Каталог дидактических игр по пяти образовательным областям. картотека (младшая группа) на тему. Картотека дидактических игр о природе Без тропинок, без дорожек

Игровые правила: загадка должна быть описательная, называть основные, характерные признаки данного предмета одежды, обуви, головных уборов. Ребёнок, отгадавший первым, получает фишку. Обязательно объяснить, какие слова помогли отгадать описательную загадку. Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Игровые действия : составлять описательную загадку предмета одежды, обуви, головных уборов, отгадывать.

Материал: схема для описания одежды, разнообразные предметы детской одежды (детские брюки, детские жилетки, детские майки и т.д.), обуви, головных уборов, ширма (сундучок, «Волшебный мешочек» и т.п.).

Педагог. Дед Мороз и Снегурочка готовят новогодние костюмы для праздника. Я расскажу вам об одном из них:

«Это головной убор. Он разноцветный, круглой формы. Бывает разного размера. Сделан он из пряжи, но бывают они из кожи, шерстяной ткани. Бывает с помпоном или с козырьком. Этот головной убор можно носить в прохладную погоду, осенью. Надевают его немного набок. (Это берет).

Педагог показывает описываемый берет. Затем предлагает кому-то из детей выбрать предмет одежды, обуви, головных уборов и придумать для друзей загадку.

«Ищу соседа»

Цель: активизировать в речи названия предметов одежды, обуви, головных уборов стимулировать развитие внимания, мыслительные операции анализа и синтеза, быстроту реакции, ловкость.

Игровые правила: ведущим становится игрок, первым добежавший до свободного стула, занявший его. Остальные дети возвращаются на свои места. Нельзя толкать друг друга.

Игровые действия: называть предметы одежды, обуви, головных уборов, их детали или признаки, пересаживаться со стула на стул. Материал: стулья.

Все дети сидят на коврике (или на стульях в кругу). Один стул свободен. Игрок, находящийся слева от свободного места, начинает игру словами: «Никто справа не сидит. Пусть ко мне подсядет кто-то, у кого есть…»

Далее окончание этой фразы меняется с каждым игроком. Например, «… у кого в одежде есть жёлтый цвет». Все, к кому относятся эти слова (у кого в одежде есть жёлтый цвет), вскакивают со своих мест и бегут на указанный стул. Первый, кто добежал до свободного стула, занимает его. Остальные дети возвращаются на свои места.

«Чей ботинок?»

Цель: активизировать в речи названия обуви, порядковые числительные; упражнять детей в согласовании существительного с числительным; развивать ловкость, чувство юмора.

Игровое правило: предметы обуви

Материал: ширма, ковровая дорожка.

Все игроки снимают с левой ноги обувь, отдают её ведущему. Тот раскладывает всю обувь за ширмой в случайном порядке в ряд.

Игроки садятся на ковёр (стульчики).

Ведущий у каждого игрока по очереди спрашивает число, например, «от 1 до 5». Можно задавать любой отрезок чисел.

После того, как игрок назвал число (например, 3), ведущий считает за ширмой в ряду обуви №3 и отдаёт её игроку. Конечно же, это будет предмет из чужой пары, но все же придётся игроку ею довольствоваться… Следующий игрок так же пытается отгадать номер своей пары обуви в ряду, называя любое число из заданного ряда.

Так разбирается вся обувь. Ведущий предлагает её одеть и по сигналу все игроки скачут на левой ноге по ковровой дорожке (или вокруг стула, столов и т.д.). Первый игрок, допрыгавший до места назначения, становится ведущим. Игра может начинаться снова.

евгения лазаренко

Дидактическая игра «Что когда одевать?»

Цель : Закрепление представлений об одежде и обуви, назначении вещей.

Задачи : Учить детей называть предметы одежды и обуви, уточнять представления детей об одежде и обуви, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда», «Обувь». Развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух и фонематическое восприятие, память. Воспитывать чувство коллективизма, сопереживания.

Ход игры : Играют 5 детей. Из них четверо получают по карточке с временем года. Пятый ребенок в роли ведущего.




Ведущий показывает по одной карточке с предметами одежды или обуви и спрашивает:"Когда это носить?"


Ребенок, у кого время года соответствует данной одежде или обуви забирает карточку и объясняет, почему он её выбрал.


Игра идёт до тех пор, пока все карточки не закончатся.


