Сро в пожарной безопасности. Сро по пожарной безопасности Сро пожарной безопасности

Уже несколько лет подряд в строительном сообществе курсировали слухи о том, что известной нам системе саморегулирования скоро наступит конец. Что вот-вот полетят головы саморегулируемых организаций (и с ними в неизвестном направлении полетят собранные деньги строителей). И что вот-вот все станет совсем по-другому. Теперь понятно, что именно в 2017 году эти слухи действительно стали реальностью. При […]

  • Мальчик кричал «волки» очень долго. Так вот, господа: волки. Это далеко не первая строительная саморегулируемая организация, которую исключают из реестра Ростехнадзора по наводке Нацобъединения. Далеко не первый случай, когда сотни неосторожных строительных компаний остаются без допуска, тысячи строителей остаются без работы, и многие тысячи членов их семей — без средств к существованию (и все это, […]

  • Стоимость вступления в СРО — один из первых показателей саморегулируемой организации, на который вам стоит обратить внимание. Если, конечно, переплачивать за одни и те же вещи в два и более раза — не в ваших правилах. Впрочем, если бы это было в ваших правилах, вы вряд ли бы стали успешным бизнесменом, не так ли?

  • Сколько кровавых слез уже пролито по поводу регионализации… А ведь регионализация — это не единственное гнилое яблоко, которым законотворцы угостили строительную отрасль в 372-ФЗ. Есть еще и «единый реестр специалистов»… Это нововведение касается всех. Строителей, переходящих в региональные СРО. Никуда не переходящих строителей. Проектировщиков и изыскателей, которых регионализация вообще не затронула. Требования к специалистам по […]

  • Всё, господа. Все уведомления приняты, уведомления больше не принимаются. Крайним сроком для их подачи было первое декабря. Что это значит для тех, кто успел — и для тех, кто не успел? Что делать дальше? Давайте разбираться. Первый этап изменений, связанных с переходом в региональные саморегулируемые организации, закончен. На этом этапе от строителей требовалось принять решение […]

  • Введение института саморегулирования, предусматривающего выдачу допусков на проведение определенных работ по пожарной безопасности (ПБ), должно было заменить лицензирование. Но до сих пор этого не произошло, поскольку законопроект № 305620-5 был принят лишь в первом чтении и находится на доработке. В настоящий момент вступление в пожарное СРО остается делом добровольным. Лицензия МЧС по прежнему является главным разрешительным документом для всех юридических лиц и ИП, ведущих деятельность по предупреждению, профилактике и тушению пожаров. Но с принятием указанного федерального закона предусмотрена их отмена с 1 января 2018 года.

    Виды лицензий МЧС

    На сегодняшний день уже начали создаваться и приступили к работе 38 некоммерческих профессиональных объединений для юрлиц и ИП, занятых в сфере обеспечения ПБ. Создана Национальная ассоциация пожарной безопасности, призванная контролировать работу саморегулируемых организаций. Пожарное СРО сегодня выдает допуски свои членам на выполнение работ, предусматривающих:

    • проектирование, монтаж и обслуживание пожарной сигнализации и систем пожаротушения;
    • выпуск пожарно-технической продукции;
    • сервисное обслуживание первичных средств по тушению пожаров;
    • проведение мероприятий по обучению ПБ и профилактике пожаров;
    • выполнение экспертиз, связанных с оценкой пожарных рисков;
    • проведение трубо-печных работ и деятельности, связанной с огнезащитой.

    Однако для легального занятия перечисленной деятельностью каждый член организации обязан иметь лицензию МЧС. СРО в области пожарной безопасности могут предложить сегодня своим членам всестороннюю информационную поддержку, касающуюся нормативов профессиональной деятельности и новшеств в законодательстве, регулирующих работы по предупреждению и тушению пожаров, а также защиту прав своих членов в государственных органах.

    Чтобы стать членом СРО предприятие любой формы собственности или индивидуальный предприниматель обязаны:

    • иметь в штате специалистов со специальным техническим или высшим профильным образованием и не менее, чем трехлетним стажем работы по специальности;
    • обладать соответствующей материально-технической базой для выполнения своих профессиональных обязанностей;
    • иметь нормативную документацию по обеспечению контроля над качеством выполняемых работ;
    • иметь страховку гражданской ответственности исполнителя работ;
    • уплатить взнос в компенсационный фонд и другие взносы, предусмотренные уставом организации.

