Сколько мест в чернобыльской зоне стоянок техники. Из чернобыльской зоны исчезла вся зараженная военная техника. Когда можно будет использовать чернобыльские машины

Помимо обычных автомобилей в ликвидации была задействована и другая техника различных видов, в том числе и передовая иностранная, с которой мы познакомимся далее.

Первые фото после катастрофы. Сделаны они знаменитым фотографом Зоны Игорем Костиным. Запретная зона, Зона Отчуждения. Дальше нельзя. ОЗК в данном случае надет как комбинезон, на парах БЖД тренировались, пробовали на время облачиться в него. Весело было, когда у тебя сзади торчит непонятно что.

Кладбище техники и вещей Буряковка. Захоронение машин. Не удивляйтесь воде, порой бывало и хуже. На заднем плане подготовка к захоронению медицинских РАФ 22031. Хочу сказать, что именно 22031, а не 22038, которая появилась парой лет позже.

Машина ликвидаторов. Данная *тройка*, как и многие автомобили Зоны, подвергались жесткому дербану. Дефицитные запчасти же, чего добру пропадать? Фонит? Да и фиг с ним! Только понять то не могли, что страдать то и другие будут…

Дистанционно управляемая техника. Коматсу (Япония), недалеко от 4 энергоблока. Подготовка к зачищению территории у блока.



"Крышные коты". Молодые солдаты, еще совсем юные, лет по двадцать вскоре полезут на крышу, дабы "погреться" под щедрым чернобыльским Солнцем, получить ядерный загар и стерилизовать свои, кхм. Вес доходить мог до 20(!) кг! Свинцовые фартуки, свинцовые листы, защитная повязка, очки, шапочка, каска, щиток на лицо и затылок, *корзинка для яиц* из все того же листового свинца, бушлат и кирзовые сапоги со свинцовыми стельками. А еще за меньше чем за минуту лопатой подхватить кусок мусора, подойти к развалу и бросить его. И все бегом, бегом! Через крышу прошло 3828 человек. 3828 сломанных человеческих жизни. 3828 безымянных героя. И это официально. Они защитили нас, ныне живущих от ядерного загрязнения, а их забыли… Низкий им поклон и огромное человеческое спасибо за их подвиг. Супергерои в жизни, а не в нарисованных комиксах.

Почти законченный объект "Укрытие". И частный транспорт ликвидаторов на промплощадке. Думаю, не стоит говорить, что стало с "копейкой" потом?

Кладбище кораблей. С их помощью привозили на промплощадку материалы и части конструкций Саркофага, в плавучих гостиницах жили сами ликвидаторы. А потом большую часть этих кораблей слили! Печально знаменитая Булгария оттуда. Но судьба всех тех плавсредств тумана и необычна. Они все затонули.

Рассоха. Ныне не существует. Один из железных героев, что помогал в ликвидации последствий. Хочу повторить, что ВСЮ технику, что стояла на отстойнике, переплавили. Ранее да, шаловливые ручонки что смогли унесли. Некто supertima заявил, что БРДМ оттуда не переплавили, а продали. Лин, этого быть не может! Никто сейчас уже точно не купит такую технику, тем более настолько разукомплектованную. Да еще фонящую. Да переплавили, легально или нет, всем было до одного места, когда делали. Что за бред порой люди несут, честное слово.

Советские космические роботы-исследователи СТР-1. Применялись для очистки крыши станции от радиоактивного мусора и обломков. На фотографии: специалисты завода *Юпитер* (Чернобыль) подготавливают роботов к работе.

Могилевские скреперы МоАЗы также принимали участие. С их помощью рыли могильники на Буряковке, снимали зараженный верхний слой почвы. Они внесли свою неоценимую лепту в ликвидации, пусть и оставшись в теми других.

