Импортозамещение в году. Способы реализации концепции импортозамещения

В сентябре 2017 года в Москве в выставочном комплексе Крокус-Экспо прошла выставка Импортозамещение 2017

Главная цель выставки – содействие выполнению задач, поставленных президентом Российской Федерации Владимиром Путиным относительно программы импортозамещения.

Цель выставки я специально скопировал с официального сайта, чтоб знать о чем вообще идет тут речь, а то непонятно к чему все это... Если взята стратегия на импортозамещение в различных аспектах хозяйствования, то надо как то это представить более масштабно, нежели то, что было показано на выставке.

Но обо всем по порядку.

Самыми большими и сильными (масса 16.6 тонны) были два Брянских комбайна вначале экспозиции. Это самоходные зерноуборочные комбайны Десна-Полесье GS12 A1, которые являются дальнейшим развитием популярного зерноуборочного комбайна КЗС-1218.

Чуть дальше находился стенд компании АВТОРОС.
Об их вездеходе ШАМАН мы неоднократно уже писали и даже побывали на производстве этих восьмиколесных исполинов.


На выставке представлен ШАМАН в ярко красном цвете.


Глобальных изменений нет. Восемь колес с шинами сверхнизкого давления. Все колеса могут поворачиваться согласно трем заложенным режимам управления.


Есть небольшие доработки в виде боковой видеокамеры, наличия сдвижных форточек на всех окнах, но это скорее опции, чем какие то изменения в конструкции.
Несмотря на солидную цену, в девять с гаком миллионов рублей портфель заказов на ШАМАН не уменьшается.


На этом вездеходе происходила встреча космического спускаемого аппарата "Союз МС-02" в апреле 2017 года в Казахстане, о чем недвусмысленно напоминает надпись на девушке.



На выставке в линейке шин можно было увидеть новинку MX-TRIM 1050-500-18LT . Это шина среднего размера, она больше чем M-TRIM, но меньше чем Х-TRIM или MAX-TRIM


Для шины были выпущены новые алюминиевые диски. Их особенность в том, что они имеют вылет ET -85 мм, что позволяет устанавливать колеса без колесных проставок.


На выставке демонстрировался автомобиль МКМ-1905 Мурашка, который производится на Липецком заводе Малых Коммунальных Машин. Его описание на отдельной странице

Интересная "тачанка" от компании ПЕГАС-АГРО


Это опрыскиватель "ТУМАН-2" (подробнее о ней на отдельной странице)
В основе его легкая сварная ферменная рама из тонкостенных стальных профилей.
Двигатель дизельный CA4D28C4-3A или бензиновый ЗМЗ


Самоходка может комплектоваться шинами низкого давления или специальными колесами для работы в междурядье.

Независимая пневматическая подвеска с автоматической поддержкой постоянного агротехнического просвета. Каждое ведущее колесо оснащено планетарным редуктором с передаточным числом 4,3. Мосты и раздаточная коробка от ВАЗ-2123
Колесная формула автомобиля 6х4.


Передняя и задняя оси автомобиля поворотные, что значительно уменьшает радиус разворота.

Вес пустой машины 3400кг., вес загруженной 5400кг.


Выпускается в трех модификациях:
- Разбрасыватель минеральных удобрений
- Штанговый опрыскиватель
- Аэрозольный опрыскиватель


Машиностроительный завод имени М.И. Калинина, г. Екатеринбург, известен тем, что делает пусковые установки для комплекса С-300. Но есть у завода и мирная продукция, например коммунальная вакуумная подметальная уборочная машина МК2000.
Шасси МК2000 — собственная разработка. Применение цельносварной рамы и двух управляемых мостов позволило обеспечить высокую маневренность. Подметальная машина МК2000 оснащена полным приводом .
Работает на метане.


Вилочные электропогрузчики ЗиК грузоподъемностью 1,6 тонн, 1,8 тонн и 2,0 тонны серии МР20 выпускаются с 2014 года. вообще же завод производит электропогрузчики с 1956 года. Погрузчики оснащены асинхронным приводом, электродвигателями на каждом ведущем колесе, современной системой управления.