    Сегодня вступить в СРО пожарной безопасности можно только при условии наличия лицензии МЧС и уплаты в организации суммы от 3 тысяч рублей. Новым же законом, который уже передан на второе чтение в Госдуму в декабре 2016 года, минимальный взнос в фонд компенсации предусмотрен уже в размере 50000 при наличии страховки или 200 тысяч рублей при её отсутствии.

    Проект N 305620-5

    Вносится депутатами Государственной Думы
    В.А. Востротиным, М.И. Гришанковым,
    Г.В. Гудковым, В.И. Колесникомым,
    А.Д. Куликовым, В.С. Плескачевским,
    А.М. Розуваном

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности

    Статья 1

    Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649, 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 33,ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2; N 30 ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19, ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117; N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3635) следующие изменения:

    1) дополнить частью второй следующего содержания:

    "Саморегулируемые организации в области пожарной безопасности (далее - саморегулируемые организации) - некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом в целях организации выполнения, входящими в состав указанных организаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей работ и услуг в области пожарной безопасности.";

    2) часть первую статьи 24 дополнить абзацами следующего содержания:

    "независимая оценка пожарного риска;

    расчет по оценке пожарного риска.";

    3) дополнить главой V_1 следующего содержания:

    "ГЛАВА V_1. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    Статья 39_1. Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации

    Деятельность, основные цели, функции, права и обязанности саморегулируемой организации осуществляются в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" и настоящей главой.

    Основные цели, содержание деятельности саморегулируемых организаций направлены на:

    предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных, объектам культурного наследия народов Российской Федерации (далее - вред) при выполнении и оказании услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций;

    повышение качества выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности членами саморегулируемых организаций.

    Статья 39_2. Приобретение статуса саморегулируемой организации

    Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, объединяющая юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обеспечения пожарной безопасности по одному или нескольким видам работ, услуг определенных частью второй настоящей статьи и внесенная в государственный реестр саморегулируемых организаций.

    Виды работ и услуг в области пожарной безопасности по профилактике пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе, производству и проведению испытаний пожарно-технической продукции, выполнению проектных и изыскательских работ, проведению научно-технического консультирования и экспертизы, испытанию веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность, обучению населения мерам пожарной безопасности, огнезащитным и трубо-печным работам, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем и средств противопожарной защиты, ремонту и обслуживанию пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановлению качества огнетушащих средств, независимой оценке пожарного риска, расчетам по оценке пожарного риска должны выполняться только юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, являющимися членами саморегулируемой организации, и имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ и услуг.

    Работы и услуги в области пожарной безопасности, оказываемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляются без вступления подразделений федеральной противопожарной службы в саморегулируемую организацию в области пожарной безопасности.

    Внесение сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций осуществляется федеральным ом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций (далее - орган надзора за саморегулируемыми организациями), в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", и статьей 39_3 настоящего Федерального закона.

    Статья 39_3. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации

    Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих виды работ и услуг в области пожарной безопасности указанные в части второй статьи 39_2 настоящего Федерального закона, при условии ее соответствия следующим требованиям:

    объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем пятьдесят индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц;

    наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем пятьдесят тысяч рублей на одного члена некоммерческой организации. При этом обязательное страхование ее членами ответственности за выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

    наличие документов, предусмотренных настоящего Федерального закона.

    При определении числа членов некоммерческой организации аффилированные лица учитываются как одно лицо.

    При определении числа членов некоммерческой организации учитываются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, соответственно выполняющие виды работ и услуг в области пожарной безопасности.

    Статья 39_4. Документы саморегулируемой организации

    Саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить:

    стандарты саморегулируемой организаций - документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами в области пожарной безопасности требования к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности, к результатам выполнения указанных работ и оказанию услуг, системе контроля за выполнением указанных работ и оказанием услуг;

    требования к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности;

    правила контроля в области саморегулирования - документ, устанавливающий правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

    документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;

    правила саморегулирования - документ, устанавливающий требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

    Документы саморегулируемой организации не должны:

    противоречить требованиям установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, нормативными документами Российской Федерации;

    устанавливать преимущества для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся учредителями такой организации;

    привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе к разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков), созданию препятствий доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам.