Робот на крыше 3 энергоблока станции. Начинка тупо сгорала от того уровня радиации, что был там. И под Саркофагом сейчас тоже довольно серьезный уровень радиации! Инспектируют, но дозы там получают ооочень большие. Если побыть там достаточно долго, можно и лучевую подхватить, а можно и с жизнью расстаться. Порой роботы с крыши падали. Использовали и импортные и советские роботы, да только все равно они не выдерживали. Они работали, пока последняя надежда не умерла в обеих смыслах слова. Немецкий робот *Джокер* проехал всего ничего по крыше 4 блока и застрял. Пока его вызволяли, начинка уже сгорела. Было принято тяжелейшее решение выпустить на крышу людей для зачистки кровли…

Подкоп под 4 блок для создания морозильника, как предполагали изначально. Реактор успел остыть и весь тот подкоп залили бетоном, создав тем самым дополнительный фундамент. Труд шахтеров со всей страны советской был огромен и неоценим ничем. Уровни радиации там были далеко не в пределах нормы, а условия работы просто адские. Без свежего воздуха, в тесном пространстве, с лопатой наперевес и согнувшись.

Сказать честно, я был немного удивлен наличию в Зоне такого автомобиля как Ныса 522. Но факт фактом - эта польская машина с горьковскими корнями перед вами.

Станция Янов. Поезда. Труженики, которые наравне с другими возили к разрушенной станции необходимые материалы.

После аварии была угроза попадания и загрязнения подводного течения, причем воды питьевой. Для предотвращения этого была создана биологическая стена из литого бетона, которая отделяла бассейн от возможных водных загрязнений. Глубина, примерно, 10 метров. Литой бетон.

Для данной операции применялись грейферы Cassagrande. Они в земле делали узкий проход, который потом заливали. Может и *высверлить*, может и выкопать. Почти все под силу.

Почему на бампере написан город Коростень я не знаю, вероятно водитель этого уникального Кременчугского богатыря оттуда родом.

Последние работы по возведению Саркофага. КрАЗ выкладывает плиты, которые потом заасфальтируют, уже есть забор из все таких же плит. Бетононасосы заделывают последние щели и скоро отправятся на утилизацию.

Ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС стала тяжелым испытанием. Ставший в одночасье немирным атом не щадил никого: ни людей, ни технику. Попавшие в Чернобыль вертолеты, инженерные машины и другая спецтехника получили дозу радиации, которая исключала их дальнейшее использование. Было принято решение поместить всю эту технику законсервировать и забыть о ней на многие десятилетия. Но что-то пошло не так и жизнь внесла свои коррективы.

Площадь могильника, расположенного в окрестностях деревни Рассоха Иванковского района Киевской области, составляла порядка 20 гектаров, а общая стоимость уже недвижимого имущества в ценах 1986 года - 46 млн долларов США (это более 1350 единиц различной техники: вертолетов, машин, автобусов, бронетранспортеров). Конечно, такое богатство не могло не привлечь любителей легкой наживы.

Кладбище техники просто необъятных размеров. Рядами стоят зараженные машины. Бронетранспортеры, грузовики, машины скорой помощи, пожарные машины, автобусы, экскаваторы, роботизированные бульдозеры и даже грузовые вертолеты (самые мощные в мире — подъем 50т). Техника на ядерной свалке находится в очень запущенном состоянии, от некоторой остался только остов. Те единицы техники, которые были облучены сильнее всего, сразу хоронили на большой глубине.
Это роботизированные бульдозеры, именно ими сбрасывали в открытый реактор глыбы радиоактивного графита, который выбросило во время взрыва на крышу из реактора. Это автобусы, на которых эвакуировали жителей Припяти, напротив машины скорой помощи, рядом пожарные машины.

Сейчас этой свалки больше не существует. Вся грязная, т.е. зараженная смертельной радиацией техника исчезла. На форумах, где затрагивалась тема Рассохи, пользователи выделяли три волны растаскивания радиоактивного бесхозного имущества. Первая началась еще при СССР — тогда снимали дефицитные запчасти для рабочей техники в Чернобыльской зоне отчуждения. Вторая — в 90-е, когда массово начинали снимать двигатели с грузовиков, срезали переднюю облицовку радиаторов, капот. Порой такие запчасти всплывали потом на харьковском авторынке. Третья волна началась в 2000-2002 годах, когда оставшуюся технику начали растаскивать на металлолом.

