Надзор за осужденными к ограничению свободы осуществляется. Раздел ii. исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Различия между надведомственным контролем и административным

Раздел II. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ, НЕ СВЯЗАННЫХ С ИЗОЛЯЦИЕЙ ОСУЖДЕННОГО ОТ ОБЩЕСТВА

Глава 8. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Статья 60. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

ст.59 УИК РФ

Рассмотрим в данной статье административный надзор за осужденными после освобождения, изменения в 2019 году, а также его специфику и права структур, выполняющих контроль.

  1. 64 фз об административном надзоре;
  2. Кто попадает под надзор?
  3. Различия между надведомственным контролем и административным;
  4. Стадии проводимого надзора.

64 фз об административном надзоре

В 2011 году был принят ФЗ №64, регулирующий порядок исполнения административного надзора. Закон 64 «Об административном надзоре» был принят в связи с увеличением рецидивов со стороны лиц, ранее отбывших наказание. Поэтому было решено установить меры для осуществления надзора и контроля над людьми, которые уже освободились, но с них ещё не была снята судимость.

Основными задачами для осуществления и назначения надзора являются:

1. Предупреждение совершения повторного правонарушения;

2. Профилактические меры для защиты интересов государственного и общественного характера.

На основании 11 статьи ФЗ 64 лицу, отбывшему наказание, были вменены обязанности определенного характера. А именно:

1. Не менять место жительство без уведомления контролирующих органов;

2. Приходить по первому вызову для разъяснения причин в части нарушения режима;

3. При выезде за рамки района либо города уведомлять органы правопорядка.

Среди дополнительных мер могут быть введены следующие правила:

1. Комендантский час. В период времени с 22:00 до 6:00 необходимо находиться по месту проживания;

2. Поднадзорный не имеет право посещать определенные места (детские сады или развлекательные заведения);

3. В обязательном порядке в назначенный день нужно являться в контролирующий орган.

При этом каждое из этих ограничений в определенном случае может быть либо ослаблено, либо, наоборот, ужесточиться, принимает такие решения только начальник ОВД.

Кто попадает под надзор?

На основании Федерального закона под контроль попадают люди, которые освободились из мест лишения свободы, однако судимость с них еще не снята, в отношении реализации тяжелых и особо тяжелых преступлений. А также в части правонарушений умышленного характера и при повторении преступлений. Наблюдение может быть установлено за лицами, осуждёнными за преступления в отношении малолетних лиц и на покушение на их половую свободу. И в отношении лиц, которые:

  • Являлись опасными нарушителями порядка, определенного в тюрьмах;
  • Совершившие после выхода на свободу в течение года несколько административных нарушений.

Надзор назначается в судебном порядке, в связи с этим лицо сразу ограничивается в походе в определенные места, могут его ограничить даже в визите мест многочисленного пребывания граждан. Поднадзорному необходимо либо 1 раз в месяц, либо несколько раз приходить в ОВД для регистрации.
В период проведения административного надзора суд может отменить административные ограничения либо добавить новые.

Надзор назначается на период от 1 года, максимум до 3 лет, но не выше того срока, в течение которого судимость можно снять. Срок прохождения надзора начинается с момента постановки на учёт в ОВД, в том районе, в котором собирается проживать гражданин.

Далее решение вступает в законную силу. Исполнительными органами власти и другими инстанциям производится сбор данных об объекте надзора, чтобы принять целесообразное решение о возможности снятия наложенных ранее ограничений. Исключением является нарушение, связанное с посягательством на половую свободу несовершеннолетних граждан, в отношении этих лиц преждевременное снятие ограничений применяться не может.

Что касается срока осуществления надзора, то он полностью зависит от типа совершенного преступления. Согласно статье 5 ФЗ -64, срок не может составлять менее одного года и более трёх лет. Также может быть применена формула, по которой из срока погашения судимости вычитается срок, который отбыл наказание объект административного надзора.

Административный надзор может быть приостановлен по ряду причин:

1. находящийся под надзором объявляется в розыск;

2. При присвоении статуса поднадзорному «без вести отсутствующий»;

3. При аресте находящегося под надзором.

