Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Значение деепричастия, его морфологические признаки и синтаксическая функция

Деепричастие - особая глагольная форма, которая обозначает действие, добавочное по отношению к сказуемому, отвечает на вопросы что делая? что сделав? и совмещает в себе признаки глагола и наречия. В предложении деепричастия являются обстоятельствами: Визжа, ползёт тяжёлая лебедка... (Г. Иванов).

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Признаки глагола

Признаки наречия

Вид (совершенный и несовершенный): решая - решив, играя - сыграв.

Неизменяемость (как и наречие, деепричастие не изменяется и связывается с другими словами способом примыкания).

Переходность/непереходность: читая (что?) книгу - занимаясь.

Синтаксическая функция (как и наречие, деепричастие в предложении является обстоятельством).

Возвратность/невозвратность: одевая - одеваясь.

Возможность определяться наречием: правильно понимать - правильно понимая, поняв.

Деепричастие не имеет категории времени, однако оно выражает относительное время: одновременность с действием, названным глаголом-сказуемым, или предшествование ему

Разряды деепричастий по значению, образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, происходящее одновременно с основным действием, названным сказуемым: Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин)

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффикса -а (я): плачут - плача, глядят - глядя, танцу j ут - танцуя (танцу j а]).

Глаголы с суффиксом -ва-, который выпадает в настоящем времени, в деепричастии сохраняют этот суффикс: призна j ут - признава-тъ - признавая (признава[ j - a ]).

Некоторые глаголы несовершенного вида не образуют деепричастий : глаголы на -чь (беречь, печь, стричь); глаголы с суффиксом -ну- (киснуть, стынуть), некоторые односложные глаголы (шить, петь, ждать, лгать и др.).

Деепричастия от глаголов быть и красться имеют суффикс -учи-: будучи, крадучись.

Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, предшествующее основному действию, названному сказуемым: ...И, усевшись под сосной, кашу ест... (А. Твардовский).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (с помощью этого суффикса деепричастия образуются от возвратных глаголов), -ши: сказать - сказав, умыться - умывшись, влезть - влезши.

Деепричастия совершенного вида могут быть образованы и от основы простого будущего времени с помощью суффикса -а (-я): прочтут - прочтя, найдут - найдя. Особенно распространены деепричастия совершенного вида на -а (я) в устойчивых сочетаниях: положа руку на сердце; сложа руки; спустя рукава, сломя голову, скрепя сердце и др.

Особенности употребления деепричастий

Деепричастие с зависящими от него словами образует деепричастный оборот .

Деепричастие и деепричастный оборот , обозначая добавочное (сопутствующее) действие, примыкают к глаголу-сказуемому, который называет основное действие в предложении. Но это добавочное действие должно обязательно выполняться тем предметом (лицом), который назван подлежащим данного предложения: Мальчишки разогнали псов, взяв барышню под свой покров (А. Пушкин).

Распространённой ошибкой является употребление деепричастий и деепричастных оборотов, добавочное действие которых совершается лицом или предметом, не являющимся подлежащим при сказуемом в данном предложении: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа (А. Чехов).

Деепричастия и деепричастные обороты могут употребляться и в безличных предложениях, но только в таких, где есть действующее лицо, обозначенное дательным падежом: Готовясь к экзамену, мне пришлось часто ходить в библиотеку.

Действующее лицо может быть и не названо в предложении, но на него указывает значение деепричастия и сказуемого в этом безличном предложении.

Деепричастия и наречия

Деепричастия могут утрачивать значение и грамматические признаки глагола и переходить в наречия . В таком случае деепричастия перестают быть обозначениями добавочного действия, в них усиливается качественное значение (значение признака действия). Например: Он сидел наклонившись; Она шла не торопясь; Дмитрий слушал его нахмурясь (М. Горький).

Некоторые деепричастия уже полностью перешли в наречия , утратив значение добавочного действия: слушал молча; пишет с идя, стоя;читает лёжа; говорит захлебываясь (= непонятно, быстро); ответил не думая (= быстро); рассказывал не спеша (= медленно); стоял вытянувшись (= прямо); отвечал нехотя (= вяло); живёт играючи (- легко, беззаботно); говорит не смолкая (= безостановочно); сказал любя (= доброжелательно).

Морфологический разбор деепричастия включает выделение двух постоянных признаков (вид, неизменяемость). Непостоянных признаков деепричастие не имеет, так как является неизменяемой формой. Глагольные признаки (переходность - непереходность, возвратность - невозвратность) могут быть включены в морфологический разбор деепричастия .