Официальные работы по ликвидации радиоактивной свалки начались в 2013 году, и сегодня на месте радиоактивного могильника практически ничего не осталось. Так свалка радиоактивной техники выглядела несколько лет назад.

А так Рассохинское «кладбище» выглядит сегодня. Сам лично нашёл в Гугл-Мапс — Кладбище техники Кладовище расохського обладнання

Куда делись или во что были переплавлены сотни тонн зараженного железа, алюминия, меди и других металлов. Где всплывет эта бомба замедленного действия? Ответов пока ни у кого нет.

Всемирно известным и ужасным фактом является , произошедшая в 1986 году неподалеку от города Припять, за 150 километров от Киева. Тридцать километров территории превратились в мертвый нежилой участок земли, где пострадало все: люди, животные, растения в лесу, фрукты и овощи в саду, техника Чернобыля.

Живая природа понесла убытков, которые отчетливо видны до сих пор. Тысячи поломанных человеческих судеб, сотни кинутых на произвол судьбы животных, запуганные дикие животные. Перлом всей этой цепочки является , который до сих пор очищается от радиоактивного излучения. По оценкам экспертов, только примерно через двадцать тысяч лет природа полностью сможет освободиться от ярма облучения и сможет снова радовать ее жителей.

Но не все, что пострадало в Чернобыле, сможет освободиться от радиоактивных элементов самостоятельно. Очень много домов, техники и различных неодушевленных предметов осталось на территории Припяти и Зоны отчуждения. Не можно сказать, что уровень загрязнения спустя тридцать лет держится на том же уровне, но все же техника Чернобыля до сих пор ужасно фонит.

Кладбище техники в Чернобыле Рассоха

Сейчас вся заброшенная техника в Чернобыле находится в одном из сел Киевского района. Это село получило название Рассоха, кладбище техники Чернобыля. Когда-то это было процветающее село, а сейчас оно даже потеряло статус населенного пункта. Эта полноценная свалка техники в Чернобыле, состоящая сплошь из смертельного мусора. Всего там находится более 400 единиц различных машин.

Когда случилась авария на ЧАЭС, всех людей из-за большого уровня радиации эвакуировали в ближайший населенный пункт – Макаровский район, Колонщина. Вскоре туда начала свозиться из района Чернобыль брошенная техника. Эти машины образовали новый мертвый город, который спустя тридцать лет продолжает поражать своей уникальностью.

Кладбище военной техники в Чернобыле образовалось там после участия этих транспортных средств в ликвидации . Абсолютно все машины, вертолеты и другая заброшенная техника в Чернобыле, настолько покрылись радиоактивными частицами, что использовать их в дальнейшем было просто невозможно. Правительство решило похоронить эту технику, просто перевезя ее в определенное место и оставив там навсегда.

Неподалеку от этого места под названием кладбище зараженной техники в Припяти находился санитарный пункт, который занимался вопросом того, чтобы Чернобыльская техника могла вновь пойти в строй. Ученые и ликвидаторы разрабатывали разные способы по обезвреживанию могильник техники в Чернобыле.

Работниками по обезвреживанию места, где была техника Чернобыля, было решено закопать в землю те машины, которые очень сильно заразились и не подлежали восстановлению. Так и появился могильник техники Чернобыль. Но проблема в том, что не вся техника Чернобыля превратилась в буквальное кладбище техники в Чернобыле. Очень много машин так и остались стоять на том месте, когда их оставили после катастрофы на ЧАЭС.