Если данные причины исчезают, то надзор автоматически продолжает свое действие.
Осуществляются меры по мониторингу за поднадзорным ОВД, порядок наблюдения определяется органами исполнительной власти.

Окончание административного наблюдения может быть связано с рядом причин:

1. Период административного надзора подошёл к концу;

2. Снята судимость;

3. Признание находящегося под надзором умершим;

4. Гибель поднадзорного.

Может также быть рассмотрена досрочная остановка административного контроля, решение признается судом на основании заявления самого объекта, либо его представителей, либо ОВД, осуществляющего наблюдение за ним в связи с добросовестным выполнением находящегося под надзором уставленных ограничений. Если он добросовестно выполнял все свои обязанности и имеет хорошие характеристики с мест работы и жительства.
Недавно в статье 2 ФЗ-64 появился раздел, по которому судимость не может быть снята, пока осуществляется государственное наблюдение за лицом, отбывшим наказание. Поэтому пока ведётся усиленный мониторинг в отношении данного лица, судимость так и остаётся непогашенной.

Различия между надведомственным контролем и административным


Многие считают, что это два равноценных понятия, обозначающих одно и то же. Но между ними есть разница. Различия касаются, прежде всего, содержания этих двух понятий. Надведомственные органы обладают большей властью. В их права входит не только контроль над деятельностью объектов, но также возможность контролировать целесообразность принятия соответствующих решений. А надзор, в свою очередь,касается конкретного лица.

Также надведомственные органы могут вмешиваться в различные сферы деятельности контролируемого объекта, а вот органы административного контроля могут только исполнять контролирующую функцию и наблюдать за исполнением предписаний.

Стадии проводимого надзора

Административный надзор представляет собой поэтапное выполнение действий, поэтому в целом его можно разделить на следующие этапы:

  • Предварительный. На данном этапе происходит сбор и анализ данных об объекте. Разрабатываются меры, которые необходимо к нему применить;
  • Текущий. В ходе этого этапа происходит наблюдение, инспектирование, происходит проверка за выполнением предписаний;
  • Завершающий. В ходе этого этапа происходит вынесения решения о дальнейших действиях в отношении объекта, а именно, снятие или продление административного контроля.

Таким образом, административный надзор в целом можно рассмотреть как отдельный вид деятельности, направленный на соблюдении организации и законности проводимых мероприятий. В такой деятельности отсутствует организационная подчинённость уполномоченных структур, при этом не имеющая право вмешиваться в деятельность поднадзорного объекта.

В основе административного регламента по надзору лежат действия уполномоченных структур, имеющих право посещать находящиеся под контролем объекты, организовывать проверки на объектах, запрашивать необходимую информацию, проводить анализ необходимости выдачи определенных разрешений для выполнения ограничительных мероприятий, выносить заключения.

В настоящее время основной задачей государства является усовершенствование работы органов надзора, чтобы сократить случаи рецидива, для ускорения процесса социализации лиц, побывавших в местах лишения свободы. Ведь практика во всём мире свидетельствует, что при индивидуальной работе с ранее судимыми лицами возникновение повторной преступности сокращается.

Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

В ст. 183 УИК РФ лишь в общей форме указывается на контроль за освобожденными. Данная подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии обсуждения. Поэтому пока контроль за некоторыми категориями лиц, имеющими судимость, предусмотрен ведомственными нормативными правовыми актами.

Контроль осуществляется «уполномоченным на то специализированным государственным органом» (ч. 6 ст. 79 УК РФ), точное название которого будет определено нормативными правовыми актами в ближайшее время. Таким органом могут стать уголовно-исполнительные инспекции.

На территории России еще действует Положение об административном надзоре органов внутренних дел, который призван предупредить преступления со стороны освобожденных лиц.

Административный надзор устанавливается по месту жительства на срок от шести месяцев до одного года в отношении лиц:

а) осужденных ранее за преступление при особо опасном рецидиве;

б) осужденных ранее к лишению свободы за тяжкие преступления или два и более раза – за любые умышленные преступления либо ранее освобождавшихся из мест лишения свободы условно-досрочно и вновь совершивших умышленное преступление в период неотбытой части наказания.