Может быть продолжение игры: Дидактическая игра "Что сначала, что потом?"

Воспитатель предлагает каждому участнику разложить выбранные карточки в той последовательности, в которой они одеваются на улицу. Объяснить, для чего нужна та или иная одежда или обувь.


Публикации по теме:

Игра «Что? Где? Когда?» Тема: Игра «Что, где, когда?» Цель: закреплять умения сопоставлять, анализировать, делать выводы: развивать любознательность, самостоятельность,.

Тема:«Осень».Форма проведения:интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»Возрастная группа: подготовительная к школе. Образовательные области:.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Игра «Что? Где? Когда?» Цель: Расширить знания воспитанников, развитие внимания и логики. Задачи: 1. Формировать умение интегрировать.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» с детьми старшей группы Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Программные задачи: Образовательная область: «Речевое развитие» Закрепить знания детей о сказках.

Интеллектуальная игра-викторина для детей старшей группы «Что? Где? Когда?» Игра «Что? Где? Когда?» Цель: Закрепить знания детей о природе; Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе;.

Консультация «Как одевать ребёнка на прогулку?» В организме ребёнка, так же, как и взрослого, постоянно образуется некоторое количество тепла, которое отдаётся в окружающую среду главным.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Кто во что одет?
Цель. Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры. Водящий ребенок стоит в центре круга . Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет?

Для девочек:

Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Телепаты
Цель. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры. Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребенок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с ним местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами . Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т.п.


Воробьи – вороны
Цель. Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры. Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во - о-ро - о...». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре.

Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.
Тень
Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры. Один ребенок - водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все , что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.


Поварята
Цель. Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры. Дети распределяются на две группы по 7-8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить.

Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

Вышивание
Цель. Тренировать ориентировку в пространстве , согласованность действий, воображение.

Ход игры. С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях , вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

Восьмая игра «Второго командного турнира».

Участники

Иван Стариков

Андрей Шумаков

Александр Булавчук

  • Иван Стариков, педагог из Пущино
  • Андрей Шумаков, журналист из Челябинска
  • Александр Булавчук, преподаватель из Красноярска

Ход игры

Первый раунд

Темы:

  • Криминал
  • Кончается на «у»
  • Археология
  • Кто во что одет
  • Восточная тема
  • Автора!

Криминал (500)

Где этот дом? (500)

Кот в мешке . Тема: Где этот дом? . «Ухожу с собачьей площадки позировать», - писал Пушкин. Дом на Волхонке, где жил этот художник, отмечен мемориальной доской, однако вместо музея в доме расположен ресторан.

Играет Иван. Ставка - 500.
Ответ игрока: Кипрецкий .
Правильный ответ: Тропинин

Кончается на «у» (400)

Этот внук выходца из Франции служил на русском флоте, исследовал Арктику, дослужился до адмирала… И острова в Ледовитом океане в его честь названы.

Отвечает Иван.
Ответ игрока: Коцебу .
Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Анжу

Кончается на «у» (500)

Кончается на «у» (500)

Свой дом в Орвийе он прозвал «Белым домом» задолго до избрания Президентом Пятой республики.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Помпиду

Кончается на «у» (300)

Эта кудрявая знакомица дворового Барбоса жила «в довольстве и добре», ибо ходила перед хозяевами на задних лапках.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Жужу

Кончается на «у» (200)

Кончается на «у» (200)

Из 30-го короля Португалии он переквалифицировался в первого императора Бразилии.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Педру

Кончается на «у» (100)

Кончается на «у» (100)

Он и блестящий, и носатый, и гологлазый, и филиппинский - и всё это…

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Какаду

Криминал (400)

Благодаря письмам этого серийного убийцы был проведён анализ ДНК и сделано чудовищное предположение: проституток Уайтчепела убивала женщина.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Джек Потрошитель

Криминал (300)

На свой страх и риск эти новгородцы совершали на своих судёнышках разбойничьи походы, главным образом на восток.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Ушкуйники

Криминал (200)

В 1960-х годах ростовская банда братьев Толстопятовых «работала» в масках, потому-то и получила это прозвище.

Правильный ответ: «Фантомасы»

Восточная тема (300)

Аукцион . На фасадах этого парижского здания установлены статуи, символизирующие города Страсбург и Верден.