Схема морфологического разбора деепричастия .

I . Часть речи (особая форма глагола).

II . Морфологические признаки.

1.Начальная форма (неопределённая форма глагола).

2. Постоянные признаки:

2) неизменяемая форма.

III . Синтаксическая функция.
По степи вдоль и поперёк, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле... (А. Чехов)

Образец морфологического разбора деепричастия.

I. Спотыкаясь - деепричастие, особая форма глагола, так как обозначает добавочное действие.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма - спотыкаться.

2.Постоянные признаки:

1) несовершенный вид;

2) неизменяемая форма.

III . Синтаксическая функция. В предложении является обстоятельством образа действия: побежала (каким образом?) спотыкаясь.

Урок по русскому языку

Морфологические признаки деепричастия.

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цели: познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия; учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Учащиеся читают предложения, отмечая, что основное и добавочное действия относятся к одному и тому же слову.

2. Повторение.

– Найдите среди данных слов деепричастия:

Сидели, стоящий, сидевший, сидя;

Радовались, радуясь, радующиеся, порадовавшись;

Бросился, бросившись, бросившийся, броситься, бросая.

3. Запись на доске (замените подчеркнутые глаголы деепричастиями).

И случилось так: с Павлом поравнялся рыжеусый конвоир; Корчагин неожиданно бросился к нему и схватил винтовку, резким движением пригнул ее к земле.

Штык с лязгом скребнул о камень.

Петлюровец не ожидал нападения, на миг оторопел, но сейчас же рванул винтовку изо всех сил. Навалился всем телом, Павел удержал ее. Бабахнул выстрел. Пуля ударилась о камень и взвизгнула , отскочила рикошетом в канаву.

(По Н. Островскому.)

– Заменив глаголы деепричастиями, мы получили отрывок из романа Николая Островского «Как закалялась сталь». Надеюсь, вы еще раз убедились, что с помощью деепричастий гораздо живописнее дорисовывается движение лица (предмета).

III. Объяснение нового материала.

1. Орфографическая диктовка.

ПОГОНЯ

Отставая от рыси на пять-шесть прыжков, неслась стая. Вожак, высокий и широкогрудый, бежал впереди. То подкидывая задние ноги к самой груди, то разжимаясь, как пружина, и распластываясь в полете над сугробом, он мчался, распустив свой крупный и длинный хвост по ветру. Серая со светло-рыжим отливом шкура его топорщилась на загривке, стремительно перекатываясь по его узловатым и мощным мускулам.

(В. Потиевский.)

2. Беседа по вопросам.

– Найдите в тексте деепричастия.

– Укажите глаголы, обозначающие основное действие.

– Выпишите словосочетания с деепричастиями.

– Изменяются ли деепричастия по родам, числам, падежам? Спрягаются ли они?

– Какая еще самостоятельная часть речи не изменяется? (Наречие.)

– От каких глаголов образованы данные деепричастия?

– От глаголов какого вида?

– Какие признаки деепричастий постоянные? А какие – непостоянные?

3. Чтение материала § 26 (с. 77).

Признаки глагола и наречные признаки деепричастия.

– Что общего имеют и чем различаются деепричастия и глаголы?

– А деепричастия и наречия?

– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?

IV. Закрепление.

1. Выборочный диктант.

Из предлагаемого текста выпишите деепричастия, определите их морфологические признаки, выделите формообразующие суффиксы.

…Пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце. Бабушка, около меня, чесала волосы и морщилась, что-то

Говорила она, как-то особенно слова, и они мягко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым.

…До нее я как будто спал, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, крепкой силой для трудной жизни.

(М. Горький, «Детство».)

2. Выполните синтаксический разбор второй части последнего предложения текста.

Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Указать на неизученную пунктограмму.

3. Запишите текст, подчеркните деепричастия.

Текст проецируется на экран.

Лето прощалось с землей, медлило перед разлукой, топчась на месте, ласково и внимательно озираясь вокруг. Днем было жарко, но к вечеру резко посвежело, и крупные звезды снижались к самой крыше, сверкая острым льдистым блеском. Казалось, от их дыхания холодеет воздух, зябко ежатся деревья, и травы по утрам сгибаются под матовыми дробинами грузной росы, и резные листья берез грустно шелестят, охваченные по краям вкрадчивой тишиной.

(Ф. Нестеров.)

– Найдите в тексте приемы олицетворения.

