Бог отец близнецов ромула и рема. Легенды об основании рима кратко

Ромул и Рем — легендарные братья-основатели Рима. По преданию, были детьми весталки Реи Сильвии и бога Марса. Согласно Титу Ливию, Ромул был первым царём Древнего Рима (753 — 716 гг. до н. э.).

Мать Ромула и Рема — Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летнее безбрачие. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился Марс, от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение.

Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу, где узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.

Спустя четыре года, по воле своего деда, Ромул и Рем отправились к Тибру искать место для основания новой колонии Альба-Лонги. По легенде, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата.

Раскаявшись в убийстве Рема, Ромул основал город, которому дал своё имя (лат. Roma), и стал его царём. Датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э., когда вокруг Палатинского холма плугом была проведена борозда, обозначившая границу города. По средневековой легенде, сыном Рема — Сением был основан город Сиена.

Ромулу приписывается создание сената, состоявшего в то время из 100 «отцов». Он же установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов, разделил народ на 30 курий, по именам сабинских женщин, учредил три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Ему же приписывается разделение римлян на патрициев и плебеев.

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит.

Принято считать, что Ромул вознёсся на небо 5 июля 717 г. до н. э. Точная дата рождения Ромула и Рема известна лишь приблизительно: около 771 г. до н. э. После смерти Ромул был отождествлён с сабинским богом Квирином, который считался мирной ипостасью Марса.

Римская волчица – символ города Рима, скульптурное изображение животного, вскармливающего близнецов Ромула и Рема, по легенде, основавших Рим. Волчицу в Риме с давних пор называют «матерью римлян», а после перенесения статуи в конце XV века в Капитолийский дворец закрепилось название «Капитолийская волчица» (Lupa Capitolina) .

Капитолийская волчица – основная героиня легенды об основании Рима, которая повествует о полубожественном происхождении братьев-близнецов Ромула и Рема.

Они были внуками Нумитора, правителя основанного троянцами города Альба-Лонга. Его младший брат Амулий, захватив власть, расправился с детьми Нумитора: сына убил, а дочь, Рею Сильвию, силой заставил принять обет безбрачия и сделаться жрицей – весталкой. Однако через четыре года Рея Сильвия родила мальчиков-близнецов от бога плодородия Марса .

Взбешенный Амулий, боясь мести, приказал казнить племянницу, а ее детей утопить в . Раб выполнил его приказание – отнес младенцев на берег разливающейся реки и там оставил корзину в надежде, что вода подхватит их и погубит, однако просчитался. Вода ушла, голодные близнецы закричали, их услыхала волчица, оказавшаяся поблизости, облизала и накормила своим молоком. Она приходила, чтобы ухаживать за укрывшимися в тени смоковницы детьми до тех пор, пока на них не наткнулся пастух, который воспитал их и дал имена – Ромул и Рем.

Мальчики выросли умелыми воинами, но однажды в результате боя попали в плен к своему деду. Когда выяснилось их происхождение, они помогли ему вернуть власть в Альба-Лонге (Alba Longa), а сами договорились между собой основать город на Палантинском (Palatium) – там, где когда-то Тибр выбросил их на берег.

Пещера

В подтверждение легенды в 2007 году в Риме, на Палантине, прямо под развалинами дворца , археологи нашли пещеру, где якобы находились дети, вскармливаемые волчицей.

Установлено, что это место расположения известного с древности храма Луперкале (Lupercale, от латинского lupa – волчица), посвященного Ромулу и Рему. Памятник античности — грот диаметром 7,5 и высотой 8 метров – обнаружили на 16-метровой глубине полузасыпанным землей. Из-за опасности обрушения исследования велись с помощью зондов и видеотехники, но после работ, которые обошлись в 12 миллионов евро, некоторые участки открыли для посетителей. Именно эта точка и принята за место основания Рима.

Статуя

Статуя, отлитая из бронзы, представляет собой изображение стоящей волчицы высотой 75 см, с оскаленной пастью, передними лапами упирающуюся в землю. Под ее брюхом тянутся к соскам два младенца – Ромул и Рем.

Капитолийская волчица, но без младенцев, упоминается в документах с самых древних времен. Долго полагали, что ее отлили в V веке до н. э. этруски, тогда же ее установили в Риме в знак объединения римлян, сабинов и этрусков. Однако последние исследования, которые в 2006 г. проводила реставратор Анна Мария Карруба, сдвинули момент создания статуи на VIII-X века нашей эры.