Играет Андрей. Ставка - 400.
Правильный ответ: Восточный вокзал

Восточная тема (400)

Едва португальские войска покинули бывшую колонию, как туда вторглась Индонезия. Независимости это государство добилось лишь через четверть века.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Восточный Тимор

Археология (200)

Стеклянные бусы с позолотой, найденные в японской гробнице V века, произведены в этой империи, весьма далёкой от места находки.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Римской

Археология (300)

Археология (300)

Древнейшие наскальные изображения Европы - следы ладоней в пещерах Испании. Древний художник прижимал руку к стене, а краску наносил именно так.

Отвечает Андрей.
Ответ игрока: Второй рукой .
Правильный ответ: Набирая её в рот и выплёвывая

Восточная тема (200)

К этой ветви относятся русские, украинцы и белорусы.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Восточные славяне

Кто во что одет (200)

Во времена золотой лихорадки эта «одежда бедняков» была крайне популярна у старателей: не жалко испачкать или порвать.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Джинсы

Кто во что одет (300)

После назначения Жанны д’Арк главнокомандующей войсками Франции комиссия богословов из Пуатье подготовила специальное разрешение на ношение этого.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Мужской одежды

Кто во что одет (400)

Кто во что одет (400)

Из экспедиции в Лапландию этот натуралист, помимо прочих трофеев, привёз саамский костюм, в коем, собственно, и увековечен.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Карл Линней

Восточная тема (500)

Искусство требует жертв (500)

Кот в мешке . Тема: Искусство требует жертв . Афине это занятие не понравилось: дескать, безобразно раздуваются щёки. А простые гречанки этим занятием не брезговали, судя по античной росписи.

Играет Андрей. Ставка - 500.
Правильный ответ: Игра на флейте

Автора! (400)

«Дон Жуан», «Так говорил Заратустра», «Макбет».

Правильный ответ: Рихард Штраус

Автора! (300)

«Дон Жуан», «Корсар», «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Байрон

Автора! (100)

«Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Похищение из сераля».

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Моцарт

Автора! (200)

«Дон Жуан», «Скупой», «Тартюф».

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Мольер

Кто во что одет (500)

Кто во что одет (500)

У представителей низших каст они были короче: в длинных работать неудобно.

Правильный ответ: Дхоти

Восточная тема (100)

Восточный ветер принёс её прямо к дому, где жила чета Бэнкс и дети Джейн, Майкл, Джон и Барбара.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Мэри Поппинс

Криминал (100)

С этим благородным разбойником сравнивают Бутча Кэссиди, поначалу похищавшего скот, а потом грабившего поезда и банки.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Робин Гуд

Археология (400)

В Салониках его строят с 2006 года. Пока не достроили, но уже откопали около тысячи древних гробниц.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Метро

Археология (500)

Археология (500)

Найденной в Израиле печати больше трёх тысяч лет. На печати мужчина борется со зверем. Археологи считают находку древнейшим портретом этого героя.

Отвечает Александр.
Ответ игрока: Геракл .
Правильный ответ: Самсон

Археология (100)

Недавние раскопки увеличили численность этой армии на 100 человек и 12 лошадей.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Терракотовая армия

Кто во что одет (100)

В отеле Лас-Вегаса принц Гарри, проигравшись в бильярд, попал на фото в таком «костюме». Скандал!

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Адама

Итог раунда

  • Иван - 1 200
  • Андрей - 2 200
  • Павел - 1 100

Второй раунд

Темы:

  • Вопросы от…
  • Книжные пиры
  • Полководцы
  • О чём мы пели
  • Сибирская тема
  • Борьба

Книжные пиры (400)

На обеде у супругов Кокнар подавали престарелую курицу и кости вместо баранины. Этот мушкетёр вернулся домой голодный и злой.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Портос

Книжные пиры (600)

В романе «Раковый корпус» Костоглотов, выйдя из больницы, отдал целых три рубля за палочку этого невиданного лакомства. И с наслаждением съел.

Правильный ответ: Шашлык

Книжные пиры (800)

Отвечает Александр.
Ответ игрока: Коровьев .
Правильный ответ: Воланд

Полководцы (800)

Непоседы (1 000)

Кот в мешке . Тема: Непоседы . В 1831 году Джон Росс открыл его в Канадском архипелаге, однако за прошедшие годы открытие Росса продвинулось к северу на тысячу километров. Маршрут перед вами.

