Классификация и ее виды. Виды классификаций. Методы цифровой системы кодирования

Классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости.

Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой.

Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

Всякая классификация преследует определенную цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом — по возрасту, в третьем — по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям.

Иногда говорят, что нужно стремиться классифицировать предметы по важным, существенным признакам, избегать делений по случайным, второстепенным свойствам. Однако это пожелание, каким бы разумным оно поначалу ни казалось, вряд ли реалистично и выполнимо. Важное с одной точки зрения может оказаться менее важным и даже вообще несущественным с другой; деление, отвечающее одной цели, может препятствовать достижению другой цели.

Классификация широко используется в науке, и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь. Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Она фиксирует закономерные связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице.

Всеобщую известность получила в XVIII-XIX вв. классификация живых существ К.Линнея. Он поставил задачей описательного естествознания расположение объектов наблюдения — элементов живой и неживой природы — по ясным и конкретным признакам в строгий порядок. Классификация должна была бы выявить основные принципы, определяющие строение мира, и дать полное и глубокое объяснение природы.

Ведущей идеей Линнея было противопоставление естественной и искусственной классификаций. Искусственная классификация использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.). В качестве основания естественной классификации берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная классификация дает очень скудные и неглубокие знания о своих объектах; естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

По мысли Линнея и его последователей, всеобъемлющие естественные классификации являются высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания.

Сейчас представления о роли классификаций в процессе познания заметно изменились. Противопоставление естественных и искусственных классификаций во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда существенное удается ясно отделить от несущественного, особенно в живой природе. Изучаемые наукой объекты представляют собой, как правило, сложные системы взаимопереплетенных и взаимообусловленных свойств. Выделить из их числа самые существенные, оставив в стороне все остальные, чаще всего можно только в абстракции. Кроме того, существенное в одном отношении обычно оказывается гораздо менее важным, когда оно рассматривается в другом отношении. И, наконец, процесс углубления в сущность даже простого объекта бесконечен.

Все это показывает, что роль классификации, в том числе и естественной классификации, в познании природы не должна переоцениваться. Тем более ее значение не следует преувеличивать в области сложных и динамичных социальных объектов. Надежда на всеобъемлющую и в основе своей завершенную классификацию — явная утопия, даже если речь идет только о неживой природе. Живые существа, очень сложные и находящиеся в процессе постоянного изменения, крайне неохотно укладываются даже в рубрики предлагаемых ограниченных классификаций и не считаются с устанавливаемыми человеком границами.

Осознав определенную искусственность самых естественных классификаций, и отметив в них даже некоторые элементы произвола, не следует, однако, впадать в другую крайность и умалять важность таких классификаций.

Затруднения с классификацией имеют чаще всего объективную причину. Дело не в недостаточной проницательности человеческого ума, а в сложности самого окружающего нас мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов. Всеобщая изменчивость вещей, их текучесть еще более усложняет и размывает эту картину.

Именно поэтому далеко не все и не всегда удается четко классифицировать. Тот, кто постоянно нацелен на проведение ясных разграничительных линий, постоянно рискует оказаться в искусственном, им самим созданном мире, имеющем мало общего с динамичным, полным оттенков и переходов реальным миром.

Список использованной литературы

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М., 1995.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. — М.: Знание, 1998.
  3. Челпанов Г. Учебник логики. – М., 1994.

Различные типы классификаций

По биологической природе возбудителя все инфекционные заболе­вания делятся на инфекиии:

На бактериальные;

  • вирусные;
  • грибковые;
  • протозойные.

По числу возбудителей, вызывающих инфекционное заболевание,

они делятся:

  • на моноинфекции;
  • смешанные (ассоциированные) - микст-инфекции.

От последних надо отличать вторичную инфекцию, при которой к основной, первоначальной, уже развившейся, присоединяет­ся другая, вызываемая новым возбудителем; хотя в некоторых случаях вторичная инфекция может превышать, и значительно, первичную инфекцию. По длительности течения инфекиионные заболевания делятся:

  • на острые;
  • хронические.

По происхождению возбудителя:

  • экзогенные - инфекции, возбудителями которых являются микроорганизмы, поступающие из окружающей среды с пи­щей, водой, воздухом, почвой, выделениями больного человека или микробоносителя;
  • эндогенные - возбудителями являются микроорганизмы - представители собственной нормальной микрофлоры человека (часто возникают на фоне иммунодефицитного состояния че­ловека); в том числе аутоинфекция - разновидность эндоген­ной инфекции, которая возникает в результате саморазмноже­ния путем переноса возбудителя из одного биотопа в другой (например, из полости рта или носа руками самого больного на раневую поверхность).

Классификация в зависимости от резервуара возбудителя

Деление инфекций в зависимости от источника, т. е. резервуа­ра возбудителя, достаточно условно, однако по этому признаку можно выделить несколько групп:

— сапронозные инфекции - заболевания, основным местом обита­ния и размножения возбудителей которых являются объекты окружающей среды, откуда и попадают в организм человека (заболевания, вызванные легионеллами, синегнойной палоч­кой и др.);

— антропонозные инфекции - заболевания, при которых единствен­ный источник возбудителя - человек (менингококковая инфекция, дизентерия, холера, дифтерия, сифилис, гепатит В, эпиде­мический сыпной тиф, эпидемический возвратный тиф и др.);

— зоонозные инфекции - заболевания, при которых единственный источник возбудителя - животные (туляремия, бруцеллез, бе­шенство);

Зооантропонозные инфекции - заболевания, при которых источ­ником являются животное и больной человек, в том числе тру­пы умерших (чума, сибирская язва, туберкулез, риккетсиозы).

Классификация по распространенности

По распространенности различают:

  • эндемические заболевания - регистрируются на строго опреде­ленных территориях); тесно связаны с ареалом (местом) обита­ния животных - хозяев и переносчиков. К ним можно отнести:
  • эндемические риккетсиозы;
  • клещевой возвратный тиф (боррелиоз);
  • клещевые вирусные энцефалиты;
  • эпидемические заболевания - распространенные на различных территориях.

Кроме того, для характеристики распространенности того или иного инфекционного заболевания (число заболевших на 100 000 жителей) существуют следующие понятия:

  • «спорадическая заболеваемость» - когда регистрируются только единичные случаи заболевания,
  • «групповые вспышки» - ограниченные небольшим числом забо­левших,
  • «эпидемия» - число заболевших измеряется несколькими сот­нями или тысячами, т. е. может охватывать большое количест­во людей на большой территории (грипп, эпидемический вши­вый сыпной тиф),
  • «пандемия» - заболевание охватывает несколько стран и даже континентов. К наиболее широко известным относятся панде­мии холеры, чумы, гриппа, которые сопровождают человечест­во на всем протяжении его истории.

По тяжести течения все инфекционные заболевания делят:

— на легкие;

— средней тяжести;

— тяжелые.

Степень тяжести инфекционного заболевания имеет прямую зависимость от вирулентности микроорганизма-возбудителя и

обратную зависимость от силы защитных механизмов макроор­ганизма.

Степень тяжести инфекционного заболевания также непосред­ственно связана с локализацией возбудителя в макроорганизме - по этому критерию все инфекции делятся:

  • на очаговые, при которых микроорганизмы локализуются в ме­стном очаге и не распространяются по организму (ангина, фу­рункулез);
  • генерализованные, при которых возбудитель распространяется по организму лимфогенным или гематогенным путем (сепсис). Наиболее тяжелой формой генерализованной инфекции явля­ется сепсис, который характеризуется размножением возбуди­теля в крови, как правило, тяжелым течением заболевания, так как почти всегда развивается на фоне резкого угнетения ос­новных механизмов защиты.

Сепсис отличается от бактериемии тем, что при бактериемии кровь выполняет только транспортную роль, а размножения в ней возбудителя, как при сепсисе, не происходит. При сепсисе, как правило, происходит возникновение вторич­ных очагов гнойного воспаления в органах. Это состояние час­то называют септикопиемия.

При развитии генерализованной формы инфекции может на­ступить массовое поступление в кровь бактерий и их токсинов - как следствие, нередко развивается токсико-септический или бактериальный шок, вызывающий летальный исход в довольно короткие сроки.

Известно, что подавляющее большинство микроорганизмов не может вызвать инфекцию.

По способности вызывать инфекцию микроорганизмы делят на 3 группы:

  • сапрофиты - микроорганизмы, которые неспособны вызывать инфекцию;
  • патогенные микроорганизмы - всегда вызывают инфекцию;
  • условно патогенные микроорганизмы - способны вызывать ин­фекцию, но только при определенных условиях, и в первую очередь при снижении антимикробной резистентности макро­организма.

Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, в отличие от сапрофитов, обладают патогенностью, т. е. потенциальной, генетически обусловленной способностью проникать в макро-организм, размножаться в нем и вызывать ответную реакцию организма. Патогенность - это стойкий видовой признак, т. е. признак, присущий всем бактериям данного вида; качествен­ная характеристика.

Различают два вида классификации: вспомогательную и естественную (научную).

Вспомогательная классификация создаётся с целью наиболее быстрого отыскивания какого-нибудь индивидуального предмета среди классифицируемых предметов. Цель в этой классификации определяет принцип её построения. В основу вспомогательной классификации ложится какой-либо внешний несущественный признак, который, однако оказывается полезным в процессе поиска.

Примерами вспомогательной классификации могут быть распределение студентов курса в списке в алфавитном порядке или такое же распределение библиотечных карточек в алфавитном каталоге и т.п. Зная порядок букв в алфавите, мы можем легко и быстро отыскать нужную нам фамилию в списке или данные о интересующей нас книге в каталоге.

Но знание того, какое место во вспомогательной классификационной системе занимает тот или иной предмет, не даёт возможности что-либо утверждать о его свойствах. Так, например, то что студент Архипов записан списке первым, а студент Яковлев - последним, ровным счётом ничего не говорит об их способностях и чертах характера. Поэтому вспомогательная классификация не является научной.

В отличие от вспомогательной естественная классификация представляет собой распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков. Наиболее существенными являются такие признаки предмета, которые обусловливают другие его признаки. Например, наиболее существенным признаком человека является его способность к труду. Этот признак предопределяет наличие у человека таких признаков, как прямохождение, способность к общению (труд предполагает коллектив), способность к мышлению и др.

Классификация имеет связь с определением понятий. Те признаки, в соответствии с которыми производится распределение предметов по классам, должны быть отличительными видообразующими признаками. Мы уже видели, что указание на видовой отличительн6ый признак является основной задачей определения, поэтому знание классификации предметов даёт возможность определять их. Чем более существенный признак лежит в основании классификации, тем более глубокие определения можно дать предметам, входящим в классификационную систему.

Таким образом, естественная классификация в отличие от вспомогательной позволяет по месту, занимаемому в ней тем или иным предметом, определять свойства этого предмета, не прибегая к опытной проверке. В некоторых случаях естественная классификация даёт возможность обнаружить закономерность в изменении свойств классифицируемых предметов, что позволяет предвидеть существование ещё не обнаруженных предметов и предсказать их основные признаки. Например, на основании периодической системы элементов Д.И. Менделеев предсказал существование таких неизвестных в то время и открытых позже элементов, как галлий, скандий и германий. Аналогичным образом американский физик Гелл-Манн на основании своей классификации элементарных частиц предсказал существование некоторых неизвестных ему частиц и определил их свойства. Позже эти частицы были обнаружены экспериментально.

Хотя классификация играет огромную роль в познании, но эту её роль нельзя абсолютизировать. Всякая классификация имеет относительный характер. Относительность классификации обусловлена двумя факторами: во-первых, относительность наших знаний и, во-вторых, тем, что в природе нет резких границ между отдельными видами.

С развитием науки происходит уточнение и дополнение классификации, так как ум человека постигает всё более глубокую сущность вещей. Вместо одной классификации может быть создана другая, более адекватная (соответствующая) действительности.

Со временем, признания естественной, классификация может превратиться в искусственную, если окажется, что в её основание был положен несущественный, второстепенный признак. Такая классификация отбрасывается как непригодная для науки и практики. История науки знает немало подобных примеров.

Искусственной оказалась и классификация растений, созданная шведским натуралистом Карлом Линнеем. Поскольку в основу был положен несущественный признак (число тычинок и способ их прикрепления к цветкам), то в результате классификации не были соблюдены элементарные правила деления. Родственные группы растений (например, злаки) оказались в различных, крайне несходных классах. И наоборот, совершенно несходные растения (например, дуб и один вид осоки) оказались в одном и том же классе.

Относительный, приблизительный характер классификации обусловлен ещё и тем, что в природе нет резко разграничительных линий, отделяющих класс предметов от другого. Существует множество переходных форм, которые стоят на грани между различными группами классификации, сохраняя черты как одной, так и другой группы. Ф. Энгельс по этому поводу писал: "Hard and fast lines (абсолютно резкие разграничительные линии) несовместимы с теорией развития. Даже разграничительная линия между позвоночными и беспозвоночными уже более не безусловна, точно так же между рыбами и амфибиями; а граница между птицами и пресмыкающимися с каждым днём всё более и более исчезает".

Классификация всегда оперирует понятиями, как вид, род, класс, соответственно распределяя классифицируемые предметы. По словам Ф. Энгельса, и эти понятия "благодаря теории развития стали текучими и тем самым относительными". Всё это придаёт классификации относительный, приблизительный характер. Но и в этом своём относительном значении классификация продолжает оставаться серьёзным средством научного познания, так как, прежде чем исследовать развитие и изменение, необходимо знать, что изменяется и развивается. Поскольку всякая классификация строится по единому принципу, поскольку она позволяет рассматривать классифицируемые предметы в их единстве, взаимосвязи и взаимодействии, позволяет устанавливать закономерности их развития.

Классификации разделяются на вспомогательные и естественные.

Вспомогательной называется классификация, в основание которой кладутся несущественные для выделяемых классов признаки.

Естественной называется классификация, в основание которой положены существенные для выделяемых классов признаки.

Пример. Рассмотрим классификацию понятия «книга ». В любой библиотеке можно найти алфавитный каталог . В нем книги разделяются по классам на основании несущественного признака первых букв фамилии автора или названия книги. Поэтому, алфавитный каталог – это вспомогательная классификация.

Пример. Естественную классификацию книг можно получить следующим образом:

Книги делятся на худодественные , научные и учебники .

Художественные делятся на прозаические и поэтические .

Научные делятся на естественнонаучные , общественнонаучные и гуманитарные .

Учебники делятся на учебники для профессионального образования и .

Учебники для профессионального образования делятся на учебники для высшего профессионального образования и .

Отсюда получается следующая классификация :

Книги делятся на художественные прозаические , художественные поэтические , естественнонаучные , общественнонаучные , по гуманитарным наукам , учебники для высшего профессионального образования , учебники для среднего профессионального образования , учебники для общего образования .

Вспомогательные классификации используются для того, чтобы обеспечить единый доступ к предметам различных предметных областей. Так, книги классифицируются по алфавитному признаку для любых видов литературы независимо от их различий. Естественная классификация приспособлена к особеннмстям данного рода предметов и использует существенные для выделяемых видов признаки.

Глава 6

СУЖДЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

§ 1. Общая характеристика суждения

Ав: Помните, что такое логическая культура?

Сс: Логическая культура - это умение мыслить логически.

Ав: Отличная мысль! В ней одна большая логическая ошибка и одна глубокая идея.

Ст: Логическая ошибка - это тавтология. Нарушение правила запрета круга. А вот глубокая идея?

Ав: Умение. Культура есть умение или, точнее говоря, навык.

Ст: Да, мы об этом уже говорили. Навык - это действие, которое первоначально было сознательным, а затем срало полу- или совсем бессознательным.

Ав: Правильно. Так вот, определение и деление понятия - это то, что позволяет нам выражать понятия в ясном и отчетливом виде. А упражнения дают нам возможность получить навык в этом полезном деле. Но понятия - это не единственный способ достигнуть возможности ясно и отчетливо выражать свои мысли. Мы уже знаем, что понятия используются как составная часть других мыслей - суждений. Поэтому естественно предположить, что, кроме культуры использования понятий, существует и культура использования суждений.

Сс: Культура суждения? Интересно! Что-то я о ней раньше не слышал!

Ав: Не удивительно! Мы в естественном мышлении привыкаем судить о предметах, в особенности о других людях, быстро и безапелляционно. В некотором смысле это стиль нашего мышления.

Ст: Мы теперь знаем, что понятия надо правильно образовывать и правильно с ними действовать. А что с суждениями?

Ав: Главное в суждениях - их истинность или ложность.

Сс: А, это очень просто. Я уже знаком с этими понятиями. Истина - это соответствие действительности, а ложь, соответственно, - несоответствие.

Ст: Это не определение. Это - каламбур.

Ав: Нет, это, в принципе, правильно. Только очень обще. Эти понятия истины и ложности нам еще придется конкретизировать по отношению к суждениям различной формы. Но главные проблемы возникают, когда мы начинаем применять понятия истины и ложности. Здесь-то и выясняется, что не все с ними просто.

Сс: А что здесь сложного? Соответствует, и значит, истинно, не соответствует - значит ложно.

Ст: Асе у тебя просто. А попробуй узнай в каждом отдельном случае, соответствует или нет!

Ав: Это правильно. Но есть еще и другие проблемы. Рассмотрим следующее предложение в рамке:

Сс: Ну и что? Ложно, и Бог с ним!

Ст: Подожди. Здесь что-то не так просто.

Ав: Давайте проверим, порассуждаем. Предположим, что это предложение истинно. Отсюда следует, что оно соответствует действительности. А что говорится в предложении? Что оно ложно. Следовательно, в действительности онм ложно. Получается, что если это предложение истинно, то оно ложно.

Сс: Это похоже на задачи о рыцарях и лжецах, которые мы решали раньше.

Ав: Правильно! Но к ним мы вернемся позже. Теперь предположим, что это предложение ложно. Тогда получится, что в действительности дело обстоит не так, как сказано в этом предложении. А в нем сказано, что оно ложно. Следовательно, оно истинно. Получается, если это предложение ложно, то оно истинно. А если объединить эти наши рассуждения вместе, то получится, что это предйожение истинно тогда и только тогда, когда оно ложно!

Сс: Это уж полная чепуха! Глупость какая-то!

Ав: Я ведь в этом рассуждении использовал вполне понятное, очень простое предложение, говорящее о своей собственной ложности. И те определения истины и ложности, которые вы сами предложили, тоже простые и понятные.

Ст: Да, кажется, все так просто, а на самом деле оказывается запутанным.

Сс: Да, но все-таки почему это возникает такая глупость?

Ав: Почему - это сложный вопрос. Я не буду сейчас на него отвечать. Рассуждение, которое я вам продемонстрировал, - это современная форма так называемого парадокса лжеца. Его изобрел Евбулид более 2000 лет тому назад.

Сс: 2000 лет люди знают, что такое использование понятий истины и лжи ведет к глупостям, - и ничего?

Ав: Конечно, этот парадокс беспокоил философов. Им занимались многие крупные мыслители - Аристотель, Бертран Рассел, Альфред Тарский. Последний предложил понятие истины свободное от парадоксов. Но это - другая, длинная история. Мы пока говорим об элементарных аещах. Например, можно сказать, что не каждое предложение выражает суждение. Но для этого надо разобраться в том, что такое суждение и предложение, как они соотносятся друг с другом и тому подобных вещах.

Ст: Так давайте разбираться!

Ав: Сначала разберемся, к чему относятся слова «истинный» и «ложный».

Сс: Конечно, к предложениям!

Ав: Не торопитесь! Рассмотрим два предложения: «Я рассказал вам о парадоксе лжеца» и «Парадокс лжеца был рассказан вам мной». Это - разные предложения. Но они истинны или ложны одновременно. Даже можно сказать, что они говорят об одном и том же.

Ст: Ну и что?

Ав: Как что? Это означает, что истинность и ложность относятся не к самим предложениям, а к тому, что в них выражено, к тому, что выражено в том и в другом предложении.

Ст: Что же это такое?

Сс: Я знаю! Мысль!

Ав: Всякая мысль?

Ст: Нет, не всякая. Мы уже знаем, что понятие - это мысль, но предложение мысли этого рода не выражает.

Ав: Правильно. Отсюда следует, что прежде чем ответить на вопрос: выражает ли данное предложение мщсль или не выражает - нужно знать, какого рода мысли могут быть выражены в предложении и каковы их основные свойства. Как же мы назовем мысли, которые выражаются или не выражаются в предложениях?

Ст: Ну, теперь и я догадался. Суждение.

Ав: Опять правильно. Давайте разберемся в том, что такое суждение и как оно соотносится с предложениями.

В главе 4 мы говорили о понятиях и их отношении к языку. Тогда речь шла об именах (собственных и общих), их смысле и значении. В трехплоскостной семантике, предложенной немецким логиком Готлобом Фреге, смысл и значение имеют все языковые знаки. Если мы рассматриваем предложение как знак, то оно также должно обладать смыслом и значением.

Что же является смыслом и значением предложения? Ответить на этот вопрос нам поможет аналогия с именем и понятием. Имя - это знак , понятие - это мысль , связанная с этим знаком. Следовательно, смыслом предложения также должна быть мысль, связанная с этим знаком . Мы уже знаем из предшествовавшего диалога, что такая мысль есть суждение. Что же рогда является значением предложения? Это вопрос более сложный, потому что предложение не обозначает какого-либо предмета, а высказывает нечто о предметах. Иногда в качестве значения предложения pассматpивают ситуацию, которая может иметь или не иметь места в действительности. Но для той логики, которую мы с вами изучаем, вполне достаточно принять такое соглашение: значением предложения мы будем считать две самые важные ситуации: истину или ложь . Итак, на наш вопрос мы получили такой ответ:

Однако можно ли сказать, что суждение, которое может быть истинным или ложным, является значением любого предложения? Рассмотрим четыре предложения:

(а) Наполеон - великий человек .

(б) Наполеон - не был великим человеком .

(в) Стань Наполеоном!

(г) Ты хочешь быть Наполеоном ?

Сразу можно сказать, что мы обычно не оцениваем предложения (в) и (г) как истинные и ложные. Предложение (в) выражает требование, желание того, чтобы наступила некоторая ситуация, а предложение (г) выражает желание получить некоторую информацию. Сами по себе они не могут быть истинными или ложными. Следовательно, мы теперь можем сказать, что они не выражают суждений.

Остаются только предложения (а) и (б). Они определенно могут быть истинными или ложными, т. е. выражают суждения. предложения (а) и (б) - это повествовательные предложения. Поэтому мы можем сказать, что суждение - смысл не всякого, но только повествовательного предложения.

Суждение выражается в языке при помощи повествовательных предложений.

До сих пор мы анализировали отношение между мыслью (суждением) и языком (предложением). Теперь пора ответить на вопрос: что такое суждение ?

Приведенные примеры суждений (а) и (б) говорят нам о том, что в суждении что-то о чем-то утверждается или отрицается , но что и о чем? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется вспомнить нашу логическую онтологию, согласно которой мир состоит из предметов, свойств и отношений. А наличие или отсутствие свойств или отношений называется признаками (ср. § 2 главы 2). Эта онтология сразу же подсказывает нужный нам ответ: утверждается или отрицается связь признака с объектом . Действительно, в суждении, выражаемом предложением «Наполеон великий человек » (в дальнейшем для простоты мы будем просто говорить «в суждении», хотя это и не совсем точно), признак быть великим человеком приписывается предмету - Наполеону , а в суждении «Наполеон не был великим человеком » отрицается связь интересующего нас признака с предметом. Приведенные примеры хорошо передают то, что происходит и в самой простой форме суждения, и в достаточно сложных суждениях, которые в конечном счете сводятся к комбинации актов приписывания предметам признаков или, наоборот, отрицания связи признаков с предметами.

Однако мы знаем, что признаки могут быть присущи или не присущи не только предметам, но также и свойствам, отношениям и множествам, т.е. всему тому, что мы назвали объектами. Отсюда получается следующее определение понятия суждения:

Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается свэзь между объектами и признаками.

Возвращаясь к нашему диалогу о мыслях (§ 1 главы 2), теперь можно сказать, что с языковой конструкцией «думать, что …» связан вид мысли, названный нами суждение . Когда мы говорим: «Я думаю, что Интернет облегчает контакты между людьми » или «Я думаю, что Интернет не является заменой человеческого общения », то за словом «что » следует как раз повествовательное предложение, выражающее суждение . В таком случае наша мысль направлена на некоторую ситуацию которая, по нашему мнению, имеет место в действительности (как в первой фразе) или не имеет места в действительности (как во второй фразе). В первом случае я признаю связь между предметом «Интернет » и признаком «облегчать контакты между людьми ». Во втором случае я отказываюсь признавать связь между предметом «Интернет » и признаком «быть заменой человеческого общения ». Это мое признание или непризнание связи между предметами и признаками (ситуациями) выражается в актах утверждения или отрицания .

Таким образом, наше обсуждение показывает, что бывают два вида мыслей: понятия и суждения, и различаются они по признаку направленности мысли. Понятие направлены на объекты, а суждения – на ситуации.

Суждение и понятием сходны в том, что и то, и другое есть мысль , в том и другом идет речь об объектах и признаках . Отличаются они тем, что понятие выделяет и обобщает объекты при помощи признаков. Суждение не выделяет и не обобщает. Правда, в суждении используются понятия, но используются для того, чтобы стверждать или отрицать связь между ними. Суждение говорит, что состояние мира таково, что данный признак присущ данному объекту или, наоборот, не присущ данному объекту.

Однако мир не всегда отвечает нашим ожиданиям. Ситуация, описываемая в суждении, может иметь место в мире, а может и не иметь, а это означает, что суждение может быть истинным или ложным .

В нашем курсе логики мы будем считать, что каждое суждение является либо истинным, либо ложным . В логике это положение получило название принципа двузначности . Конечно, в практике познания мы можем не знать, каким является суждение - истинным или ложным. Так, даже в математике есть суждения, например, теорема Ферма, о которых до сих пор не знают, истинны они или ложны.

Для овладения такими ситуациями неопределенности в логике придумали логические системы, в которых имеются более чем два истинностных значения. Например, вводится еще третье значение «неопределенно», соответствующее нашему незнанию истинности или ложности суждения. На этой основе выросли так называемые многозначные логики . Мало того, бывают такие суждения, относительно которых принципиально нельзя установить рациональными методами истинны они или ложны. Это суждения, истинность или ложность которых может быть признана только на основании веры, например, «Бог существует».

Таким образом, основной характеристикой суждения является его истинность или ложность . Поэтому мы должны точно определить, что такое истинное, и что такое ложное суждение.

Однако в обычной жизни, научной и педагогической практиие нас интересуют не понятия истинности или ложности вообще, а истинность или ложность конкретных суждений. Нас интересует, истинны ли суждения «Господин М. - человек добрый », «Поезд на Светлогорск отходит от Северного вокзала в 8.08 », «Бог существует ». Логика, конечно, не может ответить на эти конкретные вопросы. Но она может задать некоторые общие условия истинности для различных типов суждений. Для этого нам нужно узнать, какие бывают виды суждений и из чего состоят суждения различных видов.

В зависимости от цели, которую преследуют, используют различные виды классификации:

1) учебные,

2) торговые,

3) товарно-стратегические,

4) экономико-статистические.

1. В учебных классификациях классификационный признак (по которому будет проводиться разделение какого-либо множества на подмножества) обычно выбирается с учетом логики изложения дисциплины, т.е. с учетом процесса обучения. Основная цель учебных классификаций, используемых в товароведении, это наиболее удобное, логичное и последовательное изучение вопросов товароведения с минимальной затратой времени. Примером такой классификации может быть изложение тем в учебниках по МФТ.

2. Торговые классификации используются в торговом процессе с целью совершенствования этого процесса. Примером такой классификации для аптечных организаций может быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов, наличие которого обязательно для любой аптечной организации.

3. Товарно-стратегические классификации используются при выборе стратегии маркетинга для определенных групп товаров. Целью таких классификаций является достижение максимальной потребительской удовлетворенности и, таким образом, максимально возможного потребления товара. Примером такой классификации является разбивка товаров на группы на основе потребительских предпочтений:

1) товары повседневного спроса. Это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые потребитель покупает часто.

2) товары предварительного выбора. Это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформления и т.д. Например, дорогие лекарственные препараты и медицинские изделия.

3) товары особого спроса. Это, как правило, товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Например, дорогие лекарственные препараты или медицинские изделия, выпускаемые конкретным производителем, который устраивает потребителя

4) товары пассивного спроса. Это товары, о существовании или эффективности которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, медицинские пиявки, а также самые новые лекарственные препараты и медицинские изделия.

4. Экономико-статистические классификации созданы для облегчения управления хозяйством на всех уровнях: начиная с федерального и заканчивая объектовым (конкретной организацией). Примером использования такой классификации является классификация, применяющаяся в Общероссийском классификаторе продукции (см. далее).

Кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки (подмножества) или самого объекта классификации (например, конкретного товара).

Назначение кода:

1) код позволяет избегать сложных и разных наименований товаров,

2) код является необходимым условием автоматизации различных товароведческих операций путем применения компьютерной техники,

3) код облегчает проведение маркетинговых исследований.

Код должен быть:

1) кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции,

2) наглядным,

3) легко расшифровываться.

При кодировании применяются следующие системы:

1) цифровая,

2) буквенно-цифровая,

3) штриховая,

4) магнитная,

5) радиочастотная.

Цифровая система кодирования может быть:

1) порядковая (товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации),

2) десятичная и сотенная (используется при классификации и предполагает необходимость выделения каждому классу 10 или 100 цифр),

3) серийная (каждой классификационной группе присваивается серия номеров без какого-либо ограничения),

4) комбинированная (при построении кода используются разные системы условных обозначений).

Методы цифровой системы кодирования:

При кодировании товаров используют следующие методы:

1) классификационный,

2) регистрационный.

1. Классификационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров.

Соответственно существуют 2 типа классификационного метода кодирования: а) последовательный – это метод кодирования, в основе которого лежит иерархический метод классификации,

б) параллельный – это метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации.

2. Регистрационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат натуральные числа. Это наиболее простой метод кодирования, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товаров.

Использование кодирования товаров:

Классификатор – это официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.

Рассмотрим структуру классификаторов на примере Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и т.д.

ОКП представляет собой систематизированный свод 12-разрядных (т.е. 12-значных) кодов и наименований группировок (подмножеств) продукции, построенных по иерархической системе классификации.

ОКП состоит из 3-х частей:

1) классификационная часть (К-ОКП) – состоит из 6 разрядов (цифр),

2) ассортиментная часть (А-ОКП) – состоит из 4 разрядов (цифр),

3) контрольное число (КЧ) – состоит из 2 разрядов (цифр).

Классификационная часть ОКП содержит 6-значный цифровой код и представляет собой перечень построенных по иерархическому методу классификационных группировок (подмножеств): классов, подклассов, групп, подгрупп, видов.

Ассортиментная часть ОКП содержит закодированный ассортимент продукции определенных типов, марок, параметров, вариантов исполнения, лекарственных форм, комплектации и т.д.В некоторых случаях она соответствует таким классификационным группировкам (подмножествам) как подвид и разновидность.

Контрольное число предназначено для обнаружения ошибок при записи кодов на первичные документы, технические носители информации, при передаче их по техническим каналам связи и вводе в ЭВМ.

Структура кода ОКП приведена в следующем примере:

9 3 1 5 2 2 1 2 6 6 1 0

93 – класс (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения),

1 – подкласс (препараты химико-фармацевтические с общей структурой и полупродукты для производства медикаментов),

5 – группа (препараты сульфаниламиды),

2 – подгруппа (гетероциклические производные сульфаниламида),

2 – вид (норсульфазол).

На этом классификационная часть ОКП закончилась. Следующие 4 разряда – это ассортиментная часть ОКП:

12 – порядковый номер в группе при регистрации (в данном случае соответствует лекарственной форме с дозировкой и формой выпуска: Таб. 0,25 № 10 в контурной упаковке),

66 – фармакотерапевтическая группа для ЛС (в данном случае: сульфаниламидные препараты) или ассортиментная.

Следующие 2 разряда – это контрольное число:

10 – контрольное число.

Расчет контрольного числа производится по специальному алгоритму:

1) пронумеровать по порядку каждый разряд (цифру) классификационной и ассортиментной частей кода (1,2,3…10),

2) умножить каждый разряд кода на соответствующую по порядку цифру,

3) сложить полученные числа,

4) полученную сумму разделить на число11 ,

5) выделить целое числобез округления , а сотые и десятые части отбросить,

6) от суммы (из действия 3) вычесть результат умножения числа 11 на целое число из действия 5.