Предприятие Уранового холдинга «АРМЗ» Приаргунское производственное горно-химическое объединение показало технику собственной разработки и собственного же производства.
Это погрузочно-транспортные машины, которые предназначены для работы в урановых шахтах.


На выставке представлены две модели: ПД-1Д (малая узкозахватная дизельная машина) и ПД-2Э (электрическая ПДМ)


Всегда было интересно как выглядят насосы перекачивающие нефть. Теперь знаю.


Как обычно, в дальней части выставки, расположилась автомобильная экспозиция.
КАМАЗ представил многофункциональное шасси с компонентами тягового электропривода КАМАЗ-65208


Внутри него сразу два двигателя, один - дизельный CUMMINS ISB6.7 на 300 лошадиных сил, второй электрический BOSCH IMG 440/105 мощностью 163 л.с.

За счет одной подъемной оси и за счет гибридной силовой установки предполагается экономия на обслуживании (ТО и ГСМ) в 2,5 раза по сравнению с обычными машинами.


Беспилотный пассажирский автобус под названием «Шатл» представил институт НАМИ и КАМАЗ. Шатл впервые демонстрировался на Московском международном автосалоне 2016.
Длина транспортного средства будущего - 4,6 м, ширина - 2 м, высота - 2,5 м. Мини-автобус вмещает 12 пассажиров.


Каркас выполнен из композитных материалов. Для посадки-высадки пассажиров используются раздвижные двери, которые открываются с обеих сторон.


Внутри салона есть плазменные экраны, на которых показывается маршрут следования и выводится полезная информация. Предполагается, что экраны будут сенсорными.


Два диванчика расположены в передней и задней части Шатла


В «Шатле» вместо водителя за движение отвечают различные датчики, радары, 16 сонаров, четыре видеокамеры и две стереокамеры Mobileye, которые оценивает расстояние до различных объектов.
Энергия для движения находится в литий-ионных аккумуляторах, которые расположены под полом и сиденьями.


Магистральный тягач КАМАЗ-54901


Автомобиль КАМАЗ-54901 оснащен новой кабиной большого размера (К5), новым рядным двигателем КАМАЗ Р6 мощностью 380-550 л.с. и 12-ступенчатой автоматизированной коробкой передач ZF Traxon.


Рядный, шестицилиндровый дизельный двигатель КАМАЗ создан в партнерстве со швейцарской фирмой Liebherr-International AG


Сейчас двигатель отвечает нормам ЕВРО-5, а в перспективе будет удовлетворять и ЕВРО-6


Топливная аппаратура (разработка Liebherr) - Common Rail.
В зависимости от эконорм, давление впрыска будет достигать 1500 бар и выше. Есть система SCR (для версии под ЕВРО-5), а для достижения уровня ЕВРО-6 придется применить рециркуляцию отработавших газов (EGR), причем с сажевым фильтром.


На основе нового мотора КАМАЗ-910.10 будут созданы различные модификации - мощностью 380, 400, 450, 500 и 550 л. с. при 1900 об/мин. Крутящий момент - от 1700 до 2540 Н·м, с полкой в диапазоне 1100–1400 об/мин.


КАМАЗ так же продемонстрировал станцию ультрабыстрой зарядки электробусов UFC-240


И электробус КАМАЗ-6282, который уже работает на одном из маршрутов - возит пассажиров в Сколково.
"Слабым" местом в эксплуатации электрического чуда была долгая зарядка аккумуляторов, что вкупе с небольшим запасом хода приводила к долгим простоям.


Новая система зарядки позволяет за 6 минут компенсировать энергию затраченную на одну поездку. Периодически подзаряжаясь такой электробус без труда может выполнить дневную норму своего бензинового собрата.


