Мария Магдалина — жена Иисуса Христа: очередная ложь или неожиданное открытие? Мария Магдалина — тайная жена Иисуса

Жизнь Марии Магдалины, окутанная множеством мифов и легенд, до сих пор
вызывает среди историков религии и богословов отчаянные споры. Кто она, эта загадочная женщина, кем она приходилась Христу, почему намеренно искажался ее образ, и кому было выгодно приписывать ей прошлое блудницы. В этом обзоре ответы на эти неоднозначные вопросы.

В православном и католическом вероисповедании трактовка образа Марии Магдалины кардинально различается: в православии ее чтят как святую мироносицу, излеченную Иисусом от семи бесов, а в традиции Католической церкви ее отождествляют с образом кающейся блудницы Марии из Вифании, сестры Лазаря. Хотя из Библии достоверно известно, что в Священном писании прямо нигде не говорится, что Магдалина была блудницей в какой-либо период ее жизни.

Мария Магдалина - евангельская блудница

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0021.jpg" alt="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " title="Мария Магдалина, омывающая ноги Христу. " border="0" vspace="5">


Это римская Католическая церковь то ли случайно, то ли намеренно в лице Папы Григория Великого, придумала обидное для Магдалины прозвище - «блудница» и отождествила ее с евангельской грешницей.

Мария Магдалина - равноапостольная святая мироносица


Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказался православный святитель Дмитрий Ростовский, который так аргументировал свое мнение: "Если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница".


Православная же церковь была склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, одержимой бесами. Это освобождение стало смыслом ее жизни, и в благодарность женщина решила посвятить Господу всю свою жизнь. И по православной традиции, в отличие от католицизма, Мария считается символом олицетворения женщины-христианки и почитается как равноапостольная святая мироносица.


Мария Магдалина - лучшая ученица Христа и автор Четвертого Евангелия

Среди учеников Спасителя Мария занимала особое место. Ее почитали за столь искреннюю и горячую преданность Христу. И совсем не случайно Господь удостоил Марию чести стать первым свидетелем, кто увидел его воскресшим.


Мало того, большинство исследователей Библии сегодня утверждают, что Четвертое Евангелие было создано неизвестным последователем Иисуса, упомянутый в тексте как любимый ученик. И есть предположение, что это и была Мария Магдалина, которая была одним из первых апостолов-основателей и лидеров ранней Христианской церкви.

Но со временем ее образ стал банальной жертвой борьбы за церковную власть. К IV-V векам даже вообразить себе женщину-лидера уже стало ересью, и Марию Магдалину решили ниспровергнуть."Эта тема стала частью постоянной внутрицерковной борьбы между сторонниками авторитета Церкви и защитниками личного богооткровения".

Мария Магдалина - жена Иисуса Христа и мать его сыновей

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0004.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Образ евангельской Магдалины был широко популяризирован мастерами итальянской живописи, в особенности Тицианом, Корреджо, Гвидо Рени. По ее имени "кающимися магдалинами" стали называть женщин, после развратной жизни одумавшихся и вернувшихся к нормальной жизни.

По традициям западного искусства Мария Магдалина всегда изображалась в виде кающейся полуобнаженной изгнанницы с непокрытой головой и распущенными волосами. И все творения искусства на эту тему настолько однотипны, что большинство из нас до сих пор уверенны в ее великой грешности.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0005.jpg" alt="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США). Автор: Тициан Вечеллио." title="«Кающаяся Мария Магдалина». Музей Поля Гетти (США).

В 1850 году первый вариант этого полотна был приобретен Николаем I для музейной коллекции Эрмитажа. Сейчас оно находится в одном из итальянских кабинетов Нового Эрмитажа.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/0mariya-0016.jpg" alt="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа. Автор: Carlo Dolci" title="Мария Магдалина, держащая терновый венец Христа.

Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами.

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном.

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей , из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром . (Лук. 7:37-38).


Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".


Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии».

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.





СМОТРИТЕ ЕЩЕ

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: “Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”. Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. “Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. “Женщина, почему ты плачешь?” – спрашивают они.

“Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

“Женщина, почему ты плачешь? – говорит ей Иисус. – Кого ищешь?”

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: “Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его”.

“Мария!” – вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

“Учитель!” – воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”.

Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

“Я видела Господа! Он говорил со мной!” – с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

“Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…” – это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

“Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая”.

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: “Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: “Христос Воскрес!” При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая “много трудилась для нас”.

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

“Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая”.

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

Тре-тью неде-лю по Па-схе Цер-ковь по-свя-ща-ет же-нам-ми-ро-но-си-цам. Рас-ска-зы-ва-ем, кто бы-ли жен-щи-ны, остав-ши-е-ся вер-ны-ми Сво-е-му Гос-по-ду и Учи-те-лю до кон-ца, сто-яв-шие при Кре-сте Спа-си-те-ля, при-шед-шие по-ма-зать аро-ма-та-ми Его Те-ло, и услы-шав-шие от ан-ге-ла ра-дост-ное из-ве-стие о Вос-кре-се-нии Хри-ста.

Кто та-кие же-ны ми-ро-но-си-цы?

Же-ны-ми-ро-но-си-цы - по-сле-до-ва-тель-ни-цы Иису-са Хри-ста, при-шед-шие пер-вы-ми к по-гре-баль-ной пе-ще-ре, где на-ка-нуне бы-ло по-ло-же-но те-ло Спа-си-те-ля. Жен-щи-ны при-шли для то-го, чтобы, со-глас-но иудей-ско-му по-гре-баль-но-му об-ря-ду, по-ма-зать Его те-ло спе-ци-аль-ны-ми бла-го-вон-ны-ми сме-ся-ми, ко-то-рые осла-би-ли бы на вре-мя про-цесс раз-ло-же-ния.

Же-ны-ми-ро-но-си-цы пред-став-ле-ны у еван-ге-ли-стов по-раз-но-му. К при-ме-ру, в Еван-ге-лии от Мат-фея фигу-ри-ру-ют толь-ко Ма-рия Маг-да-ли-на и «дру-гая Ма-рия» (). В Еван-ге-лии от Мар-ка - Ма-рия Маг-да-ли-на, Ма-рия Иа-ко-вле-ва () и Са-ло-мия (). В Еван-ге-лии от Лу-ки - «Маг-да-ли-на Ма-рия), и Иоан-на, и Ма-рия, мать Иа-ко-ва, и дру-гие с ни-ми» (). Еван-ге-лие от Иоан-на сви-де-тель-ству-ет о том, что из жен-ми-ро-но-сиц в то утро два-жды ко гро-бу при-хо-ди-ла толь-ко Ма-рия Маг-да-ли-на. Та-ким об-ра-зом, имя Ма-рии Маг-да-ли-ны упо-ми-на-ет-ся во всех че-ты-рех ка-но-ни-че-ских Еван-ге-ли-ях. У еван-ге-ли-стов Мар-ка и Лу-ки в рас-ска-зе о хож-де-нии ко гро-бу фигу-ри-ру-ют так-же Са-ло-мия и Иоан-на.

Со-глас-но Свя-щен-но-му Пре-да-нию, ко-гда Иуда пре-дал Хри-ста пер-во-свя-щен-ни-кам, все Его уче-ни-ки бе-жа-ли. Апо-стол Петр сле-до-вал за Спа-си-те-лем до дво-ра пер-во-свя-щен-ни-ка, где три-жды от-рек-ся от Него, об-ли-ча-е-мый как Его уче-ник. Весь на-род иудей-ский кри-чал то-гда Пи-ла-ту: «Возь-ми, возь-ми, рас-пни Его!» (). Ко-гда же Спа-си-тель был рас-пят, вся про-хо-дя-щая ми-мо пуб-ли-ка на-сме-ха-лась над Ним и толь-ко Его Мать с уче-ни-ком Иоан-на сто-я-ла у Кре-ста и жен-щи-ны, по-сле-до-вав-шие за Ним и Его уче-ни-ка-ми. Это бы-ли Ма-рия Маг-да-ли-на, Иоан-на, Ма-рия, Мать Иа-ко-ва, Са-ло-мия, и дру-гие, по-лу-чив-шие в по-след-ствие на-име-но-ва-ние жен-ми-ро-но-сиц.