К лицам, в отношении которых устанавливается административный надзор, могут применяться следующие ограничения:

а) запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время;

б) запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города);

в) запрещение пребывания в определенных пунктах района (города);

г) явка в милицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

Ограничения применяются в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, семейного положения, места работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного. Эти ограничения по месту жительства контролирует участковый уполномоченный.

На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний классифицируется по субъектам, его осуществляющим: на международный и на внутригосударственный.

Внутригосударственный контроль делится на такие виды: контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19 УИК РФ), судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ), прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ) и общественный контроль, включая средства массовой информации (ст. 23 и 24 УИК РФ).

Международный контроль

Первая форма

Вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции РФ – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания. Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат стандарты, касающиеся условий содержания заключенных: размещения заключенных; питания; наказаний и средств усмирения; перемещения заключенных и др.

Контроль государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, расположенных на их территории.

В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент Российской Федерации; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Федерации.

Судебный контроль производится при обращении приговора к исполнению, решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания и т. д. Также суд устанавливает конкретных сотрудников, виновных в данных нарушениях, выносит частные определения, в которых вскрывает причины нарушений порядка исполнения уголовных наказаний.

Ведомственный контроль выполняют вышестоящие органы (Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний и соответствующие территориальные органы уголовно-исполнительной системы) и должностные лица на основании специальных нормативных актов, предусматривающих такие формы контроля: отчет по установленной форме о всех сторонах деятельности органа или учреждения по исполнению уголовного наказания; проверки, ревизии деятельности исправительного учреждения и др.

Прокурорский надзор осуществляется на основе ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Существуют следующие формы прокурорского надзора:

а) беспрепятственное посещение прокурором учреждений уголовно-исполнительной системы;

б) личный прием осужденных и рассмотрение их жалоб;

в) дача заключений в суде при рассмотрении представлений об условно-досрочном освобождении от наказаний и др.

Общественный контроль. Общественные объединения и благотворительные организации помимо содействия работе учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Существуют следующие формы общественного контроля, предусмотренные законодательством РФ:

а) разрешительное посещение мест отбывания наказания в целях проверки жалоб, законности применения к осужденным мер воздействия;

б) контроль за положенными видами снабжения (включая оказание медицинской помощи);

в) контроль за организацией труда;

г) контроль за воспитательной работой и отдыхом осужденных.

Последняя форма общественного контроля (г) также используется представителями средств массовой информации, которым с разрешения администрации органов и учреждений, исполняющих наказания, либо вышестоящих органов, позволяется посещать данные учреждения, производить кино-, фото– и видеосъемку, интервьюировать осужденных с их письменного согласия и др.

Осужденные даже в условиях строгой изоляции, связанной с отбыванием лишения свободы, остаются гражданами Российской Федерации. Поэтому вполне закономерно, что предмет контроля в пенитенциарной сфере включает в себя прежде всего соблюдение персоналом прав и свобод осужденных, закрепленных в Конституции РФ.

В гл. 2 Конституции РФ выделен перечень гарантированных осужденным к лишению свободы прав и свобод, которые и составляют содержание предмета контроля, среди которых:

1) естественные (личные) права: на жизнь (ст. 20); охрану достоинства личности (ст. 21); свободу и личную неприкосновенность (ст. 22) и др.;

2) право на свободу мысли, слова и получения информации (ст. 29) и право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

3) социально-экономические права, которые установлены в ст. 34–44 Конституции РФ (право на предпринимательскую деятельность; частную собственность; свободный труд и др.).

Международный контроль за установлением уголовных наказаний, практикой их назначения виновным и исполнением приговоров судов осуществляется в трех формах.

Первая – анализ международными организациями по правам человека и комитетами ООН государственных докладов о соблюдении прав человека (в том числе и по исполнению наказаний) и проверка реагирования государства, допустившего нарушение прав человека и гражданина.