    Статья 39_5. Допуск к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности

    Допуск к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к работам и оказанию услуг в области пожарной безопасности (далее - свидетельство о допуске). Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

    Срок действия свидетельства о допуске - 5 лет.

    При отсутствии в период срока действия свидетельства о допуске нарушений стандартов и правил саморегулируемой организации со стороны члена саморегулиремой организации, по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулироуемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации, свидетельство о допуске продлевается на установленный настоящим Федеральным законом срок.

    Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы или оказывать услуги при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ и услуг.

    Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ.

    Минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске:

    наличие у работников юридического лица, у работников индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности. При этом не менее трех работников должны иметь высшее профессиональное образование или не менее пяти работников - среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее трех лет для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее пяти лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

    наличие у индивидуального предпринимателя, руководителя организации высшего или среднего профессионального образования соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, а так же стажа работы по специальности не менее чем пять лет;

    повышение квалификации индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций не менее одного раза в 5 лет.

    Действие свидетельства о допуске к работам прекращается:

    по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации, принятому на основании заявления члена саморегулируемой организации;

    по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации при установлении факта наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица выданного другой саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к такому же виду работ;

    по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае неустранения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в установленный срок выявленных нарушений в соответствии с 10 Федерального закона "О саморегулируемых организациях";

    по решению суда;

    в случае прекращения членства в саморегулируемой организации.

    Статья 39_6. Административная ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности, которые оказывают влияние на пожарную безопасность объектов защиты

    Административную ответственность за нарушение требований при выполнении работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске, если такое свидетельство является обязательным и нарушение минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске несут юридические и физические лица в соответствии с законодательством Российской Федерации."

    Статья 2

    Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; N 50, ст. 4925; 2003, N 2, ст. 169; N 11, ст. 956; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3455; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 7, 15; N 30, ст. 3748, 3749, 3750; N 45, ст. 5427; N 46, ст. 5554; N 50, ст. 6247; 2008, N 18, ст. 1944; N 29, ст. 3413; N 30, ст. 3604; N 52, ст. 6227; 2009, N 1, ст. 15, 17; N 29, ст. 3614) следующие изменения:

    1) подпункт 39 пункта 1 статьи 17 признать утратившими силу;

    2) дополнить пунктом 6_2 следующего содержания:

    "6_2. С 1 января 2011 года прекращается лицензирование производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

    Статья 3

    Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 28, ст. 2975; 2007, N 26, ст. 3089; 2009, N 29, ст. 3635) следующие изменения:

    1) дополнить статьей 9.5.2 следующего содержания:

    "Статья 9.5.2 Выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске

    1. Выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности без свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, если такое свидетельство является обязательным, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    2. Несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

    3. Повторное в течение года несоблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем минимально необходимых требований к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ и оказанию услуг в области пожарной безопасности выдаваемом саморегулируемой организацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.";

    2) часть 2 статьи 23.1 после слов "частью 3 статьи 9.5.1" дополнить словами "частью 3 статьи 9.5.2";

    3) часть 1 статьи 23.34 после слов "предусмотренных " дополнить словами "9.5.2,".

    Статья 4

    Внести в (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 31, ст. 4012; 2008, N 30, ст. 3604) следующие изменения:

    1) в части 2 статьи 47 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области инженерных изысканий, пожарной безопасности";

    2) в части 4 статьи 48 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области проектирования, пожарной безопасности";

    3) в части 2 статьи 52 слова "саморегулируемой организацией" заменить словами "саморегулируемыми организациями в области строительства, пожарной безопасности".

    Статья 5

    Свидетельство о допуске к работам и оказанию услуг, выданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действует до наступления обстоятельств, предусмотренных частью седьмой статьи 39_5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции настоящего Федерального закона)".

    Статья 6

    Абзац сорок первый подпункта "а" пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 27, ст. 2719) признать утратившим силу.

    Статья 7

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 1 статьи 2 и статьи 6 настоящего Федерального закона.

    2. Пункт 1 статьи 2 и статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2011 года.

    Президент
    Российской Федерации
    Д. Медведев

    ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
    на проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", вносимый депутатами Государственной Думы В.А.Востротиным, М.И.Гришанковым, Г.В.Гудковым, В.И.Колесниковым, А.Д.Куликовым, В.С.Плескачевским, А.М.Розуваном


    В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

    В связи с отсутствием в законопроекте положений, затрагивающих вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации , направляется официальный отзыв.