Сви-де-тель-ни-цы вос-кре-се-ния

Же-ны-ми-ро-но-си-цы оста-лись вер-ны-ми Спа-си-те-лю до кон-ца. При этом они не име-ли ни-ка-кой воз-мож-но-сти что-ли-бо из-ме-нить и не име-ли пра-ва го-ло-са - а лишь мол-ча-ли-во сто-я-ли у Кре-ста, пре-бы-вая со сво-им Учи-те-лем до по-след-ней ми-ну-ты.

Же-ны-ми-ро-но-си-цы пер-вы-ми узна-ли о Вос-кре-се-нии Хри-сто-вом и уви-де-ли Его вос-крес-шим.

Ко-гда жен-щи-ны шли к ме-сту по-гре-бе-ния Спа-си-те-ля, они рас-суж-да-ли, кто смо-жет от-ва-лить ка-мень от по-гре-баль-ной пе-ще-ры. Но пе-ред их при-хо-дом сни-зо-шел Ан-гел, по-сле че-го слу-чи-лось зем-ле-тря-се-ние, ко-то-рое от-ва-ли-ло ка-мень и ис-пу-га-ло стра-жу. Ан-гел сви-де-тель-ство-вал же-нам-ми-ро-но-си-цам, что Хри-стос вос-крес и пред-ва-рит их в Га-ли-лее. В Еван-ге-лие от Иоан-на осо-бен-ным об-ра-зом под-чер-ки-ва-ет-ся, что пер-вой ко гро-бу при-шла Ма-рия Маг-да-ли-на, по-сле че-го она вер-ну-лась к апо-сто-лам Пет-ру и Иоан-ну и со-об-щи-ла, что «не зна-ем, где по-ло-жи-ли Его» (), уви-дев, что те-ла нет во гроб-ни-це.

Ма-рия Маг-да-ли-на пла-ка-ла и ду-ма-ла, что те-ло Спа-си-те-ля по-хи-ти-ли. В это вре-мя ей явил-ся Хри-стос, Ко-то-ро-го она сна-ча-ла при-ня-ла за са-дов-ни-ка. Он ска-зал ей, чтобы она не при-ка-са-лась к Нему до то-го, как Он не вос-шел к От-цу, и по-про-сил со-об-щить Его уче-ни-кам о Его вос-кре-се-нии. Ма-рия Маг-да-ли-на, воз-вра-ща-ясь к уче-ни-кам, встре-ча-ет дру-гую Ма-рию - и Хри-стос яв-ля-ет-ся вто-рой раз, вновь по-веле-вая со-об-щить о Сво-ем вос-кре-се-нии уче-ни-кам. Апо-сто-лы, услы-шав о вос-кре-се-нии Спа-си-те-ля, не по-ве-ри-ли в это.

Од-на-ко су-ще-ству-ет так-же пре-да-ние, что пер-вой Иисус явил-ся не Ма-рии Маг-да-лине, а Сво-ей Ма-те-ри - Ма-рии. А в Еван-ге-лии от Мат-фея Иисус яв-ля-ет-ся сра-зу всем же-нам-ми-ро-но-си-цам ().

