Суд идет на тех, кто летит. «Псковавиа» требуют признать банкротом

ПСКОВ, 23 марта. /ТАСС/. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) продлило летный сертификат авиакомпании "Псковавиа", сообщил ТАСС в пятницу и. о. председателя Госкомитета Псковской области по транспорту Игорь Сильченков.

Ранее региональные власти оценивали ситуацию на "Псковавиа" как очень тяжелую и сообщали о том, что из областного бюджета приходится выделять от 6 млн до 10 млн рублей ежемесячно, чтобы компания не потеряла летный сертификат и не стала банкротом.

"Росавиация продлила летный сертификат "Псковавиа". В любом случае для нас это означает, что предприятие может функционировать, теперь можно будет провести конкурс на привлечение инвестора на продажу акций. Если бы сертификат был отозван, началась бы процедура банкротства", - пояснил Сильченков.

Срок действия летного сертификата "Псковавиа" истек в начале текущей недели. Для сохранения сертификата эксплуатанта администрация Псковской области приняла несколько мер, в том числе по погашению части долговых обязательств перед арендодателями самолетов, и обратилась к главе Росавиации с просьбой продлить сертификат.

Как сообщает пресс-служба администрации региона, этот вопрос врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников и руководитель Росавиации Александр Нерадько обсудили в четверг на рабочей встрече. "Нерадько положительно оценил усилия администрации Псковской области по выводу "Псковавиа" из кризиса и сообщил, что летный сертификат отозван не будет", - сказали в пресс-службе областной администрации.

Долги на "Псковавиа"

"Псковавиа" передали администрации Псковской области из ведения Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ и акционирована в 2014 году. Авиакомпания является главным оператором аэропорта Пскова, использует самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-26 БРЛ и вертолет Robinson R-44. В компании работает более 250 человек.

В январе СК возбудил дело из-за невыплат зарплат работникам авиакомпании на сумму 2,5 млн рублей, в прошлом году прокуратура разбиралась с подобными нарушениями на суммы 8 и 9 млн рублей. В авиакомпании ТАСС сообщали, что "Псковавиа" имеет задолженности перед другими организациями, а сотрудники авиаперевозчика написали открытое письмо в адрес врио губернатора с просьбой не допустить банкротства предприятия.

По поручению врио губернатора Михаила Ведерникова переизбрали совет директоров акционерного общества, разработали "дорожную карту" по стабилизации предприятия, а также установили максимальный контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью. Из областного бюджета выделили субсидии на погашение задолженности по заработной плате перед работниками авиакомпании, а также арендодателями воздушных судов в общей сложности на сумму 37 млн рублей. Кроме того, приняли меры по финансовому оздоровлению "Псковавиа", в том числе за счет оптимизации заработной платы руководящего состава, снижения арендных платежей.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) продлило летный сертификат авиакомпании "Псковавиа", сообщил ТАСС в пятницу и. о. председателя Госкомитета Псковской области по транспорту Игорь Сильченков.

Ранее региональные власти оценивали ситуацию на "Псковавиа" как очень тяжелую и сообщали о том, что из областного бюджета приходится выделять от 6 млн до 10 млн рублей ежемесячно, чтобы компания не потеряла летный сертификат и не стала банкротом.

"Росавиация продлила летный сертификат "Псковавиа". В любом случае для нас это означает, что предприятие может функционировать, теперь можно будет провести конкурс на привлечение инвестора на продажу акций. Если бы сертификат был отозван, началась бы процедура банкротства", - пояснил Сильченков.

Срок действия летного сертификата "Псковавиа" истек в начале текущей недели. Для сохранения сертификата эксплуатанта администрация Псковской области приняла несколько мер, в том числе по погашению части долговых обязательств перед арендодателями самолетов, и обратилась к главе Росавиации с просьбой продлить сертификат.

Как сообщает пресс-служба администрации региона, этот вопрос врио губернатора Псковской области Михаил Ведерников и руководитель Росавиации Александр Нерадько обсудили в четверг на рабочей встрече. "Нерадько положительно оценил усилия администрации Псковской области по выводу "Псковавиа" из кризиса и сообщил, что летный сертификат отозван не будет", - сказали в пресс-службе областной администрации.

Долги на "Псковавиа"

"Псковавиа" передали администрации Псковской области из ведения Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ и акционирована в 2014 году. Авиакомпания является главным оператором аэропорта Пскова, использует самолеты Ан-24, Ан-26, Ан-26 БРЛ и вертолет Robinson R-44. В компании работает более 250 человек.

В январе СК возбудил дело из-за невыплат зарплат работникам авиакомпании на сумму 2,5 млн рублей, в прошлом году прокуратура разбиралась с подобными нарушениями на суммы 8 и 9 млн рублей. В авиакомпании ТАСС сообщали, что "Псковавиа" имеет задолженности перед другими организациями, а сотрудники авиаперевозчика написали открытое письмо в адрес врио губернатора с просьбой не допустить банкротства предприятия.