Кроме того, зарядную станцию можно подключить к троллейбусной сети энергоснабжения (или любой другой сети переменного или постоянного тока) и производить подзарядку электробуса в автоматическом режиме.


Автолавка под новым заграничным названием фуд-трак зачем то затесалась на выставку.


Водный велосипед.
Теперь и в воде можно крутить педали.


Твердотельную лазерную установку OLIMP-2000/213 для рефракционной хирургии представил Рыбинский завод приборостроения.


«Русская механика» – демонстрировала снегоход RMS 551 i TOUR. Он создан на облегченной платформе, с двигателем жидкостного охлаждения с распределенным впрыском топлива, с возможностью эксплуатации на различных высотах и в разных климатических условиях без потери мощности.


Новый высокоточный Российский 3D-принтер Эрьзя от компании Эрьзя 3D!
Проект стартовал в январе 2016 года.
3D-принтер Эрьзя имеет конструкцию дельта и обладает отличным качеством печати.


Печатающая головка


И напоследок пара красивых картинок о том, что в сыроварении нам есть, что сказать. (Не только итальянцы могут

15.09.2016 в МВЦ «Крокус Экспо» по распоряжению Правительства РФ №479-р от 22.03.2016 состоялась 2-я международная специализированная выставка «Импортозамещение», на которой были представлены экспозиции более 350 предприятий и организаций из 45 регионов РФ.

Гостями выставки и участниками мероприятий деловой программы, помимо многочисленных специалистов, стали руководители регионов, министерств и ведомств РФ, академии наук, ведущих предприятий и организаций, высших учебных заведений. Итогом их работы стало подписание контрактов, установление новых производственных связей.

Принимая во внимание положительные отзывы участников выставки и большой интерес представителей деловых кругов и государственных структур к данному мероприятию, принято решение о проведении 3-й международной специализированной выставки «Импортозамещение», которая состоится 12-14 сентября 2017 года в МВЦ «Крокус Экспо».

С целью демонстрации результатов работы отечественных и иностранных предприятий по производству импортозамещающих товаров и услуг на территории РФ, будет введён новый радел выставки – «Локализация производства».

Участники и посетители 3-й международной специализированной выставки «Импортозамещение» получат подробную информацию о состоянии и тенденциях столь важной на данном историческом этапе проблеме, смогут обменяться опытом решения вопросов импортозамещения, ознакомятся с передовыми технологиями, установят новые контакты для продвижения продукции и услуг на внутреннем и международном рынках.

В конгрессной программе выставки примут участие представители Правительства Российской Федерации, руководители регионов, государственных корпораций и организаций, которые поделятся опытом по достижению конкретных результатов в области импортозамещения.

Представители Ассоциации независимых центров экономического анализа пришли к выводам, что концепция импортозамещения в 2017 году в России не сработала. Так ли это, постараемся разобраться в данной статье, опираясь на полученные итоги данного процесса и мнение экспертов.

Согласно данным Ассоциации, от импортозамещения выиграли только две отрасли: сельское хозяйство и фармацевтика. В ходе обсуждения данного вопроса принимали активное участие Владимир Сальников, заместитель генерального директора Центра макроэкономического анализа и Наталья Волчкова, которая является профессором Российской экономической школы.

Концепция импортозамещения в РФ представляет собой замещение импорта товарами и продуктами, которые были произведены на территории России. Этот курс страна взяла еще в 2014 году, после того, как были введены санкции Западом в отношении РФ. Государственная программа прописана до 2020 года включительно. В 2015 году была создана Правительственная комиссия по вопросам импортозамещения, которая состоит из подкомиссии по вопросам ОПК и гражданских отраслей экономики.

Какие цели у импортозамещения?

Эта концепция преследует основную цель – прекратить импорт определенных групп товаров, наладив внутри страны производство аналогичных продуктов. Эта задача стала для российского правительства одной из приоритетных. В 2014 году была разработана и принята отраслевая программа по импортозамещению, где были перечислены конкретные шаги в этом направлении. Для того, чтобы в стране не было дефицита товаров, которые запретили к ввозу в РФ, были приняты решения по импортозамещению в сельскохозяйственной сфере.

Способы реализации концепции импортозамещения

Правительство приняло решение, что будут увеличены объемы кредитования компаний в долгосрочной перспективе и на льготных условиях. Эти условия действительны только для конкурсных проектов, а именно для предприятий и холдингов, которые осуществляют свою деятельность в таких сферах: машиностроение, сельское хозяйство, энергетика, телекоммуникации, химпром, транспорт, обрабатывающая промышленность и жилищное строительство.

Финансовую поддержку проектам, которые поддерживают импортозамещение в 2017 году в РФ оказывают с помощью предоставления грантов, государственного субсидирования, софинансирования исследований, преференций холдингам, которые принимают участие в госзакупках. Главное требование со стороны государства – это размещение производства на территории РФ, в одном из регионов.

Отрасли, нуждающиеся в импортозамещении

Изначально были разработаны 20 программ для отраслей, которые нуждались в импортозамещении больше всего. Над этой концепцией трудились представители Минкомсвязи, Минтранса, Минпромторга и Минэнерго РФ. Список отраслей был оглашен Дмитрием Медведевым, премьер-министром РФ.

1. Сельскохозяйственное машиностроение (доля импорта составляет от 50 до 90%)

2. Выпуск энергетического оборудования (доля импорта 50%)

3. Поставки оборудования для нефтегазовой отрасли (доля импорта 60%)

4. Тяжелое машиностроение (доля импорта 70%)

5. Гражданская авиация (доля импорта 80%)

6. Станкостроение (доля импорта 90%)

Кроме этого, представители кластерной комиссии назвали несколько отраслей промышленности, которые требовали срочного вмешательства. Речь идет о строительстве, туризме, тяжелой промышленности, сельском хозяйстве, газовой промышленности и радиоэлектронике. По этим сферам разработали специальные решения, была проведена колоссальная работа. Благодаря введенным санкциям удалось простимулировать отечественных производителей.

Кто оставляя в выигрыше от импортозамещения?

Владимир Сальников считает, что в процессе импортозамещения в 2017 году наблюдается небольшой прогресс. Эксперт сравнил соотношение добавленной стоимости товаров и их импорта. Кроме сельхозпроизводителей и фармацевтики, выиграли и некоторые предприятия химического производства. Относительно пищевой отрасли, то главными победителями стали компании, выпускающие мясо и мясопродукты (это касается, в основном, мяса курей). В выигрыше остались производители молочных продуктов и сфера растениеводства. Но фрукты и консервированные овощи в РФ стали импортировать намного больше.

Намного хуже обстоят дела в сфере производства оборудования и машин. Импортозамещение на этот сектор практически не повлияло, так как многие компании все-таки вынуждены закупать импортные материалы, подорожавшие из-за снижения курса рубля.

Вредно ли импортозамещение?

По мнению экспертов, основная проблема импортозамещения кроется в структуре экспорта РФ, который перевешивает в сторону сырья. Дело в том, что, несмотря на сильную интеграцию страны в мировую экономику, у РФ достаточно узкая специализация. Государству еще предстоит серьезная работа, так как в мире создаются целые цепочки поставок и производства продукции. Например, концепция товара может быть создана в одном государстве, детали для него выпускают в другой стране, а собирают – уже в третьей. Но Россия на данный момент участвует в таких цепочках только как поставщик сырья. Нет компаний, которые могли бы управлять этими цепочками. Для того, чтобы этого достичь, нужен процесс либерализации торговой политики и снижение тарифов.

По словам Волчковой, экспортеры, активно импортирующие товары, примерно на 85% эффективнее экспортеров, ничего не импортирующих. Такие компании могут позволить себе ввозить оборудование, а также технологии, делающие их деятельность более производительной.