Техника Чернобыля на ПЗРО Буряковка

Еще одна стоянка техники в Чернобыле расположена на расстоянии 50 километров от Чернобыльской АЭС. Она получила название по одноименному поселку – Буряковка, и сейчас известна, как Буряковка — кладбище зараженной техники. Это кладбище находится не в самом селе, а в четырех километрах от него. Но, все-равно, населенный пункт потерял свой статус, в нем никто не живет, и сейчас этот район считается одним из мертвых сел .

Полное название места, где находится брошенная военная техника в Чернобыле – пункт захоронения радиоактивных отходов, что обозначают аббревиатурой ПЗРО. Такой вот ПЗРО, под названием Буряковка, обустроил институт Ленинграда. Брошенная техника после Чернобыльской аварии не только располагается по площади кладбища. Так же, как и в Рассохе, она зарыта в землю.

Траншеи, которые скрывают в себе ужасно фонящую технику, использованную при ликвидации последствий аварии, имеют глубину в 25 тысяч кубических метров. И таких траншей-могил в Буряковке насчитывают более 30.

ПЗРО Буряковка очень важный пункт захоронения радиоактивной техники. Его местоположение ученые и ликвидаторы выбрали не зря. Буряковка находится очень далеко от водоемов, которые, как известно, очень быстро переносят радиоактивные частицы и способны заразить всю планету.

Таким образом, даже зарытые в землю радиоактивные машины, не представляют большой опасности, так как радиация не проникает в воду. Также процессы, которые происходят в геологической структуре нашей земли, никаким образом не влияют на захороненные машины. Ученые отлично просчитали все варианты, взвесили все «за» и «против», и в результате выбрали место, где никто не живет и еще долго не будет жить, и где все условия характеризуются высокой защитой и смогут предотвратить утечку радиации.

Намного страшнее является захороненная техника, которая находится не в земле, а на ее поверхности. Такие машины очень сильно привлекают внимание разных людей, которые гоняться за легкой наживой. В последнее время начали проходить слухи, что из Чернобыля пропала техника. Вопрос, куда пропала техника из Чернобыля, вызвал большую обеспокоенность у ученых по всему миру.

Куда же делись машины?

На сегодняшний день все кладбища радиоактивной техники спутники фиксируют опустевшими. Все машины, вертолеты, экскаваторы и бронетранспортёры просто исчезли. Многие журналисты, ученые и другие люди, которым интересна судьба Чернобыльской техники, провели расследование и выяснили, куда делась техника из Чернобыля.

Обеспокоенность ученых понятна. Вся техника была ужасно грязной (в смысле зараженной радиоактивными элементами), и если она где-то используется сейчас в быту, то люди, которые взаимодействуют с ней, подвергаются смертельно опасному облучению.

В ходе расследования выяснилось, что до 2013 года радиоактивная техника или ее запчасти вывозились из Зоны отчуждения трижды.

Первый раз вывоз техники осуществился еще в Советском Союзе. Как всегда, там был дефицит всего, что только можно придумать, ну и, конечно же, запчастей, которые можно было найти на Чернобыльском кладбище радиоактивной техники. Некоторые запчасти снимали и вывозили из Зоны отчуждения, а потом пользовались ими, как ни в чем не бывало.

Второй раз вторжение на кладбище Чернобыльской техники было замечено в 1990-х годах. Это была очень мощная волна вывоза техники. Тогда вывозили преимущественно двигатели и радиаторы, которые снимали с грузовиков. Иногда забирали и капоты. Странно то, что эти запчасти использовались не только в предназначенном месте. Очень часто радиоактивные запчасти были замечены на автомобильном рынке аж в Харькове. Определить, кто вывозил технические запчасти – государство, или люди, попадавшие на кладбище незаконным путем, не удалось.

Третья волна вывоза техники зафиксирована уже в двадцать первом веке. То, что осталось от техники в радиоактивных кладбищах, забирали по кускам и сдавали на металлолом. Не было уже никаких запретов, страх заразиться радиацией давно уже ушел.

Зараженная техника на Донбассе?

В 2013 году ликвидация могильника радиоактивной техники была продолжена. Все удалось расчистить и вывезти, но есть одно «но».

На сегодняшний день, на вопрос, куда делась техника из Чернобыля, всплывают другие интересные факты. Оказывается, не вся техника исчезла из Зоны отчуждения в начале 2000-х.

Во время военных действий на территории Донецкой области начали ходить слухи, что солдаты воюют на радиоактивной технике. Никто из них не знал, что они подвергают опасности свою жизнь не только идя под пули, но и используя военную технику. Подтвержденной информации этому факту нет, но многие другие данные свидетельствуют о том, что это может быть правдой. Даже тот самый факт, что военная техника во время военных действий на Донбассе была дефицитом, уже может насторожить.

Когда можно будет использовать чернобыльские машины?

Территорию размером больше, чем двадцать гектаров, заняла брошенная техника в Чернобыле. Очень многих привлекали эти брошенные машины. Ходили слухи, что Чернобыльское кладбище техники в общей стоимости эквивалентно числу 46 миллионов долларов. Эти данные приводились состоянием на год, когда случилась авария.

Те, кто не боялся заразиться радиацией, и приезжали посмотреть на кладбище радиоактивной техники в Чернобыле, часто интересовались, когда же можно будет выкупить все машины и продать их еще по большей цене. Многие серьезные люди воспользовались возможностью видеть кладбище техники в Чернобыле со спутника. Всем очень хотелось поскорее завладеть таким ценным кладом, как техника Чернобыля.

Но, несмотря на то на объявление правительством о том, что свалка техники Чернобыль – это место, которое навсегда останется похороненным, у Чернобыля были свои планы насчет брошенной техники: из-за колоссального уровня радиации использовать чернобыльские машины нельзя будет никогда. Они сгниют, разрушатся на десятки тысяч лет раньше, чем уйдут полностью .

В Чернобыльской Зоне Отчуждения находится немало объектов, интересных для посещения. Отсутствие человека и стадия необратимой деградации зданий сформировали уникальный постапокалиптический мир, не предполагающий наличия в нем людей. В ЧЗО много различных элементов, которые формируют этот мир. Это и , заросли, и . Вместе с тем, есть еще один важный элемент в культуре Зоны Отчуждения, который оказал влияние на возникновение нынешней постапокалиптической реальности. Речь идет о брошенной технике в этих местах.
1)


В Чернобыльской Зоне Отчуждения в свое время функционировали ПЗРО - Пункт захоронения радиоактивных отходов. Представляли собой они обыкновенные могильники и отстойники техники, которая принимала участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Ввиду высоких уровней радиации в 1986-1987 гг. техника (а именно - вертолеты, ИМР, БМП, грузовики, тягачи и т.д.) была загрязнена радионуклидами и, соответственно, являлась непригодной для дальнейшей эксплуатации. Загрязненную технику отправляли в ПЗРО, где она и стояла до наших дней, представляя собой настоящее техническое кладбище различных машин. На территории Зоны Отчуждения находятся два таких ПЗРО - "Буряковка" и "Рассоха". Особенно интересна в этом плане "Рассоха" - долгое время там находились вертолеты, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии, а также бесчисленное количество бронетранспортеров. Но вот тут как раз беда. Начиная с 2006 года доступ на объект был ограничен, а в конце 2012 года "Рассоха" прекратила свое существование. Что-то распилили на металлолом, что-то ликвидировали. Поскольку активно ездить в Чернобыльскую Зону я начал в 2012 году, я просто физически не мог на "Рассоху". Чтобы оценить всю эстетику этого ПЗРО рекомендую посмотреть это фото:
2)