– Определите и графически покажите, к каким глаголам присоединяются деепричастия.

– Одновременно ли происходит действие глагола и деепричастия, или они идут друг за другом?

– Объясните постановку знаков препинания в последнем предложении.

– Разберите слово охваченные по составу, а затем – как часть речи.

– Обозначьте вид деепричастий, выделите основы и формообразующие суффиксы.

V. Подведение итогов урока.

– Назовите признаки глагола и наречия у деепричастия.

– Изменяются ли деепричастия?

– Назовите формообразующие суффиксы деепричастий, которые вам стали известны на уроке.

Домашнее задание: § 26 (полностью), с. 77, составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков.


1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

2. Образование деепричастий.

3. Значения времени у деепричастий. Категории вида и залога.

4. Адвербиализация деепричастий.

§ 1. Вопрос о месте деепричастия в морфологической системе русского языка. Признаки глагола и наречия у деепричастия.

Морфологический статус деепричастия окончательно не определен. Традиционным является взгляд, согласно которому деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия:В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, свое утратил назначенье, на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье. (Лерм.). Эта точка зрения представлена в большинстве вузовских учебных пособий.

В соответствии с другой точкой зрения деепричастие рассматривается как самостоятельная часть речи, обладающая признаками глагола и наречия.

Рассмотрим признаки глагола и наречия у деепричастий.

2. Словообразовательные

3. Морфологические

4. Синтаксические

§ 2. Образование деепричастий.

Деепричастия НСВ образуются от основы настоящего времени при помощи суффикса –а- (-я-): читая – читайут, следя – следят, слыша – слышат. Если основа заканчивается на твердый согласный, то при образовании деепричастий он смягчается:берут – беря, несут – неся, метут – метя. Если глагол имеет суффикс–ва- , то деепричсастие образуется от основы на–вай-, тогда как в настоящем времени основа оканчивается на–й-: создайут – создавая. Глаголбыть образует деепричастие с суффиксом –учи-: будучи . Суффикс–учи- встречается также в устаревших или просторечных формах деепричастий:едучи, играючи, жалеючи, крадучись.

От многих глаголов НСВ деепричастия не образуются или являются малоупотребительными. К таковым относятся:

1) глаголы с односложной основой на –а и на–и в инфинитиве и с основой, состоящей только из согласных, в настоящем времени:пи ть –пьй ут,вр ать –вр ут,жда ть –жд ут,ши ть –шьй ут;

2) глаголы с основой настоящего на шипящий или губной + л: вяж ут,лиж ут,сыпл ют,щипл ют и др.;

3) глаголы на –ну ть:блекну ть,сохну ть,гасну ть и др.;

4) глаголы с основой настоящего времени на заднеязычный: берег ут,жг ут и др.;

5) глаголы: жаждать, стонать, лезть, гнить, ехать, хотеть, петь, колоть и др.

Деепричастия СВ образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в-/ -вши- / -ши-. Выбор суффикса зависит от конечного гласного основы: суффикс–в-/ -вши- присоединяется к основам на гласный (–в- к основам без –ся, -вши- к основамс-ся): нарисовать – нарисовав, улыбнуться – улыбнувшись; морф–ши присоединяется к основам на согласный:вырасти – выросши , а также к основам прошедшего времени, отличающимся от основ инфинитива:замерз – замерзши, заперся – запершись . Некоторые глаголы образуют вариантные формы деепричастий (от основы инфинитива и от основы прошедшего времени), одна из которых является просторечной:озябнуть – озяб – озябнув и озябши, замерзнуть – замерз – замерзнув изамерзши, умереть – умер – умерев иумерши.

Ряд глаголов образуют деепричастия СВ от основы настоящего-будущего времени при помощи суффикса –а (-я): увидят – увидя, наклонят – наклоняя, возвратятся – возвратясь. Обычно это глаголы 2-ого спряжения, а также глаголы 1-ого спряжения с основой настоящего времени на согласный:привезут – привезя ; глаголидти с различными приставками:придя, зайдя, выйдя . Как правило, эти формы имеют вариантные образования, созданные по общему правилу – при помощи суффиксов–в- / -вши (сь)/ -ши: увидев, наклонив, возвратившись и др.

Двувидовые глаголы образуют по два деепричастия с суффиксом –а- для выражения значения НСВ и–в- для выражения значения СВ: атаковать –атакуя иатаковав , исследовать –исследуя иисследовав , организовать –организуя иорганизовав .

Признаки глагола и наречия у деепричастия


  1. Признаки наречия:

    Признаки глагола:





  2. Деепричастие -- это глагольная форма, которая по отношению к сказуемому обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав?
    Деепричастие совмещает в себе признаки глагола и наречия.
    Признаки наречия:
    1. Неизменяемость (сочетается со словами способом примыкания: делая уроки, спев песню);
    2. В предложении является обстоятельством, отвечая на вопросы как? каким образом?
    Признаки глагола:
    1. Деепричастия имеют совершенный и несовершенный вид: что сделав? - прочитав книгу (сов. вид), что делая? - читая книгу (несов. вид);
    2. Бывают переходными и непереходными.
    Переходные: читая (что? винит. падеж) книгу, отрезав (чего? родит. п., действие направлено на часть чего-либо) сыра, не сделав (чего? род. п. с отрицанием) задания.
    Имеющие при себе существительные в других падежах с предлогами -- непереходные: успевая к поезду, встретившись с друзьями, думая о Родине.
    3. Бывают возвратными и невозвратными.
    Возвратные: задумавшись, смеясь, умывшись, проснувшись, радуясь.
    Невозвратные: думая, увидев, принимая, не спев.
    4. Распространяются, как глаголы: думать о задании - думая о задании; встретиться с другом - встретившись с другом.
    Частица не с деепричастиями, как и с глаголами, пишется раздельно: пробежал не замечая, сделал не забыв.

Учитель русского языка и литературы БОУСОШ №38 ст. Нововеличковской Динского района Краснодарского края Магомедгаджиева Хадижат Тавакаловна

Урок русского языка

Класс 7

Тема урока: Деепричастие. Признаки глагола и наречия у деепричастия

Цел и:

Учебные -

- дать понятие о деепричастии; познакомить с грамматическим значением деепричастия;

Познакомить ребят с глагольными и наречными признаками деепричастия;

Учить находить деепричастия в тексте, определять постоянные и непостоянные признаки деепричастий.

Развивающие-

Формировать орфографические умения и навыки;

Продолжать развивать устную и письменную речь.

Воспитательные-

Воспитывать любовь к родному слову, к русской литературе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Запись даты и классной работы

3. Определение и формулирование темы урока.

Ребята, о какой части речи мы говорили на предыдущих уроках? (Причастие) В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи.

Какая? (Деепричастие )

Какие цели мы поставим сегодня перед собой? (познакомиться с темой «Деепричастие», с его грамматическим значением, с глагольными и наречными признаками )

Что вы можете сказать о деепричастии? (Артем)

(Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.)

4. Объяснение нового материала

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях) (Запись на доске учащиеся переписывают в тетради)

Маки осыпа лись и роняли на землю лепестки.

Маки осыпа лись, роняя на землю лепестки.

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях?

(В первом предложении – однородными сказуемыми – осыпались и роняли. Во втором – сказуемым осыпались и добавочным действием роняя. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним.)

Какой делает картину предложение с добавочным действием(более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.)

Какое слово указывает на добавочное действие,выраженное новой для нас частью речи? –Как она называется?

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо узнавать их! Проверим себя!

5. Закрепление

1.Чтение текста (проецируется на экран; распечатанный, кладется на парты перед учащимися). (Читает ученик)

СКАЗКА О ПУГОВИЦЕ (СЛАЙД 1)

Шел человек по дороге и потерял Пуговицу. Падая, черноокая Пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.

«Неплохое жилье, – осмотревшись по сторонам, сказала Пуговка, – солнце не печет, ветер не холодит, дождик не мочит».

Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по Пуговице.

Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала Пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.

Глубокая неровная трещина проходила по самому ее сердцу.

(Ф. Нестеров.)

2. Беседа по вопросам.(вопросы даются на группу)

– О чем этот текст, какова главная мысль сказки?

– Найдите слова, обозначающие действия, которые совершала Пуговка.

– Уберите эти слова из предложений. Что получилось? Можно ли понять смысл сказанного?

– Как вы считаете, какое из этих слов обозначает основное действие, а какое – добавочное?

– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие добавочное действие?

– А от какой части речи к ним задаются вопросы?

– Есть ли при словах, обозначающих добавочное действие, зависимые слова? Назовите их.

– Можно ли изменить слова, обозначающие добавочные действия?

(Хорошо! Молодцы!)

Мы работали с текстом, отвечали на вопросы. А теперь откроем учебник на стр.77 и прочитаем правило в рамочке.

3.Соберем кластер и сделаем графическую запись правила в тетрадь.

Какая часть речи совершает основное действие? – глагол .

4. Запишите выражения. Найдите деепричастия, укажите основное действие-глагол.

Комментированная проверка по презентации

(СЛАЙД 2)

К какой части речи относятся и деепричастия, и глагол?(И деепричастия, и глаголы относятся к существительному Пуговка .)

Ребята! Как вы думаете, для чего нужны деепричастия в художественных произведениях

1.Устное выполнение упражнения 159 ,назвать главные члены предложения, указать слова, обозначающие основное и добавочное действия.

2. Ребята, перед вами необычное стихотворение английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад». (СЛАЙД 3)

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Что в этом стихотворении показалось необычным?

На что похоже само стихотворение образно?

Кто из вас видел настоящий водопад? Слышал его шум?

Какие слова в стихотворении помогли это сделать? Попробуем обойтись без них.

Какую же роль они играют? (Дорисовывают основное действие, делают речь более точной, яркой, выразительной, живописной)

Какой можно сделать вывод? Используя деепричастия как дополнительные действия, автор показывает зрительные и слуховые представления, чем достигает более полного и правильного изображения водопада.

Исследовательская работа .

Итак, приступим к исследованию темы «Деепричастие как самостоятельная часть речи Перед вами картинка: папа-глагол, мама – наречие, ребёнок – деепричастие. Почему они вместе? (СЛАЙД 4)

А теперь послушайте сказку « Отцы и дети». (Инсценирование сказки.

Действующие лица- Глагол, Наречие, Деепричастие)

Жила-была семья: папа-глагол, мама-наречие и дочка деепричастие. Все дети в той или иной мере повторяют своих родителей. Деепричастие- не исключение. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с глагольным вопрос (что делая? что сделав?) .
С Наречием Деепричастие роднит его способность оставаться неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается на вопросы Наречия (как? каким образом?) , а в предложении является, как и Наречие, обстоятельством и обозначает цель, причину, место, время, образ действия.
Но все дети, вырастая, стремятся к самостоятельности. Вот и Деепричастие туда же.
– Я вполне самостоятельная часть речи! Требую соответствующего отношения и места в системе знаменательных частей речи! – громогласно заявляет Деепричастие, шокируя родителей.
– Что ты, что ты! Ты всего лишь одна из моих форм! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что-нибудь!
Но Наречие молчит. Оно не вмешивается в дела языковые, оно всегда неизменно и постоянно. И свою неизменяемость оно ценит превыше всего...
Извечный спор отцов и детей. Вечная проблема самостоятельности и независимости...

Давайте вспомним морфологические признаки глагола и наречия

(СЛАЙД 5)

- На чьей стороне мы в этом споре: глагола, наречия или деепричастия? Давайте выберем общие черты деепричастия.

Самостоятельная работа по учебнику.

Давайте обратимся к учебнику и проверим наше предположение.

Прочитайте самостоятельно материал о деепричастии и составьте рассказ об этой части речи. (стр.76)

Проверьте себя (СЛАЙД 6)

Подведение итогов урока

О какой части речи мы сегодня говорили?

На какие вопросы отвечает деепричастие?

Какие признаки глагола имеет?

Какие признаки наречия имеет?

Чем выражается в предложении?

Чтение стихотворения о деепричастии

Деепричастием себя называю,
Добавочное действие обозначаю,
На вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? КАК? Я всегда отвечаю,
Совершенного и несовершенного вида бываю,
Сказуемое – глагол поясняю.
В предложении обстоятельством себя являю .

А теперь выполним тестовую работу

Итоговый тест

1. Какое из слов не является деепричастием ?

2. Какое из слов является деепричастием ?

а) быстро;

а) говорил;

б) весело;

в) смеясь;

в) улыбался;

3. Найдите слова с ударением на третьем слоге

а) балуясь;

а) облегчив;

б) черпая;

б) прибыв;

в) углубившись.

в) закупорив.

4. Подберите синоним к фразеологизмам

а) сломя голову;

а) не разгибая спины;

б) засучив рукава.

б) положа руку на сердце.

(СЛАЙД 7) (Проверь себя!)

Рефлексия

Оценивание учащихся. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и прощу подумать о том, как прошел для вас урок.

(СЛАЙД 7)

Домашнее задание: (творческое задание) 1) написать стихотворение (текст) с использованием деепричастий;

2) составить тест «Третий лишний» по нахождению деепричастий и определению их морфологических признаков;

3) выполнить всем упр.160