Играет Иван. Ставка - 1 000.
Правильный ответ: Северный магнитный полюс

О чём мы пели (400)

«…Светлого мая привет…».

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: «Ландыши»

О чём мы пели (600)

«…При каждой неудаче давать умейте сдачи. Иначе вам удачи не видать».

Отвечает Андрей.
Ответ игрока: «Шанс» .
Правильный ответ: «Песня о боксе» из к/ф «Первая перчатка»

О чём мы пели (800)

«Вьётся дорога длинная, здравствуй…».

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: «Земля целинная»

О чём мы пели (1 000)

«…Солнце в небе светит мудро, молодеет древний край…».

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: «От Байкала до Амура»

Борьба (1 000)

Аукцион . Чтобы победить в македонской борьбе, которая называется «соовчарский стап», нужно было вырвать у противника именно это.

Играет Андрей. Ставка - 1 000.
Ответ игрока: Шкуру барана или овцы .
Правильный ответ: Пастуший посох

Борьба (800)

Англичане уверены: в названии этого приёма живёт память о битве при Абукире, где французский флот был охвачен с двух сторон.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Двойной нельсон

Борьба (600)

Четырёхкратный чемпион мира по дзюдо Сэйдзо Фудзи посетил эту советскую республику, чтобы изучить национальную борьбу чидаоба.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Грузия

Полководцы (200)

Русские войска дважды лишали «Железного маршала» Луи Николя Даву этого; ныне один в Историческом музее, другой - в Эрмитаже.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Жезла

Полководцы (1 000)

По просьбе калужан царь Михаил Романов направил именно его на защиту города от притязаний польского королевича Владислава.

Правильный ответ: Дмитрия Пожарского

О чём мы пели (200)

«Что стоишь, качаясь…».

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: «Тонкая рябина»

Борьба (400)

Полвека назад гаваец Джесси Кухаулуа первым из иностранцев выступил в профессиональной лиге этой борьбы.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Сумо

Борьба (200)

Борьба (200)

Фильм «Борец и клоун» поведал советским зрителям о дружбе Анатолия Дурова с ним.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Иван Поддубный

Книжные пиры (200)

На рождество учеников Хогвартса потчевали пудингом с мороженым, сливочным пивом и таким соком.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Тыквенным

Вопросы от… (200)

Вопросы от учителя технологии и его подопечных

Вопросы от… (200)

Вопросы задают ученики башкирской гимназии села Учалы. Я 2 месяца занимаюсь в кружке судомоделирования и уже изготовил 3 корабля. Одну модель я назвал «Пинта», другую - «Ниния», а как назову третью?

Отвечает Александр.
Правильный ответ: «Санта-Мария»

Вопросы от… (400)

В этой коробочке хранятся сказки седого Урала.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Малахитовая шкатулка

Вопросы от… (600)

Эта игрушка из трёх зеркал уже сотню лет возбуждает интерес у взрослых и детей.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Калейдоскоп

Вопросы от… (800)

Он заставил резво пробежаться вдоль мойки одного мальчишку.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Мойдодыр

Вопросы от… (1 000)

Этот советский военачальник, также, как и я, любил изготавливать музыкальные инструменты, в частности, скрипки.

Правильный ответ: Михаил Тухачевский

Сибирская тема (200)

Сибирская тема (200)

В его латинское название входит слово «sibiricus».

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Бурундук

Сибирская тема (400)

От двух до пяти (1 000)

Кот в мешке . Тема: От двух до пяти . В Питере на барельефе станции метро «Пл. Александра Невского» можно увидеть уникальное изображение - верховых дружинников пять, а коней именно столько.

Играет Иван. Ставка - 1 000.
Правильный ответ: 4

Сибирская тема (600)

Сибирская тема (600)

Русский посланник Николай Демидов основал во Флоренции картинную галерею и детский приют. Жители воздвигли Демидову памятник с фигурами искусства, милосердия, удовольствия и её.

Отвечает Иван.
Ответ игрока: Материнства .
Правильный ответ: Сибири

Сибирская тема (1 000)

Аукцион . По татарской легенде, этот город был основан на месте лагеря десяти тысяч воинов.