    Законопроектом предлагается внести в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменения, предусматривающие в области обеспечения пожарной безопасности замену лицензирования системой саморегулирования.

    Согласно законопроекту Федеральный закон "О пожарной безопасности" дополняется новыми статьями 39_1 - 39_6, устанавливающими требования по созданию и организации деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области пожарной безопасности.

    Одним из устанавливаемых законопроектом (абзац третий статьи 39_3) требований к некоммерческим организациям является обязательное страхование гражданской ответственности членов СРО.

    В связи с этим проект необходимо дополнить положениями, определяющими условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" .

    Законопроектом также устанавливаются (новые статьи 39_4 и 39_5) требования о получении членами СРО допусков к работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в области пожарной безопасности.

    Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом "О саморегулируемых организациях" хозяйствующий субъект, вступающий в члены СРО, обладает правоспособностью и может осуществлять свою деятельность без дополнительных разрешений (допусков).

    В связи с этим требование о получении членами СРО допусков к выполняемым (оказываемым) ими работам (услугам) представляется избыточным.

    Законопроектом предлагается внести в статьи 47 , и 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения, также предусматривающие получение членами СРО допусков к выполняемым работам в области пожарной безопасности при осуществлении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

    Указанные изменения представляются необоснованными, поскольку вопросы регулирования деятельности СРО в области пожарной безопасности не являются предметом регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации .

    На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии его доработки.

    Заместитель Председателя
    Правительства Российской Федерации -
    Руководитель Аппарата Правительства
    Российской Федерации
    С.Собянин

    Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности"

    Одним из приоритетных направлений экономического развития Российской Федерации является снятие избыточных административных барьеров на пути предпринимательской активности. В частности в настоящее время производится замена регулятивных функций со стороны государства по лицензированию отдельных видов деятельности и оказания услуг на механизм саморегулирования.

    Федеральным законом Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 315 "О саморегулируемых организациях" определены основные правовые формы создания и деятельности саморегулируемых организаций, а также установление особенностей, при создании саморегулируемых организаций определенных видов работ и оказания услуг, федеральными законами.

    Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69 "О пожарной безопасности" определен перечень работ и услуг в области пожарной безопасности, которые самым непосредственным образом влияют на безопасность зданий и сооружений.

    Создание саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности позволит исключить действующий порядок лицензирования в области пожарной безопасности, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" , и передать эти функции саморегулируемым организациям (СРО), а также определить четкие стандарты и правила ведения предпринимательской деятельности, осуществление контроля и надзора за своими членами и их ответственности.

    На данном этапе система лицензирования выполнила свою функцию, что подтверждается успешным функционированием автоматических систем противопожарной защиты на объектах реального сектора экономики и способствовало увеличению количества обнаружений пожаров в начальной стадии с 36,7% в 2000 году до 42,1% в 2007 году, при этом стоимость спасенных материальных ценностей на пожарах за аналогичный период выросла в 2,6 раза. В Российской Федерации зарегистрировано более 37 тысяч организаций, получивших лицензии в этой сфере деятельности. Это около 300 тысяч рабочих мест. В основном это предприятия малого и среднего бизнеса. Ими, по оценке экспертов, выполняются работы на сумму, превышающую 90 млрд. рублей в год.

    С целью сохранения эффективной работы субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в области обеспечения пожарной безопасности возможна передача данного вида услуг под ответственность саморегулируемых организаций, которые могли бы функционировать на объектах, независимо от стадии их жизненного цикла.

    Необходимость введения института саморегулирования в противопожарной отрасли обусловлена в первую очередь прямой зависимостью жизни людей от качества работ (услуг) в области пожарной безопасности.

    Стоимость работ на проектирование и строительство в области безопасности во многих развитых странах мира достигает до 15% от общей стоимости строительства. У нас в стране этот показатель гораздо ниже, но тем не менее услуги в области пожарной безопасности, особенно в последние годы, занимают все более приоритетное положение при функционировании любого здания или сооружения. Особое значение имеет уровень противопожарной защиты для зданий высотой более 50 метров, подземных сооружений, зданий с массовым пребыванием людей. Для данной категории строений практически от состояния систем автоматической пожарной защиты зависит безопасность людей. Естественно, от качества смонтированного противопожарного оборудования и используемых материалов, уровня выполнения проектных и монтажных работ непосредственно зависит защищенность людей и имущества в случае чрезвычайной ситуации, прежде всего связанной с пожаром. Поэтому необходимо достаточно жестко регулировать качество произведенной пожарно-технической продукции и выполнения работ в области пожарной безопасности. Эта задача реально решается через систему саморегулируемых организаций.