Потрясающее великолепие винтокрылых машин и колесно-гусеничной техники! Какое-то время время интерес любителей техники Зоны Отчуждения удовлетворяла ПЗРО "Буряковка". С вертолетами там, конечно было туго, но вот всей остальной техники хватало в изрядном количестве. В 2012 году у меня было два варианта поездки в Зону - в сентябре или в августе. Я поехал в августе и.. не попал на "Буряковку". С 2013 года на этот объект введен ограниченный доступ. В принципе, техника не является первоочередным пунктом моих интересов в Зоне Отчуждения, поэтому я к этому отношусь достаточно спокойно. Если хотите посмотреть "Буряковку", anzee (кликабельно) 2010 года, а также снимки проекта "Припять-Сити" (смотреть и ). Я же, в свою очередь, покажу немного фотографий брошенной техники, которую можно встретить в самых разных уголках Зоны Отчуждения. Все еще хранящие следы радиоактивного загрязнения, пораженные ржавчиной и с облупившейся краской, но вместе с тем, настоящие атрибуты радиоактивного технического индастриала постапокалиптического мира Зоны...
3)


Окрестности станции Янов, кладбище ИМР - инженерные машины разграждения. ИМР использовались для снятия радиоактивного грунта.
4)


Фирменным знаком ИМР является его фееричный ковш.
5)


Для некоторых опытных ходоков в Зону Отчуждения ИМР посещение ИМР сродни религии. Есть у меня такой знакомый Александр Артюховский из Петербурга, для которого техника в Зоне гораздо важнее посещения Припяти. Лично я отношусь равнодушно к этим железным уродцам, но, тем не менее, согласен с тем, что они тоже играют роль в формировании постапокалиптической культуры Зоны.
6)


Любители дозиметрии всегда замеряют эти колесики. Здесь определенно фонит, правда, я не знаю, какие именно здесь значения, но фон повышен. Повышенный фон вполне логичен - ведь техника передвигалась по радиоактивному грунту.
7)


Такой вот уродец на Янове.
8)


9)


Есть здесь своя эстетика, но лично мне достаточно одного посещения, чтобы удовлетворить свое любопытство относительно техники в Зоне.
10)


Помимо "Буряковки" техника в Зоне кучкуется на станции Янов. Туда, кстати, тоже сейчас проблематично попасть ибо технику начинают пилить.
11)


12)


Время, индастриал, постапокалиптика... Машины в мире без людей.
13)


Сел Копачи. Рядом стоит МТС, поэтому в окрестностях села можно встретить различную технику, в том числе и сельскохозяйственного назначения.
14)


"Троллейбус, который идет на восток". Уникальный чернобыльский троллейбус в одном экземпляре, село Копачи. Самих "траликов" в Зоне не было (и не могло быть), надпись на нем говорит о том, каких целях он использовался.
15)


Зимний чернобыльский троллейбус.
16)


ИМР в Копачах. Само село Копачи было полностью захоронено техникой. Видимо, ИМР остался как раз после самой ликвидации села.
17)


Зерноуборочный комбайн СК -5 "Нива"
18)


В Зоне есть еще одно скопление сельскохозяйственной техники в селе Зимовище, однако я там еще не был.
19)


20)


Задний дворик в Припяти.
21)


Там же.
22)


Чернобыльский "запорожец", село Куповатое. Надо будет порекомендовать в коллекцию известного корчеведа всея ЖЖ yozas_gubka .
23)

Знаменитый припятский ковш. Или ковш имени Руслана Мурадова, известного в чернобыльских кругах любителя именно этого предмета.
24)


Ковш в зимнее время. Сам ковш использовался для очистки крыши от графита 4-го энергоблока ЧАЭС. Внутри ковша повышенный радиационный фон, 8-9 миллирентген можно поймать дозиметром там.
25)


Остатки техники в лесу, дорога на Что она делает в глухом лесу - непонятно.
26)


С другого ракурса.
27)


28)


29)


Ну а напоследок - кладбище кораблей, чернобыльский затон.
30)


Фото сделаны рано утром, поэтому получились таким красочными.
Хоть я и не побывал в "Рассохе" и "Буряковке", но представление о находящейся технике в Зоне Отчуждения получить все же можно. К сожалению, техника принадлежит к исчезающим объектам Зоны, так как ее распиливают на металлолом и с каждым годом ее становится все меньше в этих местах. Но кое-что еще пока можно увидеть...