Играет Иван. Ставка - 3 600.
Правильный ответ: Тюмень

Сибирская тема (800)

Его имя носил 1-й Сибирский казачий полк.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Ермак

Итог раунда

  • Иван - 7 200
  • Андрей - 5 800
  • Александр - 1 300

Третий раунд

Темы:

  • Любовь в кино
  • Геральдика
  • Поезда
  • Музеи

Жёны (900)

Похмельного Семёна Семёновича Горбункова жена смогла привести в чувство только с помощью этого предмета.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Будильник .

Жёны (600)

«Как капралы Петра провожали с двора тихо. А жена пред дворцом разъезжала верхом лихо…». О чьей жене писали Рылеев и Бесстужев?

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: О жене Петра III, Екатерине II .

Любовь в кино (1 500)

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Бегбедер .

Жёны (300)

Чехов говорил, что ему нужна такая жена, которая бы, как луна, на его небосклоне являлась не каждый день. И нашёл свой идеал в этой актрисе МХАТ.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Ольга Книппер .

Любовь в кино (300)

В прошлом году «Любовь» Михаэля Ханеке удостоилась этой «ветви».

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Пальмовой .

Любовь в кино (600)

В этом фильме супруги Сергей Юрский и Наталья Тенякова сыграли пожилую супружескую пару дядю Митю и бабу Шуру.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: «Любовь и голуби» .

Любовь в кино (900)

Каринэ Фолиянц перенесла сюжет этого романа на российскую почву. Получился сериал «Два цвета страсти».

Правильный ответ: «Красное и чёрное» .

Жёны (1 200)

Она выступала против Первой мировой, её муж художник Георг Цундель наперекор жене записался добровольцем. Дело кончилось расставанием супругов.

Правильный ответ: Муж Клары Цеткин .

Музеи (300)

Аукцион . США Национальный музей авиации был основан в 1946 году, а с 1966 носит именно это название.

Играет Андрей. Ставка - 4 000.
Правильный ответ: Музей авиации и космонавтики

Музеи (900)

Музей-квартира этой балерины в доме-высотке на Котельнической набережной - филиал Театрального музея имени Бахрушина.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Галина Уланова .

Поезда (600)

Аукцион . В России вагоны такого поезда окрашены в ярко-красный цвет с белыми полосами.

Играет Иван. Ставка - 3 600.
Правильный ответ: Пожарный

Поезда (600)

В его рок-мюзикле «Звёздный экспресс» во сне малыша Контрола оживают игрушечные поезда.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Эндрю Ллойд Вебер .

Поезда (300)

Эти «поезда, спасающие жизнь» впервые были применены англичанами во время Крымской войны.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Санитарные .

Соль (300)

Правильный ответ: 4

Геральдика (600)

Арфа и праща на гербе князей Багратионов обозначали происхождение от этого библейского героя.

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Давид .

Соль (900)

В 1930-х годах эндокринолог Олег Николаев впервые в СССР предложил добавлять в соль это. И заболевая щитовидки пошли на убыль.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Соединения иода .

Геральдика (300)

В геральдике их около 200 видов: лапчатый, костыльный, мельничный, пнистый…

Отвечает Андрей.
Правильный ответ: Кресты .

Соль (1 200)

В Боливии, по соседству с крупнейшим в мире солончаком Уюни, выстроен отель Сан-Плайя. Отель уникален именно этим.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Весь он построен из кристаллов соли .

Поезда (1 200)

Купив на Sotheby’s два антикварных вагона, магнат Джеймс Шервуд восстановил ещё 35. И 25 мая 1982 года этот обновлённый поезд вновь отправился в путь.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: «Восточный экспресс» .

Музеи (1 200)

Первый в мире электрифицированный вокзал превратили в этот парижский художественный музей.

Отвечает Иван.
Правильный ответ: Музей д’Орсе .

Геральдика (1 500)

На гербе Анадыря он держит пойманную рыбу и гостеприимно улыбается.

Отвечает Иван.
Ответ игрока: Белый медведь .
Отвечает Александр.
Правильный ответ: Бурый медведь .

Жёны (1 500)

Древние египтяне почитали богиню Исиду как его сестру и супругу.

Отвечает Александр.
Правильный ответ: Осирис .

Поезда (1 500)

Поезда (1 500)

Согласно приказу наркомату путей и сообщения, трёхтысячный паровоз этой серии, переданный машинисту Николаю Лунину, носил официальное звание «лучший паровоз Советского Союза».

Отвечает Андрей.
Ответ игрока: Иосиф Сталин .
Отвечает Иван.
Правильный ответ: Феликс Дзержинский .