    Также важным аргументом введения системы саморегулирования в области пожарной безопасности является более строгий, одновременно открытый контроль за деятельностью предприятий, являющихся членами СРО. На рынке противопожарных услуг, как и в любой отрасли, существуют организации, работающие на низком профессиональном уровне, со слабой профессиональный подготовкой сотрудников. В работе используется не профессиональное оснащение, допускаются случаи неправильного монтажа, установка оборудования с отступлениями от проекта, нарушаются сроки гарантийного обслуживания. Система планирования и контроля производства на ряде предприятий находится на крайне низком организационном и практическом уровне.

    Демпинг цен при борьбе за получение заказа на соответствующий объем работы, откровенно заниженные сметы на подрядные услуги порождают брак, отсутствие соблюдения элементарной производственной этики. В конечном итоге все это может привести к непоправимым последствиям при чрезвычайной ситуации.

    В рамках саморегулирования многие проблемы, особенно в области повышения результативности и качества выполнения работ можно решить более эффективно.

    Важно правильно и очень ответственно сформировать порядок формирования состава СРО с учетом непосредственно определенных видов работ. Разработать и установить простые, одновременно жесткие и очень конкретные требования на виды услуг. Во многом, приоритетным направлением деятельности СРО должно быть расширение и дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, возможность поддержки бизнеса в достаточно непростой экономической обстановке. Одновременно необходимо построить механизм допуска организаций способных эффективно и качественно оказывать услуги в представляемой области, а также производить продукцию современного уровня.

    Вместе с тем приобретение статуса саморегулируемой организации в области пожарной безопасности возможно только после внесения соответствующих сведений в реестр саморегулируемых организаций, что требует определения органа, ведущего реестр саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности и выполняющий функции надзора.

    Преимущество саморегулирования заключается в повышении конкурентоспособности членов саморегулируемой организации на рынке за счет новых инструментов ответственности, в том числе:

    - субсидиарная материальная ответственность членов СРО за счет формирования компенсационного фонда;

    - страхование ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков;

    - использование добровольной сертификации как гаранта надежности и качества выполненных услуг.

    Члены СРО получат больше подрядов за счет избавления от так называемых портфельных фирм, демпинг на аукционах которых приводит к незавершенному строительству, авариям и низкому качеству работ, а главное лишает подрядов добропорядочные фирмы. В результате строгого отбора в члены СРО комплекс услуг в этой области должен стать более ответственным и "прозрачным".

    В свою очередь все это обеспечит заказчикам гарантии, что члены саморегулируемой организации выполнят работы, предусмотренные контрактом, качественно и в срок за счет повышенной ответственности, предусмотренной правилами саморегулирования, а в случае причинения вреда, вследствие недостатков работ, выполненных членом саморегулируемой организации, заказчик получит полное возмещение ущерба за счет страховой компании и компенсационного фонда.

    В связи с этим, разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности", в котором, задача создания саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности определена отдельной целью.

    Законопроект вносит изменения в следующие федеральные законы:

    "О пожарной безопасности" ;

    "О лицензировании отдельных видов деятельности" ;

    "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" ;

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях ;

    Градостроительный кодекс Российской Федерации .

    Вносимые законопроектом изменения, без ущерба для системной взаимосвязи, позволяют дополнить понятийный аппарат, привести в соответствие с законодательством Российской Федерации основные задачи по организации саморегулирования в области пожарной безопасности, а также их права и обязанности.

    Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств федерального бюджета, а его реализация позволит повысить эффективность государственной политики в сфере саморегулирования в области пожарной безопасности.

    Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.


    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
    рассылка

    Есть ли необходимость вступать в СРО строителей и получать допуски к работам, если организация занимается преимущественно ремонтом и обслуживанием средств обеспечения пожарной безопасности? Нужен ли допуск СРО на монтаж систем пожарной сигнализации, систем дымоудаления и вентиляции, иных систем обеспечения пожарной безопасности зданий?