Вторая – обнародование другими государствами сведений о положении дел с охраной прав человека и гражданина в Российской Федерации, а иногда и реакция на них.

Третья форма вытекает из содержания ч. 3 ст. 46 Конституции РФ – право каждого гражданина в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Перечисленные формы международного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина распространяются на всех граждан, в том числе и на лиц, отбывающих уголовные наказания.

Особое место среди международных актов по правам человека занимают Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые содержат стандарты условий содержания заключенных в области: размещения заключенных; питания; соблюдения норм гигиены, касающихся одежды и спальных принадлежностей; физических упражнений и спорта; медицинского обслуживания; дисциплины; наказаний и средств усмирения; информирования осужденных и предоставления ими жалоб; контактов с внешним миром; перемещения заключенных и др.

В ч. 4 ст. 3 УИК РФ закреплено, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Раздел XII ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ И ЕГО ОТБЫВАНИЯ

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Статья 74. Освобождение от наказания и его отбывания 1. Освобождение осужденного от наказания или дальнейшего его отбывания, замена более мягким, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания на основании закона

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

19. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ В СВЯЗИ С БОЛЕЗНЬЮ; ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ Освобождение осужденных от наказания в связи с болезнью является не только юридической проблемой, оно требует учета многих обстоятельств, имеет свои существенные особенности. Условия

Из книги Уголовно-исполнительное право автора Фокин В. М.

33. Уклонение от отбывания наказания Злостное уклонение от наказания – умышленные действия осужденного с целью избежать или воспрепятствовать исполнению назначенного судом наказания в виде штрафа (в качестве основного наказания), обязательных работ, исправительных

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

46. Отсрочка отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим малолетних детей. Освобождение от наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда 1. Отсрочка отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК РФ), –

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Глава 27. Освобождение от отбывания наказания 27.1. Основания освобождения от отбывания наказанияОснованиями освобождения от отбывания наказания являются:– отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;– отмена приговора суда с прекращением производства по

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Глава 28. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними 28.1. Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденныхНе позднее чем за 2 месяца до истечения срока

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Злостное нарушение порядка отбывания наказания К злостным нарушениям осужденными к лишению свободы установленного порядка относятся: употребление спиртных напитков или наркотических средств, или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение

Из книги Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании автора Коллектив авторов

Тема 19. Освобождение от отбывания наказания, помощь освобожденным от отбывания

Из книги автора

Отсрочка отбывания наказания осужденным женщинам В гл. 12 ст. 82. УК РФ предусмотрена отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей:«1. Осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, кроме

Из книги автора

108. Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания В ст. 183 УИК РФ лишь в общей форме указывается на контроль за освобожденными. Данная подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого находится на стадии

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

115. Освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания Основания освобождения несовершеннолетнего от отбывания наказания определены в ст. 92 УК РФ. В уголовном законе предусмотрено, что несовершеннолетний, осужденный за преступление средней тяжести, может быть

Из книги автора

§ 6. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания и замена наказания более мягким Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 93 УК). Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении

Из книги автора

§ 5. Досрочное освобождение от отбывания наказания В Англии возможно как условное, так и безусловное досрочное освобождение от продолжения отбывания лишения свободы. Основаниями для безусловного досрочного освобождения являются: 1) осуждение к тюремному заключению на

1. Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения указанных технических средств определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

2. При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.

3. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ.

Комментарий к статье 60 УИК РФ

1. Одним из основных средств обеспечения установленного порядка и условий отбывания ограничения свободы является надзор за осужденными. В исправительных центрах осужденные содержатся без охраны, но под постоянным надзором администрации. Он состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время. Надзор осуществляется круглосуточно и повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, с использованием технических средств и без таковых. Эти функции осуществляют специальные службы исправительного центра и сотрудники иных его подразделений.

Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает возможность немедленного водворения осужденного в дисциплинарный изолятор за нарушение общественного порядка. Речь здесь идет о нарушениях общественного порядка, совершенных осужденным за пределами исправительного центра. Дальнейшее решение о применении к нарушителю мер взыскания, предусмотренных ч. 2 ст. 58 УИК РФ, должно быть принято администрацией исправительного центра в течение 24 часов с момента водворения нарушителя в дисциплинарный изолятор. Если нарушение общественного порядка содержит состав административного правонарушения, к осужденному может быть применено административное наказание в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ .

Консультации и комментарии юристов по ст 60 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 60 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Нуркатов Анвар Ербулатович,студент юридического факультета ФГБОУ ВО «Оренбургский Государственный Университет», г. Оренбург[email protected]

Контроль и надзор за осужденными,

отбывающиминаказания в виде ограничениясвободы

Аннотация.Встатье рассматривается особенности контроляи надзораза отбыванием, осужденным наказания в виде ограничения свободы, осуществляемые уголовноисполнительными инспекциями.Ключевые слова: уголовноисполнительное право, ограничение свободы, контроль за осуждёнными,надзор за осужденными, уголовноисполнительная инспекции, осуждённый.

Ряд наказаний за преступления дают возможность не изолировать осуждённых из общества, не отрывать от привычного образа жизни, семьи, друзей. Любое наказание ограничивается в правах и свободах осуждённого. Появляются дополнительные обязанности, которые необходимо ему выполнять регулярно, и отчитываться после выполнении перед уполномоченными лицами.Согласно, ст. 53 УК РФ, ограничение свободы выражается в разном ограничении прав осужденного. Это зависит от вида и степени его вины, факторовпреступления, суд выносит приговор, которым могут устанавливаться такие виды ограниченийкак:1)запрещенопокидать место проживание в строго установленное время суток; посещать места, которые находятся на территории определённого муниципалитета;2) запрет посещение и участие в массовых и иных мероприятиях; 3) запрет на смену места проживания или нахождения, места работы, учёбы без предварительного согласования этого вопроса с уголовноисполнительной инспекцией. В случае если осужденный постоянно получал разрешение на выезд в выходные дниза пределы города, но по какимто причинам ему отказали, и он считает, что ему, как и прежде можно выехать, наказуемыйошибается. Совершив подобное действие, он нарушит условие отбывания наказания. Принцип простой: если есть разрешение, есть действие, и наоборот.4) не общаться с определенными лицами или группами лиц;5) не употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные, токсические вещества.На осужденного к ограничению свободы может быть возложено исполнение ряд обязанностей такие как, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также осуществлять материальную поддержку семьи и (или) исполнять алиментные обязательства.Из зарплаты или иного дохода наказуемого производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счёт соответствующего территориального органа уголовноисполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5% до 20% . Контроль и надзор за лицом, который отбывает наказание в виде ограничения свободы, занимается уголовноисправительная инспекция.Её сотрудники осуществляют контроль, надзор за осужденными, который заключается в наблюдении за его поведением, соблюдением установленных судом ограничений.Осуждённый к данному виду наказание несет его по месту своего проживания. Он обязан выполнять и соблюдатьвсе предписания установленные приговором суда ограничения. Для обеспечения надзора и контроля, в целях получения необходимой информации, о поведении осужденных уголовноисполнительная инспекция:1)вызывает осужденного на беседы не реже одного раза в месяц в целях получения от него письменных или устных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 2) проводит проверки не реже одного раза в месяц в любое время суток (за исключением ночного времени) по месту жительства осужденного;

3) наводит справки по месту жительства, работы, учебы осуждённого о его поведении;