Музеи (1 500)

После революции эта подмосковная усадьба стала музеем Тютчева; хранителем музея стал внук поэта.

Правильный ответ: Мураново

Крым (1 500)

Слово «соль» на этом языке означает «если».

Правильный ответ: Сольресоль

Итог раунда

  • Иван - 16 800
  • Андрей - 11 000
  • Александр - 9 700

Финальный раунд

Тема: Под чужим именем

Радиограмма за подписью Васильева гласила: «День переселения Фёдорова и Иванова можете назначить по Вашему усмотрению». «Фёдоровым» и «Ивановым» были названы командармы Вагутин и Ерёменко. От кого и кому было направлено сообщение от 15 ноября 1942 года?

Ответ Ивана: Сталин Жукову
Ставка - 5 201.

Ответ Андрея: Сталин Тимошенко
Ставка - 5 800.

Ответ Александра: Сталин Жукову
Ставка - 1 300.

Правильный ответ: Сталин Жукову

Итог игры

  • Иван - 22 001
  • Андрей - 5 200
  • Александр - 11 000

Победителем игры объявляется Иван Стариков.

Комплекс театрализованных игр

1. Развивающие игры.

Игра «ЭСТАФЕТА»

Цель: Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

А) ЗНАКОМСТВО . Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

Б) РАДИОГРАММА . Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, - «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его, передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок - «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Игра «ЧТО ТЫ СЛЫШИШЬ?»

Цель: Тренировать слуховое внимание.

Ход игры: Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Игра «УПРАЖНЕНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ»

Цель: Тренировать зрительное внимание.

Ход и гры : Педагог произвольно раскладывает на столе несколько предметов (карандаш, тетрадь, часы, спички, монету). Водящий ребенок в это время отворачивается. По команде он подходит к столу, внимательно смотрит и старается запомнить расположение всех предметов. Затем снова отворачивается, а педагог в это время либо убирает один предмет, либо меняет что-то в них расположении. Водящий соответственно должен либо назвать пропавший предмет, либо разложить всё, как было.

Игра «РУКИ-НОГИ»

Цель: Развивать активное внимание и быстроту реакции.

Ход игры: По одному хлопку дети должны поднять руки, по двум хлопкам - встать. Если руки подняты: по одному - опустить руки, по двум - сесть.

УПРАЖНЕНИЕ СО СТУЛЬЯМИ

Цель: Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

Ход игры: По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик я куклы (квадрат), самолет, автобус.

Игра «ЕСТЬ ЛИ НЕТ?»

Цель: Развивать внимание, память, образное мышление.

Ход игры: Играющие встают в круг и берутся за руки; ведущи й - в центре. Он объясняет задание; если они согласны с ‚утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да!»; если не согласны, опускают руки и крича «Нет!».

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Игра «ПЕРЕДАЙ ПОЗУ»

Цель: Развивать память , внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Ход игры: Дети сидят на стульях в полукруге и на полу по – турецки с закрытыми глазами. Водящий ребенок придумывает и фиксирует позу, показывая ее первому ребенку. Тот запоминает и показывает следующему. В итоге сравнивается поза последнего ребенка с позой водящего. Детей обязательно следует поделить на исполнителей и зрителей.

Игра «ЗАПОМНИ ФОТОГРАФИЮ»

Цель: Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.

Ход игры: Дети распределяются на несколько групп по 4-5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.

Игра «КТО ВО ЧТО ОДЕТ?»

Цель: Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Ход игры: Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот».

Для мальчиков:

В центр круга ты вставай

И глаза не открывай.

Поскорее дай ответ:

Ваня наш во что одет?

Или для девочек:

Ждем мы твоего ответа:

Машенька во что одета?

Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Игра «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ МАТРЕШКИ»

Цель: Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.

Ход игры: Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрёшек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.

Игра «ДРУЖНЫЕ ЗВЕРИ»

Цель: Развивать внимание , выдержку, согласованность действий.

Ход игры: Дети распределяются на три группы - медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи - топнуть одной ногой, обезьяны - хлопнуть в ладоши, слоны - поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, что бы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.

Игра «ТЕЛЕПАТЫ»

Цель: Учить удерживать внимание, чувствовать партнера.