    В каких случаях допуски СРО необходимы, а в каких достаточно иметь лицензию МЧС на осуществление указанной деятельности?

    Ответ :

    Федеральным законом N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесена к видам деятельности, подлежащим лицензированию.

    Конкретизированный перечень «пожарных» работ приведен в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225, которым утвержден «Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В перечень вошли следующие виды работ:

    1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт (включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ):

    • систем пожаротушения и их элементов;
    • систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов;
    • систем противопожарного водоснабжения и их элементов;
    • систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции;
    • систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов;
    • противопожарных занавесов и завес;

    2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт

    • заполнений проемов в противопожарных преградах
    • первичных средств пожаротушения
    • фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

    3. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

    4. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

    Вместе с тем, Раздел III Перечня работ , утвержденного Приказом Минрегиона № 624 также включает в себя ряд видов работ, направленных на снижение риска возникновения пожара, монтаж оборудования для ликвидации пожара и иные виды работ, противопожарной направленности: пункты 9.3, 10.1, 10.3, 12.1, 12.2, 12.3, 12.12, 15.1, 15.4, 15.6, 20.1, 20.12, 20.13, 23.6, 24.5, 24.6, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12, 24.14, 24.29, 31.5.

    В своем заключении от 29.06.2012г. «Об экспертизе приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 года N 624», Минэкономразвития РФ указывало на то, что Перечень работ (подлежащих лицензированию МЧС), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 и Перечень работ, утвержденный Приказом Минрегиона № 624 (на выполнение которых необходим допуск СРО), частично дублируются и на участников строительного рынка ложиться бремя несения финансовых затрат как на вступление в строительную СРО, так и на получение лицензии МЧС, что вряд ли приводит к позитивным результатам в плане развития строительной отрасли. В частности, в упомянутом заключении указывалось на то, что «входящие в перечень постановления N 1225 виды работ совпадают с видами работ утвержденного приказом N 624 Перечня не буквально: как правило, "пожарный" вид работ является частным случаем вида работ, указанного в Перечне.

    Таким образом, в соответствии с постановлением N 1225 перечисленные виды работ Перечня полностью или частично (в части обеспечения пожарной безопасности) подлежат лицензированию МЧС России. В соответствии с приказом N 624 для выполнения данных видов работ необходимо свидетельство о допуске от СРО.

    В сложившейся ситуации организации, выполняющие данные виды работ, вынуждены получать и лицензию МЧС, и допуск СРО, что ведет к необоснованным финансовым затратам».

    Данный вопрос являлся предметом спора в Верховном Суде РФ, который отверг доводы заявителя о том, что виды работ, перечисленные в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона № 624, полностью или частично совпадают с видами работ, указанными в приложении к Положению о лицензировании.

    Позиция Верховного Суда РФ

    Верховный Суд РФ указал, что Перечень работ , и в частности, его раздел III содержит виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на объекте незавершенного строительства, тогда как деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, подлежащая лицензированию, осуществляется на стадии эксплуатации уже построенных, введенных в эксплуатацию зданий и сооружений. (из решения Верховного Суда РФ от 09.04.2013 N ГКПИ13-7)

    Таким образом, для выполнения работ по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и иных видов работ противопожарной направленности требуется как лицензия МЧС, так и свидетельство о допуске СРО к соответствующим работам только при осуществлении строительства, реконструкции или капитального ремонта здания и сооружения.

    Деятельность, касающаяся эксплуатации объектов и осуществления текущего ремонта зданий и сооружений (в том числе объектов капитального строительства), законодательством о градостроительной деятельности не регулируется.

    То есть если речь идет об объекте, сданном в эксплуатацию, то на выполнение работ, связанных с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и прочих систем и их элементов, требуется только лицензия МЧС, вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам нет необходимости.

    Кроме того, следует также напомнить, что допуски СРО на выполнение указанных выше работ не требуются и в том случае, если данные работы (в том числе по монтажу систем пожаротушения, систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и т.д.) выполняются на объектах:

    • для которых не требуется выдача разрешения на строительство;
    • индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей);

    и других, указанных в п. 2 Приказа Минрегиона N 624.

    Рекомендуем также по теме : "нужна ли лицензия на монтаж пожарной сигнализации "? "нужна ли лицензия на проектирование пожарной сигнализации, систем пожаротушения "? "

    Саморегулирование в области пожарной безопасности (СРО МЧС)

    СРО или лицензии МЧС? Членство в саморегулируемых организациях (СРО) ради ухода от обязанности получать официальное разрешение потеряло актуальность. Закон «О лицензировании» требует получения двух видов лицензий? на работы по ликвидации возгораний и установку (обслуживание, ремонт) противопожарных технических средств. Тем не менее пожарные СРО продолжают свое существование.

    Что такое пожарное СРО

    СРО в области пожарной безопасности является добровольным сообществом организаций, прямо или косвенно связанных с тушением пожаров. Деятельность СРО подпадает под Федеральный закон №315-ФЗ, единый для всех видов саморегулируемых объединений (аудиторов, строителей…).

    Называться пожарной СРО имеет право структура, призвавшая под свои знамена не менее 25 участников (компаний и ИП). Еще одно обязательное условие? наличие компенсационного фонда. Это значит, участники должны платить вступительные взносы.

    Организационными документами СРО являются:

    • внутренние стандарты;
    • алгоритмы контроля;
    • свод требований к деятельности участников;
    • перечень дисциплинарных мер

    Для чего создают СРО?

    Функции союза огнеборцев сводятся к поддержке общественных интересов и правовой ориентации участников блока. Чтобы единым фронтом спасать мир от огня, оберегать жизни и здоровье людей, имущество, природу, объекты, представляющие культурно-историческую ценность и делать это на высоком профессиональном уровне, СРО

    • координируют вопросы нормативного регулирования противопожарной деятельности;
    • отстаивают интересы участников СРО в отношениях с органами власти;
    • контролируют вопросы соблюдения участниками законов, регламентов и предписаний в сфере пожарной безопасности;
    • разрабатывают внутренние правила и стандарты, ведут реестры участников;
    • обеспечивают информационно-методическое обеспечение и консультирование членов СРО.

    История вопроса и почему СРО не отменяет лицензию

    Законопроект № 305620-5, восемь лет будораживший умы, окончательно снят с повестки дня Государственной Думой. История началась в 2010 году, когда по инициативе предпринимательского сообщества был брошен клич о замене пожарной лицензии членством в СРО. Документ соответствующего содержания высший законодательный орган принял в первом чтении.

    Однако, попытка забрать у государства и передать пожарным СРО МЧС часть разрешительных функций не удалась. На фоне возникших разногласий во втором чтении закон не прошел и отправился на доработку. Период неопределенности закончился принятием Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (№ 99ФЗ от 04.05.11). Отклонение проекта № 305620-5 в январе 2019 исключило вероятность подвижек от лицензирования в сторону членства в СРО.

    Мнение, навязанное создателями некоммерческих партнерств, о том, что вступление в СРО пожарной безопасности? это инвестиция в будущее (как плата за возможность работать без лицензии), безосновательно.

    Существует только один документ, дающий право вести работы по обеспечению пожарной безопасности и это пожарная лицензия МЧС. Выдачей разрешений на пожаротушение, ремонт и монтаж оборудования ни Росреестр, ни тем более СРО не занимаются, это функция МЧС России.

    Подробную информацию о том, как быстро и надежно оформить лицензию МЧС, Вы можете получить по телефону в Москве + 7 495 646-12-76 или, отправив нам заявку на электронную почту:

    Нужно ли вступать в пожарное СРО сегодня?

    Саморегулирование в области пожарной безопасности? дело бесперспективное. Специалисты Многопрофильного юридического центра «Эксперт» не рекомендуют вкладывать в то, что не дает результата. Работать вы умеете, а получить лицензию поможем. Документ действует бессрочно (ранее выдавался на 5 лет). Лицензии, выданные до 03.11.2011. по истечению срока, указанного на официальном бланке становятся недействительны и подлежат переоформлению. И здесь мы окажем содействие.

    Сбор документов, хождение по инстанциям? весь трудоемкий процесс? наши юристы возьмут на себя. В обмен на неэффективное членство в СРО предлагаем практический опыт работы с лицензиями и структурами МЧС, знание законов и заботу об интересах клиента. Занимайтесь поддержкой противопожарных систем, а мы займемся поддержкой вашего бизнеса. Берегите время для главного, получайте лицензию без проблем и оставайтесь успешными.