Возле пожарной части в городе Чернобыль есть небольшой музей под открытым небом. В нем представлена та самая техника, которая принимала участие в ликвидациях последствий чернобыльской аварии — причем, принимала участие в самых "горячих точках", где не могли работать люди — это крыша машзала и Третьего энергоблока.

Большинство устройств, работающих при столь высоких уровнях радиации, уже давно захоронены как твердые радиоактивные отходы, но часть техники удалось отчистить до более-менее приемлимого уровня — когда к ней можно подходить на 5-6 метров.

Итак, сегодняшняя прогулка — по музею техники возле пожарной части в Чернобыле.

02. Подъезжаем к пожарной части. Возле нее находится вот такой памятник всем тем, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии.

03. Дозиметристы, пожарные, военные и врачи как бы заворачивают, закрывают разрушенный Четвертый блок огромным покрывалом. Этот памятник создали сами работники пожарной части Чернобыля.

06. А чуть в стороне от памятника находится выставка техники. Это она помогала "заворачивать покрывалом" разрушенный Четвертый энергоблок — в тех зонах, где нахождение человека было смертельно опасным. Впрочем, крышу Третьего блока в итоге все равно чистили люди — почти 4000 человек работали по 1-2 минуты в излучении от 1000 до 10000 рентен в час.

07. Для очистки кровель станции старались приспособить все, что только возможно. Вот небольшой радиоуправляемый бульдозер. Работал, скорее всего, не на кровлях, а внизу, под стенами — собирал упавший сверху радиоактивный мусор — куски графита, части активной зоны реактора и прочее.

07. Передача ковша с усиленной цепью. Бульдозер сгребал мусор в ковш, а затем опрокидывал его назад, в кузов. В месте переброски груза борта кузова нарощены дополнительными секциями.

09. Вот эта штука работала непосредственно на очистке кровель ЧАЭС. По предложению инженера Самойленко, что руководил штабом ликвидации последствий аварии, на крыше Третьего блока был разбит бетонный парапет, и вот такое устройство с ковшом, как у грейдера, проезжало по крыше и сбрасывало радиоактивный мусор вниз.

Создан этот "атомный грейдер" на базе советского лунохода. Всего их было 4 штуки, три из которых давно захоронены в ядерных могильниках. Оставшийся четвертый — более-менее чистый, но близко подходить все равно не стоит, уже в 4-5 метрах дозиметр начинает показывать приличное превышение уровня радиации.

Вот в этом видео Самойленко рассказывает про очистку кровель (фрагмент с 6-й минуты):

10. А это — остатки немецкого полицейского робота для разминирования. "Светит" от этих гусениц прилично. Робот тоже участвовал в очистке кровель, но быстро "сгорел". Советские специалисты при заказе робота в Германии указали сильно заниженные уровни радиации (из-за глупой "секретности"), в которых должен был работать робот — вот аппарат и вышел из строя.

Впрочем, "луноходы" тоже горели.

11. Еще один грейдер, собранный непонятно из чего.

12. В целом, Чернобыль показал абсолютную неготовность СССР к ядерной войне, в частности — к принятию ядерных ударов и ликвидации последствий заражения территорий. Всю технику приходилось буквально "собирать на коленке" из строительного и военного оборудования, мало приспособленного к условиям высокого радиационного фона.

13. Броневичок БРДМ-2, перевозивший людей в непосредственной близости от места аварии. Несмотря на отсутствие специальной антирадиационной защиты, обычная броня неплохо снижает уровни фоновой радиации.

14. Радиоуправляемый бульдозер с ковшом-захватом.

15. А вот это оборудование для перегрузки. Такими "лапами" радиоактивный мусор перегружался в транспорт, что отвозил его в забетонированные могильники.

17. Ликвидация последствий аварии в той или иной форме продолжается до сегодняшнего дня и будет идти еще 70 лет.