Комитет по автомобильной промышленности СоюзМаш провел совместное заседание с «Объединением автопроизводителей России»

В Москве на базе филиала ТФК КАМАЗ состоялось совместное заседание Комитета по автомобильной промышленности Союза машиностроителей России и Совета НП «Объединение автопроизводителей России». На мероприятии обсудили вопросы по реализации основных мероприятий деятельности в 2019 году. Кроме того, были приняты Основные мероприятия деятельности на период 2020-2022 годах. При рассмотрении перв...

Утверждён план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года

Председатель Правительства России Дмитрий Медведев утвердил план развития инфраструктуры Северного морского пути (СМП) на период до 2035 года. Соответствующее распоряжение опубликовано на официальном портале. Как отмечено в справке, в соответствии с Указом Президента России к 2024 году грузопотоки по СМП должны увеличиться до 80 млн тонн. План сформирован исходя из прогноза всех существующих...

Опубликован список банков, выдающих «дальневосточную ипотеку»

Перечень кредитных организаций, участвующих в программе «Дальневосточная ипотека», как и планировалось, значительно расширен - до 14 банков. Ипотеку под 2% уже выдают: Сбербанк, ВТБ, Азиатско-Тихоокеанский банк, Банк ДОМ.РФ, Дальневосточный банк. До конца февраля в программу войдут также банк «ФК Открытие», КБ «Восточный», банк «Долинск», Газпромбанк, Росбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, ...

Производители специализированной техники обеспокоены отменой действующих мер господдержки

Машиностроители заявили об этом в ходе расширенного заседания Комитетов производителей строительно-дорожной и прицепной техники Ассоциации «Росспецмаш», которое прошло в Москве 18 декабря. Участниками мероприятия стали руководители и специалисты ведущих российских заводов, руководство Ассоциации «Росспецмаш» и Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения...

Глава Минстроя назвал технологии информационного моделирования движущей силой отрасли

Информационное моделирование - движущая сила развития строительной отрасли. Об этом на пресс-конференции в пресс-центре МИА «Россия Сегодня» сообщил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев. «Активная работа над нормативно-техническими документами и законодательными инициативами в рамках внедрения информационного моделирования на всех эт...

IV Форум проектировщиков Московской области: «Города и перемены»

Форум проектировщиков - ежегодное мероприятие, проводимое Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области с участием представителей органов власти, ведущих проектных организаций, архитекторов и градостроителей. В этом году на Форуме будут представлены пилотные концепции пяти подмосковных городов, разработанные консоциумом во главе с Высшей школой экономики. В рамках дело...

Санкционная политика западных стран, направленная против России, заставила в экстренном порядке принимать меры по переводу ключевых звеньев АПК на отечественного производителя. Так в обиходе россиян появилось новое слово – импортозамещение. Так называют совокупность мероприятий, в результате которых подавляющее большинство заграничных товаров будет заменено на российские.

Работа по сокращению импорта началась в 2014. Спустя 2 года уже можно констатировать наличие впечатляющих успехов во многих сферах экономики. Маркировка #MadeinRussia# стала возникать чаще во всех направлениях торговли буквально с первых дней объявленной «мобилизации» отечественного производственного рынка и охватила широкий ценовой диапазон товаров. В 2017 году планируется еще активнее реализовывать шаги, намеченные в рамках импортозамещения 2014-2020.

Деятельность преследует одну главную цель – сократить или полностью прекратить импорт конкретных групп товаров, вместо этого наладить свое производство таких же или аналогичных продуктов. Около двух лет именно эта задача является одной из самых приоритетных для правительства РФ. Началось все с перечня дополнительных поручений, утвержденного В. Путиным в мае 2014. В документе перечислены конкретные шаги по стимулированию роста экономики, включая работу по импортозамещению в разных отраслях промышленности и аграрного сектора.

Особняком стоял вопрос о срочном переходе на свое довольствие. Чтобы не допустить роста дефицита по товарам, запрещенным к ввозу в Россию, в экстренном порядке принимались решения по импортозамещению в сельском хозяйстве. Отраслевая программа по этой причине была разработана и принята раньше остальных, в октябре того же года.

Какие отрасли в большей степени нуждаются в импортозамещении

Следующим этапом стала разработка в 2015 году 20 программ для самых нуждающихся секторов гражданской промышленности. Чтобы ощутить масштабы деятельности, а также всю ответственность проблемы, достаточно указать:

  • к работе были привлечены ведущие сотрудники 4-х правительственных ведомств – Минтранса, Минэнерго, Минпромторга, Минкомсвязи Российской Федерации, не считая другие инстанции, аналитические, исследовательские компании, расчетные центры и т.д.;
  • документы охватывают примерно 2,5 проектов, которые предстоит реализовать в период до 2020 г.

В ходе одного из своих выступлений Д. Медведев огласил список отраслей, особо нуждающихся в приходе российского производителя. Были названы:

В постановлении и в выводах кластерной комиссии говорится о 7 отраслях, требующих серьезной «перезагрузки». Это:

  1. Туризм.
  2. Газовая промышленность.
  3. Строительство.
  4. Радиоэлектроника.
  5. Ленэкспо.
  6. Тяжелая промышленность.

По перечисленным сферам были проработаны особые решения. Экономистам, бизнесменам, промышленникам, руководству страны пришлось провести колоссальную работу. Все участники и многие жители России при этом заявляют, что санкции стали той самой долгожданной мотивацией, которая простимулировала отечественного производителя.

Импортозамещение по отдельным категориям продуктов

Практически сразу после введения санкционных запретов и ответных мер со стороны РФ эксперты назвали группу продуктов, которые без особых усилий можно заменить на отечественные в масштабах страны. В нее входят:

  • мясо: в самое короткое время можно полностью перейти на потребление местной свинины и говядины. Мясо птицы немного оттает и занимает вторую позицию по поставкам;
  • масла: несколько растительных и животных сортов. На начало импортозамещения доля импорта составляла примерно 20%;
  • молоко, молпродукты, включая сыры: к 2020 г. планируется совсем отказаться от заграничных деликатесов.

Эксперты утверждают, что у нас имеется огромный потенциал для развития аграрного сектора. Страна процентов на 90 способна прокормить себя без посторонней помощи и оказывать поддержку продовольствием соседям. В этом секторе перемены начались до принятия мер по импортозамещению, т.е., санкции возможно и ускорили процесс, но не стали его отправной точкой.

Способы и пути реализации импортозамещения

Финансовая поддержка проектов осуществляется несколькими способами:

  • государственное субсидирование, софинансирование исследований;
  • предоставление грантов, преференций холдингам, участвующим в госзакупках.

В первую же осень чиновники решили увеличить объемы кредитования компаний на льготных условиях и в долгосрочной перспективе. Предложения распространяются только на конкурсные проекты, получившие одобрение со стороны компетентных лиц, и готовящиеся к реализации в период до 2018 г. Отбор проводится среди предприятий и холдингов, активно работающих в секторах:

  • сельского хозяйства;
  • машиностроения;
  • жилищного строительства;
  • обрабатывающей промышленности;
  • химпрома;
  • энергетики;
  • телекоммуникаций;
  • транспорта.

Главное требование, необходимое для получения финансовой поддержки на выгодных условиях, состоит в необходимости размещения производства в одном из регионов Российской Федерации.

Правительством предприняты другие меры, призванные поддерживать проекты в рамках импортозамещения. Государство предлагает:

  • крупные целевые займы из федерального бюджета;
  • финансирование предприятий на предпроизводственном этапе;
  • специальные меры для стимулирования импортозамещения путем государственных/муниципальных закупок.

С помощью перечисленных шагов государство ограничивает закупки сырья и готовых изделий у иностранных производителей. Эмбарго действуют и в отношении закупок некоторых групп товаров первой необходимости. К таковым относятся медикаменты, одежда, оборудование, выпускаемое машиностроительными компаниями, технические средства и комплектующие для оборонных предприятий.