«В тот же день двое из них шли в се-ле-ние, от-сто-я-щее ста-дий на шесть-де-сят от Иеру-са-ли-ма, на-зы-ва-е-мое Эм-маус; и раз-го-ва-ри-ва-ли меж-ду со-бою о всех сих со-бы-ти-ях. И ко-гда они раз-го-ва-ри-ва-ли и рас-суж-да-ли меж-ду со-бою, и Сам Иисус, при-бли-зив-шись, по-шел с ни-ми. Но гла-за их бы-ли удер-жа-ны, так что они не узна-ли Его. Он же ска-зал им: о чем это вы, идя, рас-суж-да-е-те меж-ду со-бою, и от-че-го вы пе-чаль-ны? Один из них, име-нем Клео-па, ска-зал Ему в от-вет: неуже-ли Ты один из при-шед-ших в Иеру-са-лим не зна-ешь о про-ис-шед-шем в нем в эти дни? И ска-зал им: о чем? Они ска-за-ли Ему: что бы-ло с Иису-сом На-за-ря-ни-ном, Ко-то-рый был про-рок, силь-ный в де-ле и сло-ве пред Бо-гом и всем на-ро-дом; как пре-да-ли Его пер-во-свя-щен-ни-ки и на-чаль-ни-ки на-ши для осуж-де-ния на смерть и рас-пя-ли Его. А мы на-де-я-лись бы-ло, что Он есть Тот, Ко-то-рый дол-жен из-ба-вить Из-ра-и-ля; но со всем тем, уже тре-тий день ныне, как это про-изо-шло. Но и неко-то-рые жен-щи-ны из на-ших изу-ми-ли нас: они бы-ли ра-но у гро-ба и не на-шли те-ла Его и, при-дя, ска-зы-ва-ли, что они ви-де-ли и яв-ле-ние Ан-ге-лов, ко-то-рые го-во-рят, что Он жив. И по-шли неко-то-рые из на-ших ко гро-бу и на-шли так, как и жен-щи-ны го-во-ри-ли, но Его не ви-де-ли. То-гда Он ска-зал им: о, несмыс-лен-ные и мед-ли-тель-ные серд-цем, чтобы ве-ро-вать все-му, что пред-ска-зы-ва-ли про-ро-ки!» ().

Ма-рия Маг-да-ли-на

Ма-рия Маг-да-ли-на - свя-тая рав-ноап-о-столь-ная, по-чи-та-е-мая Пра-во-слав-ной Цер-ко-вью как од-на из жен-ми-ро-но-сиц. В Но-вом За-ве-те имя Ма-рии Маг-да-ли-ны упо-ми-на-ет-ся лишь в ше-сти эпи-зо-дах:

1. Ко-гда она бы-ла ис-це-ле-на Иису-сом Хри-стом от одер-жи-мо-сти се-мью бе-са-ми ( ; );
2. По-сле это-го она по-сле-до-ва-ла за Хри-стом, слу-жа Ему ( );
3. Она при-сут-ство-ва-ла на Гол-го-фе во вре-мя крест-ной смер-ти Хри-ста ();
4. Ста-ла сви-де-тель-ни-цей Его по-гре-бе-ния ();
5. Ста-ла од-ной из жен-ми-ро-но-сиц (10), ко-то-рым Ан-гел воз-ве-стил о Его вос-кре-се-нии ( );
6. Она пер-вой уви-де-ла вос-крес-ше-го Спа-си-те-ля, при-няв Его за са-дов-ни-ка. ().

Свя-тая рав-ноап-о-столь-ная Ма-рия Маг-да-ли-на ро-ди-лась в ме-стеч-ке Маг-да-ла (от-ку-да, по неко-то-ро-му ря-ду мне-ний и про-ис-хо-дит ее про-зва-ние - «Маг-да-ли-на», ивр. «уро-жен-ка го-ро-да Ми-гдал-Эль»), в Га-ли-лее, в се-вер-ной ча-сти Свя-той Зем-ли, на бе-ре-гу Ген-ни-са-рет-ско-го озе-ра, непо-да-ле-ку от то-го ме-ста, где кре-стил Иоанн Кре-сти-тель.

Что ка-са-ет-ся пер-вой ча-сти жиз-ни свя-той рав-ноап-о-столь-ной Ма-рии Маг-да-ли-ны, то из-вест-но, что она бы-ла под-вер-же-на неиз-ле-чи-мо-му неду-гу, бы-ла одер-жи-ма, со-глас-но Еван-ге-лию от Лу-ки, «се-мью бе-са-ми» (). Не уточ-ня-ют-ся при-чи-ны и об-сто-я-тель-ства про-изо-шед-ше-го с ней. Счи-та-ет-ся, что Ма-рия Маг-да-ли-на бы-ла одер-жи-ма не вслед-ствие сво-ей гре-хов-но-сти, а по-то-му, что Про-ви-де-ние Бо-жие до-пу-сти-ло это для то-го, чтобы Гос-подь Иисус Хри-стос явил де-ло Сла-вы Бо-жи-ей - чу-до ис-це-ле-ния Ма-рии Маг-да-ли-ны, про-свет-ле-ния ее ума и при-вле-че-ние ее к ве-ре во Хри-ста Спа-си-те-ля и к веч-но-му спа-се-нию.

Од-на-жды Ма-рия Маг-да-ли-на услы-ша-ла о Чу-до-твор-це, «ис-це-ля-ю-щем вся-кую бо-лезнь и вся-кую немощь в лю-дях» (). Она на-чи-на-ет ис-кать Его, ви-дит, что «мно-гих ис-це-лил Он от бо-лез-ней и неду-гов, и от злых ду-хов, и глу-хих, и сле-пых, и хро-мых, и про-ка-жен-ных, и мерт-вых вос-кре-сил» ( ; и проч.). Ма-рия Маг-да-ли-на пла-мен-но ве-рит в Его все-мо-гу-ще-ство, при-бе-га-ет к Его Бо-же-ствен-ной си-ле, про-сит се-бе ис-це-ле-ния и по-лу-ча-ет про-си-мое: му-чи-тель-ная си-ла злых ду-хов остав-ля-ет ее, она осво-бож-да-ет-ся от по-ра-бо-ще-ния бе-сам и жизнь ее освя-ща-ет-ся Бо-же-ствен-ным си-я-ни-ем ее Ис-це-ли-те-ля.

В ви-зан-тий-ской ли-те-ра-ту-ре по-вест-ву-ет-ся о том, что по-сле крест-ной смер-ти Спа-си-те-ля, Ма-рия Маг-да-ли-на от-пра-ви-лась в Эфес вме-сте с Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цей к св. апо-сто-лу Иоан-ну Бо-го-сло-ву и по-мо-га-ла ему в сво-их тру-дах. Счи-та-ет-ся, что Ма-рия Маг-да-ли-на бла-го-вест-во-ва-ла в Ри-ме (). Скон-ча-лась она так-же в Эфе-се.

Кто еще был сре-ди жен ми-ро-но-сиц?

Свя-тая Са-ло-мия

Дочь Иоси-фа, об-руч-ни-ка свя-той Де-вы Ма-рии, рож-ден-ная от пер-во-го бра-ка. Св. Са-ло-мия бы-ла за-му-жем за Зе-ве-де-ем и име-ла от это-го бра-ка двух сы-но-вей, ап. Иоан-на Бо-го-сло-ва и Иа-ко-ва. Вме-сте с дру-ги-ми же-на-ми-ми-ро-но-си-ца-ми Са-ло-мия слу-жи-ла Хри-сту, ко-гда Он на-хо-дил-ся в Га-ли-лее. Еван-ге-лист Мат-фей, опи-сы-вая крест-ные стра-да-ния Гос-по-да Иису-са, го-во-рит, что там бы-ли так-же и смот-ре-ли из-да-ли мно-гие жен-щи-ны, ко-то-рые сле-до-ва-ли за Иису-сом из Га-ли-леи, слу-жа Ему. Меж-ду ни-ми бы-ла и мать сы-нов Зе-ве-де-е-вых (). В чис-ле дру-гих жен-ми-ро-но-сиц (13) она так-же при-шла ко гро-бу вос-крес-ше-го Гос-по-да и узна-ла от ан-ге-лов о Его Вос-кре-се-нии и по-ве-ле-нии со-об-щить уче-ни-кам, что Он вос-крес из мерт-вых и «пред-ва-ря-ет вас в Га-ли-лее: там Его узри-те» ().

Свя-тая Иоан-на

Свя-тая Иоан-на - же-на Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-до-ва. Ко-гда бы-ла от-се-че-на гла-ва Иоан-на Кре-сти-те-ля, то убий-цы не хо-те-ли по-ло-жить гла-вы Пред-те-чи вме-сте с те-лом его, бо-ясь, как бы он не вос-крес; уче-ни-ки по-хо-ро-ни-ли те-ло Пред-те-чи в Се-ва-стии, а гла-ву вра-ги скры-ли во двор-це Иро-до-вом. Об этом узна-ла Иоан-на, же-на Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-да, ко-то-рая бы-ла тай-ной по-сле-до-ва-тель-ни-цей Хри-ста. Она тай-но взя-ла чест-ную гла-ву и, по-ло-жив ее в со-суд, с бла-го-го-ве-ни-ем по-греб-ла ее в по-ме-стье Иро-да, на го-ре Еле-он-ской. Свя-той еван-ге-лист Лу-ка в сво-ем Еван-ге-лии, го-во-ря о про-хож-де-нии Иису-са Хри-ста по го-ро-дам и се-ле-ни-ям для про-по-ве-ди и бла-го-вест-во-ва-ния, за-ме-ча-ет, что за Ним сле-до-ва-ли и неко-то-рые жен-щи-ны, в чис-ле ко-их го-во-рит и об Иоанне, жене Ху-зы, до-мо-пра-ви-те-ля Иро-да, ко-то-рые слу-жи-ли Ему име-ни-ем сво-им (). Кро-ме то-го, св. еван-ге-лист Лу-ка го-во-рит, что эти же-ны по-сле-до-ва-ли за Хри-стом из Га-ли-леи в Иеру-са-лим и при рас-пя-тии Гос-по-да сто-я-ли вда-ли и смот-ре-ли на рас-пя-тие, на гроб и как по-ла-га-ли те-ло Гос-по-да.

Свя-тая Ма-рия Клео-по-ва

Ма-рия Клео-по-ва - дочь Иоси-фа, об-руч-ни-ка Пре-свя-той Де-вы Ма-рии. Она бы-ла вы-да-на за-муж за мень-ше-го бра-та Иоси-фа — Клеопу. Она бы-ла еще де-ви-цей, ко-гда Пре-свя-тая Де-ва, об-ру-чен-ная Иоси-фу, во-шла к нему в дом и жи-ла вме-сте с этой до-че-рью Иоси-фа в неж-ной люб-ви, как род-ные сест-ры. На ос-но-ва-нии этой неж-ной люб-ви св. еван-ге-лист Иоанн на-зы-ва-ет Ма-рию Клео-по-ву сест-рой Ма-те-ри Иису-са (). Она удо-сто-и-лась при-сут-ство-вать при кре-сте Спа-си-те-ля и слы-шать Бо-же-ствен-ное усы-нов-ле-ние Гос-по-дом лю-би-мо-го уче-ни-ка сво-е-го Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. О даль-ней-шей жиз-ни и кон-чине Ма-рии Клео-по-вой мы не име-ем ни-че-го в цер-ков-ных пре-да-ни-ях.

Свя-тая Су-сан-на

О Су-санне упо-ми-на-ет толь-ко один еван-ге-лист Лу-ка и толь-ко од-на-жды: ко-гда рас-ска-зы-ва-ет о про-хож-де-нии Гос-по-да Иису-са Хри-ста по го-ро-дам и се-ле-ни-ям для про-по-ве-ди и бла-го-вест-во-ва-ния, то из со-пут-ству-ю-щих ему жен име-ну-ет и Су-сан-ну (), как слу-жив-шую Хри-сту от име-ний сво-их.

Свя-тая Ма-рия, мать Иа-ко-ва мень-ше-го и Иосии

Празд-но-ва-ние

День па-мя-ти жен-ми-ро-но-сиц со-вер-ша-ет-ся в пят-на-дца-тый день, на-чи-ная с Пас-хи (тре-тье вос-кре-се-нье). В этот цер-ков-ный жен-ский празд-ник при-ня-то по-здрав-лять сво-их близ-ких жен-щин - су-пруг, ма-те-рей, се-стер. Же-ны-ми-ро-но-си-цы яв-ля-ют со-бой при-мер ис-тин-ной жерт-вен-ной люб-ви и са-мо-от-вер-жен-но-го слу-же-ния Гос-по-ду. Цер-ковь от-ме-ча-ет этот день как празд-ник всех жен-щин-хри-сти-а-нок, пра-во-слав-ный Жен-ский день - каж-дая жен-щи-на зем-ли яв-ля-ет-ся про-об-ра-зом од-ной из жен-ми-ро-но-сиц: она несет мир ми-ру, сво-ей се-мье, до-маш-не-му оча-гу, рож-да-ет ча-да, яв-ля-ет-ся опо-рой му-жу. Ряд пра-во-слав-ных вы-ска-зы-ва-ют-ся за то, чтобы имен-но этот день стал аль-тер-на-ти-вой свет-ско-му Меж-ду-на-род-но-му жен-ско-му дня, от-ме-ча-е-мо-му 8 мар-та.

Дмит-рий Бо-ри-сов

Несмотря на название, Гарт Дэвис ("Лев», 2016) экранизирует житие Иисуса Христа, Его путь от проповедника, собравшего горстку последователей, до Спасителя, указавшего путь в Царство Божие. Метафора более чем прямолинейна: путь к Богу показан как роуд-муви из пункта А (Магдала) в пункт Б (Иерусалим) с промежуточной остановкой в Кане Галилейской.

Однако в наши дни следование каноническому тексту выглядело бы архаичным. Так что сюжет подновили. Событие подаются через восприятие Марии, рыбачки из Магдалы, которая всю свою жизнь искала Бога, а встретив Иисуса, пошла за ним. Нельзя сказать, что мы смотрим ее глазами, но то, чего она не могла видеть, в фильме Дэвиса отсутствует.

В 2016 году папа римский признал Марию Магдалину равной апостолам. В фильме она наравне с другими последователями Христа проповедует, благословляет и даже крестит новообращенных. Равенство полов, знаете ли, женщины тоже имеют право верить в Бога, молиться там и тогда, когда требует душа, а не когда распоряжается муж или отец. И как любой мужчина, женщины тоже имеют право отречься от семьи и близких и следовать своему предназначению, как они сами его понимают. Так что фильм Гарта Дэвиса это своеобразное Евангелие от Марии Магдалины эпохи харассмента и феминизма. А ее последние слова апостолам — прямой манифест движения #MeToo.

Еще одна дань эпохе вызвана, видимо, упреками в том, что Голливуд мало использует чернокожих актеров в главных ролях. Так что у Дэвиса Пётр (Симон) и его брат Андрей, рыбаки, родившиеся в Вифсаиде у впадения реки Иордан в Галлилейское озеро, стали чернокожими. (Петра играет оскароносный Чиветель Эджиофор). Из каких соображений на роль Иуды пригласили француза алжирского происхождения, специализирующегося на ролях арабов, Тахара Рахима ("Пророк», 2009, «Призрачная башня», 2018) неясно.

Руни Мара в роли Марии играет не женщину, но апостола. Ее внешность далека от голливудских стандартов сексуальности, она скорее выглядит аскетом, изнуренным не столько тяжелым физическим трудом, сколько тяжестью нравственного выбора. Так что между Марией и Иисусом (Хоакин Феникс) ничего такого. Она не блудница, напротив очень религиозная женщина. Хотя поначалу она даже немного флиртует с импозантным заезжим проповедником, каким ей должен представляться Хоакин Феникс. А уж какими многообещающими взглядами обмениваются эти двое! Но нет! Мария Магдалина «всего лишь» лучшая из учеников Христа, лучше других последователей усвоившая истину о том, что Бог это любовь и милосердие.

От фильма про Иисуса Христа мы вправе ожидать яркого образа Христа, человека давшего людям надежду, зажегшего их сердца своими проповедями. Иисус Хоакина Феникса добросовестно проповедует, медленно, доходчиво, зачастую обращаясь прямо в камеру, непосредственно к зрителям. Попутно он совершает положенные чудеса исцеления и даже воскрешения из мертвых, страдает, общается в одиночестве с высшими силами, выслушивает мнение Марии. Ключевое слово здесь добросовестно. Ну, положено ему все это делать на его жизненном пути. А сам он безмерно устал. Временами он зажигается от собственных слов. Но все это происходит в таком замедленном темпе, с такими чудовищными паузами между словами, что если бы он проповедовал где-нибудь в современном городе, то публика разбежалась бы, не выдержав и пяти минут. Еще бы. Он-то хорошо знает, чем все закончится, так что особо суетиться уже нет ни причин, ни желания.

Конечно, темп жизни в библейские времена был совсем иным, но все же фильм снимался для современников. А Гарт Дэвис либо хотел усыпить своих зрителей, либо решил отсеять истинно верующих, способных оценить его творчество.

В фильме подробно воспроизводится быт двухтысячелетней давности: как здоровались, как молились, как чинили сети. Прямолинейно и назойливо подается метафора бренности человеческой жизни на фоне жизни вечной: чуть ли не в каждом втором кадре видны крохотные человеческие фигурки, которые словно букашки ползают по величественным горным склонам. Постоянно звучит музыка Йохана Йоханнссона, иногда возвышенная, патетическая, иногда назойливая и раздражающая, видимо, призванная иллюстрировать духовные поиски персонажей. А когда не звучит, Мария слышит пение птиц божьих. В прямом смысле.

С академической педантичностью Гарт Дэвис стремится объяснить все, что только возможно. Почему Марию Магдалину долго называли блудницей? А как еще обыватели могли назвать женщину, которая отказалась выходить замуж и отправилась бродить по свету в компании половозрелых мужчин в самом расцвете детородных сил? Почему Иуда сначала восторженно пошел за Христом, а затем его же предал? У Дэвиса и на это есть простые ответы. Он даже чудо воскрешения Лазаря старается объяснить. В какой-то момент Петр говорит: «Теперь я знаю, что это Сын Божий!»

Диалоги почти отсутствуют. Персонажи произносят либо готовые фразы, либо готовые проповеди. Короткие всплески эмоций перемежаются долгими сценами, в который если что-то и происходит, то исключительно в душе персонажа. Очевидно, зритель должен проникнуться важностью каждого такого момента, подтвержденного соответствующей музыкой.

Нет, совсем уж провальным фильм с участием Хоакина Феникса, Руни Мары, Чиветеля Эджиофора и Тахара Рахима назвать нельзя. Это история простых, не слишком счастливых людей, которые пошли за Учителем, но так и не смогли его понять. Бог непознаваем. И только женщина способна приблизиться к истинному пониманию Бога. Но все равно кажется, что вас обманули: обещали художественный фильм, а показали научно-познавательную реконструкцию в духе телеканала History.