Ход игры: Дети стоят врассыпную, перед ними водящий ребёнок - «телепат». Он должен, не используя слова и жесты, связаться только глазами с кем-либо из детей и поменяться с кем либо из детей местами. Игру продолжает новый «телепат». В дальнейшем можно предложить детям, меняясь местами, поздороваться или сказать друг другу что-нибудь приятное. Продолжая развивать игру, дети придумывают ситуации, когда нельзя шевелиться и разговаривать, но необходимо позвать к себе партнера или поменяться с ним местами. Например: «В разведке», «На охоте», «В царстве Кощея» и т. п.

Игра «СЛЕД В СЛЕД»

Цель: Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети идут по залу цепочкой, ставя ногу только в освободившийся «след» впереди идущего. Нельзя торопиться и наступать на ноги. По ходу игры дети фантазируют, где они находятся, куда и почему так идут, какие препятствия преодолевают. Например: хитрая лиса ведет своих лисят по тропинке, на которой охотники установили капканы; разведчики идут через болото по кочкам; туристы перебираются по камушкам через ручей и т.п. Обязательно делить детей на команды, причем каждая команда придумывает свой вариант.

Игра «ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ. РАСТЕТ - НЕ РАСТЕТ»

Цел: Развивать внимание, координацию.

Ход игры: Педагог или водящий ребенок называет предмет, если он летает, дети машут руками, как крыльями; если не летает – опускают руки вниз. Если растет - поднимают руки вверх, не растет - охватывают себя двумя руками.

Игра «ВОРОБЬИ - ВОРОНЫ»

Цель: Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Ход игры: Дети распределяются на две команды: «Воробьи» и «Вороны»; затем становятся в две шеренги спинами друг к другу. Та команда, которую называет ведущий, ловит; команда, которую не называют, - убегает в «домики» (на стулья или до определенной черты). Ведущий говорит медленно: «Во-оро- о… .». В этот момент готовы убегать и ловить обе команды. Именно этот момент мобилизации важен в игре. Более простой вариант: та команда, которую называет ведущий, хлопает в ладоши или начинает «летать» по залу врассыпную, а вторая команда остается на месте.

Игра «ВЕСЕЛЫЕ ОБЕЗЬЯНКИ»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.

Ход игры: Дети стоят врассыпную - это обезьянки. Лицом ‚ к ним - ребенок – посетитель зоопарка, который выполняет различные движения и жесты. «Обезьянки», передразнивая ребенка, точно повторяют все за ним.

Игра «ТЕНЬ»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

Ход игры: Один ребенок - водящий ходит по залу, делая произвольные движения: останавливается, поднимает руку, наклоняется, поворачивается. Группа детей (3-5 человек), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает. Развивая эту игру, можно предложить детям объяснять свои действия: остановился потому, что впереди яма; поднял руку, чтобы поймать бабочку; наклонился, чтобы сорвать цветок; повернулся, так как услышал чей-то крик; и т.д.

Игра «ПОВАРЯТА »

Цель: Развивать память, внимание, фантазию.

Ход игры: Дети распределяются на две группы по 7-8 человек. Одной группе «поварят» предлагается сварить первое блюдо (что предложат дети), а второй, например, приготовить салат. Каждый ребенок придумывает, чем он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т.п. - для борща; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом - для салата. Все становятся в общий круг - это кастрюля - и поют песню (импровизацию):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат иль простой винегрет,

Компот приготовить. Вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий называет по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок впрыгивает в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить следующее блюдо. Игра начинается сначала. В следующее занятие детям можно предложить приготовить кашу из разных круп или компот из разных фруктов.

Игра «ВЫШИВАНИЕ»

Цель: Тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.

Ход игры: С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». Иголка двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.

Игра «ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРИ»

(ухо, нос, хвост)

Цель: Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Ход игры: Дети представляют, что они находятся в лесной школе, где учитель тренирует их ловкость и внимание. Ведущий показывает, например, на ухо, нос, хвост и называет то, что он показывает. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет: «Ухо!». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.

Игра «ЖИВОЙ ТЕЛЕФОН»

Цель: Развивать память, слуховое внимание, согласованность действий.

Ход игры : Между детьми распределяются цифры от 0 до 9. Затем ведущий называет любой телефонный номер. Дети с соответствующими цифрами выходят, впереди строятся по порядку цифр в названном номере.