Фигуры близнецов отлиты явно в другом стиле и появились у сосков волчицы в конце XV века. Автором их назван скульптор Антонио дель Поллайоло.

Из записок Х века, принадлежащих перу летописца-монаха Бенедикта, известно, что капитолийская волчица стояла в Латеранском дворце на месте судилища. Это был не памятник, а скорее божество – «матерь римлян», следящая за поведением своих детей. Упоминания о судах и казнях «у волчицы» встречаются до середины XV века. В 1473-м Сикст IV приказал перенести статую на , в Палаццо-деи-Консерватори (Palazzo dei Conservatori), где она находится до сих пор.

Памятник и копии

Памятник волчице – копия знаменитой скульптуры, установленная на высокой колонне слева от центрального здания Капитолийского музея и мэрии города . Похожие памятники можно встретить и в других местах Рима, а также по всему миру:

  • в Пизе (область Тоскана, Италия) памятник можно найти между падающей башней и Пизанским собором;
  • они установлены в Латинском квартале Парижа, в испанской Сеговии;
  • во многих городах Румынии — здесь она является символом культурного наследия;
  • около олимпийского стадиона в Токио, Япония;
  • рядом с мемориалом Жуселину Кубичека в столице Бразилии, городе Бразилиа;
  • в США, где копии скульптуры, отправленные диктатором Бенито Муссолини, установлены в Эден-Парке (штат Цинциннати), в Риме (штат Джорджия), и в Нью-Йорке.

Символ Рима

Волчица в Риме – не просто статуя или памятник, это символ божественности происхождения «вечного города». Поэтому ее изображения присутствуют повсеместно, самые древние можно увидеть на монетах, найденных при археологических раскопках. Волчица также является символом футбольного клуба Roma, изображена на гербе.

Известно, что большим почитателем волчицы был Бенито Муссолини. Для него она была символом стремления возродить Римскую империю, он рассылал копии «матери римлян» по всему миру.

Как добраться

Капитолийская волчица в оригинале представлена во Дворце Консерваторов (Palazzo dei Conservatori), в Капитолийском музее по адресу Piazza del Campidoglio, 1. Он находится на Капитолийском холме рядом с площадью Венеции (Piazza Venezia) и Римским Форумом (Foro Romano), ближайшая станция – Colosseo.

  • Официальный сайт Капитолийского музея: www.museicapitolini.org

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Последние изменения: Сентябрь 29, 2018

История Рима, окутанная тайнами и загадками, уходит далеко вглубь веков. Она хранит в себе множество невероятных легенд и преданий. Когда город насчитывает почти три тысячи лет своего существования, не трудно представить, насколько много он может рассказать о себе. Однако история любого города и даже небольшой деревушки всегда начинается с его основания. История Рима началась еще в VIII веке до нашей эры, в тот момент, когда свет увидели близнецы-братья Ромул и Рем.

История рождения Ромула и Рэма — легендарных близнецов

По преданиям, родиной Ромула и Рема считается один из древнейших латинских городов, носивший название Альба-Лонга и располагавшийся в Лацио, вблизи Рима. На сегодняшний день от него остались немногочисленные руины, но в былые времена этот город рос и процветал.

Во времена царствования Нумитора для Альба-Лонги наступили нелегкие времена. Амулий, младший брат Нумитора, захватив власть в свои руки и, опасаясь своего свержения, убил прямого наследника трона – сына Нумитора, а царскую дочь – Рею Сильвию – вынудил стать весталкой и принять обет безбрачия.

Спустя несколько лет служения, Рея Сильвия встретила бога войны Марса, от которого и родила двух легендарных близнецов – сыновей Ромула и Рема. Прослышав об этом, Амулий распорядился заключить ее в темницу, а младенцев в плетеной корзине выбросить в Тибр.

Бурное течение реки выбросило корзину на берег вблизи Палатинского холма, где близнецов вскормила волчица. Позже Ромула и Рема нашел проходивший мимо пастух Фаустул. Потерявший собственного ребенка, и еще не оправившись от горя, Фаустул принес младенцев домой и взял их под свое попечение.

Основание Рима

Повзрослев и услышав правду своего происхождения, братья Ромул и Рем собрались в путь в сторону Альба-Лонги, где убив жестокого Амулия, вернули трон законному царю Нумитору. Спустя несколько лет, по настоянию своего деда Нумитора, братья отправились на поиски земель вблизи Тибра, благоприятных для основания великого города.

Легенда гласит, что Ромул для этих целей выбрал Палатинский холм, а Рем настаивал, что будет лучше Авентинский. В результате, между братьями возник спор. Дабы разрешить его, братья сошлись на том, что стоит подождать знамения. Они отошли друг от друга подальше и стали наблюдать. По приданию, Рем увидел шесть парящих коршунов, тогда как Ромул – двенадцать.

Рем
Remus
Капитолийская волчица , кормящая Ромула и Рема
Имя при рождении:
Род деятельности:
Дата рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Отец:
Мать:
История Древнего Рима

Основание Рима
Царский период
Семь царей Рима

Рождение и детство

В первое время главной заботой Ромула было увеличение населения города. С этой целью он предоставил пришельцам права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Для них он отвёл земли Капитолийского холма. Благодаря этому в город начали стекаться беглые рабы , изгнанники и просто искатели приключений из других городов и стран.

В Риме не хватало женского населения - соседние народы справедливо считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул придумал уловку - он устроил торжественный праздник - Консуалии , с играми , борьбой и разного рода гимнастическими и кавалерийскими упражнениями. На праздник съехались многие соседи римлян, в том числе сабиняне (сабины) . В минуту, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игры, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и многочисленное войско с мечами и копьями в руках набросилась на безоружных гостей. В сумятице и давке римляне захватили женщин - кто сколько мог. Сам Ромул взял себе в жёны сабинянку Герсилию . Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор.

Ромул - царь Древнего Рима

Устройство Ромулом римского государства

Основатели

Ромул и Рем взошли на гору,
Холм перед ними был дик и нем.
Ромул сказал: «Здесь будет город».
«Город, как солнце» - ответил Рем.

Ромул сказал: «Волей созвездий
Мы обрели наш древний почет».
Рем отвечал: «Что было прежде,
Надо забыть, глянем вперед».

«Здесь будет цирк, - промолвил Ромул, -
Здесь будет дом наш, открытый всем».
«Но надо поставить ближе к дому
Могильные склепы» - ответил Рем.

Поделив весь народ на 3 части, Ромул поставил над каждой из частей наиболее выдающихся из людей в качестве предводителя. Затем, поделив вновь каждую из трёх частей на 10, он назначил и над ними предводителей, равных между собой и самых храбрых. Большие части он назвал трибами, а меньшие - куриями. Те, кто стоял во главе триб, назывались трибунами, стоящие же во главе курий - курионами. Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые декурионом. Ромул разделил землю Рима на 30 равных клеров (участков по жребию) и назначил каждой курии клер.

Ромул отделил знатных по роду и прославленных доблестью и богатством в те времена людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал плебеями, а людей лучшей доли - «отцами» (их потомков стали называть патрициями). На «отцов» было возложено руководство Римом. Граждане, которые участия в общественных делах не принимали, назывались сельчанами.

Когда же Ромул отделил лучших от худших, он занялся законодательством и определил, что надлежит делать каждым из них: патрициям - быть жрецами, управлять и судить, вместе с ним заниматься государственными делами; плебеев Ромул решил освободить от всего этого. Он назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами. Ромул счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из них предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном. Ромул назвал защиту бедных и низших патронатом, таким образом установив между ними человеколюбивые и гражданственные связи.

Затем Ромул учредил сенаторов, с которыми намеревался управлять государством, набрав 100 человек из патрициев. Он назначил одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Каждой из трёх триб он предписал выбрать трёх человек, бывших наиболее разумными благодаря своему возрасту и наиболее знаменитыми по происхождению. После же этим девяти он приказал из каждой курии назначить трёх самых достойных из патрициев. Затем, добавив к первым девяти, выдвинутым трибами ещё 90, которых заранее избрали курии, и назначив из них предводителя, которого он сам наметил, Ромул дополнил число сенаторов до 100.

Дети Ромула

У Ромула была дочь Прима и сын Авилий , рождённые ему, по одной из версий, Герсилией .

Исчезновение Ромула

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Впрочем, похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма:

Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля , в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином .

Похожий рассказ приводит в своей «Истории от основания Города » Тит Ливий.

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий .

Аналогии в культурах других народов

Судьба Рема и Ромула имеет множество аналогий в культурах других народов. Так древнегреческий Персей и древнееврейский Моисей были сразу после рождения скинуты, соответственно, в море и Нил . Тема близнецов также часто встречается в мифологии средиземноморья: сравнить хотя бы с греческими легендами о Касторе и Поллуксе или об Амфионе и Зефе . Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и современной фантастике . Наконец, легенда об убийстве Ромулом родного брата очень напоминает библейскую историю о Каине , убившем родного брата Авеля .

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

В случае с Ромулом его братоубийство произошло из-за борьбы за власть, и это сюжет повторявшийся многократно в течение всей истории Рима. В случае с Каином мы видим такую же зависть и злобу, возникшую на фоне собственной неудачи и успехов родного брата, принёсшего угодную Богу жертву. Интересно, что сразу после истории с убийством брата, Каин предстаёт в Писании строителем первого в истории человечества города.

Эта аналогия приходила на ум ещё античным авторам. Вот, что пишет о Ромуле Аврелий Августин (Августин блаженный) в своём труде «О граде Божьем» (2 часть, 15-я книга, 5 глава):

О первом основателе земного града – братоубийце, которому соответствовал по нечестию братоубийства основатель Рима.

Итак, первым основателем земного града был братоубийца, из зависти убивший своего брата, гражданина вечного града, странника на этой земле (Быт. 4). Неудивительно, что спустя столько времени, при основании того города, который должен был стать во главе этого земного града, о котором мы говорим, и царствовать над столь многими народами, явилось в своем роде подражание этому первому примеру, или, как говорят греки, архетипа. Ибо и здесь, как упоминает о самом злодействе один из их поэтов:

Первые стены, увы, обагрилися братскою кровью.

Именно так был основан Рим, судя по свидетельствам римской истории об убийстве Ромулом своего брата Рема. Различие состоит только в том, что оба они были гражданами земного града. Оба они добивались славы создать Римскую республику; но оба вместе не могли иметь такой славы, какую мог бы иметь каждый из них, если бы был один. Ибо кто хочет прославиться своим господством, господствует тем менее, чем с большим числом соучастников разделяет свою власть. Итак, чтобы одному иметь в своих руках всю власть, был убит товарищ, и посредством этого злодейства увеличилось в худшем виде то, что, не будучи запятнано преступлением, было бы меньшим, но лучшим. А те братья, Каин и Авель, не имели одинакового стремления к земным вещам, и тот, который убил своего брата, не потому завидовал ему, что его господство могло стать меньшим, если бы оба они господствовали (ибо Авель не искал господства в том граде, который основал его брат); он завидовал той дьявольской завистью, какой злые люди завидуют добрым только лишь потому, что те добры, между тем как они – злы...

В честь Ромула и Рема названы спутники астероида (87) Сильвия : Ромул S/2001 (87) и Рем S/2004 (87), открытые в 2001 и 2004 гг.

Примечания

См. также

  • Амала и Камала - дети, якобы воспитанные волками

Ссылки

  • Социально-экономические отношения и оформление римской государственности в царскую эпоху (2009). Архивировано
  • Дионисий Галикарнасский. Римские древности (2009). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Проверено 2 апреля 2009.
  • Ромул и Рем. Основание Рима . Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.

Ромул и Рем, как и все мифологические близнецы, предстают врагами друг друга, иллюстрируя ту дуалистичность, что присуща близнецам в мифах (один из братьев обычно творит добро, а другой Щш мешает или даже вредит ему; один олицетворяет смертное тело, второй - бессмертную душу). С этим принципом связано много важнейших проблем бытия, и мифы предлагают удивительное многообразие ответов на вечные загадки двойственности и единства противоположностей.

После смерти царя Энея, великого троянского героя, правительницей латинов стала его вдова - умная и дальновидная царица Лавиния; она хранила державу до совершеннолетия наследника Аскания. К этому времени силы латинов так выросли, что ни этруски, ни другие могущественные соседи не осмеливались на них нападать. Потом трон занял Асканий, вслед за ним его сын Эней Сильвий, затем Латин Сильвий и его потомки. Всего династия Сильвиев процарствовала почти 400 лет.

Когда же собрался умирать царь Прокус Сильвий, он разделил своё достояние на две части - корону и сокровища - и предложил старшему сыну Нумитору выбрать. Нумитор предпочёл власть. Младшему же, Амулию, достались богатства, которые открывали перед ним большие возможности. После смерти отца Амулий без труда отнял у брата престол.

Видимо, Амулий счёл доверчивого брата неопасным и сохранил ему жизнь. Но на трон могли претендовать сын Нумитора и возможные потомки его дочери. Чтобы обезопасить себя, Амулий умертвил сына Нумитора на охоте, а дочь Рею Сильвию назначил жрицей богини Весты, обрекая её тем самым на вечное девство.

Однажды прекрасная Рея Сильвия отправилась к источнику в священной роще Марса за водой для жертвоприношения. Вдруг дорогу ей преградил огромный волк с оскаленной пастью. Спасаясь от опасного зверя, весталка укрылась в уединённой пещере, но волк настиг её и тотчас превратился в божественно прекрасного юношу в блещущих золотом доспехах. То был бог войны Марс, пленившийся красотой девушки. Он сказал: «Радуйся, благородная Рея Сильвия! Боги назначили тебя мне в жёны», - и соединился с ней.

Бартоломей Бринберг. Руины Рима (слева). 1650 г. Музей Тиссен-Борнемисса. Мадрид.

Во всяком случае, потом, когда нарушившая обет целомудрия весталка предстала перед судом, она оправдывала свою вину именно так, «то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновник которого бог, - меньшее бесчестье», как отмечал римский историк Тит Ливии. Более здравомыслящие граждане уверяли, что в облике Марса предстал сам Амулий, решивший окончательно расправиться с потомством брата и ради этого совершивший насилие над его дочерью.

Когда обнаружилось, что Рея Сильвия беременна, жизнь ей спасло только заступничество дочери Амулия - Анто. Царь согласился помиловать преступницу, но повелел заточить её в темницу и приставил к ней бдительную стражу.

В положенный день Рея Сильвия родила двух крепких мальчиков-близнецов. Их богатырская стать и сила не на шутку встревожили царя Амулия. Напуганный появлением новых претендентов на престол, он велел одному из слуг немедля утопить младенцев. Слуга, положив братьев в лохань, покорно отправился к Тибру. Но река так сильно разлилась, что он не рискнул приблизиться к мутным бушующим водам и оставил свою ношу в ближайшей заводи, понадеявшись, что дети и так утонут или будут пожраны дикими зверями. Пустынны и безлюдны были в ту пору эти места.

Вода вскоре схлынула, оставив лохань с детьми на суше под старой смоковницей. А на детский плач вскоре прибежала волчица, которая на ближайшем холме Палатин выкармливала детёнышей. Она отнесла младенцев в логово и вскормила их своим молоком вместе с волчатами. Прилетевший дятел также принёс им в клюве пищу. Появление волчицы и дятла, которые считались священными животными бога Марса, в какой-то степени подтверждало правоту слов Реи Сильвии.

Жан Батист Филипп. Волчица кормит Ромула и Рема.

Через некоторое время рядом с логовом оказался смотритель царских стад Фаустул. Заметив малышей, он догадался, кто они такие, ибо слышал о жестоком решении царя. Фаустул решил забрать чудом уцелевших детей к себе домой. Его жена Акка Ларенция тоже недавно разрешилась от бремени, но её ребёнок умер, и она с радостью приняла найдёнышей. Их назвали Ромулом и Ремом.

С детства близнецы выделялись среди других детей статной осанкой и благородной наружностью, а став старше - отвагой и мужеством. Правда, оба отличались вспыльчивостью и упрямством, но Ромул был заметно рассудительнее и мудрее брата. На общинных сходках юноша обнаруживал здравомыслие государственного мужа.

Приёмные родители позаботились, чтобы мальчики выучились грамоте и всему, что полагалось знать людям благородного происхождения. И когда братья выросли и стали, как и их приёмный отец, пастухами, они, по словам Плутарха, начали вести «жизнь, приличествующую свободным людям, считая, однако, что свобода - это не праздность, не безделье, а гимнастические упражнения, охота, состязания в беге, борьба с разбойниками, ловля воров, защита обиженных. Всё это принесло им добрую славу».

Скоро вокруг братьев собралась целая компания молодых людей - пастухов, всякого рода неимущих и рабов. Ромул и Рем, как пишет Плутарх, всем «внушали дерзкие и мятежные мысли». Они угоняли стада, нападали на разбойников, нагруженных добычей, а потом делили захваченное между собой.

Грегорио Лазарини. Детство Ромуло и Рема. 1700 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Обозлённые разбойники (по другой версии, пастухи) стали выслеживать братьев. Как-то они подстерегли Рема и схватили его. Но расправится с ним сами, по-видимому, не решились. Рема повели в Альба-Лонгу, столицу государства лати-нов. Царь Амулий, выслушав обвинителей, приказал передать юношу для наказания брату Нумитору, так как от набегов пострадали в основном его люди. Так Рем оказался у свергнутого некогда правителя.

Нумитор долго и внимательно рассматривал юношу (его удивил благородный облик Рема), а потом начал расспрашивать о его происхождении. Рем откровенно отвечал, что долгое время они с братом считали себя детьми Фаустула, однако потом усомнились, услышав разные толки о своём рождении. Но кто их настоящие родители, он не знает...

Вняв рассказу юноши, старик вместо наказания обласкал его и оставил у себя. Знал ли Нумитор, что перед ним стоит его внук? По одной из версий, лишившемуся престола царю была известна участь дочери и её сыновей; он потихоньку помогал Фаустулу растить потомство Реи Сильвии.

В это время Ромул и Фаустул узнали, что Рема схватили. Старый пастух открылся приёмышу, рассказав о том, как когда-то нашёл мальчиков. Фаустул также поделился с Ромулом своими предположениями об их происхождении. Вместе они отправились в дом к Нумитору, и тот радостно признал в близнецах своих внуков.

Собрав своих людей, к которым присоединились все обиженные Амулием, Ромул и Рем подняли мятеж. Амулий был убит. Нумитор собрал народ Альба-Лонги и рассказал о преступлениях брата и чудесном спасении внуков. Под ликующий рёв толпы братья провозгласили деда царём. Рею Сильвию освободили из темницы, и сыновья воздали ей подобающие почести.

С благословения Нумитора Ромул и Рем решили поселиться в местах, где прошло их детство, и основать собственный город там, куда их некогда вынесла река и где они были вскормлены волчицей. К тому же, как пишет Плутарх, братьям не хотелось отпускать своих людей, а жители Альбы не желали принимать беглых рабов и предоставлять им права гражданства.

Поскольку братья были близнецами, никто не обладал возрастным преимуществом. Чтобы решить, кому из них наречь город своим именем, кому в нём править, они договорились дождаться знамения от тех богов, под чьим покровительством находилась данная местность.

В окрестностях было семь холмов. Ромул выбрал для наблюдения за проявлением воли богов холм Палатин, а Рем - Авентин. Вначале знамение было даровано Рему: над его головой пролетели шесть коршунов, чистейших из птиц. Приверженцы Рема возликовали. Как вдруг над головой Ромула появилось сразу 12 крылатых вестников, демонстрируя явное предпочтение богов. Каждого из братьев толпа его сторонников провозгласила царём: одни придали большее значение первенству, другие - числу птиц. Началась перебранка, нарастало взаимное озлобление. Лишь чудом дело обошлось без кровопролития, и сторонам удалось договориться. Предпочтение было отдано Ромулу. Рем смирился с неудачей, но позавидовал брату и затаил на него злобу.

Не медля, Ромул пригласил из Этрурии сведущих мужей - знатоков священнодействий, чтобы заложить город в полном соответствии с древними этрусскими обрядами. В указанном месте Ромул собственноручно вырыл круглую яму (той формы, что имеет мать-Земля, соприкасаясь с небом). Затем он кинул в яму колосья ячменя и пшеницы, яблоки и груши, а каждый из будущих жителей бросил в неё по горсти земли, принесённой из тех мест, откуда был родом. Так возник священный центр города.

Границу поселения провёл сам Ромул. Он вложил в плуг священный медный лемех и, запрягши вместе ослепительно белых быка и корову, проложил глубокую борозду по заранее намеченной жрецом черте.

Строительство Рима Ромулом. Средневековая книжная миниатюра.

Люди, шедшие следом, поднятый плугом пласт земли отворачивали внутрь компа. Эта линия и определила очертания городских стен. Ромул наметил и расположение ворот, приподнимая в этих местах лемех.

Всё время, пока Ромул шёл за плугом, люди собирали камни. И как только юноша остановил упряжку, он начал воздвигать стену. Рем то издевался над работой брата, то портил её. Кончилось тем, что в насмешку он перескочил через доходившую пока лишь до колен стену будущего города, как бы демонстрируя, что в него будет легко попасть. Придя в ярость от его поступка, Ромул в гневе убил брата, воскликнув при этом: «Так погибнет всякий, кто пожелает взять мой город!». «Так в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти, и отсюда - недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала», - пишет Тит Ливии. Впрочем и по одной из версий, Ромул не убил Рема. Они оба начали править городом и впоследствии стали консулами.

Похоронив Рема, Ромул приказал принести кучу сена и зажечь её. Он стал неистово прыгать через огонь, дабы очистить себя от братской крови и прикосновения к мёртвому телу. Его примеру последовали все присутствовавшие. С тех пор каждый год 21 апреля римляне прыгали через костёр, отмечая день рождения своего города и праздник пастухов.

Город нарекли Рома (по-русски - Рим), по имени Ромула. Чтобы привлечь. в него новых жителей, царь Ромул объявил, что на одной из вершин холма, который впоследствии назвали Капитолием, меж двух священных деревьев появилось убежище, очищающее от преступлений и дающее неприкосновенность. Здесь мог укрыться и раб, сбежавший от господина, и должник, скрывающийся от заимодавца, и убийца, преследуемый властями. Римляне никого не выдавали и всем предоставляли гражданство. Поэтому город быстро разросся.

Ромул сразу же созвал жителей на собрание и дал им законы, ибо, как пишет Тит Ливии, «ничем, кроме законов, он не мог сплотить их в единый народ». Он организовал войско изо всех способных носить оружие, тем самым основав сословие всадников, завёл почётную стражу из 12 ликторов, учредил сенат из 100 старейшин, потомки которых стали именоваться патрициями. Сенаторы должны были объяснять законы, защищать простолюдинов в суде, быть их советчиками и покровителями во всех случаях жизни.

Рим разрастался и хорошел, одна беда: большинство жителей не имели жён, а свободных женщин в молодом городе было очень мало. Ромул разослал повсюду послов - искать для нового народа союзников и добиваться соглашений о браках, но соседи лишь смеялись над такой просьбой. «Отчего же вы не откроете убежище и для женщин? Вот и было бы вам супружество как раз под пару», - говорили они. Все считали римлян сбродом неимущих и подозрительных людей, презирали и боялись их и родниться с ними не желали.

И Ромул пошёл на хитрость. Он приказал распустить слух, будто при проведении строительных работ обнаружился скрытый в земле алтарь бога Конса. По этому случаю римляне принесли щедрые жертвы и объявили о пышном празднике с играми и зрелищами. На торжество пригласили жителей Ценины, Крустумерии, Антемны и сабинов.

Соседи римлян давно уже изнывали от любопытства, слыша рассказы про новый город, и с радостью приняли приглашение. Многие явились с жёнами и детьми. Римляне встретили всех с почётом, радушно приглашали в свои дома и всё показывали.

Джованни Франческо Ромонелли. Похищение сабинянок. Фрагмент. 1655-1658 гг. Лувр. Париж.

После богатого пира начались игры, и внимание гостей сосредоточилось на арене, а римляне тем временем высматривали среди приглашённых молодых девушек и дожидались условного знака. Вскоре царь Ромул поднялся со своего места. Он снял и свернул пурпурный плащ, а потом вновь накинул его себе на плечи. Это был сигнал. Римляне бросились на девиц, хватая «без разбору, какая кому попадётся». Их родственники от неожиданности почти не оказали сопротивления и в панике бросились бежать, проклиная преступников, поправших законы гостеприимства, и взывая к богам, на чьё празднество их коварно заманили. Римляне не трогали убегающих и никого не преследовали.

Всего в тот день было захвачено, как пишет Плутарх, 683 девушки, среди которых по ошибке оказалась одна замужняя дама, Герсилия. На ней женился сам Ромул, и она потом родила ему дочь и сына.

Похищенные и обесчещенные девицы рыдали и последними словами ругали своих обидчиков. Ромулу пришлось провести увещевательную беседу. Он объяснял, как пишет Тит Ливии, что всему виной «высокомерие их отцов, которые отказали соседям в брачных связях; что они будут в законном браке, общим с мужьями будет у них имущество, гражданство и - что всего дороже роду людскому - дети; пусть лишь смягчат свой гнев и тем, кому жребий отдал их тела, отдадут и души. Со временем из обиды часто родится привязанность, а мужья у них будут тем лучше, что каждый будет стараться не только исполнить свои обязанности, но и успокоить тоску жены по родителям и отечеству». Присоединились к таким речам и вкрадчивые уговоры мужчин, извинявших свой поступок любовью и страстью, «а на женскую природу это действует всего сильнее », замечает историк.

Дамы поплакали-поплакали и смягчились. В Риме началась наконец-то нормальная жизнь, и вскоре на его улицах зазвучали детские голоса. К своим супругам римские мужчины относились с необыкновенным уважением и всячески их баловали.

Тем временем родные похищенных вынашивали планы мести. Они облачились в траурные одежды, плакали, сетовали и жаловались своим царям. Тит Таций, правитель сабинян, попытался сперва уладить дело миром и отправил в Рим послов с предложением вернуть девиц и возместить ущерб, чтобы потом можно было обсудить вопрос о дружбе и родственных союзах. Пока шли переговоры, ценин-цы, не дожидаясь других обиженных, в одиночку напали на Рим. Ромул сам возглавил войско, разбил ценинцев, убил их царя Акрона и, преследуя отступающих, взял их город. Впрочем, жителей он ничем не обидел, а только приказал им снести свои дома и перебраться в Рим, где они сразу получили все права гражданства. Возвращение Ромула в Рим прошло торжественно.

Жан Огюст Доминик Знгр. Ромул, победитель Акрона, забирает его доспехи в храм Юпитера. 1812 г. Лувр. Париж.

Потом римляне таким же образом рассеяли армии антемнян и крустуминцев. По просьбе супруги Ромула Герсилии всем родственникам похищенных девиц тоже было даровано прощение и гражданство.

С сабинами пришлось воевать дольше. Натиск этого многочисленного народа оказался так мощен и стремителен, что римляне вынуждены были отступить и укрыться за городскими стенами. Пока шла осада, сабины сумели подговорить дочь римского военачальника Спурия Тарпея, которую звали Тарпеей, открыть им крепостные ворота. Тит Таций нашёл поступок женщины неблаговидным, но тем не менее воспользовался её помощью - и сабины вошли в город. (Имя Тарпеи стало потом нарицательным, и скалу, с которой в Риме сбрасывали преступников, называли Тарпейской). Началось кровопролитное сражение.

После окончания сражения и примирения римлян и сабинов, их вожди отправились заключать мирный договор, и решено было из двух государств составить одно. Царствовали оба царя отныне сообща, а средоточием своей власти сделали Рим.

Государи почитали друг друга и правили в полном согласии. После смерти Тита Тация Ромул царствовал один. 38 лет он вёл победоносные войны с соседями и раздавал народу завоёванные земли. Но Ромул совсем отстранил от власти патрициев, перестал с ними советоваться и собирал их вместе только для того, чтобы объявить свою волю. Знатные римляне молча выслушивали приказы и расходились, обладая, как пишет Плутарх, «единственным преимуществом перед народом - правом первыми узнать то, что решил царь». Разумеется, это настроило патрициев против Ромула, и они составили заговор. Однажды царь просто исчез.

Луи Жиродв де Руси-Триозон. Смерть Тита Тация.

Народ был уверен, что его убили сенаторы, и глухо роптал, готовый к бунту. Но тут в собрание явился некий Юлий Прокул и сообщил: ему явился Ромул и велел передать народу римскому, что он вернулся на небо к своему отцу и стал теперь богом Квирином, покровителем Рима. Он призвал римлян и их потомков быть мужественными, упражняться в военном деле и обещал основанному им городу неслыханное могущество, а римскому оружию - непобедимость. Тем дело и кончилось.

Народ избрал нового царя - Нуму Помпилия, а Ромулу воздвиг храмы и стал почитать его как бога. Долго ещё в Риме показывали священное кизиловое дерево Ромула. О его происхождении рассказывали, что однажды царь метнул копьё с кизиловым древком, и оно так глубоко ушло в землю, что как ни пытались его вытащить, так и не смогли. Прошёл дождь, древко пустило корни и постепенно превратилось в раскидистое дерево. Были в Риме и иные памятные места, связанные с именем его основателя: «хижина», «гробница», та самая смоковница, под которой их с братом кормила волчица (её называли Руминальской, в честь Румины - богини вскармливания детей), и др.

Так заканчивается священный миф об основателе Рима, неоднократно излагавшийся античными историками (Плутархом, Титом Ливием, Ивдием и др.). Он впитал в себя многие традиционные компоненты, характерные для мировой мифологии. Среди самых существенных - такие мотивы, как вскармливание ребёнка животными, основание города и история близнецов.

Джованни Пезольфи. Пейзаж с руинами и жертвоприношением. 1650 г. Галерея Уффици. Флоренция.


10.03.2019