Иной взгляд на. Иной взгляд на Или иных взглядов

130

Отв:2 ,

Верны ли следующие суждения о научном познании?

Отв:3 ,

Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

Отв:1

Какая из перечисленных наук занимается изучением общества?

Отв:1 ,

134.

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми , связанные с организацией производства?

Отв:4 ,

Какая из перечисленных наук дает ответы на вопрос, что такое добро и зло?

Отв:2 ,

Из перечисленных наук познанием общества как целостной динамичной системы занимается

Отв:2 ,

Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

Отв:2 ,

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

Отв:3 ,

Верны ли следующие суждения о социальном знании?

Отв:3 ,

Верны ли следующие суждения о социальном познании?


Отв:2 ,

141.

Запишите слово, пропущенное в приведенной ниже схеме.

Ответ: _______________ .

Отв:рациональное ,

142

Запишите слово, пропущенное в следующей фразе:

«В рамках ______________________ познания, взаимодействуя с теми или иными предметами, человек получает первичные знания о мире».

Ответ: ______________________________________________.

Отв:чувственноечувственного

Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры , под которыми они указаны.

Ответ: _______________________________________________.

Отв:45 ,

144.

Выберите характеристики чувственного этапа познания и обведите цифры , под которыми они указаны.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: __________________________________.

Отв:135 ,

145.

Запишите слово, которое пропущено в следующей фразе: «Несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание , своеобразный образец, к которому стремится человеческое знание, принято называть _________________________ истиной».

Отв:абсолютнойабсолютная ,

Установите соответствие между формой познания и ее особенностью: к каждой позиции , данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ОСОБЕННОСТИ

А)

миф

1)

знание является побочным продуктом

практической деятельности


Б)

наука

2)

знание существует в форме художественных образов

В)

обыденное знание

3)

знание раскрывается в процессе повествования

Г)

искусство

4)

знание является результатом целенаправленной деятельности

Запишите в таблицу выбранные буквы


А

Б

В

Г

Отв:3412

147.

Установите соответствие между видами познания и их особенностями: к каждой позиции , данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ОСОБЕННОСТИ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ

А)

теоретическое обобщение фактов

1)

житейское

Б)

обогащение повседневного опыта

2)

научное

В)

образность и оригинальность отражения объективной реальности

3)

художественное

Г)

стремление к достоверному, обоснованному знанию

Запишите в таблицу выбранные буквы , а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


А

Б

В

Г

Отв:2132

Тесты по теме «Познание»

1. Познание в отличие от труда
1) предполагает наличие цели
2) требует от субъекта специальной подготовки
3) направлено на получение знания о предмете
4) носит полезный характер

2. Верны ли следующие суждения о познавательной деятельности человека? Человек овладевает

знаниями в

А. ходе практической деятельности.

Б. процессе изучения основ наук.

3. И чувственное, и рационально познание
1) формирует знания и представления о предмете
2) использует логические умозаключения
3) начинается с ощущения
4) дает наглядный образ предмета

4. Рациональное познание, в отличие от чувственного
1) присуще только образованным людям 3) является критерием истины
2) формирует понятие о предмете 4) приводит к полезным результатам

5. В процессе чувственного познания, в отличие от рационального происходит
1) выявление сущности явлений 3) обобщение полученных данных
2) выдвижение гипотез 4) восприятие предмета

6. Формой чувственного познания является
1) ощущение 2) понятие 3) умозаключение 4) гипотеза

7. Укажите форму рационального познания
1) восприятие 2) понятие 3) представление 3) память

8. Представление - это
1) форма чувственного познания 3) критерий истины
2) форма рационального познания 4) способ объяснения мира

9. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих существенных признаках, называется
1) понятием 2) представлением 3) восприятием 4) выводом

10. Укажите формы чувственного познания
1) понятие 2) суждение 3) наблюдение 4) ощущение 5) восприятие

11. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1) описание фактов

2) проведение наблюдений

3) накопление экспериментальных данных

4) выдвижение гипотезы

12. Общим для научного и художественного творчества является

1) стремление к осмыслению действительности

2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности

4) формирование чувства прекрасного

14. Верны ли следующие суждения об относительной истине?

А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны

15. Эмпирический и теоретический уровни знания присущи

1) любому виду познания 3) обыденному познанию

2) научному познанию 4) рациональному познанию

16. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1) носят объективный характер

2) предполагают доказательства

3) могут передаваться из поколения в поколение

4) необходимы человеку для рациональной деятельности

Дифференция" href="/text/category/differentciya/" rel="bookmark">дифференциация 3) мировоззренческая картина мира
2) система ценностей 4) профессиональная деятельность

Человека от животного отличает
1) использование природных объектов
2) стремление понять окружающий мир
3) приспособление к условиям среды
4) инстинкт самосохранения
5) стремление понять окружающий мир

Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) подходящем жилище 3) физической активности
2) самопознании 4) самосохранении

В отличие от животных, человек способен

сознательно воздействовать на среду обитания
проявлять заботу о потомстве
удовлетворять физиологические потребности
демонстрировать подражание

Управленческий учет буксует на любом уровне, где нет передачи полномочий. Иной взгляд на управленческий учет состоит в том, что он представляет собой полную, всеобъемлющую передачу главнейших задач отдела управленческого учета вниз по иерархической системе таким образом, чтобы каждый менеджер нес свою долю ответственности за решение некоторой части указанных задач. Менеджеры должны иметь навыки передачи полномочий и должны следовать такой практике. Одним из главных требований к эффективно поставленным задачам является требование, в соответствии с которым менеджер, ответственный за эти задачи, должен обладать соответствующими правами, позволяющими эти задачи решать.  


Бухгалтеры традиционно придерживались иного взгляда на прибыль, например  

Существует, однако, и иной взгляд на механизм восстановления рыночного равновесия , при котором ведущая роль отводится не избытку спроса или предложения (AQD или AQS), а превышению цены спроса (PD) над ценой предложения (Ps), и наоборот. Такой механизм в свое время был предложен А. Маршаллом. Рассмотрим его (рис. 6.2).  

Победит самый умный трейдер с хорошей интуицией. Я хочу, чтобы Вы вспомнили, конда появилась идея об Ином Взгляде на График. Она пришла, когда мне было тринадцать. У Вас это может произойти сегодня.  

Проводите собственные исследования Снова и снова Изучите, какой именно иной взгляд на график может пригодиться для вашего плана торговли . Я дал идею, на которой основаны мои критерии торговли в некоторых ситуациях. Измените масштаб времени данных. Используйте пятнадцать минут, полчаса, полдня, первый час и другие временные рамки.  

Данная книга представляет иной взгляд на работу пред-  

природу инфляции , что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно  

Руководители энергокомпании должны четко представлять, в чем состоит их бизнес и в чем он должен состоять. Часто ответ на этот вопрос требует совсем иного взгляда на компанию, чем уже имеющийся.  

Метод участие или активное наблюдение предполагает активное вовлечение анализирующего в процесс выполнения работы , в отношении которой он собирает информацию . Главное неудобство этого метода в больших затратах рабочего времени на сбор соответствующей информации. Кроме того, есть опасность, что часть информации останется невыявленной и у наблюдателя будет иной взгляд на работу, так как наблюдатель менее опытен в выполнении работы , особенно если активное наблюдение проводится на коротком отрезке времени.  

Эти два стиля отражают два фундаментально различных управленческих взгляда на природу человека, роль труда в его жизни и наиболее эффективные способы руководства. Тот или иной взгляд на человека-работника переносится на идеи управления персоналом.  

Прежде чем осуществить расширенное воспроизводство, необходимо возместить себестоимость, т. е. обеспечить воспроизводство в прежнем масштабе. Существует и иной взгляд на себестоимость как на категорию расширенного воспроизводства. Аргументы в защиту данной позиции связываются с реновацией основного капитала за счет амортизации на новой технической основе. Научно-технический прогресс сообщает той же капитальной стоимости способность к расширению путем освоения передовых технологий и наукоемких средств производства.  

Интересный вопрос станут ли эти войны покупателей менее вероятными, если среди президентов фирм появится больше женщин. Они могли бы внести иной взгляд на то, что означает выигрыш или проигрыш при слиянии.  

Содержание естественноисторического процесса развития человечества также двойственно. Единство этого процесса означает, что ему обязательно свойственна известная общая направленность, вне которой нельзя было бы и говорить о таком объекте, как общество. Вместе с тем, поскольку речь идет об историческом процессе, в ием обязательно существуют какие-то различные ступени. Нельзя игнорировать ни ту ни другую сторону, следует всегда иметь IB виду их неразрывное единство. Так, абсолютизация в нашей науке формационного подхода практически как бы рассекала человеческую историю на ряд отдельных ступеней (формаций), (разрывая во многом их внутреннюю связь, историческую преемственность, исключая возможность иного взгляда на историю.  

Схема управления, описанная в 1.1, конечно, не единственно возможная. Типология схем управления, иллюстрирующая постепенный переход от простейших регуляторов к схемам, основанным на логико-лингвистических моделях , имеется в первой главе книги . Несколько иной взгляд на схему управления и ее функции, может быть небесполезный для читателей, содержится в . Появление объектов управления качественно нового типа было замечено многими специалистами. Среди тех, кто уделил этому вопросу немало внимания, отмечу лишь работы . В них можно найти и другие особенности , присущие новым объектам, а также иные, чем на страницах этой книги, соображения о методах управления ими.  

Однако в последние 20 лет начал формироваться новый, принципиально иной взгляд на безработицу. В рамках этого нового подхода считается, что безработные, ищущие работу, обычно не имеют ее лишь на протяжении короткого отрезка времени. Многие из них ищут первую в своей жизни или лучшую по сравнению с предыдущей работу, тратя на поиски определенное время, чтобы не ошибиться с выбором. Исходя из этого безработица в основном отражает изменения, происходящие в динамичной экономике , а не растрату ресурсов, и, как правило, не является серьезной проблемой. Реальные лишения испытывают лишь некоторые, но далеко не большинство безработных.  

Приведенные обобщения представляют собой итоги многих научных исследований в области управленческого поведения и труда. Однако один из самых популярных источников на эту тему предлагает совсем иной взгляд на то, чем занимаются менеджеры (Минцберг ).  

На рис. 2.2. представлен иной взгляд на процесс разработки требований . Диаграмма демонстрирует, что один и тот же процесс - процесс разработки требований -применяется на каждом уровне, хотя ранее были описаны различия в работе на разных уровнях процесса разработки системы . Такой странный, на первый взгляд, подход описания процесса разработки всего лишь говорит о том факте, что существует много общего в работе, выполняемой на разных уровнях.  

Взгляд на японское управление как на одно из проявлений восточной экзотики позволял исследователям японского менеджмента не обращаться к выявлению природы того или иного необычного элемента или приема этого управления, а, ссылаясь на экзотическую специфичность японского управления, ограничиваться более или менее тщательным описанием его необычных элементов. Японский менеджмент привлекал к себе на Западе определенное внимание и вызывал определенный интерес, но ято внимание не имело прагматической направленности. И это вполне объяснимо, потому что как можно проявлять интерес, во-первых, к тому, что по своей является исключительно специфичным, и, во-вторых, к тому, что вот-вот должно стать предметом истории.  

В этих целях полезно использовать и переводную литературу, которой сегодня уже достаточно. Но рецензируемая книга имеет одну важную особенность. Если обычно в изданных ранее книгах внимание концентрируется на каких-либо важных, но конкретных вопросах, будь то управление качеством , групповое принятие решений , управление персоналом и т. д., то в этой книге предпринята попытка раскрыть систему управления в рамках отдельной компании (корпорации, фирмы). Такой подход не раскрывает в деталях тонкости управления во всех подсистемах системы управления , но зато дает представление о системе управления в целом, о взаимодействиях подсистем, о целостном взгляде на организацию и управление фирмой. В связи с этим книга - не сборник частных рецептов, авторы концентрируют внимание читателя на принципах, подходах, признаках, которые отличают японские методы управления . Это предполагает вдумчивое чтение книги и размышление над ней. О чем думают японские теоретики управления Что читают японские руководители Тем более что главные теоретические обобщения даются на основе конкретных исследований. Что же касается деталей, более подробного описания тех или иных методов, то будем отсылать читателя по мере анализа текста к имеющейся литературе.  

При этом знания давно установленных закономерностей того или иного процесса часто бывает недостаточно для того, чтобы разработать рациональный режим управления этим процессом. Решение задач управления требует нового подхода, нового взгляда на процесс. В этом случае наряду с изучением его закономерностей необходимо акцентировать внимание на связи системы человек-машина . Как реагирует машина на то или иное управляющее воздействие оператора Как изменятся качественные показатели процесса при смене режимов взаимодействия органов управления  

Ответ на вопрос о том, плох или хорош тот или иной стандарт, на наш взгляд, заключается не в проведении анализа на соответствие конкретному МСФО, а в умении авторов ПБУ учесть при его разработке одновременно как текст самих МСФО с учетом тенденций их изменения и на международном уровне, нормы действующего в России гражданского законодательства , национальные и исторические традиции, особенности переходного периода . То есть речь идет о решении сложной оптимизационной задачи.  

Что имеется в виду под экспериментом В первую очередь, то, что текст выражает личный взгляд автора на бухгалтерский учет . Хотя всем понятно любое мнение, будь оно трижды одобрено всеми инстанциями, все равно является личным. Беда в том, что некоторые из этих частных мнений возводятся, иногда незаслуженно, в ранг истин. Эти не соответствующие своему высокому званию истины не выносят иного взгляда на суть предмета и, допуская второстепенные разногласия, не позволяют усомниться в принципиальных вещах. Но нельзя запретить человеку думать - это противоречит определению вида как Homo sapiens. Никакие научные авторитеты не в силах запретить иметь собственное мнение. Чтобы действительно выработать свое мнение, а не заимствовать в спешке чужое, требуется серьезная аналитическая работа - необходимо ознакомиться как можно с большим числом самых разнообразных, зачастую диаметрально противоположных, позиций и высказываний. Настоящий учебник и выражает одну из таких позиций, не более и не менее субъективную, чем все остальные, и вполне искреннюю - нравится это кому-то или нет. Что поделаешь, научные взгляды диктуются не распоряжениями государственных органов и даже не волей автора, а свободным полетом научной фантазии, не зависящей ни от первых, ни от последнего.  

Теперь познакомимся с несколько иным взглядом на то, как работает японская система управления , взяв теорию Семи S Паскаля P. (Pas kale R.) и Атоса A. (Athos А.)1. Авторы рассматривают в качестве примера японского управления в действии компанию Мацусита и затем формулируют свою теорию Семи S (рис. 11.13). Ниже дается перечень Семи S японской системы управления  

Вполне возможно, что человек, обладающий низкой потребностью во взаимоотношениях, может испытывать стресс, будучи вынужденным работать в тесной близости с коллегами. Но гораздо более вероятно, что он будет стремиться избегать принудительных тесных взаимоотношений, стараясь как можно реже контактировать с коллегами и всеми способами дистанцируясь от них, если не физически, то духовно. Существует множество людей, отвергающих идею о том, что взаимоотношения между коллегами по работе должны выходить за профессиональные рамки, причем до такой степени, что их жизнь вне работы даже не подлежит обсуждению. Интересно отметить, что подобное мнение выражают и некоторые из тех, у кого низка потребность в факторе 5. Это можно объяснить тем, что они либо уже удовлетворяют свою потребность во взаимоотношениях, либо предпочитают жизнь отшельника. Похоже, разница в том, что первые допускают существование иных взглядов на этот вопрос, а вторые самим своим поведением снижают межличностные взаимоотношения.  

Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции , что вполне естественно, ибо инфляция представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Как считают некоторые экономисты, под инфляцией следует понимать повышение общего уровня цен в экономике. Полемизируя с этой точкой зрения , П. Хейне писал, что не следует забывать изменяются цены не только товаров, но и измерителей их ценности, т. е. денег. Инфляция - это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся. Он обращает внимание на то, что в условиях натурального обмена (при отсутствии денег) мы никоим образом не столкнулись бы с инфляцией, одновременное повышение всех цен было бы логически невозможно1.  

В то время как laritas делит нацию на 40 районов, SRI делит ее на девять психографических групп. Этот совершенно иной взгляд на нацию не менее полезен, чем Prizm, если речь идет о концентрации продуктов и услуг в определенных группах потребителей.  

ГРУППОВОЕ ЕДИНОМЫСЛИЕ - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Члены. группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому несогласия следует избегать. Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как согласие и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности - держаться общей линии в обсуждении, даже если он или она имеет иную информацию или убеждение. Эта тенденция самоукрепляется. Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную, противоположную информацию или точку зрения , каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Поскольку никто не высказывается, никто не знает, что другие члены могут тоже быть скептически настроены или озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективжхлъю, так кзк вся необходимая информация и альтернативные решенлн не обсуждаются а не оцениваются. Кс-гда налицо групповое единомыслие, возрастает вероятность посредственного решения, которое никого не заденет.  

Нсть и еще один ракурс, под которым можно рассматривать содержание и цели . Математические модели той или иной научной дисциплины и методы их анализа - это одно из важнейших средств развития самой научной дисциплины, один из важнейших о содержании изучаемых процессов. В физике эта точка зрения уже давно принята, и теоретическая физика, т. е. теория математических моделей физики, определяет не только основной прогресс физики как теоретической дисциплины, но и направление экспериментальных исследований . Этот, не столько прагматический или математический, сколько физический взгляд на содержание экономико-математических исследований не только вполне обоснован, но и необходим. Без него вряд ли можно представить себе стройную систему знаний, логически связанную систему моделей и перспектив-  

Прежде чем представлять сторонников пропорционального и прогрессивного обложения , следует вспомнить, что налоги не только финансовое явление, но и политическое, поэтому во взглядах на них всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональные налоги гораздо легче переносятся состоятельными классами, так как они ослабляют налоговый нажим по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивные же налоги задевают имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступали против этого способа обложения, а финансисты, которые защищали их интересы, находили доводы против прогрессивного обложе-   Незавершенное производство и Готовая продукция [Нидлз, с. 427], т.е. на производстве только дифференцируется счет Товары , в то время как автор этой книги полагает, что в торговле только интегрируют названные три счета в один. Нидлз прав исторически, ибо рассматриваемая процедура пришла в промышленность из торговли, автор этой книги прав логически, ибо в этом случае удобнее истолковывать учет в торговле как частный случай учета в промышленности.  

Третий подход был ответом на предыдущий и связан с именем крупнейшего русского ученого С.Ф.Иванова (1872 г.). Его последователями были Н. В. Богородский (1936 г.), А. А. Додонов (1973г.), А. Ш. Маргулис (1975 г.). Наиболее последовательно и четко этот взгляд выразил С. А. Стуков Может существовать лишь единый метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции . ..

Признайте, что вы способны выбирать свои взгляды на жизнь. Начав менять свои представления и убеждения, признайте, что вы и только вы выбираете убеждения и то, как они развиваются в ваших представлениях. Подобное осознание поможет вам занять более активную позицию в процессе работы с собственными убеждениями.

Займитесь самообразованием. Часть процесса переосмысления своих убеждений заключается в самообразовании: глубоком поиске и размышлении над широким выбором источников информации и мнений. Не имея знаний, невозможно расти и развиваться, а широкий кругозор поможет вам максимально эффективно пересмотреть свои убеждения и взгляды на мир.

  • Для самообразования можно использовать большое количество ресурсов. Дополнительное обучение, чтение, путешествия и даже просто общение с другими людьми обеспечит вам приток новой информации, которая поможет вам скорректировать свои представления о мире.
  • Запишитесь на занятия или регулярно участвуйте в образовательных мероприятиях. Продолжайте заниматься самообразованием на протяжении всей своей жизни: посещайте занятия, лекции или дополнительные профессиональные мероприятия. Развитие интеллектуальных навыков откроет вам путь к самым разным точкам зрения и поможет изменить собственные представления.

    • Можно посещать курсы, лекции, семинары или любые другие образовательные программы, лично или через Интернет. Многие университеты на сегодняшний день предоставляют дистанционные курсы обучения для всех желающих.
    • Особенную ценность в формировании новых взглядов играет обучение и развитие, основанное на практическом опыте.
  • Читайте большое количество литературы и источников информации. Чтение различных публикаций позволит вам знакомиться с самыми разными точками зрения. А это, в свою очередь, позволит вам сформировать свои собственные убеждения.

    • Обязательно изучите большое количество разных источников: газеты, журналы, вебсайты и книги.
    • Убедитесь, что в вашем арсенале присутствуют источники, содержащие разные точки зрения. Например, если вы читаете публикацию либерального политика или новости, обязательно ознакомьтесь с точкой зрения консервативного политика, чтобы увидеть обе точки зрения по тому или иному вопросу.
  • Как можно больше путешествуйте. Воспользуйтесь возможностью, путешествуя, повидать в этом мире как можно больше. Вы сможете познавать этот мир, даже если это всего лишь путешествие в соседний город. И тогда вы увидите, что у этого мира множество лиц и много разных точек зрения, которые, в свою очередь, могут помочь вам изменить и ваши представления.

    • Лучший способ познакомиться с другим взглядом на жизнь – это отправиться в другую страну. В то же время путешествие по своей стране тоже может стать отличным опытом. Например, если вы живете в западной части России, вас может удивить, как живут и мыслят люди в Сибири или на Дальнем Востоке, а это может помочь вам пересмотреть свои взгляды на жизнь в целом.
  • Интересуйтесь политикой. Политика, по своей сути, это как раз то место, где люди выражают самые разные точки зрения. Интерес к политике или политическим процессам откроет перед вами все многообразие взглядов и убеждений и поможет вам изменить и собственные представления.

    • Попробуйте и сами поучаствовать в политике на стороне разных партий – тогда вы откроете для себя множество самых разных точек зрения.
  • Работайте в качестве волонтера или просто помогайте другим. Простые акты доброты и помощи нуждающимся творят чудеса во внутреннем мире человека. Вы не только расширите горизонты своих представлений о мире, но и сможете отвлечься от собственных проблем, а также получить массу положительных эмоций.

    2. Создание художественного образа обязательно присутствует в деятельности:

    1. кинорежиссера
    2. политика
    3. ученого
    4. преподавателя

    3. Результатом чувственного познания в отличии от рационального является:

    1. обобщенное суждение о предмете
    2. конкретный образ предмета
    3. объяснение причин изменения предмета
    4. понятие о предмете

    4. И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они:

    1. носят объективный характер
    2. предполагают доказательства
    3. могут передаваться из поколения в поколение
    4. необходимы человеку для рациональной деятельности

    5. И человеку и животному свойственна:

    1. трудовая активность
    2. забота о потомстве
    3. познавательная деятельность
    4. самореализация

    6. Общее в деятельности изобретателей и писателей то, что она является:

    1. предметной
    2. практической
    3. материальной
    4. творческой

    7. Восприятие – это:

    1. форма рационального познания
    2. психическое свойство, присущее только человеку
    3. форма чувственного познания
    4. способ объяснения мира

    8. Научные знания отличаются от религиозных тем, что они:

    1. могут быть предметом изучения в школе
    2. предполагают проверку истинности каких-либо сведений
    3. опираются на авторитетные мнения
    4. передаются из поколения в поколение

    9. Связь всех сфер жизни общества:

    1. обеспечивается идеологической работой
    2. вытекает из целостности общества как системы
    3. устанавливается законодательным путем
    4. достигается политической борьбой

    10. Традиционное общество характеризуется:

    1. быстрым развитием промышленности
    2. преобладанием доли сельского хозяйства в экономике
    3. принципом разделения властей
    4. разрушением сословной структуры

    11. Важным отличием человека от животных является:

    1. мышление
    2. инстинкты
    3. рефлексы
    4. потребности

    12. Единичный представитель человеческого рода называется:

    1. индивидом
    2. индивидуальностью
    3. личность
    4. творцом

    13. Деятельность человека отличается от поведения животных тем, что она всегда:

    1. неразрывно связана с окружающей средой
    2. является жестко запрограммированной
    3. основывается на осознанном выборе
    4. связана с проявлением эмоций

    14. Какой из перечисленных примеров относится к житейским знаниям:

    1. закон «падающего бутерброда»
    2. закон стоимости
    3. закон фотоэффекта
    4. закон спроса

    15. Преобразования существенных сторон общественной жизни, осуществляемые властью, называются:

    1. эволюцией
    2. развитием
    3. прогрессом
    4. реформами

    16. Примером взаимодействия общества и природы является:

    1. глобальное потепление климата в современных условиях
    2. изменение демографической структуры населения в связи с миграцией
    3. развитие сферы производства услуг
    4. рост городов в результате отделения ремесла от сельского хозяйства

    17. К какому понятию относится данное определение «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»:


    1. культура
    2. цивилизация
    3. общество
    4. формация

    18. Формой чувственного познания являются

    1. представления
    2. понятия
    3. умозаключения
    4. гипотезу

    19. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва – это»:

    1. интуитивная догадка
    2. экспериментально подтвержденный факт
    3. художественный образ
    4. научная гипотеза

    20. Только в составе научного знания выходят:

    1. установленные факты
    2. экспериментально обоснованные выводы
    3. логические умозаключения

    результаты наблюдений

    21. Ученые-вулканологи, обследовав склон вулкана, предупредили местных жителей об опасности извержения. Какая функция науки проиллюстрирована этим примером?

    1) познавательно- объяснительная

    2) социальная

    3) культурная

    4) мировоззренческая

    22. Верны ли следующие суждения о научном познании? Теоретические научные знания

    А. Фиксируются в виде законов.

    Б. Помогают объяснить и предсказать явления.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

    23. Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа

    2) фиксация существенных свойств предмета

    3) сохранение в памяти обобщенного образа предмета

    4) утверждение или отрицание чего-либо о предмете

    5) отражение в сознании человека отдельных свойств предмета

    24. «Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером.

    1) художественного образа

    2) Мифологического познания

    3) религиозные нормы

    4) научного знания

    25. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания.

    Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.

    Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.

    26.Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это

    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    27. Примером какого вида знания является утверждение: «Задатки – природная основа способностей»?

    1) паранаучного

    2) мифологического

    3) научного

    4) обыденного

    28. Человек, который болел гриппом и временно не работает, относится к категории

    1) не включает в общую численность рабочей силы

    2) занятых

    3) структурных безработных

    4) циклических безработных

    29. Какое слово пропущено в схеме?

    Формы чувственного познания

    Ощущение...….. представление

    30. Верны ли следующие суждения о научном познании?

    А. Любая совокупность тех или иных взглядов – теория.

    Б. Теория всегда предполагает логически построенную систему взаимосвязанных утверждений.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    31. Установите соответствие между формами и видами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

    Формы познания

    А) понятие

    Б) умозаключение

    В) восприятие

    Г) ощущение

    Виды познания

    1) чувственное познание

    2) рациональное познание

    32. прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    Характеристика общества как … (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются …(2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую …(3) общества. …(4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов…(5), а также управление совместной … (6) людей.

    Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание, что в списке слов больше, чем пропусков.

    А) целостность

    Б) система

    В) общество

    Г) социальные блага

    Е) производство

    Ж) культура

    З) социальные институты