставленная Верой покойному Желткову.

Несомненно, что символика цветов играет свою определенную роль: в «Суламифи» - для создания восточного колорита, в «Гранатовом браслете» помогает передать душевное состояние героини.

3. Звуковые образы.

Мир героев купринской легенды «Суламифь» не только живописен, он полон звуков, которыми наслаждается человек.

Радость жизни, наслаждение, веселье от жизни – эти чувства подчеркнуты в легендарном повествовании многочисленными звуковыми образами: «играть на арфах, лютнях и флейтах под аккомпанемент бубна», «сладостная музыка», «любил слушать рев диких зверей», «милый женский голос, ясный и чистый», «простой и нежный мотив льется себе, как звонкий ручей в горах», «она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо», «птицы громко перекликаются среди деревьев», «резкий медный звук вдруг пронесся над Иерусалимом. Он долго заунывно дрожал и колебался в воздухе».

В «Гранатовом браслете» душевное оживление Веры так же передается через звуки и запахи: «налетел легкий ветер и <…> зашелестел листьями. Острее запахли звезды табака…» Все это сопровождается «удивительной музыкой», послушать которую завещал Желтков.

Развитие отношений главных героев в «Олесе» передается звуками природы, меняющими свою тональность в зависимости от настроения влюбленных. Например, после знакомства Иван Тимофеевича с Олесей: «бурливые ручейки», «частые звонкие капли», «воробьи кричали громко и возбужденно» - неожиданная весна как внезапное чистое чувство, пришедшее в однообразную жизнь Ивана Тимофеевича. Оживленные ручейки как знак чего-то нового, еще не испытанного героем. С дальнейшим развитием отношений природа оживляется еще сильнее: «громче становится задорный крик воробьев». И, наконец: «От раскатов грома дрожали и звенели стекла – последняя встреча Ивана и Олеси, сопровождаемая не только звуками, но и цветом – полнеба закрыла черная туча <…>, но солнце еще светило <…>, и в этом смешении цвета было что-то зловещее».

Используя звуковые образы, Куприн помогает читателю не только увидеть, но и услышать песнь торжествующей любви, жизнь во всем ее многообразии.

Символика драгоценных камней.

Во II главе повести «Суламифь» содержится подробный портрет царя и деталь, чрезвычайно важная для мотивировки событий повести: «В руках Соломона заключался такой избыток жизненной силы, что, налагая ладони на темя больных, царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На указательном пальце левой руки носил Соломон Гемму из кроваво-красного астерикса. Много сотен лет было этому кольцу, и на обратной стороне его камня была вырезана надпись «Все проходит», - слова, пережившие и того, кто высек их, и народ, породивший мастера, слова, с которыми вступает в спор сама любовь царя Соломона и повествование – песнь об этой любви, волшебной и неземной.

Издавна астериксу приписывали целебные свойства. Одним прикосновением к больному месту человека этот камень выводит всю хворь. Таким образом, кольцо с астериксом усилило дар исцелять людей, бывший у Соломона. В легенде говорится, что перстень придает царю власть и силу. Благодаря своему магическому кольцу Соломон стал повелителем духов.

Рассказ о пристрастии Соломона к драгоценным камням, которое в легенде Куприна выливается в пространный монолог царя о свойствах и красоте драгоценных камней, придает повествованию своеобразный восточный колорит. Рассмотрим некоторые из них.

В «Гранатовом браслете» Куприн также вложил большой смысл в использование драгоценных камней.

Структура портретов.

Куприн нашел еще один художественный прием, помогающий вырабатывать у читателя свое определенное отношение к изображенным событиям. Это особые структуры портретов главных героев благодаря которым герой с его чувствами и мыслями воспринимается не столько конкретным и неповторимым индивидом, сколько человеком, облик и характер которого дошли до потомков в «культурном преломлении», через призму изобразительного искусства, исторического повествования, легендарного сказания.

Подобное восприятие образа царя Соломона в повести «Суламифь» мотивировано указанием на то, что его «живописал» историк Иосфат: «…поистине был прекрасен царь, как лилия Саронской долины!»

Бледно было лицо его, губы – точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них – украшение мудрости – блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.

В описании использованы сравнения: «глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами верхи вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд…», «…в глазах царя загорались, точно искры в черных брильянтах, теплые огни ласкового, нежного смеха…»

Стилистика древневосточного изобразительного искусства в описаниях царя просматривается в спокойной ритмике, в идеализации образа царя, а также в цветописи портрета (бледное лицо, алые губы, черные волосы), в выделении глаз через сравнение. Не теряется здесь и такая деталь: «борода, завитая правильными мелкими рядами».

Ориентация на древневосточное словесное искусство проявляется в гиперболизации («И молнии гнева в очах царя повергали людей на землю»), системе сравнений («как лилия Саронской долины», «как самый темный агат»)

В стилизованном описании внешности Соломона соединены разные эстетические традиции, отражены различные культурные пласты. Это и создает чувство «эпического времени», ощущение исторической дистанции, в начале которой – эпоха царя, в конце – время современного читателя.

При описании внешности Суламифи направленность на древневосточную культурно-эстетическую традицию сочетается с указаниями на восприятие героини Соломоном.

Портрет героини выполнен тонко и достаточно искусно. Куприн сочетает «звуковое» и живописное описание. Сначала Соломон слышит «милый женский голос, ясный и чистый…». Затем возникает общая картина: «Девушка в легком голубом платье ходит между рядами лоз <…>. Рыжие волосы ее горят на солнце. <…> Так поет она <…>». Характерными для древневосточного изобразительного искусства являются указания на легкость, изящество: «ясный и чистый голос», «в легком голубом платье», «легко взбираясь на гору».

Александр Иванович Куприн 1870 -1938 Учитель Феоктистова О.В. МОУ «СОШ №8» 26 августа (7 сентября) 1870 года – родился в г. Наровчат Пензенской губернии в семье чиновника. 1890 год – окончив юнкерское училище, поступает в армию. 1894 год – оставляет военную службу, работает грузчиком, актёром, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортёр и фельетонист. Куприн противопоставляет современной цивилизации естественную жизнь в общении с природой (“Олеся” 1898 год и “Чёрный туман” 1905 год). В рассказах “Гамбринус” (1907 год), “Гранатовый браслет” (1911 год) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали. Увлекается экзотическими, библейскими мотивами (“Суламифь” 1908 год). Эти и другие его произведения (“Сны”, “Свадьба”, “Река жизни”, “Убийца”, “Бред”, “Обида”) были откликом на события первой русской революции 1919 год – вынужден был эмигрировать в Париж. 1937 год – возвращение в СССР. 25 августа 1938 года – умер в Москве Повесть "Олеся" Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой "колдуньи", вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу - это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обязательств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда. Какое значение имеет место действия рассказа? Действие повести происходит на лоне природы в глухих местах Полесья, куда судьба забросила героя, городского человека, на целых 6 месяцев. Герой ожидает новых впечатлений. Какую роль играет пейзаж? Зимний пейзаж подчеркивает отрешенность от цивилизации. Природа постепенно становится участницей событий: «Ветер бесился, как старый, озябший голый дьявол. В его реве слышались стоны, визг и дикий смех…» Постепенно звуки ветра почти материализуются, и герою чудится какой-то «страшный гость, ворвавшийся в его дом» Описания природы часто проникнуты лирическим теплым настроением: «Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного безмолвия…» Природа, ее сила воплощаются в «колдунье» Олесе. Знакомство героев происходит весной: пробуждается природа, пробуждаются чувства В последней главе – внезапный вихрь, гроза, град – предвестники разлуки и крушения любви Как рисует Куприн образ главной героини? Высокая брюнетка лет около 20 -25 с лицом, которое «нельзя было позабыть, но трудно описать»: «лукавство, властность и наивность» во взгляде «больших, блестящих, темных глаз» С чем сравнивает Куприн героиню? С молодыми елочками, выросшими в приволье старого бора Героя привлекает «ореол окружавшей ее таинственности, репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота», но более всего – гордая уверенность в свои силы. В ее неразгаданности особая привлекательность. Олеся не знает расчета, себялюбия. Ей чуждо все, что отравляет отношения людей в цивилизованном мире, к которому принадлежит Иван Тимофеевич В чем особенность изображения героя-рассказчика? Героя описывает сама Олеся: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая. Не сердечная. Слову вы своему не господин… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете». Как построен сюжет повести? Картины жизни и природы связаны в единый поток: после встречи героя с Олесей – картина бурной весны, объяснение в любви сопровождается описанием лунной ночи Сюжет построен на противопоставлении мира Олеси и мира Ивана Тимофеевича Отношения с Олесей он воспринимает как наивную, очаровательную сказку, ей же заранее известно, что эта любовь принесет горе… Его любовь постепенно убывает… Он думает прежде всего о себе: «Женятся же хорошие и ученые люди на белошвейках, на горничных… и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других?» Как меняется Олеся? Ее любовь становится самоотверженной. Язычница Олеся приходит в церковь и едва спасается от озверевшей толпы, готовой разорвать ведьму Какой цвет сопровождает образ Олеси? «Красная юбка Олеси выделялась ярким пятном на ослепительно белом, ровном фоне снега» (в первой встрече); Красный кашемировый платок; Нитка дешевых красных бус – единственная вещь, которая осталась «на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви» (в последнем эпизоде) Почему счастье героев оказалось таким коротким? Олеся, владеющая даром предвидения, осознает неизбежность конца короткого счастья. Слишком разные они люди. Тем более ценно ее самоотречение. Тема «волшебной любви» сменяется темой недостижимости счастья.

«Барбос и жулька Куприн» - Молодец на овец, а на молодца и сам овца. Объясните смысл пословиц. На всякую беду страху не напасёшься. Кто не испытал дружбы, до смерти. Почему изменилось поведения Барбоса? Сердце соколье, а смелость воронья. Будь верен тяжело разлучиться. Домашнее задание. Дружбе, верности. Тема урока: Александр Иванович Куприн.

«Куприн Олеся» - Как построен сюжет повести? Какой цвет сопровождает образ Олеси? Зимний пейзаж подчеркивает отрешенность от цивилизации. Избитая и осмеянная, Олеся вынуждена бежать из лесного гнезда. Олеся не знает расчета, себялюбия. Учитель Феоктистова О.В. МОУ «СОШ №8». Герой ожидает новых впечатлений. Какое значение имеет место действия рассказа?

«Биография Куприна» - Краткая биография. Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Семнадцать лет, которые писатель провел в эмиграции, были малоплодотворным периодом. Приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.

«Куприн Александр Иванович» - В 90-х г.г. знакомится с Буниным, Чеховым и Горьким. Публикует очерк "Москва родная". Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину. Повесть «Поединок» (1905). В 1901г. Семнадцать лет писатель провел в эмиграции. Весной 1897 г. писатель находился в Полесье. Куприн эмигрирует за границу.

«Творчество Куприна» - Повесть "Олеся" (1898). Родился 8 сентября 1870 г. в городке Наровчатове Пензенской губернии. Куприн в звании подпоручика служит в 46-ом пехотном Днепровском полку. В эпоху революций. Кроссворд. 3. 7. В кадетском корпусе появились первые склонности к литературе. Отец умер от холеры. Биография Александра Ивановича КУПРИНА.

«А.И.Куприн» - Словарная работа. Тапер –музыкант, играющий в небольших ресторанах, на танцевальных вечерах. РУБИНШТЕЙН, АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ (1829–1894), русский композитор и пианист. Зеленый домик в Гатчине.

Всего в теме 39 презентаций

А.И.Куприн «Олеся»

Богатство внутреннего мира героини повести «Олеся» и ее трагическая судьба

  1. Почему автор озаглавил повесть именем героини?
  2. Какое значение имеет место действия рассказа?
  3. Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.
  4. Как рисует Куприн образ главной героини?
  5. Почему для большинства местных жителей, крестьян - соседей Олеси, она - колдунья, «ведьмака»?

Слово «колдунья» многозначно. Оно означает не только злую ведьму, но и кудесницу, добрую волшебницу, чаровницу.

  1. Для Куприна Олеся - ведьма, соблазнившая Ивана Тимофеевича, или волшебница, открывшая герою красоту любви? Докажите вашу точку зрения.
  2. Соответствует ли имя героини ее колдовской сути? Какому значению слова «колдунья» оно больше подходит?
  3. За что соседи ненавидят и преследуют Олесю? Кого и почему автор выбрал для сопоставления с Олесей?
  4. Отчего объектом сопоставления стал заезжий «паныч»? Что привлекло героиню в Иване Тимофеевиче?
  5. Профессия, к которой стремится Иван Тимофеевич, - писатель, - случайно ли она дана автором своему герою?
  6. Есть ли общее в мастерстве писателя и колдуна?
  7. В чем особенность изображения героя-рассказчика?
  8. Вам понравилась Олеся? За что ее, по сути дикарку, далекую от цивилизации, полюбил изнеженный барин Иван Тимофеевич?
  9. Что принесла с собой Олеся в избу, в момент ее первого появления? О каких человеческих качествах Олеси говорит эта сцена?
  10. Какое качество Олеся больше всего ценила в человеке? Вы согласны с ее оценкой?
  11. Отчего Олеся фактически отвечает отказом на предложение Ивана Тимофеевича? Ведь мечтой любой девушки во все времена было услышать признание и предложение руки и сердца от любимого ею человека?
  12. Сохранит ли Олеся свою любовь к Ивану Тимофеевичу на всю оставшуюся жизнь?
  13. Отчего Олеся так безжалостно характеризует Ивана Тимофеевича: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову своему вы не господин. Над людьми любите верх брать... Сердце у вас холодное, ленивое»? Согласны ли вы с ее выводами?
  14. Корректно ли утверждать, что, не поборовшись за свое счастье, Иван Тимофеевич просто предал свою и Олесину любовь?
  15. Прочитайте эпизод посещения Олеси церкви. Почему Иван Тимофеевич, понимавший, чем для Олеси может закончиться этот поход, не остановил, не уберег любимую девушку?
  16. Отчего автор называет взаимоотношения своих героев «наивной очаровательной сказкой любви»? У сказок должен быть счастливый конец. А какой конец в данном произведении?
  17. Какой цвет сопровождает образ Олеси? Как вы думаете, почему?
  18. Оцените роль детали в повествовании на примере красных бус в финале произведения. Что они олицетворяют?
  19. Почему счастье героев оказалось таким коротким?
  20. В чем, по-вашему, идея рассказа?
  21. Что осталось от любви к Олесе в душе Ивана Тимофеевича?
  22. А в вашей душе после прочтения всего рассказа?

«Гранатовый браслет»

В основе произведения лежит реальный факт - история скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

Из воспоминаний Л. Любимова:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может тол какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры. Тон посланий был то выспренный, то ворчливый. Он то сердился на мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения.

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал матери гранатовый браслет. Мой дядя <...> и отец, тогда бывший жених моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин: отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинной беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрюмо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимое. На чужбине, 1963г.

  1. Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова?
  2. Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты?
  3. Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?
  4. Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
  5. Какой прием использует автор для того, чтобы ярче выделить появление в рассказе Желткова?
  6. Какие подарки получила Вера? В чем их значение?
  7. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность?
  8. Как развивается тема любви в рассказе?
  9. Как изображается автором Желтков и его любовь? Какую традиционную для русской литературы тему развивает Куприн?
  10. Какое значение имеет изображение героя после его смерти?
  11. Каким настроением проникнут финал рассказа?
  12. Какую роль в создании этого настроения играет музыка?
  13. Сопоставьте понимание любви в произведениях Куприна и Бунина (на материале купринской «Олеси», «Поединка», «Гранатного браслета» и бунинских рассказов «Солнечный удар» и Чистый понедельник»).
  14. Что сближает и чем резко отличаются два писателя-ровесника в других компонентах творчества - обработке жизненного материала, степени метафоричности прозы, «сюжетостроении», характере конфликтов?