Игра «ЯПОНСКАЯ МАШИНКА»

Цель: Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Ход игры: Дети сидят в кругу и выполняют одновременно ряд движений:

1) хлопают перед собой в ладоши;

2) хлопают обеими руками по коленям одновременно (правой - по правому, левой - по левому);

3) не выпрямляя локоть, выбрасывают правую руку вправо - вверх, одновременно щелкая пальцами;

4) то же самое делают левой рукой.

Игра «ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»

Цель: Развивать память, внимание координацию движений чувство ритма, согласованность движений, закрепить знание алфавита.

Ход игры: Между детьми распределяются буквы алфавита, причем некоторым детям достаются две буквы. Ведущий задаёт любое слово, например «кот», и говорит: «Начали». Первым хлопает в ладоши ребенок, которому досталась буква «к», вторым - ребенок с буквой «о» и последним ребенок с буквой «т». Конец слова обозначает вся группа общим хлопком или вставанием

2.Специальные театральные игры.

    Упражнения и игры на сценическое оправдание

Игра «УГАДАЙ: ЧТО Я ДЕЛАЮ?»

Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Ход игры: Педагог предлагает детям принять определенную позу и оправдать ее.

1. Стоять с поднятой рукой. Возможные варианты ответов: кладу книгу на полку; достаю конфету из вазы в шкафчике; вешаю куртку; украшаю елку и т.п.

2. Стоять на коленях, руки и корпус устремлены вперед. И щу под столом ложку; наблюдаю за гусеницей; кормлю котенка; натираю пол.

3. Сидеть на корточках. Смотрю на разбитую чашку; рисую мелом.

4 . Наклониться вперед. Завязываю шнурки; поднимаю платок, срываю цветок.

Игра «ОДНО И ТОЖЕ ПО-РАЗНОМУ»

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Ход игры : Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а стальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-З творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа - задание «сидеть». Возможные варианты:

а) сидеть у телевизора;

б) сидеть в цирке;

в) сидеть в кабинете у зубного врача;

г) сидеть у шахматной доски;

д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.

II группа - задание «идти». Возможные варианты:

а) идти по дороге, вокруг лужи и грязь;

б) идти по горячему песку;

в) идти по палубе корабля;

г) идти по бревну или узкому мостику;

д) идти по узкой горной тропинке и т.д.

III группа - задание «бежать». Возможные варианты:

а) бежать, опаздывая в театр;

б) бежать от злой собаки;

в) бежать, попав под дождь;

г) бежать, играя в жмурки и т.д.

I Y группа - задание «размахивать руками». Возможные варианты:

а) отгонять комаров;

б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;

в) сушить мокрые руки и т.д.

Y группа - задание «ловить зверюшку». Возможные варианты:

а) кошку;

б) попугайчика;

в) кузнечика и т.д.

Игра «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Ход игры: Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь - по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле - и соответственно изменять свое поведение.

    Игры на превращения

В театре зритель верит в то, во что верит актер. Сценическое отношение - это умение с помощью веры, воображения и фантазии изменить свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение, а оправдывая условное превращение.

Игра «ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕДМЕТА»

Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры: Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

а) карандаш или палочка - ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;

б) маленький мячик яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т.д.;

в) записная книжка- зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т.д.

Игра «ПРЕВРАЩЕНИЕ КОМНАТЫ»

Цель: Та же.

Ход игры: Дети распределяются на 2-3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.

Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

Игра «ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕТЕЙ»

Цель: Та же.

Ход игры: По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д.

Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

    Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Игра «ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!»

Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры: Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «дедушка и трое-пятеро внучат, с другой стороны - остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети: Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка: Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети: Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если дедушка и внучата дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три - догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и внуки стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т.п.

Игра «КОРОЛЬ» (вариант народной игры)

Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Ход игры: Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети - работники распределяются на несколько групп (3-4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники : Здравствуй, король!

Король : Здравствуйте!

Работники: Нужны вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса к т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король - жадный, веселый, злой; королева - добрая, сварливая, легкомысленная).

Игра «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Цель: Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Ход игры: С помощью считалки выбирается ребенок, который приглашает детей на «день рождения». Гости приходят по очереди и приносят воображаемые подарки.

С помощью выразительных движений, условных игровых действий дети должны показать, что именно они решили подарить.

Лучше, если гостей будет немного, а оставшиеся дети сначала побывают в роли зрителей, оценивающих достоверность показа. Потом они могут поменяться ролями.