4) принимает решение об использовании технических средств надзора и контроля к осужденному . Сроки ограничения свободы законодателем определяется в пределах от двух месяцев до четырёх лет. Назначается этот вид наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а величина срока наказания зависит от совокупных факторов, куда включаются и вид совершенного преступления, куда входят и вид совершенного преступления, причастность лица к нему, его характеристики, совершал ли ранее преступные действия.Использование технических средств помогают сотрудникам инспекции получать необходимую информацию о поведении осужденных. Уголовноисправительная инспекция вправе использовать средства персонального надзора и контроляи технические средства, устройства региональных информационных центров.К средствам персонального надзора и контроля относятся:1) Электронный браслет –это электронное устройство, которое надевается на осуждённого, с целью его дистанционной идентификациии отслеживания его местонахождения и имеет встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпусабраслета;2) Ретранслятор –электронное устройство, служитдля расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;3) Стационарное контрольное устройство –устройство, обеспечивает непрерывный круглосуточный приём и распознаваниесигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещениии оповещает о попытках снятия и повреждения браслета.К техническим средствам и устройствам региональных информационных центров принадлежат:1) Сервер мониторинга –это программноаппаратный комплекс, который предназначен для обеспечения работы системы дистанционного получения, хранения обработки и передачи информации;2) Мобильный пульт мониторинга –комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий обработку информации о выполнении осужденным предписанных ограничений и приём сигналов от электронного браслета.Служба инженернотехнического обеспечения территориального органа Уголовноисполнительной системы по вопросам использования технических средств контроля и надзора принимает меры по установлению и устранению возможных сбоев в работе технических средств.Согласно, п.«б»ч.4 ст.58 УИК РФ, злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осуждённый, отказавшийся от использования технических средств контроля и надзора.В отношении уклонения осуждённого отбывания наказания, уголовноисполнительная инспекция вносит в суд представление о замене ему не отбытого срока наказания в виде ограничение свободы в виде лишения свободы.Итогинадзора записываются в месячную ведомость надзора. Начальник инспекции или лицо, его замещающее, не реже одного раза в десятьдней проводит проверку ведение сотрудниками инспекции ведомости надзора. Инспекция осуществляет регистрацию осуждённого в соответствиис периодичностью, определенной судом. На регистрационном листе отражаются результаты регистрации. Осужденный может быть вызван в инспекцию, с ним проводится беседа по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Результаты беседы занесены в справку о проведении беседы и заверяются подписью опрашиваемого.Рассматривая и анализируя поведение осужденного, сотрудники уголовноисполнительной инспекции готовят в суд соответствующее представление, в которой излагают факты, подтверждают это фактическими материалами. Суд, рассмотрев представление, выносит постановление об отмене или увеличении ранее принятых по отношению к лицу ограничений.В ходе реализации контроля и надзора за осуждёнными в виде ограничения свободы на практике могут возникнуть немало спорных моментов, на которые стоит обратить внимание.Имеет место неясность формулировки закона. В ст. 53 УК РФ, устанавливается возможность наложения на лицо обязанностей, не посещать определённые места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования и места проведения, массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях. Порядок, который определяет подобные места и мероприятий никак не закрепляется. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015г. №58«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», определяется ряд запрещённых мест рестораны, кафе, а под массовыми мероприятиями понимается митинги, демонстрации, фестивали, профессиональные праздники спартакиады .Особенно важной является прямо установленная в указанном постановлении Пленума рекомендация судам детально перечислить определённые местаи мероприятия, для осуждённого,не ограничиваясь в приговоре лишь цитированием положения ст.53 УК РФ.В п. 1 статьи 53 УК РФ, установлены обязанности осуждённого являться для регистрации в уголовноисполнительную инспекцию от одного до четырёх раз в месяц, проблема заключается в отсутствии в приговорах суда точного числа явок в течение месяца. Неслучайно на необходимость детального закрепления этой обязанности необходимо обратить внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. №58, суды должны указать конкретное число явок, назначаемых осужденному в течение месяца.Эффективность применения контроля и надзора за осуждёнными к ограничению свободы зависит, прежде всего, деятельности уголовноисполнительной инспекции. Постоянная профессиональная подготовка и переподготовка на службу, материальнотехническое обеспечение инспекции, играет огромную роль эффективнорешать задачи.

1.Ограничение свободы как вид уголовного наказания. –URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1475750.2.Беспалов. Ю.Ф. Правила назначения уголовного наказания: учебнопрактическое пособие для судей. –Москва, 2015. –С.24 3.Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовноисполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства РФ от 31 марта 2010 г. №198.4.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58 (ред. от 29.11.2016) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания".