К основному инструменту денежной политики относится. Основные инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке - это

К основным инструментам денежно-кредитной политики относятся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение нормы обязательных резервов.

Наиболее активно используются операции на открытом рынке, которые проводит Центральный банк с государственными ценными бумагами. Так, для недопущения наметившегося «перегрева» экономики необходимо уменьшение денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам под заманчивый процент.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы.

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, определяющей величину платы за ссуды, которые он предоставляет коммерческим банкам. Центральный банк может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличении их активности в предоставлении кредитов и, в конечном счете, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране.

Учетная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионной политики и влечёт за собой снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем и для небанковского сектора.

Так же в качестве инструмента денежно-кредитной политики используется изменение нормы обязательных резервов. Повышение данной нормы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги. При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осуществлять эффективное антициклическое регулирование в странах с рыночной экономикой. Правительство проводит жесткую денежно-кредитную политику, поддерживая на определённом уровне объем денежной массы, либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на некотором заданном уровне ставку процента.

Три основных инструмента денежно-кредитной политики дополняются второстепенными, менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования. Оно осуществляется через фондовую биржу, потребительский кредит и увещевание.

Безудержная спекуляция на фондовой бирже создает серьезные проблемы. Так, снижение курса акций уничтожает состояния частных лиц и фирм, имеющих большое число акций. Это вынуждает их сокращать потребительские и инвестиционные расходы и толкает экономику к спаду. В качестве меры против излишней спекуляции на фондовой бирже устанавливается маржа, или минимальный процент первоначального взноса, который должны сделать покупатели акций. Норма маржи должна увеличиваться, когда необходимо ограничить спекуляцию (скупку акций), и уменьшаться для оживления вялого рынка.

Сокращение потребительского кредита путем введения определенных ограничений может использоваться в качестве момента антиинфляционной политики.

Увещевание означает использование Центральным банком политических заявлений, призывов к коммерческим банкам о том, чтобы они не допускали излишнего расширения или сокращения банковского кредита.

Кредитная система – это открытая для мировых хозяйственных связей, обладающей принципом упорядочения и кредитным механизмом единое устройство элементов кредитных отношений, способная создавать средства платежа перемещать их во времени и в пространстве и, в конечном счете, влиять, во-первых, на экономический рост и продолжение бедности, во-вторых, на поддержание ликвидности и выравнивания разности между теми, кто нуждается в заемных средствах и теми, кто ими располагает.

Общей основой необходимости кредитной системы являются долговые отношения. Общей причиной необходимости кредитной системы выступают товарно-денежные отношения. Кредитный механизм, как непосредственная причина превращения возможности в необходимость обусловлен доверием к рационализации кругооборота денег с использованием заемных средств.

Кредитный процесс и управление денежным оборотом общества строится на конкретных функциях. К ним относятся:

Перераспределительные функции, содержанием которой является аккумулирование свободных денежных ресурсов юридически и физических лиц, превращение их в судный капитал и при помощи кредитного механизма передача о временное распоряжение на платной основе различным субъектом хозяйствования и населения.

Функция создания кредитных средств обращения и экономии издержек обращения. В процессе кредитования создаются различные платежные средства для обслуживания налично-денежной и безналичной форм сферы обращения, оказывающие влияние на структуру денежной массы, платежного оборота и скорости обращения денег происходит замещение действительных денег кредитными деньгами.

Функция ускорения концентрации и централизации капитала. Для увеличения масштабов производства зачастую недостаточными являются средства отдельных хозяйствующих субъектов, поэтому разрозненные части из прибавочной стоимости стекаются и накапливаются в кредитных учреждениях. И достигнув значительных размеров, позволяют расширить производство. Концентрации подвергаются свободные денежные средства населения. Важную роль играет кредит и в централизации капитала, так как способствует, превращению индивидуальных предприятий коллективной формы собственности то есть осуществляется централизация капитала.

Контрольная функция. Ее содержание сводится к контролированию финансового состояния заемщика, с целью предотвращения несвоевременного выполнения взятых на себя обязательств. Поэтому на протяжении всего кредитного процесса осуществляется контроль над соблюдением всех принципов кредитования, позволяющий кредитору принимать решение о выдаче ссуд об ужесточении режима кредитования либо о досрочном возврате ссуд.

Таким образом, кредит представляет собой смену форм капитала и сопровождающуюся с одной стороны временным высвобождением денежных средств у одних хозяйствующих субъектов, с другой стороны образованием потребности в этих средствах у других. Это две неразрывные стороны единого процесса кругооборота капитала. А кредит – это любой товар, используемый в качестве посредника при обмене товаров.

1.2 Инструменты денежно-кредитной системы

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1. Операции на открытом рынке, т.е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению снижает объем денежной массы); Надежный вид финансовых активов. Ценные бумаги продаются и покупаются на особом рынке, где цены, как и на товарном рынке, образуются в соответствии со спросом и предложением.

Операции с ценными бумагами заключаются в продаже или покупке ЦБ у коммерческих банков ценных государственных бумаг – акций, облигаций, казначейских векселей. В данной операции участвуют:

· государство (через ЦБ);

· коммерческие банки;

· население.

2. Изменение резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

3. Изменение учетной ставки (учетная, или дисконтная, политика), т.е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческих банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).

Инициатором покупки и продажи ценных бумаг всегда выступает государство, а коммерческие банки и население выступают участниками торгов в целях получения экономической выгоды. Операции на открытом рынке способствуют уменьшению или увеличению денежно массы, находящейся в обращении, что влечет стимулирование или сдерживание роста экономики. Для сокращения денег ЦБ навязывает коммерческим банкам покупку ценных государственных бумаг. Когда в экономике наблюдается спад и количество денег в обращении необходимо увеличить, ЦБ скупает ценные государственные бумаги. Таким образом, денежная политика, проводимая ЦБ, позволяет регулировать денежное обращение в стране.

Кроме того применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных моделях.

Теория денежно-кредитного регулирования.

Теория денежно-кредитного регулирования существует в двух видах: монетаристская и кейнсианская концепции обеспечения равновесия в экономике.

Кейнсианская теория отрицает саморегулирование рыночной капиталистической экономики. Кейнс считал, что путем вмешательства государства в регулирование количества денег в обращении и процентных ставок можно преодолеть циклический характер развития диспропорции в экономике капитализма. Установление низкой нормы процента сможет обеспечить подъем производства, снизить до минимума или устранить безработицу, создаст стимул к инвестициям.

Монетаристы, напротив, считают, что государственное регулирование экономики бесполезно. По их мнению, основным фактором в экономике является количество денег в обращении. Таким образом, изменяя денежную массу (увеличивая или уменьшая) можно изменить процентную ставку, таким образом воздействовать на объем производства. В основе денежно-кредитного регулирования лежит агрегат денежной массы М1 (наличные деньги + бессрочные вклады). Устанавливается, на сколько процентов этот агрегат должен увеличиваться в предстоящем периоде, осуществляется расчет норматива по агрегату М1 с целью определения размера ВВП, возрастающего в том же проценте.

Основными направлениями государственного регулирования являются:

1) Политика ЦБ в отношении финансовых институтов особенно банков;

2) Налоговая политика правительства на центральном и местном уровне;

3) Участие правительства в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных институтах;

  • Тест контрольный (2.2. Типы экономических систем)
  • Тема 3. Основные элементы экономики.
  • 3.1 Потребности, ресурсы, блага.
  • Тема 4. Рыночный механизм. Теория спроса и предложения.
  • 4.1. Рынок: понятие, структура, функции.
  • 4.2 Спрос и предложение: рыночное равновесие.
  • 4.2.1 Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
  • 4.2.2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
  • 4.2.3. Равновесие спроса и предложения.
  • 4.2.4. Государственное регулирование цен и его последствия.
  • 4.3. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.
  • Тема 5. Потребительское поведение и рыночный спрос.
  • 5.1. Совокупная и предельная полезность. Функция полезности. Законы Госсена.
  • 1. Товары - совершенные заменители
  • 3. Товары, нежелательные для потребителя.
  • 4. Нейтральные товары.
  • Тема 6. Производство и издержки в рыночной экономике.
  • 6.1. Природа издержек производства: основные понятия.
  • 6.2. Издержки в краткосрочном периоде.
  • 6.3. Издержки в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли.
  • 6.4. Производственная функция.
  • Тема 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.
  • 7.1. Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция.
  • 7.2. Монополия.
  • Особенности антимонопольной политики в России
  • 7.3. Олигополия.
  • 7.4. Монополистическая конкуренция.
  • Тема 8. Рынок труда.
  • 8.1. Общая характеристика рынка труда.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.1. Общая характеристика рынка труда.)
  • Тест контрольный (8.1. Общая характеристика рынка труда)
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.2.Спрос и предложение на рынке труда)
  • Тест контрольный (8.2.Спрос и предложение на рынке труда)
  • 8.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.3.Несовершенная конкуренция на рынке труда)
  • Тест контрольный (8.3.Несовершенная конкуренция на рынке труда)
  • Тема 9. Рынок капитала и земли.
  • 9.1. Понятие капитал и его виды.
  • 9.2. Рынок капитала. Процент. Дисконтированная стоимость.
  • 9.3. Спрос и предложение земли.
  • 9.4. Земельная рента: абсолютная и дифференцированная. Цена земли.
  • Тема 10. Государство в смешанной экономике.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест контрольный (10.2.Теория общественного выбора)
  • 10.3. Фиаско государства
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (10.3. Фиаско государства)
  • Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)
  • 10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 11. Национальная экономика: основные результаты и показатели.
  • 11.1. Макроэкономика: предмет, структура, модели.
  • 11.2. Система национальных счетов как инструмент макроанализа.
  • 11.3. Методы расчета агрегатных показателей.
  • Тема 12. Совокупный спрос и совокупное предложение: проблема равновесия.
  • 12.1. Макроэкономическое равновесие: позиции различных школ.
  • 12.2. Модель макроэкономического равновесия «аd-аs».
  • Тема 13. Потребление и сбережения.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (13.1. Потребление и сбережение)
  • Тест контрольный (13.1. Потребление и сбережение)
  • Тема 14. Инвестиции.
  • 14.1. Понятие и факторы инвестиций. Модель «сбережения - инвестиции» (I - s).
  • 14.2. Инвестиционная политика государства.
  • Тема 15. Деньги и национальное производство
  • 1.Функцию меры стоимости.
  • 2. Функцию средства обращения.
  • 1. Товарных денег.
  • 15.2. Денежный рынок и его равновесие
  • 15.2.1. Спрос на деньги, его компоненты и факторы изменения.
  • Тема 16. Банковская система.
  • 16.1. Современная кредитная система. Центральный банк и его функции.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (16.1.Современная кредитная система. Центральный банк и его функции).
  • Тест контрольный (16.1.Современная кредитная система. Центральный банк и его функции)
  • Вопросы для самопроверки:
  • 16.3. Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (16.3. Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы)
  • Тест контрольный (16.3.Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы)
  • Тема 17. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.
  • 17.1.Экономические циклы: причины, фазы, механизм развития.
  • 17.2. Безработица: понятие, виды, последствия.
  • 17.3. Инфляция: причины, виды, последствия.
  • Тема 18. Макроэкономическая политика.
  • 18.1. Фискальная политика: цели, направления, инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
  • 18.2. Кредитно – денежная политика: цели, направления, инструменты.
  • Тема 19. Экономический рост: содержание и типы.
  • 19.2. Типы экономического роста. Модели роста.
  • Модели экономического роста.
  • Тема 20. Мировая экономика и международные отношения.
  • 20.1. Теория международной торговли.
  • S в противоположность меркантелистам а.Смит выступал за:
  • S Принцип абсолютных преимуществ сформулировал:
  • S в противоположность меркантелистам а.Смит выступал за:
  • S Принцип абсолютных преимуществ сформулировал:
  • 20.2. Внешняя торговля в странах с большой и малой открытой экономикой. Равновесие на мировом рынке.
  • 20.3. Государственная политика в области внешней торговли
  • 20.4. Платежный баланс и валютный курс.
  • Платежный баланс
  • Тема 21. Основные направления развития экономической мысли.
  • 21.1. Первые научные концепции и теоретические экономические школы.
  • 21.2. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
  • 21.3. Развитие экономической науки в России.
  • 18.2. Кредитно – денежная политика: цели, направления, инструменты.

    Лекция

    Кредитно – денежная политика - это политика, проводимая центральным банком страны в сфере денежного обращения и кредитования.

    Кредитно-денежная политика в отличие от фискальной представляет собой инструмент косвенного воздействия на совокупный спрос. Оно осуществляется через денежный рынок посредством регулирования денежного предложения в экономике, а, следовательно, и расходов.

    Основной целью кредитно - денежной политики является стабилизация экономики, то есть контроль над уровнем занятости и инфляции.

    Инструменты кредитно- денежной политики, имеющиеся в распоряжении ЦБ, различаются по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые или административные, и косвенные или рыночные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные).

    Основными инструментами кредитно – денежной политики, наиболее часто используемыми центральным банком, являются:

    1.изменение минимальной нормы обязательных резервов;

    2. учетная ставка или ставка рефинансирования;

    3. операции на открытом рынке.

    Изменение минимальной нормы обязательных резервов – это один из самых традиционных инструментов регулирования, используемый центральным банком.

    Обязательные резервы выполняют две основные функции:

    а) страховую, так как не позволяют коммерческому банку полностью использовать все средства и тем самым создают резерв ликвидности;

    б) регулирующую. Регулирование с помощью нормы обязательных резервов заключается в том, что ее повышение ограничивает избыточные резервы коммерческих банков, а, следовательно, и возможности их по кредитованию. Снижение же нормы обязательных резервов увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и их возможность по кредитованию.

    Учетная ставка – это процент, под который ЦБ предоставляет ссуды коммерческим банкам. При получении кредита размеры избыточных резервов коммерческих банков увеличиваются, что приводит к увеличению денежного предложения в экономике. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы у ЦБ невыгодными, что приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков и денежного предложения в экономике.

    Определение размеров учетной ставки – один из наиболее важных аспектов кредитно - денежной политики, а изменение учетной ставки выступает показателем изменений в области кредитно-денежного регулирования. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние. Когда ЦБ намерен смягчить кредитно – денежную политику или ее ужесточить, он снижает или повышает учетную ставку.

    Процентные ставки центрального банка необязательны для коммерческих банков в сфере их кредитных отношений со своими клиентами и другими банками. Однако уровень официальной учетной ставки является для коммерческих банков ориентиром при проведении кредитных операций.

    Операции на открытом рынке – это операции по купле – продаже государственных ценных бумаг коммерческим банкам и населению.

    В целях сдерживания денежной массы в обращении центральный банк проводит операции по продаже ценных бумах на открытом рынке, что ограничивает избыточные резервы коммерческих банков и их возможность создавать новые деньги.

    В целях увеличения денежного предложения в экономике, а следовательно, и расходов центральный банк начинает скупать ценные бумаги у банков и населения по выгодному для них курсу, что приводит в конечном итоге к увеличению избыточных резервов коммерческих банков и их возможности по кредитованию.

    Наиболее эффективным среди названных инструментов являются операции на открытом рынке, ибо:

    Они осуществляются быстро, не зависят от административных проволочек: если центральный банк считает, что необходимо изменить денежную базу или объем резервов, ему достаточно лишь дать указания дилерам рынка ценных бумаг относительно осуществления операций;

    Легко обратимы: в случае ошибки можно быстро провести обратную сделку (в случае чрезмерной продажи, например, можно быстро скупить часть ценных бумаг);

    Гибки, они могут осуществляться в любых объемах.

    Такие преимущества часто дают повод называть операции на открытом рынке основным инструментом кредитно – денежной политики. Однако для их осуществления необходим развитый открытый рынок.

    Рассмотренные инструменты не исчерпывают арсенал денежно –кредитного регулирования экономики. В некоторых странах центральные банки прибегают таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др.

    Выбор и сочетания денежно-кредитных инструментов зависит, прежде всего от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

    Кредитно-денежная политика, как и фискальная политика, может быть двух типов: дискреционная и недискреционная (автоматическая).

    В зависимости от состояния экономики различают два основных направления дискреционной кредитно-денежной политики: стимулирующее (кредитная экспансия или политика дешевых денег) и сдерживающее (кредитная рестрикция или политика дорогих денег).

    - Стимулирующая кредитно денежная политика осуществляется в период спада производства и направлена на его активизацию посредством увеличения денежного предложения в экономике, а, следовательно, и расходов. Для этого центральный банк должен увеличить избыточные резервы коммерческих банков путем сокращения резервной нормы, учетной ставки и покупки ценных бумаг на открытом рынке.

    Политика дешевых денег расширяет возможности коммерческих банков по кредитованию, но не гарантирует, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег в экономике увеличится. Кроме того, деньги, которые ЦБ направляет в экономику, покупая облигации у населения, могут использоваться населением для погашения имеющихся ссуд, что приведет к сокращению денежного предложения.

    Сдерживающая кредитно-денежная политика проводится в период подъема экономики или инфляции и направлена на их ограничение посредством сокращения денежного предложения в экономике, а, следовательно, и расходов. Для этого центральный банк должен сократить избыточные резервы коммерческих банков путем увеличения резервной нормы, учетной ставки и продажи облигаций на открытом рынке.

    Автоматическая кредитно-денежная политика – это следование монетарному правилу, предложенному сторонниками монетаризма.

    Монетарное правило гласит: темп роста денежной массы должен соответствовать темпу роста реального ВВП.

    Более того, основоположник монетаризма М. Фридмен выдвигал идею принятия монетарной конституции, то есть законодательного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно возрастать на 3 -3,5% в год. Монетарное правило не было принято, но в некоторых западных странах в 1970-е годы стали применять практику денежного таргетирования - установления нижнего и верхнего пределов денежной массы на определенный период.

    В кредитно-денежной политике существует так называемая дилемма целей, которая означает невозможность одновременного регулирования процентной ставки и денежной массы. Монетаристы выбирают в качестве цели денежную массу, а кейнсианцы – процентную ставку. Монетаристы исходят из основополагающего влияния денежного предложения на все макроэкономические показатели, а кейнсианцы видят в нестабильности процентных ставок, вызывающей нестабильность инвестиций, основную причину циклических колебаний.

    На практике КДП не бывает стопроцентно кейнсианской или монетаристской, но представляет собой различные сочетания взглядов представителей обеих школ.

    Проведение экономической политики с помощью фискального или денежно-кредитного механизма ставит на повестку дня проблему их оптимального сочетания и координации. В экономической политике России отрабатывается практика использования обоих инструментов.

    Вопросы для самопроверки:

      Что такое кредитно-денежная политика? Каковы ее цели?

      Каковы направления кредитно-денежной политики?

      При какой ситуации в экономике государство проводит стимулирующую кредитно-денежную политику?

      Как решается проблема инфляции мерами кредитно-денежной политики?

      Каковы инструменты кредитно-денежной политики?

      Какой из используемых инструментов денежно-кредитной политики является наиболее эффективным и почему?

      Что такое учетная ставка и операции на открытом рынке?

      Если учетная ставка будет повышена ЦБ, как это отразится на возможности коммерческого банка по кредитованию?

      Какие операции на открытом рынке должен проводить ЦБ, если в экономике наблюдается спад производства?

      Почему кредитно-денежная политика является более гибким инструментом, чем фискальная политика?

      Почему кредитно-денежную политику называют инструментом косвенного воздей- ствия на совокупный спрос?

      В чем минусы политики «дешевых денег»?

      Почему стимулирующая кредитно-денежная политика называется политикой «дешевых денег», а сдерживающая – политикой «дорогих денег»?

    #Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 18.2.

    Тест учебный (18.2. Кредитно – денежная политика: цели, направления, инструменты)

    N- Стабилизация экономики

    N+ Все ответы верны

    N- Коммерческие банки

    N+ Частные фирмы

    N- Центральный банк

    N- Денежное предложение

    N- Денежный спрос

    N+ Ставка налога

    N- Дискреционная

    N+ Стимулирующая

    N- Не дискреционная

    N+ Сдерживающая

    N- Спада производства

    N+ Инфляции

    N+ Подъема экономики

    N- Депрессии

    N- Инфляции

    N+ Спада производства

    N- Подъема экономики

    N- Оживления экономики

    N+ Сокращение резервной нормы

    N- Рост учетной ставки

    N- Сокращение учетной ставки

    N+ Рост резервной нормы

    N- Повышение налоговых ставок

    N- И. Фишер

    N- А. Маршалл

    N+ М. Фридмен

    #Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 18.2.

    Тест контрольные (18.2. Кредитно – денежная политика: цели, направления, инструменты)

    SОсновными направлениями кредитно-денежной политики являются:

    N- Дискреционная

    N+ Стимулирующая

    N- Не дискреционная

    N+ Сдерживающая

    SСдерживающая кредитно-денежная политика осуществляется в период:

    N- Спада производства

    N+ Инфляции

    N+ Подъема экономики

    N- Депрессии

    SСтимулирующая кредитно-денежная политика проводится в период:

    N- Инфляции

    N+ Спада производства

    N- Подъема экономики

    N- Оживления экономики

    SМеры, направленные на стимулирование производства посредством ДКП:

    N+ Сокращение резервной нормы

    N- Рост учетной ставки

    N- Продажа облигаций на открытом рынке

    N- Сокращение налоговых ставок

    SМеры ДКП, предпринимаемые в условиях инфляции:

    N- Сокращение учетной ставки

    N+ Рост резервной нормы

    N+ Продажа облигаций на открытом рынке

    N- Повышение налоговых ставок

    SОсновными целями кредитно-денежной политики являются:

    N- Стабилизация экономики

    N- Контроль над уровнем занятости

    N- Контроль над уровнем инфляции

    N+ все ответы верны

    SК субъектам кредитно-денежной политики не относятся:

    N- Коммерческие банки

    N+ Частные фирмы

    N- Центральный банк

    SОбъектом кредитно-денежной политики не является:

    N- Денежное предложение

    N- Денежный спрос

    N+ Ставка налога

    SОсновоположником теории монетаризма является:

    N- И. Фишер

    N- А. Маршалл

    N+ М. Фридмен

    SКакая из приведенных зависимостей отражает кейнсианский подход к ДКП

    N- Изменение процентной ставки - изменение инвестиций - изменение объема ВВП

    N- Изменение денежного предложения – изменение цен – изменение объема ВВП

    N+ Изменение денежного предложения – изменение процентной ставки – изменение инвестиций – изменение объема ВВП

    Список литературы :

      Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. М.: Дело, 2000, гл.7.

      Станковская И.К. Экономическая теория для бизнес – школ: Учебник. М.: Эксмо, 2005, гл. 18.

    Что относится к полномочиям Президента Российской Федерации? 1) определение основных направлений внутренней политики 2) разработка и принятие законов

    3) управление федеральной собственностью 4) разработка и исполнение бюджета РФ

    гоударственный бюджет а)устанавливает минимальный размер оплаты труда, б) отрадает основные направления внутренней политики, в) определяет уровень

    инфляции в стране, г) регулирует объем денежной массы.??=)

    А.1 Полная независимость государства от других государств называется

    1) консенсусом 2) авторитетом 3) суверенитетом 4) нейтралитетом

    А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархия
    А.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тиранический
    А.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистская
    А.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    А.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
    А.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинство
    А.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленные
    А.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФ
    А.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ 2) назначение Председателя Совета Федерации 3) назначение Председателя Государственной Думы 4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы
    А.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениям
    А.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А.1 Полная независимость государства от других государств называется 1) консенсусом 2) авторитетом 3) суверенитетом 4) нейтралитетом

    А.2 Укажите действие, которое не является формой участия граждан в политической жизни 1) письменное обращение в местную администрацию 2) избрание депутатов в законодательный орган власти 3) участие в организации политической партии 4) участие в деятельности профессионального союза
    А.3 В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.? 1) конфедерация2) унитарное государство3) федеративное государство4) монархияА.4 В государстве Т. у граждан отсутствует право совершать политический выбор, а также политический, идеологический и экономический плюрализм в стране. Граждане не могут оказать воздействие на власть, которая осуществляет полный контроль за всеми сферами жизни общества. Какой политический режим существует в государстве Т.? 1) демократический2) авторитарный3) тоталитарный4) тираническийА.5 Партия «С.» отстаивает идеи верховенства закона, народовластия, прав человека. Это партия 1) консервативная2) демократическая3) анархистская4) фашистскаяА.6 Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете? А. Государственный суверенитет не является основным признаком государства.Б. Ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА.7 Верны ли следующие суждения о референдуме? А. Референдум является формой прямой демократии, позволяющей гражданам самим принимать окончательное решение по вынесенному на голосование вопросу.Б. На общенациональный референдум выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверныА.8 Какое из перечисленных положений не относится к правам человека? 1) право собственности2) право на свободу творчества 3) право иметь друзей4) право на честь и достоинствоА.9 К целям уголовного наказания относится (-ятся) 1) восстановление справедливости2) исправление осужденного3) предупреждение совершения новых преступлений4) все перечисленныеА.10 Высшей ценность РФ согласно Конституции РФ является (-ются) 1) человек, его права и свободы2) земля и другие природные ресурсы3) принцип разделения властей4) гражданство РФА.11 К основным функциям Президента РФ относится 1) назначение Генерального прокурора РФ2) назначение Председателя Совета Федерации3) назначение Председателя Государственной Думы4) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной ДумыА.12 Выйдя на свободу после отбывания наказания, гражданин Б. познакомился с группой несовершеннолетних и решил приучить их к романтике новой жизни. По его плану несовершеннолетние проникли на дачу гражданина П. и забрали принадлежавшие ему драгоценности, видеомагнитофон, валюту. Это деяние гражданина Б. является 1) досадной случайностью2) преступлением3) проступком4) не имеет отношения к правонарушениямА.13 Верны ли следующие суждения о нормах права? А. Нормы права определяют общеобязательные границы возможного или должного поведения людей в обществе.Б. Нормы права обеспечиваются применением государственного принуждения.1) верно только А 2) верно только Б3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

    В соответствии со ст. 35 ФЗ «О Центральном банке РФ» к числу основных инструментов и методов денежно-кредитной политики Банка России относятся:

    1) процентные ставки по операциям Банка России;

    2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

    3) операции на открытом рынке;

    4) рефинансирование кредитных организаций;

    5) валютные интервенции;

    6) установление ориентиров роста денежной массы;

    7) прямые количественные ограничения;

    8) эмиссия облигаций от своего имени.

    Кратко рассмотрим основные из них.

    Вначале обратим внимание на политику учетной ставки (дисконтная политика) или ставку рефинансирования .

    Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.

    Учетная ставка - процент (дисконт), по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.

    Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И, наоборот, увеличение учетной ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, т.к. они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

    Перейдем к характеристике другого инструмента денежно-кредитной политики Банка России - изменению нормы обязательных резервов коммерческих банков .

    Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем :

    · если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;



    · при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.

    Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.

    Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно-кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

    К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов.

    В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты, в первую очередь, своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности.

    Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне.

    К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

    Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы , которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.