По поручению врио губернатора Михаила Ведерникова переизбрали совет директоров акционерного общества, разработали "дорожную карту" по стабилизации предприятия, а также установили максимальный контроль за его финансово-хозяйственной деятельностью. Из областного бюджета выделили субсидии на погашение задолженности по заработной плате перед работниками авиакомпании, а также арендодателями воздушных судов в общей сложности на сумму 37 млн рублей. Кроме того, приняли меры по финансовому оздоровлению "Псковавиа", в том числе за счет оптимизации заработной платы руководящего состава, снижения арендных платежей.

Долетались

Когда в 2014 году региональный перевозчик «Псковавиа» перешёл в собственность Псковской области, перспективы вырисовывались самые радужные. До 2020 года планировалось привлечь в рамках государственно-частного партнёрства 1,2 млрд рублей для масштабной реконструкции псковского аэропорта и другого имущества авиаперевозчика, а ещё в конце 2013 года приобрести в лизинг два самолёта Bombardier CRJ-200 вместо старых «Ан-24». Вот-вот должна была стартовать реконструкция взлётно-посадочной полосы.

Ничего этого в итоге не произошло, более того, за три года псковский авиабизнес не только заполучил приказ об ограничении срока действия эксплуатанта, но и встал на грань банкротства по иску нижегородской компании «КАС-ЭЙР».

Долги «Псковавиа» начал копить с азартом почти сразу, как перешёл на баланс области. Во главе компании оказался Виктор Мартыненко, который лётным бизнесом до тех пор не занимался, зато имел отношение к холдингу «Ленинец», которым владеет семейство Турчаков. Оказалось, что гордое звание «ленинца» в авиабизнесе помогает не особенно, но Мартыненко этого не знал: авиаперевозчик вместо того, чтобы наладить сообщение Пскова с Москвой, стал активно расти вглубь России. «Псковавиа» открыл рейсы из Санкт-Петербурга во Владимир, Брянск и в ноябре 2016 года в Чебоксары, летал в Мурманск, Апатиты, Курск и Москву.

Когда у компании появились первые долги перед аэропортами этих городов точно неизвестно, но за три года авиаперевозчик накопил их более чем достаточно: около 250 млн рублей. 30 июня, а затем 30 сентября Росавиация получила оценку финансово-экономического состояния компании, а 3 ноября провела внеплановую проверку. Её результатом стал приказ, подписанный руководителем федерального агентства Александром Нерадько: ограничить срок действия сертификата эксплуатанта «Псковавиа» 7-м декабря. Судя по всему, областная администрация вступила в переговоры с организацией, и за пять дней до «часа икс» срок действия сертификата продлили до 31 января 2017 года. Других официальных данный на этот счёт по состоянию на 23 января нет.

А давайте не делить?

Областная власть, однако, свои действия на следующие годы планирует так, будто всех этих проблем нет. К примеру, в бюджет на 2017 и плановые 2018-2019 годы заложены ассигнования на развитие авиационного транспорта, а в пояснительной записке к ещё не принятому бюджету указывалось, что администрация возместит «Псковавиа» расходы на перелёты Псков-Санкт-Петербург-Псков и Псков-Москва-Псков. Строчка подпрограммы «Развитие автомобильного, авиационного и железнодорожного транспорта» осталась и в уже принятом бюджете.

«Мы не готовы, чтобы «Псковавиа» сейчас не летал», - признаётся в разговоре с «МК в Пскове» глава областного транспортного комитета Виталий Голиков. Да и какой-то подготовки к тому, что авиаперевозчик летать вот-вот перестанет, комитет не ведёт. Напротив, ведутся переговоры с Росавиацией, а все документы, что сейчас публично «висят», потом перенесутся на другое время, объясняет собеседник издания.

Долги «Псковавиа» собирается возмещать и из областных ассигнований, и из собственных средств, ведь деятельность они всё равно ведут, деньги пытаются зарабатывать, сообщил Голиков и подчеркнул: он думает, что авиаперевозчик продолжит летать.

В стане самого перевозчика отдельно подчёркивают, что речь идёт лишь об ограничении сертификата, а не о том, что его у компании отберут. И также замечают, что переговоры с Росавиацией ведутся. От остальных комментариев представитель перевозчика отказалась, а гендиректор «Псковавиа» - в командировке до 24 января.

Информацию «МК в Пскове» о том, что «Псковавиа» могут разделить на два юрлица – перевозчик и аэропорт – Голиков не опровергает: варианты рассматриваются разные, но делить «Псковавиа» не хотелось бы, объясняет он. Ведь если найдётся инвестор, то одна часть компании заживёт хорошо, а что будет с другой? Это неудобно и хотелось бы ни в коем случае не разделять, рассказывает Голиков, но оговаривается: всё-таки это дело комитета по имуществу.

Нижегородские долги

Более того, региональная власть собирается открыть летом рейсы из Пскова в Анапу и Сочи. Летать, правда, будет другой перевозчик, но организовывать и обслуживать рейсы – «Псковавиа». Переговоры ведутся с несколькими перевозчиками, назвать их Виталий Голиков пока отказался.

И всё было бы неплохо: и с Росавиацией договориться можно (получилось же в декабре), и долги выплатить, и срок ограничения действия сертификата эксплуатанта вновь отодвинуть «на подальше». Но 19 января, Арбитражный суд Псковской области принял в производство иск нижегородской транспортной компании «КАС-ЭЙР» о признании «Псковавиа» банкротом, сообщила «Псковская губерния». Компания из Нижнего Новгорода попросила признать псковских должников финансово несостоятельными.

Теперь псковской компании придётся либо в срочном порядке найти деньги, чтобы вернуть долги нижегородскому предприятию, либо обанкротится. С одной стороны, банкротство не означает ликвидацию юридического лица, и деятельность свою организация осуществлять сможет. С другой, суд взыщет долг, например, через продажу одного из самолётов компании. Да и переговоры с Росавиацией вряд ли увенчаются успехом, если «Псковавиа» признают банкротом.

За три года управленцы из администрации региона почти обрезали «Псковавиа» крылья. Сможет ли областная власть быстро принять решение, которое удовлетворит всех кредиторов компании и, заодно и Росавиацию?

На прошлой неделе аэропорт Сиверский выиграл конкурс псковской обладминистрации. Еще одним претендентом на приобретение актива была также компания Дмитрия Никитина - . Кроме структур "Евросиба" претендентов не было. Стоимость сделки составила 55 млн рублей, на 6 млн больше начальной цены конкурса. Оставшаяся доля - 25% плюс одна акция - по–прежнему будет принадлежать Псковской области.

Администрация региона решила пойти на такой шаг, чтобы привлечь до 2020 года более 1,2 млрд рублей в местное авиасообщение, сообщалось в СМИ ранее. Однако в комитете по транспорту Псковской области эту цифру не прокомментировали.

Как рассказали "ДП" в компании "Евросиб", в первую очередь будет разработана долгосрочная программа развития по двум направлениям - аэропорт и авиаперевозчик. Программа будет представлена общему собранию акционеров. "После ее утверждения можно будет говорить о конкретике - привлеченных средствах и других пунктах развития авиакомпании и аэропорта", - подчеркнули в компании.

Согласно условиям конкурса, инвестор должен будет реконструировать аэропорт и обновить парк авиакомпании.

В числе других условий - переподготовка и повышение квалификации работников предприятия и запрет на изменение назначения объектов предприятия. Численность работников ОАО "Псковавиа" за 2017 год составила 264 человека.

Срок исполнения условий конкурса - 1 год. Псковская область как собственник пакета акций также будет принимать активное участие в развитии предприятия, сообщается в официальных документах.

Попыток наладить регулярное авиасообщение с Псковом было много. Еще 8 лет назад латвийская авиакомпания AirBaltic запустила рейс Псков - . Однако вскоре полеты были прекращены из–за низкого пассажиропотока.

Также не раз без особого успеха запустить рейсы в Псков пыталась .

В 2013 году региональные власти хотели создать на базе "Псковавиа" межрегиональную авиакомпанию СЗФО, но идея так и не была реализована. Последние годы перевозчик переживает кризис. По итогам 2017 года убыток "Псковавиа", по данным СПАРК, составил 98 млн рублей при выручке 271 млн рублей.

На сегодняшний момент полеты из Пскова (как внутрироссийские, так и международные) осуществляет авиакомпания "Азимут". С начала октября перевозчик запустил регулярные рейсы между аэропортом Кресты и московским Внуково. Как отмечает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, несмотря на появление нового совладельца "Псковавиа", шансов на успешное развитие псковского аэропорта не много.

"Крупные авиакомпании уже испробовали все возможные комбинации. Если каких–то маршрутов нет, виной этому не какие–то злобные перевозчики, а реальность - то есть отсутствие необходимого пассажиропотока", - подчеркнул эксперт. При этом, как отмечает ведущий научный сотрудник института транспорта и транспортной политики Федор Борисов, ситуация с псковским аэропортом не значит, что "Псковавиа" не может развиваться просто как авиакомпания.

Параллельно с Псковом "Евросиб" начинает развитие аэропорта в Сиверской в Ленинградской области. В компании подчеркивают, что это два отдельных проекта.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

История вопроса

«Псковавиа» - авиапредприятие, являющееся оператором псковского аэропорта «Кресты». Авиакомпания имела сертификат на осуществление воздушных пассажирских перевозок, грузовых внутренних и международных перевозок, аэропортовую деятельность, наземное обслуживание воздушных судов и авиационные работы. Предприятие осуществляло пассажирские и грузовые перевозки на самолетах Ан-24 и Ан-26, численность персонала составляла 257 человек.
В 2017 году на предприятии возник кризис, вывести из которого силами областного бюджета «Псковавиа» не удалось. 18 октября 2018 года состоялся аукцион по продаже акций авиакомпании «Псковавиа», по итогам которого 75% минус одну акцию уставного капитала ОАО «Псковавиа» за 55 млн рублей приобрело АО «Аэропорт Сиверский» из Ленинградской области.
В связи с кризисом компания «Пскоавиа» прекратила регулярные пассажирские авиаперевозки. В 2018 году из псковского аэропорта «Кресты» их возобновила авиакомпания «Азимут» из Ростова-на-Дону - базовый перевозчик аэропорта «Платов» Ростовской области.